К обеду прибыли к замку Шенонсо.
Аудиогид на русском (iPod от Apple). На 90 минут полностью отключаешься от действительности и переносишься в средние века.
Очень понравилось.
Подивились скоротечности экскурсии группы наших соотечественников, которые буквально бегом пронеслись по замку и убежали на дегустацию -)
Мы уже знакомы с этой процедурой по прошлому году, и смотрим на них с сочувствием.
Устроил соревнование со смотрителями замка под названием "убеги от смотрителей со штативом".
Как результат - удалось отснять интерьер замка.
Успели заскочить в офис по туризму и взять карту района.
Ночевали в кемпинге на берегу реки Шер в 2 километрах от замка.
17 Сентября (Vallee du Loir, Amboise, Azay le Rideau)
Ознакомившись с картой решили скорректировать маршрут и заехать в Амбуаз.
20 минут пути - и мы оставляем машину на берегу Луары и направляемся в замок.
В замке падаем на хвост русской группе с хорошим гидом похожим на Розенбаума (в молодости :).
Гуляем после экскурсии в парке и направляемся в дом-музей Леонардо Да Винчи.
Около 15 часов выдвигаемся в направлении последнего в нашей программе замка - Азай де Ридо.
Успеваем туда до закрытия, бегло осматриваем его и продолжаем движение в направлении побережья Атлантики.
Ночуем в зоне отдыха на платной дороге.
18 Сентября (Nantes, Pointe du Raz)
Заезжаем в Нант, пытаемся пополнить запасы газа для горелки. Безуспешно, но прогулка по центру города очень понравилась.
Начали знакомство с сидром. Сидр нас зацепил!
В офисе по туризму берем карту района, и выезжаем в направлении мыса Ра.
Увидели океан и через пару километров заблудились.
Выехали к забавной свалке металоломных скульптур.
Добрый местный дедушка берет машину и выводит нас на нужную дорогу.
Посещение музея Сидра нас разочаровало - цены в 6-7 раз выше чем в супермаркете. Однако туристы из автобуса - в восторге - берут по нескольку бутылок.
Проехав Лескофф мы оказываемся уже непосредственно на мысе. Время около 18 часов. Платная стоянка, с оплатой на выезде. Машин мало.
Берем куртки и фотоаппаратуру и направляемся к самой западной точке континентальной Франции - мысу Ра (Pointe du raz).
Ежевика вкусная.
Минут через 15 прогулки выходим к прибрежным скалам и, миновав табличку об опасности дальнейшего пути, устремляемся к воде.
Сила ветра и приливного (или отливного) течения впечатляют. На горизонте маяки и далекий остров. Провожаем солнце.
К машине вернулись в темноте.
На выезде открытые шлагбаумы и закрытые кассы.
В Лескоффе сворачиваем к океану и ставим палатку в 20 метрах от берегового обрыва.
Ночью ясно.
Лежа в палатке наблюдаем окрестные маяки и корабли.
Nantes - красивый и интересный город
Морская Божья Матерь
Самая западная точка континентально Франции - Pointe du raz
Приливные течения. Видимо там много чего вкусного проносит - рыбачат там активно.
Как говорится, смеркалось :-)
Закат на Pointe du raz в исполнении монокля
Мы фотографировали солнышко...
а Петя успевал еще и нас сфоткать...
Прибой
19 Сентября (Pointe du Raz, Ploumanach)
Утром, проезжая мимо знакомой бухты, на зеркальной глади которой вчера вечером рядочками стояли катера мы познакомились с отливом.
Море вдалеке.
На дне редкие лужи.
Катера и яхты лежат на пузатых боках.
Местные с ведрами и тяпочками ковыряются в своих морских грядках, собирают улиток.
Очень необычное зрелище.
Долго гуляли босиком по дну.
В одном из маленьких городочков взяли в морепродуктовом магазине мешок креветок, запаслись сидром, мягким сыром,
багетом и начали движение вдоль побережья на север.
Встретили закат на берегу розового гранита.
Ночевать остановились в зоне отдыха бесплатной дороги на самом берегу океана.
Вечерний Мон Сен Мишель
20 Сентября (Saint-Malo, Cancale, Mont-Saint-Michel)
Выехали утром около 9 часов и вскоре приехали в Сен-Мало.
Обнаглели и заехали в самый центр старого города.
Нашли брешь в стене машин и пытаемся запарковаться.
Подходит пожилая женщина и зовет парковаться на ее место - мол он уезжает и место освобождается. Спасибо ей.
Заплатили несколько евро в парковочный автомат, положили чек под стекло и пошли гулять по городу, пляжам, набережной.
Окло 14 дня выдвинулись в направлении Мон Сен Мишеля.
На обед заехали в Канкаль.
Меню обеда, я думаю, в представлении не нуждается - конечно же устрицы с мюскаделем.
Вообще устрицы Канкаля оставили самые приятные кулинарные ощущения из всех за поездку.
К вечеру добрались до Мон Сен Мишеля.
Остров был в таинственной дымке.
Его посещение мы решили оставить на следующий день.
На ночь сняли комнату с завтраком в одной из окрестных деревушек. Очень положительные впечатления. Гораздо приятнее и интереснее чем в отеле.
Этрета. Поздний вечер.
21 Сентября (Mont-Saint-Michel, Camembert, Etretat)
Первую половину дня мы потратили на Мон Сен Мишель. Замечательные "заливные" стоянки :)
Часам к 12 начался отлив и мы обошли остров пешком снаружи.
По пути в Этрету, мы посетили деревню Камамбер. Музей фабрики "President" и музей сыра "Camembert".
К закату добрались до Этреты. Волшебное место. Гуляли до темноты.
Место для ночевки нашли около маяка.
22 Сентября (Etretat)
Весь день гуляли. Фотографиорвали. Купались. Прервались на обед и сончас.
Когда стемнело - поужинали и решили выдвинуться в направлении Парижа и Версаля.
Выехали на платную дорогу. До Парижа 200км. Остановились ночевать в зоне отдыха.
Этрета.
А это вид в другую сторону. Монокль
На эти белые скалы можно зайти по тропиночке и отдохнуть.
А можно подойти к краю, глянуть вниз и поймать диагональ :-)
Еще один пейзаж "доработанный" моноклем.
Отправившись на прогулку по берегу, надо не забыть посмотреть расписание приливов!
Около воды скалы какие угодно - только не белые :-)
Лестницы старые, но крепкие
Петя и Кораблик
Лиза
Береговые сталагмиты...
и прочие неровности, в которых можно даже искупаться :-)
вот.
Закат
23 Сентября (Versailles, Paris)
Уже за 150 километров ощущается приближение к мегаполису. Количество машин возросло.
Развязки уже через каждые 10 км.
Помогла карта выданная в Europcar'e. Ориентируясь по ней и по атласу добрались до Версаля.
Взяли аудиогид.
Походили, посмотрели.
Особого впечатления не произвело.
Пообедали и выдвинулись в сторону бульвара Переферик.
На въезде на бульвар, штурман убедил меня совершить поворот :)
В итоге мы сделали круг почета по бульвару и успешно съехали с него в районе Берси (Bercy)
После некоторых консультаций распутали развязку и добрались до отеля Etap в бизнес центре Bercy-2.
Устроились в номере. Перетащили вещи. Вещей много :-\
На мои предложения поехать и сдать машину прямо сейчас, общественность отреагировала душем и перекусом.
Когда вышли обнаружили штрафную квитанцию за неправильную парковку выписанную 10 минут назад. Под колесами виднелось полустертое слово "Taxi".
Машину нам нужно было вернуть на стойнку у Лионского вокзала. С трудом, но осилили.
Без машины проще, но дольше. От Лионского вокзала до отеля 40 минут пешком.
24 Сентября (Paris. День первый)
Совершили обзорную прогулку по Парижу.
Опера, Вандомская площадь, Елисейские поля, Триумфальная арка, сад Тюильри, площадь Конкорд, дом Инвалидов.
25 Сентября (Paris. День второй)
Сакре Кер, Монмартр.
26 Сентября (Paris. День третий)
Музей Орсе, Лувр, остров Сите, Сорбонна, Пантеон.
Эйфелева башня ночью
27 Сентября (Paris. День четвертый)
Дом-музей Бальзака, Ночная Эйфелева башня
28 Сентября (Paris, CDG, Екатерибург)
Окончательно уложили вещи.
Еле-еле дошли до метро.
Пересели на RER.
В аэропорт прибыли вовремя, но вот наши доблестные авиаторы опять задержали вылет из е-бурга, поэтому расписание все "поехало" и в итоге задержка получилась часа на 4.
По дороге в Челябинск меня укачало.
Началась адаптация к плохим дорогам.
Планирование маршрута
После экскурсионного тура по Италии в декабре 2004 года нам мучительно хотелось 2 вещи:
Провести следующий отпуск в Европе
Быть самостоятельными в выборе маршрута и не зависеть от туристических компаний
Учитывая специфику активного отдыха к которому мы привыкли, мы условно разделили наш отдых на две части - спортивную и культурную.
Спортивная часть включает в себя кольцо из 3х перевалов (Col Du Chardonnet, Fenetre De Salenia, Col Du Tour), как нам казалось по описаниям - 1б к.с. (горнотуристической российской классификации) плюс Мон-Блан по летней классике (Gouter route).
Культурная часть - Музей альпинизма в Шамони, Замки долины р.Луара (Шенонсо, Амбуаз, Азай де Ридо), Бретань (мыс Ра, Берег Розового Гранита, Сен-Мало, Канкаль, Монт Сен-Мишель), деревня Камамбер и музей сыра Камамбер, Нормандия (Этрета), Версаль, Париж.
Выбранная программа и расписание авиарейсов Екатеринбург-Париж-Екатеринбург, определили продолжительность поездки - 22 дня.
Сроки поездки (7 - 28 сентября) были выбраны из соображений комфортной для нас (привыкших к теплому малоснежному уральскому лету) температуры воздуха, меньшего количества людей, сниженных цен в кемпингах.
Желаемая продолжительность поездки определила способ получения виз - самостоятельный, без участия туристических агентств.
Заполненная на английском языке анкета консульства (2 экз.)
Оплаченная бронь NOISY LE GRAND с 7 по 9 сентября
Бронь кемпинга Les Rosieres в Шамони
Бронь отеля Etap в Париже
Справка с места работы с з\п за последние 3 месяца и указанием что в указанный период человек имеет очередной отпуск
Страховка на период пребывания
Выписка со счета карточки VISA Classic
Бронь авиабилетов
Фотографии 2 штуки 3,5х4,5 цветные в светлой одежде на белом фоне
Исходя из некоторой горной тематики нашего путешествия, в страховку был вписан период нашего пребывания в горах (8.09.2005-17.09.2005 Mountain Sports). За этот период мы платили за страховку по повышенному коэффициенту. Общая стоимость страховки на 22 дня на 1 человека составила порядка 750р.
Так же дополнительно нами были сделаны следующие документы подтверждающие наши намерения и горную квалификацию:
Письмо из Челябинского турклуба (состав группы, сроки пребывания, маршрут)
Приглашение от турклуба из Шамони - я нашел человека из Горного Клуба Шамони и он согласился сделать нам приглашение, которое прислал бумажной почтой
При записи на подачу досье в посольство Франции в Москве нужно учитывать такой ньюанс:
официально запись ведется за месяц, но если попытаться записаться 10 числа на 10 число следующего месяца, то они попросят перезвонить в конце месяца. Дело в том, что табель на следующий месяц в посольстве начинают заполнять только с 22-25 числа текущего месяца.
Учитывая возможность представлять в посольстве документы за супругу, мы со штурманом купили 2 билета Челябинск-Москва-Челябинск (4000р на человека) на 1 августа
В посольстве были записаны на 1 августа 11 часов 21 минуту в окно №5.
Прилетели утром в Москву, прыгнули на домодедовский экспресс, избегая очередей в кассу метро на Павелецком вокзале купили у перепродавцов билеты на метро и уже в половине десятого утра прибыли к двум дверям французского посольства.
Опираясь на знания коллективного разума конференции авто.ру встали в короткую очередь для тур.агентств (в другую дверь была очередь около 60 человек) и в 10 часов вошли внутрь. Я остался стоять очередь в кассу а штурман нашел нужное окно и занял очередь там. В 11:05 подали документы молоденькой девушке, которая замечательно говорила по-русски. Она начала внимательное изучение документов. Мы комментировали. На середине просмотра, прочтя приглашение, она, очевидно, приняла решение и занялась сортировкой документов на нужные и ненужные. Попробовав затолкать полученную пачку в степлер она расстроилась и отложила в пачку не нужных все копии пустых страниц паспортов. Вернув документы, она попросила нас ожидать виз в холле. На часах было 11:30.
Наслаждались вариантами произношения французами русских фамилий мы около часа. В 12:30 услышали свои и получили 3 загранпаспорта с визами на требуемый срок. Vivat Франция!
При бронировании, переходил на сайт EuropCar'a с сайта отелей Etap после бронирования номера - все это ради скидки.
Бронировал Peugeot 206, 3 двери, без кондиционера.
Получили - Volkswagen Fox - дизельный, с кондиционером.
Проблем с правами не было - подошли обычные. Франшизу уменьшать не стали. Все оформление заняло не более 10 минут.
Машина понравилась. Если вещей немного - то можно вполне комфортно перемещаться вчетвером.
Общий пробег составил 2130км.
В небольших городках мы обычно парковались около офисов по туризму или мэрии - там как правило есть вместительные парковки. Хороший метод поиска места - поиск от центра - сначала заехать в самый центр города или максимально приблизиться к нужному объекту, а потом отъезжая от него искать место. Так в Сен Мало у нас получилось запарковаться в самом центре старого города.
У нас был первый опыт общения с французскими дорогами. Освоились часа за 3. Все понятно и несложно. Очень много кольцевых развязок. Если место выезда неочевидно - можно поездить кругами, подумать. Проехали однажды около 20 кругов :)
Прониклись прелестью платных дорог - это с одной стороны быстро, с другой стороны - есть где переночевать (см. жилье).
Жилье
Из 27 ночей:
- 5 ночей в кемпинге (Шамони + долина Луары)
- 5 ночей в отеле (в Париже)
- 1 ночь в снятой комнате в деревенском доме (около Мон Сен Мишеля)
- 16 ночей в палатке
Кемпинги:
Примерная стоимость за машину, палатку + 3 человека - 20 евро за ночь
Отель:
Трехместный номер - около 50 евро за ночь. Ничего особенного - постельное белье - меняют, все аккуратно.
Комната:
Очень забавно! С нас взяли 45 евро за комнату с 3 спальными местами и завтрак. Без Лизиного французского договориться было бы трудно
(но разговорник наверняка бы спас :) Очень интересно и необычно обустройство дома небольшого аграрного комплекса по соседству.
В Бретани и Нормандии это, на мой взгляд, наиболее познавательный и приятный способ проживания.
Объявлений о сдающихся комнатах немало.
Палатка: Bask Garhwal 3
Отзывы самые лучшие, однако нужно помнить о регулировке вентиляции, иначе наружная палатка будет в конденсате.
В Шамони жить в палатке можно выше 2000м над уровнем моря.
В остальных частях Франции запретов на установку палаток мы не встречали, но и не располагались в неразумных местах.
Во время переездов - замечательное место для ночевки это зоны отдыха на платных дорогах (не те, что c магазином и заправкой, а те, где только туалетный комплекс).
Такая зона отдыха представляет собой участок примерно 300 на 100 метров в стороне от магистрали.
В центре участка - туалетный комплекс - женская, мужская, детская часть, технический кран, горячая вода, радио.
Стоянка на 10-15 автомобилей, иногда детская площадка и 5-7 зон с каменным столом и скамейками разделенные живой изгородью.
Ближе к вечеру мы выбирали такую зону отдыха максимально удаленную от дороги и располагались на траве с палаткой.
Отдельно хочется раскрыть туалетно-банную тему…
Как же эти французы над русским человеком издеваться горазды…
Причем разные туалетные системы по-разному устроены - чтобы посетители не расслаблялись видимо…
Вот скажем сядешь в туалете, сосредоточишься, а тут вдруг как зашипит, как польется вода из всех стен по периметру - тут то весь процесс сразу и завершишь… Оказывается фотодатчик замкнулся из-за ерзания твоего… Никакого удовольствия.
Или, скажем, никто тебя не спугнул, все получилось - а не льется. Уж и так повертишься и так чтоб этот фотодатчик замкнуть - все в пустую. Ты - заветную кнопку искать, чтобы процесс должным образом завершить - а нет такой кнопки. Вообще никаких кнопок нет. Но ведь как-то не культурно так все оставлять, но что поделаешь… Cоберешься уйти, ручку дверную повернешь - и вот оно счастье - шипение и вода отовсюду - главное выскочить успеть.
В следующий раз ты уже спокойно в конце дверь открываешь, выскакиваешь - ан нет - не течет ничего. Осторожно так обратно заходишь, дверь не закрываешь - может кнопку не заметил - и тут ни с того ни с сего опять как польется отовсюду - видимо это продвинутая система - после открывания двери задержка некоторая чтобы люди не пугались…
A вот, скажем, душ. Самый гуманный из них - это когда один вентиль и одна лейка. Но лейка жестко вмурована в стену на уровне моего плеча. Направление потока воды изменить практически не удается (Кемпинг в Шамони).
В кемпинге около замка Шенонсо было интереснее.
Маленькая кабинка с символической перегородкой для вещей.
Все та же лейка на уровне плеча, 2 вентиля - холодная и горячая вода + кнопка.
Нажимаешь кнопку, настраиваешь температуру, вода перестает течь, нажимаешь кнопку, сгибаешься
чтобы поместиться под лейкой, вода перестает течь, намокнуть не успел, разгибаешься, повторяешь предыдущие действия до полного намокания,
намыливаешься, нажимаешь кнопку, сгибаешься, пытаешься успеть смыть мыло,
вода перестает течь, разгибаешься, нажимаешь кнопку, во всем комплексе выключается свет
(ночь, видимо фотодатчик подумал что никого в комплексе нет :), вода перестает течь, на ощупь нажимаю кнопку,
с криком отскакиваю от потока кипятка, роняю вещи, вода перестает течь, в ночной тиши поднимается красиво подсвеченный
лунным светом пар и слышно как снаружи кто-то набирает воду. Очевидно холодную.
Ничего, утром, выдернув из
рюкзака стропу с трехщелевой пряжкой я заблокировал кнопку в нажатом положении и помылся без проблем :-)
В раковинах беспрерывная добыча воды была налажена нами быстро, но тоже - наблюдалась некоторая эволюция подходов.
Итак кран, раковина.
Если кнопка есть - то нужно просто приноровиться нажимать ее с той частотой которая с одной стороны обеспечивает беспрерывность водяного потока, с другой стороны чтобы не утомляло.
Если кнопки нет. И нет привычных вентилей. Наученные туалетами - начинаем подозревать фотоэлементы. Нужно только определить их местоположение - иногда они расположены удачно и удается прислонить тюбик зубной пасты и умыться в привычном режиме.
Наиболее интересный вариант - это просто педаль включения подачи воды где-нибудь вдалеке под раковиной - умывание проходит в позе легкого реверанса - попробуйте чуть присесть, вытянуть одну ногу вперед и в такой позе умываться :-)
Ничего плохого на самом деле в адрес французских общественных туалетов - просто непривычно :)
Бюджет и затраты
Основные статьи расходов (в евро)
Перелет Екатеринбург-Париж-Екатеринбург - 440е (включая аэропортовый сбор) на 1 человека
Аренда автомобиля на 17 дней - 380е
Топливо + платные дороги - 320е (на 2200км пути)
Проживание в отеле Etap - 220е за трехместный номер за 5 дней проживания
Все путешествие обошлось примерно в 1200е на 1 человека.
Мы считаем, что как экономия средств, вполне оправдали себя привезенные из России продукты питания - все основные блюда мы готовили самостоятельно, покупая только напитки, сыр, багет и спешиалитеты.
Это позволило с одной сторны в любом подходящем месте организовать полноценный прием пищи, а с другой - даже в номере гостиницы в Париже успешно готовить на газовой горелке наш любимый увельский плов :-)
Выводы:
Пленка во Франции существенно дороже - лучше брать с запасом по количеству.
Штатив слишком мягок - с тяжелым объективом или на ветру - бесполезен.
Переходник для глаза рыбы не обеспечивает нужного положения объектива (не хватает резьбы) - часть несъемной бленды в углу кадра.
Фильтры для гор (хотя бы UV0) - необходимы.
У Пети - Canon EOS 300D со штатным объективом Canon 18-55
Если аккумулятор прятать на тело - то вполне работоспособен при низких температурах - зависал кажется всего 1 раз.
Источники информации
Информацию и вдохновение по спортивной части мы черпали из отчета "Мон Блан Блин" и книги "ed climbs of the Mont Blanc massif" Griffin (volume 1,2).