Автор: Игорь Очеретяный, г.Днепропетровск

Переправа, переправа, берег левый, берег правый…

Читайте на Mountain.RU статьи Игоря Очеретяного:
Притяжение Безенги
Большое Сидение или Что делать в непогоду…
Тетнульд-2001
Камушки на тропе
За мгновение до…

«Приключения – хорошо закончившиеся неприятности»
С.Положай (перефразируя какого-то классика)

А было дело так. Второй день похода. Идем мы, значит, левым берегом Черека-Балкарского. Уже и слияние Дыхсу с Карасу прошли, к мосту через Дых-су приближаемся. От моста к нам спешат двое, в камуфляже и с АКМ-ами. По-граничники, значит. Подбегают, приветствуют, к командиру пройти просят. Для проверки соответствия наличию. А мы и не против. Все равно нам туда, согласно нашему же плану похода.

Перешли Дыхсу по мостику, по тропе дошли к Карасу. Вид бешено мча-щейся воды впечатляет. Над рекой натянут трос, на нем – стальное кольцо в четыре витка из проволоки «шестерки». На кольце привязана «стандартная» ВЦСПСовская альпинистская беседка. На обоих берегах реки собралось отделение пограничников, словами и делом готовых помочь в переправе «нарушителей» к товарищу лейтенанту. Когда с их помощью на правый берег Карасу переправились Галка и ее Влад, подошла очередь переправляться второму нашему Владу.

Я в это время внимательно просматривал участок реки непосредственно под и ниже переправы. Очень мощный поток темно-серого цвета (не зря же река называется Карасу, в переводе с тюркского – Черная вода) с ревом обтекал огромный камень прямо посередине русла и посередине переправы. Ниже него – "бочка", еще ниже – относительно ровный участок реки, за которым в реке появляются крупные камни. Ниже по течению переброшены 2 бревна – видимо погранцы хотели более надежную переправу навести. Ну и уже ниже бревен "наша" Карасу сливается с еще более "бешеной" Дыхсу, и образовавшийся таким образом Черек-Балкарский устремляется в неблизкое путешествие к Каспийскому морю.

И вот, рассматривая все это, я, неожиданно для себя, ни с того ни с сего предложил Владу: "А может, давай я сейчас пойду?". На что он легко согласился. Возможно, именно это и определило благополучный исход описываемого происшествия.

Вдевши себя в стандартную альпинистскую беседку и прицепившись к тросу, я, аки тот волк из "Ну, погоди!" (я даже песенку из этого мультика про себя насвистывал!), спиной вперед уверенно двигался к противоположному берегу. Как вдруг… В общем, что-то там развязалось, и тело мое, легко рухнув вниз, погрузилось в бурную пучину. Видевший это Влад, который (кстати или, может, как раз наоборот - некстати?) не умеет плавать, сказал потом, что лысина его моментально вспотела, а сердце в пятки ушло…

Погрузившись же в пучину, я больно (как потом выяснилось) ударился левой коленкой, и тут же, подхваченный потоком, был плавно перенесен за тот самый огромный камень в ту самую «бочку». Голубое небо, в широко раскрытых от «восторга" глазах, быстро превратилось в темно-серую мглу. За ненадобностью глаза я закрыл, а сам начал ждать, когда же меня на дно опустит. Ну, типа, я от него оттолкнусь, вынырну и самоспасы начну. Подождал я так, подождал, но не дождался. Вишу в толще воды и ни туды, и ни сюды. А воздух-то в легких помалу в углекислый газ превращается… А дышать-то, да что – дышать, жить-то хочется!

Короче, долго ли, коротко ли, но, видимо, инстинктивно сделал я гребок широко раскинутыми руками, подхватило после этого меня течение да и вынесло на поверхность. Ну, тут уж я вспомнил все: и где я, и что где находится, и что плаваю-то я с самого детства ( то есть очень хорошо), и что ниже по течению такие себе "приятные" бревна через реку переброшены, попасть под ко-торые и застрять там навсегда очень уж не хотелось…

Заработав отчаянно руками и ногами, попытался я поплыть к тому берегу, куда недопереправился (в самом деле – не переправляться же потом еще раз!). И даже немного преуспел в этом. Во всяком случае, выгреб на более мелкое место (чуть глубже, чем по пояс). Попытка встать на ноги успехом не увенчалась – опять понесло. Но тут уж все было делом "техники", как говорится.

Рванулся я к желанному берегу, вынесло меня на камушки, да прямо к бревнышку, что через реченьку. А тут и пограничники подоспели – стоят в воде прямо в форме, руки протягивают, со счастливым прибытием на конечную станцию поздравляют. А то, говорят, трое предыдущих "переправлянтов", сгулявших, как и я, в реку, обычно застревали на камнях посреди реки. А их по-том, скрюченных и шибко посиневших, чуть не подъемным краном доставали – ну не могли они сами к себе страховочный конец прикрепить. Вода-то ледя-ная…

Но самое оригинальное, наверное, было то, что, как только я вышел на берег, командир погранцов, лейтенант молоденький, тут же попросил у меня пропуск в погранзону предъявить. Бдительный, блин…

P.S. Понятно, что в описываемом случае при переправе была допущена (и даже не одна) ошибка. Сделав соответсвующие выводы, группа при повторной переправе через ту же Карасу, через несколько дней, уже переправлялась хоть и по тому же троссу, но с подстраховкой основной веревкой, в собственных системах, с использованием для крепления к троссу собственных карабинов. Повторная переправа прошла без каких-либо происшествий. Поход, в целом, тоже.

RE Переправа, переправа, берег левый, берег правый

Игорю спасибо за публикацию. Немного вернулся в 1980 год, когда еще там пограничников обнаружить было очень трудно. Проходил по турмаршруту в группе "чайников" от Нальчика до Поти через перевал Гезевцек. О цифровых фотоаппаратах тогда и не мечтали, остались несколько слайдов. Возле Северного приюта ( на снимках из космоса в Google Eart видны только остатки его фундамента) был хороший мост через речку. Поэтому купания удалось избежать. Если есть еще снимки пейзажей этой местности - просьба их выложить для всеобщего наслаждения