Автор: Пашук Евгений, г. Махачкала

г. СЕЛЬДЫ (3664 м) по центру западной стены.

Восхождение команды Дагестанского государственного университета

Первопрохождение.

Паспорт восхождения

1.      Район 2.10, Кавказ, Горы Дагестана, ущелье р.Чехычай.

2.      Сельды, 3664м., 5Б к.тр., по центру западной стены.

3.      Предлагается 5Б к. сл., первопрохождение.

4.      Характер маршрута : скальный

средняя крутизна центральной части стены 830 (от R2 до R8),
      протяженность участков V к. сл.-65 м., VI к. сл.-80 м.,
      пройдено на ИТО-80 м., сложностью А1-0 м, А2-80 м, А3-0 м.,
      в том числе пройдено на скайхоках-30 м.

6.      Оставлено крючьев на маршруте - 9:       скальных - 4

шлямбурных крючьев - 26/21
      из них стационарных - 4/0
      Использовались скайхоки (раз) - 28
      Использовалось всего искусственных точек опоры (ИТО) – 73.

8.      Ходовых часов команды – 32,
      дней – 4
      Время работы «первого» на маршруте – 28 часов.
      Из них предварительной обработки - дней 2, часов – 11.

9.      Ночевки: 1-2-я в АВС под стеной в палатках (3050 м) 3-я в «гроте» сидячая, (3395 м).

10.      Руководитель: Пашук Евгений Григорьевич – КМС
      Участники: Нурбагандов Гаджимурад Мусаевич – МС Мазанов Тагир – 1сп.р.

11.      Тренер: Группа готовилась самостоятельно.

12.      Предварительная обработка: 01.07. 2004-02.07.2004

13.      Выход на маршрут 03.07.2004.
      Выход на вершину 04.07.2004.
      Возвращение в базовый лагерь (с. Куруш) 04.07.2004.

14.      Организация: Дагестанский государственный университет.

ОБЗОР РАЙОНА ВОСХОЖДЕНИЯ
Сельды 3664 м. по центру западной стены.

Г. Сельды это высшая точка западного плато массива Ерыдаг- Ярудаг, расположенного в Северо- Восточном отроге ГКХ, на границе России и Азербайджана. Сам отрог составляет практически единое плато с г. Ярудаг (4116 м) и г. Шахдаг, расположенных в Азербайджане. Западное плато массива обрывается в долину р. Чехычай стеной, являющейся западной частью стены г. Ерыдаг (3925 м), протянувшейся 15 километровой неразрывной дугой от перевала Гиль на СВ до перевала Курушский на Юге. В Дагестан обрываются стены высотой в 300-1100 м. Стена сложна метоморфизированными известняками. Климат в районе засушливый, наибольшое количество осадков в мае-июле. Зимой морозная сухая погода с периодами сильных ветров и осадков. Большая проблема на стене – отсутствие воды, может возникнуть даже зимой.
   Заезд в район восхождения из г. Махачкала по федеральной трассе “Кавказ” на юг до сел. Ново- Гопцах (180 км), далее направо, вверх вдоль реки Самур до сел. Усухчай (Райцентр Докузпаринского района) (225 км, 700 м, н. у. м.). Затем налево по грунтовой дороге вверх вдоль реки Усухчай до сел. Куруш (250 км, 2500 м). Дорога занимает 6-8 часов. От сел. Куруш спуститься по тропинке к впадению справа в Чехычай реки Сельды (2250 м), правее на левобережной террасе расположены кунги базы “Ерыдаг” Дагестанской Республиканской ПСС МЧС России (30 мин.). Возможен объезд на машине.

Подход под маршрут.
   От базы «Ерыдаг» через два моста выйти на правобережную террасу р. Сельды. По дороге вверх вдоль реки в обход зеленой куполообразной горы ( ) до глубокого сланцевого распадка с ручьем. Перейти ручей и двигаться по тропе в направление водопада Чараур, оставляя увал, идущий из под водопада, слева. Тропа ведет к ферме. Пересечь ручей, текущий справа от фермы, и двигаться вверх точно напротив центра Западной стены г. Сельды с характерным вертикальным внутренним углом. Здесь много удобных площадок, но вода есть только в родниках на уровне фермы и вблизи водопада. Лучше подняться до последнего взлета, заканчивающегося осыпью стены. Здесь, ниже осыпи на 50-60 м. есть родник. Под характерным красным угловатым валуном с черной вертикальной полосой удобные площадки – ночевка « Красный камень». Высота примерно 3100 м. От базы «Ерыдаг» 2-3 часа. От ночевок вертикально вверх по осыпи под внутренний угол стены. Здесь удобная защищенная полка – начало маршрута.
   Маршрут проходит по центру западной стены г. Сельды с максимальной для нее крутизной и протяженностью. Несмотря на относительно небольшую протяженность стенной части маршрута (265 м.) по причине высокой крутизны и сложности рельефа он требует для прохождения от команды полного набора технических и тактических навыков, а также настойчивости и веры в победу.

Тактика восхождения.
г. Сельды 3664 м, по центру западной стены.

На основании многолетних наблюдений за маршрутом, разведывательных выходов и опыта попыток прохождения, была выработана следующая тактика восхождения:Выход на обработку и на маршрут с ночевок «Красный камень». Заброска снаряжения и воды на широкую полку (R1-R2).
   Обработка маршрута до станции R5 или R6 (3 веревки) с заброской снаряжения и воды. При прохождении камнеопасных участков - полки R0, R1-R2, R4, камина и карниза R6 группа должна быть сосредоточена на соответствующей станции.

Тактика обработки:
   Прохождение участка R2-R3-R4:
   Двойка проходит участок R2-R3 с минимальным количеством снаряжения. Основное снаряжение и вода находятся в нише слева от R2. После организации станции R3 второй снимает станцию R2, выходит на станцию R3 и вытаскивает перильную веревку. После прохождения первым участка R3-R4 и организации станции R4, второй снимает станцию R3, выходит на R4 и вытаскивает перильную веревку. Перильная веревка сбрасывается от R4 l до R1. Таким образом исключается прохождение косых перил с рюкзаком и снижается камнеопастность, поскольку участники находятся под защитой большого карниза. Третий поднимает от R1 до R4 оставшееся на полке снаряжение и воду, затем спускается на R1.
   Прохождение участка R4-R5-R6:
   Прохождение первого ключевого участка было разбито на две части. Поскольку свободное лазание по отрицательной стене крайне затруднено и опасно, прохождение всей стены до грота потребовало бы неразумного количества шлямбурных крючьев. Движение справа налево в обход нависания. Для снижения камнеопасности запланирована организация второй станции у основания нашлепки «Сердце». После организации первым висячей станции R5, второй налегке проходит участок R4-R5, спрямляя перила, затем спускается на полку R4 дюльфером. После прохождения первым участка R6, он организует под карнизом большого грота станцию R6 и спускается до R5, снимая промежуточные крючья. Точка закрепления перил R5 остается для снижения риска от камнепада.
   На этом обработка маршрута заканчивается. По практически вертикальным трем перильным веревкам группа спускается от R6 до R0 и далее в АВС. В результате обработки на стене висят три вертикальные веревки и почти все снаряжение заброшено на вторую полку.

Тактика восхождения:
   Выход из ABC рано утром всей группой. При прохождении перил первый идет налегке с нижней страховкой. Остальные участники с грузом идут обязательно с верхней страховкой. Группа собирается в защищенном от камнепада гроте R6. Начало работы на втором ключевом участке R6-R7 (нависающий внутренний угол) не позднее 10 часов. В случае непредвиденных трудностей планируется ночевка в гроте. Выход на плато не позднее 20 часов. Выход на вершину и спуск с нее возможен в сумерках.
   Группа выполнила основные тактические задачи.