Горы мира > Западная Европа >

Автор: Сергей Власенков, Рига

Татры

Читайте на Mountain.RU

Карта - схема Высоких Татр с лирическим отступлением и фрагментами путевых заметок
Новогодние реминисценции

Эти заметки адресованы начинающим горным туристам. Тем, кто хочет и может, но сомневается.

Я старался подробно расписать пройденные маршруты для того, кто в первый раз.

1. Предисловие.

Поездка в Словакию случилась экспромтом. Накануне праздника всенародного пьянства появилось желание удалиться на время из нашей замечательной страны. Старый знакомый, Сигизмунд Гроховский, вел группу на Казбек, что, при чрезвычайной привлекательности цели поездки, было чревато 2-недельным походом. Подумав, я счел это слишком долгим. Ничего готового в приемлемые сроки не предлагалось. Тут и появилась идея самостоятельной поездки в Словацкие Татры. Эти горы мне уже знакомы по поездке вместе с Сигизмундом в Закопане пару лет назад. Ничего сложного, вполне приемлемо для ленивого туриста. Материалов в интернете великое множество (наприм.: http://www.hantengri.org/content/view/106/29/, http://www.hantengri.org/content/view/103/29/). Языкового барьера нет. Цены приемлемые. Купил билет и полетел.

Немного о себе: 47 лет, абсолютно не спортивен, малоподвижная работа и, соответственно, избыточный вес, небольшой опыт походов в горы. Уверен в себе, характер стойкий, нордический.

2. Дорога.

Высокие Татры начинаются с Попрада. Летит туда ČSA . Коннекшн довольно плохой: Рига-Прага в 6 утра, прилет в 6.40 по- местному. Затем 5 часов до следующего рейса. В город ехать еще рано, все закрыто. А провести столько времени в аэропорту тоже невесело. В 11.40 самолет до Кошице, и оттуда маленький бусик везет меня 2 часа до Попрада. Есть другой рейс, в 15.10 из Риги, с одной пересадкой в Праге и полетом прямо в крошечный аэропорт Попрада. Я отказался от этого пути из-за позднего прибытия, почти в полночь, а ведь надо еще как-то добраться до места жительства. Т.о. я в Попраде около 15.30, покупаю билет на вокзале до Ломницы Татранской, 20 минут поездом и - готово. Т.о. в дороге 11 часов. В следующий раз надо будет поискать другой путь, м.б. через Краков.

3. Проживание.

Еще дома просмотрел возможные места проживания в интернете. Показалось дороговато. По опыту поездки в Польские Татры решил искать аккомодейшн на месте, в частном секторе или пансионах. Это было ошибкой. Польской предприимчивости здесь нет и в помине, или государство полностью зарегулировало частный бизнес, но частного сектора я не обнаружил вообще. Только раз за все время на вокзале Ломницы подошел, боязливо озираясь, субъект алкогольной внешности и шепотом поинтересовался, не нужно ли жилье. Предлагал комнату с питанием за 400 крон. Это около 8 еур в сутки. Спасибо, не понравился. В Словацких Татрах различают три сезона: зимний высокий, летний высокий (июль, август) и низкий. В конце июня я попал как раз на самый конец низкого сезона. Но, даже в это время, найти жилье без предварительной резервации нелегко. За 8 дней я поменял 3 пансиона т.к. свободных комнат нет. Первая ночь в пансионе Slalom, прямо рядом с вокзалом. Ночь с завтраком обошлись в 1200 крон (около 40 еур). Хорошее заведение портит только хмурая хозяйка, главным для которой было взять с меня предоплату и пораньше выпереть утром. Второй находкой был пенсион Villa Park , через дорогу от первого. Заведение поновее и получше, но и несколько подороже (1200 за ночь + 155 завтрак). Последние две ночи пришлось опять перебраться в третий пансионат Enzian. Этот во всех смыслах трубой пониже и дымом пожиже. При заезде девочка за стойкой назвала цену в 950 крон с завтраком, что, на мой взгляд, вполне адекватно. При окончательном расчете хозяин слупил 1500 за ночь. Скандалить не хотелось, пусть подавится. Тем более, это - единственное, что портит впечатление от поездки. Питание в Ломнице простое, деревенское. Гастрономических изысков я не обнаружил. В пансионе кормят недорого, но совсем слабо. Хорошо кормят там, где много народа. Я предпочитаю ресторан "Stara mama" у вокзала.

4. Горы.

Впервые видел такие маленькие горы. Обычно едешь через предгорья, затем вокруг становится все выше и величественнее. А тут, из Попрада, всю панораму охватываешь одним взглядом, не поворачивая головы. Просто игрушечные. Правда, несмотря на кукольность, это все-таки совершенно серьезные горы и жмуриков отсюда вывозят немало. Люди гибнут, в основном, по собственной глупости и неосмотрительности. Татры заполнены толпами людей всех возрастов, от пионеров до пенсионеров. В погожий день орды идут по популярным маршрутам. Кого только нет: накрашенные девицы в джинсах от Gucci, семьи с детьми, начиная с грудного возраста, дебелые пожилые дамы в пляжных шлепанцах и с хозяйственными сумками. Хуже всего маршруты, начинающиеся от подъемников. Гуляющая публика не любит долгих подъемов и предпочитает подняться кабинкой наверх и спускаться пешком. Дальше в горы количество гуляющих резко снижается. В горах, на основных тропах расположены домики ( Chata) , где можно покушать, спрятаться от непогоды и, в большинстве, остановиться на ночь. Если мест недостаточно, вас разместят в зале. В отличие от горных хижин французских Альп, никого на улицу не выгонят.

Передвижение вдоль гор очень удобное. Маленький поезд развозит по двум веткам . Центральный пункт Stary Smokovec и две конечные станции, направо и налево, - Lomnica Tatranska и Strbsko Pleso. Стоимость проезда по одной ветке в одну сторону 20 крон. Билет можно купить на станции или в поезде в специальном автомате, но в последнем случае надо иметь монеты. Погода. Сильное впечатление произвела гроза, обрушившаяся на Татры вечером 21 июня. Такого я еще не видел. Тропический ливень с ураганным ветром и почти непрерывными громом и молниями. Феерическая картина, очень живописная при наблюдении из-за закрытого окна. Но не хотел бы я попасть в такое на маршруте. На мой вопрос утром хозяйка пансиона сказала, что такие грозы в июне бывают часто, но успокоила, мол, грозы, как правило, после обеда, поэтому в горы уходят рано утром и возвращаются в 12-14. Должен сказать, что всю следующую неделю погода была прекрасная. Тем не менее, рекомендую всем, особенно начинающим, купить за 50 крон на месте словацкую горную страховку. Если что-то произойдет, путь спасения в Татрах только один - вертолет. Вас обязательно спасут, но потом, как во всей Европе, выкатят счет за работу, и очень немаленький. Страховка, если она есть, все покроет. Тропы в горах и на карте маркированы линиями разных цветов. Но, если поляки отмечают разными цветами маршруты разной степени трудности, в Словакии цвет не определяет сложность, просто определенное направление движения. Маркировка прекрасная, заблудиться очень трудно, особенно при том, что впереди и позади вас всегда видны какие-либо попутчики. Отсутствие одиночества в Татрах вам гарантировано.

5. Маршруты.

Первый день - разминочный. По рекомендации хозяйки Villa Park , чьи советы и в дальнейшем оказались очень полезными, взял короткий маршрут Stary Smokovec-Hrebienok-Rainerova Chata-Tatranska Lomnica. Общая продолжительность (по карте) 2 ч.30 мин. Подъем Stary Smokovec-Hrebienok пологий, вдоль линии подъемника, Hrebienok является просто домом отдыха в конце подъемника. Затем 15 мин. по ровной дорожке до Rainerova Chata , где взял вкуснейший густой травяной настой, который они называют чай. Его готовят во всех горных хатах. Горячо рекомендую.

Много раз наблюдал ситуацию, когда страдающие весом люди, с брюхом, переваливающимся через ремень, едва одолев часовой подъем, тут же бросаются за пивом, пивом и еще пивом. Боятся похудеть? На высоте организм быстро теряет воду и, конечно, необходимо ее восполнять. Но не алкоголем, даже слабым.

От Rainerova Chata пошел по синей линии в Tatranska Lomnica . Весь путь идет в лесной зоне. Состояние тропы - от хорошего до отличного. Напоминает увеличенную Сигулду.

Второй день начался со станции Štrbske Pleso. От Tatranska Lomnica до Štrbske Pleso около часа езды с пересадкой в Stary Smokovec . Очень красивое озеро с неимоверным количеством рыбы. Похоже, ее специально разводят. Тропа идет вокруг озера, затем синяя линия вверх до Chata pod Soliskom , по карте 1:30 ч . Встретил распальцованных россиян: "А че это тут. Пааайдем пааасмотрим. Ну, блин, вааще." В течение всей недели русские люди встретились только дважды - упомянутые уроды и, на третий день, классические ботаники, в очёчках и на тонких ножках, с огромными рюкзаками, палатками и спальниками (такого нигде больше в Татрах не видел ) . Судя по книге отзывов в пансионе, россияне приезжают зимой на лыжи. Немного.

С утра планировал поход часа на 4 с подъемом от озера 500 м до Chata pod Soliskom и - назад. Подъем очень живописный, идет по синей тропе вдоль опор подъемника (неработающего в это время года) и пересекает все классические альпийские зоны - от хвойного леса, через вечнозеленый кустарник, альпийские луга и до камней. Занимает полтора часа. Хата встречает чаем. Погода и настроение толкают на незапланированный подъем на первый в этот сезоне двухтысячник Predne Solisko (2117) . Подъем 280 м крутой, но настолько комфортный, что идут семьи с детьми лет 7, занимает 50 мин. Обратно спускаюсь к хате, затем иду вниз по желтой и красной тропам. Желтая тропа - трудная, очень размыта, зато ее сменяет красная, абсолютно ровная, посыпанная мелкой крошкой дорога. Как я писал выше, цвет маршрута не определяет его сложность. В другом месте может быть абсолютно наоборот - желтая легкая, а красная почти непроходимая. Планируя выход, надо смотреть продолжительность во времени, указанную на карте. Второй день занял 5:30 ч.

Третий день. Авантюрный. Под впечатлением вчерашних успехов нарисовал большой маршрут Tatranska Lomnica -подъемником до Skalnate Pleso, красная до Sedlo pod Svistovkou -красная до Chata pri zelenom plese -желтая тропа по Dolina zelenogo plesa -зеленая и синяя обратно, наверх на станцию подъемника Skalnate Pleso . Время по карте 6 часов. Так и получилось. Первая часть пути от подъемника на седло представляет собой спокойный подъем, в основном по каменным осыпям. Тропа отличная, двигаться легко и быстро. За седлом начинается крутой спуск по серпантину. В скале оборудованы удобные и безопасные ступени, спуск несложный, но посмотришь вниз - Мама миа! Внизу чрезвычайно живописная, зеленая долина с большим озером и хатой. Красная ведет до хаты, затем сворачиваю на желтую, которая первые полчаса представляет собой отличную широкую дорогу, идущую под уклон, затем становится похуже, как грубо мощеная мостовая. Через 1:30 сворачиваю направо на оч. короткую зеленую тропинку, затем еще раз направо на синюю. Вот тут становится трудно. 45 минут вверх через лесную зону идут по очень размытой тропе, загроможденной крупными булыжниками. Надо внимательно смотреть под ноги. В горах, так или иначе, все время смотреть под ноги, куда наступаешь. Полюбоваться красотами на ходу не получается. Особенно трудно ходить в лесных зонах т.к. каменные тропинки, уложенные на мягкую почву в далеких 80-х годах, давно размыты и переплетены корнями деревьев. Подвиг словацких комсомольцев, строивших Татранский национальный парк, явно не под силу нынешней Словакии. Хотя, признаки усилий по содержанию и восстановлению поврежденных троп присутствуют. По своей синей тропке поднимаюсь выше пояса леса, и выхожу на низкорослый хвойный кустарник. Почвы очень мало, дорожка уложена прямо на скальное основание и сохранилась намного лучше. Сразу становится видна вся округа. Следующие 45 мин до подъемника и все, финиш.

Четвертый день. А так же пятый и шестой я бы назвал днями истинного наслаждения. Поверив в свои силы, я начал смело планировать далекие маршруты из расчета 6-7 часов пути. Появился местный опытный товарищ, посоветовавший маршруты. Итак, на четвертый день маршрут был выбран такой: подъемник на Skalnate Pleso , 0:50 ровного пути по красной Tatranska magistralna до Zamkovskeho chata (1475), затем наверх 2:00 вдоль Малого студеного потока по зеленой до Teryho chata (2015). Вниз по той же зеленой на Rainerova chata, и желтой тропочкой вдоль Студеного потока в Tatranska Lesna (919). На все про все 6:15 по карте. Первую часть пути по Tatranska magistralna приходится проходить, постоянно обгоняя толпы школьников и пенсионеров. Эта часть очень популярна т.к. начинается от подъемника и идет на одном уровне с небольшим понижением и заканчивается в Zamkovskeho chata , где удобно перекусить и отдохнуть. Многие продолжают по моему маршруту. Идем исключительно красивой долиной с плавным подъемом. Дорога - отличная, кусты не закрывают вид, много ручьев и ключей, рядом бежит Малый студеный поток. Повыше попадаются язычки снега, небольшие озера. Этот маршрут очень красив и легко доступен всем. Обратно возвращаюсь той же дорогой через уже знакомую по первому дню Rainerova chata и иду вниз, по желтой, вдоль Студеного потока. Эта дорога мне не понравилась. Начало очень красивое, вдоль горной реки с водопадами и утесами, в нижней части переходит в зону поваленного леса, трудно идти и депрессивный ландшафт. На будущее я бы посоветовал от последней хаты синюю в Tatranska Lomnica или красную в Hrebienok.

Пятый. Its a must! Наверное, лучший маршрут за эту неделю. Станция Popradske pleso- синяя 1:00 до озера Popradske pleso (1494). Подъем по асфальтовой дороге метров на 300 - красная: серпантин по крутому подъему 1:00 до Sedlo pod Ostrvou (1966)- красная Tatranska magistralna 2:30 идет на одном уровне с незабываемым видом на всю равнину перед Татрами, до Silezsky dom (1670). От Silezsky dom имеет смысл спускаться вниз в Tatranska Polianka (1005) по асфальтовой дороге или идти красной тропой в Hrebienok. На все - 6:30. Важно, чтобы была погода. Впрочем, это важно всегда. Мне достался достаточно прохладный и ветреный день с редкими каплями дождя, прилетавшими неизвестно откуда. Но видимость была прекрасной.

Шестой, последний. Прогноз был нехорошим, но с утра светило солнышко и небо было в веселых барашках. Местные люди посоветовали идти Hrebienok(1285) - Zbojnicka chata (1960) - Sedlo pod Prielom (2290) - Polsky hreben (2200) - Sliezsky dom (1670) - Hrebienok. Трамваем до Stary smokovec , подьемник в Hrebienok сьэкономил 45 минут, чудесная долина и 2 часа ходу до Zbojnicka chata . Традиционный чай. Недельная усталость все же дает знать, позволяю себе расслабиться на полчаса.. По карте следующий пункт Sedlo pod Prielom , 300 м подъема, 1:15 хода. Вроде бы, ничего особенного. Местность дичает, потянул холодный ветерок, надеваю теплую майку. Пока идешь, двигаешь конечностями, замерзнуть невозможно. Да и рюкзак греет спину. Температура градусов 12-15, но в майке и коротких штанах до колена не холодно. Ближе к седлу два раза теряю тропу и нахожу снова. Куда-то подевались ставшие уже привычными попутчики. Тропа становится все круче и приходится сначала все чаще переходить на четвереньки, затем вспоминать редкие тренировки по альпинизму. К такому я совсем не был готов. Но не возвращаться же. Тем более что перспектива обратного спуска выглядит совсем мрачно. Наверх всегда легче, чем вниз. Хотя вниз - быстрее. Ладно, посмотрю, что там, наверху, потом решу. А наверху оказывается седло- крошечная площадка, метров 2х6 размером между двумя невысокими пиками. На ней 6-7 человек, кто-то приходит, кто-то уходит. Отдых 20 минут и уже собираюсь дальше. Тут ко мне обращается польский парень, что-то взволнованно говорит, размахивая руками. Я немного понимаю польский, но тут слишком много и быстро. Спрашиваю - "do you speak english?". "Yes I do"."Whats on?". Объясняет, что с ним девушка, которая очень боится спускаться, просит с ней поговорить. Я уже раньше заприметил эту парочку. День был ясный, солнышко грело прилично и, несмотря на высоту и ветерок, было достаточно тепло, и народ был в шортах и майках. Кто-то в жилетках. А эти двое - в длинных брюках, джемперах и куртках.. Видимо, давно уже сидели на вершине. Замерзли. Вот те на! Перед поездкой как нарочно я читал в Интернете чьи-то воспоминания о совершенно аналогичной ситуации в Татрах, тоже с польской парой, только девица там застряла на цепях, а ее парень плюнул и ушел. Вернусь, постараюсь найти рассказ. А что тут делать? Дамочка сидит с окаменевшим лицом и остановившимся взглядом, явно в полном ступоре. Парень в отчаянии. Иду, сажусь рядом, спрашиваю, понимает ли она английский. Кивает. Как ее зовут? Что-то бормочет. Сколько лет, есть ли дети, где работает, каким спортом занимается. Вяло реагирует. Надо как-то разговорить человека. Рассказываю ей о себе - имя, где живу, сколько детей, чем занимаюсь. Напряжение потихоньку отпускает, цвет в лице появляется, взгляд уже живой и голос немеханический. Оживает человек. Давно известен феномен женской души - слово постороннего человека очень часто значит больше слова близкого, родного. Давай, говорю, померимся. "What do you mean?" Твой рост? 178 см. А мой - 167. Твои ноги длинные? А мои - вот. Смеется! А руки? С такими руками и ногами ты все Татры обойдешь. Смеется. Ну, слава Богу. А мне пора двигать. У меня самолет в 4 утра, мне некогда рассиживаться. Впереди вертикальный спуск метров на 8 по цепям или скобам, на выбор. Выбираю цепи. Дальше идет довольно крутой и сыпучий спуск к ледовому плесу и подъем метров на 100 к Польскому гребню. За час прохожу этот, в общем-то, короткий, отрезок. Наверху, как назло, ни души, сфотографировать некому. А вид - захватывает дух. Просматривается весь массив насквозь и равнина, как на юг, так и на север. Теперь моя дорога только вниз, полтора часа спуска к Sliezsky dom. По дороге снимаю озеро с необыкновенно изумрудной водой. От Sliezsky dom , по красной и синей тропам до Stary Smokovec завершаю круг. Девять часов на маршруте, успеваю на трамвай в Ломницу в 18.40. До свидания, Татры. Обязательно вернусь, м.б. в этом сентябре.

Необходимая экипировка в теплое время года:
1. Обувь, очень важны горные ботинки, никаких кроссовок. Хорошие носки.
2. Непромокаемая ветровка.
3. Рюкзак на 12-18 литров.
4. Теплая майка с длинным рукавом, вторая - с коротким. Синтетика, никакого хб.
5. Очень хороши модные в начале 20 века длинные шорты, с завязками под коленом. Тут все в таких ходят.
6. Желательны тур. палки регулируемые. Они дорогие, но очень облегчают жизнь.
7. Крем от солнца, эласт.бинт, лейкопластырь.

Расходы.

1. Самолет 260-280 латов.
2. Пансион 40-60 еур/ночь.
3. Питание 6-12 еур/день.
4. Транспорт, сувениры и т.д. недорого.