Горы мира > Камчатка >

Автор: Владимир Марков,
Краевой клуб альпинистов «Тихий Океан», г. Владивосток

Суровая Камчатка, 2007.

Авторская страничка Владимира Маркова.

Камчатка, 2007 год. Зима.

Фотоальбом похода.

Камчатка для меня все равно, что для книголюба – любимая книга. Когда ему очень трудно, он ее перечитывает и удовлетворение приходит в момент.
Я удовлетворяюсь крутой зимой Камчатки с 1980 года. Любимый мой район – Ключевская группа вулканов. Время года – зима. Участники - только проверенные в делах люди. Никаких посторонних и случайных. Зима делает свой жесткий отбор. Особый пик экспедиций выпал на период 2000 – 2007 годы. Все эти путешествия у меня описаны с подкрепленными фотоальбомами на сайте нашего клуба «Тихий Океан» www.alpocean.narod.ru и на портале альпинизма в Москве www.mountain.ru Можно прямо зайти на мою там страничку

За этих семь последних лет мы провели на Камчатку 10 выездов. Интересно то, что молодые клубовцы сначала ехали со мной, а потом пробовали все повторить самостоятельно. Все заканчивалось довольно успешно, если учесть, что они путешествовали также зимой. Значит, мной все было сделано правильно. Люди заболели Камчаткой.

Как обычно, подготовку начали за год. Сюрпризом для нас стало то, что за месяц до нашего с выезда в этот район направятся две группы альпинистов и путешественников. Одна группа - бывалые ребята, спортсмены – альпинисты из Приморского края. Вторая группа была сформирована в городе Петропавловск-Камчатский - сборная команда Дальнего Востока. Задача первой группы под руководством Александра Краснолуцкого - совершить восхождение тройкой на вулкан Камень. Задача второй группы под руководством Александра Биченко – выезд всех участников в сложный горный район перед восхождением на высшую точку нашей планеты, вершину Эверест. Вот после такого коктейля мы и собирались выехать третьей группой под вершину Ключевская сопка. Состав третьей группы: Марков Владимир – руководитель сборов, Сергей Кутепов, и молодой – зеленый представитель нашего клуба Радченко Александр. Что произошло в итоге с двумя первыми группами? Напишу со слов очевидцев, а сейчас все то, что было до этого.

Ключ Еломовский всегда зимой встречал нас экстремальными особенностями. Низкая температура, постоянно глубокий снег и, наконец, 28 метровый водопад со своим крутым нравом. Подробную информацию по этому водопаду вы можете получить, посмотрев мой фотоальбом

Выехали полным составом. Добрались до базы на Еломовском ключе лихо, пришли под водопад без проблем. Поставили лагерь и спокойно занимаемся. Что вы думаете? Внизу шум. Подходит группа из трех человек: Краснолуцкий, Исаев, Баранов. Краснолуцкий Александр, увидев меня, что-то сказал, как обычно с раздражением. Я, в свою очередь, скинул на него с верху увесистый кусок льда. Все стороны были удовлетворены. И вторая группа расположились лагерем рядом с нами. Затем мужики ушли на соседний ледовый слив и отрабатывали связки, а мы продолжали долбить водопад. Вечером у костра приятно посидели и быстро выпили, что было. Как всегда, не хватило. Дежурная ситуация.

Очень выручил наш тент, так как валил снег. Без тента на улице делать было не чего. На следующий день тренировались вместе на водопаде. Предчувствие по их сборам у меня было не очень хорошее. Но мы предполагаем, бог располагает.

Ребята, спортсмены Федерации, выехали на Камчатку, мы ждали результатов. От них зависела и наша экспедиция. Без проблем не обошлось. Об этом лучше кратко расскажет очевидец и руководитель Краснолуцкий Александр.

Попали в непогоду. Первая спортивная группа отказалась от восхождения и ушла в город Ключи. Во второй группе было немного посложней.

Из рассказа Александр Краснолуцкого и Эдуарда Фролова: Февральская истерия средств массовой информации об исчезновения альпинистов на Камчатке требует рассказа о прошедших событиях и краткого анализа.

22 февраля. После трехдневного ожидания летной погоды наша группа, в составе трех человек: Краснолуцкий Александр (рук.), Исаев Алексей и Баранов Николай вместе другой группой в составе шести человек (руководитель Биченко Александр) залетела на вертолете в цирк вулкана Ключевская сопка. Группу Биченко высадили на удобной площадке контрфорса вершины «Камень». Нашу группу приземлили приблизительно в трех часах ходьбы от них, чуть ниже перевала между Ключевской и Камнем. Группы, как и планировалось, работали по своим программам абсолютно автономно. Нашей первоначальной задачей было акклиматизационное восхождение на Ключевскую по 1Б к/с и затем подъем на Камень по 4А к/с. Но, т.к. буквально перед выездом Ключевская начала извергаться, решено было идти только на вторую вершину.

23 февраля. В 10 утра вышли на акклиматизацию. Погода портится, на Ключевской – гало – характерное кольцо из облаков, свидетельствующее об ухудшении погоды. Полтора часа шли до перевала, еще столько же – по 4А на Камень. Поднялись где-то до 3800 метров (на четверть горы). Лёгкий ветер стал угрожающим, видимость также ухудшилась. Т.к. задача выхода была уже решена, стали спускаться. И спустились.

24 февраля. Метет и несет. Шторм. Сидим.

25 февраля. Метет и несет меньше, но на гору идти нельзя. Т.к. сроки поджимают, решаем уходить. Погода обманула – через час после выхода стала еще хуже, чем была вчера. Идем, насколько позволяет ветер, ориентируясь по компасу. Видимость метров 10-15. В 15.00 часов начали рыть нишу под палатку. Переночевали относительно неплохо. Допили коньяк.

26 февраля. Ветер очень сильный, но видимость почти стопроцентная. Идем, к вечеру доходим до каменного домика вулканологов. Там встречаем Биченко и еще двух человек, пришедших за два часа до нас. От них узнаем, что в их группе 24 февраля потерялся в пурге сначала один человек (Лопухов Сергей), затем еще двое. Тогда же, 24 февраля, оставшимся троим удалось позвонить по сотовому в МЧС и сообщить о случившимся. Около 18 часов (26.02) к домику подъезжают два спасателя на снегоходах. От них узнаем, что вот уже два дня мы все - звезды первых колонок новостей.

27 февраля. Утром Исаев выходит из домика по нужде и видит в километре двоих, проходящих мимо. Это потерявшиеся двое. 24-25.02 они отсиживались в палатке. Все идем вниз, в Ключи, до коих еще 20 км . В 14 часов выезжаем на лыжню. Думали охотник. Через час движения возле лыжни находим брошенный ледоруб. Понимаем, что идем по следам Лопухова, который потерялся три дня назад, без палатки, без топлива, с минимальным сухпайком. Биченко звонит спасателям, которые в это время ищут совсем в другом ущелье. Через пять минут (не вру!) сверху вниз по ручью, по которому мы идем, летит вертолет. Проходит всю нашу группу из восьми человек и зависает ниже в ста метрах. Подбирает живого и почти здорового Лопухова и подбежавших нас заодно.

Анализ

1. Наша группа совершила одну ошибку – вышла с бивуака 25.02, понадеявшись на улучшение погоды. И хотя запас прочности позволил пережить непогоду, вывод следующий – в пурге ходить нельзя.

2. Хорошие морально-волевые качества и отменная экипировка позволили Лопухову Сергею выжить. Каждый, кто занимается альпинизмом, должен быть готов к таким испытаниям.

3. Каждый в группе (а не только руководитель) должен знать, куда, как и сколько идти, знать основные ориентиры на местности, расстояния и т.п. И, как оказалось, нужно знать номер телефона местных спасателей.

4. Теряться и терять людей нельзя.

Необходимо настраивать родных не слушать радио и телевидение. Говорят откровенную чушь. Пока не увидят труп своими глазами – не верить. Лучшее – позвонить в МЧС. Там можно найти больше правды.

Есть описание событий и от самих камчадалов. Эту информацию я взял из Интернета, с сайта клуба «Кутх», город Петропавловск Камчатский.

Эдуард Фролов.

5 марта 2007 - Коммерческое спасение

Ситуация с девятью альпинистами, ушедшими на вулкан Камень и пропавшими в непогоду, держала в напряжении несколько дней. Местные СМИ сообщали каждую мелочь как сводки с боевых действий. Развернутая спасателями операция была новостью номер 1. Затем она благополучно разрешилась. Работа спасателей была оценена на отлично. Правда, с точки зрения самих альпинистов (и пусть она покажется весьма неблагодарной), спасательной операции, как таковой, не было. Спасать никого не пришлось, так как не оказалось пострадавших. Велись поиски, где были задействованы как спасатели, так и их техника, а также местное население и вертолеты “Камчатских авиалиний”.

Сейчас у спасателей своя точка зрения на происходящее, у альпинистов своя. Но как развивалась сама ситуация, знают только те, кто принимал в ней участие. Другими словами, те 9 человек, которых застала непогода на одном из сложнейших вулканов Камчатки.

Поэтому сегодня мы попросили ответить на многие интересующие вопросы руководителя той экспедиции, председателя альпинистского клуба «Кутх» Александра БИЧЕНКО.

Итак, относительно состава вашей экспедиции назывались разные цифры, сколько человек было на самом деле?

Всего было девять, поделенных на две группы: шесть и три человека. Мы лишь забрасываться и выходить собирались вместе, маршруты на Камень были разные. Наша, из шести, совершала акклиматизационную тренировку перед восхождением на Эверест, куда мы выезжаем в конце марта .

Первоначально вы собирались помимо Камня еще на Ключевскую сопку?

Да, но перед выходом она начала извергаться, и мы не могли этого не знать. В МЧС подали заявку о том, что все девять человек идут лишь на Камень. Но заявка, как таковая, в виде заполненного маршрутного листа нами не подавалась. Спасатели этого и не требовали. Год назад они сами всех оповестили о том, что заявку можно подать и по телефону, где указать контрольную точку возвращения. Маршрутный лист заполняется только в случае выполнения спортивных нормативов, мы же шли лишь для себя. И коммерческой эту экспедицию тоже называть нельзя, никто же не извлекал из этого материальную выгоду.

Когда вы начали восхождение?

Мы приехали в Эссо 18 февраля, но из-за непогоды застряли там на три дня, и по погоде вылетели лишь 22-го. Шесть человек высадились на высоте 2900 метров , трое - на высоте 3100. На следующий день совершили акклиматизационный выход до высоты примерно 3500 и вернулись в лагерь. Выход на вершину был запланирован на шесть утра, подъем в четыре. Однако всю ночь нашу палатку рвало и метало так, что мы не могли в туалет сходить. Развиднелось часам к девяти, и в этот день восхождение уже было невозможным. Я принимаю решение спускаться вниз, так как основную задачу: проверку снаряжения, одежды и обуви, которые будут использоваться на Эвересте, мы выполнили. К тому же я знал точный прогноз о том, что на завтра передают неблагоприятные условия. Таким образом, разумнее было начать спуск до домика, где мы планировали встретиться с другой группой. У них в запасе был день, и, как потом оказалось, они решили остаться еще на ночь на высоте 3100.

Что произошло потом?

Нам нужно было спуститься до высоты 2650, где планировалась ночевка. Шли на лыжах, и получилось так, что, начав спуск в хорошую погоду, внизу мы очутились в зоне шквального ветра и снега. По моим ощущениям сила ветра была, где-то, 40м/сек, видимость 5- 6 метров , при порывах до 10. При этом начались шлаковые поля, совершенно бесснежные и обледенелые. При таких условиях замыкающего Сергея ЛОПУХОВА просто положило на склон (нас вообще бросало регулярно) и когда он поднял голову начал движение параллельно основной группе, но немного в стороне. Нас ему было не видно и он, посчитав, что мы где-то впереди, стал нас догонять, быстро сбрасывая высоту, но, как оказалось, удаляясь от нас. Я же искал его примерно в том месте, где видел в последний раз. Поиски ни к чему не привели, тем более что могло раскидать всю группу. Мы сняли лыжи, связались и попытались идти вниз. Но это тоже оказалось невозможным .

В какое время все это происходило?

Между часом и двумя дня. Лыжи мы сняли чуть позже. Однако между шлаковыми полями были зоны глубокого снега, где мы проваливались по пояс. Приходилось надевать лыжи. И тут падает Николай НАУМОВ. Ему на помощь идет Сергей ДАШКЕВИЧ и вместе они пропадают из виду. Происходит та же самая ситуация. С той лишь разницей, что никто из людей не уходит. Мы ищем место и становимся лагерем. И то же самое делают ДАШКЕВИЧ с НАУМОВЫМ. Утром мы, уже, получается, втроем начинаем спуск, так как погода то улучшается, то нет. ДАШКЕВИЧ принимает решение оставаться еще на ночь. Когда мы выходим под ледник Эрмана, на высоте где-то 2400 метров , начинает брать сотовый телефон.

Кому вы позвонили в первую очередь?

Я набирал номер МЧС, но, почему-то, этого не получалось. Затем позвонил жене Айне, и продиктовал ей все, что случилось с тем, чтобы она передала это в ПСО (поисково-спасательный отряд). Затем позвонил Валерию КАРПЕНКО, это председатель федерации альпинизма. И тут начались активные поиски.

Когда вы увидели спасателей?

Точно я не помню, но первыми к нам приехал начальник ПСО Виталий МАЛЬКОВ с еще одним спасателем на снегоходе. Тогда мы уже находились в домике. Потом они по нашим следам съездили наверх и никого не нашли. К тому моменту ЛОПУХОВ уже вышел на связь и сказал, что движется по направлению к населенному пункту. Но всю информацию он передавал через своего секретаря. Спасатели уехали в Ключи ночевать, а мы остались в домике. И тут к нам спустились ДАШКЕВИЧ с НАУМОВЫМ. Затем туда же подошли три человека, шедшие на Камень по другому маршруту. Утром мы встали на лыжи, и пошли вниз. Таким образом, мы и спасатели знали, что ЛОПУХОВ жив и идет в какой-то поселок. Спасатели сначала искали его по направлению к Козыревску, так как он в качестве ориентира сказал, что Камень находится от него слева. Но непонятно было, что - обычный кусок скалы или вулкан, - он имеет в виду.

Т.е. непосредственно сама помощь в тот момент вам не требовалась?

Нет. Экипировка была соответствующей, никто никаких травм не получал. Мы шли вниз. Спасатели занимались поисками ЛОПУХОВА в другой стороне от его реального местонахождения. Затем, уже где-то на высоте порядка 1000 метров , т.е. почти в лесной зоне, я увидел следы ЛОПУХОВА, ведущие к Ключам. Позвонил в очередной раз спасателям и сказал, что вижу его следы. Передал свои координаты с GPS. И после этого к нам прилетел вертолет, забрал нас и, почти сразу же, ЛОПУХОВА. До Ключей ему оставалось порядка 7 км . Нас всех загрузили в вертолет и привезли в Петропавловск-Камчатский.

А что рассказывает Сергей ЛОПУХОВ?

Ну, ему, конечно, пришлось нелегко. Но благодаря своему опыту и экипировке он не пострадал. Когда он понял, что потерялся, в быстром темпе пошел нас догонять и заночевал на высоте 2400 метров , в то время как мы были на 2650. В первую ночь, помимо одежды, при себе у него были рюкзак, спальник, термос с чаем, кастрюля, ледоруб и видеокамера. До четырех утра он лежал в спальнике и рюкзаке в вырытой кастрюлей пещере. Потом увидел огни и пошел по направлению к ним. Вторую ночь ночевал почти так же. Но к тому моменту он уже позвонил, и знал, что идут его поиски. На третьи сутки он ему пришлось выкинуть спальник, нести его было невозможно, он замерз и даже не влезал в рюкзак. Видеокамеру он выкинул еще раньше. Т.е. избавился от всего, что мешало ему идти дальше. Но опыт в горах у Сергея большой, и в его силах и выдержке сомневаться не приходится.

А что вам сказали спасатели?

Они больше не нам сказали, а Сергею. Выставили ему счет на 317 тысяч за использование вертолета. По их словам, у них нет денег на оплату подобных операций, и вертолет стал возможен лишь после того, как фирма ЛОПУХОВА выписала им гарантийное письмо о том, что поиски будут оплачены. Тогда у меня возникает логичный вопрос, а зачем подавать заявку перед выходом в МЧС, если они все равно ищут лишь за деньги? А если их у человека нет, они что спасать, получается, не будут? Или таким образом просто зарабатывают? Но ведь милиция за свои услуги денег не берет вроде, а спасатели вылетают лишь по гарантийному письму? Вопросов очень много. Ну и разъяснили бы все это не тогда, когда люди находятся в экстремальной ситуации или ставя перед фактом, а перед. Это не претензия тем, кто непосредственно вел наши поиски, они профессионалы, а скорее к функционерам от МЧС. И вообще, вся эта ситуация показала не совсем красивую сторону той работы, что выполняют спасатели. Хотя эти поиски на официальном уровне были оценены очень высоко.

Вот, выслушав мнение двух участников, продолжаю свое повествование. Это было там, но Владивосток не спал тоже. Мая квартира, благодаря четким действием камчадала Валеры Карпенко, превратилась в штаб-квартиру. Телефон кипел три дня. Если меня не было дома, то закипал телефон в магазине «Попутчик». Дошло до того, что ко мне позвонил дежурный офицер с МЧС Приморского края и попросил прокомментировать точные события на Камчатке и рассказать немного о Сергее Лопухове. Четко работала и сарафанная молва, один раз я на нее клюнул. Честно, что что-то могло случиться с Сергеем, я не верил. Так как, знаю его уже более 22 лет, съел с ним не один пуд соли. Естественно, все кончилось благополучно, все живы здоровы. Краевая Федерация на Камень не поднялась, у нас возможность «наказать» федерацию, поднявшись на вулкан Камень. Звоню руководителю МЧС ПСС Камчатской области Малькову. Он, естественно, очень рад. Стараюсь его успокоить и обещаю юридически все сделать правильно. Он дает нашей группе теплую крышу над головой. Все, едем. Надеемся на хорошую погоду, все будет классно.

Улетали из Хабаровска, так дешевле. Попали в окно погоды, которая стояла один день. Потом все затянуло опять. Снег повалил сразу после нашего приезда. Три дня мы гасились на базе спасателей. Виталя, как заботливый отец родной, пригрел нас. Попали на ночевку в роту. Не оговорился. Куча двухъярусных кроватей. Отопление такое, что яичницу можно жарить. И название говорит за себя – Казачья застава. У спасателей праздник, они, наконец, запустили в работу один корпус. Сделали там евроремонт. Не оговорился. Все круто. Молодцы.

Дорога в город Ключи была закрыта. Ее дружно чистила дорожная служба Камчатки. Дергаться было бесполезно. Мои партнеры были на Камчатке первый раз. На многие вещи смотрели с широко открытыми глазами. Я же человек бывалый и смотрел на все глазами представителя Корякского автономного округа. Подумайте сами. Утром мы по сугробам добираемся или доплываем до базара. Его нет, даже крыш. Все завалено снегом. Наши мужики и снега такого не когда не видели. Лично я определял место, где должен был быть базар по воротам. На верху этих ворот я просто стоял. Снег четко определял самую верхнюю часть этих ворот. Кутепов также стоял рядом, широко открытыми глазами обозревая снежную поляну. Еще раз переспросил у меня, точно под снегом ларьки с продуктами? Оба почесали затылок и пошли, то есть поплыли, обратно на базу МЧС.

Так за три дня посмотрели кучу фильмов, закупили продукты, билеты до города Ключи на автобус. Все, едем.

По приезду в город Ключи сразу идем на базу вулканологов к Деменчуку. Начальник станции шутит насчет погоды. То есть мы уже за эти дни пережили 4 циклона и анти циклона. Все это завтра возвращается назад. Ждите сюрпризов погоды. Советует нам приехать на следующий год в апреле. В чем я с ним совершенно согласен. Предупреждает нас, что лава уже в жерле вулкана Ключевской сопки. Со дня на день ожидается извержение. Час от часу не легче. Теплый прием, жилье, отдых и, сразу, на следующий день, выход под Ключевскую сопку.

Прогноз сбывается, нас накрывает пеленой облаков. В этот раз идем на снегоступах. Сани-волокуши просто не едут. Хорошо, что они одни. Меняемся, когда устаем. Много снаряжения. Зимой вулкан Камень – это не шутка. Но есть еще и разум. Погода в городе съела все наши резервные дни. Сейчас опаздываем и к домику вулканологов. Решаю просто. Сани волокуши и железо зарываем в снег еще на дороге. Задача по восхождениям упрощается. Подниматься решаем на вулкан Ключевская сопка до высоты 4500 м . Радченко в шоке. Он хочет на вулкан Камень. Молодой, всегда очень много хочет. Остужает свой пыл на кухне.

Первый день ночуем в палатке. Выходим с первой ночевки в полном тумане. Естественно, немного откланяемся от курса и немного делаем петлю. Затем придерживаемся только гребня хребта, идем уверенно к домику Державина. Облака ниже нас, видимость хорошая. Кутепов Сергей все пытается ориентироваться по GPS. Прикольщик. Прибор не его. Перед Камчаткой не опробовал. Спутники ловит четко. А как идти по точкам, сделанным предыдущей группой, не знает. Мне проще. Я в этих местах уже больше 6 раз. В тумане иду по компасу и придерживаюсь гребня хребта. Сегодня видимость хорошая, вообще проблем нет.

Обед наша вся группа еще долго будет вспоминать. Ветер дует без перерыва. Когда идешь, все хорошо. Останавливаешься - надевай пуховку. Сразу сковывает морозом. На обеде видим камень, думаем под ним спрятаться от ветра и перекусить. Да, спрятались под камнем, только не от ветра. Со всех сторон дуло, просто атас. Мороз, если снял варежки, через 3 минуты пальцы на руках не чувствуешь. Все на обеде думали только об одном, скорей бы кончился обед.

День работали на убой. К вечеру вдали у озера все увидели домик и рванули к нему. Я, как аксакал, спокойно дошел до дома. Что суетится, куда он денется? Сам домик Державина - точно произведение искусства. Шестиугольной формы. Деревянная конструкция покрыта камнем. Окна со всех сторон. Обзор великолепный через окна. Находиться на берегу озера. Даже зимой озеро ощущается как плато, покрытое 5 – ти метровым слоем снега. Внутри домика поддерживается порядок. Ничего не трогается с 2000 года. Я сам в нем жил уже за эти годы 5 раз. Печка, дрова. Топить только в крайнем случае. Если действительно это нужно. Дрова завозятся на «буранах». В гостевой тетради увидели знакомые имена. В прошлом году летом здесь тусовался Берестнев с детьми. Как обычно его писулька заканчивалась призывом поддерживать чистоту там, где живешь. До домика дошли тютелька в тютельку. Пока топили воду и готовили ужин, туман накрыл местность и запуржило. К ночи дуть стало конкретно. Так и уснули.

Утром думать о ходьбе не хотелось. Тех, кто хотел с утра выдвинуться по маршруту, я просто выпускал из домика в туалет. После такой пробы погоды на зуб участники резко меняли свои планы и оставались на дневку, выгребая снег из своих штанов. Но это ставило нас в тупик по дням. В городе мы «съели» все свои штормовые дни, и любой лишний день был катастрофой.

Дневку провели не скучно. Радченко, как бывалый охотник, с Серегой утеплили все окна. Все суетились и устраняли недостатки в герметичности окон. В дело пошли все куртки, лежащие в домике. Из-под нар достали больной кусок полиэтилена и также оббили несколько окон. После этого снега на нарах, задуваемого сквозь щели окон, не было.

Я пытался навести порядок на полках, где лежат продукты, оставленные другими группами. Нечистоты крыс удручают.

Но, в конце концов, порядок навели.

Все было классно. Продуктов тащили столько, что дежурный всегда ломал голову, что готовить и что с чем мешать. Я делал проще – суп и еще раз суп.

Погода к ночи нашей дневки стала утихать. Открылась Ключевская сопка. Ну и грязная она в этом году. Вспомнил слова Деменчука: «Со склонов Ключевской весь снег сдуло. Остался один лед, который обильно вулкан посыпает шлаком». Весело будет нам.

Утро ясное. В домике больше мужиков не удержать. Фирн непрошибаемый, но выходим в снегоступах. Часто попадаются поля с рыхлым снегом. Вязнешь больше, чем по колено. Лучше идти в снегоступах. Идем к оврагу, прижимаясь к борту склону. Смотрю на верхнюю часть гребня. Карнизов нет. Склон твердый. Отходим друг от друга на расстояние 20 – 30 метров , и потихоньку траверсируем склон. Все знакомо, до боли в сердце. В прошлом году я в этих местах сверху спустил лавину. Слава богу, что сверху. Поднимаемся на плато и медленно продвигаемся к красным скалам под вулкан Крестовский. Солнце, мороз и постоянный ветер, пока не очень сильный. Виды кругом – просто обалдеть. Облачность низкая, и в Ключах солнца точно нет. Может даже снег. Подходим к красным скалам. Они как страж перед перевалом между вулканом Средний и Крестовским. Еще немного, - и снимаем снегоступы, они совсем ни к чему. Кутепов Сергей последний раз хочет что-то понять в электронике при ориентировании по GPS. Мы над ним прикалываемся.

Ну, вот и перевал. Склоны вулкана Ушковского покрыты висячими ледниками. Не хотел бы я начать восхождение на этот вулкан по середине этих ледовых глыб. Долго возле тура не засиживались. Проглотили перекус, запили чаем. Радченко тащит термос 2,5 литра. Молодец, жидкость нам очень нужна. По логике мы должны были ночевать под склонами Крестовского вулкана, а на следующий день идти на седловину Ключевской сопки. Но все дни уже съели и решаем идти ближе к перемычке. На перемычку как-то не хочется. Недавно туда рвали две группы, что из этого получилось, вы знаете.

Вышли на плато Ключевской сопки. Виды великолепные. Погода хорошая. Морозно, слабый постоянный ветер.

Мужики рванули по плато, я еле догоняю их. Ох, уж эта молодежь! Подходим к серакам ледника, спускающегося со склонов Ключевской сопки. Идем без кошек, много неприятных для ходьбы мест. Наконец дошли до явно выраженного поворота. Впереди подъем на перемычку Ключевской сопки и вулкана Камень. Но мы предполагаем, природа располагает. Ветер дует с перемычки и не дает идти вверх. Поземка почти по пояс. Пройдя двести метров вверх, поворачиваем и возвращаемся к повороту. Прячемся за ледником. В этом мести большой наддув снега. Вытаскиваем лопату. Копнули. Классно. Роем пещеру. У мужиков практики по пещерам нет. Начало строительства определяю я. Все помогают. Когда все обозначено, роем по очереди. Пила, лопата – все это как жизнь в этих местах. Постепенно углубились на 2,5 метров в глубь. Теперь роем две ниши. Одну большую для спальни на троих. Другую, поменьше, для кухни. Кутепыч пытался мне сказать: «Зачем такая большая пещера нужна на один раз?» Тут же получил лопатой по голове. Я его сразу успокоил: «Непогода, мы тут сидим два-три дня и не чирикаем. Будет удобно». Затем я повернулся к Радченко, тот, по глазам судя, тоже много рыть не хотел. Радченко раскрутился на два удара. Как молодому. Дал им отдышаться, взял лопату в руки и стал делать планировку. Затем все убрали из пещеры. Стелемся. Я пошел на разведку и увидел ниже на морене какие-то подозрительные вещи. Спускаюсь, подхожу ближе. Ба! Да это следы отступления предыдущей группы. Все продукты разбросаны. Что могло унести ветром, сложено в ящик. Просматриваю ящик. Продуктов на неделю. Нам пригодится только в крайнем случае. Своих продуктов - хоть выбрасывай. Вижу на дне ящика записка: «Может, лучше этот собачий холод сменить на теплые Карибские острова?»

Я представляю, что тут делалось. Из всей заброски мне понравился огромный «Чупа-Чупс». Представьте, одно древко толщиной 2 см . Не стал его брать. Эту дунькину радость мы всей группой не осилим. По приходу в пещеру заделал вход. Через полчаса внутри образовался микроклимат. Мужики расслабились. Поели. Настроение пакостное. Погода паршивая.

Сегодня акклиматизационный выход, просто гуляем. Каждый по-своему развлекся. Радченко рванул на склоны Ключевской. Мы с Кутепычем на перемычку. Нам и этого хватило. Ветер постоянный. Облака с кальдеры Ключевской сопки в противоположную сторону. Виды - обалдеть. Вулкан Камень весь во льду. Но на нем такие флаги… Даже Сергей Кутепов спокойно сказал, что туда не хочет. Радченко - наоборот, везде побывать хочет, только дай шашку в руки. Вернулись в пещеру после обеда. Я сразу взял лопату в руки и срезал на потолке огромную грыжу, которая изрядно стала нас беспокоить. Кутепыч по неопытности боится, что обвалиться потолок. Молодой – зеленый. Обязательно по уходу из пещеры похожу по верху над пещерой. Нужно проверить на будущее крепость свода.

Утром пробили вход на улицу. Еще темно. Ветер. Надоело. Устал. Двести метров шли час. Часто останавливались. Затем поднялись к скалам на гребне Ключевской. Погода не радовала. Если здесь так, то на верху или хуже или будет хуже. Маленькое совещание. Кутепов Сергей стреляный воробей. Померз - и вниз. Радченко бунтует. Предлагаю группе попробовать завтра, и сразу вниз, в домик Державина. Ребята приходят в пещеру и решают идти вниз. В погоду уже не вериться. Я немного не понимаю их. Но слышу: «Мы хотим на Паратунку». Ясно. Сам я решил остаться еще на день. Видел я эту Паратунку в разных местах и ракурсах. Тут я их обрадовал. Остаюсь и попробую еще раз. Завтра. Что мужики уйдут без меня, я не беспокоился. Кутепов Сергей имеет достаточный опыт в туризме и альпинизме. Радченко Александр - таежник. Тёртый калач. Пусть идут и отмачивают в горячих источниках свои…

Быстро собрались и пошли. Я проводил их взглядом. Взял лопату. Навел на входе порядок. Попытался походить по округе, посмотрел на ледник более спокойно и внимательно. Есть на что смотреть. Зеленый прозрачный лед. От одного его вида уже холодно. Сделал кучу снимков. Вспомнил позапрошлый год. Я в одиночку провел в этих местах больше десяти счастливых дней.

Завтра вставать рано. Пошел спать. Прикольно спать одному в большой пещере.

Встал еще глубокой ночью. Сегодня и восхождение, и спуск в домик Державина. Покушал и вылез наверх. Да когда это все кончиться? Прошел в кулуар и начал траверсировать склон Ключевского вулкана в сторону перемычки. Ветер немного стих. Но холод собачий. Темно. На высоте около 4300 встретил рассвет. Макушка вулкана в облаке. Лед, фирн, камень. Снега вообще нет. И тут жахнуло. Ногами почувствовал, что и исполин бессилен перед стихией. И его трясет, дай бог. Посмотрел наверх. Такого я точно не когда не видел. Над кальдерой выше облака висело сотни огней. Что это такое? В первое мгновение ничего не понял. Потом это все исчезло.

Шел больше часа. Высота, наверное, 4400 метров . Сравниваю высоту со склоном вулкана Камень. И тут шарахнуло еще раз, только сильней. Тряхнуло - дай бог. Смотрю наверх. Конус вулкана без облаков. Салют, как на 9 мая. Только есть разница. На первое мая все сгорает еще в воздухе. Здесь эффекты посложнее. Кусок светящейся массы летит верх, замирает на секунды и затем возвращается обратно, но уже по траектории. Что вы думаете, метров на 200 выше меня все это стало падать в разных местах. Разлетаться на мелкие и крупные куски и катиться по склону. Это все еще и горит красным и желтым пламенем. Не оговорился. Цвет у бомб разный. В такие минуты радость увиденного переходит в страх. Что будет при следующем выстреле, когда я подойду к полосе падения этих предметов? Нет, не подойду. 15-20 минут подождал еще, все кончилось. День начинался весело. У меня трое детей дома. В 2005 году на вулкане Ушковском по пояс висел в трещине над бездной. В этом году могу схлопотать и по голове. Не – домой. Иду вниз. Где-то в районе перемычки остановился. Обернулся, не трясло, но из кальдеры что-то ещё летело с интервалом 5 минут. Домой и еще раз домой. Быстро спустился до пещеры. Все вытащил. Сначала походил по потолку пещеры и проверил ее на прочность. Вы знаете, впечатление такое, что крыша просто ледяная. Вход завалил кирпичами. Вдруг кто-то придет. И побежал налегке вниз, на плато, затем на дюже знакомый перевал вулкана Среднего - и вниз. Вниз, к домику. В обед уже был в домике. Можно было дернуться и в поселок. Не стал дергаться, и правильно сделал. Думаю, что это лишнее, так себя насиловать. В домике все по-прежнему. Есть, правда, изменение. Мужики допили коньяк и мне не оставили. Ну, это уже слишком. Ну и что, что я много не пью? Догоню, разберусь. Хоть и не теплый дом, печка не топиться, но не на улице. Утром рано вышел из домика и вниз, вниз, вниз. После обеда пришел в военный городок через «двадцатку».

Иду по городку, людей много. Офицеры – летуны. Остановят? Нет? Остановили. Думаю, офицера больше интересовало, иностранец я или нет. Все-таки яркий костюм «Миллет»... Спросил меня о Ключевской. Шпион я или нет? Когда я сказал ему, что из Владивостока, вообще улыбаться стал. Так и разошлись. Наконец, добрался до базы вулканологов. Краткий разговор с Дименчуком. Звоню домой, друзьям. По плану, пока я не выйду, Кутепыч меня прикрывает. Наши мужики за день накупались в настоящем источнике. Ждали меня на базе МЧС. Добрался до Петропавловска-Камчатского без проблем. Вечером был маленький банкет, наметили план на следующий год, едем опять в апреле сюда. Готовимся на Ключевскую и Камень. Ну, что поделать, влюблен я в этот район.

Пока писал эту статью – затопило долину гейзеров на Камчатке. Интересная жизнь. Думаю, пока есть силы, хожу в районы покруче. Все попроще - оставляю на пенсию. Вот тебе и оставил. Знал бы прикуп, не работал. Через две недели выезжаем опять на домашние вулканы. А куда нам из Владика еще ездить? Только на Камчатку. Так что Малькову Витальке еще не скоро дадим расслабиться.

Читал с интересом, аж за душу берёт.

Маленькие неточности: 1. Нет на Ключевской 1б. Есть 2б. 2. Нет у Ключевской кальдеры. Есть кратер. Удачи и хорошей погоды!