Полезное > Снаряжение >

Полиспасты для спасательных работ

Читайте статьи Фёдора Фарберова на Mountain.RU
Учеба в Канаде. Личные впечатления. Часть I
- Подготовка горных гидов в Канаде.
- О профессии горных гидов.
- Работа гида IFMGA/ UIAGM/ IVBV.

Владение системой подъема грузов с помощью полиспастов – это важный технический навык необходимый при проведении спасательных и высотных работ, организации навесных переправ и во многих других случаях. Этим навыком необходимо владеть альпинистам, спасателям, промышленным альпинистам, спелеологам, туристам и многим другим, кто работает с веревками.

К сожалению, в отечественной альпинистской и спасательной литературе трудно найти четкое, последовательное и понятное объяснение принципов работы полиспастных систем и методики работы с ними. Может быть, такие публикации существуют, но мне пока не удалось их найти. Как правило, информация либо отрывочная, либо устаревшая, либо излагается слишком сложно, либо и то и другое вместе.

Даже во время обучения на инструктора альпинизма и на жетон «Спасательный отряд» (дело было 20 лет тому назад) мне не удалось составить четкого представления об основных принципах работы полиспастов. Просто никто из обучавших инструкторов не владел этим материалом полноценно. Пришлось доходить самому.

Помогло знание английского языка и зарубежная альпинистская и спасательная литература.

С самыми практичными описаниями и методиками мне удалось вплотную познакомиться во время обучения на курсах спасателей в Канаде.

Несмотря на то, что на момент обучения, считал себя достаточно «подкованным» в полиспастах и сам имел многолетний опыт преподавания спасательных технологий для альпинистов и спасателей, узнал на курсах много нового и полезного

Чем и хочу поделиться со всеми кому это интересно.

Попробую по возможности изложить все как можно проще и практичней.

•  Часть первая. Сначала немного теории.

1. Полиспаст – это грузоподъемное устройство, состоящее из нескольких подвижных и неподвижных блоков огибаемых веревкой, канатом или тросом, позволяющее поднимать грузы с усилием в несколько раз меньшим, чем вес поднимаемого груза.

1.1. Любой полиспаст дает определенный выигрыш в усилии для поднятия груза.

В любой подвижной системе состоящей из веревки и блоков неизбежны потери на трение.

В этой части для облегчения расчетов неизбежные потери на трение не учитываются и за основу берется Теоретически Возможный Выигрыш в Усилии или сокращенно ТВ (теоретический выигрыш).

Примечание: разумеется, в реальной работе с полиспастами трением пренебречь невозможно. Подробнее об этом и об основных способах снижения потерь на трение будет сказано в следующей части «Практические советы по работе с полиспастами»

2. Основы построения полиспастов .

2.1. Рисунок 1.

Если закрепить веревку (трос) на грузе, перекинуть её через блок, закрепленный на станции (далее стационарный или неподвижный блок) и потянуть вниз, то для поднятия груза необходимо приложить усилие равное массе груза.

Выигрыша в усилии нет .

Для того чтобы поднять груз на 1 метр необходимо протянуть через блок 1 метр веревки.

Это так называемая схема 1:1.

2.2. Рисунок 2.

Веревка (трос) закреплена на станции и пропущена через блок на грузе. При такой схеме для поднятия груза необходимо усилие в 2 раза меньше чем его масса. Выигрыш в усилии 2:1. Ролик движется вместе с грузом вверх. Для того чтобы поднять груз на 1 метр необходимо протянуть через ролик 2 метра веревки.

Это схема самого простого ПОЛИСПАСТА 2:1.

Рисунки №№ 1и 2 иллюстрируют следующие Основные Правила Полиспастов :

Правило №1 .

Выигрыш в усилии дают только ДВИЖУЩИЕСЯ ролики, закрепленные непосредственно на грузе или на веревке идущей от груза.

СТАЦИОНАРНЫЕ РОЛИКИ НЕ ДАЮТ ВЫИГРЫША В УСИЛИИ!

Они служат лишь для изменения направления движения веревки.

Правило №2 .

Во сколько раз выигрываем в усилии – во столько же раз проигрываем в расстоянии.

Например: если в показанном на рис. 2 полиспасте 2:1 на каждый метр подъема груза вверх надо протянуть через систему 2 метра веревки, то в полиспасте 6:1 – соответственно 6 метров.

Практический вывод – чем «сильнее» полиспаст – тем медленнее поднимается груз.

2.3. Продолжая добавлять стационарные ролики на станцию и подвижные ролики на груз, мы получим так называемые простые полиспасты разных усилий:

Примеры простых полиспастов. Рисунки 3, 4 .

2.4. Правило № 3

Расчет теоретического выигрыша в усилии в простых полиспастах.

Здесь все достаточно просто и наглядно.

2.4.1. Если необходимо определить ТВ уже готового полиспаста,

То нужно посчитать количество прядей веревки, идущих от груза вверх .

Если подвижные ролики закреплены не на самом грузе, а на веревке, идущей от груза (как на рис. 6) – то пряди считаются от точки закрепления роликов.

Рисунки 5, 6.

2.4.2. Расчет ТВ при сборке простого полиспаста.

В простых полиспастах, каждый подвижный ролик (закрепленный на грузе), добавленный в систему добавочно дает двукратный ТВ. Добавочное усилие СКЛАДЫВАЕТСЯ с предыдущим.

Пример: если мы начали с полиспаста 2:1, то, добавив еще один подвижный ролик, мы получим 2:1 + 2:1 = 4:1 Добавив еще один ролик – получим 2:1 + 2:1+2:1= 6:1 и т.д.

Рисунки 7,8.

2.5 . В зависимости от того, где закреплен конец грузовой веревки, на станции или на грузе, простые полиспасты подразделяются на четные и нечетные.

2.5.1. Если конец веревки закреплен на станции ,

то все последующие полиспасты будут ЧЕТНЫЕ : 2:1, 4:1, 6:1 и т.д.

Рисунок 7 .

2.5.2. Если конец грузовой веревки закреплен на грузе, то будут получаться НЕЧЕТНЫЕ полиспасты: 3:1, 5:1 и т.д.

Рисунок 8.

Примечание: Простые полиспасты с ТВ больше чем 5:1 в спасательной практике, как правило, не применяются. Подробнее об этом будет сказано во второй части статьи.

Кроме простых полиспастов в спасательных работах также широко применяются так называемые СЛОЖНЫЕ ПОЛИСПАСТЫ .

2.6. Сложный полиспаст – это система, в которой один простой полиспаст, тянет за другой простой полиспаст.

Таким образом могут быть соединены 2, 3 и более полиспастов.

На Рисунке 9 приведены конструкции наиболее употребительных в спасательной практике сложных полиспастов.

Рисунок 9.

2.7. Правило №4. Расчет ТВ сложного полиспаста.

Для расчета теоретического выигрыша в усилии при использовании сложного полиспаста необходимо умножить значения простых полиспастов, из которых он состоит.

Пример на рис. 10. 2:1 тянет за 3:1=6:1.

Пример на рис. 11. 3:1 тянет за 3:1= 9:1.

Расчет усилия каждого из простых полиспастов, входящих в состав сложного производиться по правилу простых полиспастов.

Количества прядей считается от точки крепления полиспаста к грузу или грузовой веревки, выходящей из другого полиспаста.

Примеры на рис. 10 и 11.

Расчет усилия в сложном полиспасте.

На рисунке 9 показаны практически все основные виды полиспастов, используемые в спасательных работах.

Как показывает практика этих конструкций вполне достаточно для выполнения любых задач.

Далее в тексте будут показаны еще несколько вариантов.

Разумеется, существуют и другие, более сложные, системы полиспастов. Но они редко применяются спасательной практике и в данной статье не рассматриваются.

Все показанные выше конструкции полиспастов можно очень легко разучить в домашних условиях, подвесив какой-то груз, скажем, на турнике.

Для этого вполне достаточно иметь отрезок веревки или репшнура, несколько карабинов (с роликами или без) и схватывающих (зажимов).

Очень рекомендую всем тем, кто собирается работать с настоящими полиспастами. На своем опыте и опыте моих учеников знаю, что после такой отработки гораздо меньше ошибок и путаницы в реальных условиях.

Продолжение следует…

вопрос

у меня чисто практический вопрос. может кто откликнется. надо мне поднять бетонную плиту забора под 100кг на высоту 3 метра видел как два мужика руками такие устанавливали, но у самого силенок маловато.подумал что головой надо попробовать :-) купил 2 двойных ролика и 25м веревки 10мм в альпинистском магазине собрал полиспаст с теоретическим выигрышем 4:1 подвесил в гараже и для теста гирю 24кг повесил - поднимается конечно но не больно легко. руками легче на мой взгляд сына посадил дополнительно +60кг - с трудом поднимается, на пределе возможности сам сел +95кг - сын не смог вообще поднять короче с плитой даже и приближаться не стоит абсолютно не понимаю почему так вижу что тут крутые спецы по этой части, может подскажете в чем ошибка разобрался сам. обратил внимание что под нагрузкой ролики визжат. смазал их и все поехало. уже установил все что хотел

отзыв

Статья интересная,но кароткая.хотелось бы по-больше о зажимах.А так в целом нормально.жду продолжения.

нормал! все правильно. правда изложена только теория, далековатая от практики...

Владимир, прошу заметить, что все расчеты верны! кстати, а что у вас было по физике? ) не стоит так упираться в движущиеся ролики... пересчитайте нагрузки. все это только теоретические расчеты без учета сил трения, так что на практике все будет по иному... если пересчет не дал ничего положительного то отличная статья http://www.risk.ru/users/fedor/1467/ - там все разжевано))) удачи

Нормально

Думаю, Владимиру Меркулову стоит поубавить пыл, а заодно и восстановить знания в области физики. Для некоторых, других, товарищей, хочу напомнить одну народную мудрость - умный не тот кто спрашивает, а тот кто познаёт сам. С мудростью народа я б спорить не стал. Удачи Вам, "хомосапиенсы" :)

проститеза жаргон, но то что нарисовано-Фуфло

Да ребята с физикой в школе у вас было на двоечку.Прочитайте еще раз правило №1 - оно верное. Выигрыш дают только движущиеся ролики. Верхний, закрепленный ролик только меняет направление усилия. Один движущийся ролик дает выигрыш в 2 раза, два движущихся-выигрыш в 4 раза, три движущихся-6 раз. Нечетное число выигрыша вообще не может быть. Знаменитый полиспаст Мунтера, где якобы выигрыш в семь раз дает только четыре. Там где на ваших рисунках выигрыш в девять раз на самом деле тоже только четыре. Из практики работы спасателем расчет такой. Два спасателя могут поднять одного пострадавшего без всяких полиспастов, конечно со значительным усилием и если есть хорошие упоры для ног. В неудобных условиях и троим очень тяжело поднять одного. Один спасатель реально поднимает одного пострадавшего(примерно такого же веса),со значительным усилием используя простой полиспаст с выигрышем в два раза. Так что используйте полиспасты( хорошая вещь)иногда сил бывает мало. С помощью двух одинарных роликов можно получить выигрыш в четыре раза (плюс два карабина, кольцо из репшнура) и камень можно сдвинуть если вас три четыре человека.

Не впечатлило :(

Често говоря не впечатлило. Учебник физики и все. Все это можно было написать в одном абзаце. Посути сказано 3 вещи: Сложение векторов сил, подвижные/неподвижные ролики и каскад полиспастов. Простейшая физика. А я надеялся увидеть именно практическаю часть. Например: "Сколько надо карабинов и сколько роликов чтобы тянуть человека среднего веса". Или "как сдвинуть камень нереального веса, скажем в тонну в одиночку". Именно на практике, с учетом трения веревок и т.д. Почитав эту статью можно подумать что если я тяну скажем 100кг то 5 роликов и камень наверх поднимаем. А вот фиг вам. И 10 роликов реально не помогут... Полиспасты с жумарами/кулачками вообще не описаны. Ждем продолжения.

Акценты

Как мне кажется, то тут можно добавить вопрос о использовании репшнура в работе. Особенно при учебных переправах.

Отличная статья!!

Привет! Статейка что надо!

полиспаст

Альпинисты и туристы, как правило, не берут с собой ролики – это лишний вес, и в случае аварии или переправы они организуют полиспаст через карабины. Ролики, на мой взгяд, наиболее актуальны для спасателей. В следующей части, насколько я понял, автор затронет внимание на такой важной проблеме, как преодоление силы трения. Понятно, что потери на трение у роликов будут незначительными. Но хотелось бы еще узнать, какие потери возникают через перегиб карабина, поскольку такая организация более актуальна в реальных условиях группы, в т.ч. и для спасработ собственными силами. Надеюсь, автор затронет этот момент в следующей части.

Все подробно и доступно!

Мне очень понравилось)) второй раз на эту статью натыкаюсь))) Но на самом деле, нужно рассмотреть и перегиб через карабин, это и есть реальные незапланированные спасработы силами малой группы))) С вашего разрешения могу ли я выложить на сайте Тюменской Региональной Федерации Альпинизма www.tyumen-alp.ru данную статью?)))))

о теории полиспастных систем

"К сожалению, в отечественной альпинистской и спасательной литературе трудно найти четкое, последовательное и понятное объяснение принципов работы полиспастных систем и методики работы с ними. " Странно, школьный учебник физики 9 класс, продается сейчас наверное в любом книжном магазине. К томуже по выражению одного моего друга раньше альпинизм был спортом кандидатов и докторов наук (и физику они знали), и только в последнее время стал спортом монтажников - высотников.