Скалолазание > Люди >

Автор: Марат Ахметов, Тюмень

Смена поколений в тюменском скалолазании

Последнее юношеское первенство, проходившее в Воронеже, без ложной скромности можно назвать историческим для тюменского скалолазания. Сразу два спортсмена выиграли соревнования в своих возрастных группах: Нигманов Зуфар в самой старшей юниорской, а Кокорин Станислав был сильнейшим у старших юношей. Первого места Тюмени пришлось ждать шесть лет. Однако двойной успех наши спортсмены празднуют впервые.

Нигманов Зуфар
Пообщаться с парнями мне удалось на недавно прошедшей «Одиссее», где ребята тренировались на знаменитом скалодроме для «Экстремального прыжка». Оба новоиспеченных победителя занимаются под руководством Сергея Сергеева, воспитавшего всех сильнейших тюменских спортсменов. Что характерно, и Зуфар и Стас добились успеха спустя пять лет после того, как пришли в «Алькор». Самому титулованному воспитаннику С.С.Сергеева Евгению Миначеву понадобилось для этого немного больше времени.

Прежде чем пойти в «Алькор» ребята пробовали себя в других видах спорта. Зуфар нигде не задерживался более двух недель. Как-то он проводил лето в лагере «Ребячья республика», где впервые увидел скалодром. Лазать понравилось настолько, что почти всю смену провел на скалодроме. Осенью мама предложила записаться в «Алькор», пошел не сразу, весь сентябрь раздумывал. На первом занятии тренер Людмила Мамаева предложила пролезть трассу. Зуфар пролез, чем немало ее удивил. Уже через полгода тренировок он перешел в сергеевскую группу.

Станислав пробовал себя в карате, танцах, занимался борьбой. Однако, все это быстро надоедало, встал вопрос, куда пойти. Страсть к лазанию у Стаса была с раннего детства. Как многие мальчишки, любил лазать по деревьям, стройкам, гаражам. Мама, узнав про секцию скалолазания, привела туда с сына с другом. Ребят в группе было много, приходилось подолгу ждать своей очереди. Стас вспоминает, что только из их класса в секцию поначалу ходило шесть человек. Тренер Елена Дорошенко заметила, что Стас лазает лучше сверстников, и стала пускать его на трассу без очереди. Такое положение вещей не всем пришлось по душе и вскоре случайных людей в группе не осталось. Уже через три месяца Станислав дебютировал на первенстве области, где занял в своей группе второе место в трудности. Однако успехов он добился в другой дисциплине – скорости. На первые свои российские соревнования Стас поехал в Воронеж.

Результат в скалолазании зависит не только от способностей и стараний спортсмена и квалификации тренера. В тренировках очень важен соревновательный момент, с кем ты тренируешься. Когда Зуфар и Стас делали первые шаги, для них примером служили их сверстники – Иван Шмонин и Артем Сергеев. Затем, когда результаты ребят подравнялись, Зуфар начал заниматься со старшими ребятами, теми, кто защищал честь Тюменской области на российских соревнованиях – Миначевым, Кузовлевым, Лобзовым, Тороповым. Уже в 2004 году в Красноярске Зуфар выполнил норматив КМСа. В 2005 году он выиграл «Невские вертикали» и был зачислен в состав юношеской сборной России на молодежный чемпионат мира, который проходил в Пекине.

Карьера Станислава складывалась не так удачно. В голову лезли мысли о том, что засиделся он в перворазрядниках и КМСом ему наверно уже не стать, да и Зуфар стал лазать лучше, и пора, наверно, завязывать с соревнованиями. Однако решил снова попытать счастья и посетить Воронеж, город, в котором он получил первый соревновательный опыт. Выступил успешно, выполнил следующий спортивный норматив, появилась уверенность в себе. Воронеж смело можно назвать счастливым для Стаса городом, кто знает, может именно здесь он выиграет свое первое золото взрослого чемпионата.

Этим летом Станислав заканчивает школу и собирается поступать в нефтегазовый университет в институт нефти и газа. Зуфар же стал студентом нефтегаза в прошлом году, учится на бурении, этой весной получил «корочку» помбура. На вопрос о том, собирается ли он посвятить себя выбранной специальности или отдаст предпочтение спорту, Зуфар ответил следующее. Интерес к этой специальности у него есть, немалую роль в выборе профессии будет играть и материальная составляющая. К сожалению, скалолазанием в нашей стране могут зарабатывать на жизнь только единицы, однако, Зуфар надеется, что, закончив вуз, он сможет еще какое-то время выступать на соревнованиях.

Сегодня, когда старшие ребята практически завязали с соревнованиями, Стас и Зуфар, стали единственными тюменскими спортсменами, выступающими на российском уровне. Теперь они готовятся к соревнованиям вдвоем и, как говорят сами ребята, сложнее стало тренироваться, нет перед глазами тех, на кого бы можно было равняться, к чьему уровню стремится. «Конечно, хотелось бы тренироваться с Женей Миначевым, - сказал Зуфар, - но придется, видимо, обходиться своими силами». Вместе с тренером парни стараются найти выход из сложившегося положения. Не так давно Зуфар ездил в Екатеринбург, где тренировался с местными спортсменами и участвовал в «домашних» соревнованиях. Не остановится на достигнутом уровне, и расти дальше до больших побед – вот их главная задача на сегодня! А еще найти спонсоров, готовых оплатить их участие в Молодежном чемпионате мира, который пройдет в далеком Эквадоре. География скалолазания расширяется. Вслед за Европой, Азией, Северной Америкой, оно стало развиваться и в Южной Америке. Зуфар отметил, что те же венисуэльцы неплохо бегают скорость, только техника у них немного отличается от нашей. В Штатах вот тоже скорость стали подтягивать, значит скоро в спор за медали в этом виде кроме россиян и украинцев включится кто-то еще.

Нигманов Зуфар и Кокорин Станислав
С уходом со спортивной арены старших товарищей, на Зуфара и Стаса легла дополнительная нагрузка. Теперь уже их Сергей Сергеев ставит в пример младшим, а иногда кого-нибудь из них пускает на те же трассы. Так, к примеру, в последнее время вместе с ними тренируется Александр Шмонин.

Поколение Миначева и Кузовлева ушло из большого спорта. Скорее всего, этот факт придется признать. Ушло, оставив воспоминания о ярких выступлениях и громких победах. В их время скалолазание стало прагматичнее, нежели во времена «романтиков», первых тюменских мастеров спорта Мотовилова и Шавшина. Одним из главных достижений ребят можно назвать, то, что при всем, что им пришлось пережить, находясь в системе спортивного скалолазания, это то, что они смогли сохранить дух романтики и ребячества, в хорошем смысле этого слова, коим были пропитаны стены «Алькора». Благодаря Интернету, этим духом они смогли заразить и своих друзей и коллег в других городах. Сайт тюменских скалолазов популярен не только среди российских спортсменов, но и среди тренеров.

Меня, наблюдавшего за выступлениями ребят на российском и мировом уровне, не покидает чувство сожаления за «миначевское» поколение. Как мне кажется, им не удалось до конца раскрыть свой потенциал на соревнованиях. Тому есть ряд причин, и организационных в том числе. Очень хочется, чтобы нынешним ребятам в этом плане повезло больше, и их спортивный результат зависел только от них самих. Хочется, чтобы они попали в Эквадор, право выступать на международной арене они заслужили своими результатами на российском первенстве.