Горы мира > Сибирь >

Автор: Максим Шакиров, г. Москва

Проект "Новый год на абсолютных вершинах континентов, стран и горных массивов Земли".

2005 год - Fuji

Проект “Новый год на абсолютных вершинах континентов, стран и горных массивов Земли»

Это по-настоящему полезно, потому что красиво…
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери

Автор проекта - Максим Шакиров

Днем рождения проекта можно считать 28 ноября 1998 года. Именно в тот день я получил в Российском Авторском Обществе свидетельство о регистрации проекта за № 3297. А началось все с того, что надвигалось Время смены эпох и мне захотелось встретить его в подобающем такому событию Пространстве. Захотелось посмотреть, показать и рассказать людям про последний Закат XX века и первый Восход Солнца в новом тысячелетии. В общем, слова из песни Визбора «…я видел воочию Пространство и Время…» хотелось произнести от первого лица.

Пространством была выбрана Западная вершина Эльбруса (5642 м) - высшая точка Европы и России, в ее нынешних границах. Ну а Время само выбрало нас – Миллениум.

Пять лет подряд - 2001-й – Эльбрус (5 642 м. Европа), 2002-ой – Монблан (4 807 м. Альпы), 2003-ий – Килиманджаро (5 895 м. Африка), 2004-ый – Аконкагуа (6 962 м. Южная Америка) и 2005-й - Фудзияма (3 776 м. Япония) в первый день наступившего года мы стоим на вершине.

С каждым годом я все больше и больше удивляюсь и радуюсь только одному обстоятельству – горы пускают нас к себе, а Он дает нам погоду и силы добраться до вершины и спуститься вниз. Спасибо, Господи!

Состав Команды: Максим Маланчук, Максим Шакиров.

Вершина: подъем – 01 час 01 января 2005 года (время московское, разница во времени «+» 6 часов).

Почему Фуджи?

Мысль о том, что 2005-й год можно и нужно встретить на Фудзияме, пришла в конце октября 2004-го. Мы с Владимиром Копыловым потягивали матэ в «Мире Приключений» и обсуждали будущее проекта. Вообще-то я собирался лететь в Австралию на пик Косцюшко. Это была единственная высшая точка континента, которую мы бы осилили по деньгам в этом году. Но…

Как-то не лежала душа встречать Новый год без снега. В процессе разговора зашла речь о тех горах, где хотелось бы побывать, не привязываясь к проекту. Хан, Ушба, Арарат, Фуджи… Стоп! А почему бы на пару лет не отложить Австралию? Например, поехать туда на следующий год после новогоднего Мак-Кинли (если, конечно, мы туда сходим и проект будет продолжаться).

Но! Фуджи - не высшая точка ни континента, ни горного массива Земли…

- Да, за то Гора красивая и священная, а вдобавок ко всему еще и абсолютная вершина страны, – сказал мой внутренний голос, и мне пришлось согласиться.

Японский английский

Поездку в Японию организовывал приятель Копылова, профессиональный гид по имени Хиро. С Володей они познакомились летом на Эльбрусе. Он сразу же написал нам, что не сможет сходить на гору вместе с нами, т.к. 1-го января улетает на Винсон, но программу составит и все организует в лучшем виде.

В конце концов, все так и получилось. Правда, общение с японцами на английском языке посредством электронной почты - занятие своеобразно-утомительное. Справедливости ради стоит сказать, что и очное общение с японцами на языке Шекспира дело не простое. Дело в том, что потомки самураев настолько приятные и угодливые люди, что иногда говорят не то, что есть на самом деле, а то, что собеседник хочет (или им кажется, что хочет) услышать.

Яркий тому пример. Мы добрались до городка Oshino, откуда, после ночи в гостинице, должны добраться до приюта на высоте 2 230 м. Сопровождающий нас человек на вопрос Максима о том, бывает ли в городе снег, два раза подряд (после первого ответа мы уточнили еще раз) уверенно ответил: «Снега в этом месте не бывает». Угадайте, что мы увидели утром из окна гостиничного номера? Правильно! Город, полностью заваленный снегом.

Приют

29 декабря. Вчера, ужиная в гостиничном номере японскими яствами из ближайшего супермаркета, мы решили, что до приюта будем добираться на такси, т.к. горный серпантин заканчивается в получасе ходьбы от приюта. Дело в том, что из Москвы мы привезли, помимо альпинистского снаряжения, еще и горные лыжи, собираясь спуститься на них с вершины. Общий вес нашего «багажа» зашкаливал за 70 кг. Весь груз разместился в большом бауле, чехле для горных лыж и двух 60-ти литровых рюкзаках. От гостиницы до приюта 1,5 километра по высоте. Понятно, что затащить вдвоём это все наверх, мягко говоря, проблематично.

Подъехало такси. Наверное, во всем мире таксисты одинаковы. Мы показали на карте место, куда нам надо попасть. Он сказал: «Поехали». Когда подъехали к серпантину, оказалось, что тот закрыт. В принципе этого следовало ожидать, потому что снег падал не прекращаясь. Если бы еще в гостинице шофер сказал, что до указанного места не доедем, мы с Максом переложили бы груз для более комфортной транспортировки. А так пришлось «фигачить» наверх следующим образом: один несет баул (длинные ручки намотаны на кулаки), второй двигается с двумя рюкзаками и забитым до отказа лыжным чехлом наперевес. Картина та еще. Помимо всего прочего, падает мокрый снег (снежинки величиной с блюдце), и на тропе встречаются поваленные ветром деревья, через которые с «нашими» габаритами перебираться не сахар.

В приют пришли часов через пять: мокрые, уставшие, но довольные – дошли. Хозяин Сато, встретил нас радостно и недоуменно. Недоумевал он по поводу баула, который хотел отнести подальше от входа, но с первой попытки не смог поднять. По-моему, он даже выглянул на улицу, пытаясь увидеть транспорт, доставивший нас к нему в гости.

Приют хоть и не такой огромный, каким был «Приют 11», но обалденно уютный и правильный. Правое крыло – огромная кухня, центральная часть – «зал» с расположенным посредине очагом в виде дровяной печи, левое крыло – места для сна человек так на 70-80.

Хозяин приюта, узнав о наших планах, стал переводить с японского языка на понятный нам английский транслируемый в этот момент по телевизору прогноз погоды на ближайшие 3 дня. Согласно этому прогнозу, нам стоило забыть о первоначальных планах - подняться 31 декабря на вершину, установить в кратере Фуджи палатку, переночевать и 1-го января спуститься к приюту на лыжах. Оставалось только молиться, чтобы то «окно», которое давали нам синоптики на восхождение (улучшение погоды с часа ночи до 10 утра 1-го января), в последний момент не захлопнуло ветром.

30 декабря.

Снегопад утихает. В приют начали подходить люди – друзья и родственники Сато-сана. Дело в том, что этот приют является единственным частным владением на Фудзияме (остальные многочисленные приюты и хижины принадлежат государству) и здесь существует многолетняя традиция – встречать Новый год в кругу близких людей. На наше счастье, среди них оказались канадец Джеф и австралиец Саймон. Ребята около 10-ти лет живут и работают в Японии, женаты на коренных жительницах Страны Восходящего Солнца и, что оказалось чрезвычайно важным для нас, помимо родного в совершенстве владеют японским языком.

Новый год.

31 декабря. За стенами приюта творится что-то невообразимое. Если здесь, на середине горы, в пролеске, так дует, что же творится наверху?

Тем временем наши японские друзья вовсю готовятся к празднику – накрывают стол деликатесами национальной кухни.

Мы стали единственными из россиян, кому удалось увидеть и поснимать, как большая японская семья празднует Новый год.

В 18 часов наступает торжественный ритуал откупоривания 30-ти литровой деревянной бочки сакэ. С криком « Кампай!» все чокаются и принимаются за еду. Мы тоже за столом, правда вместо сакэ пьем чай. По просьбе хозяев я пою «Калинку-малинку» и «Катюшу».

24 часа. Ура! В Японии наступил Новый год. Через 20 минут мы с Максимом и Джефом выходим на восхождение. Еще в Москве мы узнали, что в середине декабря на Фудзи погиб местный гид. Опытного альпиниста порывом ветра сбросило с предвершинного гребня и разбило о камни. Если честно, то это обстоятельство временами вселяло в меня какой-то животный страх. Но, когда мы вышли ночью из приюта, мой страх улетучился. Японские синоптики – мастера своего дела. Стояла изумительная и единственно возможная для зимнего восхождения на Фудзияму погода - минус 30 градусов по Цельсию и умеренный (10-15 метров в секунду) ветер. При таком морозе вероятность урагана сведена к нулю. У нас неплохой шанс встретить московский Новый год на подступах к вершине.

Начались предрассветные сумерки. В Москве бьют Куранты. В налетевшем небольшом облаке я теряю следы идущих чуть впереди Максима и Джефа. Сваливаю в нехоженный кулуар и полтора часа протаптываю себе дорогу в глубоком снегу. Выбравшись на правильный путь, на короткое время прихожу в отчаяние – ребята подходят к вершине, я вижу ее в 300-х метрах по вертикали, но уже нет сил…

Оглядываюсь. Шикарная по красоте картинка застыла перед моими глазами. Представьте себе горизонтальный кадр: белый склон из левого нижнего угла до правого верхнего закрывает ультрамариновое небо, небольшое причудливое облако, вдалеке виден океан, омывающий берега Японии, и на переднем плане - замысловатый каменный валун, своими очертаниями похожий на присевшего отдохнуть альпиниста.

Фотоаппарат в рюкзаке. Я точно знаю, что на этот кадр потеряю как минимум 10 минут – занять устойчивое положение на 40-ка градусном склоне, снять рюкзак, достать камеру, проследить, чтобы ничего не улетело вниз, сделать съемку, проделать все операции в обратном порядке…

А на вершине, на морозе, ждут ребята. А флаг России у меня, а видео у Макса. И флаг на вершине снять надо – «кровь из носа». И спуститься до ухудшения погоды хотелось бы, иначе вообще никто этих кадров не увидит…

В общем, дошел «на зубах» и хорошо, что не стал снимать ту «картинку». Аккумулятора хватило на 10 вершинных кадров. Запасным воспользоваться побоялся – корпус камеры задубел, и открывать аккумуляторный отсек я не стал.

Огромное спасибо Максу, который в такой холод и ветер дождался меня на вершине.

Вся, буквально вся Япония под нашими ногами. Мы видим Тихий океан, омывающий Японские острова, видим Токио…

Я достаю флаг России и поздравляю (в объектив видеокамеры) всех с Новым годом. Получается это не очень громко - ветер перекрикивает меня - и не совсем бодро. Но все равно! Мы сделали это и в первый день наступившего года стоим на вершине!

Партнеры восхождения на Fuji.

Спасибо магазину «Компьютер для любителей ФОТО» и его директору Валерию Егорышеву за содействие в приобретении фотоаппаратуры.
Спасибо ЦНИИПСК им. Мельникова, которому в этом году исполняется 125 лет.
Спасибо транспортно-туристической компании «Атлас 95» (рекомендую обращаться за билетами в любую точку мира – тел. 101-33-95) и лично Федору Егоровичу Леонову.

Дальнейшие планы.

Вопреки многочисленным скептикам, я все же попытаюсь организовать новогодние экспедиции и на Мак-Кинли, и на Эверест. Есть и желание, и люди, которые хотят сделать это. Сейчас загвоздка в деньгах, но этот вопрос постоянно решается и, возможно, в обозримом будущем решится.

А следующий Новый год мы постараемся встретить или на Арарате, или на Винсоне. Точнее будет ясно к концу лета.