Горы мира > Алтай >

Автор: Максим Лучко, г. Новосибирск

Траверс Белухинского массива.

Читайте на Mountain.RU

“Вот и белая Белуха именинница!”
Белая Гора или Двери в небо
Пособие для начинающего альпиниста

История одного тура в днях, лицах и делах
Окончание.
Начало читайте здесь.

17.08. День десятый. Очень ветреный, очень снегопадный. В который мы не прошли гребень г. 20 лет Октября и заночевали на полке

Вылезли. Ромка суетится, а Великанов спит
Утро встретило нас непогодой. Быстро поели, собрали вещи и двинулись вверх. За тридцать минут поднялись по снежному склону на большую фирновую террасу. Тут я встал перед дилеммой: провесить перила и выйти на гребень по ледовому склону или траверсом выбраться на контрфорс? Первый вариант для группы был проще и быстрее – перила мы провесим быстро, участникам останется только прожумарить второй – безопаснее, вдруг сверху что-нибудь свалится, тем более на склоне лежали камни. Пришёл туман, и я окончательно решил идти по гребню. Выход на гребень со льда оказался довольно неприятным, поскольку обнаружился протяжённый участок крутого натёчного льда и снег на скалах – встаёшь на такой снег и, поскольку нет надёжного сцепления с камнем, а снег не глубокий, значит, не держит, съезжаешь вниз. Вдобавок, коротенький участок скал сразу за натёчным льдом оказался довольно крутоват. Под громогласные маты некоторых участниц прошли неприятный участок, и далее путь оказался проще. Однако простой путь быстро закончился перед пятиметровой скальной стенкой, на которой повесили верёвочку. За ней гребень то сужался, то расширялся, и в результате мы очутились перед достаточно крутой скалой. Тут пришлось думать. В результате старательных размышлений, обильно сопровождаемых разнообразными выражениями, было принято решение обойти скалку слева, по льду. Повесили 50 метров перил и снова оказались на гребне.

А так же на сильнейшем ветру, поднявшем свору меленьких, но чрезвычайно кусачих снежинок-льдинок. Здесь некоторые участницы решили застрять на перилах с криками:

- «…», «…», не могу, «…», «…».

(Многоточия в скобочках – это маты).

Однако в результате ободрительных криков от участников снизу:

- «…», «…», милая девушка, мы испытываем некоторый дискомфорт от нахождения наших тел на крутом склоне, «…», «…»

и сверху:

- «…», «пребывание на ветру в ожидании вашего выхода, мадемуазель, не приносит удовольствия», «…»

дамы нашли в себе силы и оказались наверху. Коллектив собрался, быстренько напихал в рот орехов, кураги, изюма, колбасы, сыра, хлебцов, снега и мы потопали дальше.

Наверх уходил широкий заснеженный гребень со скальными островками, за которые мы закладывали связочную верёвку.

Туда нам идти
Страховались также крутя льдобуры. Так в связках подошли под скальные выходы. Дальше путь усложнился: мы то облезали скалы, выходя в кулуары, то шли напрямую по скальным гребешкам. Два раза повесили перила на особо крутоватых участках. В общем-то я не сказал бы, что было особо сложно, только путь сильно затруднялся толстым слоем снега на скалах – все трещины, провалы между скал оказались забиты: наступаешь ногой – она и проваливается по самое ценное. Периодически являлась вершина – туман затеял с нами странную игру: то казалось, будто до вершины ещё идти да идти, то чудилось, что вот она – ещё часика два и мы наверху…

Над нами возник большой бастион с двумя обходными кулуарами – слева и справа от вершинки. Налево пойдёшь, может, лёгкий путь найдёшь… направо пойдёшь, глядишь что–нибудь ещё найдёшь… Решили – вправо (п.х.д.). И не прогадали: выбрались, провесив 40 м . перил, на снежную полку, откуда, казалось, до вершины рукой подать. Сильно похолодало, и я решил, что завтрашний день будет яснее, чем проходящий. Народ шёл совсем тяжело, смеркалось, так что мы решили ставить лагерь. Обтянули площадку верёвками, закрепив их на крючьях и за выступы, поставили две палатки.

Вторая ночёвка при подъёме на 20 лет Октября
(снимал Мишка Гамми)

Поесть – и спать… Однако сразу спать никто не шёл, ибо небеса явили нам грандиозное представление:

Закат над Алтаем

Ох, ну и тесно же!!!

Полусидя-полулёжа в крохотной палатке, я предвкушал следующую ночь, когда смогу распрямить ноги и потянуться…

18.08. День одиннадцатый. Немножко хмурый, но в целом очень сносный на предмет погоды. В который мы перелезли через г. 20 лет Октября, сбегали на г. Корона Алтая и насладились полнокомплектным видом Белухинского массива

Утро подарило нам красивейший рассвет, который своим малооблачным видом подбадривал: «Погода будет весь день терпимой!». И это оказалось сущей правдой. Также на скалах обнаружились славные инистые узоры

Мишка Гамми поразился удивительными
инистыми наростами и снял их

Дальше гребень стал ещё уже и круче, однако на солнышке шагалось легко и приятно.

Последний участок перед выходом на г. 20 лет Октября

Страхуясь за крючья, закладывая верёвку за выступы, подошли под ключевой участок – крутые скалы прямо под снежной макушкой вершины. Первый без рюкзака, провешивая перила, вышел наверх и, там где скалы заканчивались, обнаружил надёжно вбитый крюк. За него закрепили 50 м . перил.

Путь прохода «изюминки» подъёма на
г. 20 лет Октября (снято М. Гамми)
Здесь случилось чудо. Только я, провесив перила, примостился на склоне, дабы избавиться от излишней влаги, как снизу послышалось пыхтение и разные другие выражения. Обернулся и обомлел: снизу поднималась Лариска, - Лара, которая весь предыдущий день простонала и проплакала!

- Что так быстро-то вылезла? – Крикнул я.

- А вот, блин, понравилось! – прокричала девушка. – Могу и бегом!

- Наверх не смотри, - попросил я, - у меня туалетные процедуры…

Вот что значит акклиматизация!

Далее шли следующим образом: участники выходили наверх в том порядке, каком были в связках, и, как только связка комплектовалась, уходили наверх – до самой вершины, куда уже мы, первая группа, набили ступени.

Вышли на г. 20 лет Октября в совершенном тумане.

Приспустились на перемычку с г. Корона Алтая и стали ждать следующую связку, жуя шоколад, ирис и конфеты. Постепенно все выбрались наверх. Ну вот, самый сложный элемент траверса пройден.

С перемычки сбегали на г. Корона Алтая.

Я, приспустившись с горы, заснял Диму и
остальной народ, наслаждающийся туманом

Идём на г. Корона Алтая

Поймав просвет, сфотографировали оз. Аккемское.

Вид на Аккемское озеро с подъёма на г. Корона Алтая
(снимал Мишка Гамми)

А на спуске просвет сам пришёл к нам. Да ещё какой! Открылся весь Белухинский массив, который был срочно запечатлён на фото-видеоаппаратуру.

Панорама Западнобелухинского массива, г. Белуха Восточная и пика Делоне

С перемычки легко сбежали вниз и, шагая себе в удовольствие по фирновому плато, добрели под начало подъёма на верхнюю (восточную) ступень Западного фирнового плато.

И какой же грандиозной радостью оказалось вытянуть ноги после тесной ночёвки! Изо всех палаток неслось довольное постанывание, покрякивание, похрустывание. Счастье!

19.08. День двенадцатый. Пасмурный. В который мы ловили просветы во время прохода через Западнобелухинский массив, и насобирали их достаточно, чтобы перебраться и узреть разнообразнейшие красоты.

Встав в 4 утра, я увидел, что небо вроде бы ясное, но внизу бродят облака. Ну конечно, стоит появиться и пригреть солнышку, которое выдавит облака из долины наверх, как у нас начнётся свистопляска.

Опасения подтвердились: едва мы поели, как наполз густой туман. Впрочем, он оказался в тот момент даже полезен: я, намылившись было идти по нужде метров на 300-400 вдаль, отошёл на 50 м . от лагеря и обнаружил, что нахожусь в абсолютном одиночестве и невидимости. Отошёл ещё метров на 50 для приличия…

Рельеф мы рассмотрели в предыдущий вечер и это утро, путь был очевиден – по гребню метрах в 20-ти от стены. Двинулись. Пусть смутно, но проглядываемый гребешок вёл нас вперёд. Впрочем, несколько раз туман становился таким густым, что даже край стены не был виден (меньше 10 метров ). Тогда мы останавливались и ждали. Один раз просидели около 1 часа. Перед подъёмом на взлёт, выводящий непосредственно под массив Западной Белухи, неожиданно развиднелось, и мы рванули – быстрее, чтобы отметить подъём на пер. Любимых жён. Прошли ступень, уселись, разглядывая Западную Белуху. Не просмотрели и пяти минут, как вновь всё закрыло. Пошагали в тумане. Через десять минут ходьбы появилось ощущение, что мы сильно забрали вправо. Опасение подтвердил Великанов, который, замечательно чувствуя направление, провопил: «Зачем на юг сильно забираем?». Собрались, взяли азимут и сделали очередную попытку пойти. Однако почему-то стрелку компаса непрерывно болтало, так что путь явно оставался зигзагообразным. Вновь сели.

Сидим в тумане
(снято Димой Гуляшовым)
И прождали около 3-х часов. За это время перекусили, перебрали разнообразные случаи из жизни, поспали, Великанов спел десяток песен…

Неожиданно туман вокруг посветлел. Выплыл просвет. Ура! Наметили путик и двинулись. Снова затянуло – мы остановились. Разрыв – пошли. В таком режиме подошли под снежный склон, выводящий под северный бугор. Здесь предполагался ключевой момент сегодняшнего прохождения: подъём на массив Западной Белухи и спуск с него. Задумались. Можно было подняться двумя путями: среди скал, слева (п.х.д.), или же по широкому фирновому склону, справа (п.х.д.), выводящему непосредственно на перевал Любимых жён, левее Северного Бугра. Если склон сильно заснежен, придётся идти среди скал, однако в такую погоду через скалы будет сложнее, чем по снегу, потому что необходимо видеть склон над нами для выбора пути, иное дело по снегу: шагай себе вверх и шагай… Вроде бы, несмотря на обильные снегопады, дул сильный ветер, так что снег не должен закрепиться, однако… Замечательно. На склоне лежал довольно жёсткий фирн. Теперь появилась другая проблема: фирн мог быть очень твёрдым, отчего бы пришлось организовывать перила. И эта проблема решилась, правда, в довольно жёстком для ведущего варианте – чтобы получилась глубокая ступень, которая бы без проблем выдержала 100 кг , приходилось бить носком по 3-5 раз. За полтора часа, опасливо поглядывая в сторону облаков, бродящих в долине, поднялись на перевал Любимых жён.

Путь нашего подъёма и
запасной вариант подъёма

Погода всё ещё благоприятствовала. Сбегали по гребню на Северный Бугор.

на Северный Бугор

Вид с Северного Бугра на север

С вершины открылись замечательные виды

Вид на Восточную Белуху и Центральное фирновое плато

Вид на Восточную Белуху и пик Делоне

Южнее виднелась основная вершина Западнобелухинского массива, причём смотрелась ниже, впрочем, я понимал, что это обычная горная иллюзия, а на деле наша вершина немного ниже.

Раз – облака снизу буквально взметнулись вверх, погрузив нас в молоко два – так же мгновенно унеслись. Сейчас начнётся… Быстренько собрались и побежали по гребню на север, чтобы увидеть и запомнить путь. Налетел мощнейший порыв ветра, с неба посеялась мелкая крупа и пришёл совершенно непроглядный туман, так что участник за мной виделся смутно. Но теперь это было не страшно. Мы шагали по гребню над Аккемской стеной вдоль скалок, также подтверждающих правильность нашего пути. Страховались, крутя промежуточные льдобуры. Где-то, пройдя уже 2/3 пути, ко мне пришёл глюк: в просвете почудилось, будто снизу поднимается связка, причём идёт она по диагонали в нашем направлении, то есть наверх. Конечно же, в голову пришло, на кой они решили подниматься так поздно, почему идут по диагонали, а не вдоль скалок, как двигаемся мы. Засомневавшись, я решил разведать путь и ушёл от скал вправо, южнее, - и попал в ледовые сбросы. Связка вновь появилась, мне почудилось, будто они машут руками… Туман скрыл странных туристов. «Или это балбесы, или, скорее, балбес я – сунулся вправо, надеясь, что им снизу путик виден лучше, значит, и нам нужно идти навстречу этим товарищам…, - задумался я. – ну и поскольку балбес скорее я, нужно вернуться к надёжному скальному гребешку». Вернулись. Пошагали дальше – я всё вглядывался во мглу, надеясь увидеть куда пошли – и пошли ли вообще – нижеидущие. Ни-ко-го. И ничего. Вышли на плато. Ну и где они?! Я, конечно, тоже книжки всякие мистические почитываю, и фильмы со всякой таинственностью люблю, но своему зрению доверяю на 100 процентов, так что даже порой, когда кто-то тыкает пальцем на что-то таинственное (странный силуэт, фигуре в темноте), нахожу причину иллюзии и сам тем не всегда доволен: как здорово, наверное, хоть на секундочку избавиться от рациональности! А нет: фигура в темноте – это лишь разгадываемая игра света и тьмы, странный силуэт – кривое дерево...

Внизу властвовал мощнейший ветер, несущий снежную крупу. С трудом поставили палатки. «Вот завтра развиднеется, - думал я, готовя пищу, - найду этих товарищей, которые скорее всего остановились неподалёку на ночёвку, и спрошу, какого хрена они ходят по диагонали по склонам, когда путь очевиден…»

Ветер подсказывал, что назавтра погода будет плохой.

20.08. День тринадцатый. В общем, можно сказать, до 18 ч. никакой, поскольку мы шли в нигде, то есть в тумане. Но умудрились перебраться через Восточнобелухинский массив, сбегать на г. Белуха Восточная и подойти под пер. Делоне.

Утро опровергло домыслы: проснувшись в 4 утра я обнаружил ясное небо и Белуху Восточную, над которой висела луна. Красота!

Осколок луны над Восточной Белухой

Однако простояла она недолго – снизу наползли тучи, и – опять туман, ветер.

Я уже принял решение, что вчерашние туристы на леднике – это лишь глюк, но всё таки зачем-то поглядывал на снег, надеясь обнаружить следы.

Пришёл разрыв, мы скорее осмотрели склон на предмет подъёма. По отчётам, проще было подниматься не прямо на перевал Верхнебелухинский, а севернее, по следующему склону, выше в гребне. Перебрались через небольшой бергшрунд и полезли наверх.

Лезем на перевал Белухинский
(снял Мишка Гамми)

Поднимались в связках, поскольку на склоне лежал фирн: для ведущего подъём проходил в жёстком режиме – приходилось 3-5 раз бить склон, чтобы сформировать надёжную ступень, зато остальным было раздолье – шагай себе да шагай, словно по лесенке.

Путь подъёма на пер. Белухинский
(снято с Северного Бугра)

Чем выше поднимались, тем хуже становилась погода. Когда вылезли на гребень – выше на 50 м . от истинной седловины Верхнебелухинского, погода испортилась совершенно.

Вылезаем на Белухинский

Сбегали на г. Белуха, где, как полагается, звякнули колокольчиком в помин погибших в горах и съели по конфете

Вершина Белухи Восточной
(снято Толяном)

Приспустились на перевал, откуда планировали спуск. «Ну вот, - размышлял я, - знакомые, можно сказать, родные места. Через этот перевал я поднимался-спускался раз 10 или 12. Сейчас повесим перила – первую верёвку на ледорубе (снег), следующие три – на льдобурах (лёд). В нижней части будет бергшрунд. Потом уйдём вправо по ходу движения…Глядишь, может и тропинку найдём. Ура!»

Спустился на одну верёвку и… никакого льда не было. Не может быть! Принялся копать снег – вырыл метровую яму, однако безрезультатно. Ко мне спустился Великанов, мы организовали страховочную станцию на ледорубе, и я спустился ещё на одну верёвку. Та же история: глубокий снег. Великанов принёс очередную верёвку. История повторилась – снег да и только. На четвёртой верёвке подо мной разверзся бергшрунд. Ну вот, хоть что-то знакомое… Дул ветер, ничего не было видно, и мы решили дождаться просвета. Он пришёл – видимость увеличилась с 30 м . до 100 м . Следовало идти, конечно, вправо, однако, наблюдая такое обилие снегов, решили пройти ещё немного вниз, чтобы не подрезать склон. Приспустились ещё 100 м ., глубина снега уменьшилась до 20 см . Свернули вправо. Видимость опять пропала, но… ну не мог же склон настолько измениться?! Слева от нас в сторону ледника Менсу, казалось, были сбросы, потому, осторожно прощупывая путь, брели в тумане вправо. Иногда, когда казалось что склон слева выполаживается, проводили разведку, - и обнаруживали достаточно крутые сбросы. Вот, блиииин. Где-то же должен быть путик?!

И он нашёлся!!! Вниз уходил не крутой ледовый, а достаточно пологий снежный склон. Тут пришёл просвет. Толку от него уже особого не было, поскольку мы так, наощупь, нашли спуск.

Побежали вниз Едва спустились до ровного места, стало совершенно ясно. Благодать!!!

Спуск с Белухинского перевала

И приспичило же мне перекусывать. При ясной погоде. Ибо, как только мы, сжевав орехи, курагу, изюм и прочее, собрались выходить, набежали облака. Которые поболтались вокруг и затем разом легли на ледник. И вновь мы побрели наощупь. Пробрели 100 м .

Далее шла зона больших трещин, потому мы осторожничали: переждали 1 ч. и, едва просветлело, отметили путь прохода. Затянуло. Вначале взяли влево (п.х.д.), прижавшись к пику Берельский, чтобы обойти широкую поперечную трещину, после неё ушли вправо в обход следующей трещины, затем вышли на центр, прошли по нему. Зона трещин закончилась, однако дальнейший путь был не виден. Прождали около 1 часа. Чуть-чуть просветлело. Нашли пик Берельский, прижались к нему и далее шагали вдоль него, стараясь не уходить вверх и не спускаться на ледник Менсу, т.е., придерживаясь примерно одной высоты. В течение 40 минут шли так вот – наощупь. Вышли на пер. Большое Берельское Седло, обычную стоянку туристов-альпинистов, восходящих на Белуху. Тут же развиднелось. На стоянках никого не оказалось. В течение 20 минут перекусывали, затем вновь пошагали. «Ногами» нашли тропинку, - ногами, поскольку визуально она была неопределима, только так, наощупь: ноги проваливаются, значит, нет тропинки, ноги погружены в снег лишь по щиколотку, значит, есть. Спустились на нижнее поле ледника Менсу и обнаружили палатку с альпинистами из г. Одесса. Пообщались с дружелюбными ребятами, которые даже напоили наших дам чаем, и побежали дальше – к перевалу Делоне. Время поджимало. Я уже не надеялся пройти в этот день перевал Делоне, но хотел подойти поближе к нашему последнему препятствию, сократив работу на следующий день. Прошли зону трещин, изрядно пропетляв, и наконец выбрались на «сковородку» - большое пологое заснеженное поле под перевалом Делоне. Сковородка давно перестала быть, как подобает этой посуде, жаркой, хотя осталась плоской – и холодной. Ну что же, сковородка из холодильника… Здесь нашли чью-то старую, засыпанную снегом стоянку, на которой расположились на ночлег. Холодало всё сильнее, и это ни могло не радовать, поскольку обещало ясность на следующий день.

21.08. День четырнадцатый. Ясный. В который мы сошли с гор, спустившись с пер. Делоне до Томских стоянок, откуда некоторые пошли вниз к Аккемскому озеру, а некоторые снова полезли наверх.

Всё. Для большинства – это последнее высотное препятствие, за которым последует спуск по леднику Аккемский и дальше – только тропа через залесенный Кузуяк.

Словно решив вознаградить нас, воцарилась ясная погода. Собравшиеся образовали связки и ушли на перевал Делоне, я же стал заниматься уборкой территории. Простор для этой деятельности открылся необъятный, поскольку от предыдущих групп осталось много мусора. И чего только не валялось на леднике! Само собой – консервные банки, упаковки от лапши и картофеля быстрого приготовления, пустые газовые баллоны, пластиковые бутылки. Я выкопал из-под снега даже носки, несколько кофт и тапочки. Сколько раз я проводил восхождение на Белуху (раз 6-7, наверное), столько наблюдал обилие мусора, словно группы, совершая восхождение, ставили себе целью не только оставить след на вершине, но и отметить своё пребывание на леднике. Наверное, и так можно оценить обилие мусора, но всё же видится другое – напакостить, испоганить. Наверное, можно оценить это как «действие поневоле» - в пургу не до мусора, усталость. Но всё же, думается, больше здесь – элементарная лень, оттого такое поведение в горах оценивается именно так – нагадить, нашкодить независимо от причин, по которым такое происходит. Будь я мистик, точно был бы уверен, что результат у таких восхожденцев будет прямо противоположен желаемому – не здоровье и победа, но… В отместку за скотское отношение что могут сотворить горы?

Матерясь на горе-альпинистов-туристов, я тащил от стоянки два здоровенных мешка со всяким мусором к перевалу Делоне. Под перевалом разверзся бергшрунд, куда я скинул хлам – ледник перемелет, сомнет, разъест.

На перевале висели спасательские перила, по которым снизу уже поднимались группы. Чтобы не увеличивать суету, мы повесили свои верёвки и быстренько спустились на Аккемский ледник.

Спуск с перевала Делоне (снято Толяном)

От перевала, развлекаясь, бегом добежали до Томских стоянок, где царила тишина и спокойствие – многочисленные группы ушли на восхождение, только ошивались две наших команды – собравшиеся в троечку и двоечку.

Вот и всё – траверс закончился. Уучастников доблестный Евгений Великанов уводит вниз.

Анатолий Храмов зафиксировал контраст между
несколько обнажёнными телами девушек
и Ромкой в полной экипировке

Снова наверх
(снято Максом Бланком)
Славка Новиков уходит к пер. Дружба со своими двоечниками. У нас же здесь очередная задача – ещё раз сбегать на Белуху: я давно обещал ребятам, большая часть которых собралась потом идти в тройку. С удовольствием погрелись перед выходом в ледовое царство на тёплых камешках, собрались и – вперёд!

Единым махом взлетели на перевал Делоне и к 19 часам установили лагерь – на том же месте, на сковородке под перевалом Делоне.

22.08. День пятнадцатый. Подъём на Белуху № 2.

Снова на Белуху. Ну не устаём мы от этой горы. Странная всё-таки вершина: прямо таки Мать-гора… Сколько слов имеется: Гора, пик, вершина, бугор, холм! Так вот у меня язык не поворачивается назвать Белуху пиком, это всегда гора – женского рода. Могучая мать-гора, не просто белая, но седая…

Вышли раненько. По натоптанной во вчерашний день многочисленными восходителями тропе добрались до стоянки на Берельском седле. Стояло много палаток, однако никого не наблюдалось, кроме стеснительной девы, выглянувшей из палатки, внимательно осмотревшей нас и вновь спрятавшейся. Значит, все ушли. Светило солнышко, было тихо, и я даже умудрился заснуть на 10 минут, пока подходили отставшие. Собрались и двинулись дальше. За час поднялись до верхних полей Менсу под перевалом ТКТ. Через Верхнебелухинский перевал решили не идти – обилие снега на склоне нагнало страха вместо этого пошагали к юго-восточному ребру вершины, путь по которому обещал быть безопаснее. Погода стала ухудшаться – приползли облака. Ну что же, значит, тем более пойдём по ребру, где, если и накроет туманом, не надо контролировать склон над собой на предмет лавинной опасности, о камнепадах же на этом пути не слышал к тому же идти, придерживаясь ребра проще, чем по широкому склону. Обнаружились следы, серпантинами идущие вверх – к нижней части скалок нашего контрфорса. Поднялись до скал, следы ушли куда-то влево по ходу движения (так и не понял, куда же убрела эта группа, поскольку никаких других людей на ребре не увидел). Как только прошли 100 метров , погода испортилась совершенно – задул ветер, пошёл снег, видимость совершенно пропала. Ну и ладно – здесь сложно ошибиться с выбором пути. Этот маршрут по сравнению с подъёмом через Белухинский перевал, мне показался сложнее, поскольку был круче и дольше. Хотя, если учитывать снеговую обстановку, был он безопаснее. По пути попадались оборванные и вмёрзшие в склон верёвки, старые петли – их мы старались не использовать. Закладывали верёвку за выступы, навешивали свои петельки, за которые организовывали промежуточные точки страховки. Раз пять даже умудрились закрутить промежуточные льдобуры.

Скалы закончились, за ними шёл небольшой снежный участок. Едва мы вылезли на него, как пришёл совершенно непроглядный туман. Прошли его и оказались на широком пологом плече. Впрочем, что плечо – пологое и широкое, мы узнали только через полтора часа… Уселись пережидать туман. Который стал прямо-таки абсолютным – казалось, это просто очень жидкое молоко… вернее даже, сметана. Время капало: не успеваем. Вдруг – просвет. Вскочили. Не прошли минуты, как снова – непроницаемая мгла. Попробовали идти наощупь – бесполезно: когда видимость пять-семь метров, далеко не убежишь… Прождали пол часа. «Если за 15 минут не прояснится, идём обратно!» - объявил я. За это время ничего не изменилось. Однако только я встал, надел рюкзак и приготовился объявить, что попытка не удалась, посветлело. Все затаили дыхание. «Тихо-тихо, - пробормотал я, - шагаем…» Крадучись прошли 50 м ., как снова небо слилось с снегом. «Ждём, - нерешительно огласил я, - 10 минут». Та же история: едва проползло положенное время, и я набрал воздуха для печального известия, как снег осветился, удивив нас новостью, что ещё день, а не поздний вечер. Пригнувшись, словно в тылу врага пробрели 50 м . И снова – туман. На этот раз вроде как разреженнее, чем раньше. Хорошо, поскольку я решил не обращать внимания на игру, так сказать, света и тьмы, а без лишних сомнений и метаний повернуть обратно. Мир замер на грани… В тумане обнаружилась своя игра. Мир качнулся и утонул в густом, непроглядном тумане. «Может, я – грешник?! – Пришло мне в голову. – В наказание за грехи гора не пускает… Помолиться, что ли? Вот кому только?». Хватит. Вместо себя я поставил Мишку Яценко. И свет пришёл!!! Всё-таки странное дело – горы.

Потом была вершина «ещё раз».

На Белухе (снял Макс Бланк)

И спуск.

Группа выходит на плечо
с вершины Белуха Восточная

Опять туман стал непроглядным, отчего я не рискнул идти в связках, а мы стали вешать перила. Где-то на середине пути, примерно на 7-ой верёвке туман разом ушёл, и открылось, что вправду – наступил вечер. На фоне облаков, парили странные огни сквозь облачный мрак пробивались розовые закатные цвета, то вспыхивающие, огнём, то выцветающие до тусклого, бледно-розового сияния. Всё больше темнело, и как только появилась первая звезда, странные огни стали ярче. «НЛО, не иначе», - решили все (я – в том числе, категорически отвергая возможность разного рода электрических явлений, и значит, возможность грозы).

Как только спустились на ледник, окончательно стемнело. И прояснилось. Путь предстоял хоть долгий (учитывая общую усталость), но простой – фонарики есть, тропинка – тоже, да и радостное чувство, что поднялись на гору, изрядно способствовало.

Не спеша добрели до лагеря, где в первую очередь натопили воду и вдоволь напились.

23.08. День шестнадцатый. Пасмурный. В который мы спустились с перевала Делоне до Томских стоянок в окружении различных красивых явлений электрической природы.

Вот и всё. Нам – вниз. Выходить не торопились, поскольку планировали спуститься только до Томских стоянок. Пока собирались, мимо нас протопали несколько групп, проехал одинокий и жутко загадочный сноубордер.

Странная команда с зонтиком
В 12 часов вышли из лагеря – самое время: все группы должны уже пройти склон Делоне, и мы спокойно спустимся, не сгоняя с наших верёвок всяких любителей быстрее оказаться наверху.

Сколько вожу на Белуху, всегда поражаюсь: скинешь верёвочку, только начнёшь спускаться, тут обнаруживаешь, как внизу уже цепляется какой-нибудь самоуверенный-неуверенный деятель, впервые надевший кошки, а то и в горы попавший впервые, и вдруг узревший, что здесь, оказывается, и круто, и опасно, и тяжело…

Опыт надо набирать!!! Тренироваться!!! В горы нужно ходить с опытными друзьями!!! Ещё лучше – с гидами. И мусор нельзя оставлять: «Почитающий сам почитаем».

На перевале Делоне властвовал жуткий ветер, взметающий колючую снежную крупу, и мы, пока не дошла очередь, развлекались для разогрева и поддержания боевого духа, бегая на Делоне и обратно от ледника Менсу.

Очередь дошла, верёвки сняты – мы шагаем по Аккемскому леднику до Томских стоянок. Все уже ушли, бреду только я, да вдалеке видна спина Мишки Гамми. Этот отрезок я запомнил… Поскольку моё железо чудовищно наэлектризовалось, так что между льдобурами проскакивали синенькие электрические разрядики, в ледник то тут, то там втыкались молнии и грохотало где-то совсем рядом. «А побегу-ка, - решил я, - чтобы, значит, молнией не стукнуло». Побежал. И правильно сделал. Ибо не промчался я и пяти минут, пошёл ливень. Я принёсся к Томским – конечно, весь мокрый, но зато тёпленький… вернее даже горячий. Тело выдало порцию жара, который высушил мокрые вещички на мне. Здорово.

Народ набился в избу, уже гоняя чаи и «вспоминая минувшие дни, // и битвы, в которых рубились они».

В избушке на Томских стоянках.
Троечники…

Валька (в синеньком), которой
не удалось убедить руководителя,
что она не может идти в тройку

24.08. День семнадцатый. Совсем дождливый. В который мы перешли от Томских стоянок до Аккемского озера.

Встали в 8 часов. Выход назначили на 10 часов. Начались массовые сборы – одни уходили вниз, к Аккемскому озеру, другие, группа участников похода 3 к.с., – на перевал Титова. Толкотня образовалась совершенно непотребная, на улицу же никто выходить не желал, поскольку там шёл жуткий ливень.

«Ждём до 11 часов, - вздохнул я, - в такую погоду даже плохой хозяин собаку на улицу не выгонит…». К 11 дождь немного притих. Однако вещи из-за тесноты были не собранны. Чтобы освободить место, выгнали группу наших троечников, которые уже было начали заикаться насчёт остаться в избе ещё ночку. Ребята, понурившись, утопали к перевалу. Едва они отбыли, дождь усилился. Ну что же: «Жизнь тяжела…». К 12 неспешно собрались, попили напоследок чай и, словив небольшое затишье в изливании вод из сфер воздушных, пошагали вниз. И конечно, едва мы прошли 50 метров , как хляби небесные разверзлись – вновь полило, омывая наши дождевики и накидки на рюкзаках.

«Вот уж сезон, - размышлял я, - гоняемся за просветами, словно… коты за мышками». Впрочем, здесь уже не было нужды пережидать, отсиживаться – шагай себе шагай под дождём.

Путь до хорошо выраженной тропы, начинающейся ниже ледника метров на 100 был не раз пройден нами. От Томских стоянок он идёт вначале по моренному чехлу по правой стороне ледника (как правило, натоптана тропинка). Ледник слева по ходу движения – пологий, но с поперечными трещинами. Затем ледник Аккемский постепенно становится круче, чтобы превратиться в небольшой ледопад. Тропа на этом участке сворачивает вправо на правобережную морену, в обход этого самого ледопада, и становится явно выраженной (даже зимой в снегу она хорошо заметна). Дорожка спускается-спускается и подходит к леднику. В этом месте – главное не ошибиться с местом перехода на мореный чехол, лежащий на леднике слева. Мы перебрались на осыпь (какой-то хороший человек маркировал место перехода красной тряпочкой), и далее спускались вниз по крупнокаменистому чехлу до пологой части Аккемского ледника. Дальнейший путь лежит также по леднику. Мы шагали около 1 часа, прейдя несколько больших жёлобов, в которых текли ручьи. Впереди есть ещё одно падение ледника, - знали мы, - собственно, это его язык. Перед языком необходимо уйти на правобережную (орографически) морену – место перехода определяется по всё более крутеющим боковым стенкам ледника. Перед ними нужно как раз уйти на морену. На ней мы нашли тропинку, маркированную туриками – и хорошо, поскольку сама она не выражена и постоянно меняется, так как под камнями находится ледник, который двигается, разрушая едва натоптанную дорожку. Путик сходит на ровную пойму реки в 100 метрах ниже ледника, ещё 100 метров тянется, то обходя каменные глыбы поверху, то понизу, и далее дорожку трудно не увидеть – по крайней мере последние 6 лет она неизменна.

Под волнами дождя, то усиливающегося, то слабеющего, мы добежали до Аккемского озера, где пришедшие раньше нас Катерина, Алекс поселились в брезентовой палатке спасателей.

Заказали баню, купили у метеорологов лепёшки (50 штук, каждая диаметром 0,3 м .!) по 20 руб. за единицу товара. Нас осталось 9 человек, и в общем-то пришлось всего по 5 штук. Но даже это некоторые не съели (правда, как оказалось, Катерина и Алекс уже до этого заказывали – 30 штук на пятерых). Ну и ладно, зато на утро осталось.

25.08. День восемнадцатый. Пасмурный. В который мы прошли по Аккему от Аккемского озера под перевал Кузуяк.

«Нет дождя?» – удивился утром я. Солнышко, безветренно. Однако снизу полз туман. Ах! Обман… Солнце мгновенно затянулось облаками, и пошёл дождь. Ну вот, всё в порядке: чудес не бывает. Дальше мы бежали. Как угорелые. Но не забывая подхватывать на бегу уже поспевшие шишки, сгрызать орешки и срывать бруснику. У водопада Текелю пообедали, воспользовавшись чьим-то полузатухшим костром. И помчались дальше. Прошли прижимы, и далее тропа стала совершенно чудесной: что может быть приятнее, чем шагать по голень в грязи и лошадином дерьме?! По мере продвижения грязь ползла всё выше по ногам вверх, и к приходу на стоянку три берёзы (в начале большого поля, в место, откуда начинается дорога на перевал Кузуяк), лично я по грудь был в грязи. Нормально: говорят, грязь в горах полезна. Правда не слышал ничего подобного о конских отходах…

Тюнгур не выходил на связь по спутниковому телефону, хотя с Новосибирском связь была хорошая. Что творится на белом свете?! Может, война началась?! Вот ходишь-ходишь по горам, и не знаешь, что делается там – в цивилизации… Чтобы проверить дела на местах, и заодно заказать машину, двое наших убежали в деревню.

Мы же поставили палатку и стали… еду, конечно, готовить. Война – войной, а обед (и ужин) по расписанию.

…Приехав в Новосибирск я просмотрел фотографии и поразился: ибо на последних фотках не было Мишки Гамми! Вернее, он был, но почему-то всегда что-нибудь жуя. Ну не специально же подлавливал его! Само так вышло. Фотоаппарат, так сказать, объективно отразил действительность…

Мишка Гамми ест!

Мишка Гамми ест!!

И даже когда собирает вещи, ест!!!!!!!!!!!!!!!!

В ГАЗ-66
26.08. День девятнадцатый. В который мы переехали через перевал Кузуяк и оказались в Тюнгуре, откуда поехали в Новосибирск.

Наутро пришла машина – ГАЗ-66. Тот самый алтаец, который забрасывал нас по Кучерле, правил этим железным конём. Алтаец рассказал, что в Тюнгуре прошёл ураган, снёсший 50 электрических столбов. Оттого посёлок не выходит на связь. Вот такие дела…

При переезде через Кузуяк пришлось три раза останавливаться и оттаскивать гигантские деревья, загромоздившие дорогу: распиливали громадные стволы бензопилой, взятой алтайцем, на чурки, откатывали их затем в сторону.

Очищение путей (снято Максом Бланком)

Макс Бланк запечатлел алтайца, занятого уборкой

На вопрос к водителю, как умудрился проехать к нам, он отвечал, мол, одно дело без людей – когда можно и сбоку объехать поваленное дерево и другое – когда в машине есть люди, в этом случае можно ехать только по дороге. Конечно, он был прав, но всё-таки закралось подозрение, что нас просто используют в качестве рабочей силы по очистке алтайских дорог от последствий урагана. Ну что же, труд этот оказался отчасти даже приятным…

Попутно подобрали двух москвичей в пластиковых ботинках и с ледорубами.

- На Белуху ходили? – нисколько не сомневаясь, вопросил я, кивнув на характерную обувь.

- Только до озера Аккем дошли, - ответили обладатели спец. обмундирования, - не успевали, пришлось возвращаться.

Ещё одно подтверждение: товарищи, пользуйтесь помощью опытных людей!

Проехали Кузуяк и встретили наших старых знакомых – одесситов, ночевавших на Менсу. Они забрались в машину, и так, в тесноте да не в обиде, мы добрались до Тюнгура.

Где мы без приключений наняли Газель до Новосибирска.

Поехали. Утром оказались в родном городе.

Выводы.

Коллектив вначале прошёл акклиматизационное восхождение на г. ВОВ (2А-2Б тур.), вслед за этим с юго-запада прошёл траверс г. 20 лет Октября (3А тур.), радиально сбегав на г. Корона Алтая (1Б тур.), затем перебрался через массив Западной Белухи через перевал Любимых жён (2А тур.), радиально сходив на северную вершину Западнобелухинского массива (г. Северный Бугор) (1Б тур.), после чего преодолел перевал Верхнебелухинский (2Б тур.) , радиально поднявшись на г. Восточную Ьелуху (1Б тур.), и закончил высотную часть на Томских стоянках, перейдя туда через перевал Делоне (2А). Спускалось общество по реке Аккем.

После этого руководителем, некоторыми участниками предыдущего восхождения во главе новой группы было совершено повторное восхождение на г. Белуха Восточная по юго-восточному ребру (3А альп.).

В группе были как опытные туристы, которые участвовали перед этим со мной во многих мероприятиях – восхождениях на г. Маашей, Актру, Иикту, Найрамдал и пр. Присутствовали также туристы, которые впервые участвовали в мероприятии такого уровня.

Нельзя сказать, что всё прошло без сучка и задоринки – были и небольшие конфликты, и тяжёлый физический труд, и непогода, и холод, но на общую цель каждый член коллектива сработал максимально на своём уровне, достойно справившись с внешними и внутренними проблемами.

Можно сказать, что оправдало себя стратегическое построение тура, отработанное во множестве предыдущих мероприятий – восхождениях, турах, походах, экспедициях.

В целом необходимо отметить: подобный траверс, когда приходится нести на себе большой груз, когда есть возможность надолго «зависнуть» из-за непогоды, когда проблематично оказание помощи извне, не очень пригоден для проведения коммерческих туров. Проще совершить технически более сложное восхождение с коммерческими туристами, но – радиально, уложив его не более чем в три-четыре дня.

Когда меня спросили сразу после всего, поведу ли в следующем году этот траверс, я категорически ответил: «Нет». Однако сейчас, когда мероприятие переосмыслено, передумано на сто рядов, думаю, что несколько в другом варианте, по другому построенное, оно имеет право быть. Были бы только желающие (которые есть уже вроде). И фирмы, согласные взять ответственность и выставить…

О категориях перевалов

Категория подразумевает полное прохождение перевала из долины в долину. Так, пер. Делоне весит 2Б при прохождении от языка Ак-кемского ледника до языка ледника Мен-су с прохождением ледопада на Мен-су. Прохождение Делоне с поворотом на Берельское седло снижает его трудность до 2А. Таким же образом следует пересмотреть и все другие категории перевалов - в зависимости от варианта прохождения.

На насчёт классификации

Ну дык посмотрите категорию пер. Делоне в перечне перевалов от 2001 г. - 2А там он или 2Б и каким образом. Подъём на Белуху с БЕЛУХИНСКОГО ПЕРЕВАЛА - 1Б. Или другое мнение? 2А-2Б горы ВОВ: не беру на себя смелость категорировать вершину, по крайней мере в ОПИСАНИИ (в противовес отчёту). А перечень читать действительно стоит. Рекомендую :)))

yНа счет классификации...

Особенно понравилось категорирование. Например, "перевал Верхнебелухинский (2Б тур.)" а потом "г. Восточную Белуху (1Б тур.)" Или например "перевал Делоне (2А)". Или "г. ВОВ (2А-2Б тур.), ". Все-таки 2А или 2Б? И почему "тур."? Господа, с успешным восхождением поздравляю, но все-таки Перечень иногда читать стоит.