Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Перспективные направления в обучении спортивных групп поисково-спасательным работам в горах
На этом фоне все более актуальной становится тема обучения ПСР силами малой группы. Под понятием малой группы будем считать условную единицу спортивной туристской группы – передовую связку, обрабатывающую маршрут и прокладывающую путь остальным участникам. Как правило, такая связка состоит из двух – трех человек. Обычно, это самые сильные и опытные спортсмены в группе. В случае аварии им не стоит ждать, пока вся группа “подтянется” до места происшествия, ведь время дороже. Наиболее эффективная тактика в таких условиях, это – организация ПСР своими силами и спуск пострадавшего до основной группы с последующей транспортировкой всем составом. Еще более логичными такие действия становятся в случае выхода малой группы на разведку или обработку перевала. Для обоснования изложенной позиции следует привести некоторые доводы, служащие материалом для анализа всей темы. Прежде всего, коснемся особенностей существующего положения: 1. На соревнованиях по туристскому многоборью (ТМ) дистанции, предполагающие проведение ПСР рассчитаны на полный состав команды (обычно, это шесть человек). 2. Соревнования проводятся на поставленной дистанции, оборудованной, как правило, локальными петлями, шлямбурными крючьями и другими средствами стационарного крепления к рельефу. Группа работает с полным комплектом специального снаряжения и инструментов и “бежит” по дистанции, стараясь не нарушить условий и уложиться в контрольные сроки. У спортсменов подсознательно сформирована уверенность в личной безопасности – ведь есть специальные люди, обеспечивающие безопасность на этапах дистанции. 3. Учебно-методический процесс в школах подготовки кадров, практически обходит стороной тему ПСР силами малой группы. А ведь это совершенно отдельная тема, с особым подходом к тактико-техническим, психологическим и медицинским аспектам в условиях дефицита времени, снаряжения, сил, в условиях недостатка коллегиального потенциала для принятия решений. Теперь следует отметить явные недостатки существующего положения: 1. Передовая связка на сложном горном рельефе всегда является наиболее уязвимой для поражающих факторов природной среды. Это связано с особенностями использования нижней страховки, надежность которой является ненормированным фактором и в значительной мере зависит от многих условий: качества применяемого снаряжения, мастерства партнеров по связке, вида и особенностей рельефа и т.д. К сожалению, негативные особенности этих факторов трудно устранить, можно лишь постараться свести к минимуму их отрицательные последствия. 2. Наиболее актуальными навыки ПСР становятся именно в первые минуты после несчастного случая (НС), когда еще не поздно спасти человека (кровотечения, шоковые состояния и пр.). Рассматривая типичную ситуацию при подъеме группы по сложному снежно-ледовому склону следует отметить, что все ее члены в это время растянуты по маршруту, на перилах и промежуточных пунктах. Все веревки провешены на рельефе, большая часть специального снаряжения задействована для организации статической страховки участников. На подъем одного спортсмена с комплектом снаряжения, рюкзаком и веревкой с нижней станции до места НС может понадобиться 20-30 минут (считаем, что склон расположен на высоте не менее 3500 м. и как следствие – замедление движения человека в 1,5-2 раза, под влиянием гипоксии), а остальных, находящихся выше – еще по 10-15 минут. В целом, для сбора всей группы со снаряжением на верхней точке проложенного маршрута (место НС) может понадобиться 40-60 минут. Безусловно, эта огромная потеря времени чаще всего неоправданна, к тому же такой подход приводит к потере сил, которые еще пригодятся. В этих условиях фактор времени становится определяющим. 3. На практике наиболее приемлемо в этих условиях применение классической тактики ПСР силами малой группы: подъем напарника до места НС, оказание первой помощи пострадавшему, организация кольцевой перильной цепи и доставка его на пункт своей страховочной станции. Затем, в зависимости от состояния – спуск с пострадавшим на спине, управляя движением через свое тормозное устройство. Веревка одним концом встегнута в пострадавшего, затем сквозь карабин на пункте, затем в спусковое устройство сопровождающего. Пострадавший пристрахован к сопровождающему. Спуск с перестежкой возможен на всю длину веревки. Это только один из известных способов индивидуальной транспортировки пострадавшего, существуют и другие варианты спуска и подъема тела в одиночку на расстояния, достаточные для приема его группой транспортировки. 4. Техника ПСР силами малой группы освещена в некоторых изданиях альпинистской тематики прошлых лет , которые, к сожалению, теперь не переиздаются. Сейчас на прилавках появились и зарубежные издания, в некоторых из них также освещена тема спасательных работ в одиночку . Очень жаль, что подобный тактико-технический опыт не обобщается в отечественной методической литературе. 5. Соревнования по ТМ на дистанциях ПСР часто по духу и содержанию не соответствуют реальным условиям. Соревновательный момент разительным образом разграничивает мир соревнований с судьями, флажками, зрителями и реальные “боевые” условия, где на человека, помимо весьма нестандартного круга задач, давит еще и огромный психологический пресс – результат факта осознания реально произошедшего НС с близким ему товарищем. К сожалению, бытует мнение, что спортсмен, участвовавший в соревнованиях по ПСР, также хорошо готов и к реальным ПСР только потому, что он успешно прошел подготовленную дистанцию по ТМ. Следует признать, что зачастую это лишь человек, знакомый с техникой ПСР на поставленных дистанциях. В связи с вышеизложенным, хочется представить некоторые предложения по изменению ситуации в лучшую сторону: 1. Необходимо включать в программы обучения школ ВСЕХ уровней по подготовке кадров в спортивном туризме (СТ) дополнительный раздел по обучению ПСР силами малой группы. Поскольку данная тема является высокотехничной, это лишь положительно скажется на общем уровне технической подготовки слушателей. Теоретическую часть нужно увязать по времени с практическими выездами на рельеф и рассматривать их как неотъемлемую часть всего комплекса обучения ПСР в составе сбора-семинара. 2. Уделить внимание разработке методической литературы на тему ПСР вообще, и особенно, ПСР силами малой группы. Инструкторскому составу обозначить приоритетные направления среди тем, предлагаемых для написания рефератов и курсовых работ слушателям в школах по подготовке кадров СТ. Наиболее удачные работы послужат материалом для создания методической базы по предмету. 3. Соревнования по ТМ являются важным элементом в процессе подготовки спортсменов в СТ. Обязательно нужно включать в них дистанции ПСР (с упором на ПСР силами малой группы), интерес к таким соревнованиям только возрастет. Наряду с этим, соревнования чисто ПСР – тематики традиционно являлись элементом подготовки спортсменов высокой квалификации. 4. Медицинская подготовка всегда была неотъемлемой частью подготовки к ПСР. Особенностью ее является противоречивая ситуация, с одной стороны обусловленная необходимостью довольно высокой медицинской квалификации, предъявляемой к участникам ПСР, с другой – дефицитом профессиональных медиков на месте НС. Положение осложняется тем, что один из участников ПСР должен постоянно наблюдать пострадавшего и оказывать ему своевременную помощь. Если говорить о медицине в ПСР силами малой группы, то все эти обязанности автоматически ложатся на одного – двух человек. Все действия и процедуры с пострадавшим производятся часто в полузависшем положении, что вынуждает применять специальные приемы обращения с пострадавшим. Этим приемам, опять же к сожалению, обычно не учат. Считается, что достаточно лишь обозначить место травмы и ответить на несколько вопросов по теме… 5. Рекомендовать Маршрутно-квалификационным комиссиям (МКК) при выпуске групп на маршруты ВСЕХ категорий уделить особое внимание подготовке группы по ПСР. Одним из залогов безопасности группы, для МКК могут являться справки об участии в соревнованиях по ТМ с дистанциями ПСР, либо собеседование на эту тему. При проведении судейства заочных чемпионатов нужно увеличить количество положительных баллов за подробный анализ уровня безопасности на маршруте, выводы и рекомендации на эту тему. В заключении, хочется пожелать всем нам безопасных и красивых маршрутов. Чтобы наша подготовка к ПСР оставалась хоть и важной, но так и не примененной областью знаний. Хотя, навыки полученные в процессе обучения ПСР, неожиданно часто находят свое применение не столько где-то в высоких горах, сколько в нашей обычной жизни. Не зря древние говорили: “Хочешь мира – готовься к войне!” Они говорили о ПСР… |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||