Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Китайский Тянь-Шань
СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Введение
Общие сведения о маршруте
График движения на маршруте
Часть 2. Описания перевалов, восхождений
Перевал Кокярдаван н/к
Траверс п. Визбора
Восхождение на пик Военных топографов
Перевал Вспомогательный 1Б
Перевал Кичиктерен 1Б*




Читайте на Mountain.RU статьи А.Джулия:


Снаряжение. Обзор, замечания, пожелания
Кашкар – 6435 м. Первый «русский» шеститысячник в Китайском Тянь-Шане
Восхождение на пик Кашкар, 6435 м
Горный туризм
Вторая экспедиция в "затерянный мир"
Лавина
Фанские горы - глазами руководителя
Чемпионат России по технике горного туризма (многоборье) – глазами очевидца
Москва. Подготовка кадров
Стратегия и тактика горных походов
История одного ЧП
Валера Хрищатый
Ледопад
Пик Гармо, 6595 м. Траверс
Фанские горы. Горный поход 6 к.с.
Траверсы
Первопрохождения
Тянь-Шань - 1993

(3-я экспедиция)

Отчет о горном путешествии по Восточной части Центрального Тянь-Шаня (Китай, район п. Томур), совершенном с 18 июля по 28 августа 2006 года.

Аннотация руководителя.

Мы провели 3-ю экспедицию в Китайский Тянь-Шань, основной задачей которой было первопрохождение нового маршрута на пик Военных топографов по южному ребру. Поэтому экспедицию можно считать успешной, хотя полноценного похода у нас и не получилось.

В целом маршрут включает:
•  подход караваном с лошадьми (2 дня)
•  подход к БЛ, организация БЛ, разведки (5 дней)
•  акклиматизация (траверс 5853-5960, 9 дней)
•  отдых 3 дня
•  высотная часть (восхождение, 23 дня)
•  отдых, выход из района (5 дней).

 

Часть 1. Введение.

Стандартный заезд - Москва – Урумчи – Аксу – самолет, потом джипы, закупки свежих продуктов, и подъезжаем под перевал Кокярдаван. Как всегда, проблемы с лошадьми, которых всего 3 вместо 4-х. И Саша – наш китаец – уехал, бросив нас один на один с киргизом. В результате на третий день он смылся (чуть до драки не дошло), не дотащив наши грузы еще километров 5-6. Хорошо, что у нас все по минимуму, тащим на себе. Еще два дня – и мы на месте предполагаемого базового лагеря, ждем грузы. И слегка голодаем – пополнить запасы из заброски 2004-го не получилось – ее разграбили. Хорошо хоть, газ есть, китайский и весьма не плохой. Первый этап акклиматизации пришлось свернуть, ограничиваемся разведками, результатом которых было решение пройти траверс массива 5853-5960, названного в последствии в честь Юрия Визбора. Потрогали и стену пика Военных топографов в начале нашего ребра. А 24.07 прибыли грузы, и мы, наконец, ставим БЛ. Маршрут начался.

 

Общие сведения о маршруте.

Заявленная нитка маршрута:
Пос. Талак - пер. Кокярдаван н/к - р. Чон-Терексу - лед. Чонтерен (БЛ) – рад. пик 5960 3Б – БЛ – пик Военных Топографов по юж. гребню 3Б* п/п –лед. южный Иныльчек – пер. Иныльчекский 3Б – разведка перевалов с лед. Тугбельчи – пер. 3Б п/п – выход.

Изменения: во время разведок решено было пройти полный траверс п. 5960 вместо радиального выхода – в том числе и для получения более полноценного препятствия. Из-за проблем со здоровьем у Д. Лехтмана, А. Горина пришлось отказаться от выхода на Ю. Иныльчек с топографов, спускаться обратно на юг. В связи с чем концовку пришлось полностью переделать, хотя в запасе у нас был и такой вариант, но с прохождением нового сложного перевала (3А-3Б). Из-за ограничений по времени на выходе пошли самым простым вариантом, согласовав его по телефону с МКК.

Пройденная нитка маршрута:
Пос. Талак - пер. Кокярдаван (с подъемом до БЛ – 1Б) – р. Чон-Терексу – вост. ветвь лед. Чонтерен – БЛ – перевал Чонтерен южный+траверс п. 5853-5960 4Б альп. п/в (или 3Б+3Б) – БЛ – восточная камера восточной ветви ледника Чонтерен – перевал ребро Топографов 3Б*+рад. пик Военных топографов по южному ребру, 6873 5Б альп. п/п (или 3Б*+3Б+3Б*), – западная камера восточной ветви ледника Чонтерен – БЛ – пер. Вспомогательный 4515 1Б п/п (через в. 4515) – пер. Кичиктерен 4700 1Б, второе прохождение – лед. Кичиктерен –р. Кичиктерексу – угледобывающий комбинат.

В результате пройдено препятствий:
3Б, 3Б* – 2 (как бы пять) все п/п
1Б – 3, 1 п/п.

Сроки прохождения маршрута: 17 июня - 28 августа 2006 г . Ходовых дней - 41, из них 7 дневок (3 – ожидание груза, разведки, 1 – в непогоду, остальные плановые). Протяженность маршрута – 155 км в зачет, фактически (с учетом радиальных выходов, забросок, разведок, а в основном прохождением трижды одного и того же участка) - примерно 209 км .

Состав группы:
1. Джулий А. В. - руководитель, Москва
2. Лехтман Давид, Вильнюс
3. Леоненко Владимир, Вильнюс
4. Горин Анатолий, Москва
5. Добряев Николай, Десногорск
6. Кириенко Алексей, Москва.

Лехтман Давид на период восхождения на пик Военных топографов оставался в БЛ, за это время поднялся на несколько обзорных вершин, перевалов района. Горин Анатолий из-за простуды на пик Военных топографов не поднимался, ждал на высоте 6010 м (бивак под стеной).

 

График движения на маршруте.

Дата

День

пути

№ п/п

Участок

пути

Характер пути

Кило- метраж, км

Ходо-вое время

Примечания

18.07

1

1.

 

 

Перевал Кокярдаван – р. Чонтерексу

Мы идем пешком, наши рюкзаки едут на 3-х лошадях

27.6

 

8 часов

Солнечно

 

19.07

2

1.

р Чонтерексу – летовка

Дорога, тропа, местами размытые селями.

12

5 часов

Дождь, вышли в обед

20.07

3

1.

По вост. ветви лед. Чонтерен

Зачехленный ледник, местами тропа, потом правобережный моренный гребень, карман

7.2

3 часа

5 мин.

Солнечно

 

21.07

4

1.

 

До базового лагеря

Скальный участок в обход ледопада (1 веревка), правобережный карман.

7

4 часа

30 мин.

Солнечно

 

22-24.07

5-7

1.

Разведки, ожидание грузов

Сходили радиально несколько седловин в р-не спуска с траверса, и к юж. ребру Военных топографов

Сум. 3 0

12 часов

Солнечно

 

25.07

8

1.

 

 

 

Под пер. Чонтерен Ю.

Морены, зачехленный ледник, гребень, ледовый склон. Бивак под седловиной.

5

4 часа

5 мин.

Солнечно

 

26-2.08

9-16

1.

 

2.

 

 

3.

Подъем на перевал

Траверс до седловины 4500

Спуск в БЛ

Ледовый склон 25 градусов

 

Комбинированный гребень.

 

 

Осыпь

0.2

 

7

 

 

6

30 мин.

 

51 час

 

 

2 часа

Разная

 

3-5.08

17-19

1.

Дневка

Отдых, подготовка снаряжения, продуктов. 3-й день - отсидка

 

Ф.16-19

Солнечно, 3-й день - снегопад

6-7.08

20-21

1.

Челнок грузов

Морены, открытый и зачехленный ледник

24 (9.8)

13 часов

Пасмурно, дождь.

 

8-20.08

22-34

1.

 

2.

Подъем на вершину

Спуск на 6477

Боковая грань ребра, комбинированный гребень.

По пути подъема

15 (5)

 

0.96

108 часов

3 часа

Разная

 

21-23.08

35-37

1.

 

Спуск в БЛ

Гребень, кулуар, скалы

12.4

22 часа

30 мин.

.

Разная

 

24.08

38

1.

Дневка

Отдых, консервация БЛ

 

 

Солнечно

25.08

39

1.

 

Перевал Вспомога-тельный – пер. Кичиктерен

Открытый ледник, морены, скально-осыпной гребень, осыпь, моренные валы, ледник, мелкая осыпь, ледник, конгломерат. До озера на спуске с пер. Кичиктерен.

9.6

7 часов

45 мин.

Солнечно

 

26-27.08

40-41

1.

 

Спуск по долине Кичиктерен

Зачехленный ледник, осыпи, тропа

45

 

 

26 часов

 

 

Разная

 

Итого активными способами передвижения 208.96 км , в зачет 154.76 км , 41 день, дневок – 7 дней, из них ожидание грузов 3 дня, отсидок - 1 день.

 

 

Часть 2. Описания перевалов, восхождений

 

Перевал Кокярдаван н/к, с подъемом до БЛ – 1Б.

Расположен в южном отроге хр. Кокшаалтау, (хребет Кашкартау), в южной его части. Соединяет с запада – пос. Талак, с востока – р. Чонтерексу.

Используется для выхода в долину р. Чонтерексу выше каньона от дороги, по которой можно заехать в район. Описание дано от травянистого плато под перевалом до БЛ на лед. Чонтерен. Сложность его до долины р. Чонтерексу – н/к. С учетом технических участков на подходах к БЛ, в т. ч. 1 веревки по скалам в обход ледопада, можно оценить, как 1Б-2А.

Подъем. На перевал ведет довольно хорошая дорога, набор высоты от плато с летовками незначительный – метров 50. Седловина – Дорога, прорезанная в грунтовом склоне. Можно ночевать, но воды нет.

Спуск. Дорога на травянистом склоне долины Чонтерексу. Примерно через 0.5- 1 км дорога раздваивается, одна уходит вверх с плавным набором высоты, вторая серпантином убегает вниз. Идем по нижней. Серпантин нижней дороги приводит к небольшому чистому притоку Чонтерексу, здесь уже дороги нет, тропа, и вскоре тропа идет уже вдоль р. Чонтерексу.

Подъем в базовый лагерь. Идем по тропе вдоль реки. Долина то расширяется, то становится узкой, подпираемая травянистыми склонами, поросшими лесом. Где-то там, выше на 200- 300 метров идет старая дорога, вернее, то, что от нее осталось. Очень скоро тропа вновь выходит на дорогу – они сошлись. Дальше на поросших лесом участках дорога хорошо сохранилась, но периодически лес перерезается каньонами от сошедших селей.

Здесь тропа бывает довольно тяжелой – в одном месте делали ступени, чтобы слезть лошадям. Часть пути идет по широкому голому берегу с высохшим лесом. Так проходим первый крупный приток – Белая река, брод.

Дальше тропа, местами теряющаяся, выходим к реке Сайлыксу – самом крупном правом притоке р. Чонтерен. Да, кстати, тропа на всем протяжении идет по правому берегу реки. На слиянии с Сайлыксу – огромная травянистая поляна, на которую выводит приличный (из 4-х бревен) мостик. На этом поле (поляне) стоит два пакгауза, построенных из огромных бревен – остатки китайской экспедиции на Победу 1977 года. Сразу за поляной, на опушке леса – ручей. Он чистый, но воду из него лучше не брать – загажен овцами. Здесь хорошо сохранилась дорога, и если пройти по ней метров 200 дальше в лес – будет очень чистая речушка, из которой и можно брать воду. В окрестностях этой речушки и большой поляны – одно из лучших мест для бивака. Дальше очень долго чистой воды не будет.

Дорога периодически исчезает, хорошо сохраняясь только в лесу. Лес постепенно редеет, дорога уходит куда-то влево по ходу, а мы продолжаем идти вдоль реки, по тропе. Затем поднимаемся к верхнему кошу – сюда нас зачем-то затащили киргизы, пришлось ночевать. Здесь как раз граница леса. Утром наш киргиз с лошадьми смылся, и нам пришлось переупаковываться из баулов в рюкзаки, и дальше все тащить на себе. Приходится спускаться к реке, а дальше вдоль берега выходим прямо на зачехленный ледник и вскоре к месту своего лагеря в 2004-м году. Заброску не нашли – разграбили. Это означает, что ближайшие несколько дней (до прибытия груза) мы несколько поголодаем. За день поднимаемся в верхнюю часть первого правобережного кармана, где находим родник – до сих пор мы считали, что воды здесь нет. Утром продолжаем подъем, затем спуск с гребня на ледник к скальному ригелю, по которому обходится ледопад. Одна несложная веревка по скалам (перила) – и дальше по крупнокаменистому карману, к озеру – месту нашей заброски 2002-го года.

Из остатков нашли банку лосося – обед у нас есть. Через пару часов скачек по осыпям, и одной переправой поднимаемся в следующий карман – здесь хороший ручей и травянистые полянки. А озера – чуть дальше по моренному гребню, до ближайшего минуты 3 ходьбы. В теплую погоду купаться можно и в озере, и в ручье. Очень уютное место, откуда удобно идти и на запад – к траверсу, и на север – под п. Военных топографов, и на восток. Здесь будет наш базовый лагерь.

Общее время прохождения – 12 часов (два дня).

 

Траверс массива Визбора (5853 – 5960) с запада на восток 4Б комб. к. тр. (первовосхождение) , (3Б+3Б), п/п.

Справочная информация по маршруту.
Массив вершин Ю. Визбора (западная – 5853, главная – 5960) расположен в южном отроге хребте Кокшаалтау, который начинается от п. Победа В. и разделяет восточную и западную ветви ледника Чонтерен. Главная (5960) – километрах в 7-ми восточнее п. Победы В., а от главной отрог поворачивает на юго-запад, где еще в 2-х км – западная вершина.

Выбор маршрута.
Траверс массива был задуман в качестве объекта для акклиматизации перед восхождением на п. Военных топографов. Подъем – с седловины перевала в 3-х км южнее западной вершины, спуск – по юго-юго-восточному гребню главной.

 

ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ.

1. Класс высотно-технический, траверс
2. Центральный Тянь-Шань, южный отрог хр. Кокшаалтау (Китай).
3. Визбора западная 5853, главная 5960, подъем по южному гребню
Визбора З., спуск – по ЮЮВ гребню Визбора Гл.
4. Категория трудности: 4Б комб., или 3Б* (3Б+3Б) тур.
5. Перепад высот: на подъеме 4600 (седловина перевала) – 5960 – 1360 м , на спуске 5960 – 4500 (седловина) – 1460 м , между вершинами – 300 м .
Протяженность – 7000 м (перила – 27 веревок на подъеме, 25 – на спуске, всего 2180 м ), от БЛ до БЛ – 20 км . Протяженность участков 5 к. тр. – примерно 400 м , все на спуске, 4 к. тр. – ок. 1400 м , горизонтальные участки гребня – ок. 4000 м .
Средняя крутизна маршрута – горизонтальный гребень 5 градусов, далее до 5853 – 35 градусов, до 5960 – 2 градуса, спуск – 40 градусов.
6. Забито крючьев: скальных закладок ледовых/снежных за выступы более 30 0 более 20/более 30
7. Ходовых часов команды: от седловины перевала в Ю. гребне в. 5853 до седловины в ЮЮВ гребне в. 5960 – 51 (8 дней, подъем на 5960 – 31.45, 5 дней), всего дней 9 (1 день – подход от БЛ)
8. Ночевки: все лежачие – на карнизах, на снегу, удобные (бивачные работы – не более 1 часа). По высотам – 1-я – 4500 (под седловиной), 2-3-я – ок. 5000 м , 4-я – 5300- 5400 м , 5-6-я – 5700 м , 7-я – ок. 5000 м , 8-я – ок. 4800 м
9. Руководитель: Джулий А. В. – ЗМС
Участники: Леоненко В. – МС по туризму, Кириенко А. – 1 разряд, Добряев Н. – КМС по туризму, Лехтман Д. – МС по туризму, Горин А. – 1 разряд
10. Тренер: Джулий Анатолий Владимирович
11. Выход из БЛ – 27.07 2006 г .
траверс 28.07 – 2.08 2006 г .
Выход на маршрут: 28.07
Вершина: 5853 – 29.07, 12-00 (Москва), 5960 – 30.07, 12-50 (Москва)
Спуск: на седловину 2.08, 9-00 (Москва), БЛ – 2.08
12. Турклуб "Вестра", Москва

ПОДГОТОВКА К ВОСХОЖДЕНИЮ.

Подготовка команды осуществлялась во время тренировок, в г. Москве. Перед восхождением с целью акклиматизации сходили под ребро п. Военных топографов, и на одну из осыпных седловин в районе спуска с траверса (разведки).

Погода – для этого района на удивление приличная, не сидели ни одного дня. Очень мало снега, все ледники открыты. Первый раз за три экспедиции видим ледник на подходе к перевалу – началу траверса открытым (в прошлые экспедиции он был полностью закрыт снегом).

В ходовые дни работали 5-9 часов, рельеф ниже 5000 м скально-осыпной, выше 5000 м снежно-ледовый. Наиболее сложные участки – горизонтальный скальный гребень на пути к в. 5853, участок метров 100 между в. 5853 – 5960, ледовый сброс 200 м на спуске с плато 5700, несколько коротких участков 4-5-й к. тр. через бергшрунды, гребень с двухсторонними карнизами на спуске на 5000 м , ледовый склон на спуске между гребнями 320 м , скальный гребень перед выходом на седловину на спуске. Для работы на маршруте использовались 4 основных веревки длиной 45- 50 м диаметром 9- 11 мм , скальные крючья (брали немного, не использовались), ледобуры – 10 шт.

 

График восхождения:

25.07 - подход из базового лагеря под перевал
26.07 – прохождение простой части гребня и части жандармов
27.07 – прохождение скальных жандармов, в основном по перилам. Погода переменная, пасмурно, снегопад.
28.07 – прохождение крутого участка гребня (перила) до 5300-5400. Погода переменная, пасмурно, снегопад.
29.07 – подъем на в. 5853 (связки), спуск метров на 100. Погода переменная, туман, снегопад.
30.07 – широкий гребень с карнизами, с короткими сложными участками, подъем на п. Визбора гл. 5960 м . Спуск на плато на 5700. Утром очень сильный ветер.
31.07 – Спуск через сбросы на 5000 м , под гребень с двухсторонними карнизами.
1.08 – прохождение гребня с двухсторонними карнизами, спуск по льду на 4800. Солнце часа два, потом пасмурно, снегопад.
2.08 – снежно-ледовый, затем скальный гребень. Связки, иногда перила. Спуск на седловину 4500 и далее в БЛ.

 

Участки маршрута.

№ уч. Краткая характеристика км К. тр.

R 0 Осыпной, затем снежно-ледовый склон 0.5 2 крутизной до 30 градусов

R 1 Снежно-осыпной гребень с участками скал 0,5 2-2+

R 2 Обход скальных жандармов – осыпь, конгломерат, скальные полки, 30-55 градусов, затем снежный склон до 45 градусов. 0.3 2+-3

R 3 Скальный гребень (жандармы), участки сн-лд гребня с карнизами, траверс 1.1 3+-4+

R 4 Снежно-ледовый гребень с выходами скал крутизной до 50 градусов (скальные выходы до 90 градусов). 1.1 3+-5

R 5 Снежно-ледовый гребень с карнизами. Участки до 45-50 градусов. Траверс. 2.0 3-4

R 6 Снежно-ледовый широкий гребень, крутизной до 30 градусов, начало спуска 0.4 2+-3

R 7 Ледовый сброс 100-70 градусов, всего 200 м . 0.2 5-5+

R 8 Сежно-ледовый гребень-склон с бергшрундами, трещинами, сбросами, крутизной до 45 градусов (на сбросах – до 90 градусов) 0.8 2+-4+

R 9 Гребень с двухсторонними карнизами 0.3 5-5+

R 10 Ледовый склон, косой спуск, крутизна 55-40 градусов (через карниз – 15 м до 95 градусов) 0.32 5-5+

R 11 Простой снежно-ледовый гребень до скал 0.25 2-3

R 12 Скальный гребень крутизной 40-50 градусов, со сбросами до 80 градусов, сильно разрушенный 0.2 4-5

R 13 Простой осыпной гребень 0.15 1-2

 

Описание маршрута по участкам.

1-й день, 26.07

Участок R 0. Подъем на перевал. Осыпной моренный гребень справа по ходу от седловины, вдоль ледника, затем снежно-ледовый склон крутизной до 30 градусов.

Участок R 1. Простой снежно-осыпной гребень с выходами скал, крутизной 5-15 градусов. До начала жандармов – около 500 м .

Участок R 2. Обход скальных жандармов – осыпь, конгломерат, скальные полки, 30-55 градусов, затем снежный склон до 45 градусов. Движение по осыпи справа от жандармов через контрфорс. За контрфорсом – скально-конгломератный склон, движение по полкам на стене градусов 60-70, далее по осыпи на следующий доковой гребень, за ним – снежный склон с лавинным желобом, по которому вверх на гребень, в обход 2-3 больших жандармов.

Участок R 3. Скальный и снежно-ледовый гребень с жандармами, связки, перила, прохождение первой части (примерно 200- 300 м ) до бивака.

2-й день, 27.07

Участок R 3. Скальный и снежно-ледовый гребень с жандармами, прохождение оставшейся части. Здесь в основном скалы, вверх-вниз, в основном с применением перил, страховка первого-последнего через выступы, которых вполне достаточно для надежного прохождения.

Участок R 4. Снежно-ледовый гребень с выходами скал крутизной до 50 градусов. Короткая скальная стенка -2- 3 м , 90 градусов. Движение по нижней части по перилам, крепление на скальных выходах, ледобурах, ледорубах. Бивак перед стенкой (в 70-ти метрах). (ок. 600 м ).

3-й день, 28.07

Участок R 4. Снежно-ледовый гребень с выходами скал крутизной до 50 градусов. Короткая скальная стенка -2- 3 м , 90 градусов. Движение по нижней части по перилам, крепление на скальных выходах, ледобурах, ледорубах. Прохождение нижней части (ок. 600 м ).

4-й день, 29.07

Участок R 4. Снежно-ледовый гребень крутизной до 45 градусов (верхняя часть – 500 м , связки).

Участок R 5. Снежно-ледовый широкий гребень с карнизами. Траверс (спуски-подъемы). Прохождение первой части (спуск до бивака).

5-й день, 30.07

Участок R 5. Снежно-ледовый широкий гребень с карнизами. Траверс (спуски-подъемы), перила 30 м на крутом (до 50 градусов) участке, на некоторых участках попеременная страховка на карнизах. Прохождение оставшейся части.

Участок R 6. Снежно-ледовый широкий гребень, крутизной до 30 градусов, начало спуска, связки.

6-й день, 31.07

Участок R 6. Снежно-ледовый широкий гребень (фактически плато), спуск до ледовых сбросов влево-вниз.

Участок R 7. Ледовый сброс 100-70 градусов, всего 200 м . Дюльфер две верхние веревки – на ледорубах, дальше – на ледобурах.

Участок R 8. Сежно-ледовый гребень-склон с бергшрундами, трещинами, сбросами, крутизной до 45 градусов (на сбросах – до 90 градусов). Связки, несколько дюльферов.

7-й день, 1.08

Участок R 9. Узкий снежно-ледовый гребень с двухсторонними карнизами, обход провала – спуск 50 градусов, 30 м , подъем 20 м , 70 градусов. Спуск, подъем и дальше после подъема около 150 м – перила, в остальных местах – связки.

Участок R 10. Ледовый склон, косой спуск, крутизна 55-40 градусов (через карниз – 15 м до 95 градусов). Перила на ледобурах под углом 20 и более градусов в право от линии падения воды. На 6-й веревке – пересечение гребня справа.

8-й день, 2.08

Участок R 11. Простой снежно-ледовый гребень до скал, связки, перед выходом на скалы – перила по льду, 30 м .

Участок R 12. Скальный гребень крутизной 40-50 градусов, со сбросами до 80 градусов, сильно разрушенный. Обход сброса влево по скальному склону, дюльфер 8 м по водопаду, выход обратно на гребень по осыпи.

Участок R 13. Простой осыпной гребень. Крупнокаменистая осыпь до седловины.

 

Тактические действия команды.

Учитывая ошибки сезона 2004-го года, сорвавшие прохождение южного ребра пика Военных топографов, в этот раз мы выбрали самый близкий к вершине объект, приемлемый по сложности (хотя, откровенно говоря, я рассчитывал, что он будет существенно проще). Планировался радиальный выход на 5960 с 2-мя ночевками, близкими к высоте вершины. Для подъема-спуска предполагался длинный юго-западный гребень. Но окончательное решение по выбору пути оставили, естественно, на момент начала работы экспедиции.

Все разведки для изучения вариантов сделали в период ожидания грузов (3 дня). На пути к ребру пика Военных топографов мы с Вовкой просмотрели юго-восточный гребень пика 5960. Он выглядел совсем непростым, но вполне приемлемым для прохождения. И короче на несколько километров по сравнению с юго-западным. Решили использовать его для подъема, а спуститься потом по длинному юго-западному гребню. На следующий день остальная часть группы сходила на осыпную седловину в этом же юго-западном гребне (только южнее седловины, на которую мы в последствии спускались). По возвращении заявили, что подняться там нельзя, так как в гребне провал, обход которого – по стене, с которой все время что-то падает. Четверо против двоих – так что мы вернулись к первоначальному плану, решив все же сделать траверс со спуском на юго-восток, если провала все-таки не окажется. В последствии, поскольку ребята с противоположной стороны указать провал так и не смогли, мы все же сделали полный траверс. За провал они принимали 40-метровый скальный сброс, который мы обошли влево по скалам и водопаду.

Перевал, с которого начинался траверс, предварительно назвали Чонтерен южный. Возможно, он все же окажется достаточно простым (я теперь надеюсь, что 1Б-2А, а в 2002-м году решили, что там не ниже 3А), и его удастся в последствии использовать для челнока грузов под южную стену Победы. Полной ясности со сложностью этого перевала пока нет, т. к. внизу осыпной кулуар поворачивает и уходит в каньон, где возможно наличие скальных сбросов. Если перевал окажется все же простым – решение проблемы южной стены может существенно приблизиться. В 3-х км от седловины возвышается красивая вершина 5853 м , на которую мы при подготовке маршрута просто не обратили внимания (я ее как раз воспринимал, как 5960). Когда с вершинами разобрались, оказалось, что у нас получается вполне красивый выход или траверс двух вершин – 5853-5960, отстоящих друг от друга на 2 км . А поскольку этот год был объявлен годом Визбора, мы решили, что с китайцами ничего не случится, если одну из небольших вершин мы назовем пиком Визбора. Что мы и сделали.

Восхождение проходило следующим образом.

Подход. От базового лагеря по ручью с западного притока ледника Чонтерен, который течет в широком осыпном кармане, идем на запад, в сторону перевала. Примерно через 1.5 км карман сужается, начинается подъем, так идем почти в верхнюю часть ледника, затем поднимаемся влево по ходу на высокий моренный гребень, некоторое время идем по гребню, высматривая ровный участок для перехода зачехленного ледника (весь он в неудобных буграх). Пересекаем ледник (ширина его здесь порядка 2-х км) в сторону седловины перевала, поднимаемся на правобережный моренный гребень и идем дальше по нему. Гребень плавно поворачивает к югу, вдоль ледничка, стекающего с седловины, плавно превращаясь в осыпной склон с участками льда. Подходим к границе снега, где на осыпи, рядом с седловиной, ставим бивак.

1-й день, 26.07.2006 г. С бивака вышли рано и за 30 мин. по снегу поднялись на седловину. Дальше идем по гребню, довольно широкому, то по снегу, то по осыпи, пересекая или обходя редкие выходы скал. За 1 час 20 мин. выходим на седловину, на которой стоит скальный останец – «палец». От этой седловины начинаются серьезные скальные жандармы, которые снизу выглядят пологим скальным гребнем. Первые из них обходим справа, сначала по осыпи, а за ближайшим контрфорсом – по скалам. Здесь метров 20-30 неприятного траверса по полкам на стене, затем крутой конгломератный склон, который выполаживаясь приводит на следующий гребень. На гребне – снег, который вниз очень скоро обрывается крутым участком, а вверх выводит правее нескольких жандармов обратно на гребень, куда мы и поднимаемся. Склон, раскисший и весьма неприятный, идем по желобу сошедшей лавины под скалы и далее вдоль скал – на гребень. Дальше по гребню – острые жандармы, чередующиеся со снежно-ледовыми участками с карнизами. Движение в основном в связках, иногда с попеременной страховкой, короткие участки перил. В одном из мест, где гребень расширяется под скальным участком и образуется удобная мульда, ставимся на ночлег.

2-й день, 27.07.2006 г. Продолжаем прохождение жандармов. Дальше только через них – обходы если и наблюдаются, то только с большими спусками с гребня, уже просто бессмысленными. Лазание не сложное, много выступов, через которые удобно страховаться, поэтому крючья даже не достаем. Высоту практически не набираем – спуск, подъем, спуск, подъем… Последний снимает веревки лазанием без рюкзака, на слишком крутых спусках также пользуясь страховкой через выступы с последующим продергиванием. После обеда выходим на снежно-ледовый гребень и несколько складок на нем – удобное место для бивака. Ставимся, решив провесить сегодня последнюю скальную стенку впереди. Провешиваем 3 веревки, они заканчиваются чуть выше стенки. Погода весь день переменная, периодически идет снег.

3-й день, 28.07.2006 г. Облачно, но видимость иногда появляется. Идем дальше, гребень здесь после стенки довольно широкий, 40-45 градусов. Редкие выходы скал, за которые крепим веревки, глубокий снег. Снег иногда идет и с верху. Так в тумане проходим веревок 15, у скальных выходов крутизна возрастает до 50-55 градусов. Выходим на широкий карниз, ставимся.

4-й день, 29.07.2006 г. То что-то видно, то туман, снег. Гребень дальше становится чуть положе, идем в связках до вершины. На 5853 поднимаемся в 12-00 по Москве. Идет снег. Строим тур на скалах чуть ниже купола, оставляем записку – пик Визбора западный. В просветах спускаемся с купола в ближайшую удобную мульду, так как начинается ветер (или он был все время, но теперь мы вышли на поворот гребня, как бы из-под прикрытия). Ставимся. Сильный ветер всю ночь и утром.

5-й день, 30.07.2006 г. Теперь впереди практически горизонтальный широкий снежно-ледовый гребень с карнизами – перепад высот между вершинами практически 100 м , низшая точка этого участка – примерно 5650. Правда прямо посредине гребня торчит острый снежно-ледовый жандарм – это именно то место, где на подъеме применяем веревку перил, и сразу за ним около 2-х веревок попеременной страховки – крутые большие карнизы. Остальное все никакой трудности не представляет, требует лишь работы в связках. Бросаем рюкзаки, как казалось, прямо под вершинным взлетом – отсюда уже очевиден выход траверсом вдоль юго-западного гребня на небольшое плато – начало юго-западного гребня. Но выйти за 20 минут на вершину не получилось – за этим взлетом оказался еще один, потом еще… В итоге на вершине мы через два часа. Погода хорошая и удается отснять великолепный вид вокруг. Возвращаемся к рюкзакам и спускаемся на плато. Еще не поздно, но нам нужна еще одна ночевка повыше – здесь примерно 5700. Бивак.

6-й день, 31.07.2006 г. Начинаем спуск. Утром погода хорошая, проходим на край плато и далее влево, вдоль сброса, в поисках приемлемого начала спуска. Выбираем место, где через этот 200-метровый сброс спуск виден до следующего плато – до 5000 м гребень здесь так и выглядит – в виде ступенек небольших плато и сбросов. Первые две веревки – на ледорубах, ноги на сбросах до льда не достают, ниже становится чуть положе – до 60-70 градусов. По нижнему плато идем, забирая все время влево, примерно прикидывая, где наш гребень – на этих пространствах легко промахнуться, а от разных плато отходит множество гребней – на юг, восток и между ними. Большинство этих гребней обрываются стенами – это мы видели снизу. Петляем, теряя высоту, между сбросами, потом проходим очередной бергшрунд (дюльфер), и через серию трещин, между сбросами идем вниз, забирая влево – там уже виден наш спусковой гребень с двухсторонними карнизами. Прямо возле гребня – небольшое поле, на котором мы и ночуем.

7-й день, 1.08.2006 г. Подъем на гребень – пологий мост через бергшрунд, метров 20. Поднимаемся и идем вперед метров 200-300. И упираемся в провал, то есть, карнизы стали трехсторонними. Перелезть, вероятно, можно, но эти пару веревок могут отнять невероятно много времени. А чуть сзади карниз слева совсем маленький, а внизу метрах в 30 – снежно-ледовая подушка (вниз она обрывается сбросом). Спускаемся на подушку, переходим по ней метров 70 за провал, и здесь рядом с карнизом поднимаемся обратно на гребень – 20 м 70 градусов. Далее по гребню перила, так как это уже сплошной карниз, местами сужающийся меньше чем до 1 м . Выходим на шапку на конце горизонтальной части гребня – началу спуска дальше вниз. Шапка так же на три стороны обрывается карнизом (хотя с учетом того, что мы только что перелезли – на все четыре). Дальше спуск предполагался по очень острому снежно-ледовому гребню с тонкими большими карнизами – некий микст. Но здесь обнаружили ледовый склон между двух гребней, и, оценив состояние нависающих карнизов, решили, что спуск по нему вполне приемлем – что хотело обвалиться, уже обвалилось. Через карниз – метров 10-15, потом лед, в верхней части градусов 60, ниже постепенно становится положе (до 40 градусов). Идем наискось вправо, придерживаясь края «нашего» гребня – ледовый склон заканчивается скальными сбросами, и нам нужно будет перевалить через гребень. Первый раз попробовали на 4-й веревке – оказалось рано, перевалили на 6-й – здесь подъем на гребень с прокапыванием небольшого карниза, за ним – почти горизонтальная веревка – траверс вправо вниз, в обход скального сброса, а дальше – последняя веревка до очередного снежного плато. К этому времени погода окончательно испортилась, идет снег. Видимости нет никакой, ставимся.

8-й день, 2.08.2006 г. Утром – солнце. А из-за снегопада снег за ночь даже не схватился. Мы вчера в просветах сделали разведку, высмотрели начало гребня, т. е. место, где вроде бы не сброс (ниже все равно видно не было, сколько не ждали). Сюда и идем, снег почти по пояс. Снегоступы не надевали, так как очень скоро крутизна возрастает и мы видим уже начало скального гребня. Перед выходом на скалы – уже голый лед. Скальный гребень впереди обрывается сбросом метров 40, мы же его обходим по скальному склону влево, выходим к ручью. Здесь тоже сбросы, мы спускаемся по водопаду вправо (дюльфер 8 м ) на осыпь под сбросом на гребне, и по осыпи поднимаемся обратно на гребень. Дальше – сложный сильно разрушенный скальный гребень, связки, страховка через выступы, жандармы проходим справа по стене. В одном месте небольшой участок с продергиванием связочной веревки (стеночка метра 2). Вскоре выходим уже на крупнокаменистую осыпь, развязываемся и по осыпному гребню спускаемся на седловину 4500.

 

Спуск в БЛ.

С седловины можно спускаться в любую сторону, но на восток – сложнее, есть выходы скал (нужно было связкой одной пройти – здесь до лагеря ближе). Мы спускаемся на запад по длинной мелкой осыпи в цирк – зачехленный ледник, дальше по ближайшему ручью вниз, в карман с ручьем, по которому начинали подъем на траверс. От перевала до БЛ – чуть больше часа пути. К вечеру, как всегда, идет дождь.

Анализ восхождения.

Первопрохождение, а тем более, первовосхождение – всегда задача интересная, даже если это подъем пешком на простую обзорную точку. А если к этому еще добавляется целый букет технических препятствий, пускай и не слишком сложных – задача становится еще интереснее. Именно за это я и люблю комбинированные маршруты – за разнообразие. А прохождение комбинированного маршрута ориентировочной сложностью 5А перед гораздо более сложным комбинированным маршрутом – как раз то, что нужно. Хотя предварительная оценка траверса была ниже, мы ожидали что-нибудь на уровне 4А-4Б. Но уже скальный гребень с жандармами в начале подъема давал предположение, что весь подъем будет 4Б, как и оказалось. Спуск же оказался существенно сложнее подъема (и не всегда был чистым спуском), и, на мой взгляд, повысил сложность траверса до 5А. При прохождении в обратном направлении все эти «прелести» спуска вполне возможно повысят сложность до 5Б, если не удастся найти пути обхода сбросов (обход, возможно, есть, если забирать в начале спуска еще левее, мы на спуске, естественно, этого не делали, выбрав ближайший приемлемый вариант, и тем самым, возможно, усложнив спуск).

В целом получился относительно не сложный и очень приятный маршрут. С данным описанием и при более благоприятной погоде (правда, в погоде очень сомневаюсь) прохождение траверса можно сократить на 2-3 дня.

Кроме этого мы поднялись на перевал, разделяющий ветви Чонтерена. Эта седловина – не самая удачная, так как спускается на западную ветвь довольно низко, но если спуск там все же прост, появляется возможность челнока грузов через перевал под южную стену Победы. В обход их таскать будет тяжело и нужно будет 2-3 дня в одну сторону, то есть 4-6 дней туда – обратно. А с этим перевалом (Чонтерен южный) может получиться 3-4 дня туда – обратно – явная экономия. Да и попутно будет хоть какая-то акклиматизация, и можно сходить на еще нехоженый пятитысячник на юго-восток от седловины, на вид 4А-4Б, ледовый.

Продолжение следует...

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru