Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Китайский Тянь-Шань
(3-я экспедиция) Отчет о горном путешествии по Восточной части Центрального Тянь-Шаня (Китай, район п. Томур), совершенном с 18 июля по 28 августа 2006 года. Аннотация руководителя. Мы провели 3-ю экспедицию в Китайский Тянь-Шань, основной задачей которой было первопрохождение нового маршрута на пик Военных топографов по южному ребру. Поэтому экспедицию можно считать успешной, хотя полноценного похода у нас и не получилось. В целом маршрут включает:
Стандартный заезд - Москва – Урумчи – Аксу – самолет, потом джипы, закупки свежих продуктов, и подъезжаем под перевал Кокярдаван. Как всегда, проблемы с лошадьми, которых всего 3 вместо 4-х. И Саша – наш китаец – уехал, бросив нас один на один с киргизом. В результате на третий день он смылся (чуть до драки не дошло), не дотащив наши грузы еще километров 5-6. Хорошо, что у нас все по минимуму, тащим на себе. Еще два дня – и мы на месте предполагаемого базового лагеря, ждем грузы. И слегка голодаем – пополнить запасы из заброски 2004-го не получилось – ее разграбили. Хорошо хоть, газ есть, китайский и весьма не плохой. Первый этап акклиматизации пришлось свернуть, ограничиваемся разведками, результатом которых было решение пройти траверс массива 5853-5960, названного в последствии в честь Юрия Визбора. Потрогали и стену пика Военных топографов в начале нашего ребра. А 24.07 прибыли грузы, и мы, наконец, ставим БЛ. Маршрут начался.
Заявленная нитка маршрута: Изменения: во время разведок решено было пройти полный траверс п. 5960 вместо радиального выхода – в том числе и для получения более полноценного препятствия. Из-за проблем со здоровьем у Д. Лехтмана, А. Горина пришлось отказаться от выхода на Ю. Иныльчек с топографов, спускаться обратно на юг. В связи с чем концовку пришлось полностью переделать, хотя в запасе у нас был и такой вариант, но с прохождением нового сложного перевала (3А-3Б). Из-за ограничений по времени на выходе пошли самым простым вариантом, согласовав его по телефону с МКК.
Пройденная нитка маршрута: В результате пройдено препятствий:
Сроки прохождения маршрута: 17 июня - 28 августа 2006 г . Ходовых дней - 41, из них 7 дневок (3 – ожидание груза, разведки, 1 – в непогоду, остальные плановые). Протяженность маршрута – 155 км в зачет, фактически (с учетом радиальных выходов, забросок, разведок, а в основном прохождением трижды одного и того же участка) - примерно 209 км . Состав группы: Лехтман Давид на период восхождения на пик Военных топографов оставался в БЛ, за это время поднялся на несколько обзорных вершин, перевалов района. Горин Анатолий из-за простуды на пик Военных топографов не поднимался, ждал на высоте 6010 м (бивак под стеной).
Итого активными способами передвижения 208.96 км , в зачет 154.76 км , 41 день, дневок – 7 дней, из них ожидание грузов 3 дня, отсидок - 1 день.
Часть 2. Описания перевалов, восхождений
Перевал Кокярдаван н/к, с подъемом до БЛ – 1Б. Расположен в южном отроге хр. Кокшаалтау, (хребет Кашкартау), в южной его части. Соединяет с запада – пос. Талак, с востока – р. Чонтерексу. Используется для выхода в долину р. Чонтерексу выше каньона от дороги, по которой можно заехать в район. Описание дано от травянистого плато под перевалом до БЛ на лед. Чонтерен. Сложность его до долины р. Чонтерексу – н/к. С учетом технических участков на подходах к БЛ, в т. ч. 1 веревки по скалам в обход ледопада, можно оценить, как 1Б-2А. Подъем. На перевал ведет довольно хорошая дорога, набор высоты от плато с летовками незначительный – метров 50. Седловина – Дорога, прорезанная в грунтовом склоне. Можно ночевать, но воды нет. Спуск. Дорога на травянистом склоне долины Чонтерексу. Примерно через 0.5- 1 км дорога раздваивается, одна уходит вверх с плавным набором высоты, вторая серпантином убегает вниз. Идем по нижней. Серпантин нижней дороги приводит к небольшому чистому притоку Чонтерексу, здесь уже дороги нет, тропа, и вскоре тропа идет уже вдоль р. Чонтерексу. Подъем в базовый лагерь. Идем по тропе вдоль реки. Долина то расширяется, то становится узкой, подпираемая травянистыми склонами, поросшими лесом. Где-то там, выше на 200- 300 метров идет старая дорога, вернее, то, что от нее осталось. Очень скоро тропа вновь выходит на дорогу – они сошлись. Дальше на поросших лесом участках дорога хорошо сохранилась, но периодически лес перерезается каньонами от сошедших селей. Здесь тропа бывает довольно тяжелой – в одном месте делали ступени, чтобы слезть лошадям. Часть пути идет по широкому голому берегу с высохшим лесом. Так проходим первый крупный приток – Белая река, брод. Дальше тропа, местами теряющаяся, выходим к реке Сайлыксу – самом крупном правом притоке р. Чонтерен. Да, кстати, тропа на всем протяжении идет по правому берегу реки. На слиянии с Сайлыксу – огромная травянистая поляна, на которую выводит приличный (из 4-х бревен) мостик. На этом поле (поляне) стоит два пакгауза, построенных из огромных бревен – остатки китайской экспедиции на Победу 1977 года. Сразу за поляной, на опушке леса – ручей. Он чистый, но воду из него лучше не брать – загажен овцами. Здесь хорошо сохранилась дорога, и если пройти по ней метров 200 дальше в лес – будет очень чистая речушка, из которой и можно брать воду. В окрестностях этой речушки и большой поляны – одно из лучших мест для бивака. Дальше очень долго чистой воды не будет. Дорога периодически исчезает, хорошо сохраняясь только в лесу. Лес постепенно редеет, дорога уходит куда-то влево по ходу, а мы продолжаем идти вдоль реки, по тропе. Затем поднимаемся к верхнему кошу – сюда нас зачем-то затащили киргизы, пришлось ночевать. Здесь как раз граница леса. Утром наш киргиз с лошадьми смылся, и нам пришлось переупаковываться из баулов в рюкзаки, и дальше все тащить на себе. Приходится спускаться к реке, а дальше вдоль берега выходим прямо на зачехленный ледник и вскоре к месту своего лагеря в 2004-м году. Заброску не нашли – разграбили. Это означает, что ближайшие несколько дней (до прибытия груза) мы несколько поголодаем. За день поднимаемся в верхнюю часть первого правобережного кармана, где находим родник – до сих пор мы считали, что воды здесь нет. Утром продолжаем подъем, затем спуск с гребня на ледник к скальному ригелю, по которому обходится ледопад. Одна несложная веревка по скалам (перила) – и дальше по крупнокаменистому карману, к озеру – месту нашей заброски 2002-го года. Из остатков нашли банку лосося – обед у нас есть. Через пару часов скачек по осыпям, и одной переправой поднимаемся в следующий карман – здесь хороший ручей и травянистые полянки. А озера – чуть дальше по моренному гребню, до ближайшего минуты 3 ходьбы. В теплую погоду купаться можно и в озере, и в ручье. Очень уютное место, откуда удобно идти и на запад – к траверсу, и на север – под п. Военных топографов, и на восток. Здесь будет наш базовый лагерь. Общее время прохождения – 12 часов (два дня).
Траверс массива Визбора (5853 – 5960) с запада на восток 4Б комб. к. тр. (первовосхождение) , (3Б+3Б), п/п. Справочная информация по маршруту. Выбор маршрута.
ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ. 1. Класс высотно-технический, траверс ПОДГОТОВКА К ВОСХОЖДЕНИЮ. Подготовка команды осуществлялась во время тренировок, в г. Москве. Перед восхождением с целью акклиматизации сходили под ребро п. Военных топографов, и на одну из осыпных седловин в районе спуска с траверса (разведки). Погода – для этого района на удивление приличная, не сидели ни одного дня. Очень мало снега, все ледники открыты. Первый раз за три экспедиции видим ледник на подходе к перевалу – началу траверса открытым (в прошлые экспедиции он был полностью закрыт снегом). В ходовые дни работали 5-9 часов, рельеф ниже 5000 м скально-осыпной, выше 5000 м снежно-ледовый. Наиболее сложные участки – горизонтальный скальный гребень на пути к в. 5853, участок метров 100 между в. 5853 – 5960, ледовый сброс 200 м на спуске с плато 5700, несколько коротких участков 4-5-й к. тр. через бергшрунды, гребень с двухсторонними карнизами на спуске на 5000 м , ледовый склон на спуске между гребнями 320 м , скальный гребень перед выходом на седловину на спуске. Для работы на маршруте использовались 4 основных веревки длиной 45- 50 м диаметром 9- 11 мм , скальные крючья (брали немного, не использовались), ледобуры – 10 шт.
График восхождения: 25.07 - подход из базового лагеря под перевал
Участки маршрута. № уч. Краткая характеристика км К. тр. R 0 Осыпной, затем снежно-ледовый склон 0.5 2 крутизной до 30 градусов R 1 Снежно-осыпной гребень с участками скал 0,5 2-2+ R 2 Обход скальных жандармов – осыпь, конгломерат, скальные полки, 30-55 градусов, затем снежный склон до 45 градусов. 0.3 2+-3 R 3 Скальный гребень (жандармы), участки сн-лд гребня с карнизами, траверс 1.1 3+-4+ R 4 Снежно-ледовый гребень с выходами скал крутизной до 50 градусов (скальные выходы до 90 градусов). 1.1 3+-5 R 5 Снежно-ледовый гребень с карнизами. Участки до 45-50 градусов. Траверс. 2.0 3-4 R 6 Снежно-ледовый широкий гребень, крутизной до 30 градусов, начало спуска 0.4 2+-3 R 7 Ледовый сброс 100-70 градусов, всего 200 м . 0.2 5-5+ R 8 Сежно-ледовый гребень-склон с бергшрундами, трещинами, сбросами, крутизной до 45 градусов (на сбросах – до 90 градусов) 0.8 2+-4+ R 9 Гребень с двухсторонними карнизами 0.3 5-5+ R 10 Ледовый склон, косой спуск, крутизна 55-40 градусов (через карниз – 15 м до 95 градусов) 0.32 5-5+ R 11 Простой снежно-ледовый гребень до скал 0.25 2-3 R 12 Скальный гребень крутизной 40-50 градусов, со сбросами до 80 градусов, сильно разрушенный 0.2 4-5 R 13 Простой осыпной гребень 0.15 1-2
Описание маршрута по участкам. 1-й день, 26.07 Участок R 0. Подъем на перевал. Осыпной моренный гребень справа по ходу от седловины, вдоль ледника, затем снежно-ледовый склон крутизной до 30 градусов. Участок R 1. Простой снежно-осыпной гребень с выходами скал, крутизной 5-15 градусов. До начала жандармов – около 500 м . Участок R 2. Обход скальных жандармов – осыпь, конгломерат, скальные полки, 30-55 градусов, затем снежный склон до 45 градусов. Движение по осыпи справа от жандармов через контрфорс. За контрфорсом – скально-конгломератный склон, движение по полкам на стене градусов 60-70, далее по осыпи на следующий доковой гребень, за ним – снежный склон с лавинным желобом, по которому вверх на гребень, в обход 2-3 больших жандармов. Участок R 3. Скальный и снежно-ледовый гребень с жандармами, связки, перила, прохождение первой части (примерно 200- 300 м ) до бивака. 2-й день, 27.07 Участок R 3. Скальный и снежно-ледовый гребень с жандармами, прохождение оставшейся части. Здесь в основном скалы, вверх-вниз, в основном с применением перил, страховка первого-последнего через выступы, которых вполне достаточно для надежного прохождения. Участок R 4. Снежно-ледовый гребень с выходами скал крутизной до 50 градусов. Короткая скальная стенка -2- 3 м , 90 градусов. Движение по нижней части по перилам, крепление на скальных выходах, ледобурах, ледорубах. Бивак перед стенкой (в 70-ти метрах). (ок. 600 м ). 3-й день, 28.07 Участок R 4. Снежно-ледовый гребень с выходами скал крутизной до 50 градусов. Короткая скальная стенка -2- 3 м , 90 градусов. Движение по нижней части по перилам, крепление на скальных выходах, ледобурах, ледорубах. Прохождение нижней части (ок. 600 м ). 4-й день, 29.07 Участок R 4. Снежно-ледовый гребень крутизной до 45 градусов (верхняя часть – 500 м , связки). Участок R 5. Снежно-ледовый широкий гребень с карнизами. Траверс (спуски-подъемы). Прохождение первой части (спуск до бивака). 5-й день, 30.07 Участок R 5. Снежно-ледовый широкий гребень с карнизами. Траверс (спуски-подъемы), перила 30 м на крутом (до 50 градусов) участке, на некоторых участках попеременная страховка на карнизах. Прохождение оставшейся части. Участок R 6. Снежно-ледовый широкий гребень, крутизной до 30 градусов, начало спуска, связки. 6-й день, 31.07 Участок R 6. Снежно-ледовый широкий гребень (фактически плато), спуск до ледовых сбросов влево-вниз. Участок R 7. Ледовый сброс 100-70 градусов, всего 200 м . Дюльфер две верхние веревки – на ледорубах, дальше – на ледобурах. Участок R 8. Сежно-ледовый гребень-склон с бергшрундами, трещинами, сбросами, крутизной до 45 градусов (на сбросах – до 90 градусов). Связки, несколько дюльферов. 7-й день, 1.08 Участок R 9. Узкий снежно-ледовый гребень с двухсторонними карнизами, обход провала – спуск 50 градусов, 30 м , подъем 20 м , 70 градусов. Спуск, подъем и дальше после подъема около 150 м – перила, в остальных местах – связки. Участок R 10. Ледовый склон, косой спуск, крутизна 55-40 градусов (через карниз – 15 м до 95 градусов). Перила на ледобурах под углом 20 и более градусов в право от линии падения воды. На 6-й веревке – пересечение гребня справа. 8-й день, 2.08 Участок R 11. Простой снежно-ледовый гребень до скал, связки, перед выходом на скалы – перила по льду, 30 м . Участок R 12. Скальный гребень крутизной 40-50 градусов, со сбросами до 80 градусов, сильно разрушенный. Обход сброса влево по скальному склону, дюльфер 8 м по водопаду, выход обратно на гребень по осыпи. Участок R 13. Простой осыпной гребень. Крупнокаменистая осыпь до седловины.
Тактические действия команды. Учитывая ошибки сезона 2004-го года, сорвавшие прохождение южного ребра пика Военных топографов, в этот раз мы выбрали самый близкий к вершине объект, приемлемый по сложности (хотя, откровенно говоря, я рассчитывал, что он будет существенно проще). Планировался радиальный выход на 5960 с 2-мя ночевками, близкими к высоте вершины. Для подъема-спуска предполагался длинный юго-западный гребень. Но окончательное решение по выбору пути оставили, естественно, на момент начала работы экспедиции. Все разведки для изучения вариантов сделали в период ожидания грузов (3 дня). На пути к ребру пика Военных топографов мы с Вовкой просмотрели юго-восточный гребень пика 5960. Он выглядел совсем непростым, но вполне приемлемым для прохождения. И короче на несколько километров по сравнению с юго-западным. Решили использовать его для подъема, а спуститься потом по длинному юго-западному гребню. На следующий день остальная часть группы сходила на осыпную седловину в этом же юго-западном гребне (только южнее седловины, на которую мы в последствии спускались). По возвращении заявили, что подняться там нельзя, так как в гребне провал, обход которого – по стене, с которой все время что-то падает. Четверо против двоих – так что мы вернулись к первоначальному плану, решив все же сделать траверс со спуском на юго-восток, если провала все-таки не окажется. В последствии, поскольку ребята с противоположной стороны указать провал так и не смогли, мы все же сделали полный траверс. За провал они принимали 40-метровый скальный сброс, который мы обошли влево по скалам и водопаду. Перевал, с которого начинался траверс, предварительно назвали Чонтерен южный. Возможно, он все же окажется достаточно простым (я теперь надеюсь, что 1Б-2А, а в 2002-м году решили, что там не ниже 3А), и его удастся в последствии использовать для челнока грузов под южную стену Победы. Полной ясности со сложностью этого перевала пока нет, т. к. внизу осыпной кулуар поворачивает и уходит в каньон, где возможно наличие скальных сбросов. Если перевал окажется все же простым – решение проблемы южной стены может существенно приблизиться. В 3-х км от седловины возвышается красивая вершина 5853 м , на которую мы при подготовке маршрута просто не обратили внимания (я ее как раз воспринимал, как 5960). Когда с вершинами разобрались, оказалось, что у нас получается вполне красивый выход или траверс двух вершин – 5853-5960, отстоящих друг от друга на 2 км . А поскольку этот год был объявлен годом Визбора, мы решили, что с китайцами ничего не случится, если одну из небольших вершин мы назовем пиком Визбора. Что мы и сделали.
Восхождение проходило следующим образом. Подход. От базового лагеря по ручью с западного притока ледника Чонтерен, который течет в широком осыпном кармане, идем на запад, в сторону перевала. Примерно через 1.5 км карман сужается, начинается подъем, так идем почти в верхнюю часть ледника, затем поднимаемся влево по ходу на высокий моренный гребень, некоторое время идем по гребню, высматривая ровный участок для перехода зачехленного ледника (весь он в неудобных буграх). Пересекаем ледник (ширина его здесь порядка 2-х км) в сторону седловины перевала, поднимаемся на правобережный моренный гребень и идем дальше по нему. Гребень плавно поворачивает к югу, вдоль ледничка, стекающего с седловины, плавно превращаясь в осыпной склон с участками льда. Подходим к границе снега, где на осыпи, рядом с седловиной, ставим бивак.
1-й день, 26.07.2006 г. С бивака вышли рано и за 30 мин. по снегу поднялись на седловину. Дальше идем по гребню, довольно широкому, то по снегу, то по осыпи, пересекая или обходя редкие выходы скал. За 1 час 20 мин. выходим на седловину, на которой стоит скальный останец – «палец». От этой седловины начинаются серьезные скальные жандармы, которые снизу выглядят пологим скальным гребнем. Первые из них обходим справа, сначала по осыпи, а за ближайшим контрфорсом – по скалам. Здесь метров 20-30 неприятного траверса по полкам на стене, затем крутой конгломератный склон, который выполаживаясь приводит на следующий гребень. На гребне – снег, который вниз очень скоро обрывается крутым участком, а вверх выводит правее нескольких жандармов обратно на гребень, куда мы и поднимаемся. Склон, раскисший и весьма неприятный, идем по желобу сошедшей лавины под скалы и далее вдоль скал – на гребень. Дальше по гребню – острые жандармы, чередующиеся со снежно-ледовыми участками с карнизами. Движение в основном в связках, иногда с попеременной страховкой, короткие участки перил. В одном из мест, где гребень расширяется под скальным участком и образуется удобная мульда, ставимся на ночлег.
2-й день, 27.07.2006 г. Продолжаем прохождение жандармов. Дальше только через них – обходы если и наблюдаются, то только с большими спусками с гребня, уже просто бессмысленными. Лазание не сложное, много выступов, через которые удобно страховаться, поэтому крючья даже не достаем. Высоту практически не набираем – спуск, подъем, спуск, подъем… Последний снимает веревки лазанием без рюкзака, на слишком крутых спусках также пользуясь страховкой через выступы с последующим продергиванием. После обеда выходим на снежно-ледовый гребень и несколько складок на нем – удобное место для бивака. Ставимся, решив провесить сегодня последнюю скальную стенку впереди. Провешиваем 3 веревки, они заканчиваются чуть выше стенки. Погода весь день переменная, периодически идет снег. 3-й день, 28.07.2006 г. Облачно, но видимость иногда появляется. Идем дальше, гребень здесь после стенки довольно широкий, 40-45 градусов. Редкие выходы скал, за которые крепим веревки, глубокий снег. Снег иногда идет и с верху. Так в тумане проходим веревок 15, у скальных выходов крутизна возрастает до 50-55 градусов. Выходим на широкий карниз, ставимся.
4-й день, 29.07.2006 г. То что-то видно, то туман, снег. Гребень дальше становится чуть положе, идем в связках до вершины. На 5853 поднимаемся в 12-00 по Москве. Идет снег. Строим тур на скалах чуть ниже купола, оставляем записку – пик Визбора западный. В просветах спускаемся с купола в ближайшую удобную мульду, так как начинается ветер (или он был все время, но теперь мы вышли на поворот гребня, как бы из-под прикрытия). Ставимся. Сильный ветер всю ночь и утром.
5-й день, 30.07.2006 г. Теперь впереди практически горизонтальный широкий снежно-ледовый гребень с карнизами – перепад высот между вершинами практически 100 м , низшая точка этого участка – примерно 5650. Правда прямо посредине гребня торчит острый снежно-ледовый жандарм – это именно то место, где на подъеме применяем веревку перил, и сразу за ним около 2-х веревок попеременной страховки – крутые большие карнизы. Остальное все никакой трудности не представляет, требует лишь работы в связках. Бросаем рюкзаки, как казалось, прямо под вершинным взлетом – отсюда уже очевиден выход траверсом вдоль юго-западного гребня на небольшое плато – начало юго-западного гребня. Но выйти за 20 минут на вершину не получилось – за этим взлетом оказался еще один, потом еще… В итоге на вершине мы через два часа. Погода хорошая и удается отснять великолепный вид вокруг. Возвращаемся к рюкзакам и спускаемся на плато. Еще не поздно, но нам нужна еще одна ночевка повыше – здесь примерно 5700. Бивак.
6-й день, 31.07.2006 г. Начинаем спуск. Утром погода хорошая, проходим на край плато и далее влево, вдоль сброса, в поисках приемлемого начала спуска. Выбираем место, где через этот 200-метровый сброс спуск виден до следующего плато – до 5000 м гребень здесь так и выглядит – в виде ступенек небольших плато и сбросов. Первые две веревки – на ледорубах, ноги на сбросах до льда не достают, ниже становится чуть положе – до 60-70 градусов. По нижнему плато идем, забирая все время влево, примерно прикидывая, где наш гребень – на этих пространствах легко промахнуться, а от разных плато отходит множество гребней – на юг, восток и между ними. Большинство этих гребней обрываются стенами – это мы видели снизу. Петляем, теряя высоту, между сбросами, потом проходим очередной бергшрунд (дюльфер), и через серию трещин, между сбросами идем вниз, забирая влево – там уже виден наш спусковой гребень с двухсторонними карнизами. Прямо возле гребня – небольшое поле, на котором мы и ночуем.
7-й день, 1.08.2006 г. Подъем на гребень – пологий мост через бергшрунд, метров 20. Поднимаемся и идем вперед метров 200-300. И упираемся в провал, то есть, карнизы стали трехсторонними. Перелезть, вероятно, можно, но эти пару веревок могут отнять невероятно много времени. А чуть сзади карниз слева совсем маленький, а внизу метрах в 30 – снежно-ледовая подушка (вниз она обрывается сбросом). Спускаемся на подушку, переходим по ней метров 70 за провал, и здесь рядом с карнизом поднимаемся обратно на гребень – 20 м 70 градусов. Далее по гребню перила, так как это уже сплошной карниз, местами сужающийся меньше чем до 1 м . Выходим на шапку на конце горизонтальной части гребня – началу спуска дальше вниз. Шапка так же на три стороны обрывается карнизом (хотя с учетом того, что мы только что перелезли – на все четыре). Дальше спуск предполагался по очень острому снежно-ледовому гребню с тонкими большими карнизами – некий микст. Но здесь обнаружили ледовый склон между двух гребней, и, оценив состояние нависающих карнизов, решили, что спуск по нему вполне приемлем – что хотело обвалиться, уже обвалилось. Через карниз – метров 10-15, потом лед, в верхней части градусов 60, ниже постепенно становится положе (до 40 градусов). Идем наискось вправо, придерживаясь края «нашего» гребня – ледовый склон заканчивается скальными сбросами, и нам нужно будет перевалить через гребень. Первый раз попробовали на 4-й веревке – оказалось рано, перевалили на 6-й – здесь подъем на гребень с прокапыванием небольшого карниза, за ним – почти горизонтальная веревка – траверс вправо вниз, в обход скального сброса, а дальше – последняя веревка до очередного снежного плато. К этому времени погода окончательно испортилась, идет снег. Видимости нет никакой, ставимся.
8-й день, 2.08.2006 г. Утром – солнце. А из-за снегопада снег за ночь даже не схватился. Мы вчера в просветах сделали разведку, высмотрели начало гребня, т. е. место, где вроде бы не сброс (ниже все равно видно не было, сколько не ждали). Сюда и идем, снег почти по пояс. Снегоступы не надевали, так как очень скоро крутизна возрастает и мы видим уже начало скального гребня. Перед выходом на скалы – уже голый лед. Скальный гребень впереди обрывается сбросом метров 40, мы же его обходим по скальному склону влево, выходим к ручью. Здесь тоже сбросы, мы спускаемся по водопаду вправо (дюльфер 8 м ) на осыпь под сбросом на гребне, и по осыпи поднимаемся обратно на гребень. Дальше – сложный сильно разрушенный скальный гребень, связки, страховка через выступы, жандармы проходим справа по стене. В одном месте небольшой участок с продергиванием связочной веревки (стеночка метра 2). Вскоре выходим уже на крупнокаменистую осыпь, развязываемся и по осыпному гребню спускаемся на седловину 4500.
Спуск в БЛ. С седловины можно спускаться в любую сторону, но на восток – сложнее, есть выходы скал (нужно было связкой одной пройти – здесь до лагеря ближе). Мы спускаемся на запад по длинной мелкой осыпи в цирк – зачехленный ледник, дальше по ближайшему ручью вниз, в карман с ручьем, по которому начинали подъем на траверс. От перевала до БЛ – чуть больше часа пути. К вечеру, как всегда, идет дождь.
Анализ восхождения. Первопрохождение, а тем более, первовосхождение – всегда задача интересная, даже если это подъем пешком на простую обзорную точку. А если к этому еще добавляется целый букет технических препятствий, пускай и не слишком сложных – задача становится еще интереснее. Именно за это я и люблю комбинированные маршруты – за разнообразие. А прохождение комбинированного маршрута ориентировочной сложностью 5А перед гораздо более сложным комбинированным маршрутом – как раз то, что нужно. Хотя предварительная оценка траверса была ниже, мы ожидали что-нибудь на уровне 4А-4Б. Но уже скальный гребень с жандармами в начале подъема давал предположение, что весь подъем будет 4Б, как и оказалось. Спуск же оказался существенно сложнее подъема (и не всегда был чистым спуском), и, на мой взгляд, повысил сложность траверса до 5А. При прохождении в обратном направлении все эти «прелести» спуска вполне возможно повысят сложность до 5Б, если не удастся найти пути обхода сбросов (обход, возможно, есть, если забирать в начале спуска еще левее, мы на спуске, естественно, этого не делали, выбрав ближайший приемлемый вариант, и тем самым, возможно, усложнив спуск).
В целом получился относительно не сложный и очень приятный маршрут. С данным описанием и при более благоприятной погоде (правда, в погоде очень сомневаюсь) прохождение траверса можно сократить на 2-3 дня. Кроме этого мы поднялись на перевал, разделяющий ветви Чонтерена. Эта седловина – не самая удачная, так как спускается на западную ветвь довольно низко, но если спуск там все же прост, появляется возможность челнока грузов через перевал под южную стену Победы. В обход их таскать будет тяжело и нужно будет 2-3 дня в одну сторону, то есть 4-6 дней туда – обратно. А с этим перевалом (Чонтерен южный) может получиться 3-4 дня туда – обратно – явная экономия. Да и попутно будет хоть какая-то акклиматизация, и можно сходить на еще нехоженый пятитысячник на юго-восток от седловины, на вид 4А-4Б, ледовый. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||