Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Люди >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Юрий Бурлаков, г. Ялта

Михаилу Хергиани было бы 75
Читайте также на Mountain.RU:

Этюды о Михаиле Хергиани
Часть 1, Часть 2, Часть 3

В сванской связке

Я вернулась из Сванетии…

Тютю-баши по Северной стене, м-т Хергиани, 6А

Тютю-баши по Северной стене, м-т Хергиани, 6А

Личное дело Михаила Хергиани
(случайно найдено в 2002 г).

Не законченные воспоминания давно ушедших лет.

23 марта исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося советского альпиниста Михаила Хергиани, погибшего в 1969 году в Италии на вершине Су-Альто.

С первых и до последних шагов Хергиани был связан с крымскими скалами, постоянно приезжая в Ялту иногда в весеннее, но чаще в осеннее время, после напряженных альпинистских сезонов. Здесь он тренировался, успешно выступал на соревнованиях, оставаясь в течение десятилетий признанным королем крымских скал.

Впервые он появился в Ялте в 1952 году, когда ему было 20 лет. Он только что выиграл скалолазные соревнования в ущелье Адыр-су и получил право выступать в Крыму на всесоюзных соревнованиях. В классе связок он стартовал со своим земляком Шалвой Маргиани и стал чемпионом.

Быстро рос Хергиани и как горовосходитель. Придя в альпинизм в 1951 году, он уже в 1953 делает «пятерки» - маршруты высшей категории сложности. В 1955 году становится чемпионом СССР, поднявшись на Пик Коммунизма по новому пути, а в 1956 году вновь выигрывает чемпионат страны, покорив северную стену западной вершины Тютю-Баши. Он успешно штурмует труднейшие стены Кавказа: северо-западную стену Донгуз-Оруна, северные стены центральной вершины Тютю-Баши, центральной Шхельды и Гестолы. Все это были первопрохождения. В 1958 году Хергиани входит в состав сборной страны и готовится к восхождению на Эверест, которое не состоялось из-за событий в Тибете.

В мае 1960 года в Ялту прибыли лучшие альпинисты - стеновики СССР. Здесь был и Миша. Шли скальные тренировки и отбор группы для поездки в Англию.
Инициатором приглашения был Джон Хант, руководитель победной экспедиции на Эверест 1953 года, десятой по счёту экспедиции Британии на эту вершину.


Дружеский шарж.
Художник: Алексей Гапоненко, Москва
«Английская» команда 21 мая вылетела через Брюссель в Лондон. Хергиани на скалах Альбиона произвел на хозяев сильное впечатление. Во время восхождений в горах Северного Уэльса родился знаменитый титул «Тигр скал». Титул неофициальный и ненормативный. Это был комплимент Джона Ханта, адресованный Хергиани, когда тот проходил в паре с Джо Брауном труднейшие скалы вблизи вершины Сноудон. «Рок тайге» - так звучала похвала по-английски. Журналисты сразу растиражировали это выражение. Михаил воспринял похвалу как знак судьбы, значительно прибавив в тренировках. Выступая осенью того же года в Ялте на всесоюзном чемпионате по скалолазанию, он легко обошел на скале Крестовой главных своих конкурентов – красноярских столбистов. Он выиграл в индивидуальном лазании все всесоюзные соревнования с 1960 по 1967 годы, причем с большим отрывом от ближайших соперников. В чемпионате СССР 1967 года, например, Хергиани прошел по отвесу Крестовой за 5 минут 22,8 секунды. Серебряный призер отстал от него на 1 минуту 22 секунды.

Отличная скалолазная подготовка помогала ему совершать темповые восхождения на Кавказе (стены пика Щуровского), в горах Болгарии (отвесы Врачанского массива), в Альпах. Вся французская классика Шамони – стены Гран-Капуцина, Пти-Дрю, Гран-Жораса – были пройдены в связке с Вячеславом Онищенко (Москва) за считанные часы. Миша поднял Хантовский комплимент до уровня титула-легенды. В репортажах спортивных комментаторов перед его именем неизменно упоминался и этот титул.

Неожиданный проигрыш на скалах в Ялте в 1968 году выбил его из седла – рушилась легенда! Он даже не вышел к пьедесталу почета брать серебро. Конечно, были причины, о которых зритель мог и не знать. Целый месяц он проторчал в Москве, в ожидании визы в Италию. Визу не дали из-за Чехословацких событий. Было не до виз. В итоге – месяц без тренировок. Ему, конечно, надо было пропустить эти соревнования. Но он вышел на старт. Ради команды.

… 7 июня 1969 года Хергиани прибыл в Ялту на недельную тренировку перед Италией. Миша был худ и бледен. «Зимой я болел», - признался он. Отговорить его от этой поездки было невозможно. Простое слово «завелся» точнее всего определяло его состояние. Он рвался в Италию, чтобы вернуться триумфатором. 15-го июня вылетел из Крыма в Москву, 25-го из Москвы в Рим, 30-го Хергиани вышел на стену Торре-Венеции в Доломитах. Скорости, которые показывал Миша в связке с Вячеславом Онищенко, говорят сами за себя: 300-метровая стена Торре-Венеции была пройдена за три часа, 700-метровая стена Банкона – за шесть.

На третьем восхождении, которое совершалось по 800-метровой стене Су-Альто, Тигр скал был сбит камнепадом в верхней части отвеса. Один из камней подсек веревку и при рывке она порвалась. Второй веревки, а с ней и лишнего шанса на спасение у лидера не было. Ради скорости Миша ходил в том сезоне на одной. Пролетев 600 метров, альпинист разбился.

Так завершилась спортивная жизнь крестьянского сына из Местии. Проходят годы, но имя великого скалолаза-восходителя не забывается.

На альпинисткой базе «Шхельда» в Приэльбрусье установлена в его честь мемориальная доска. По решению Ялтинского горисполкома появилась мемориальная доска в честь Хергиани на Никитских скалах. Итальянцы воздвигли в память о Мише двухколонную композицию под стеной Су-Альто.


Аллегорическая картина "Думы Виссариона"
(прим.ред.- Виссарион - отец М. Хергиани).
Худ. Алексей Гапоненко
В Местии, рядом с храмом Святого Георгия ему поставлен памятник. Именем альпиниста названы – вершина на Памире, крымская скала над Кастрополем, стенной маршрут в Болгарии, улицы, школы, клубы, альпбазы.

Киевлянин Игорь Полевой посвятил другу труднейший маршрут на северной стене центральной Шхельды (первопроход). О нем сняты фильмы, написаны стихи и книги, сочинены песни и симфонические произведения. Художники запечатлели его в картинах, ваятели в скульптурах. Один из старейших монетных дворов России – Санкт-Петербургский - отчеканил в честь альпиниста памятные медали. Имя Хергиани носит малая планета, совершающая свое кружение вокруг Солнца в поясе между Сатурном и Юпитером, открытая известным крымским астрономом Николаем Черных.

Есть и музей. Он открылся в 1979 году к празднику «Мишаоба» (День Миши) с однозальной экспозицией. Началось экскурсионное обслуживание. Одновременно строился отселенчекий дом для семьи, проводились адаптация усадьбы, её укрепление, поиски экспонатов.

Со всех концов Советского Союза, из разных республик, как живая демонстрация дружбы народов, шли в Местию письма, бандероли, посылки. Часть предметов отбиралась в стационарную экспозицию, часть в раздел – «Дары музею».


Дом-музей Хергиани (вид с улицы)

Дом-музей Хергиани (вид со двора)

Заслуженный мастер спорта Михаил Ануфриков (руководитель итальянской поездки 1969 года), сохранил и передал дому-музею альпинистскую веревку, которая была на Су-Альто. Веревка экспонируется в сванской башне усадьбы, где на неё хорошо лег голос поэта Евгения Евтушенко, читающего своё стихотворение, которое так и называется «Веревка Хергиани». Поэт побывал в музее.


Сподвижники и ученики Михаила Хергиани
(слево направо): Валерий Ратиани, Вячеслав Онищенко,
Игорь Полевой, Ладо Гурчиани
Известная альпинистка-разведчица Любовь Коротаева отдала в музей свою боевую гранату, хорошо знакомую альпинистам. Напомню, в морозное утро 2 января 1943 года разведчики Любовь Коротаева и Андрей Грязнов вышли с юга на гребень Главного Кавказского хребта между вершинами Донгуз-Орун и Малый Когутай и целый день не выпускали из рук биноклей – изучали силы противника и наносили на схему немецкие позиции в верховьях ущелья Баксан. Готовилось наступление на Приэльбрусье. Перед уходом разведчики сложили тур и вложили в него ручную гранату РГД с запиской вместо запала. В 1956 году альпинистская группа А. Симоника нашла тур и гранату и вернула последнюю хозяйке. Граната эта давно уже, с военных лет, вошла в знаменитую песню «Баксанская», повествующую о боевых буднях альпинистов-фронтовиков в горах. Сочинили её трое (Л. Коротаев, А. Грязнов и Н. Персиянинов) в феврале 1943 года перед снятием немецких флагов с Эльбруса. Сейчас граната и записка в музейной витрине.

К 1985 году Дом-музей М. Хергиани завершил монтаж стационарной экспозиции и развернул экскурсионный показ по полной программе. Среди тысяч откровений, хороших и добрых, написанных в «книгах отзывов» (перечитывал я их не только из любопытства, но и по долгу службы, как директор) меня буквально сразило одно – короткое, как выстрел: «Прекрасная жизнь, если она так продолжается».
Музейный показ заканчивается песней Владимира Высоцкого «Я иду по кромке ледника», посвященной М. Хергиани. Завершающие строчки её звучат так:

«Если в вечный снег навеки ты
Ляжешь, над тобой, как над близким,
Наклонятся горные хребты,
Самым прочным в мире обелиском.»

Поэт прав: пока стоят горы, имя альпиниста не будет забыто!
Лучшей точки просто не придумать.

Ю. Бурлаков
Почетный гражданин Местии

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru