Предлагаемые материалы – не отчет о наших маршрутах лета - 2006. Это, прежде всего, большая подборка маршрутных фотографий, пояснением к которым служат краткие путевые заметки. Снимки частью видовые, частью панорамные, частью репортажные. Представлены крупным планом отдельные вершины и перевалы.
В числе вершин Эльбрус, Шхельда, Ушба, Мазери, пики Кавказа, Вуллея, Щуровского, Профсоюзов, Физкультурник, а также М. Шхельда, Ахсу, Юсеньги Узл. и Сев., Б. и М. Когутай, Интеркосмос, Донгузорун, Накра. Перевалы – Ирикчат, Бивачный, Средний, Ахсу, Родина, Жемчужина Приморья, Когутай, Семерка.
На следующий день Юра и Иван уехали, а мы с Воваком задержались на неделю ради восхождения на Эльбрус. Сколько ни ходи на него, а всегда хочется еще.
9-е августа. К обеду поднялись по канатке к бочкам, там нас встретил и приютил администратор и старый приятель Жора. Прогулялись до Приюта. Из-за устоявшейся жары видимость была неважной, довлела дымка. Закат, однако, выдался сочным.
Жара. Приэльбрусье в дымке
Кто кого: динамическое равновесие
10-е августа. Встали на зорьку, провели санитарную инспекцию.
Утро после неспокойной ночи
Солнце взялось за работу
Желтая молния
Да будет свет!
Какая-то иная атмосфера
Убегают, убегают
Слова излишни
Тут не место!
Погода подпортилась (в Нальчике похолодало до +30). Днем сходили к Пастухам, на всем пути журчали ручьи и кисла каша. Обратно почти бежали: пятнадцать минут до Приюта и еще двадцать до бочек. Познакомились с Владимиром Копыловым, фотографом и альпинистом. Я выразил свое восхищение его снимками, но оспорил постановку и ракурс его знаменитой «обнаженной девушки с видом на Эльбрус». У Владимира, естественно, нашлись, свои аргументы, завязалась беседа, по ходу которой в стороне вызрел закатный багрянец Адырсу и пятитысячников.
Закатные силуэты Адырсу
Дыхтау, Уллутау, Коштантау. Вечер
11-го августа рассвет был чист, но уже сморщен дымкой.
Донгуз и Когутаи на рассвете. Вдали Мазери
Бочки засветились
Штавлери. Одна гора - три плана
Эльбрус. Все уплачено, проратрачено
Гора Штавлери в дымке. Под ней скоба ГКХ с пер. Чипер и Чиперазау
Весь день слонялись, настраивались на восхождение, договаривались о подратрачке. Вечером Эльбрус был атакован грибовидным облаком. Местные оракулы связали с этим скорый приход «полной задницы».
Устал эльбрусский труженик
Местные оракулы
В поддержку этой несимпатичной версии из долины поднялось серое дрожжевое тесто, а из Грузии подошли баржи багровых туч. Они выстроились вдоль границы, плененные звуками копыловского сакса.
... а из Грузии подошли баржи багровых туч
Великое провостояние
Закатный сакс
Договорились с гидами, что нас разбудят к выходу группы, и мы решим, идти нам на гору или пережидать.
В короткий просвет
12-е августа. Когда нас в три часа разбудили, Эльбрус глухо мариновался в утробе облака, а сверху проступали лишь самые настырные звезды. Мы решили все же идти и подоспели к ратраку с англичанами. Тронулись. У Приюта въехали в облако, у Пастухов встали на ноги. В ритм группы «шагнул три раза – постоял» мы не вписались, вышвырнуло вперед. Пошли одни, высвечивая темноту тумана, в котором прятались вешки. На «косой» видимость улучшилась, стало светать. В случайном разрыве взлетавшей вверх по склону пелены промелькнули низкие горы. Ближе к семи были на Седловине.
Первым намечался подъем на Восточную вершину, она дает лучший вид в сторону пятитысячников. Но в гонимой по Седловине мути усматривалась лишь торная тропа на Западную вершину, поэтому пошли по ней. Ветер стряхивал теперь со склона вниз и делал это с особой страстью, когда мы проходили обесснеженный каменистый участок. На плато он вообще заманьячил, но мы сплотились и без роковых потерь достигли цели. Вершинный обелиск по обыкновению был облеплен всякой всячиной. Мы долго – пока терпелось – запитывались подле него полезными энергиями, а потом рванули назад.
Первые на западной вершине
На вершинном мыске
На восточной вершине
На спуске cтали попадаться первые встречные группы, одну из них вел непальский гид в ярко-желтом мегакомбинезоне, он уже пять раз восходил на Эверест. С Седловины потянулись к Восточной вершине, обходя стороной каменистые участки склона. Верхнее плато одним бортом вело к живописной скале, которую хорошо видно снизу, другим к обелиску. От вершины к вершине переметнулись за полтора часа. У обелиска передвигались на карачках: лютовал ветер. Фотик сотрясался, как отбойный молоток, солнце выедало картинку на дисплее, так что панорама щелкалась «от живота», вслепую. Кое-что получилось.
Вид с восточной вершины. 1. Азау, Грузия
Вид с восточной вершины. 2. Гарабаши, Донгуз
Вид с восточной вершины. 3. Терсколак, Ушба, Безенги
Вид с восточной вершины. 4. Тропа на западную вершину
Спуск к бочкам был скор и решителен. Непальский гид поздравил нас с «крестом», пройти который ему не позволяли державшие его клиенты. Мы тоже поздравили друг друга с яркой победой – достойный финал всей нашей приэльбрусской кампании.
13-е августа. Рассвет выдался надрывным, где-то внизу кричал наш поезд.
Спасибо всем за теплые отзывы на эту и предыдущие приэльбрусские заметки. Рад, что они понравились. Частично связываю это с тем, что никого не пытался поучать: сами фотки многое показывают и многому учат. К сожалению, не все получилось, как хотелось, и если на ирикчатском маршруте и в эльбрусском восхождении виной тому были погодные условия - в первом случае тучи и дожди, во втором ветер и дымка - то на двух других маршрутах недоработал сам. Фотосессии были бы богаче, стой базовый лагерь выше: на когутайском маршруте не где-то на подходах к ледникам, а под самым Интеркосмосом или на пер. Когутай, а на маршруте по Ахсу не на верхних ночевках, а на пер. Средний или даже на Физкультурнике. В обоих случаях погода позволяла, ночи были теплыми и безветренными. Поэтому поставлю себе четверку, пусть это поможет избежать подобных недоработок в будущем. /// По отзывам на статью: 1. Виктору Орлову. Спасибо, Виктор. Желаю посмотреть-таки живьем. Должно получиться. _____ 2. Эрдэму Дашинимаеву. Спасибо, Эрдэм. Мы уже обменялись мнениями и, вроде, согласились с тем, что и то крест, и это крест, просто разные правила и стили. Вы играли по классическим правилам, я по правилам "бочек". Это как в шахматах: есть шахматы классические, а есть быстрые. Шахматисты поначалу ломали копья, а потом плюнули, потому что всё хорошо, что радует. Вас радовал масштаб перехода через Эльбрус, а меня легкость, подвижность и СВОБОДА на его вершинах. Вот встретимся за пивом - порадуемся и за то, и за это. (Только не говорите, что не пьете пиво.) _____ 3. Андрею Кормакову. Спасибо, Андрей. Радовать тебя - одно удовольствие. Что до "Иной атмосферы", то это заслуга фотика. Он, когда смотрит на низкое солнце, автоматически реагирует на его измененный спектр отливом в желтизну или багрянец. Человек посуетливее мог бы устранить этот артифакт коррекцией белого цвета, но на рассвете снимать в горах надо быстро и по все стороны, а каждый азимут требует своей коррекции. Поэтому я соглашаюсь на эти "издержки производства", но пытаюсь обратить их во благо. Словишь, глядя на такую фотку, выигрышную ассоциацию, облачишь ее в слово - и вот тебе "иная атмосфера". Вот снимок "Залитое полотно" - это действительно было в натуре. Глядя тогда на Ушбу, я сразу вспомнил рембрантовскую Данаю. Она, после того как ее однажды облили растворителем, выглядела примерно так же. _____ 4. Андрею Трухачеву. Спасибо, Андрей. Право, колоссально и здорово - видишь горы своими глазами, а чувствуешь твоей душой... которая чуть выше земли. _____ 5. Марьяне Стебновской. Спасибо, Марьяна. Да, горы для людей - это где-то и воля, и страх, и победа. Но, по-хорошему, горы, прежде всего, - это религиозно-величественно и обалденно красиво. Остальное уже в развитие этого базового чувства.
Замечательные истории восхождений, драматичиские и трагические события, описания маршрутов...
Простому человеку на сайте mountain.ru понятны только фотографии. Показала их своим знакомым: "Какие пейзажи, горы, тени...!!!", восторжено говорят они. Но для меня это люди, воля, страх, победа... море чувств, которые известны только мне. Или не только?
Почему НАС так немного?
Или это не плохо?
Поэтому, наверное, в горах так хорошо, что людей там мало.
Как всё-таки меняется мир, когда поднимаешься вверх. Этого не было ни на одной фотографии предыдущих маршрутов, и так явно видно здесь. Ты среди неба. Вокруг горы, снега, ледники, но на первом месте небо. Ты перешел какую-то черту и уже можешь уловить его грань, где бесконечная синева изгибается, обнаруживая себя. И этого никогда не увидишь снизу. Ты всё ещё стоишь ногами на земле, но твоя душа уже чуть выше.
но слышал мнение уважаемых людей что крест Эльбруса - когда с севера заходишь, берешь две вершины и потом сваливаешь на юг.
а то чт омногие называют крестом - всего лишь буква Т.