Материал подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU
Москва. ДДС. Этап кубка мира по скалолазанию. За день до старта...
Читайте на Mountain.RU Новости, репортажи, коментарии с Этапа Кубка Мира в Москве. 8-10 апреля, ДДС.
Пролог: Первый вопрос, который мы задаём здесь себе: зачем нам всё это нужно?
И сразу же приходит ответ: для России :)
Алексей Шалыгин, Москва
Mountain.RU (MR): Чем отличается подготовка российских кубков от мировых?
Алексей Шалыгин (А.Ш.): Во-первых, нам даётся очень много времени на подготовку. С одной стороны это хорошо, но получается, что мы за полтора дня уже накрутили все трассы и оставшиеся три с половиной дня просто их пробуем.
Второй день уже что-то пробуем, пробуем, а ещё ни одна трасса, как таковая, не отошла. Обычно мы работаем по другой схеме: сделали проблему, всё, готово, закрыли. А пока готовности №1, боевой готовности для старта, нет ни на одной трассе. Может быть, это хорошо, может плохо.
MR: Как тебе вообще трассы?
А.Ш.: Трассы на порядок сложнее. Жаки говорит, что так нужно. Значит, наверное, так нужно :). Посмотрим.
Хотя, допустим, некоторые женские трассы он характерно тяжёлые крутит. Наши спортсменки выступали в Москве, на России, на этих грибках. Они сильнейшие в рейтинге. Оля Бибик - вторая, Юля Абрамчук - третья. Я не думаю, что занимающая первое место француженка, Сандрин Леве, такая безумно сильная. Трассы очень тяжёлые.
Хотели попробовать сделать шоу, но даже наши соревнования, российские, с разными прыжками, с пробежками, в них больше было фана. Здесь основная масса участников просто не сможет стартануть, просто будет отваливаться.
Алексей Чертов, Калининград
Алексей Чертов (А.Ч.): Я бы не сказал, что трассы радикально отличаются от российских. Болдеринг, в отличие от сложности, очень сильно замешан на традициях.
В трудности достаточно чётко всё регламентировано: есть категория сложности, которую ты выдерживаешь с точностью до йоты, правила всем известны, описано количество перехватов, если всё это удалось собрать – соревнования проходят отлично.
А в болдеринге - нет, считается, что должны быть средней сложности трассы, а что такое «средняя сложность» не говорится. Какой должна быть траса тоже нигде ничего не сказано. Всё на ощущениях, а ощущения – это традиции. Естественно, во Франции свои традиции. Годофф хорошо использует большие рельефы, разные большие зацепки.
Для девочек трассы, может, немного тяжелее, чем на России. Пока трудно судить, мы только начали их опробовать, всё меняем постоянно. А мужские будут однозначно сложнее.
MR: Концепция подготовки болдеринговых трасс. В двух словах :)
А.Ч.: Мне понравилось, как работает Жаки. Не то, чтобы всё сам, но как хороший дирижёр команды. Сделал сразу таблицу, трассы. Распределил, кто за что отвечает. Подходишь, отмечаешь трассу, ты её делаешь. Все на своих местах. Специальным значком помечаешь, какая сложность, готовность трассы. В этом плане, есть чему поучиться, именно организации. Нормированный рабочий день. Жаки сказал, что подготовщик не должен устать в первый день, чтоб потом не упасть мёртвым.
MR: На какие категории вы ориентируетесь при подготовке финалов?
А.Ч.: Не знаю, я Годоффа тоже спрашивал, он говорит, что в болдеринге категорий нет. Болдеринговые категории - очень туманная вещь :)
MR: Как ты оцениваешь готовность российской команды?
А.Ч.: Мне кажется, наши мужчины не очень хорошо сейчас лезут. Основная проблема не в силе, а в неумении хорошо прочитать трассу. Я говорил с Годоффом, он считает, что сейчас в мире нет такой проблемы. То есть любую трассу сходу читают, как надо сделать, какой бы она замороченной ни была.
А у нас…в общем-то простая трасса, а делают ошибки с первого движения. Единственное исключение – Салават.
MR: А девочки?
А.Ч.: Судя по рейтингу, наши девочки конкурентноспособны. Наши женщины всегда конкурентноспособны :)
MR: Что нужно, чтобы хорошо выступать на болдеринге?
А.Ч.: Болдеринг - по технике - самый сложный вид. Нужны хорошая силовая подготовка, большой набор технических приёмов, психологическая устойчивость и, само собой, болдеринговый менталитет, т.е.человек должен увидеть всю эту проблему сразу, уметь мгновенно оценить, принять правильное решение и дисциплинированно его исполнять, не отвлекаясь на всякие новые варианты решения. Это основные показатели.
Пролог: То, что для подготовщика хорошо, для спортсмена – смерть (Русская народная примета)
Сергей Шемулинкин, Санкт-Петербург
MR: По какой схеме проходит подготовка?
Сергей Шемулинкин (С.Ш.): Интересная система, всё по бумажке.. Распределили обязанности.. Есть план, где какая идёт трасса, просто говоришь: делаю эту. Готовишь. Приходит Жаки, и всей толпой пытаемся пролезть. Что-то меняем, что-то оставляем.
Дело движется, порядка 40 маршрутов уже готово.
MR: Решающее слово за Жаки?
С.Ш.: Да.
MR: Тяжело с ним работать?
С.Ш.: Интересно. Я думал, что будет сложнее :) Он, конечно, очень опытный. (Да, анекдот про Годоффа знаешь?: Подходит чел к Жаки, спрашивает: «Сигаретки не найдётся?» Жаки, ощупывая сначала карманы рубашки, потом брюк, с удивлением: «Ой, какой же я худой…»)
Те трассы, что мы готовили на России, были как-то повеселее. Здесь более жёстко, может, чтобы всех разложить.
Не знаю, я по себе сужу, но мне кажется, слишком уж жёстко, хотя, наверное, я недостаточно много лазаю последнее время.
Судя по российским трассам, которые мы делали, понятно, те, кто в финал попадёт, те должны что-то лезть. Но даже полуфинальные трассы сложнее, чем наши. Я сделал средние, т.е. достаточно простые.
MR: А Годофф?
С.Ш. Крутит очень много на корпус, интересно для опыта (для нашего).
MR: Как давно ты выступал на этапах?
С.Ш.: Давно не выступал. Но у всех свои трассы, у Жаки одни, у кого-то другие...
MR: «Ростовые»? На Жаки иногда жалуются за «ростовые» моменты на трассах
С.Ш.: Наоборот, он каждый раз говорит: «Нет, это ростовой момент».
На мой взгляд, все эти разговоры: ростовой, неростовой… Это болдеринг!
Что такое «ростовой момент»? – очень спорный вопрос. Бывает ростовой момент, когда маленькому легче пролезть, чем высокому. Это почему-то не обсуждается. Или ещё растянутый-нерастянутый. Есть такая штука – аппарат Елизарова. Насколько я знаю, как допинг его не рассматривают. Можно вытянуть себе конечности на несколько сантиметров.
Главный постановщик трасс московского этапа - Жаки Годофф (Франция)
MR: Жаки, ты не первый раз в Москве, в России. Много изменений?
Жаки Годофф (JG): Это мой четвёртый визит в Россию. Я приезжал в Москву (три раза) и один раз был в С.Петербурге. Сначала на соревнования, потом ездил в качестве тренера-представителя французской сборной.
Очень, очень много изменений! (я посмотрела на свои брюки и вспомнила последние 300 метров до ДДС’a, последствия затянувшейся зимы и перманентной стройки).
Народ стал более «европейским», жизнь в Москве всё больше похожа на ту, что у нас.
Когда я впервые приехал в Москву, это была совсем другая эпоха, совершенно другие люди.
MR: Ты работаешь с командой российских подготовщиков. Как ты оцениваешь их уровень?
JG: Это профессионалы. Я не знал никого из них ранее, за исключением Алексея Чертова, с которым мы знакомы уже много лет, со времён совместных выступлений на соревнованиях. Мне очень приятно работать с командой. Мы легко находим общий язык при подготовке трасс, мыслим – с небольшими оговорками - в одном направлении.
MR: Ты мог бы сделать какие-нибудь прогнозы на предстоящий Кубок? Можно ли «делать ставки», исходя из характера трасс? Я имею в виду, что кому-то больше удаются силовые трассы, кому-то технические, etc.
JG: Наша работа как раз и заключается в том, чтобы подготовить трассы «для каждого», маршруты разного характера. Поэтому никогда нельзя спрогнозировать результат заранее. Мы предлагаем спортсмену полностью раскрыться, показать всё, на что он способен. Я не могу назвать будущих чемпионов, выиграет тот, кто окажется сильнее – на данный момент – физически, психологически.
MR: Для европейцев, приезжающих выступать в Россию, существует ли «психологический барьер»? Другая страна, культура, разница во времени, в конце концов?
JG: Думаю, что нет. Как и все спортсмены, они легко адаптируются к заданным условиям, ситуациям.
MR: Есть мнение (с) :), что маршруты, которые готовятся здесь и сейчас, гораздо сложнее тех, что мы имеем у себя на внутренних, российских стартах. И что, возможно, россиянам будет довольно сложно соревноваться. Это типичные трассы, как для любого другого этапа Кубка?
JG: Мне кажется, что парни чаще работали с трассами на трудность, более длинными, а болдеринговые проблемы гораздо более короткие, интенсивные. Имеет смысл провести параллель со спринтом, где требуется мгновенный выплеск энергии.
К тому же уровень клаймеров мирового класса очень высок. Пока у меня складывается впечатление, что трассы вполне соответствуют кубковым.
MR: Перейдём на личности. Ольга Бибик и Сандрин Леве. Они третий год держат друг друга (и зрителей) в напряжении. С Сандрин трудно соревноваться. Мог бы ты дать оценку каждой из них? И шансы на этот год?
JG: Мне кажется, психологически Ольга сильнее, чем Сандрин. Но слабее физически. Думаю, в техническом плане Сандрин также ей уступает, у Ольги хорошо идут движения на равновесие, и, напротив, Сандрин выигрывает на силовых моментах. Интересно следить за ходом их борьбы, они практически «ровня». В прошлом сезоне Ольга выиграла несколько этапов. Думаю, у ней хорошие шансы на «Большой Кубок». Она выиграет, не знаю когда, но ей не хватает малого, возможно, подкачать силу. И всё.
Для хорошего болдерингиста достаточно одной детали: нужно уметь показать всё, на что ты способен, сразу же.
Каждая из них может победить :)
MR: У мужчин?
JG: У мужчин? Кто меня всегда потрясает, - это Салават. Он выступал на соревнованиях в одни годы со мной и до сих пор удерживается на топ-уровне. В начале года он показал не самый лучший результат, но всё равно он невероятный спортсмен.
Или Серик Казбеков. Русской школе есть, кем гордиться.
MR: Что делаешь ты, чтобы оставаться в форме?
JG: Лажу :). 4-5 раз в неделю. Мне повезло, пока удаётся обходиться без травм (стучу по дереву), никаких проблем со спиной, etc. Лазание мне доставляет огромное удовольствие, мне не нужно искать мотивацию.
Рабочие моменты...
|