Автор: М. Попов, Ю. Павлов, г.Пятигорск

Вольная Испания

Отчет группы МАК «Фрилайн», г.Пятигорск, о восхождении на пик Вольная Испания по маршруту 4б к.т. по северному склону восточного гребня с 24.01. по 27.01.07 г.

Вольная Испания вообще обладает какой-то притягательной силой. После того как 26 октября 2006 г. мы сходили 4А по восточному гребню и увидели её северный склон, решение сходить ледовую 4Б созрело моментально. Красивая 600-700 метровая стена манила своей крутизной, чистым льдом, перспективой. Погода стояла с начала зимы отличная, снега не было, подходы лёгкие. Физическое состояние команды прекрасное: в декабре хорошо размялись – 4А траверс Суарык. В общем, все было за осуществление мечты – снова на Вольную Испанию. К сожалению, в последний день болезнь одного из участников сократила нашу компанию до двух человек.

В альплагерь Джантуган приехали затемно. Переночевали в бочках. Приятно поразили порядок, чистота, сервис – лагерь начал жить.

Утром, в 5-00, вышли. Состояние снежного покрова, по сравнению с октябрем, практически не изменилось, до Рыжих скал вообще натоптанная тропа. «Рыжие» - сухие. Правда, ледопад проходить сложнее, снег засыпал трещины – не видно и не держит. Так или иначе, к 16-00 мы вышли на плато, которое встретило нас метелью. Палатку пришлось огораживать снежной стеной. Вымотались, конечно, сильно: подходы зимой вдвоем – тяжелое дело, но мы оценили, как нам повезло с состоянием снега – в прошлом году какая-то команда «рубилась» на подходах 4 дня.

Утром сибаритствовали - встали в 8-00, до 11-00 пили чай. Затем не спеша (за 1,5 часа) поднялись по снежному взлету к первому рантклюфту, к характерному снежному мостику. Преодоление его не составило проблем, через 20 м - второй рантклюфт. Небольшая (2,5 м) ледовая стенка проходится на ледовых инструментах - и мы на стене. Быстро развешиваем три 50-ти метровые «восьмерки» - все, что у нас было. Направление – разрыв в каменном поясе, пересекающем склон посередине. Уже в15-00 мы в лагере. Обсудили тактику будущего восхождения. Решили, что реально успеть за день. Стали искать резервы времени. Перенесли лагерь – почти на уровень первого рантклюфта, под огромную нависающую скалу – окончание скального гребня, спускающегося с жандарма «Гоголь».

Утром выходим с рассветом. 100 м траверс вправо - и вот начало маршрута. Нам опять везет – кругом метет, а на стене – «затышок». За час жумарим три веревки, дальше «халява» - 4-5 веревок по снегу с одновременной страховкой через станцию. Чтобы докопаться до льда, приходится рыть тоннели до 1 м. После разрыва в скальном поясе направление на перемычку, соединяющую восточный гребень и вершинную башню. Крутизна склона увеличивается до 65 -70˚, зато так удобней работать – не надо стоять «раком». 9,10-я веревки – чистый лед, приятный: инструменты входят как в масло, правда, крутить буры – мучение, вспоминаешь, как советовали умные люди сделать ручку на буры. Становится ясно, почему маршрут зимний –огромное количество вмерзших в лед камней. Летом сыпет здорово. У основания перемычки характерный 5-6 метровый вертикальный камин, переходящий в кулуар. Достаточно сложный выход на него со льда и трудное микстовое лазание. Со страховкой сложно. Через 7-8 м. камин выполаживается в 25-ти метровый забитый снегом кулуар крутизной 45˚, идется достаточно просто. Снова 2-х метровая вертикальная стенка – проходится на инструментах. Затем несложный (30 м, 40˚) кулуар и выход на перемычку.

Радовались – думали отдохнуть, перекусить, тем более, что дальше маршрут известен – совпадает с 4А. Но не тут-то было, наконец-то нас «поймал» бешеный ветер с юга. Пронизывающая насквозь метель сбивала с ног и начисто отмела все мысли об отдыхе. В 16-00 мы на вершине снимаем свою же записку от 26.10.06 г. Ветер не дает пощады. Быстро валим вниз, благо спуск известен. И опять проклятый второй дюльфер: в октябре там застряла веревка и сейчас опять. Уже темнеет. Пропади она пропадом! Бросаем, хотя и жалко – новая чешская «восьмерка». В «мышеловку» спускаемся в темноте. Решили не испытывать судьбу – очень много трещин, еле закрытых. Лагерь разбили под серповидным «бергом». По нашему мнению тут безопасно: возможные лавины попадали бы в огромный бергшрунд. Утром за 0,5 часа спускаемся на плато. Пару раз проваливались в трещины, причем один раз почти на выходе на плато. Мышеловка с сюрпризами. Еще час - опять вверх, под начало маршрута, за оставленными накануне вещами.

Все, валим вниз. Тем более, как и обещал прогноз, начал идти снег. На Рыжих скалах Вольная Испания улыбнулась нам мимолетным лучом солнца, прорвавшимся через свинцовые тучи. До встречи.

Фотографии взяты из архива восхождения на п. Вольная Испания в октябре 2006г.

Ладно уж...

Ладно уж, почти простил... Бывал здесь. Очень похоже работали в 90-ом.