Автор: Кочетков Григорий, г. Москва

Неприступность Шхельды

Снежная пелена накрыла ущелье и устлала его пол и стены глубоким ковром свежевыпавшего, пушистого снега. Периодически плотность падающего снега становилась меньше и можно было определить направление нашего движения относительно окрестных склонов, очертаний вершин и моренных валов.

Два человека медленно двигались посреди белого безмолвия, периодически показываясь над этим ковром то по пояс, по по шею, то вовсе в нем исчезая, лишь выкидывая в сторону белые горсти снега лавинной лопатой. Второй тем временем передвигался то вперед то назад, поднося рюкзаки, готовя периодически чай и кашу. Двигались они так уже второй день…

Именно такая жизнерадостная картина отложилась в моей памяти с моей первой попытки восхождения на Шхельду, в феврале 2005 года. Тогда, с Димой Поповым, мы попытались совершить восхождение по «Лопате» на Центральную вершину, но пройдя 9 веревок до льда, после ночевки вынуждены были спуститься из-за жуткого снегопада и в течении двух дней пробивать себе путь вниз, пока нас не встретила вышедшая нам на помощь команда Сергея Нилова.

В том же 2005 году гора отразила попытку ростовской команды, пытавшейся совершить восхождение по этому же маршруту перед нами.

В следующем 2006 году гора не дала подняться на нее еще одной армейской команде под руководством Сергея Михайлова, сбросив их со своих склонов зарядом непогоды. Также неудачей закончилась вторая попытка ростовской команды подняться на вершину.

И теперь, в канун нового, 2007 года, мы стоим под этой стеной, полные надежд, что гора будет к нам добра.

Мы – это молодая команда ЦСКА им. Демченко, состоящая из Егора Козлова – самого молодого, но уже весьма опытного участника нашей команды. Егор универсален на восхождении, т.к. он может одинаково хорошо и надежно работать на любой позиции в команде.

Жени Короля – самого старшего участника. Женя непревзойден в умении быстро работать с веревкой и различным железом, делать всевозможные полиспасты и т.п. Также у Жени был обнаружен талант буквально на голом месте, точнее стене, обустраивать великолепную площадку под ночевку.

Василия Савранского - наблюдателя. Инструктора по Йоге, очень общительного и коммуникабельного человека.

И меня - Григория Кочеткова, идейного вдохновителя и организатора данного проекта, который был назван, не мудрствуя лукаво, «Шхельда - 2007» .

Нашей экспедиции предшествовали длительные сборы, тщательная подготовка и экипировка, которая благодаря поддержке наших спонсоров, компаний: Баск, Alpine Equipment , СК Кант, Мармот, BD и Альпекс, была очень качественной и удобной, что позволило нам, несмотря на экстремальные условия внешней среды, избежать многих проблем.

Выехав из Москвы 24 декабря, вместе со сборами РГУФКа, направляющимися на Эльбрус, для испытания новейшего препарата, повышающего - как вы думаете чего? Правильно: оксигенации кислорода в крови. Доезжаем до Нальчика, там как обычно рынок, плов, шурпа, хичины. В городе немного снега, и он слабо продолжает падать.

Чем дальше автобус везет нас от города, и чем ближе к горам мы становимся, тем сильнее снегопад и завывания метели у нас по курсу. В качестве противошокового средства от экстремальных условий окружающих наш автобус, плавно уходят пару бутылок коньяка, и в качестве боевого гимна, направленного на то, что бы еще плотнее сомкнуть наши ряды, Вова Мурзаев начинает свой неподражаемый аккомпанемент на гитаре под общее нестройное пение. Благодаря применению таких мощных методов психологической и фармакологической профилактики стресса мы незаметно добираемся до станции Азау, где команда РГУФКа во главе с Олей Шилениной и Валерием Баговым покидают нас, уходя из автобуса в метель, снег и пургу, в которой застрял наш автобус. После того, как усилиями 15 человек автобус был вытолкан из сугроба, мы движемся обратно, в сторону ущелья Адыл-су.

Автобус медленно набирает метры на крутом отрезке трассы до УМЦ Эльбрус, в ущелье погода не такая ужасная как в Азау, ветер послабее, но снег идет, поэтому высаживаемся в УМЦ - дальше автобус не пройдет. Ася с Вовой остаются жить в лагере, мы ловим уазик и на нем добираемся до лагеря Джан-Туган. Лагерь встречает нас удивленным персоналом и недавно проведенным ремонтом…

Изменения, произошедшие в лагере не могли не порадовать, условия проживания на порядок отличались от других лагерей в ущелье: тепло, пластиковые окна, чисто. Один лишь персонал не выказывал радости по поводу нашего приезда, оно и понятно - теперь придется работать.

На следующий день, 27 декабря собираем рюкзаки и выходим на акклиматизационный выход в Шхельдинское ущелье, заодно решив занести часть заброски. Погода прекрасная, от вчерашней метели не осталось и следа, не можем надышаться чистым горным воздухом. Заходим на КСП, общаемся с Командором, встречаемся там с Сергеем Ведениным, он теперь новый спасатель в Шхельдинском КСП.

Тропа под Шхельду уже пробита, снегу не много, идется на удивление легко и быстро, наверное, благодаря действию гипоксена. До Улыбки идем без снегоступов, потом, после мостика, одеваем свои TSL и по следам, протоптанными перед нами Митей Головченко и Серегой Ниловым, устремляемся наверх, мимо ледового грота шхельдинского ледника.

Достаем из новеньких рюкзаков DEUTER, предоставленных СК КАНТ, продукты и снарягу, складываем в баул, смотрим как лучи садящегося солнца озаряют гребень пика Щуровского, просматриваем стену Шхельды с маршрутами, проложенными на ней в разные годы многими известными альпинистами и уходим вниз: на сегодня наша цель выполнена: заброска занесена, высота набрана, рюкзаки протестированы.

Следующий день проходит в расслабленном состоянии, подготавливаем снаряжение, готовим палатки и спальники.

Поскольку идти мы решаем в максимально легком стиле, но при этом стараясь не пренебрегать базовым принципами безопасности в зимних восхождениях, то бивачное снаряжение у нас состоит из однослойной палатки Black Diamond, весом в 1 кг., и двух спальников Marmot, общий вес которых достигает 2 кг.700 грамм. Спальники подобраны специально так, чтобы состегиваясь, образовывали большой кокон, в котором тепло и комфортно могли спать три человека.

После обеда идем лазить на сосульку, подгоняем все ледовое снаряжение, пробуем новые буры Grivel, которые превосходят все ожидания.

На следующий день идем на Щхельдинские ночевки, ставим там базовую палатку, ночуем, а на следующий день прокладываем тропу через ледник и ледопад, маркируя путь заранее срезанными вешками. Стоя на ледопаде, просматриваем возможные варианты прохождения маршрута.

В тот же день спускаемся вниз, Вася без устали рассказывает о своих внутренних ощущениях воздействия высоты на его организм, о том какой целебной становится талая вода из ледника, поскольку по Васиным подсчетам провела в замороженном состоянии 3000 лет. В кафе встречаем Володю Гончара, рассказываем ему наши планы и планы других наших команд. Сидим в кафе, отдыхаем, приезжает Леня Тимохин, привозит Васе вещи из Москвы, а нас довозит до Джан - Тугана. В лагере полно народу, студенты РГУФКа, военные, горнопляжники. Встречаем Ю.В. Байковского, он очень интересуется нашими планами

Следующий день-31 декабря. Отдыхаем, сушим вещи, готовимся к празднику.

Новый год встречаем на удивление тихо и спокойно, в лесу у костра, глядя на звезды. Потом едем в УМЦ Эльбрус, где продолжаем праздновать вместе с многочисленной когортой нашего клуба.

1 января набираемся сил, отдыхаем, собираемся.

2 января- выходим наверх, нас провожает Сергей Веденин, доходим до ночевок за 3 часа.

На следующий день встаем в 5 утра, смущает начавшийся снегопад, доходим до ледопада, решаем подождать 1 день, чтобы определиться с погодой, вдруг это обещанный спасателями циклон. Спускаемся в палатку, ждем Васю, он должен был придти к часам 3-4, приходит только в 9, оказывается он чуть не заблудился, и вышел на ледник. Вася как всегда многословен…

На следующий день, погода улучшилась, и мы поспешили на маршрут. По уже знакомым следам , от вешки к вешке двигаемся через ледопад. Преодолеваем крутой снежно- ледовый взлет и оказываемся у правой части первого скального пояса. Сегодня первым работаю я, поэтому лезу с набольшим штормовым рюкзаком Deuter за плечами, в нем в основном снаряжение, которое не висит на себе, и запасные басковские перчатки и рукавички. Первый участок начинается со льда, переходящего на скалы, лезу с молотком и фифой, постоянно приходиться сбивать фирн со скал, чтобы организовать страховку.

Скальная стенка выводит в снежно - ледовый кулуар, по которому поднимаемся к ледовому пятну, посредине скального пояса. Планировали двигаться одновременно, но рельеф не позволяет. Потом траверсом пересекаем ледовый склон, состоящий из черного перемороженного льда, в который молоток забивается лишь со второго раза. Радуют лишь буры grivel, которые легко заворачиваются в перемороженный зимний лед чуть ли не одним пальцем. Ноги с непривычки забиваются на таком льду, приходится периодически отдыхать и стряхивать ноги. Сказываются просчеты в межсезонной подготовке, надо было больше бегать. Время приближается к вечеру, пора искать место для ночевки, но на склоне кроме кроме льда и скальных островков с участками снега ничего нету. Выхожу к скальному острову, организую станцию: в узкие щели, залитые льдом, лучше всего идут якорные крючья. Подходит Король, начинаем искать место для ночевки, разрываем склон, под небольшим слоем снега смерзшиеся камни, блоки и щебень.

У Жени просыпается талант строителя и в течении часа посредством лопаты и двух инструментов получается площадка на которой частично помещается наша супер - легкая палатка Black Diamond . В общем благодаря Жениным талантам строителя удается втроем разместиться на этой рукотворной полочке. Забираемся в палатку, варим карпюр с колбасой, т.к. тушенку мы с собой не брали, а на десерт съедаем по паре ложек красной икры с хлебцами. Вместо чая разводим минерально-витаминный напиток Валетекс, и уставшие засыпаем… Сплю с краю, из-за этого постоянно мерзнут колени, и периодически просыпаюсь и переворачиваюсь.

Встаем в 5 утра, пьем компот с кашей, съедаем по ложке икры и вперед.

Сегодня первым работает Егор, двигается по заснеженным скалам и снежно- ледовым кулуарам между ними. Одна из стенок покатая, замшелая, без активных зацепок заставила его напрячься не по-детски, но скремнившись, Егор проходит и ее. Дальше проще - выходим на снежно-ледовую лопату, начинаем двигаться одновременно, для ночевки уходим влево, под защиту скал, в верхней части лопаты. Начинаем копать площадку, и на нашу удачу откапываем в снежном склоне площадку шириной в полтора метра, палатка стоит просто замечательно.

Быстро готовим ужин из карпюра с колбасой и засыпаем. Ночью спать становится даже жарко, но утро раскрывает секреты тепла- снегопад. Решаем поспать еще 2.5 часа до 7.30. Снегопад не прекращается. Завтракаем, каждые пять минут выглядывая наружу. Просветов не видно. Памятуя прошлые природные сюрпризы – принимаем решение дюльферять вниз. Спуск занял 12 часов и состоял из 17 дюльферов. Пришлось оставить на спуске все якорные крючья и пару закладок. Спустились около 23.00 в палатку, где нас ждал неугомонный наблюдатель Вася и теплая гречневая каша.

На утро, выглянув из палатки, мы увидели лишь голубое зимнее небо над головой, припорошенную снегом стену Шхельды, с вершиной, слегка скрытой туманом и немного освещенной слабыми лучами зимнего утреннего солнца.

О снаряжении для зимнего восхождения.

Для данного восхождения мы использовали снаряжение, которое было бы не только максимально легким, качественным и удобным, но и обеспечивало бы необходимую надежность при работе команды на маршруте.

Все участники команды были одеты в ветрозащитные костюмы из мембранной ткани произведенных компанией «Баск».

В качестве утеплителя была выбрана одежда из полартека, причем предпочтение было отдано комбинезонам, как наиболее удобной и эргономичной форме утепляющего слоя.

Также была взята одна легкая Басковская пуховка, но ее использовали только на ночевках.

Из обуви мы предпочли ботинки Скарпа «Вега», поверх которых были одеты утепленные бахилы, предоставленные Баском. Могу сказать ,что ноги практически не мерзли.

Руки были надежно защищены басковскими перчатками из софтшела, а сверху одевались теплые рукавицы-верхонки. От ветра наши головы защищали теплые балаклавы из полартека.

Из бивачного снаряжения у нас была легкая однослойная палатка «BD»,вес 1 кг., два мармотовских спальника, общим весом 2кг.700 грамм и подвесная кухня. Плюс еще три коврика.

Из технического снаряжения у нас было три ледовых инструмента и одна фифа.

Первый двигался с фифой и тяпкой. Также у нас были две 60-тиметровые веревки: одна динамика Beal - GOKER, диаметром 9,1 мм., очень нам понравившаяся за свою легкость, отличные технические и эксплуатационные качества. И статика, тоже 9 мм. Легкий вес веревок в сочетании с их надежностью нас очень порадовал.

Оттяжки, карабины, петли, самостраховки были предоставлены компанией AQ, и оказались весьма легкими, качественными и удобными.

Рюкзаки : у нас их было три, первый лез с 35 –литровым рюкзаком DEUTER - GUIDE, второй и третий с 45 –литровыми рюкзаками DEUTER.

Очень понравилась на рюкзаках боковая молния.

Буры – Grivel, вне конкуренции. Крутятся в зимний перемороженный лед, спокойно одной рукой.

Приносим благодарность нашим спонсорам:

«Баск»- одежда.

BEAL - веревки

AQ - железо.

СК КАНТ- рюкзаки DEUTER.

Мармот - спальники.

BD - палатка

Grivel - Буры.

Также благодарим Ю.В. Байковского и кафедру ТиМПЭВС РГУФК за оказанную материальную и моральную поддержку.

Благодарим ЦСКА им.Демченко в лице старшего тренера Елены Кузнецовой и президента-Виктора Володина за помощь во всех наших начинаниях