Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Горный поход по Центральному Кавказу (Архыз) 1 к.с.,
ноябрь 2004г.
1. Справочные сведения о походе 1.1 Общие справочные сведения о маршруте
1.2 Состав группы
Группа на перевале Столичный 1.3 Физико-географическая характеристика (С использованием материалов из книг: Никитин В. 100 туристских маршрутов по горному Ставрополью и Бондарев Н.Д. Архыз. Большая Лаба) В пятидесяти километрах к юго-западу от районного центра — станицы Зеленчукской, в верховьях реки Большой Зеленчук, расположен посёлок Архыз. Основанный здесь в 1922 году небольшой карачаевский поселок получил название — “Старое жилище”, но оно не привилось и несколько лет спустя поселок стали называть Архызом. Позже это название закрепилось за целым горным районом, ставшим ныне серьезным “соперником” таких прославленных туристских центров, как Теберда и Домбай. Поселок расположен на левом берегу Большого Зеленчука, на высоте 1 470 метров над уровнем моря. Весь этот горный район расположен на Западном Кавказе между отрогами Главного хребта. С севера и северо-запада он ограничен длинным хребтом Абишира-Ахуба, отделяющим его от бассейна рек Чилик, Уруп и Кяфар. С востока возвышается хребет Ужум, который является водоразделом между реками Маруха и Кизгыч. В средней части этого хребта ответвляется отрог с вершинами Морг-Сырт (3143 м) и Красная (2791 м), которая более чем на 1320 метров возвышается своими красно-бурыми скалами над поселком Архыз. На юге район Архыза замыкает Главный Кавказский хребет со скалистыми вершинами и значительными ледниками. Крупнейшими из них являются Софийский, Большой Кизгычский и Псышский. Между истоками рек Кизгыч и Псыш, к северу от Главного хребта, ответвляется скалистый хребет с господствующей над окружающими горами красивой вершиной София, достигающей высоты 3637 метров над уровнем моря. Круто обрывающийся к северу ее гребень образует Софийскую седловину и соединяется с высоким хребтом Чегет-Чат—водоразделом между реками София и Кизгыч. К северо-западу от Софии, параллельно хребту Чегет-Чат, ответвляется Софийский хребет со скалистыми вершинами Кара-Дзяш-Кая (3354 м) и Куш-Кая (3226 м). С юго-запада и запада район ограничен хребтом Аркасара с вершиной Закзан-Сырт (3096 м). Он соединяется невысокой перемычкой перевала Пхия с хребтом Абишира-Ахуба. Хребет Аркасара является водоразделом между бассейнами Большого Зеленчука и Большой Лабы. Южнее перевала Дукка от хребта Аркасара к северу ответвляется короткий хребет Габулу-Чат. Его высшая точка — Скала Горячева (3045 м). К северу от хребта Абишира-Ахуба находится много красивых озёр и несложных перевалов, местность здесь на редкость ненаселённая и труднодоступная (крутые травянистые склоны, глубокие каньоны рек). Основные реки в этом районе – это Ацгара, Чилик, Кяфар, (бассейн р. Большой Зеленчук), Уруп (Кубань). В окрестностях поселка Архыз долина Большого Зеленчука веерообразно разветвляется на несколько отдельных речных долин, расширяясь в этой части до двух километров и образуя обширные поляны. Наиболее известная из них – Мостовая поляна в нескольких км выше посёлка, у слияния рек Псыш, София и Архыз. Здесь сейчас есть небольшой базарчик, конный прокат, баня и постоянно стоит лагерями куча туристов Район сильно расчленен густой сетью рек и безымянных потоков. Главной водной артерией является многоводный Большой Зеленчук, протяженностью около 170 километров (от слияния рек Псыш и Архыз до впадения в реку Кубань). Самым многоводным притоком Большого Зеленчука является Псыш со своими притоками София, Аманауз, Белая, Кызылсу, Кошевая. В реку Архыз впадают притоки Речепста, Дукка. Последняя принимает воды Малой Дукки и Темир-Кулака. В Кизгыч впадают Малый Кизгыч, Бугой-Чат, Чигордали и др. В дальних окрестностях Архыза имеется более 75 горных озер. Они сосредоточены в высокогорной зоне на высоте от 2300 до 2850 метров над уровнем моря. В урочище Морг-Сырт 13 озер, в бассейнах рек Кизгыч—15, Софии—7, Псыша—17, Дукки—18, Речепсты — 3. Большинство озер пока еще безымянны. Растительность Архызского района очень разнообразна. Здесь насчитывается более 140 видов древесных и кустарниковых пород. В Архызском лесу преобладает сосна, часто встречается пихта. В верховьях Кизгыча сохранился уникальный участок старого пихтового леса, здесь пихты достигают 60 метров высоты, полутора метров в обхвате, а возраст их исчисляется многими веками. Этот участок леса — остаток тех лесных массивов, которые в прошлые века господствовали на Северном Кавказе. Архызский лес является ценным даром природы. Здесь сохранились реликтовые растения третичного периода: кавказская пихта, ель, тис и др. Въезжая в горы с севера, сначала пересекаешь пояс лиственных лесов, начинающийся с высоты 500-600 метров. Нижний его этаж (до 900-1000 м) занят дубово-грабовыми лесами с орешником, ясенем, грушей, а верхний (до 1400 м) – буковыми. По берегам рек растёт ольха и ива. На высотах от 1200-1400 до 2200 метров расположены тёмнохвойные леса (пихта, ель). Сухие солнечные склоны и скалы заняты сосной. Выше идёт субальпийский пояс, пределы которого колеблются от 1800 до 2500 м. Над кромкой высокоствольного леса тянется полоса букового, берёзового, кленового криволесья. Здесь же стелятся заросли рододендронов, обширные и труднопроходимые. Ещё выше лежат высокотравные, в рост человека, луга. Неприятным препятствием являются высокие заросли борщевика, конского щавеля и крапивы. На альпийских лугах (2500-3200 м) трава и цветы значительно ниже и не скрывают камней. Даже высоко над снежниками и ледниками можно встретить цветы и траву на скальных полках. С весны до глубокой осени сменяя друг друга, поражая обилием красок и форм, на горных лугах цветут многолетники. Высокая влажность и температура способствуют бурному и плотному росту зелени во всём районе Архыза. Из диких животных и хищников в этой горной местности обитают: кавказский олень, медведь, тур, серна, кабан, волк, рысь, лисица, заяц, дикий кот, куница, белка и др. Птиц насчитывается не менее 150 видов. Наибольший интерес представляют кавказский тетерев, кеклик, улар и самые крупные из мира пернатых: бурый гриф, белоголовый сип, стервятник и бородач-ягнятник. Этот щедро одаренный природой край в 1958 году вошел в состав Тебердинского заповедника. Благодаря защищенности со всех сторон высокими горными хребтами, направлению долины с востока на запад, особенностям окружающего рельефа, географическому положению и богатым лесам, Архыз отличается исключительно благоприятным климатом. Как и всюду в горах Кавказа, архызская весна является самым неблагоприятным временем года, затяжная, ненастная и прохладная. Лето относительно теплое. Средняя температура воздуха самых теплых месяцев (июль—август) около 15°. Осень продолжительная, сухая, с большим количеством солнечных дней. По погодным условиям осень—лучшее время года. Зима многоснежная, тихая, с устойчивыми умеренными морозами и большим количеством ясных дней. В поселке Архыз высота устойчивого снежного покрова в среднем колеблется от 40 до 50 сантиметров. Наибольшее количество осадков выпадает в мае и ноябре. Число пасмурных дней со сплошной облачностью по сезонам приблизительно такое: весной—31, летом—13, осенью—20, зимой— 21. Благодаря направлению долины с востока на запад летом она на редкость долго освещена солнцем—с 6 часов утра до 19 часов вечера. Обилие солнца в течение всего года, почти полное отсутствие туманов, затяжного ненастья, сильных ветров, относительно теплая зима,— все это ставит долину Архыза в ряд лучших климатических станций страны. Однако в межсезонье, особенно на майские праздники большую опасность представляют лавины. 1.4 Туристическая освоенность района Наибольшей популярностью для горных туристов район Архыза пользуется в период майских праздников. Летом район не является достаточно сложным технически и, учитывая небольшие высоты (3-3.5 км), не привлекает спортивные туристические группы. Здесь встречается много сложностей, характерных для пешеходного туризма (стланик и рододендроны, обилие высокой травы, крутые травянистые склоны, глубокие каньоны) и не так много снега, льда и монолитных скал. Зато для детского и семейного туризма район подходит идеально и пользуется большой популярностью. По основным долинам рек проложены автомобильные дороги, много набитых троп и мостов, нет больших проблем с дровами, воду можно пить из любой речки (даже в крупных ледниковых реках вода очень чистая и прозрачная). Особенно популярны для туристов и отдыхающих районы Мостовой поляны и Ледовой фермы (большая поляна под Софийским ледником. 2.1 Варианты подъезда и отъезда Поезда:
* - поезд 041(Нальчик) имеет три вагона на Джегуту: 1 плацкарт и 2 купейных. Цены приведены без всех прочих надбавок (страховка, кассовый сбор. и пр.) Обратные поезда (Невинномысск-Москва):
Из Черкесска – один прямой поезд Нальчик-Москва (2-3 прицепных вагона). Заезд: вариант 1) поездом № 41 Москва–Нальчик отправлением в 1658 с Курского вокзала (прицепные вагоны до Джегуты) можно доехать до Черкесска ( до Джегуты всего 3 прицепных вагона – один плацкартный и два купейных). В Черкесске можно найти разнообразный транспорт на нескольких автобазах (ближайшая – автобаза “Турист” по адресу: ул. Привокзальная, дом 10, находится в 10-15 минутах ходьбы от вокзала, телефон 5-31-36, директор автобазы – Лойко Василий Иванович). Вариант 2) Поездами приведенными в таблице до Невинномысска, далее искать частный или рейсовый транспорт. Вариант 3) Лететь из Москвы и/или обратно на самолете через Минеральные Воды, дальше автобусы, маршрутки, частники. Наша группа ехала до Черкесска. Автотранспорт: Можно договариваться с автобазой Черкесска об автобусе или с самими водителями(что в 1,5-2 раза дешевле).Вариант для нескольких групп: большой автобус, водитель Шуваев Александр, Ставрополь, тел. 99-65-04 дом. 8-902-49-38-028 моб. Рейсовые автобусы дешевле, но менее удобны. Они не останавливаются, где попало, и дальше остановки не везут. Автобус из Черкесска в Архыз ходит раз в сутки. Отправление в районе обеда. До Архыза при малом количестве людей проблем доехать нет. Если добираться на попутках, маршрутках, рейсовых автобусах, то узловые пункты это: Невинномысск, Черкесск, Усть-Джегута, Комыш, станица Зеленчукская. От станицы Зелечукская до пос. Архыз рейсовый автобус ходит несколько раз в день. Последний автобус из Архыза вниз – в районе 7-8 вечера, с рабочими. На базарной площади при желании можно найти несколько частников (около 500 руб. за машину до станицы Зеленчукской). Интенсивное движение транспорта начинается от станицы Зеленчукской. Из Черкесска в Архыз можно доехать на легковой машине(частники) за 1000 руб. Существует некая “Фирма”,занимающиеся доставкой туристов к маршруту на различном наземном транспорте в пределах Заподного Кавказа: www.budetinteresno.narod.ru www.pohod.km.ru. Наша группа не воспользовалась выше изложенными вариантами, а использовала не самый дешевый, но самый надежный и приятный вариаант: воспользовавшись услугами нашего надежного партнера по предыдущим походам на Западном Кавказе. Координаты: Халилов Иосиф (Мурат) тел. 8(87872) 51-446, проживает в Теберде. Нашу группу Иосиф довез и забрал на “Газеле” за 5000 руб. При этом была оказана помощь в оформлении погранпропусков, закупки всего недостающего. При подъезде выше посёлка Архыз – дорога проходима не для любой машины. Легковой автомобиль средней проходимости с трудом проедет до Ледовой фермы по долине р. София, до развилки на перевалы Пхия и Чилик, по долине р. Архыз, по долине реки Псыш до погранзаставы, по долине реки Дукка на 10 км вверх до коша. ГАЗ-66 доезжает туда же, но без проблем. Автобус в лучшем случае доедет до Мостовой поляны. Главный местный монополист на развоз туристов – некто Руслан из Архыза, владеющий ГАЗ-66 и легковой машиной. Обслуживает туристов охотно, но за немалые деньги. Телефон брата Руслана – для связи с ним (87878)-25-2-17. Данные прошлого года. Наша группа для завоза заброски на поляну Таулу и подъезда к слиянию р. Дукка и р. Архыз воспользовалась рекомендованным Архызским ПСО транспортом (“Буханкой” за 1250 руб.). 2.2 Аварийные выходы с маршрута. Сложность походов в межсезонье вызвана неустойчивостью погодных условий и потенциальной опасностью, связанной с возможным выпадением твердых осадков.Из-за их выпадения сложность и скорость передвижения существенно меняется, а самое главное возрастает лавиная опасность.Поэтому маршрут строился так,чтобы из любой его точки в поселок Архыз можно было попасть не проходя ни одного перевала. Из долины реки Темир-Кулак: по дороге вдоль реки Архыз. Из долины реки Белая: по дороге вдоль реки Псыш. Из долины реки Кизгыч: по тропе вдоль Кизгыч. 2.3 Изменения маршрута и их причины. Сравнительный график заявленного и пройденного маршрутов.
Причиной изменения маршрута послужил запрет Архызского ПСО на прохождение перевала Заячьи Ушки, ввиду лавинной опасности.
Общая протяженность маршрута 94,8 км. Суммарное ходовое время. Суммарный перепад высот 6420 км. Километраж в таблице дан с учетом коэффициента района(1,2). Картографические материалы
Туртопокарта: масштаб 1:100 000 Н=40 м Треугольниками обозначены места ночевок. Линиями показан маршрут: Таблица метеонаблюдений
Облачность и ветер оценены субъективно по десятибалльной шкале. Следует учесть, что изменение температуры зависело и от высоты над уровнем моря, на которой производился замер(повышение на сто метров влечет понижение температуры примерно на 0,7 градуса). 2.5 Техническое описание прохождения группой маршрута. Понятия “правый”, “левый” даются орографически. Указанное время-это “Чистое” время движения (технической работы) без учета времени привалов. Расстояние приводятся с коэффициентом района (к=1,2). Географические названия выделены курсивом. Высоты указыны по показателям GPS. В разделе “Картографические материалы” использована туртопокарта масштаба 1:100 000 и высотой между сплошными горизонталями Н=40 м. Красной линией показан маршрут данного дня, треугольником – место ночевки. Некоторые фотографии (указано какие) взяты из других отчетов, так как по техническим причинам часть наших снимков имеет слишком малое разрешение. 1 день (01.11) Участок пути: Пос.Архыз - р.Архыз(организация заброски в долине Софии) –исток р.Темир-Кулак. Технические характеристики ходового дня
Общая протяженность пути: 24 км Ходовое время: 4 час. 30 мин. Перепад высот: 890 м (+890) Техническое описание маршрут
Картографические материалы
Пунктиром – путь доставки заброски. Кружочком – местонахождение заброски. Фотографии
2 день (02.11) Участок пути: м/н –пер.Темир-Кулак(1А,3000м) - пер.Аюлю(1А,2890м) – р.Белая. Технические характеристики ходового дня
Общая протяженность пути: 6 км Ходовое время: 4 час. 50 мин. Перепад высот: 1190 м (+640 -550) Паспорта перевалов пройденных 02.11. Перевал Темир-Кулак
Расположен в отроге хребта Габулу. Соединяет долины рек Темир-Кулак (приток Дукки) и верховья Большой Дукки. Перевал Айюлю
Расположен в хребте Габулу к северу от вер. Дукка-Баши. Соединяет долину р. Большая Дукка и долину р. Белая. Техническое описание маршрута
Картографические материалы
Фотографии
3 день (03.11) Участок пути: м/н-р.Псыш-поляна Таулу Технические характеристики ходового дня
Общая протяженность пути: 15,6 км Ходовое время: 4 час. 50мин. Перепад высот: 870 м (-870) Техническое описание маршрута
Картографические материалы
Фотографии
4 день (04.11) Участок пути: м/н-б.Кашка-Эчкичат- оз.Айтматлы-Джагалы. Технические характеристики ходового дня
Общая протяженность пути: 9,6 км Ходовое время: 3 час. 55 мин. Перепад высот: 820 м (+820) Техническое описание маршрута
Картографические материалы
5 день(05.11) Участок пути: м/н – Софийские озера –пер.Иркиз(1А,2880м). Технические характеристики ходового дня
Общая протяженность пути: 2,4 км Ходовое время: 4 час. 05 мин. Перепад высот: 480 м (+480) Паспорт перевала пройденного 05.11-06.11. Перевал Иркиз
Расположен в отроге Софийского хребта. Соединяет долины реки Ак-Айры (приток Софии) и озера Кашка-Эчкичат. Техническое описание маршрута
Картографические материалы
Фотографии
Это фото взято из другого отчета 6 день (06.11) Участок пути: м/н –пер.Столичный(1А,3050м) – р.Псыш. Технические характеристики ходового дня
Общая протяженность пути: 10,8 км Ходовое время: 5 час. 50 мин. Перепад высот: 1840 м (+370 -1470) Паспорт перевала пройденного 06.11. Перевал Иркиз
Расположен Софийском хребте. Соединяет долины рек Ак-Айры (приток Софии) и Псыш. Техническое описание маршрута
Картографические материалы
Фотографии
7 день (07.11) Участок пути: м/н – долина р.Псыш - Мостовая поляна Технические характеристики ходового дня
Общая протяженность пути: 19,2 км Ходовое время: 5 час. 30 мин. Перепад высот: 200 м (-200) Техническое описание маршрута
Картографические материалы
Фотографии
8 день (08.11) Участок пути: м/н – пос.Архыз. Технические характеристики ходового дня
Общая протяженность пути: 7,2 км Ходовое время: 1 час. 45 мин. Перепад высот: 130 м (-130) Техническое описание маршрута
Картографические материалы
2.6 Дополнительные сведения о походе. Оформление пропусков в погранзону Оформление погранпропусков происходит в погранотряде, в Черкесске по адресу: ул. Леонова 2, в/ч 2011 У командира части подполковника Фархутдинов Н.Г. Телефон погранотряда - (87822)5-63-40, 5-19-04. Для оформления погранпропусков необходимы следующие документы:
Можно выслать документы заранее, возможно это ускорит процесс оформления. У нас без предварительного отправления по почте, оформления заняло 2 часа. Следует учитывать, что погранотряд не работает по праздникам и выходные дни, а в рабочие начало работы в 9 часов. Спасатели (МЧС, ПСО) В Черкесске ПСС находиться по адресу: проспект Ленина 272-а, телефон(87822)6-73-60. Штаб Архызского ПСО расположен в пос. Архыз (от базарной площади через реку). В самом штабе дежурство не постоянно, но найти его в поселке не слишком сложно(мы нашли дома). Начальника отряда зовут Тохтар (Хубиев Тохтар Азретович, тел. дом. (87878)-25-2-85, раб. 25-2-36.) Связь Из сотовых операторов в Карачаево-Черкесии работает Билайн и Мегафон, МТС ловит последний раз в Армавире. По московским меркам связь дешевая. В Архызе и на маршруте сотовый не ловил, но около поселка начали устанавливать ретраслятор и к будующему сезону обещали наладить связь. Связь по обычному телефону работает в пос. Архыз несколько раз в неделю (точно вт, ср, чт, пт.) в определённые часы (примерно с 10 до 15 часов) на почте. Для полноценного доступа к обычному и мобильному телефонам нужно спускаться в станицу Зеленчукская. 2.7 Итоги, выводы и рекомендации. Походы в межсезонье предъявляют высокие требования к снаряжению и организации всех действий, группы и участников в отдельности. Снаряжение должно отличаться высокой надежностью, в особенности то которое используется при передвижении, так как погодные условия в межсезонье значительно жестче и хуже чем в сезон. Ночные температуры почти всегда ниже нуля и наличие теплого бивачного снаряжения просто необходимо. При условии возможности выпадения снега необходимо иметь бахилы, они также очень эффективны при преодолении неглубоких рек и ручьев. При малом количестве участников в группе может быть выбран палаточный способ питания, что делает процесс приготовления пищи более комфортным и быстрым. Источников питьевой воды при передвижении в межсезонье встречается гораздо меньше, поэтому использование термосов оправдывает себя. Короткий световой день(7.00-рассвет,17.00-закат) часто не позволяет делать горячий обед на маршруте, поэтому карманное питание должно быть усиленно. Единственной хорошей отличительной чертой межсезонья, является малое количество воды в реках, что делает броды существенно проще. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||