Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Автор: Борис Боденко, г. Москва

Поход по Крыму в Сентябре

Перед поездкой изучали описания по Крыму на сайте. Основную часть маршрута почерпнули из этого описания http://www.mountain.ru/world_mounts/crimea/review/2003/kanyony/. Спасибо авторам. В своей статье к общим впечатлениям постараюсь добавить информацию, которая нам перед походом была бы полезна. Авось кому будет нужно.

Цель похода - развлечение и поддержание «спортивной» формы (вдруг для чего-нибудь серьёзного пригодится). Общение с друзьями - само собой. Участников шестеро: трое почти не ходящих третьеразрядника (предыдущее мероприятие Эльбрус в 2005 году), один турист и двое чайников. В 2004 году ходили похожий маршрут по Крыму. Поход понравился сочетанием приличной нагрузки, красивых пейзажей и доступности магазинов и ларьков по ходу маршрута. Возможность выпить свежего пива через каждые два ходовых дня нас привлекла в очень большой степени. К тому же, автор маршрута Валера Лушин в 2004 году повредил ногу перед выездом и остался в Москве. В этот раз он был с нами.

По опыту предыдущего похода, хотели брать из продуктов только н/з на один ходовой день. Остальное «добивать» в торговых точках по пути следования. После изучения карты поняли, что при нашем маршруте не получается. Из четырех полноценных ходовых дней выходим «к людям» только однажды. Маршрут следующий: Ущ. Узунджа - Ай-Димитрий - Водопад Серебряный - БКК - Яйла - Никитский перевал.

1-й день. Поезд приходит в Севастополь ночью. Самые трезвые идут на вокзал искать «Газель» (нас шестеро с рюкзаками). Я был не в их числе и до сих пор удивляюсь, как ребятам удалось за 15 минут найти шикарный микроавтобус «Форд» готовый ехать к ущелью Узунджи за 600 рублей за всех. Дорога заняла минут 25. Выходим в поселке Колхозное перед воротами турбазы, в конце дороги. В прошлый раз уходили направо (из соображений не попадаться лесникам). Сейчас решаем обходить турбазу слева. Цель - стоянки возле реки, в том месте, где тропа обходящая ущелье Узунджа «верхом» поднимается от русла реки. Потрясающее звёздное небо. Тьма кромешная. Спасает только GPS с загруженной 200-метровкой. Через полчаса находим стоянки (впервые убедились в удобстве спутниковой навигации). Первый сюрприз: там, где весной была бурная река - сухое русло. Попытки найти воду выше или ниже по реке безуспешны. Только мутные лужи с головастиками. Учитывая бурный день в поезде, ночевать без воды не хочется совсем. Пока ребята ставят палатку, вдвоём с Алексеем идём за водой обратно в посёлок. Сторож турбазы предлагает неполную пластиковую бутылку. Всё что у него осталось. Кран далеко на территории и пройти к нему нельзя. Облом. Идём к трехэтажному зданию, по-хожему на гостиницу (перед воротами санатория повернуть налево, идти 100-200 метров, там одно такое здание). Ворота открыты. На стук никто не откликается. Ломиться настойчиво не стали, поскольку во дворе Алексей нашел колодец с отличной свежей водой. Имейте в виду.

2-й день. К завершению нашего завтрака мимо вверх по тропе пробегают двое «москвичей». Парень с девушкой. Не здороваются.

Идем вверх по тропе по ущелью. Через 15 минут начинаются красивые «ванны» и много чистой воды. Вечером нужно было искать воду выше. Имейте в виду. Через 40 минут доходим до искусственного озера. От него тропа уходит вверх по сухому руслу. Здесь требуется небольшое лазание. Несложное. Можно лезть с рюкзаками справа и слева от русла ручья. От озера вверх 100 - 150 метров - самое красивое место в ущелье. Элементы лазания добавляют пикантности потрясающему лунному пейзажу в стиле Большого каньона.

Каньон Узунджа сразу за озером.
Выше - ходка 30-40 минут до скального «цирка» перед выходом на плато.

В прошлый раз мы вешали веревки и проходили прямо по руслу в центре «цирка». Лезть просто, но делать это с рюкзаками без страховки желания не возникает. Альтернативный вариант нашел Володя в предыдущем походе. Слева от русла по трещине. Правда, так ничуть не проще. Есть третий вариант - направо вдоль стены по полочке шагом выйти на тропу. Этим вариантом мы и воспользовались. Безопасно и занимает всего 5 минут. Сверху пейзажный вид на ущелье.

Вид на ущелье Узунджа сверху.

Дальше движемся по плато ещё 5 мину вдоль русла ручья до пересечения с грунтовой дорогой. По ней направо 500 - 700 метров до «плановых» стоянок Ай - Димитрий. Стоянки на удивление прибраны. Мусора немного, что странно для конца сезона. Там и обедаем в компании благообразных упитанных свиней. На фото справа.

На стоянках Ай - Димитрий.
Снова встречаем ту же пару «москвичей». Они спрашивают дорогу на Чайный Домик. Пялясь для убедительности в GPS подтверждаем, что они выбрали правильное направление. Наверное. Работать с GPS мы учимся со вчерашнего вечера. Обедать с нами ребята отказываются. Сами выходим за ними через полчаса.

Лично у меня, уверенности, в том, как идти к Чайному Домику за прошедшие полчаса не прибавилось. На дороге встречам туристов, по виду - местные. Они предлагают срезать. Раз классической дороги мы не знаем, идём срезать. Вот описание: от родника (бетонное сооружение на повороте дороги). Кстати, воду из него пришлось черпать кружкой, струи и ручья, как весной не было. Итак: от родника вверх по оврагу перпендикулярно дороге 15 минут. За перегибом выходим на дорогу, за ней огороженное забором поле. Поле нужно пересечь. Мы обошли забор справа. Продолжая следовать тем же направлением, выходим в глубокое ущелье, круто уходящее вверх. По нему прямо вверх. Идти тяжело, крутой подъём, тропы нет и под ногами сухие листья. Типичный осенний крымский лес. По обоим склонам ущелья вверху скальные выходы. Утомительный подъем около 40 минут заканчивается выходом на «перевал». Внизу ещё одно ущелье, за ним гряда параллельная склону на котором мы стоим. Спускаемся вниз к водохранилищу. Вода мутная. Питьевую воду не нашли, впрочем, не очень-то и искали. По ошибке уходим по тропе направо. Через 15 минут понимаем, что нам нужно в другую сторону и возвращаемся к водохранилищу. Там, кстати, говорят, рядом памятник партизанам. Встречаем нашу знакомую парочку, которая шла обычным путём. Учитывая разницу в полчаса на старте и ошибку в направлении, немного времени мы выиграли. Хотя, возможно, наши знакомые шли медленнее. Итак, правильно от водохранилища идти налево, через 5 минут тропа поворачивает правее и вверх. 15 минут подъёма и выход на грунтовку. Чтобы выйти к Чайному Домику при выходе на перегиб на Т-образном перекрёстке нужно повернуть направо. Мы по-вернули налево. Для наших отставших попутчиков сложили стрелку из камней. Как выяснилось позже, они нашей стрелкой не воспользовались и к Чайному Домику всё-таки вышли. Говорят, от перекрёстка до него 100 метров. Проверим в следующий раз. Мы же ещё полчаса двигались по хребту в сторону горы, кажется Седам-Кая, и, не найдя дороги на спуск, решили «падать» вниз через лес. Через час спуска с обходом скальных лбов (спасибо GPS), минут за 15 до полной темноты мы обнаружили себя в сухом русле ручья на дне ущелья. Впереди сухой водопад. По обеим сторонам ущелья, если спускаться ниже - скальные стенки. Учитывая сумерки и усталость, выглядит всё довольно угнетающе. GPS показывает дорогу в 50 метрах выше над руслом. Рывок вверх через кусты - выходим на дорогу. Слава богу. Двигаться в темноте по дороге будет всё-таки приятнее. Отдыхаем и начинаем спуск по дороге. Внизу видим фонари и слышим:

- Эй, черти!
- Мы, наверное, другие черти….

Оказалось, что мы всё-таки те черти. Это наши попутчики Дима и Юля, которые спустились по дороге от Чайного Домика. Они нашли стоянку, искупались в Юсуповских ваннах и приглашают встать на ночь рядом. Стоянки отличные. Чистая вода, ровные площадки, дрова. До водопада Серебряный десять минут пешком вниз по тропе параллельно дороге.

3-й день. Прощаемся с Димой и Юлей. Они заканчивают туристическую часть своего путешествия. Будут ловить машину до побережья. Водопад Серебряный впечатления на меня не произвел. Идём вниз, с превосходством глядя на поднимающихся навстречу украинских отдыхающих. Через полчаса выходим к кафе на трассе Бахчисарай - Ялта возле начала дороги к Большому каньону. Продавщица очень улыбчивая татарская девушка из Соколиного. Покупаем хлеб на оставшуюся часть пути. И вина на вечер. И пива. Отмечаем начало второго ходового дня красненьким. К каньону подходим по руслу ручья (опять по GPS). По ощущениям так идётся легче, чем на подъёме по маркированной тропе мимо Почтового дуба. Может быть дело в красненьком? Выходим на маркированную тропу возле источника (там большой источник и табличка). Возле Ванны Молодости кафе. Вино и чебуреки. Всё очень вкусно, но из-за количества курортников остаётся осадок. Купаться в Ванне не стали. Слишком много любопытных вокруг. Никакой романтики. В Каньоне почти нет воды. Весь каньон можно пройти в сухой обуви с несложным лазаньем по стенам. Ленивые члены нашей группы прошли вброд, не замочив даже коленей! Предыдущий раз мы были здесь в апреле. Вешали верёвки, ходили в брод по грудь. Это было впечатление. В сентябре каньон идётся легко, но особенного удовлетворения не доставляет.

Большой каньон в Сентябре.

А это Большой каньон в Апреле.

Засветло выходим на стоянки на выходе из каньона. На карте это место называется Оленьей поляной. По традиции плющим и закапываем пару мешков консервных банок лежащих горой возле костровища. Было бы неплохо, если и другие уважаемые туристы будут так делать. Отмечаем удачный день пивом, вином, спиртом. Жарим блины. Поём. High life!

4-й день. По маркированной тропе идём вверх на яйлу. Вверх по ручью, затем по маркировке налево круто вверх по склону. Первый переход сорок минут до гребня. Ещё 15 минут до выхода на яйлу. Жестко. Выходим на грунтовую дорогу. Поворачиваем налево. Рано обрадовались, до настоящего выхода на плато ещё полноценный переход. Останавливаемся на перевале, под горой Лысая. С неё, кстати, отличный вид, в том числе на шары обсерватории. В этот раз, бежать на вершину фотографироваться сил нет. И по яйле ещё находимся. Дальше идём по карте. Дорог много. По холмам разбросаны автомобили - местные собирают грибы или ещё что-то. Нам идти на восток, до родника Беш-Текне. Если, конечно, удастся его найти и в нем будет вода. Воды с собой 8 полуторалитровых бутылок. Жарко и бутылка выпивается за две остановки.

Возникшая идея поймать частника и послать гонца за пивом к Ай-Петри всем показалась очень изящной. Но времени, к сожалению, нет.

Идём на восток. Через всю яйлу тянется труба недостроенного газопровода. Идти по ней не-удобно, но ориентироваться можно. Проходим мимо входа в пещеру. См. фото.

На Яйле, вход в пещеру.
Бро-шенный вниз камень не слышно. Через несколько длинных переходов подходим к точке наиболее близкой к роднику Беш-Текне. Дорога в этом месте разветвляется перед низкорослым лесом. Левое ответвление круто сворачивает вверх к северному краю яйлы, в направлении скал. Ребята ищут место для стоянки, а мы с Женей идём за водой. Родник, судя по карте, должен быть в лесу на пару сотен метров ниже яйлы. Ищем по GPS. Впрочем, можно найти и без него. От безымянной вершинки (её можно узнать по острым скалам на северном краю яйлы, на вершине видно что-то вроде триангулятора) вниз в направлении центра полуострова спускается большая, метров четыреста в длину, поляна-проплешина в виде языка аккуратной, близкой к трапеции формы. Заканчивается она скалами в самом низу. По поляне идёт дорога. В правом нижнем углу поляны, не доходя скал, дорога уходит в лес. Войдя в лес, спускаемся от дороги по правому склону оврага. Родник в 150 метрах ниже дороги, в овраге. Выход воды - 2 литра в минуту. Вода идёт из трубы в водосборник. Поход туда - обратно от яйлы занял у нас около часа.

Вид с Яйлы на Счастливое от места ночевки..
Родник Беш-Текне в лесном массиве.

Ребята поставили лагерь прямо в лесу на краю яйлы. Лесникам незаметно и от ветра какая-никакая защита. Исходя из относительной близости источника это оптимальное, из известных нам, место для ночевки на яйле. Готовим, естественно, на газе. Намечаем с Володей маршрут на завтра. Судя по карте, идти 10 - 15 километров до выхода на трассу Ялта - Алушта. Ерунда. Там поймаем машину и на побережье, купаться.

В этом месте яйла узкая. Очень рекомендую дойти до южного её обрыва. От места нашей стоянки 25 минут пешком. Иду один. С обрыва открывается красивейший вид на Ялту. Внизу летают соколы и всё такое. Слышен лай ялтинских собак Посидел на краю яйлы, подумал о смысле жизни, вспомнил о семье, оставшейся в Москве. Возвращаюсь через монумент партизанам. Надпись нетипичная. В этом месте отряд партизан не погиб героически, что я ожидал увидеть, а разбил превосходящие силы немцев - несколько батальонов карателей!!

По дороге встретил 3 косуль, перебежавших мне дорогу. Интересно, от кого они убегают? На всякий случай беру в руку камень потяжелее.

5-й день. Вопреки нашему оптимизму первые четыре последовательных тягунка до горы Лопата выпивают все силы. Дальше спуск вниз и еще несколько подъёмов.

Стоянка под мысом Мартьян
После серии переходов, состоящих из спусков - подъёмов, огибаем ущелье и выходим к дороге Ялта - Алушта. Силы вышли все. Смотрим на дорогу. За пятнадцать минут ни одной машины. Изуча-ем карту внимательнее. Обнаруживаем, что основная трасса идёт ниже, по побережью. Идти радиалку к Беседке ветров, как планировали, не решаемся. Кончается вода, и пустая дорога нагоняет грустные мысли о необходимости спуска пешком в Ялту. Доходим до Никитского перевала. Вниз до Ялты 18 км. Всерьёз обсуждаем неспортивный вариант - вызвать такси из Ялты. Начинаем спуск по асфальту и выходим на кордон лесников. В первый раз за весь поход. Дорога перекрыта шлагбаумом. Проход решительно закрывает телом женщина лет пятидесяти. История о том, что мы идём из Гурзуфа по асфальту, звучит неубедительно. Просыпаются студенческие инстинкты. Уговариваем скостить нам сумму штрафа. Оплачиваем штраф за 2 человека по квитанции. Тетенька советует сказать на следующем кордоне, что это всё, что мы могли заплатить, угощает водой. Никаких взяток. Очень приятно. Продолжаем спуск. Срезаем пару «тёщиных языков» по нескольку километров каждый. Еле живые спускаемся в Массандру.

Это район Ялты. Винзавода не видно. Зато есть автобусная остановка. Покупаем пиво и интересуемся у местных жителей «где обычно останавливаются на побережье туристы?». Нам рекомендуют «Никиту». Берем два такси и едем на пристань «Никита», в ботаническом саду. На заметку, отличное место для палатки под мысом Мартьян. Нужно пройти по набережной от пристани в направлении Гурзуфа, перелезть через забор пляжа какого то санатория, пройти сквозь открытую калитку с украинским гербом и надписью «национальный парк». Дальше полоса гальки шириной несколько метров под скальной стенкой вне видимости с набережной. Скальный склон на вид сыпучий, но при нас ничего не падало. Купание в море восстанавливает к жизни после четырех ходовых дней. Всё-таки море в Крыму гораздо «вкуснее» Средиземного и Красного. На ужин - ризотто с маслятами, собранными Володей на яйле. Красота!

6-й день. Плывём в Гурзуф. Впечатления - совковый курорт. Вовка, любивший Гурзуф в девяностые, разочарован. Берём микроавтобус до Лучистого за те же 600 российских рублей, планируем ночевать под Демирджи возле Долины Привидений.

Десять лет назад под Демирджи были отличные стоянки. Родник и полсотни мест под палатку, обычно довольно чистых. В этом месте, кстати, снимали фильм «Сердца Трех». Сейчас в де-ревне конезавод. Лошади встречают от самой дороги. А следы их жизнедеятельности покрывают абсолютно всю территорию под горой. После часа поиска места для стоянки находим условно чистый наклонный пятачок на холме вдалеке от родника. Вокруг лошади. Скачут по кустам, ржут. Окружаем стоянку веревкой. Пригодилась все-таки. Под ржание и топот проходит ночь. Моё отношение к лошадям с этой ночи изменилось кардинально. Ненавижу! Никому не советую останавливаться под Демирджи.

На этом, пожалуй, закончилась содержательная часть нашего похода. Дальше побережье и выезд в Москву.

Очень полезная статья про GPS на сайте mountain.ru http://www.mountain.ru/radio/library/2006/gps/index.shtml .
Если у вас только появился такой прибор, рекомендуем зайти на эту ссылку перед (!) походом. Основное, что мы поняли про спутниковую навигации во время своего путешествия: GPS не заменяет карту, это отличный тактический инструмент для поиска объекта на карте (родник, дорога) или определения своего местоположения. Маршрут лучше прокладывать по карте, причём заранее. В нашем приборе установлена карта http://maps.deniskomissarov.com/download.shtml. Большое спасибо авторам. Электронная карта не только подробнее, но зачастую точнее бумажной пятисотметровки.

Участники похода:
Лушин Валерий
Семенов Владимир
Семенов Сергей
Нехорошев Алексей
Балуев Евгений
Боденко Борис

Респект нашим попутчикам Диме и Юле, а также Георгию Саакянцу (просто так).

Фотографии сделаны участниками группы

Очень аппетитно

Очень аппетитно и детально, автор однозначно наслаждался путешествием. Много полезных подробностей и в то же время вдохновения. Сразу захотелось поехать в Крым...