Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
Добро пожаловать ! | Войти в Клуб Mountain.RU |
|
"Горы в фотографиях"
- это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов.
Регулярное обновление.
|
Горы мира > Крым > Ай-Петри |
Автор: Фоменко Александра, г Ялта, Фото: Александр Дёмин, п. Симеиз
«К вершине Ай-Петри»
В начале маршрута – ялтинский автовокзал – красивое четырехэтажное здание, которое было сооружено по проекту, предложенному тбилисским филиалом «Союздорпроект» (архитектор Г. В. Чахава). В ансамбль вписывается река Дерекойка, мостик через нее, просторная площадь, подземный переход к троллейбусным кассам и красивая оригинальная транспортная развязка на въезде в Ялту. По ней мы выезжаем из города и начинаем наш путь к цели путешествия – вершине горы Ай-Петри. К ней мы проедем по шоссе, проложенному всего немногим более 40 лет назад. По этому шоссе мы объедем Ялту почти со всех сторон, кроме юга, где расположено море.
На всем пути по южнобережному шоссе справа нас сопровождает высокая гряда – Главная гряда Крымских гор. Благодаря такому рельефу и растительности формируется особый благодатный южнобережный климат. Южнобережье – узкая полоска суши – защищено от холодных северных ветров Крымскими горами. Хвойные и лиственные леса, покрывающие склоны Главной гряды, очищают воздух и «снабжают» его кислородом и фитонцидами – целебными летучими веществами. Несет здоровье и морской воздух. Впереди по ходу микроавтобуса над лесистым холмом парит надпись, будто «HOLLYWOOD», - «ЗООПАРК». Вдали на склоне гор заметен водопад. Справа от шоссе уходит дорога в частный зоопарк «Ялта», где множество разнообразных животных. Окрестности зоопарка, которые мы видим с дороги, часто называют Крымской Швейцарией за сходство пейзажей.
Знаете ли вы, что этот водопад – один из самых высоких в Европе? Что он вдвое выше знаменитой Ниагары? Поток воды устремляется в завораживающий воображение полет с огромной высоты, почти 100 метров (а если точнее, то с высоты 98 м), чтобы разбиться о скалы на мириады капель, засветиться фантастической радугой, оглушить неистовым грохотом. Он очень разный: летом это скупые, стекающие по обрыву струи, зато зимой или после ливней его могучий «голос» заполняет все ущелье, разносится далеко окрест по высокоствольным сосновым лесам.
Чарующему водопаду Учан-Су в свое время были посвящены строки мастера пейзажной лирики Ивана Бунина:
Свежее, слаще воздух горный, Свергаясь с гор, водопад образует речку с одноименным названием, которая протекает по лесным оврагам, далее – в ущелье между склонов, покрытых виноградниками, а затем сбегает между городскими улицами, впадая в море на Набережной, у гостиницы «Ореанда». Известен интересный факт: в июне 1949 года селевой поток на реке Учан-Су вынес за сутки в море не менее 1,5 млн. куб. м донных отложений, которые образовали прибрежную косу в виде полуострова площадью более гектара, на полметра выступающую над уровнем моря. Позже коса была размыта. Название водопада Учан-Су в переводе с тюркского означает «летящая вода», греки называли его «Кремасто-Неро», что значит «черная вода». Даже из города, на расстоянии около 8 км, вы можете увидеть отвесную каменную стену, и на ней – струи низвергающейся воды. Видовая площадка на вершине скалы над водопадом носит название Орлиный залет. Оттуда открывается панорама Ялты и слонов Ай-Петри. На втором снизу каскаде водопада устроен водозабор в виде небольшой будки со скульптурой орла (белоголового сипа) наверху. Из водозабора вода по широкой трубе поступает в одно из немногочисленных водохранилищ, сооруженных на Южном берегу – Могабинское.
Все такая же извилистая дорога, но без особой крутизны, вьется по склонам горы Могаби среди массивов прекрасного крымского леса. Растительный покров леса состоит из дуба, бука, сосны обыкновенной и крымской занимают почти 95% территории заповедника, безлесны лишь отдельные поляны и участки яйл. Флору заповедника составляют 1100 видов растений, из них 90 видов – эндемики Крыма (клён Стевена, ясколка Биберштейна и др.). Также можно встретить и деревья-гиганты. Это дуб, тис, ольха, сосна, липа. Всего в заповедно-охотничьем хозяйстве таких более 200 видов. В долине реки Улу-Узень самое толстое дерево – липа, ствол которой в окружности составляет 6,5 м. Всего в Крыму более 800 деревьев великанов, окружность которых составляет более 3 м.
Продолжая движение по шоссе, мы увидим огромный каменный гриб, сооруженный работниками лесничества. Он так и называется «Гриб лесника». От «Гриба лесника» дорога все также крутыми поворотами поднимается по склону. Полюбуйтесь, слева от дороги интересная достопримечательность, известная под названием «пьяная роща». Это участок большого оползня, наклонившего стволы сосен в разные стороны. Под соснами вырос густой подлесок из лещины, дуба и ясеня. В 1964г. «пьяная роща» и водопад Учан-Су, были объявлены памятниками природы местного значения. Продолжая подъем, справа увидите ряд громадных тисов, скрывающих дом дорожного смотрителя. Это место называется Пендикюль, так как расположено оно возле одноименной горы. От Пендикюля дорога делает еще несколько зигзагов, от одного из них вправо ответвляется дорожка с указателем «К Серебряной беседке». Она находится на вершине горы Пендикюль, на высоте 865м над уровнем моря. «Серебряная беседка» установлена в честь строителей дороги Ялта-Ай-Петри-Бахчисарай.
Уже в наши дни этот метод назвали «торренкур» - дозированная ходьба, климатолечение во время прогулок по горным тропам.
Что такое Ай-Петри? На этот вопрос трудно ответить коротко, еще труднее описать многоликость этого горного массива, где каждое урочище и удивляет, и восхищает. Поговорите с теми, кто хоть раз побывал на Ай-Петри. Один с увлечением будет рассказывать о красоте восхода солнца, второй — как, не попадая зуб на зуб, дрожал от холода в июльскую ночь в ожидании этого неповторимого зрелища. Третий только поморщится, вспоминая крутые до головокружения серпантины дороги, ведущей на Ай-Петри. Побеседуйте с альпинистами и скалолазами, туристами и экскурсантами, спелеологами и лыжниками, лесниками и метеорологами, грибниками и любителями лесных ягод — каждый поведает о своем, а все вместе, дополняя друг друга, сделают лишь штриховой набросок этой удивительной горы.
Высота горы Ай-Петри над уровнем моря 1231 м. Южные обрывы Ай-Петринского массива и его северные пологие склоны очень живописны, но нет прелестней панорамы Южного берега, открывающейся с вершины. Трудно найти крымчанина, который хотя бы раз в жизни не встречал восход солнца на Ай-Петри. Право, ради только одного этого мгновения, когда огненный шар солнца будто всплывает из темно-синей пучины моря, стоит подняться на эту высоту.
На массу пород, составляющих массив, воздействовали и воздействуют две основные, нередко противоборствующие, силы: эндогенные, или внутренние, и экзогенные — внешние. Первые — результат сложных физико-химических процессов в глубинах Земли, выражающийся в том, что части земной коры медленно, сантиметр за сантиметром, опускаются или, наоборот, поднимаются. Вторые являются результатом воздействия на породу климата, поверхностных и подземных вод. Заключается оно, в общем, в разрушении возвышенных участков суши и в сносе разрушенной или растворенной породы в понижения. Более или менее достоверно известна геологическая история Горного Крыма, в том числе и Ай-Петри, начиная с конца триасового периода (около 200 млн. лет назад). В то время территорию теперешнего Крыма покрывали воды древнего океана Тетис, существовавшего на протяжении большей части истории земного шара (до неогенового периода). В широтном направлении океан тянулся через южную окраину Евразиатского материка, область современного Средиземного моря в крайний северо-запад Африки.
Во время многочисленных поднятий и опусканий земной коры морские осадки, превратившиеся под тяжестью вышележащих отложений в слои пород, неоднократно сминались, трескались, перемещались. Естественно, чем древнее породы, тем сильнее они дислоцированы (т. е. нарушены). Пластичные породы — глины с прослоями песчаников — изгибались в причудливые складки, более прочные — известняки, конгломераты — разрывались на отдельные блоки. Некоторые блоки могучими силами земных недр перемещались на большое расстояние. В Крыму, в частности на Ай-Петри, такие перемещения достигают километра в вертикальном направлении и нескольких километров в горизонтальном.
Мы поднялись на Ай-Петринское плато. Остановимся на небольшой площадке, окруженной зданиями. Именно это место чаще всего имеют ввиду, когда собираются ехать или идти на Ай-Петри. Здесь, напротив автостоянки, располагается туристский приют «Ай-Петри», рядом ресторан. По другую сторону дороги – старинное здание метеостанции. Она основана в 1895 году как филиал Пулковской обсерватории вторая Ай-Петринская метеостанция находится в котловине Беш-Текне. За зданием приюта чуть выше по склону видно необычное сооружение – глобус на гранитном основании. Это так называемый «Ай-Петринский меридиан». Чугунный глобус на гранитном постаменте – Ай-Петринский «меридиан», так его называют потому, что его географические координаты очень точно определены: 44°28' северной широты и 34°05' долготы к востоку от Гринвича. На постаменте 96 глобуса табличка с надписью: «Г.У.З. и 3. - 0.3.У. – Основной репер Крымских водных изысканий. - Установлен в 1913 г.» (Главное управление землеустройства и земледелия - Отдел земельных улучшений). Этот знак установлен здесь в память о работе партии Крымских водных изысканий, которая в начале XX века проводила на плато исследовательские работы, связанные со строительством на яйле гидротехнических сооружений.
Недалеко от памятника, над южнобережным обрывом, на скале Шишко расположена видовая площадка, названная так по имени инженера, руководившего в конце прошлого века строительством дороги Бахчисарай — Ялта. Она находится на высоте 1182 м над уровнем моря. С площадки видно, как далеко внизу, сливаясь с горизонтом, неподвижно застыла морская гладь. Стройными рядами и врассыпную спускаются к морю дома Ялты. С крутых обрывов Ай-Петри к городу сползают лесистые отроги гор. Слева в море выступает мыс Мартьян – оконечность Никитского отрога, справа Ялтинский амфитеатр замыкают склоны гор Могаби. Между Могаби и скалой Шишко расположена гора Пендикюль. По склонам этих гор мы поднимались из Ялты. Между Могаби и Никитским отрогом лежит другой большой отрог Йограф, холм Дарсан в Ялте – его продолжение. Йограф служит водоразделом двух речек – Дерекойки и Учан-Су, в долинах которых и лежит Ялта. Кроме главных отрогов, к Ялтинскому амфитеатру спускаются отроги поменьше: Ставри-Кая, Кизил-Кая, Баланын-Кая, они разделяют притоки рек Дерекойки и Учан-Су.
Недалеко от скалы Шишко, в днище оврага можно осмотреть небольшой, сооруженный еще до революции конденсационный источник. На плато Ай-Петри, а также на лесистых склонах побережья можно иногда увидеть сильно разрушенные стены. Такие стены в начале XX в. сооружали по рекомендации первых исследователей Айпетринскои яйлы для увеличения водных запасов (снег не сдувался на склоны, а, медленно стаивая, пополнял подземный сток). Стены на склонах появились, по свидетельству историков еще в средневековые времена, когда владельцы земли отмечали границы своих участков, сооружая каменные заграждения.
Нельзя не отметить особенности климата Ай-Петринского массива. Погода в горах очень переменчива. Часто бывает, что вершины скрыты в густом тумане, там гремит гром и хлещет ливень, а внизу, в долинах, ярко светит солнце, и о том, что наверху идет дождь, мы узнаём по внезапному паводку, возникшему, как нам кажется, без видимых причин.
Три метеостанции работают на Ай-Петринском массиве (у скалы Шишко, в урочищах Беш-Текне и Ай-Дмитрий), одна у его подножия, в Ялте, несколько метеопунктов есть в селах, окружающих массив. Так что информация о климате Ай-Петри, его особенностях, накоплена немалая.
Осадки на Ай-Петринском плато выпадают в виде дождя (40% всей суммы осадков) и снега (60%). В среднем за год на Ай-Петри выпадает 1052 мм осадков (в Ялте всего лишь 635 мм), причем только в январе 160 мм. Дожди наиболее часты в период с ноября по март. Самый сильный ливень был зафиксирован на Ай-Петри в июне 1912 г. Тогда за сутки выпало 218 мм осадков, то есть 218 000 куб. м воды на 1 кв. км площади плато. Для сравнения укажем, что любой крупный пруд в Крыму вмещает лишь немного больше 100 000 куб. м воды. Устойчивый снежный покров держится с середины декабря до апреля. Этот период — самое лучшее время для лыжных прогулок. К сожалению, лыжный спорт в Крыму не получил до сих пор должного развития. И дело не только в том, что нет надежного транспорта, отсутствуют лыжные базы и трассы. Мешают климатические условия. В связи с частыми оттепелями на безлесных участках снег несколько раз в течение холодного периода сходит полностью или на 50-70%.
Относительная влажность воздуха в горах несколько выше, чем на побережье (в Ялте среднегодовая относительная влажность 69, а на Ай-Петри 74%). Намного больше на яйле дней с туманами (в Ялте 38, в горах 150), которые бывают в основном зимой и весной. Разительно отличается Ай-Петринское плато от побережья и ветровым режимом. Если внизу лишь изредка дуют сильные северо-восточные ветры, которые, «падая» с гор на южнобережный склон, приобретают скорость до 20 м в секунду, то в зоне плато число безветренных дней ничтожно мало, а скорость ветра достигает 50 м в секунду. Летом на яйле не так жарко, но величины рассеянной и суммарной солнечной радиации почти такие же, как и на побережье. На Ай-Петри суммарная солнечная радиация равна 120,6 ккал/см² (в Ялте 122,5 ккал/см²). При этом больше всего тепла поступает в июле (17,2 ккал/см²), меньше всего в декабре (3,0 ккал/см²). Продолжительность солнечного сияния на Ай-Петри также весьма велика — 2325 часов в год (в Ялте 2250 часов). Интересно отметить такой факт. В холодный период года крутые склоны, обращенные на юг, получают в два раза больше тепла, чем поверхность плато в целом, и в 4—5 раз больше, чем крутые склоны, обращенные на восток, запад и север. Нежелательные капризы погоды на плато и склонах массива — явление все же кратковременное. Большую часть года, в том числе и зимой, это идеальное место для туристских путешествий. На подъеме к вершине горы раскинулся самый большой на крымской яйле участок старого буково-грабового леса (его площадь – 614га). Мощные, до 10-15м высоты и до полуметра в диаметре ствола, деревья создают картину, редкую для почти безлесных горных плато. Кроме бука и граба, здесь можно встретить эндемичный для Крыма клен Стевена, ясень, рябину обыкновенную, изредка крымскую сосну, рябину греческую, клен полевой, лещину и другие виды деревьев и кустарников. У самой бровки яйлы приютились лохолистная груша и сосна-«самолет». Возраст последней (около 300лет) и оригинальная флагообразная форма кроны сделали ее самостоятельным памятником природы (объявлена с 1964г.). Когда-то она считалась почти визитной карточкой Ай-Петри: бешеные зимние ветры придали ее кроне причудливую форму, по очертаниям действительно напоминающую самолет (тут, если всмотреться, есть и фюзеляж, и хвостовое оперение). Сосна одинока - вокруг нее у кромки плато больше деревьев нет. Это - своеобразный «маяк», ориентир для тех, кто, может быть, оказался застигнут на плато непогодой и стремится спуститься вниз, на Южный берег. На открытых пространствах нагорья растут проломник крымский, железника крымская, чабрец ялтинский, эспарцет ялтинский и другие характерные для этих мест виды.
Ай-Петринская реликтовая роща является убедительным доказательством того, что на яйле лес может развиваться вполне нормально, выполняя важную почво- и водоохранную роль. Тем более неприятно видеть в этой роще поломанные горе-туристами ветви деревьев, общипанный «на память» тис, следы костров у сосны-«самолета». Возмущение вызывают безобразящие Ай-Петринский памятник природы многочисленные наскальные «автографы» и изречения стяжателей сомнительной славы, а по-существу – браконьеров… Возвращаемся на нижнюю дорогу по канатной дороге. Канатная дорога «Мисхор-Ай-Петри» является уникальным сооружением и одной из самых ярких достопримечательностей Крыма, на которой мы совершим еще одно, последнее, захватывающее дух путешествие с горы Ай-Петри к побережью. Протяженность дороги 2980м и за 15 минут мы спустимся с высоты 1153 м, испытав при этом незабываемое ощущение полета. Канатная дорога соединяет побережье Черного моря с плато Ай-Петри, где с видовой площадки, как мы уже успели в этом убедиться, открывается изумительная по красоте панорама Южного берега Крыма. Канатная дорога была построена в 1987 году. Уникальность дороги – безопорный верхний участок и угол подъема 46º – аналогов в Европе нет. Между участками находится средняя посадочная станция на высоте 395 м. Верхний безопасный участок дороги, длина каната которого 1670 м, практически безопасен. Прогулка на канатной дороге – это отличный отдых, общение с прекрасной крымской природой. Внизу, с нижней станции канатной дороги, микроавтобусом можно уехать в славный город Ялта.
|
Поделиться ссылкой |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999-2024 Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|