Автор: Фоменко Александра, г Ялта,
Фото: Александр Дёмин, п. Симеиз
«К вершине Ай-Петри»
( экскурсия)
Маршрут экскурсии «К вершине Ай-Петри» начинается от ялтинского автовокзала, затем движение продолжится по широкой автомагистрали – Южнобережному или Севастопольскому шоссе, которое обтекает Ялту с запада и севера, а далее – по горной дороге, затем группа совершает небольшое пешеходное восхождение на вершину, далее спуск на побережье в вагончике канатной дороги и возвращение в Ялту микроавтобусом.
В начале маршрута – ялтинский автовокзал – красивое четырехэтажное здание, которое было сооружено по проекту, предложенному тбилисским филиалом «Союздорпроект» (архитектор Г. В. Чахава). В ансамбль вписывается река Дерекойка, мостик через нее, просторная площадь, подземный переход к троллейбусным кассам и красивая оригинальная транспортная развязка на въезде в Ялту. По ней мы выезжаем из города и начинаем наш путь к цели путешествия – вершине горы Ай-Петри. К ней мы проедем по шоссе, проложенному всего немногим более 40 лет назад. По этому шоссе мы объедем Ялту почти со всех сторон, кроме юга, где расположено море.
Полюбуйтесь на море (слева по ходу микроавтобуса). Каждое море на Земле имеет свой собственный, неповторимый цвет, который зависит от содержания соли и, конечно, от состояния погоды. В Черном море вода имеет низкое содержание соли. Жарким солнечным летом его цвет чаще всего ярко-синий. Максимальная глубина Черного моря составляет 2212 м. Название «Черное» оно получило неслучайно, ведь когда начинается сезон штормов, водная поверхность напоминает бурлящий котел, а цвет моря действительно становится серо-синим, почти черным. Кстати, это название моря появилось во времена владычества на его пространствах Османской империи (XV – XVIII вв.). А до этого времени Черное море называли Русским. Это было тогда, когда по нему были проложены торговые пути купцами Киевской Руси. А еще раньше, в античные времена, его называли Понт Эвксинский, что в переводе с греческого означало "море гостеприимное". Есть сведения, что до этого оно носило наименование Понт Аксинский, т.е. "море негостеприимное". Сегодня Черное море чаще всего вызывает приятные чувства и воспоминания, мы не задумываемся о значении его названия, с удовольствием возвращаемся к его крымским берегам, где сезон купаний начинается в мае и заканчивается в октябре, а месяц сентября считается особенно благоприятным временем для отдыха. В это время воздух прогревается до +23º – +28º градусов, а вода до +20º. Пляжи пустеют. Люди, которые предпочитают спокойный отдых, приезжают в Крым именно в этот период, который еще со времен Царской России называют бархатным. Именно осенью в прежние времена наступал настоящий курортный сезон – бархатный или виноградный, когда в Ялту съезжалась богатая публика. Начало сезона приходилось на конец августа – начало сентября, а его продолжительность составляла 2,5 месяца. Проведение виноградного сезона в Ялте не только было полезно для здоровья, но и являлось данью моде среди определенных кругов общества. Виноградный – был самым дорогим среди курортных сезонов, со временем за ним закрепилось название бархатный. В период этого сезона погода на Южнобережье и море по своему состоянию напоминают мягкий бархат.
На всем пути по южнобережному шоссе справа нас сопровождает высокая гряда – Главная гряда Крымских гор. Благодаря такому рельефу и растительности формируется особый благодатный южнобережный климат. Южнобережье – узкая полоска суши – защищено от холодных северных ветров Крымскими горами. Хвойные и лиственные леса, покрывающие склоны Главной гряды, очищают воздух и «снабжают» его кислородом и фитонцидами – целебными летучими веществами. Несет здоровье и морской воздух.
Итак, основные «генераторы» целебного климата Южнобережья – лес, горы и море.
Впереди по ходу микроавтобуса над лесистым холмом парит надпись, будто «HOLLYWOOD», - «ЗООПАРК». Вдали на склоне гор заметен водопад. Справа от шоссе уходит дорога в частный зоопарк «Ялта», где множество разнообразных животных. Окрестности зоопарка, которые мы видим с дороги, часто называют Крымской Швейцарией за сходство пейзажей.
Впереди на нашем пути снова развилка, где от Севастопольского или Южнобережного шоссе отходит дорога на Бахчисарай – древнюю столицу Крымского ханства, город-сад. Мы продолжаем движение по бахчисарайскому шоссе, по которому нам предстоит преодолеть немногим более 20 км до вершины Ай-Петри.
Дорогу эту прокладывали русские военно-саперные батальоны с 1865 по 1878 годы в исключительно тяжелых условиях. Особенно трудным был участок на подъеме перед выходом на яйлу между 17-м и 22-м км, где крутизна склонов достигает 60º - 80º. Первоначально дорога была построена только от Ялты до водопада Учан-Су (1872 г.), затем потребовалось еще несколько лет для продолжения ее далее в горы. Руководил работами инженер-полковник С.И. Шишко, которому удалось разрешить главную проблему строительства, «врезав» серпантин дороги в крутой склон. В честь завершения небывало сложной и ответственной работы император Александр II, патронировавший, как теперь принято говорить, строительство, высочайше повелел назвать «отличительную скалу на Ай-Петринской яйле – скалой Шишко». В последующие годы дорогу продолжили по яйле и далее по северным склонам и предгорьям до города Бахчисарая. Строительство завершилось при императоре Александре III в 1894 году. С тех пор дорога почти не менялась, ее лишь расширили и покрыли асфальтом.
Полковник И.С. Шишко построил в Ялте первый водопровод, он также автор и строитель нижней Магарачской дороги в Никитский ботанический сад. И вот, мы незаметно подъехали к нашей первой остановке на маршруте – «Водопад Учан-Су». Сейчас мы пройдем к самому водопаду и полюбуемся на него со смотровой площадки. Там вы сможете отдохнуть от дороги, подышать свежайшим горным воздухом, насыщенным ароматом хвои и полюбоваться красотами крымского леса, стоя в тумане брызг и играющей в них радуги. Но так бывает только, когда в горах тает снег или идут дожди. В летнюю пору водопад почти иссякает, местные жители в шутку называют его тогда «водокапом».
Знаете ли вы, что этот водопад – один из самых высоких в Европе? Что он вдвое выше знаменитой Ниагары? Поток воды устремляется в завораживающий воображение полет с огромной высоты, почти 100 метров (а если точнее, то с высоты 98 м), чтобы разбиться о скалы на мириады капель, засветиться фантастической радугой, оглушить неистовым грохотом. Он очень разный: летом это скупые, стекающие по обрыву струи, зато зимой или после ливней его могучий «голос» заполняет все ущелье, разносится далеко окрест по высокоствольным сосновым лесам.
В особенно суровые зимы Учан-Су замерзает, превращаясь в одну гигантскую сосульку, свисающую со скального уступа до самого подножия. Трудно вообразить, но в конце 80-х годов прошлого века, нашелся альпинист, который воспринял это как вызов и... совершил экстремальное первовосхождение по замерзшему водопаду (конечно, вы догадались: это был, известный на весь Крым, да и не только, «Фантик», Юрий Лишаев). Он отметил, что оказывается, замерзший Учан-Су на самом деле состоит из множества отдельных, наполненных внутри водой хрупких ледяных «трубочек». Так что эта «конструкция» совсем ненадежна, обманчива и в любой момент грозит обрушением.
Чарующему водопаду Учан-Су в свое время были посвящены строки мастера пейзажной лирики Ивана Бунина:
Свежее, слаще воздух горный,
Невнятный шум идет в лесу,
Поет веселый и проворный
Со скал летящий Учан-Су!
Свергаясь с гор, водопад образует речку с одноименным названием, которая протекает по лесным оврагам, далее – в ущелье между склонов, покрытых виноградниками, а затем сбегает между городскими улицами, впадая в море на Набережной, у гостиницы «Ореанда». Известен интересный факт: в июне 1949 года селевой поток на реке Учан-Су вынес за сутки в море не менее 1,5 млн. куб. м донных отложений, которые образовали прибрежную косу в виде полуострова площадью более гектара, на полметра выступающую над уровнем моря. Позже коса была размыта.
Название водопада Учан-Су в переводе с тюркского означает «летящая вода», греки называли его «Кремасто-Неро», что значит «черная вода». Даже из города, на расстоянии около 8 км, вы можете увидеть отвесную каменную стену, и на ней – струи низвергающейся воды.
Видовая площадка на вершине скалы над водопадом носит название Орлиный залет. Оттуда открывается панорама Ялты и слонов Ай-Петри. На втором снизу каскаде водопада устроен водозабор в виде небольшой будки со скульптурой орла (белоголового сипа) наверху. Из водозабора вода по широкой трубе поступает в одно из немногочисленных водохранилищ, сооруженных на Южном берегу – Могабинское.
Ниже водопада, слева от дороги, просматривается затерявшаяся в зелени одинокая скала с остатками оборонительной стены на западном обрыве. Это руины одной из некогда многочисленных средневековых крепостей (исаров)– Зиго-Исар, или Учан-Су-Исар. (После осмотра водопада путь по шоссе до «Остановки 2»).
Итак, вы не могли не заметить, что мы находимся далеко от городского шума в объятиях соснового леса, напоенного смолистым ароматом. Здесь можно забыть о повседневных заботах, окунуться в атмосферу заповедного леса с его тихими звуками, пением птиц, шепотом ветра.
Все такая же извилистая дорога, но без особой крутизны, вьется по склонам горы Могаби среди массивов прекрасного крымского леса. Растительный покров леса состоит из дуба, бука, сосны обыкновенной и крымской занимают почти 95% территории заповедника, безлесны лишь отдельные поляны и участки яйл. Флору заповедника составляют 1100 видов растений, из них 90 видов – эндемики Крыма (клён Стевена, ясколка Биберштейна и др.). Также можно встретить и деревья-гиганты. Это дуб, тис, ольха, сосна, липа. Всего в заповедно-охотничьем хозяйстве таких более 200 видов. В долине реки Улу-Узень самое толстое дерево – липа, ствол которой в окружности составляет 6,5 м. Всего в Крыму более 800 деревьев великанов, окружность которых составляет более 3 м.
В заповедных лесах среди представителей животного мира можно встретить оленя, косулю, горную лисицу, барсука и других млекопитающих. Всего их 39 видов, обитающих на территории заповедника. Здесь успешно акклиматизировались муфлон с острова Корсика, белка с Алтая, кабан с Дальнего востока. Гордость Крымских лесов – крымский олень, самое крупное и красивое млекопитающее заповедника.
Продолжая движение по шоссе, мы увидим огромный каменный гриб, сооруженный работниками лесничества. Он так и называется «Гриб лесника».
От «Гриба лесника» дорога все также крутыми поворотами поднимается по склону. Полюбуйтесь, слева от дороги интересная достопримечательность, известная под названием «пьяная роща». Это участок большого оползня, наклонившего стволы сосен в разные стороны. Под соснами вырос густой подлесок из лещины, дуба и ясеня. В 1964г. «пьяная роща» и водопад Учан-Су, были объявлены памятниками природы местного значения.
Продолжая подъем, справа увидите ряд громадных тисов, скрывающих дом дорожного смотрителя. Это место называется Пендикюль, так как расположено оно возле одноименной горы. От Пендикюля дорога делает еще несколько зигзагов, от одного из них вправо ответвляется дорожка с указателем «К Серебряной беседке». Она находится на вершине горы Пендикюль, на высоте 865м над уровнем моря. «Серебряная беседка» установлена в честь строителей дороги Ялта-Ай-Петри-Бахчисарай.
Попытайтесь уловить воздух, врывающийся в окна салона. Он является крайне полезным благодаря бесчисленному количеству сосны крымской. Ее густую смолянистую хвою и ветви нагревают солнечные лучи и тогда в воздух начинают испаряться ароматные вещества, фитонциды. Они имеют свойства уничтожать болезнетворные бактерии. Воздух под ними почти стерильный. Дышать им – одно удовольствие, он отчищает легкие, нормализует кровообращение, улучшает работу сердца, успокаивает нервы. Но большую пользу вы будете получать, прогуливаясь по горным тропам. Ведь не даром эти тропы называют «тропы здоровья». Полезность этих троп доказывает тот факт, что самый авторитетный русский терапевт Сергей Петрович Боткин порекомендовал построить в этом сосновом лесу, на склонах горы Могаби, летний дворец для императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II. В нем она проводила несколько месяцев в году, гуляя и наслаждаясь красотами Южного берега Крыма.
Есть одна старая легенда о полезности горных троп: под скалой, которую теперь называют Ставри-Кая, т.е. «Крестовая», когда-то жила женщина с больным сыном. К кому только она не обращалась, какие лекарства не доставала – юноша день ото дня таял. Но однажды возле их дома появился старец, попросил воды, посидел рядом с юношей и, прощаясь, посоветовал: «А ты, сынок, возьми камень от порога твоего дома, и неси его вон туда, на эту скалистую вершину! Нет, мать, ты молчи, не говори о его болезни, я все вижу! Пусть сегодня он сделает только три шага и перенесет камень не более твоего кулака, но завтра он пройдет уже пять шагов, потом десять, сто, тысячу, и, наконец, камень ляжет в ложбинку на той скале, а за ним – второй, третий, десятый, сотый… И когда из этих камней он сложит там, на верху, крест, он будет здоров! Только, мать, не бери на себя его ношу, не помогай, как бы тебе ни было больно смотреть. Верь мне, он будет здоров!» Так и случилось – далеко был виден крест на скале, далеко улетела молва о том, как исцелился юноша. Последовали его примеру и другие, шли по горным тропам с желанием выздороветь.
Уже в наши дни этот метод назвали «торренкур» - дозированная ходьба, климатолечение во время прогулок по горным тропам.
До вершины нужно преодолеть около 300 поворотов, но некоторые из них окажутся особыми. Следует отметить, что по этой дороге совершали путешествия 3 русских императора: Александр II, Александр III, Николай II. Для них специально были оборудованы смотровые площадки: Серебряная беседка или Пендикюль.
Что такое Ай-Петри? На этот вопрос трудно ответить коротко, еще труднее описать многоликость этого горного массива, где каждое урочище и удивляет, и восхищает. Поговорите с теми, кто хоть раз побывал на Ай-Петри. Один с увлечением будет рассказывать о красоте восхода солнца, второй — как, не попадая зуб на зуб, дрожал от холода в июльскую ночь в ожидании этого неповторимого зрелища. Третий только поморщится, вспоминая крутые до головокружения серпантины дороги, ведущей на Ай-Петри. Побеседуйте с альпинистами и скалолазами, туристами и экскурсантами, спелеологами и лыжниками, лесниками и метеорологами, грибниками и любителями лесных ягод — каждый поведает о своем, а все вместе, дополняя друг друга, сделают лишь штриховой набросок этой удивительной горы.
Ирисы
Что же такое Ай-Петри? Это и вершина, и огромный горный массив площадью более 300 кв. км, один из «столовых массивов» (их еще называют яйлами, что в переводе означает «пастбище»), вытянутых вдоль Южного берега Крыма и составляющих Главную горную гряду. Ай-Петринский массив простирается с востока на запад на 25 км. Расстояние между его южной бровкой и северными подножиями более 13 км.
Однако чаще туристы запоминают не массив в целом, а одну из его вершин с частоколом экзотических каменных столбов, именуемых зубцами. Эта вершина далеко выдвинутого к югу выступа массива и есть собственно Ай-Петри, давшая название всему плато и ставшая символом Южнобережья.
Высота горы Ай-Петри над уровнем моря 1231 м. Южные обрывы Ай-Петринского массива и его северные пологие склоны очень живописны, но нет прелестней панорамы Южного берега, открывающейся с вершины.
Трудно найти крымчанина, который хотя бы раз в жизни не встречал восход солнца на Ай-Петри. Право, ради только одного этого мгновения, когда огненный шар солнца будто всплывает из темно-синей пучины моря, стоит подняться на эту высоту.
Источник Хаста-Баш
Сколько же лет Ай-Петри ? Как любой другой участок земной коры, тот, где теперь находится Ай-Петринский массив, за 4,5 миллиарда лет истории развития нашей планеты пережил множество изменений. Здесь некогда были океанские пучины, сменявшиеся теплыми морями с грядами рифов у берегов. Из морских глубин к небу вздымались остроконечные пики гор, которые затем, через миллионы лет, вновь погружались в морскую бездну.
На массу пород, составляющих массив, воздействовали и воздействуют две основные, нередко противоборствующие, силы: эндогенные, или внутренние, и экзогенные — внешние. Первые — результат сложных физико-химических процессов в глубинах Земли, выражающийся в том, что части земной коры медленно, сантиметр за сантиметром, опускаются или, наоборот, поднимаются. Вторые являются результатом воздействия на породу климата, поверхностных и подземных вод. Заключается оно, в общем, в разрушении возвышенных участков суши и в сносе разрушенной или растворенной породы в понижения.
Более или менее достоверно известна геологическая история Горного Крыма, в том числе и Ай-Петри, начиная с конца триасового периода (около 200 млн. лет назад). В то время территорию теперешнего Крыма покрывали воды древнего океана Тетис, существовавшего на протяжении большей части истории земного шара (до неогенового периода). В широтном направлении океан тянулся через южную окраину Евразиатского материка, область современного Средиземного моря в крайний северо-запад Африки.
За последние 200 млн. лет участок суши, где находится Ай-Петри, многократно выводился из-под уровня моря, и тогда его активно разрушали экзогенные силы, а затем снова погружался под уровень моря. Глубина погружений была разной, в зависимости от нее на дне водоема откладывались либо илы и пески, преобразовавшиеся впоследствии в уплотненные глины и песчаники, либо известковые илы, превращавшиеся в известняки. Иногда, при значительном поднятии близко расположенной суши и мелководий самого бассейна, суша активно размывалась, и в бассейн сносились огромные массы галечников. Цементируемые морскими осадками, они преобразовывались в конгломераты.
Во время многочисленных поднятий и опусканий земной коры морские осадки, превратившиеся под тяжестью вышележащих отложений в слои пород, неоднократно сминались, трескались, перемещались. Естественно, чем древнее породы, тем сильнее они дислоцированы (т. е. нарушены). Пластичные породы — глины с прослоями песчаников — изгибались в причудливые складки, более прочные — известняки, конгломераты — разрывались на отдельные блоки. Некоторые блоки могучими силами земных недр перемещались на большое расстояние. В Крыму, в частности на Ай-Петри, такие перемещения достигают километра в вертикальном направлении и нескольких километров в горизонтальном.
Горные породы вершины Ай-Петри отличаются от пород, слагающих весь массив. Это однородный, прочный известняк, в его мощной толще не видно пластов. Зато кое-где можно рассмотреть интересные окаменелости в виде трубочек и веточек — ископаемые кораллы. Сама же вершина Ай-Петри с ее знаменитыми зубцами — огромный коралловый риф. Кораллы живут в море на небольшой глубине, однако мощность ай-петринского рифа превышает 600 м. Это свидетельствует о том, что дно древнего моря в начале верхнеюрского периода медленно опускалось, а кораллы, чтобы выжить, все время «достраивали» свои постройки. Прошли тысячелетия, пока период опускания не сменился подъемом, и колония кораллов прекратила свою жизнедеятельность. Зубцы Ай-Петри появились не сразу, они — результат выветривания породы.
Горный Крым, каким мы его видим сейчас, сформировался за очень короткий промежуток геологического времени — приблизительно за 1,5—2 миллиона лет.
Серпантин горной дороги почти незаметно как, набирая высоту, влечет нас по крутому и обрывистому склону к цели нашего путешествия. Дух захватывает от видов, открывающихся с каждого поворота, которые кажутся необычными, ведь минуя их, «штурман» нашего микроавтобуса меняет направление пути на противоположное. Далеко внизу город, где-то внизу осталась и вершина горы Могаби, горные озера густой сосновый лес. Мы въезжаем в другую зону – зону альпийских лугов и лунного пейзажа.
Мы поднялись на Ай-Петринское плато. Остановимся на небольшой площадке, окруженной зданиями. Именно это место чаще всего имеют ввиду, когда собираются ехать или идти на Ай-Петри. Здесь, напротив автостоянки, располагается туристский приют «Ай-Петри», рядом ресторан. По другую сторону дороги – старинное здание метеостанции. Она основана в 1895 году как филиал Пулковской обсерватории вторая Ай-Петринская метеостанция находится в котловине Беш-Текне. За зданием приюта чуть выше по склону видно необычное сооружение – глобус на гранитном основании. Это так называемый «Ай-Петринский меридиан». Чугунный глобус на гранитном постаменте – Ай-Петринский «меридиан», так его называют потому, что его географические координаты очень точно определены: 44°28' северной широты и 34°05' долготы к востоку от Гринвича. На постаменте 96 глобуса табличка с надписью: «Г.У.З. и 3. - 0.3.У. – Основной репер Крымских водных изысканий. - Установлен в 1913 г.» (Главное управление землеустройства и земледелия - Отдел земельных улучшений). Этот знак установлен здесь в память о работе партии Крымских водных изысканий, которая в начале XX века проводила на плато исследовательские работы, связанные со строительством на яйле гидротехнических сооружений.
Крокус
Справа от дороги – памятник партизанам Ялтинского отряда. 13 декабря 1941г. этот отряд был окружен карателями возле родника Беш-Текне. В тяжелом бою многие партизаны погибли, среди них – командир 4-го партизанского района Д. И. Аверкин, комиссар 5-го партизанского района Г. В. Василенко, командир отряда Д. Г. Мошкарин, комиссар отряда С. Н. Белобродский. Их останки позднее были перезахоронены здесь, в братской могиле.
Недалеко от памятника, над южнобережным обрывом, на скале Шишко расположена видовая площадка, названная так по имени инженера, руководившего в конце прошлого века строительством дороги Бахчисарай — Ялта. Она находится на высоте 1182 м над уровнем моря. С площадки видно, как далеко внизу, сливаясь с горизонтом, неподвижно застыла морская гладь. Стройными рядами и врассыпную спускаются к морю дома Ялты. С крутых обрывов Ай-Петри к городу сползают лесистые отроги гор. Слева в море выступает мыс Мартьян – оконечность Никитского отрога, справа Ялтинский амфитеатр замыкают склоны гор Могаби. Между Могаби и скалой Шишко расположена гора Пендикюль. По склонам этих гор мы поднимались из Ялты. Между Могаби и Никитским отрогом лежит другой большой отрог Йограф, холм Дарсан в Ялте – его продолжение. Йограф служит водоразделом двух речек – Дерекойки и Учан-Су, в долинах которых и лежит Ялта. Кроме главных отрогов, к Ялтинскому амфитеатру спускаются отроги поменьше: Ставри-Кая, Кизил-Кая, Баланын-Кая, они разделяют притоки рек Дерекойки и Учан-Су.
Облака под Ай-Петри
Если повернуться спиной к обрыву, прямо перед вами окажется Ай-Петринское плато, вернее, его восточная часть. Слева на горизонте вздымаются характерные зубцы горы Ай-Петри. На северо-востоке возвышается гора Бедене-Кыр, а справа отдельные вершины как бы сливаются в горную гряду, заканчивающуюся далеко на востоке горой Рока.
Недалеко от скалы Шишко, в днище оврага можно осмотреть небольшой, сооруженный еще до революции конденсационный источник. На плато Ай-Петри, а также на лесистых склонах побережья можно иногда увидеть сильно разрушенные стены. Такие стены в начале XX в. сооружали по рекомендации первых исследователей Айпетринскои яйлы для увеличения водных запасов (снег не сдувался на склоны, а, медленно стаивая, пополнял подземный сток). Стены на склонах появились, по свидетельству историков еще в средневековые времена, когда владельцы земли отмечали границы своих участков, сооружая каменные заграждения.
Горные плато Главной гряды, в том числе и Айпетринское, яв¬ляются областью классического карста. Сочетание геологических и климатических факторов создало благоприятные условия для раз¬вития на поверхности яйл карстовых форм и в то же время... лиши¬ло их воды. “Часами можно бродить по яйле, не встречая ни одного источника, ни одной капли воды ”,- писал в 1915г. один из первых русских исследователей карста А. А. Крубер.
Карст уводит воду глубоко под землю. Там, в теле горных массивов, происходят сложные природные процессы, формирующие карстовые воды, которые питают верховья почти всех крымских рек.
Попадая под землю, вода «разъедает» горы, создавая в них пустоты. И если такой процесс продолжается достаточно долго, образуются гигантские пещеры и шахты. Самая глубокая шахта в этом районе (и вторая по глубине в Крыму) — Каскадная. В начале 60-х годов она была исследована до глубины 246 м, а в 1978 г. крымские спелеологи проникли по новым ходам на глубину 400 м. Неподалеку от верхней станции канатной дороги находится доступная для большинства туристов пещера Уч-Кес (Трехглазка) – яркий пример карстовой пещеры айпетринского плато. В нее ведут три входа-отверстия, похожие на глаза. Спускаемся на глубину 26 м по деревянной лестнице, затем съезжаем на корточках по скользкому, крутому склону на дно шахты к подземному озеру. Зимой холодный воздух накапливается на дне, вытесняя теплый на многие месяцы. Образуется лед, на котором лежит свалившийся сверху снег. Над замерзшим озером располагается «глаз» шахты, своего рода окно, заливающее голубоватым светом многометровый снежный конус. Лед в Трехглазке сохраняется до середины лета. Ознакомиться с ней можно самостоятельно, в свободное время, группы формируются спелеологами у входа в пещеру, отмеченного мачтой с флагом.
Нельзя не отметить особенности климата Ай-Петринского массива. Погода в горах очень переменчива. Часто бывает, что вершины скрыты в густом тумане, там гремит гром и хлещет ливень, а внизу, в долинах, ярко светит солнце, и о том, что наверху идет дождь, мы узнаём по внезапному паводку, возникшему, как нам кажется, без видимых причин.
Когда мы обращаем внимание на то или иное метеорологическое явление, у нас очень часто создается впечатление о его полной неожиданности. Мы говорим о внезапном снегопаде, грозе, граде. Однако для формирования каждого типа погоды требуется определенное время, и изменения погоды можно предсказать задолго до него по многим признакам. Именно эти признаки наблюдают и изучают метеостанции, расположенные повсюду, даже в самых на первый взгляд немыслимых местах — в пустынях и па полюсах земного шара, в тайге и на вершинах гор.
Три метеостанции работают на Ай-Петринском массиве (у скалы Шишко, в урочищах Беш-Текне и Ай-Дмитрий), одна у его подножия, в Ялте, несколько метеопунктов есть в селах, окружающих массив. Так что информация о климате Ай-Петри, его особенностях, накоплена немалая.
В контрастности климата на Ай-Петри можно легко убедиться, поднявшись из Ялты на плато, то есть переместившись из жаркого субсредиземноморского в умеренно холодный, избыточно влажный климат. Среднегодовая температура воздуха в Ялте +13,1°, на Ай-Петри +5,9°, разность температур в этих пунктах при расстоянии между ними по прямой около 10 км составляет 7,2°. В равнинных местностях такая разность температур возникает при перемещении с юга на север на расстояние 800—900 км.
В горах в один и тот же месяц, но в разные годы среднесуточная температура может быть самой различной. На Ай-Петри в январе она бывает и +11,4º и —20,4°, в феврале + 11,5º и —26,5°, в августе +27,1º и —2,3°. Самый теплый месяц на яйлах Крыма — июль, реже август, еще реже июнь. Средняя температура июля 15,6°, но максимальная значительно выше, она равна 32°. Зима на плато наступает в первых числах октября, а заканчивается в начале мая, хотя сроки эти, конечно, условны. В отдельные годы снег может выпасть и в июле, и в сентябре, а иногда устойчивая теплая погода держится до декабря. Самый холодный месяц — февраль, средняя температура его составляет —3,8°.
Осадки на Ай-Петринском плато выпадают в виде дождя (40% всей суммы осадков) и снега (60%). В среднем за год на Ай-Петри выпадает 1052 мм осадков (в Ялте всего лишь 635 мм), причем только в январе 160 мм. Дожди наиболее часты в период с ноября по март. Самый сильный ливень был зафиксирован на Ай-Петри в июне 1912 г. Тогда за сутки выпало 218 мм осадков, то есть 218 000 куб. м воды на 1 кв. км площади плато. Для сравнения укажем, что любой крупный пруд в Крыму вмещает лишь немного больше 100 000 куб. м воды.
Устойчивый снежный покров держится с середины декабря до апреля. Этот период — самое лучшее время для лыжных прогулок. К сожалению, лыжный спорт в Крыму не получил до сих пор должного развития. И дело не только в том, что нет надежного транспорта, отсутствуют лыжные базы и трассы. Мешают климатические условия. В связи с частыми оттепелями на безлесных участках снег несколько раз в течение холодного периода сходит полностью или на 50-70%.
Хаста-Баш
Январь и февраль, иногда март — месяцы, когда со склонов Ай-Петри возможен сход снежных лавин. Этот факт может удивить многих, но лавинная опасность в Крыму вполне реальна. Недаром в последние годы Крымская гидрометеорологическая обсерватория стала оповещать о ней любителей зимнего туризма по радио и в газетах. В Крыму выявлено более восьмидесяти очагов лавин, наиболее опасные находятся на склонах Ай-Петри, Бабугана, Чатырдага, Демерджи. Конечно, крымские лавины не сравнить с теми, что сходят со склонов Тянь-Шаня и Памира. Однако объем их иногда превышает сто тысяч кубометров. Такие лавины способны уничтожать гектары леса, ломать здания и сооружения.
Относительная влажность воздуха в горах несколько выше, чем на побережье (в Ялте среднегодовая относительная влажность 69, а на Ай-Петри 74%). Намного больше на яйле дней с туманами (в Ялте 38, в горах 150), которые бывают в основном зимой и весной.
Разительно отличается Ай-Петринское плато от побережья и ветровым режимом. Если внизу лишь изредка дуют сильные северо-восточные ветры, которые, «падая» с гор на южнобережный склон, приобретают скорость до 20 м в секунду, то в зоне плато число безветренных дней ничтожно мало, а скорость ветра достигает 50 м в секунду. Летом на яйле не так жарко, но величины рассеянной и суммарной солнечной радиации почти такие же, как и на побережье. На Ай-Петри суммарная солнечная радиация равна 120,6 ккал/см² (в Ялте 122,5 ккал/см²). При этом больше всего тепла поступает в июле (17,2 ккал/см²), меньше всего в декабре (3,0 ккал/см²). Продолжительность солнечного сияния на Ай-Петри также весьма велика — 2325 часов в год (в Ялте 2250 часов). Интересно отметить такой факт. В холодный период года крутые склоны, обращенные на юг, получают в два раза больше тепла, чем поверхность плато в целом, и в 4—5 раз больше, чем крутые склоны, обращенные на восток, запад и север.
Нежелательные капризы погоды на плато и склонах массива — явление все же кратковременное. Большую часть года, в том числе и зимой, это идеальное место для туристских путешествий.
На подъеме к вершине горы раскинулся самый большой на крымской яйле участок старого буково-грабового леса (его площадь – 614га). Мощные, до 10-15м высоты и до полуметра в диаметре ствола, деревья создают картину, редкую для почти безлесных горных плато. Кроме бука и граба, здесь можно встретить эндемичный для Крыма клен Стевена, ясень, рябину обыкновенную, изредка крымскую сосну, рябину греческую, клен полевой, лещину и другие виды деревьев и кустарников. У самой бровки яйлы приютились лохолистная груша и сосна-«самолет». Возраст последней (около 300лет) и оригинальная флагообразная форма кроны сделали ее самостоятельным памятником природы (объявлена с 1964г.). Когда-то она считалась почти визитной карточкой Ай-Петри: бешеные зимние ветры придали ее кроне причудливую форму, по очертаниям действительно напоминающую самолет (тут, если всмотреться, есть и фюзеляж, и хвостовое оперение). Сосна одинока - вокруг нее у кромки плато больше деревьев нет. Это - своеобразный «маяк», ориентир для тех, кто, может быть, оказался застигнут на плато непогодой и стремится спуститься вниз, на Южный берег.
На открытых пространствах нагорья растут проломник крымский, железника крымская, чабрец ялтинский, эспарцет ялтинский и другие характерные для этих мест виды.
Исключительный интерес представляют несколько очень старых экземпляров тиса ягодного, растущих на опушке к северо-востоку от зубцов Ай-Петри. Возраст старейшего из этих исполинов – более 1000 лет. Тис этот старше Москвы, современник Тмутараканского княжества! Дерево-памятник имеет высоту около 12м, крона его изрядно потрепана ветрами, многовековый ствол порос лишайниками. Но темно-зеленая хвоя тиса по-прежнему блестит, как «в молодости». Тис – дочетвертичный хвойный реликт Крыма – в далеком прошлом был широко распространен в горных лесах.
Ай-Петринская реликтовая роща является убедительным доказательством того, что на яйле лес может развиваться вполне нормально, выполняя важную почво- и водоохранную роль. Тем более неприятно видеть в этой роще поломанные горе-туристами ветви деревьев, общипанный «на память» тис, следы костров у сосны-«самолета». Возмущение вызывают безобразящие Ай-Петринский памятник природы многочисленные наскальные «автографы» и изречения стяжателей сомнительной славы, а по-существу – браконьеров…
Возвращаемся на нижнюю дорогу по канатной дороге. Канатная дорога «Мисхор-Ай-Петри» является уникальным сооружением и одной из самых ярких достопримечательностей Крыма, на которой мы совершим еще одно, последнее, захватывающее дух путешествие с горы Ай-Петри к побережью. Протяженность дороги 2980м и за 15 минут мы спустимся с высоты 1153 м, испытав при этом незабываемое ощущение полета. Канатная дорога соединяет побережье Черного моря с плато Ай-Петри, где с видовой площадки, как мы уже успели в этом убедиться, открывается изумительная по красоте панорама Южного берега Крыма.
Канатная дорога была построена в 1987 году. Уникальность дороги – безопорный верхний участок и угол подъема 46º – аналогов в Европе нет. Между участками находится средняя посадочная станция на высоте 395 м. Верхний безопасный участок дороги, длина каната которого 1670 м, практически безопасен. Прогулка на канатной дороге – это отличный отдых, общение с прекрасной крымской природой.
Внизу, с нижней станции канатной дороги, микроавтобусом можно уехать в славный город Ялта.