Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет
о горном туристском походе 3 к.с. по Ц. Кавказу, совершенном группой туристов секции горного туризма МГУ ПС (ТК МИИТ) (Москва) в период с 29.12.2005 по 09.01.2006 года
Маршрутная книжка № 1/3 -304 1.1 Паспорт маршрута
1. Район путешествия - Ц. Кавказ 1.2 Сокращения, терминология и допущения
-Везде, где не оговорено особо, километраж приведен без учета горного коэффициента 1,2. -Везде, где не оговорено особо, понятие “правый” и “левый” даны в орографическом смысле.
-Категорийность и высоты перевалов даны по путеводителям А. А. Алексеева “Эльбрус и его отроги” и “Южнее Баксана”. 1.3 Подробная нитка маршрута Г. Тырныауз-р. Джуарген- пер. Суарык(1Б 3243) – пос. Верхний Баксан- а/л “Уллутау”-л. Гумачи-пер. Гумачи(2А3540)-а/л “Джантуган”-а/л “Шхельда”-в. Обзорная(3460)- пер. Обзорный(1Б 3460)- р. Юсеньги-пер. Когутай(2А 3700) – поляна Чегет – пос. Терскол- пос. Азау- станция “Мир”-приют “Бочки”- траверс вост. ледовых полей Эльбруса(1Б 4200) – л. Ирик-пер. Ирикчат-пос. Эльбрус 1.4. Сведения об участниках
*Участник Кимель Борис сошел с маршрута на 5 день маршрута из-за нарыва десны. Таким образом, он прошел маршрут 1 с элементами 3 кс. 1.5 Аварийные выходы и запасные варианты. Аварийные выходы могли быть реализованы в дни с 1 по 9 в долину Баксана. Маршрут проходил через альплагеря “Шхельда”, “Джантуган”, “Уллутау”, поселки Верхний Баксан и Терскол, где можно получить помощь или консультации. Запасные варианты включали в себя отказы от сквозного прохождения перевалов Гумачи и Когутай в случае лавиноопасности этих перевалов со сторон Адырсу и Юсеньги и радиальные восхождения на них из долин Адылсу и Баксана соответственно. Еще одним запасным вариантом был обход перевала Гумачи через перевал Койавганауш. Дополнительным вариантом был траверс В. ледовых полей Эльбруса с выходом в поселок Эльбрус через перевал Ирикчат на 10 и 11 дни похода, в случае, если погодные условия не будут позволять совершить восхождение на Эльбрус. 1.6 Взаимодействие со спасательными службами района. На маршруте группа получала консультации на КСП а/л Уллутау и в Эльбрусском ПСО, базирующемся в Терсколе. Группа вставала на учет в Эльбрусском ПСО. Телефоны спасательных служб района: - Эльбрусский ПСО: 8 (86638) 71489 – оперативный дежурный 8 (86638) 71278 – противолавинная служба - Шхельдинский ПСО: 8 (86638) 71141, 78421 Перед походом информацию о погоде и количестве снега в районе группа отслеживала по материалам сайта www.go-elbrus.com 1.7 Причины изменения маршрута Изменения маршрута не было, маршрут пройден по заявленному дополнительному варианту. Основной вариант (восхождение на Эльбрус) не удалось реализовать из-за погодных условий. 1.8 Смета похода. Взаимодействие с турфирмами района В общей сложности, поход обошелся, без учета транспорта Москва-Мин. Воды и Мин. Воды-Москва, в 4500/чел. Некоторые статьи расходов: Трансфер, пропуска и заброски мы заказывали через фирму “Эльбрус-Навигатор”, имеющую офис в Терсколе. К услугам этой фирмы мы прибегаем не в первый раз, и каждый раз мы оставались довольны тем, как она исполняет свои обязательства. Контакты: e-mail: elbrusnavig@mail.ru Виктория Ворошилова, менеджер: 8 928 311 52 69, 8 (86638) 75 196 Эльдар, водитель: 8 928 7136397 Следует отметить, что водитель Эльдар – действующий сотрудник МВД КБР, и это обстоятельство может позволить избежать придирок со стороны других сотрудников МВД на постах на дороге. К сожалению, машина, которой он владеет – это ВАЗ 2106 с верхним багажником, поэтому перевозка групп больше 4 человек при помощи этого водителя затруднительна. Маршрут пройден по заявленному дополнительному варианту:
Поход преследовал цели ознакомиться с особенностями района путешествия в условиях январского межсезонья, выработать тактику построения и прохождения маршрутов в январе, сформулировать критерии к подбору снаряжения. Также преследовались эстетические цели: маршрут проходил по красивейшим местам Приэльбрусья, с видами на живописнейшие вершины Ц. Кавказа – Эльбрус, Донгузорун, Шхельдытау, Джантуган, Ушба и др. В межсезонье, в отличие от лета, в районе находится немного людей, что, по мнению группы, только добавляет горам красоты и очарования. 2.3. Особенности района путешествия. Выводы, рекомендации. Основным препятствием для походов в Приэльбрусье в январе являются неустойчивые погодные условия. При хорошей погоде в диапазоне высот 3000-4000 следует ориентироваться на температурный диапазон (день/ночь) : -2…-10/-10...-20 , при облачности -2...-5/-5...-10. При сильном ветре – значительно холоднее. При облачности видимость снижается до 5 м , что делает ориентирование на местности затруднительным или невозможным. Группам следует быть готовым к резкому наступлению облачности, от появления перистых облаков до полной потери видимости может пройти менее 3 часов. Снежный покров (или его отсутствие) создает повышенные трудности при передвижении, замедляет движение, которое в этих условиях требует значительных энергозатрат. Мощные снегопады в Приэльбрусье начинаются в середине-конце декабря, продолжаются до конца января, и состояние снега в январе может оказаться разным. Во-первых, группам надо быть готовым к наличию неплотного, рыхлого, сухого и незафирнованного снега. Его количества и консистенции недостаточно для высокой угрозы лавинной опасности, так как ни глубинный иней, ни снежные доски не успевают к этому времени образоваться. Однако то обстоятельство, что снег еще не успел уплотниться после снегопадов, вызывает катастрофическое проваливание при тропежке по пояс и даже глубже. Во-вторых, на некоторых участках может возникнуть ситуация с отсутствием снега. В этом случае препятствием может выступить зимний лед, в который тяжело воткнуть кошки и ввернуть буры. Если снег есть, то он сухой, он не раскисает на солнце, не приводит к такому намоканию обуви и гамаш, как в мае и летом, но ночью на поверхности может образоваться плотная корка, которая не держит человека и создает дополнительные трудности при тропежке. В январе большинство троп, хорошо расхоженных в летний сезон, могут быть погребены под снегом. Они не видны, не читаются, и это затрудняет выбор пути и замедляет продвижение. Имеется значительная разница в количестве снега на северных и южных склонах. Есть разница в количестве снега и между долинами, расположенными по разные стороны от Баксанского шоссе. Очевидно, облачность застревает, наткнувшись на высокие вершины вблизи ГКХ, и снегопады там более интенсивные. Долины Адырсу, Адылсу, Юсеньги являются погранзонами. Для посещения этих долин требуется заранее оформленный пропуск. В январе продолжительность светлого времени суток в Приэльбрусье не превышает 10 часов. Начало утренних сумерек – 7.00, окончание вечерних – 17.20. Правда, возможен бонус в виде лунного света в ясную погоду. Луна в зените – как раз в 17.00. Света Луны достаточно, чтобы осуществлять движение вдоль протяженных ориентиров – вдоль ручья, реки, по гребню или спусковому кулуару. Однако света не достаточно для поиска этих самых протяженных ориентиров. Следует уделить внимание физической подготовке группы, или значительно увеличить продолжительность похода по сравнению с эквивалентным, совершаемым в сезон. Нашей группе, приходилось идти без обедов и привалов по несколько часов подряд, чтобы входить в график похода, который, следует признать, более подходил для летних условий. Группой использовались 2 типа снегоступов – TSL 225 и “Tubbies”, неизвестно какой фирмы. Эти снегоступы состоят на службе в МЧС Северо-Западного округа Москвы, там мы их и выпросили. Огромное спасибо сотрудникам. К сожалению, оказалось, что снегоступы “Tubbies” недостаточно прочны, часто ломались. TSL вели себя великолепно. В поход в январе советуем взять с собой скороварку. Дело даже не в том, что в ней быстрее и лучше готовится еда и не пригорает, а в том, что если готовить в палатке, это ее нагревает, в ней становится значительно теплее, но пар осаждается на внутренней стороне палатки, и делает пребывание в ней менее комфортным, промокают вещи и отсыревает спальник. На спальники брали накидки, пусть отсыревают они. Использование скороварки сохраняет плюсы приготовления еды прямо в палатке, и убирает часть минусов, ведь пар можно выпустить и за пределами палатки. Облачность творит чудеса. На одном краю долины может быть ничего, кроме другого края долины, не видно из-за тумана, снегопада и облаков, а над другим краем долины светит (и очень красиво) ласковое Солнце. В январе особенно заметно, как внезапно меняется погода. Завершающую часть маршрута, последние 4 дня, мы шли в молоке, с полной потерей визуальной ориентации в пространстве, молоко исчезло бесследно за какие-то 3 часа. Погода сменилась от ясной и солнечной до отсутствия видимости раза 3 за время прохождения маршрута. На маршруте использовались 3 вида газа – отечественные “дихлофосы” изобутан, западные “Kovea” пропан-бутановая смесь, также повторно заправленные баллоны. Весь газ вел себя в наших условиях одинаково, никаких трудностей нам не доставил. Снежный покров тоже преподносит сюрпризы. При подъеме на перевалы Гумачи и Обзорный тропежка была очень напряженной, вплоть до пробивания траншей, однако в обоих случаях нам удалось найти на склоне узкую полосу, на которой снег значительно плотнее, чем вокруг. Сход с этой полосы приводил к застреванию, приходилось искать эту полосу снова. Объяснения наличию таких полос мы найти не можем. При движении на спуск по январскому снегу, советуем расстегивать поясники рюкзаков. Дело в том, что нога, находящаяся ниже по склону, может провалиться намного глубже, чем другая нога, что может привести к опрокидыванию путем кувырка через голову. Рюкзак усугубляет опрокидывающий момент, поэтому его лучше быстро снять. Группа убедилась, что не только летние описания не сопоставимы с условиями января, но и визуальное сличение местности с летними фотографиями не всегда приводит к узнаванию. Группе приходилось провешивать веревки там, где летом ходят по тропе, (например, начало подъема на пер. Гумачи со стороны Адырсу), и наоборот, места, где группы летом провешивают веревки, пройдены нашей группой без затруднений (например, 3-я ступень ледопада Гумачи).
29.12.2005 г. Мин. Воды-г. Тырныауз- соединение дорог Джилысу- Былым и Джилысу-Тырныауз, 14,7 км, ЧХВ 7,5 часов, +1300 м, ясно В район проведения похода группа добиралась разными способами. Двое человек – поездом, двое – самолетом. В 2.00 в аэропорту Мин. Воды загрузились на заказанную ранее машину, заехали на ж/д вокзал за остальными членами группы и выехали в Тырныауз. В 6.00 были уже у начала дороги, ведущей по правому борту долины р. Кумыксу к шахтам Тырныаузского горно-обогатительного комбината и далее на Джилысу. Понадобилось некоторое время, чтобы переодеться и сформировать заброски, и в 7.00 группа уже вышла на маршрут. По правому борту долины р. Кумыксу идет серпантин дороги. Он хорошо разъезжен. По нему мы поднялись до горы с триангуляционным знаком на ней. На самом деле, мы увлеклись, идя по хорошо наезженной колее дороги, так как полагали, что машины идут в долину Джуаргена. Полого по дороге дойдя до вершины, обнаружили, что промоахнулись и вышли на тупиковую дорогу, идущую на вершину, и теперь дорога, идущая по левому борту долины и ведущая к долине Джуаргена , находится в 20 метрах ниже нас. Перед спуском пообедали. На горе были в 12.00, спуск начали в 14.30. Дальнейшее движение осуществляем по дороге в сторону пересечения дорог Джилысу- Былым и Джилысу-Тырныауз (пер. м. Джуарген, нк). Характер движения изменился. Если раньше дорога была хорошо разъезжена и снег уплотнен, теперь пришлось идти траверсом по снегу, лежащему на дороге призмой со скосом в сторону обрыва, примерно в 15-20 градусов. Приходилось проявлять осторожность, чтобы не уехать. Дойдя до соединения дорог Джилысу- Былым и Джилысу-Тырныауз, встали на ночлег в 17.00. Пересечение дорог – это открытое место, с которого открывается хороший вид на г. Гижгит (весьма примечательную, кажется, ее еще называют “тещины зубы”), хребты, лежащие к северу от Тырныауза. 30.12.2005 Соединение дорог Джилысу- Былым и Джилысу-Тырныауз-верхний цирк перевала Суарык, 8,5 км, ЧХВ 5 часов, -300+600 м, ясно Погода продолжает радовать. Кругом солнечно и красиво. Движемся по дороге на Джилысу. Направление – на запад. Дорога траверсирует кулуары южных бортов долины рр Гижгит, далее - Джуарген. Впереди и чуть слева по ходу движения торчит гора Суарык. Его скальная вершина отличается от окружающих вершин, покрытых снегом. Наш перевал – в восточном плече г. Суарык (3712). Далее мы дошли до слияния рек Джуарген и Суарык, в этом месте стоит кош. (ЧХВ 1.15 от перевала м. Джуарген, места нашей предыдущей ночевки). Дальнейший путь к перевалу ведет на юг, вверх по долине Суарык. Склоны этой долины в наших условиях были нелавиноопасны, на левом борту иногда прослеживаются остатки автомобильной колеи. Посреди долины идут 2 ярко выраженных моренных гребня. Мы вылезли на левобережную морену и пошли по ней. Здесь много снегу, движение в снегоступах без проваливания. Пройдя гребень морены целиком, вышли в перевальный цирк. С этого места перевал не виден, он скрыт небольшим скальным отрогом, перевальный взлет достаточно пологий. Прошли еще немного в сторону перевала и, наконец, он нам открылся. Один из членов группы почувствовал легкое недомогание, возможно, связанное трудностями акклиматизации, и на начале перевального взлета мы рано встали лагерем, благо место было пологое и не лавиноопасное. 31.12.2005 Верхний цирк перевала Суарык-пер. Суарык (1А 3243)-р. Кыртык-пос. Верхний Баксан-а/л “Уллутау”), 21,4 км, ЧХВ 11 часов, +300-1700+1000 м, утром – ясно, вечером – ухудшение погоды. Проснулись пораньше, с намерением войти в график. У заболевшего состояние улучшилось, и он рвался в бой. Однако появились жалобы на зубную боль у еще одного участника. Забрав у первого все общественное снаряжение, приходящееся на его долю, мы отправились на пер. Суарык. Менее, чем через час, набрав 300 м высоты, мы на него вышли. Седловина перевала широкая и пологая, на ней есть места под множество палаток, есть тур, но без записки. Положив туда свою записку, мы посидели, отдохнули и пошли на спуск. Максимальная крутизна спуска – 20-25 градусов, характер – занесенная снегом осыпь, местами с проплешинами. Спуск мы осуществляли уходя чуть вправо от тальвега, там было больше безснежных участков, на первых нескольких сотен метров спуска, далее шли вдоль ручья Зугулла. Там уже снега было достаточно, мы одели снегоступы и принялись тропить. Снег не держал совершенно и скорость передвижения была очень низкой. Дойдя до впадения 2-го по счету ручья с левой стороны, мы прямо с этого места поднялись на левобережную террасу и пошли по ней. Идти стало гораздо легче, проваливание прекратилось. По имеющимся у нас описаниям, по террасе должна идти тропа, однако мы ее не увидели. Постепенно мы вошли из открытого пространства в зону леса, далее, совсем чуть-чуть не доходя до устья, перешли реку и по правому борту долины вышли в дол. р. Кыртык. (ЧХВ 4,5 часа от перевала). Далее группа отдохнула, перекусила и отправилась дальше, пройдя коши и перейдя по мосту реку Кыртык, перешла на левый борт дол. р. Кыртык. Здесь в долину Баксана ведет удобная дорога, по которой мы без проблем, любуясь красивыми видами на поросшие лесом склоны окружающих гор, спустились в пос. Баксан. (2,5 ч от слияния Зугулы и Кыртыка). Зубная боль у члена группы Кимеля Бориса усилилась и доставляла ему много неудобств. В поселке мы купили фотопленку, взамен забытой нами в Москве, и отправились в ущелье Адырсу к а/л Джантуган, куда ведет дорога от Баксанского шоссе. Устьевую ступень реки Адырсу преодолели на подъемнике, вместе с машиной каких-то экскурсионных туристов, которые хотели просто посмотреть долину, без продвижения по ней. Наверху - пост пограничников, проверка пропусков и документов. В январе а/л Уллутау не работал, и нам крупно повезло, что до нас по дороге к альплагерю проехал какой-то джип. Вряд ли бы там проехала обычная машина, вряд ли бы мы смогли протропить такие сугробы сами с такой же скоростью, с какой мы прошли по пробитой колее. Уже поздно вечером были в альплагере, где нас приютили и обогрели (большое спасибо сотрудникам альплагеря). 01.01.2006 а/л “Уллутау”-3-я ступень ледопада Гумачи 3,9 км, ЧХВ 5,5 часов, +800 м, облачность, снегопад, ветер, к вечеру – днем – ухудшение видимости, к вечеру – отсутствие видимости.
Случилась неприятность – у Бориса Кимеля усилилась зубная боль, возник нарыв на десне, мы решили, что ему надо бы пойти лечить зубы в Тырныауз, и потом присоединиться к нам уже со здоровыми зубами. Пока перекладывали вещи и перераспределяли еду, прошло много времени. Далее идем втроем (см. фото 01- а/л Уллутау). Вышли поздно.
02.01.2006 Пер. Гумачи (2А3540)-а/л “Джантуган”-а/л “Шхельда”- 11,7 км, ЧХВ 8 часов, +350-1600 м, ветрено, незначительная облачность.
Порадовались тому, как тщательно люди заворачивают перевальные записки – до нас люди здесь были лишь 29 августа, записка была упакована в целлофан, который сложен в контейнер для фотопленки, который завернут в еще один целлофан, который положен в коробочку, который положен в пластиковую баночку. Изъяли записку (прилагается к отчету) и положили свою. Полюбовавшись видами на долины Адылсу, пик Джантуган и г. Эльбрус, начали спуск. Вниз, на ледник Джанкуат, вел забитый снегом кулуар крутизной до 25 градусов, который благополучно преодолели по 2 сдвоенным веревкам. Далее движемся по центральной части ледника, так как там менее ветрено. Ледник Джанкуат пологий, крутизна редко где превышает 25 градусов, трещины забиты снегом, большие разломы наблюдались лишь в левой части ледника под склонами западной из скал Аристова(что опять противоречило летнему описанию). Видимо, из-за того, что склон хорошо продувается, проваливание на спуске существенно меньше, чем на подъеме.
От начала подъема на ВЦСПС до а/л Джантуган тропа хорошо протоптана, на ней попадаются гуляющие люди. Далее без проблем по тропе и дороге дошли до а/л “Джантуган”, затем до а/л “Шхельда”. Оба альплагеря работали как гостиницы. Забрали в “Шхельде” заброску и остановились на ночлег. Дозвонились Борису, он – в Тырныаузе, еще лечит зубы, обещает присоединиться к нам в Терсколе. 03.01.2006
С рассветом вышли из а/л “Шхельда” и пошли вверх по долине Шхельды по набитой тропе. Менее, чем через час движения прошли не действующий погранпост (см. фото 08 ) и вышли на стоянки “Улыбка Шхельды”.
Так в подъеме по контрфорсу прошел весь день. Были вынуждены остановиться в месте, где контрфорс заканчивается и есть небольшое выполаживание под началом явно выраженного гребня в. Обзорная. 04.01.2006 В. гребень в. Обзорная- в. Обзорная(3460)- пер. Обзорный(1Б 3460)-р. Юсеньги 4,1 км, ЧХВ 9 часов, +300 -700м, ясно. Дальнейшее движение осуществляем по узкой полосе более плотного снега, чем вокруг, сход с полосы приводит к застреванию. Полоса поднимается на хребет Юсеньги правее п/х гребня в. Обзорная, и где-то метров через 150 по высоте выводит на гребень.(см. фото 11)
По гребню движение не составляет труда и вскоре мы выходим на в. Обзорная. Панорама с вершины - см. фото.
Далее спускаемся на перевал и с него уже начинаем спуск в сторону дол. Юсеньги. (см. фото 13)
Некрутой спуск с перевала выводит на предперевальное плато. Спуск с него производится по кулуарам, забитым снегом. Все они выглядели внушительно, снега на них много, крутизна – большая, но мы нашли наиболее безопасный из них, самый северный и по нему спустились до очередного выполаживания. Кулуар закончился небольшим скальным сбросом, мы катапультировали рюкзаки и слезли свободным лазаньем (2,5 м). В долине Юсеньги заметили строение. Думали, что это – приют Донгузорун, а оказалось, что это легкий навес рядом с ним. Далее идем по направлению к навесу. Он стоит в устье ручья, стекающего с правого склона Юсеньги. Движемся левым склоном ручья, тропим. Стемнело, и мы перешли к движению непосредственно по ручью. Не обошлось без намокания, пару раз зачерпнули, но вышли все-таки к приюту Донгузорун, который оказался землянкой, оставленной пограничниками. Там и заночевали. 05.01.2006 р. Юсеньги-цирк пер.Когутай 7,4 км, ЧХВ 5 часов, +500 м, Утро-ясно, вечер – снегопад облачность, ветер, видимость – до 30 м. Проснулись поздно, сказалась усталость прошедших двух дней. Движемся по долине Юсеньги на юг, затем поворачиваем на запад и идем в конец долины, к пер. Когутай. Этот перевал найти очень легко: надо отсчитать в С-З ребре Донгузоруна вторую дырку. Ледник Юсеньги забит снегом поэтому двигаемся по его левобережной морене. Далее – траверсом склона (крутизна 20-25 градусов). Попадаются более крутые участки, их проходим на “3 такта”. Наконец, мы достигли кулуара ручья, вытекающего из-под г. Когутай, борта этого кулуара представляли собой скальные сбросы, и мы были вынуждены спуститься на ледник. Провесили 2 сдвоенных веревки, и потеряв около 40 метров высоты оказались на леднике. Поднимаемся в цирк перевала Когутай. Видимость ухудшается, пошел снег. В цирке заночевали. Среди мглы еле торчат выбранные в качестве ориентира, обозначающего путь подъема, скальные выходы. 06.01.2006 цирк пер.Когутай -пер. Когутай(2А3700)-поляна Чегет -пос. Терскол 7,6 км, ЧХВ 8 часов, +500 -1700м, Утро- снегопад облачность, ветер, видимость – до 30 м , вечер – прояснение, облачность.
До низа спуститься таким образом не удалось, все-таки пришлось провешивать одну веревку (10 м) на ледорубе 9см. фото 15, снято под углом), последний спускался с нижней страховкой. За 2,5 часа мы спустились до каньона реки Когутайки и обошли его справа п/х. Разумеется, опять нет тропы. Далее, мы переходим на правый берег реки, и двигаемся по засыпанному снегом бурелому и камням. Постоянно кто-нибудь спотыкается, слетают снегоступы. В 2 километрах от себя мы видим катающихся горнолыжников на склонах Чегета, но продвигаемся к ним крайне медленно напролом через лес. Удивительно, но вышли мы прямо к мосту через реку Донгузорун. Дальше – Чегетская поляна, вкусная еда и, наконец, поселок Терскол, где мы нашли ночлег. 07.01.2006 пос. Терскол-пос. Азау-станция “Мир” канатной дороги-приют “Бочки”-траверс вост. ледовых полей Эльбруса(1Б4200) – л. Ирик. 9,4 км, ЧХВ 9,5 часов, +1300 (на канатной дороге) +700-500м, Снегопад, облачность, видимость вечером– до 20 м с редкими прояснениями
Идем по компасу в северо-восточном направлении. Движение в связках, тропежка. Так как видимость недостаточна, перепутали “Рыжий бугор” перевала Ирикчат с встреченной по пути скалой (вероятно, “приют четырех”). Стали спускаться вниз, и когда поняли, что это долина не Ирикчата, а Ирика, стало уже поздно. Решили попробовать найти проход через л. Ирик, но вскоре завязли в трещинах. Пришлось вставать на ночлег. 08-09.01.2006 р. Ирикчат - пос. Эльбрус – Мин. Воды – Москва, 18,8 км, ЧХВ – 16 часов, -1500 м., 08.01 – весь день – видимость не больше 5 метров, плотный туман, 09.01 – ясно.
В долине видимость такая, что не видно ее бортов. Идем по дну долины, тропим, на всякий случай, в связках. К счастью, в паре километров от слияния рек Ирик и Ирикчат нам попалась сильно занесенная цепочка следов, и мы пошли по ней, тропим дорожку заново. Как именно шли, сказать не можем, так как ничего не было видно, однако к кошам на слиянии рек мы вышли откуда-то сверху, на последнем участке сильно сбросив высоту. Последние несколько сот метров шли в полной темноте при свете фонариков. Заночевали в коше. Поев и немного вздремнув, отправились дальше – самолет ждать не будет. Вышли в час ночи – и удивились. Никаких следов стоявшего еще 4 часа назад тумана нет и в помине, светит луна, к сожалению, уже заходит, видимость – 100%, красоты – неописуемые. Пока собирались, Луна скрылась. От кошей к поселку протоптана хорошая тропинка, идем по ней при свете фонариков. Дорога идет по лесу левого борта долины. Под звуки азана заходим в пос. Эльбрус. Там мы сели в заказанную машину, и уехали в аэропорт Мин. Воды. Завтра на работу! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||