Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Там, где сбываются мечты.
Прохождение перевала Зеркало Красавицы
Продолжение (Начало здесь)
15 августа В 2.00 выглядываем из палатки. Дождь как шел с вечера, так и не прекращается. Слышно, как в бергшрунде под перевалом шумит поток. Нашу снежную стенку уже наполовину размыло. Плачевно. После некоторого колебания решаем сегодня на перевал не идти. Снова ложимся спать. Не спится. Погода несколько улучшилась к 7.00. Дождь прекратился. Появляется голубое небо, ветер меняется на восточный и даже на северо-восточный. Примерно к обеду на перевал наползает тучка с градом, метелит полчаса, потом уносит. На перевале в этот момент было бы неприятно, но полчаса перетерпеть можно. К вечеру холодает. Сегодня день душевных переживаний и терзаний. Есть ощущение, что на перевал сегодня можно было идти, нас снова пропускают. Но время уже упущено, выходить поздно. Остается только ждать завтрашнего дня, для последней попытки. Если решим не идти на перевал и завтра, то нужно будет уходить вниз. Времени больше не будет. Думаю, а не пойти ли все-таки на перевал? Нет, не пойти. Не пойти ли протропить повыше вчерашних следов? Нет, не пошли. Беру себя в руки, не суетимся. Днем с верхних ледовых полей Красавицы сходит мощная лавина, идет прямо на наш лагерь. Мы в тот момент сидели в палатке. “Валим?”, - спрашивает кто-то. “Нет”,-говорю,-“Мы без ботинок. Последние сухие носки промочим”. Лавина останавливается, не докатившись до нас. Впечатлило. Второй день наблюдаем за перевалом. Сегодня с него не сошло ничего! Не смотря на полсуток дождя и большое количество снега на склонах и карнизах. А вчера сошла единственная лавина, да и та перекрыла путь подъема лишь в самом его начале. Нас готовы пропустить! Перевал словно “принарядился” для нас. Особенно волновал участок 2-3. Но и там все тихо. В 18.00 ложимся спать. Не спится. 16 августа, восхождение на Зеркало Красавицы… Подъем в 1.30 ночи. Звездное небо, частично закрытое облаками. Перевал смутно виден при свете звезд. В бергшрунде вода уже не шумит, как накануне. Легкий морозец. То, что нужно! Связываемся, напоследок еще раз просим Алтай пропустить нас. В 4.05 при свете фонариков выходим. За 15 минут подходим по старым следам под лавинный конус. На душе спокойно, все нервы кончились за последние два дня. Поднимаемся в связке по старым следам по 30-40-градусному склону. Дождь размыл наши ступени, примерно четверть снежного покрова растаяла. Осталось сантиметров 30-40. Странный снег – хоть и прихвачен морозцем, но довольно рыхлый и глубокий, наст практически не держит. Идти что по старым следам, что рядом – большой разницы не было. Наконец, старые следы кончаются. Прошло полчаса с момента выхода. Пройти в связке удается еще метров 10-20, слой снега становится тоньше. Из-за того, что он рыхлый, идти приходится уже по льду. Кроме того, увеличивается крутизна склона. Верхняя половина кулуара между скалой и ледовой стеной – градусов 40-45. Придется вешать перила, а ведь была надежда, что после всех снегопадов удастся пройти в связке заметную часть перевала, по крайней мере участок 2-3. Как бы ни так. Возможно, и дождь вчерашний постарался. Хорошо, что вышли рано, а то бы имели шанс “закопаться” на участке 1-3 и словить что-нибудь оттаявшее сверху. Всего в связке по склону удалось пройти метров 200. Иду первым, выход на всю длину веревки (50 метров), провешиваю две веревки под ледовой стеной все еще при свете фонарика. Постепенно начинается рассвет. На второй веревке выходим на участок 2-3. Неуютно. Хочется как можно быстрее его проскочить. Вместо команды “перила готовы” придумал новую команду ”бегом!”. Но “выше головы не прыгнешь”, на веревку уходит 25 минут. Ребята по перилам идут довольно быстро. У ведущего лазанье непростое. Склон 45-50 градусов вначале, постепенно крутизна повышается до 70. Между крутыми ледовыми взлобками – присыпанные снегом трещины. Переходя их, по снегу стараюсь идти “на цыпочках”. Завязнув в снегу в такой трещине на крутом склоне, выбраться уже тяжело. Своеобразный снежно-ледовый “микст”. В какой-то момент в ледопаде слева что-то “ухнуло” – где-то упал серак. По участку 2-3 провешиваю еще 5 веревок (5-я - неполная).
Немного левее (орографически, в сторону р. Камрю) седловины есть небольшая площадочка под прикрытием скальной стеночки с юга. Здесь в принципе можно поставить одну палатку и аккуратно развязаться (фото 34). Резюме по технической части. Подъем на перевал можно разделить на 6 участков (фото 25). Участок 0-1 – лавинный конус и снежно-ледовый склон 30-40 градусов до ледовой стены. Участок 1-2 – косой снежно-ледовый кулуар между ледовой стеной и скалой, 40-45 градусов. Участок 2-3 - первый “ключ” перевала, самый опасный. Идти нужно по границе льда, фактически это край ажурного ледопада. Далее участок 3-4, продолжение ледопада, выход из “мусоросборника”. Точка 4 – второй “ключ”, ледовая горловина верхнего цирка. Участок 4-5 – наклонное плато верхнего цирка. Наконец, участок 5-6 – взлет верхнего цирка на перевальную седловину. Проходим примерно 200 метров в связке по лавинному конусу, снежно-ледовому склону и кулуру. Далее около 600 метров (12 веревок) перил по ледопаду (верх участка 1-2 и участок 2-4). Средняя крутизна склона 45-55 градусов. Снежно-ледовый “микст”. Много разрывов, частично забитых рыхлым снегом. На отдельных веревках достаточно протяженные участки до 70-80 градусов. В горловине – ледовая стенка примерно 5 метров 90 градусов и метровый нависающий гребешок 100-120 градусов. Далее в связке еще не менее 500 метров по закрытому леднику верхнего цирка (участок 4-5). Есть трещины. Крутизна до 20-30 градусов. Затем еще около 200 метров (4 веревки, 45-55 градусов) перил по взлету верхнего цирка в обход карниза (участок 5-6). Наконец, 100 метров (2 веревки) попеременной страховки по гребешку на седловину. Итого – примерно 800 метров перил по технически сложному рельефу, не менее 800 метров в связке. Перевал не дает возможности расслабиться в течение всего времени подъема вплоть до выхода на седловину (у нас в 17.20). Необходимо непрерывное внимательное наблюдение за склонами. Весь подъем занял у нас 12 с половиной часов непрерывной работы. Данный вариант подъема на перевал считаем наиболее логичным и безопасным. Обходить нижний нунатак справа по ходу, выходя в лавинный желоб правее участка 2-3 – предельно опасно! Возможен обход ажурного ледопада орографически справа по скалам, но скалы достаточно круты, протяженны и сильно разрушены, а более-менее приемлемое место перехода через рандклюфт неочевидно. Кроме объективной опасности, этот вариант на наш взгляд нелогичен: технически не столь красив и интересен. Перекусываем. На седловине очень много умирающих бабочек. Летят, падают и скатываются вниз по склону. Решаем, что делать дальше. Можно и заночевать здесь, но боимся перемены погоды и ветра, который может просто выдуть с седловины. В описании говорилось, что спуск в сторону р. Камрю требует 2-3 веревки перил. Решаем сегодня идти на спуск. Безуспешно ищем турик. Складываем свой на камнях у площадочки, на которой отдыхали. Начало спускового кулуара сверху не совсем очевидно. Леша и Рома уходят на разведку. Выясняем, что на спуск нужно идти строго вниз от наиболее низкой части седловины. Выходим на спуск в 19.00.
Какие там 2-3 веревки! Дюльферять и дюльферять. Кулуар забит кристаллизатом, идти в три такта по такому опасно. Дальше кидаем еще 4 дюльфера, уже при свете фонариков. Темп весьма быстрый – успеваем спуститься, сдернуть и распутать катапульту за 20 минут. Шестой дюльфер – в темноте, спуск уже практически не виден. Катапульту ловить в темноте опасно, можно и травмироваться. Мы пока всего лишь прошли кулуар и вышли на расширяющуюся его часть, переходящую в склон (участок 1-2). Связываемся и идем в три такта лицом к склону. Плотный кристаллизат, хочется иметь второй ледоруб. Тут бы еще дюльферов вниз покидать… Иду первым, ориентируюсь на едва различимый в темноте нунатак внизу. Шли примерно полчаса (участок 2-3). Вся нижняя часть склона вместе с бергшрундом завалена громадным лавинным конусом. Это несколько облегчило нам жизнь – не нужно было впотьмах искать переход через бергшрунд. Кроме того, по снежным комочкам, лежащим поверх конуса, идти было существенно приятнее, чем по рыхлому кристаллизату. Итого, спуск – примерно 2Б. На ледник вышли уже совсем без сил, в 22.30. Проходим сотню-другую метров по пологой части и ночуем. Итого сегодня - 18 часов работы (из них 2 часа отдыха на седловине). Перевал пройден как на подъем, так и на спуск. Заночевать наверху было бы правильнее технически, но неправильно тактически. Вот и выбирай! Никто не мог ожидать, что спуск будет настолько тяжелее описанного. 17 августа
Свзываемся, идем по закрытому леднику несколько сот метров. Наст очень тонкий. Проходим как всегда рыхлый лавинный конус под перевальным взлетом. В нормальное время таких конусов здесь не бывает. Склоны – преимущественно ледовые. А сейчас они, после нескольких суток более-менее хорошей погоды, уже даже не снежные, а засыпанные неприятным кристаллизатом. Подниматься по такому – тяжело, ступени вытаптывать толком не получается. Зато бергшрунд полностью завален. Солнце закрывает перистыми облачками. Идеальная погода. Решаем подниматься по кулуару в связке. Нездорового желания сорваться на таком склоне вроде как не возникает. На лед стараемся выходить как можно меньше, идем по кристаллизату в три такта. Первый – с двумя инструментами, вытаптывает какие-никакие ступени. Проходим мимо выходов двух неприятных кулуарчиков, справа и слева. Чьи-то старые следы. Видимо, шли уже после циклона. Перчатка, консервная банка. Сверху прилетает-таки пара-тройка небольших камушков. К счастью, не долетают, застревают в кристаллизате. Выход на седловину, последние полверевки, – скально-осыпной. Провешиваем перила. На седловине были в 13.00. Это хорошо. Получился скоростной подъем почти в альпийском стиле (примерно за час). Длина кулуара - 350 метров, и еще метров 150 склона под ним. В принципе, можно было пытаться идти в три такта не связываясь, но мы все-таки побоялись. На седловине удобная мульда, есть укрытие от ветра. Можно с комфортом поставить несколько палаток. Следы чужого лагеря, снежная стенка. Перекусываем, снимаем записку группы под руководством Зюзиной Н.В. (ДДЮ “Кедр”, г. Томск, действительно, шли недавно), пишем свою. В 14.00 идем на спуск в сторону Шавлинских озер.
Удачно. Скоростной подъем, скоростной спуск. И пропустили нас через перевал очень аккуратно. Сегодня еще проходим по морене минут 10 до ближайшего верхового озерца и зеленой полянки, укрытых между моренных валов. Красивое уютное место, голубая вода. Только почему-то валяется куча строительных касок. Идет дождик. Наверху немного развиднелось. Ночью – не спится, болтаем о разном. Техническая и опасная часть похода позади, осталась просто тяжелая. 18 августа Снежок и дождик – всю ночь. Утром горы слегка присыпаны свежим снегом. Но погода хорошая – солнце, голубое небо. Встали в 9.00. В 11.00 вышли в сторону озера. Спуск по очевидной тропе хорошо промаркирован. Слева по ходу - красивейшая панорама северной стены массива Сказка-Красавица. Кругом радостно бегают серые, черные и рыжие пищухи, таскают травку. Видели семейную пару рыжая+серая пищуха, живущие в одной норке. Черную пищуху я до этого видел один раз в жизни, в 2003 году. Решаем дальше не идти, а остановиться на полудневку. Лежим на большом плоском камне, подсушиваем вещи, любуемся панорамой. Перекус. Забрали оставленный кем-то пустой баллон и битое стекло. В 16.00 выходим в сторону Верхнего озера. На спуске к озеру заморосил дождик. Народу почти нет, все куда-то ушли. Забираем оставленную заброску. Почему-то опять тяжело нагружаемся, хотя уже конец похода. Идем на Нижнее озеро. Верхнее озеро обходим снова по орографически левому берегу. Уровень воды за последние дни заметно снизился. На старом курумнике – семейство молоденьких пищушат – штучки три. Совсем не боятся людей. А пищуха постарше предостерегающе свистит им из-за камней. На Нижнем озере были в 19.00. Там, где был новый поток, теперь снова все сухо. Ночуем на стоянке с идолом. Настраиваю ребят поработать как следует на свале. До выхода в Чибит у нас остается два дня. 19 августа Подъем в 7.00. Выход в 9.00. Проходим мимо бани на северной оконечности озера. Грустно лает привязанная алтайская собака. Берег озера замусорен. А ведь в 2001 году было все совсем чисто… Времена меняются. В горы (да и вообще на природу) выезжает все больше людей, в основном дилетантов. Правильно себя вести умеют не все. “Ничего не уносить, кроме фотографий, и ничего не оставлять, кроме следов ботинок”. Наверное, так никогда не будет…
Вечером и ночью вдалеке гроза. Опять чуть-чуть побаиваюсь попадания молнии. 20 августа Подъем снова в 7.00. Выход в 9.15. Через 20 минут действительно натыкаемся на стоянку. В этом месте тропа переходит через Ештыкол, и он теперь течет по правую руку. Здесь же тропа ответвляется куда-то влево. Единственное место, где при желании можно заплутать. Мы идем направо – с небольшим набором вверх, в сторону перевала Орой. Встречаем двух-трех человек, идущих навстречу. Идем по плато Ештыкол, вдоль болота. Два перехода по 40-45 минут, и мы на перевале. Здесь ловится БиЛайн. Ребята срочно пишут SMS-ки домой, что у нас пока все хорошо. Я не тороплюсь, напишу, когда будем в Чибите. Звоним в БийскАлтайТур, договариваемся о машине на завтра. Идем на спуск. На перевал со стороны нашего спуска выводит вездеходная дорога. Тропа сворачивает с нее влево вниз, в тайгу. Раньше в этом месте был домик. Теперь его нет. Может быть, просто не заметили, но на вряд ли. До обеда делаем еще два перехода. Сброс высоты достаточно резкий. На обеде нас накрывает сильный ливень. Прячемся под деревьями, спешно доедаем. Мимо поезжают конные алтайцы в резиновых сапогах и в чем-то, похожем на военные химзащитные костюмы. Не знаю, как с химзащитой, но от дождя и мокрых веток защищает хорошо. После обеда делаем еще три перехода до Чибита. Тропа идет резко вниз. После дождя – скользко. С каждого куста – небольшой дождичек. Все разбито свежепроехавшими лошадьми. Снимаю калоши с внутренников, обуваю ботинки, иначе идти невозможно. После двух переходов тропа идет как-то по-другому, чем в 2001 году. Вместо того, чтобы идти траверсом по тайге, тропа сбрасывает вниз и выводит из леса. Никакой развилки мы при этом не заметили. Возможно плохо смотрели. Проходим мимо какой-то постройки. Вдоль притока выходим к навесному мосту через Чую. Переходим мост, внизу бурлит река. Доски гниловатые, как-то неуютно. А алтайцы тут на лошадях ездят. От моста тропа идет вдоль крутого склона, затем выходит на проселочную дорогу. Поля, коровки, лошади. Делаем привал. Даже сомнение берет, а туда ли мы попали. Наконец, последний переход выводит нас в 16.45 в Чибит. Не доходя до поселка, сворачиваем с дороги влево и выходим наконец к известному разрушенному мосту. По тросам переходим на другой берег и ставим лагерь. Напротив нас – какие-то люди, похожие на пионеров, в лагере из десятка одинаковых палаток. Предположение: теперь на Шавлинские озера ездят в основном на лошадях, а им удобнее идти по проселочной дороге, нежели сразу забираться в лес. По этому начало Шавлинской тропы (первые два-три перехода) теперь проложили по-новому. 21 августа За пару переходов выходим, не заходя в Чибит, к автомобильному мосту через Чую. Два раза вброд переходим ручеек. Тоже почему-то не помню такого. Уезжаем в Бийск. Доехали за 6 часов. Водила гнал по серпантину 110 км/час, обгоняя всех. Заметно спешил куда-то, приходилось едва ли не уговаривать его делать нужные нам остановки. Выбросили мусор (Все носили с собой либо оставляли в заброске, ничего не жгли и в ледовые трещины не скидывали). Обедали опять же в Усть-Семе, там же купили меду. В Горно-Алтайске заскочили в КСС, снялись с учета. Спасатели пожелали нам удачно добраться до Питера, все-таки еще далековато отсюда. Рассказали, что август очень неспокойный. Всего три-четыре дня назад – смертельный исход на перевале не то Маашей, не то Надежда. Лавиной накрыло группу из Харькова. Циклон и его последствия... Хотя нам циклон в каком-то отношении и помог. В Бийск приехали как-то рановато. Примерно 6 часов сидели на вокзале. Наш поезд в 21.00. 22 августа Утром приехали в Новосибирск. Ехали часов 8. Как-то долго. Целый день гуляли по городу. Скучно. Единственное место, где можно погулять – метров 300 набережной у Оби. Рома в тире выиграл какую-то мягкую зверюшку. Обедали в пельменной у вокзала. Уехали в аэропорт, сели в самолет, вернулись в Питер.
В непогоду – иногда окошки голубого неба над нами… Алтай - место, где может сбыться самая заветная мечта, нужно только верить в это… Вот собственно, и все итоги похода. Еще, пожалуй, хорошо, что здоровье не подвело. Что касается технической характеристики перевалов. На наш взгляд возможность прохождения перевала Зеркало Красавицы сильно зависит от конкретного года. В малоснежный год повышена камнеопасность, в многоснежный – лавиноопасность. Причина этого – в особенностях рельефа. Наличие мощных карнизов, ажурного ледопада и кулуаров - “мусоросборников” определяет повышенную опасность перевала. Что касается технической стороны прохождения – необходимо уверенное владение всем арсеналом горновосходительной техники на снежно-ледовом рельефе, поскольку одна из особенностей этого перевала – именно в разнообразии технических участков. Остальные перевалы, вошедшие в нитку, предъявляют достаточно стандартные (соответственно их категории сложности) требования к проходящим группам. Главное – избегать выхода на склоны сразу после снегопада, а также подъема по камнеопасным кулуарам после выхода солнца на склон. Для работы в ледопаде перевала Красавица в многоснежный год необходим опыт уверенного прохождения протяженных закрытых ледников Метафизическое отступление Данные рассуждения на вряд ли будут интересны “спортсменам”, ставящим в горах рекорды, и твердым материалистам. Тем не менее, кому-то они, быть может, помогут успешно сходить в достаточно (или предельно) сложный поход и вообще посмотреть на туризм под несколько другим углом. Банальный, казалось бы, вопрос: для чего мы ходим в походы? Есть известные всем ответы: для того, чтобы самоутвердиться, посмотреть на красивые места, закрыть разряд, получить справку, пообщаться с интересными людьми, посидеть у костра (или горелки) и прочее. Но это не все. Для некоторых людей есть еще одна цель – прикоснуться к Силе. Кто-то для этого ходит в горы, кто-то сплавляется по рекам. Кто-то выбирает совсем другие пути, в том числе и вне туризма. Но это все одно и то же. Сила – это неуловимое ощущение, дающее понимание того, зачем стоит жить. Большинство людей вообще не задумывается, зачем они живут на свете, а просто проводят время. Особенно это касается нас – жителей больших городов. И ощущение Силы вовсе не обязательно связано с созерцанием прекрасного или сидением у костра. Для того, чтобы оно появилось, человеку нужно сделать вполне определенные действия. Во-первых, иметь какую-то четкую цель. Во-вторых, эта цель должна быть желанной. В-третьих, понимать, что легко достаться такая цель не может, потребуются заметные усилия. Наконец, в-четвертых, сознавать существование мест, сопряженных с Силой. Одно из таких мест – Алтай. Одна из форм прикосновения к Силе – сбывающаяся мечта, причем сбывающаяся благодаря активным стараниям человека. То, что осталось за “кадром” дневника. Когда врачи в один голос говорят: “Все, проблемы с позвоночником, теперь тебе нельзя поднимать ничего тяжелее ложки с супом”, в общем-то и жить не хочется. Я попытался доказать себе обратное: можно не просто жить, но жить со смыслом. Дальше был год непрерывной работы над своим здоровьем, ради того, чтобы попытаться осуществить свою мечту. Год – это немного. Для тех, кто в аналогичной ситуации: грыжа МПД – не “конец жизни” и карьеры туриста, а решаемая проблема. Итог – мечта сбылась. То, что при этом пройдена не просто успешная 6-ка, но и было “чистое” прохождение перевала “3Б” в очень опасных погодных условиях (поинтересуйтесь у спасателей, что произошло на Северо-Чуйских в этот сезон…), уже второстепенно. У другого человека мечта будет другая. Когда ты стремишься к тому, чтобы мечта сбывалась, окружающая природа может помочь тебе. И тогда возможны чудеса. Например, для туристов “открывается” перевал, под который и подойти-то (по описаниям некоторых групп) не всегда возможно и в более удачный сезон. Что касается конкретно Зеркала Красавицы, то мое мнение: не для всех такие перевалы могут быть “открыты”. То же самое, наверное, можно сказать например про Аккемскую стену. Проходить их, всерьез рискуя жизнью – незачем. О таких “прохождениях” я тоже наслышан. Считаю себя вправе судить – это не первая моя 3Б. Есть и другие сложные перевалы, более безопасные и тоже красивые и техничные. Вместе с тем, для кого-то именно такие препятствия – безопаснее многого другого. Наличие формального технического и тактического опыта восхождений необходимо в любом случае, но это – еще не все. Чудеса бывают, по крайней мере на Алтае. Вот так. |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||