Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Там, где сбываются мечты.
Прохождение перевала Зеркало Красавицы
2006 г., август, Алтай: горное путешествие с элементами 6 к. с – прохождение пер. Зеркало Красавицы. Пос. Курай - а/л Актру - лед. Большой Актру Левый - пер. Маашей(2Б, 3250) - лед. Маашей - лед. Лев. Маашей - пер.Нижн.Шавлинский(1Б, 3300) - оз. Шавлинские - пер. Красавица(3А, 3320) рад. - оз.Верх. Шавлинское - пер. Зеркало Красавицы(3Б, 3600) - пер. Мечта(2Б, 3300) - оз. Шавлинские - пер. Орой(н/к, 2229) - пос. Чибит Продолжительность активной части 19 дней, ~ 160 км
Участники (все из СПб):
Написано от лица руководителя. Введение Последний раз я был в Горах в 2003 году. Два пропущенных сезона и три года жизни без гор. На что наша группа будет способна? Посмотрим. Ездили на тренировки, читали отчеты – это все как всегда. А еще очень хотелось попробовать пройти один конкретный перевал… Хотелось вот уже три года. Логика похода следующая. Неторопливая, но достаточно “плотная” и техничная акклиматизация на линейной части через 2Б и 1Б. Кроме того, здесь же задумано посмотреть на новый для нас район Актру. Затем радиальный или кольцевой (по обстоятельствам) выход на технически более сложную часть, “изюминка” похода. 1 августа На этот раз мы летели из Питера до Новосибирска. Стартовый вес рюкзаков – примерно по 37 кг у ребят, и 30-32 у меня (берегу не совсем здоровую поясницу). Прилетели в по расписанию в 5.50 (местное время). Погода, как всегда, когда мы только что приезжали, была “пока хорошая”. В фирме “БийскАлтайТур” заранее списавшись из Питера, заказали машину, которая ждала нас прямо в аэропорту. По деньгам и по времени получилось ровно столько же, сколько вариант с самолетом “Пулковских авиалиний” до Барнаула, затем автобус, и затем Горно-Алтайские частники. За то не в пример комфортнее. Водителя звали Дима. Как мы поняли, в фирме нет своего автотранспорта, но когда приходит сезон, водители из Бийска идут в данную фирму халтурить. Приятно, что охватывается пространство от Новосибирска до фактически любой точки Горного Алтая, до которой можно доехать на машине. Выяснили, что конкуренты данной фирмы берут за доставку ровно те же суммы. Однако имеется существенный минус, о котором скажу ниже. У меня, похоже, уже становится традицией ехать в поход чем-нибудь больным. Если в 2003 году я поехал после серьезного пищевого отравления, то на этот раз – почему-то с высокой температурой. Эту проблему решили. В Бийске заехали в контору БийскАлтайТура и расплатились (9200 р. легковая машина Новосибирск-Курай, брод через р. Тюте). Проезжая Горно-Алтайск, зарегистрировались в КСС, поставили штампик (Телефон КСС: +7-38822-22914, Факс: +7-38822-41797 Адрес: Горно-Алтайск, ул. Алтайская 26, кв. 2). На самом деле, зарегистрироваться можно и по факсу, мы заехали, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Кроме того, по сравнению с 2003 годом опять же цивилизация сделала существенный рывок. Во-первых появилась сотовая связь (Би-Лайн) даже в таких местах, как Курай, Чибит и Актру. Позже выяснилось, что сеть была даже на пер. Орой. Во-вторых, появилась возможность оплаты спасработ (а именно, вызова вертолета, который стоит 150000 р.) через страховую кампанию. Застраховались в кампании “ЗапСибЖАСО” (расположена где-то напротив мэрии) за 1350р на троих. Купили местную СИМ-карточку Би-Лайна. Таким образом во всеоружии поехали дальше. Едем по Чуйскому тракту. Красота! Отвыкли. Дорогу поддерживают в хорошем состоянии, местами ремонт. Обедали как всегда в Усть-Семе. Манты. Проехали перевалы Семинский, Чике-Таман. По дороге еще останавливались в Ине набрать бензина. Взяли 5 литров (хватило строго на 20 суток, осталось 150-200 мл, правда особо не экономили, несколько раз делали лишний горячий чай), нам согласились налить даже в пластиковую тару. В Курай приехали в 23.00 по местному времени. Последние часы перед этим водитель клевал носом и ругался, что Курая все нет и нет. Когда наконец доехали до Курая, водитель отказался ехать дальше. Долго звонили командованию БийскАлтайТура (Иван Замчалов), вместе с ним понукали водилу. Тот говорил, что не знает дорогу до брода и ночью в степь не поедет. В этом и заключается указанный выше минус. Всегда до того, как платить деньги, выясняйте четко, каков конечный пункт доброски, и знает ли водитель туда дорогу. Можно было пытаться заночевать где-то вне Курая, и найти другую машину в поселке утром, при свете дня. Но в темноте уже было не понятно, где ночевать так, чтобы была вода, и не было населенки. В конце концов уговорили попробовать немножко проехать. Курай-небольшой поселок. Однако ночью там оказалось активное автомобильное движение. По его улицам гоняла местная молодежь на машинах и мотоциклах. Какие-то ребята прицепились к нам (а может быть, и мы к ним, не помню) с предложением довести до брода. Когда мы отказались, они стали упорно кружить вокруг нас, не желая уезжать. Теоретичеки существовавшая возможность стычки нас не прельщала (скорее всего, ничего бы не произошло, просто все хотят заработать, однако рисковать мы не имели права). По этому перетрухавшего но при этом совсем сонного нашего водилу мы отпустили, а сами поймали проезжавший мимо УАЗик с местным (как потом выяснилось) водителем Скорой помощи. Это была первое проявление благосклонности Алтая к нам. Воспользовавшись моментом, когда никого из других местных рядом не было, договорились доехать до перевалки (так называется маленький перевальчик, за которым находится перевалочная база а/л Актру, стоит у моста через одноименную реку) за 1100 р. До нее было километров 15 по степи (а до искомых бродов всего 7). На сем потеряли примерно 1500 р (включая переплату ~400 р. водителю Диме). Однако с другой стороны сильно выиграли. Не нужно было идти лишние 9 километров по степи от бродов до перевалки. А идти было бы не просто, как мы оценили из окна УАЗика. Дорога сильно петляла, была отнюдь не одна, имела множество перекрестков, не указанных ни на какой хребтовке. Это были ответвления на стоянки пастухов. В общем пришлось бы ориентироваться по компасу. Алтайцы-особые люди. Главное - их не торопить и не нервировать городскими замашками. Прежде, чем мы поехали на перевалку, мы: 1) съездили к алтайцу домой, что-то туда отнесли 2) купили машинного масла в магазине, почему-то открытом ночью 3) взяли еще одного алтайца-попутчика (“один он (шофер) не поедет”-сказал попутчик, мы на всякий случай зорко приглядывали за вещами) 4) еще один раз куда-то съездили и для чего-то остановились. Мы смирно сидели в машине. После чего наконец поехали в степь. Алтаец непрерывно болтал по мобильнику и пил местный алкоголь. Не помню, как назывался напиток, я из вежливости отпил маленький глоток, памятуя об общем правиле не пить с местными. На бродах шел сильный дождь, поливая стоявшие там палатки. Проехав еще пару километров от бродов, мы выехали из-под дождя. Сильная гроза была еще и впереди над горами, при вспышках молний горы были видны на долю секунды. Остановились, постояли минут десять, поговорили ни о чем. Потом доехали оставшийся кусочек до перевалки. Было 2.00. Выгрузились, прошли в полной темноте примерно 200 метров хорошего подъема, решили, что дальше идти не стоит, темно, ничего не понять, конца подъему не видно, вдруг это местный Кузуяк (есть такой перевал на пути к Катунской подкове)? Свернули с дороги в лесок и поставили лагерь. Вот сколько событий и переживаний произошло всего за одни сутки. Что же дальше-то будет? Лето - это маленькая жизнь... 2 августа После вчерашней “бурной ночки” отсыпались и встали в 11.00. Мимо нас рано утром проехало две машины и всадник на лошади. Отправляю Лешу за водой и за одно посмотреть, далеко ли мы от перевалки. Оказалось – недалеко, но еще осталось метров 100-200 набора высоты. Выходим в 14.00. Погода солнечная. На перевалке легковая машина, одолевшая подъем. Два каких-то задумчивых человека. Проходим по мосту через реку Актру. Вода глинистая, как в Аккеме. Здесь у Леши от рюкзака отвязалась каска и чуть не уплыла по речке. Выловили. Настораживаюсь, что же дальше-то будет? Дорога действительно подходит только для грузовиков и УАЗов. Идем медленно. Нас обгоняют какие-то дети. Навстречу идут группы, спрашивают, далеко ли до Курая. Далеко. Едим жимолость. Идем по 30 минут, отдыхаем по 10. Через пару часов выходим на большое открытое пространство, видим вершину Караташ и ледник Малый Актру. Откуда-то появляются силы, иду гораздо быстрее.
Здравствуй, Алтай. Здравствуйте, Горы! 3 августа
К вечеру налетел шквал с дождем и очень резкими порывами ветра. Поблизости началась гроза. В первый раз в жизни я испугался попадания молнии. Наша палатка стояла на весьма неудачном месте, посреди ледника, открытая ветру со всех сторон. Снега для изготовления снежной стенки не было. Хватаем сумку “смерть аэрофлоту”, набиваем железяками и выкидываем на десяток метров из палатки. Пожалуй, такого резкого шквала я в горах до сих пор не видел. Через некоторое время мне понадобилось выйти на улицу. Наш лагерь представлял грустное зрелище. Одиноко торчащая на открытом леднике маленькая палатка, валяющаяся неподалеку как бы потерянная сумка, а кругом ветер, дождь и сумерки. Досадую, что повыше наверняка сыплет снежок и, как учат в пособиях по альпинизму, ухудшает лавинную обстановку в районе. Ужинаем в 18.00. 4 августа Подъем в 6.00. Выход в 9.00. Темп ползучий. Решаем сегодня пройти крутую часть ледника и перебраться под перевальный взлет. Получалась снова полудневка. Но идти на третий по счету день на подъем и на спуск перевал Маашей, сложности 2Б и высоты 3250 метров, я опять же не хотел, помня завет умных людей “грузить плотнее, но не гнать” при акклиматизации. Чтобы грузить плотнее, решили вторую половину дня опять же сходить на разведку. Крутая часть ледника оказалась достаточно запутанной из-за больших трещин. Во время вчерашней разведки до большей части из них мы просто не дошли. Некоторую часть ледника, как показалось, обходила тропа по морене справа по ходу. Но было ли это наверняка тропой, разглядеть было сложно. Кроме того, морена в этом месте была уже очень узкой и довольно опасной из-за угрозы камнепадов со стены. В итоге распутали ледник, примерно половину трещин удалось обойти по снежнику, взяв влево по ходу, ближе к ледовым сбросам. После этого на выполаживании перешли по мостам еще две-три весьма широких трещины. Одну из них пришлось обходить довольно далеко, опять же пройдя почти до правого по ходу края ледника. Наконец вышли на большое пологое поле, покрытое раскисшим снегом и талой водой. Ощущение при ходьбе - примерно как по лесу в конце марта. Подходим под перевальный взлет, развязываемся. Ледник Актру далее снова имеет подъем перед последней пологой частью, у пика и перевала Актру. Наш же путь – к перевалу Маашей. Где-то между 13.00 и 14.00 ставим палатку. Видны следы чьего-то старого лагеря. Солнце, мажемся кремом, одеваем маски. Перекусываем, связываемся и идем тропить по перевальному взлету (фото 4).
Взлет очень длинный и довольно пологий, крутизна склона до 20 градусов. Даже на перевал как-то не очень похоже внешне. За вчерашний вечер действительно выпал свежий снежок. Наверх идет практически незаметная поначалу тропинка. Мы протропили примерно 1/3-1/2 взлета, до места, где тропинка становилась более видимой. Судя по тому, что состояла она из параллельных цепочек следов, она была спусковой. Наблюдаем красивое гало вокруг солнца, закрытого облачком. А внизу, над ледником под нами – радуга. Красотища! Ужинаем в 18.00. 5 августа Наш решительный порыв выйти в 6.00 был остановлен погодой. Выглянув в 4.00 из палатки, мы не увидели гор, все затянуло облачностью. Постепенно развиднелась нижняя часть ледника Актру, но со стороны нашего перевала все было закрыто. Сидим, кусаем ногти и локти, ждем погоды. Наконец, над перевалом появляется кусочек голубого неба. У меня характерное ощущение – “нас пропускают, нельзя терять время, а то погода снова испортится из-за того, что мы сидим”. Очень быстро собираемся, связываемся и идем по вчерашней тропинке. В какой-то момент начинается довольно тяжелая тропежка. Как всегда в начале похода сказываются тяжелые рюкзаки. Иду первым. Сверху склон переходит в широкое снежное поле. Оставляем пик Радист (характерную снежную вершинку) по левую руку и забираем правее, к скальным выходам. Неожиданно натыкаемся на пару довольно широких трещин, практически не видных после вчерашнего снега. Зондируем телескопической палкой. Заминка. Одну из трещин пришлось переползать. Наконец в 11.00 выходим на седловину. Есть не очень большое место для палатки. Пронизывающий ветер, садимся 5-10 минут отдохнуть под кем-то сложенную стеночку из камней, снимаем записку группы под руководством Ермилова А.М. (московский турклуб “Гадкий утенок”) и пишем свою. Сразу же идем на спуск. Вариант спуска по разрушенным скалам орографиески правого борта с негодованием отметаем. Хотя это дело вкуса, многие предпочитают скалы льду и пишут об этом в отчетах. Выходим на ледовый склон. Первые 200 метров идем в связке с одновременной страховкой через два промежуточных бура, забирая влево по ходу. Постепенно крутизна склона увеличивается до 45 градусов, становится неуютно, начинаем вешать дюльфера вниз и чуть-чуть влево. Примерно 4-5 веревок на буре-сбрасывателе, и мы упираемся в широкую трещину. Делаем одну веревку траверса влево по ходу (за одно испытываем новый ледовый инструмент Сharlet Mozer Blue Ice), и снова кидаем вертикальные дюльфера, то со сбрасывателя, то с катапульты. Еще через 4 веревки выходим к запутанному участку разорванного льда вперемешку с вертикальными сбросами. Не все участки просматриваются. Снова делаем траверс влево на одну веревку. Вижу, что выходим прямо на вертикальный сброс, и возвращаюсь на полверевки обратно. Отсюда кидаем две веревки вниз по довольно неприятному склону крутизной около 60 градусов, изрезанному полузасыпанными трещинами. Последняя веревка самая неприятная – висит на катапульте, в одном месте приходится съезжать вертикально вниз через довольно большой разрыв, полностью ее нагружая. Наконец спустились, дальше идем просто в связке, забирая вправо по ходу, а затем влево, петляя между трещинами. Местами видна чья-то старая тропинка. На ледник спустились в 18.45. Всего было провешено 14 технически различных веревок, не считая движения в связке.
6 августа
Нам нужно было перейти на ледник Левый Маашей и далее к перевалам Надежда и Нижний Шавлинский. Для этого уходим с ледника на моренный вал слева. Перейти нужно достаточно рано, поскольку по границе льда и морены течет мощный поток талой воды. Вместе с тем характерный моренный вал начинается уже достаточно близко к концу ледника. Место перехода на моренные россыпи, постепенно выводящие на вал, “помечено” маленьким озерком с голубой водой. Еще один знак из многих на Алтае. Мы не сразу его прочитали и прошли лишнюю сотню метров, прежде чем поняли ошибку и вернулись. Дальше поток только усиливался, возникло характерное чувство запрета дальнейшего движения. По моренным россыпям идти достаточно неприятно – крупная местами живая сыпуха. Затем вышли на моренный вал, по которому идет тропинка. Эта тропинка выводит к небольшому “оазису” - уютному озерцу с чистой голубой водой и местами для стоянок. Видна седловина перевала Надежда. Однако сейчас берега уже достаточно замусорены туристами. Из озерца берет начало река Маашей, километров через десять расположено одноименное озеро. На озерце мы оказались в 17.00. Там стояла большая группа школьников (по-моему из Бийска) с крайне малым для такой группы количеством руководителей. Рубили зеленее ветки, хотя поблизости был и хворост. “Погоду испортите”,- сказали мы. И вправду испортили, но об этом ниже. Мы же поднялись вдоль ручья, втекающего в озерцо и через 10 минут, в 18.00, поставили свой лагерь у начала морены, выводящей в цирк перевала Надежда. Мимо на подъем прошла группа из Красноярска. Приятные ребята. Как выяснится позже, наши попутчики на следующие четыре дня. Вечером в сумерках наблюдали, как группа примерно из 15 человек спускалась на нашу поляну с морены прямо в лоб. Край морены достаточно крутой и сыпучий. Тропа его обходит орографически слева. Группа сбилась с пути, последние участники спускались примерно через час после первых. Периодически летели “живые” камни. Душераздирающее зрелище. Долго колебались, делать или не делать дневку завтра. С одной стороны вроде как не сильно устали, но с другой – кажется полезным посидеть и погреться денек в “зеленке” для завершения акклиматизационной части. 7 августа Подъем в 9.00. Идет снег… Огорчаемся по этому поводу и идем разведывать тропу. Тропа под снегом угадывается с трудом. Наверху сплошная облачность. Решаем сделать дневку. Такой погоды я еще не видел – снег выпал в зоне альпийских лугов в августе! У ребят такая погода была один день в прошлом году на Аккемском озере. Сейчас слоем снега примерно 7 см засыпало всю траву. Синие тучи тянуло из долины реки Маашей, а цирк перевала Надежда был закрыт сплошной серой облачностью. К обеду проглянуло солнышко, и снег постепенно растаял. Сегодня, на 6-й день, наконец увидел первых пищух. И ласку, которая за ними охотилась. Пищухи с писком разбегались. Я отнес им горсточку изюма, вблизи разглядел их кладовые с где уже подсохшей, а где с еще зеленой травкой. 8 августа Подъем в 6.00. Завтракаем. К 8.00, то есть предполагаемому времени выхода, погода испортилась. Заморосил мелкий дождь. Цирк перевала Надежда опять полностью закрыло, тянуло туман. С выходом решили подождать. Мимо нас прошли школьники. Дотерпели до 10.45, погода без изменений. Решили потихоньку пойти и попытаться дойти до цирка перевала Надежда. Некоторая видимость пока была. Набираем высоту по морене, дождь переходит в снег. Проходим мимо палатки, в которой живет одинокая девушка. Находим ягоду шикшу. Холодно и сыро. Тропа по морене хорошо помечена туриками до самого перевала Нижний Шавлинский.
В 15.30 вышли к озерцу в перевальном цирке. Здесь уже стояло три-четыре группы: и уже знакомые нам школьники, и красноярцы. Решаем сегодня никуда больше не идти, но сходить на разведку перевала Надежда. Авось что-нибудь хорошее увидим. Разговорились с девушкой Таней из Перми. У них осталось всего два дня, в Чибите их ждет машина, а они еще таили надежду сходить на пик Маашей по одноименному перевалу. Напарник Тани пошел на разведку. Оказывается, на Южно-Чуйских белках, в районе пика Иикту, появился перевал 3Б, который Таня ходила. Ну и времена. Договорились, что если решим идти на Надежду и погода улучшится, то завтра пойдем вместе. Однако погода улучшаться не собиралсь. Снегопад то прекращался, то снова начинался, видимость то немного улучшалась, то снова портилась. Было видно, что на весь хребет сели сизые тучи. Ходили лавины. К перевалу Надежда пришлось тропить. В какой-то момент вышли на свежую тропинку, протоптанную предыдущим разведчиком. Эта тропинка вела почти на самую седловину – до первой верхней трещины. Перевал можно было идти хоть в валенках, слой снега был несколько десятков сантиметров. Вместе с тем мы решились подняться только примерно на ¼ взлета, на уровень низа скального пятна правее контрфорса – дальше Рома побоялся идти, указав на след свежей лавины, доходящий до тропинки. Все было понятно. Чувства явного запрета на движение не было, но объективная опасность была достаточно высокой. Вернулись в лагерь. Выяснили, что Таня с напарником разумно решают отказаться от восхождения. Мимо нас прошла группа с рацией, возвращаясь с какой-то вершины. Сказали, что мы сидим в циклоне, который продолжается уже второй день. Лето превратилось в весну, а летний поход – в поход в межсезонье. Все-таки испортили школьники погоду. Накануне какую-то девочку вели под руки. Разве так можно ходить? 9 августа
Обогнать красноярцев не удается, не смотря на их ползучий темп. Мы идем еще медленнее. Но в итоге не нужно тропить, идем по готовым следам. Глубина снега – примерно 20 см. На перевальный взлет (фото 11, 2001-й год) поднимаемся разными путями. Красноярцы забирают вправо, там снега меньше, но подъем подлиннее и малость покручке. Мы забрали левее их, прямо на самую низкую часть седловины. Здесь висит небольшой карниз. Тяжелая тропежка – рыхлый снег по колено, а кое-где и поболее. Карнизик удается обойти. Седловина перевала узкая и заваленная снегом, выходим на нее в 10.00. Проходим десяток-другой метров к месту, где раньше (по крайней мере, в 2001 году) был турик. Сейчас его не видно. Красноярцы и здесь нас обогнали – уже идут на спуск. Мы – вслед за ними. В их группе есть девочка, идущая чуть ли не в кедах. А глубина снега на спуске – полметра. Руководитель замыкает, уверенно идет с пустыми руками – ни палки, ни ледоуба. Путь спуска – орографически правый край, по сыпухе, заваленной снегом. Левее – засыпанный снегом ледник, выходить на который не очень уютно. В какой-то момент обгоняем часть группы красноярцев. Собираемся внизу, делимся арахисом. Первыми уходим тропить по леднику.
Циклон не замедлил напомнить о себе. Заморосил дождь, натянуло туман. Постепенно видимость испортилась совсем – не более нескольких десятков метров. После землетрясения 2003 года произошли изменения не только в леднике, морена также стала более неудобной для движения. Появились новые завалы. Примерно посередине пути, там где появляется первая травка, есть небольшое озерцо. Теперь вода в нем мутная, и обходить его нужно опять же по морене, преодолевая своеобразный перевальчик. Отсюда начинается заметная хорошо промаркированная тропа, постепенно сворачивающая левее, к Шавлинским озерам. Попадается созревшая смородина. Идем по 40-50 минут, отдыхаем по 5. Дольше стоять в недышащем штормовом костюме холодно, поскольку одинаково мокро и снутри, и снаружи. У ребят костюмы из мембранной ткани, им несколько комфортнее. Кроме того, у них на себе термобелье, я же сделал ошибку, одев шерсть. Внизу, не доходя до Нижне-Шавлинского озера, есть очень приятное озерцо поменьше, с прозрачной голубой водой. Едим смородину. Идем вдоль старого курумника. Кругом протоптанные пищухами характерные тропинки. Кладовки, набитые травой. Пищухам тоже не везет с погодой. Им ведь нужно не только натаскать сена, но и просушить его. Входим в зону леса. Видимость немного улучшается, проглядывают горы. Наконец показалось озеро. Тропа очень резко сбрасывает вниз. Идти по ней под дождем скользко и неудобно. Опираемся на ледорубы, кое-где идем по траве, кое-где придерживаемся за деревья. Кое-где падаем. Примерно в 15.30-16.00 выходим наконец к озеру на стоянку с идолом, переходим ручей, проходим еще метров 50 и ставим палатку на последней стоянке у южной оконечности озера. Далее тропа уходит круто вверх по моренному выносу в сторону Верхне-Шавлинского озера. Желание дойти туда сегодня улетучилось. Дождь не прекращается, хочется греться, греться и греться. А еще сушиться. Увы, негде. Мимо нас проходит в сторону Чибита огромная группа школьников, человек эдак пятьдесят-шестьдесят. Все как один на редкость хмурые и неприветливые. Признались, что родом из Новосибирска. “Может быть, хоть дождь за собой утащат”,- тешу себя надеждой. За ними проходит еще пара групп. Одна – из Москвы, другая – с рюкзаками питерской фирмы “Снаряжение”. Все разбегаются от непогоды. Неподалеку от нас стоят молодой человек с девушкой из Перми. Хотят пойти на Нижне-Шавлинский перевал. Дождь шел весь день. Мои ботинки с внутренниками из thinsulate не очень-то подходят для такой погоды. В каждый как будто нарочно воды налили. Внутренники кладу на ночь в спальник, чтобы с утра одевать мокрые, но хотя бы теплые. Если провести в таких ботинках более суток, то боюсь, что последствия для ног были бы куда более плачевными. 10 августа Подъем в 8.00. Собрали вещи, завтракаем в палатке. Опять идет дождь. Рядом с нашим лагерем течет бурный поток шириной метра полтора. Вчера его не было. В итоге вынужденная дневка. Под дождем идти на Верхне-Шавлинское озеро не охота. Все вещи отсыревшие, и вообще промозгло. Циклон. Идти в высокогорье не просушив вещи все равно нет смысла. Валяемся в палатке целый день. Разговоры на различные темы. К вечеру мне становится невмоготу лежать, ищу хоть какое-нибудь дело. С соседней стоянки приношу кусок полиэтилена, делаю навес. Дождь немного поутих. Вместе с соседями кооперируемся и разводим костер. Для этого соседи пожертвовали таблетку сухого спирта. Забавно, что они даже не слышали про розжиг оргстеклом. Лихорадочно подсушиваем спальники и шмотки. Пытаемся сообща сделать хоть немножко хорошей погоды. Ветер меняется с южного на западный. Это хорошо. Спасатели говорили, что южный ветер на Алтае – очень неприятно, как правило несет с собой продолжительную непогоду. Дождь прекратился в 18.00. 11 августа
Темп опять ползучий. Снова заморосил небольшой дождь. К стоянкам вышли в 16.30. Уверяю всех, вынужденные отсидки в непогоду, а особенно неоднократные – тяжелое испытание для групп, настроенных на серьезную работу. Сбивается ритм, меняется настрой. Нужно некоторое усилие воли, чтобы вернуться в нормальную колею.
В поставленный Ромой лагерь пришли в 19.30. Пытаюсь понять очередной знак Алтая. 12 августа Подъем в 5.00. С утра хорошая погода. Шаман пока не соврал. Прошло полтора суток после циклона, и полсуток после последнего снегопада. Решаем подойти под перевал Красавица, посмотреть возможность подъема. Делаем заброску в курумнике метрах в ста от лагеря. Берем с собой продуктов и бензина на три дня. Планируется “осадный” вариант прохождения: подойти как можно ближе к перевальному взлету, дождаться подходящей погоды и подняться на перевал радиально. Если продуктов не хватит, можно будет сбегать и взять из заброски. Кольцевой вариант со сквозным прохождением перевала отметаем. Боимся оказаться запертыми непогодой на другой стороне хребта. Выходим в 8.30. С рюкзаками идти как всегда малость потяжелее, чем налегке. К леднику подошли в 10.40. Связались, одели кошки. Метров 50 прошли по заваленной снегом морене, затем вылезли на ледник. Разглядели свой вчерашний путь: то, что мы приняли за старую тропинку, оказалось засыпанной трещиной. Вчера мы, фактически, прошли метров двадцать по самому ее краю. Дальше Алтай нас разумно не пустил. Вчерашний знак становится понятен. Возникает надежда – нас берегут... В свое оправдание вчерашних действий можем сказать, что по крайней мере все время зондировали ледник. По пологому склону через 100-200 метров выходим на большое снежное (в обычную погоду-ледовое) поле перед ледопадами перевалов Зелинского и Красавица. Тропежка. Забегая вперед, скажу, что с этого момента мы тропили непрерывно практически до перевальной седловины. Рассматриваем ледопад перевала Зелинского в профиль. Внушительно. В 2001 году мы провесили по нему 7 веревок. Выходим к ледопаду перевала Красавица. Подъем на перевал можно условно разделить на 5 участков (фото 14). Кроме собственно перевального взлета все проходится в связке. Взлет требует несколько веревок перил. Первый участок – первая ступень ледопада. В обычную погоду большая часть ледопада открыта, трещины хорошо видны. В нашем случае весь ледопад был завален снегом. Потребовалось непрерывное зондирование. Телескопическая палка (Active) после зондирования заедает, трудно собрать. Пропускаю Рому идти первым, распутываем первую ступень (несколько сот метров) орографически справа, стараясь не углубляться в ледопад. Средняя крутизна склона – 30 градусов, местами есть взлобки до 50. Кое-где открытые и весьма узкие ледовые мостики. По снегу между трещинами петляет след какой-то зверюшки, по расстоянию между следами – пищухи. Как ее сюда занесло, и куда она делась?
Погода по-прежнему солнечная, изредка набегают облачка. Любуемся лавинами, рассматриваем перевальный взлет. Весь взлет перепахан следами от характерных снежных комков и комочков, признаков лавинной опасности склона. Крутизна взлета - примерно 45-50 градусов. Перекусываем и в 17.30 выходим тропить склон для завтрашнего подъема. Увязая по пояс, проходим по рыхлому лавинному конусу со стены справа по ходу. По взлету движемся по линии падения воды, прямо под нунатак.
Вечером любовались очень красивым закатом. К северу видимость – до самого горизонта. Какие-то горы вдали, похоже – Саяны. Совершенно неземные краски. Красоту гор, к сожалению, ни словами, ни фотографиями не передать. 13 августа Подъем в 4.30. Погода снова хорошая. Выход налегке в 7.30. Достаточно поздно, поскольку из “обязательного” планируем сегодня только посещение седловины, а дальше – как погода расположит. Оставляем палатку и вещи. По вчерашним следам прошли за полчаса. Дальше стали вешать перила. Ночью подморозило, и теперь на склоне лежит “снежная доска” толщиной 2 сантиметра. Под ней – снова рыхлый снег сантиметров 30. При ударе ледорубом от “доски” откалываются характерные ”блинчики”. Опасно. По этому движение – вертикально вверх насколько возможно, за тем – траверс на седловину.
На седловине были в 9.20 (фото 19). Наш неизменный темп – полчаса на веревку на подъеме.
В 13.00 выходим на спуск по ледопаду в сторону Шавлинских озер. Наши следы замело поземкой. Кое-где приходится заново тропить. Леша идет первым. Спустились довольно быстро, в 15.30 были уже на морене, развязались. У Ромы оказался сломанным зуб кошки (Salewa), к которому крепится передняя скоба. В 17.00 дошли до нашего лагеря на верхнем озере. В общем-то устали. У Леши сохранилась неучтенка, которую он хотел не брать с собой в городе, но я настоял на обратном. Неучтенка – это святое. На этот раз оказалось три сникерса. Здорово! Ремонтирую ромину кошку как всегда цинковой проволокой. На соседние стоянки сегодня пришло много групп. В основном, как показалось, без горной снаряги. Почему-то все пришли в один день. Кто-то спросил у нас дорогу на Абыл-Оюк. Красивый вид на горы на закате. Решили, что даже если ничего больше не удастся пройти, поход сложился удачно. Не смотря на период очень плохой погоды и сложную лавинную обстановку, удалось красиво проскочить перевал 3А. Очень четко открывались погодные окошки как на пер. Маашей, так и на пер. Красавица. Да и непосредственно при переходе через пер. Нижний Шавлинский не было ни снегопада, ни сильного ветра. 14 августа
Подъем в 6.00. Погода по-прежнему держится хорошая. Делаем заброску, берем с собой продуктов на пять дней. В 8.00 выходим в сторону перевала Зеркало Красавицы, единственной категорированной 3Б на Северо-Чуйских белках (фото 22). Этот перевал – красивейший отвесный ледопад протяженностью более километра, хорошо виден и с Нижнего, и с Верхнего Шавлинского озер. Вся северная стена массива Сказка-Красавица привлекает внимание и не может не завораживать всех, кто приходит на эти озера (фото 23).
Открывающийся с Нижне-Шавлинского озера вид на веришины Сказка и Красавица с перевалом Зеркало Красавицы между ними давно уже стал “визитной карточкой” не только Северо-Чуйских белков, но и, пожалуй, всего Горного Алтая. Сравниться с этим видом по красоте и величию может, наверное, лишь Аккемская стена Белухи. Желание пройти поближе к этому великолепию возникает у многих серьезных групп, посещающих этот район. Например, можно сделать кольцевой маршрут через пер. Зелинского(2Б) или пер.Красавица(3А)-на выбор один из пер. Туманные(2А-2Б)-пер. Мечта(2Б). Колечко можно начинать и с более простого варианта пер. Орбита(1Б)-пер. Москвич(1Б). Тропа в цирк пер. Мечта и пер. Абыл-Оюк(1Б) очень популярна даже у тех, кто не планирует никаких восхождений, поскольку с нее можно рассмотреть северную стену массива с достаточно близкого расстояния. В этом же цирке расположена довольно привлекательная и как кажется безопасная с точки зрения обвалов ледовая стенка перевала Крутой Западный(3А). Включив его в нитку маршрута, можно сделать хороший горный поход 5 к.с. Наконец, наиболее сложный и опасный, но и наиболее красивый вариант путешествия – попытка восхождения собственно по Зеркалу. Этот перевал не мог не привлечь моего внимания еще в 2001 году, во время прохождения горной 4-ки в этом районе. Тогда и мне, и моим спутникам, он показался чем-то совершенно запредельным. Но вместе с тем возникло странное ощущение, что с этим перевалом мы не прощаемся. Позже, в 2003 году, у нас получилась весьма красивая и техничная 6-ка на Катунской подкове. А после этого подумалось, что прохождение Зеркала Красавицы может быть технически нам по силам. Повторяю, технически. Существует еще и фактор объективной опасности. И наконец, существует фактор запрета (или наоборот, разрешения) какого-либо действия. На Алтае этот фактор проявляется, на мой взгляд, наиболее ярко. Например, даже в хорошую погоду может возникнуть выраженное чувство опасности при попытке (либо только при одном помысле) прохождения какого-либо, быть может даже посильного технического участка. Мне удалось услышать лишь о нескольких случаях прохождения Зеркала Красавицы, в том числе и как части альпинистского маршрута (5А, маршрут Балдина, причем по альпинистской классификации часть маршрута, проходящая по Зеркалу, явно выше 3Б, поскольку занимает львиную долю технической части). А осмысленную информацию о прохождении удалось найти только в двух источниках, к сожалению противоречащих друг другу. Кроме того, усложняющим фактором являлось то, что большая часть информации относилась к периоду до 2003 года, то есть до землетрясения. Что-то могло измениться в рисунке как самого ледопада, так и его окружения.
От стоянок на Верхне-Шавлинском озере на ледник Зеркала Красавицы можно выйти двумя путями. Первый вариант – по началу тропы на Абыл-Оюк, затем – по трявянистым холмикам до орографически правой характерной черной морены, и по ней – на ледник. Мы придерживались второго варианта, возможно, более сложного. От стоянок набираем высоту до начала моренного вала с тропой на пер. Орбита, далее не выходим на вал, а забираем левее, выходим к скрытому в морене маленькому верховому озерцу с голубой водой и единственой стояночкой, далее по небольшим, но довольно крутым моренным валам выходим к старому крупноблочному курумнику у скальной стены. По этому курумнику достаточно протяженный подъем (примерно 45 минут) с набором высоты, после набора попадаем собственно в цирк перевала. Далее по моренному валу удобно идется до самого выхода на лед. Туриков, естественно, нет. Общее время пути по моренам – 2 часа, и еще около часа (точнее - менее часа) в связке по закрытому (в нашем случае) леднику. Проходим по мостам несколько трещин на перегибе к выполаживанию и ставим палатку на заснеженных остатках старого ледового обвала с Красавицы. Отсюда открывается детальный вид на перевальный взлет, данное место рекомендуем для наблюдения за перевалом. Ставим лагерь в 12.00. Погода солнечная, но сильный южный ветер, гонит облака из-за хребта. Направление ветра огорчает. Строим снежную стенку. Как-то слишком тепло для такой высоты и такого ветра. Огорчаемся еще раз. Не принесет ли какого-нибудь дождика с мокрым снежком? Наблюдаем несколько лавин со стены Красавицы. Их выносы ложатся строго в направлении нашего лагеря, то есть по тому конусу, на котором мы стоим. Но не долетают.
Перевал уже не так пугает, как в начале, хотя выглядит весьма и весьма впечатляющее, словно нависает над нами. Постепенно привыкаем к соседству. Все находятся в раздумье: мы – идти или не идти, а перевал – пропускать нас или не стоит. По стене Красавицы периодически продолжают сходить лавинки. Причем отнюдь не с верхних ледовых полей, а из небольших кулуарчиков. Снизу не видно, где там может копиться снег? Чувства явной угрозы со стороны перевала нет, хотя хочется более холодной погоды. Как-то противоестественно идти на подъем в такую весеннюю сырость. Кроме того, ведь прошло лишь четверо суток после мощного циклона, и трое суток после последнего снегопада. А тут опять южный ветер и весь снег, что выпал накануне, начал резко таять. Надеемся, что к ночи подморозит, и можно будет идти более безопасно. Да и ступени наши попрочнее будут. В 18.00 ложимся спать, дабы встать в 2 часа ночи. Начинается дождь. Какой там мороз! Не спится. Далее >> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||