Автор: Борис Соловьев

Кавказ - 2006

Маршрут: Лаго-Наки – Фишт – Бабук-Аул – Солохаул – Дагомыс – Адлер – Алахадзы – Пицунда – Гагра – Гегский водопад – озеро Рица – Ауадхара – Алахадзы – Адлер – Майкоп.
Время: 7.08.06 – 12.08.06
Состав: Родион Варвалюк, Борис Соловьев.

Часть 1. «30».

День 1:

Наконец-то этот день настал!
…Еще прошлым летом у меня появилась мысль съездить в Абхазию, а на Новый Год я приехал в Питер, где обнаружил, что у Родиона такое же желание. С того момента я уже стал обдумывать маршрут похода, тогда и решил, что интересней будет сначала пройти по 30-ке (через горы) к морю – в Дагомыс, а уж оттуда в Абхазию. Много нас отговаривали. Говорили о том, что там война, там опасно, о том, что нечего туда нам лезть…Эти разговоры потом продолжались еще всю дорогу, вплоть до самой границы….Однако главное, что наши родители не были против. Так получилось, что пошли мы вдвоем – еще пару человек звали – они не пошли, ну мы и не особо огорчились…

…Вставать пришлось в 4:00, в 5 нужно было уже выезжать с группой Филиппа – у него много народа и пропуск, по которому мы идем первый день.
…Прибыли на базу МЧС, Лаго–Наки, разбудили спасателя, зарегистрировались, далее на кордон, там покупаем пропуска на оставшиеся 2 дня прохода по заповеднику ( 100 р. Сутки с человека). Идем. Здесь для меня самый сложный участок пути – легко потерять тропу и пойти кругами…Так было в том году, почти так получилось и сейчас – забрали лишнего вправо, сделали крюк, наверное, на полчаса ходу…

Дальше все шло как по маслу:обед на ручье (где-то в 10:30), перевал Инструкторская щель – самый, пожалуй, приятный на всем пути, потом Гузерипльский перевал, разговоры со встречными туристами про МГУ, геофак, про Питер...Почему-то все удивляются, что нас всего двое…Затем пришлось немного напрячься – Армянский перевал, Родион усердно поглощает запасы воды. Жара страшная. На спуске он упал и шел потом медленно, чуть отстал…Ну вот и долгожданный приют. Время 15:30. Хотим еще на ледник сбегать, но сначала надо поесть и дождаться группу Филиппа. Идем за дровами, охлаждаем колу в реке .

Когда идем за дровами – ощущение такое, что по парку идешь – в лесу в районе Фишта – ни одной палочки не валяется. Но все-таки набрали влажноватых дров, разожгли костер. Поели. Филиппа все нет. Уже даже волноваться немного начинаем. Приходят они в полвосьмого. На ледник пойдем на завтра. Спать заваливаемся в 22:00! Засыпаем моментально.

День 2:

Просыпаюсь. Чувствую, что выспался и хочется идти дальше. Ноги вроде в порядке. Собираемся довольно быстро. Выходим в 9:00, идется неплохо. Сворачиваем и под стеной Фишта направляемся к Малому леднику, снега в этом году значительно меньше, чем обычно…Решили подняться к водопадам, рюкзаки оставили внизу, и вверх, по морене…До самих водопадов немного не дошли – побоялись многочисленных трещин в снежнике. Решили сделать традиционное Фиштинское мороженое – разрыхлив снег ножом, я вылил туда полбанки сгущенки и перемешал все это. Довольно прикольно. Правда в этом году получилось как-то не очень – кристаллики снега были слишком крупные…

…Всего на этот крюк к леднику мы потратили около 2 часов…
После начался Перевал Белореченский…сначала мы подумали, что Он – это тот хребетик, который был совсем рядом, но чем ближе мы подходили, тем больше понимали, что это не Он…ладно, поднялись, оказалось, что до Перевала еще столько же! И так повторилось 3 раза!!! Ломает психологически этот перевал страшно – Родиону совсем плохо стало, там уже чуть не лег на подъеме…меня подстегивало то, что я видел людей на перевале – хотелось подняться раньше, чем они уйдут. Получилось. Оказалось, что это группа из Харькова, здесь впервые. Полушутя пообещал обогнать их…

За Белореченским началась очень приятная дорога до Черкесского перевала. Дался он нам совсем легко. На Черкесском мы вновь догнали харьковчан, по пути обогнав еще 2 группы…Здесь мы решили пообедать, достали бутылки(прохладные!) с грейпфрутовым Джус Тимом!! – кажется, что вкуснее и нет ничего на свете! За перевалом тропа ушла в лес, стало скучновато…
Встретили интересную компанию – крупногабаритная женщина, лет под 50 с 4 детьми от 7 до 14 лет – шли с Дагомыса и выглядели довольно весело! После таких встреч даже идти как-то легче! Перед самыми Веселыми спусками обогнали-таки харьковчан!

Ну и началось! Честно говоря, трудно понять почему тут некоторым так весело, но нам было как-то не очень. Через пару километров уже начинаем мечтать о подъеме…Внезапно появляется табличка «Холодный родник»! Мы уже обрадовались, думали все, спуски кончились, сняли кроссовки…Но не тут-то было – впереди нас ждал еще где-то километр этих бешенных спусков. После ноги просто тряслись, а я решил написать благодарственное письмо в Sprandi – кроссовки выдержали с честью серьезнейшее испытание! (а я уже 3 года хожу в них в горы!) Тут же, на привале мы встретились с большой группой Питер-Москва (31 чел.)то догоняя, то обгоняя мы шли с ними до самой р. Бзычи…

Ну а на сегодня судя по табличкам осталось 4 км пути по лесной дороге..ох, и долгими показались нам эти километры…Мы поняли, что расстояние для обычного человека и для человека с рюкзаком – вещи совсем разные…
Но вот и Бабук –Аул! Приют! От фиштинского отличается очень сильно – чистотой, ухоженностью…даже дрова не надо собирать – все есть!
Родион сразу в магазин – за соками и минералкой. Сделали котелок чая с чабрецом, но сил пить его уже не хватило. Часов в 11 начался мекий, моросящий дождь…

День 3:

Когда мы проснулись, дождь все шел…Все тело как-то ломило…Развели костер… Почему-то и здесь на приюте все удивляются, что мы идем вдвоем, тем более в Абхазию…Как-то вяло собираемся и выходим немного позже остальных…Дорога превратилась в одну сплошную лужу или ручей, равновесие удержать с рюкзаком за плечами нелегко, и где-то я все-таки растянулся, но хоть падать мягко было…Дорога довольно однообразная, но красивая – слева скала, справа река. Все парит. Похоже на какие-то влажные леса на экваторе…
Ну вот и Бзыча, 12:40. Питерцы остановились здесь обедать, а мы передохнули и дальше…Совсем чуть-чуть осталось!!!
В 14:40 мы вышли к чайным домикам – родине русского чая. Все. Это – Солохаул! Еще немного и автобусная остановка!
Автобус будет только через полчаса , поэтому мы набираем банок с соком и колой… Пишем смс домой…
Подходит автобус – новенький, комфортный ПАЗик – через 40 минут дороги мы в Дагомысе.

Идем по главной курортной улице – Армавирской люди смотрят на нас как-то с недоумением и завистью, мы на них слегка свысока.
Метрах в 200 от моря снимаем 2 места на мансарде (250 р на двоих), собираем грязные вещи и - на пляж. Море слегка штормит..воняет…
Немного поплавав, приступаем к стире! Довольно хорошо отстиралось, кстати…
…Приятно все же смотреть на море, когда за плечами у тебя трехдневный путь по горным тропам…
«Бедные люди, - думаем мы, сидя на берегу - плещутся в этой луже и даже не знают, что такое горы, что такое рюкзак за плечами, перевалы…Фиштинское мороженое…»

Часть 2. «Абхазия».

День 4:

Подъем в 5:45. Тихо все кругом. И красиво. В 6:45 мы уже едем на электричке в Адлер. Там Родион берет билеты домой. Берем машину, и за 300 р. (забыли поторговаться!) водитель-абхазец отвозит нас к границе. Подвозит к калитке. Оказывается, нам нужно пройти через чей-то двор. Платим по 10 р. С человека. Проходим. Упираемся в чей-то огород. Еще по 10 р.! Такой вот здесь делают бизнес!

Рюкзаки наши практически не смотрят. Зато чтоб наши паспорта проверили, нам нужно простоять 40 мин. В очереди. Очень жарко. Дети кричат. Где-то чуть ли не дерутся. Наши соседи говорят, что таких очередей здесь еще не было. Проверка паспортов занимает секунд 10 на российской границе. Переходи через мост на р. Псоу. Абхазские пограничники сканируют глазами наши паспорта за 0.5 сек.!! Добро пожаловать в Абхазию!!!
Сразу за мостом нас встретили местные:
- В Пицунду?
- Вас двое?
- Тогда поехали со мной. У меня 150 за человека.
- А до Пицунды?
- Бесплатно. Я все равно сейчас туда еду!
Мы, немного подумав, соглашаемся. Слишком устали за утро, чтоб много думать…
По дороге к машине, Олег (так звали этого здорового мужика) узнал, что мы всего на 3 дня. И огорчился.

Когда уже сидели в машине, он нам сообщил, что его дом не в Пицунде, а «..так…рядом…километров 5 от нее…»
«…мда…Попали…» - думаем мы…
Приезжаем в какую-то деревню.
- Алахадзы – сообщает Олег.
Показывает комнату – неплохо. Только душно очень. Хозяйка – Ольга (89284471421) встречает нас очень радушно. Мы немного в недоумении. Видимо, здесь нечасто туристы бывают, раз к нам так относятся…

- Пойдемте, покажу вам, где можно поесть – зовет Олег. Метрах в 20 от дома стоят столики, прилавок. Хозяин – Жорик и его помощник – Малыш нам сразу понравились. Мы заказали пельмени, я еще взял порцию овощного салата ( оказалось, что этой порции человек на 5 хватит!). Все очень вкусно. На двоих стоил обед всего 110 руб.! Мы уже начали думать, что в сказку попали! Не успели поесть, как нас встретил Олег на машине.
- Поехали в Пицунду со мной.

Он довез нас до центра и уехал. А мы пошли на курорт. И почувствовали себя в прошлом. В СССР. Такая архитектура. Вывески. Такие магазины. Странное, но приятное ощущение. Очень красиво. Людей не так уж много. Море спокойное, чистое-чистое…Я еще не видел такого. Пляж очень чистый, ухоженный. В Пицунде – лучший пляж из всех, что я когда-либо посещал.
Плавали мы недолго – жарко очень. Пошли на рынок. Там ничего особенного. По пути купили карту Абхазии ( 1:2000) – 150 р.

Затем мы посетили Пицундский собор X века – красиво… послушали экскурсовода – интересно. В соборе – орган, кресла. Говорят, скоро убирать все это будут. Еще погуляли немного и все. Больше здесь делать нечего. Это главный минус Пицунды – скучно.

На маршрутке поехали в Гагру – по 40 рублей с человека. В Гагре пляж грязноватый, да и народа побольше…Натолкнулись на УАЗик с надписью «озеро Рица, Гегский водопад» - сразу поняли чем будем заниматься завтра! Договорились по 650 р. За человека на весь день в горы на УАЗике!!! Чуть позже к нам пристроился некто Эдик, лет 30, разговорились, оказалось он жил недалеко от меня! Даже вспомнили общих знакомых!! Он провел нам небольшую экскурсию по городу, поговорили о политике, о жизни, еще много о чем…Затем познакомил с девушками-армянками – Аней и Эммой, с ними мыи поехали в Алахадзы.

День 5:

Встали рано. В Гагру приехали часов в 8, пошли на рынок. Классно! Фрукты, цветы – дешево, всего – много! Купили винограда, и пошли гулять. Просто по городу. Жутковато – высотки в которых половина окон без стекол, обгоревшие стены…Частные дома, сады прямо в центре города – пустые.…Увидели старый самолет на площадке у дороги. За ним пустырь с высоченной травой, а сквозь нее то тут, то там проглядывают старые, ржавые, облезлые…карусели…мы в парке!...Эта картина, этот парк и стал для меня символом современной Абхазии…

К 9 часам мы пошли к УАЗику, с нами едет молодая семья из Подмосковья. Водитель нам понравился, спокойный такой, Тимур.
По дороги встречается несколько постов ГАИ. Тимур молча отстегивает каждый раз по 50 руб.
- Они всех останавливают, к чему хочешь могут придраться, и тогда выпишут канкрэтный штраф. Так что проще отстегивать – пояснил после Тимур.

Дорога хорошая, асфальт, туннели. Где-то мы сворачиваем влево, начинается бездорожье, круто уходим вверх, периодически разворачиваемся чуть ли не на 360 градусов – через 7 км – Гегский водопад. Впечатляет. Мощные струи воды бьют прямо из скалы и падают с высоты 58 метров. Вокруг снежники. Решили сфотографироваться, достали российский флаг. Неожиданно подбегает абхазский парен, улыбается и просится тоже с флагом сфотографироваться!

Потом говорит:
- Есть желание на коне, с ружьем и в костюме джигита на фоне водопада сфотографироваться?
- Да, мы бы с радостью, но денег нет…
- Для вас бэсплатно!!!...

…После, когда мы растягивали флаг, нам чуть ли не аплодировали. Всегда.
Вообще отношение к русским, к России очень хорошее. Надеются на наших миротворцев:
- Русским стоит только на кнопку нажать – от Грузии ничего не останется! – объяснял нам таксист.
Хвалят русские пенсии – 900 руб. (местная – 120 руб). Тратят наше электричество – фонари, свет везде горит круглые сутки.
- Да не выключай, счетчиков все равно нет – сказал мне как-то Олег.

…Нам предложили подняться до источника минеральной воды Ауадхары. Это еще 20 км выше Рицы (от Гагры до Рицы 60 км).
Источник – труба, вокруг которой куча народа с кучей баклашек. Ехать явно было необязательно. Потом спускаемся к Рице – поражает своей длиной… красиво. Но как-то слишком попсово – много людей, кафе, катамараны…

…Возвращаемся вечером…
Решили сходить-таки на пляж в Алахадзы (от нашего дома метров 300-400) – по пути нас догнал парень, проводил до пляжа, рассказал много интересного – о поселке, о жизни местной молодежи… Жаль, забыл как его зовут…

Пляж очень тихий, пустынный. Песок и мелкие камни. Закат. Красиво. Очень. « пирса – один функционирует как причал, другой нет. За спиной заброшенные здания какого-то НИИ… одно из них превратили в пансионат «Касатка»…

День 6:

Единственный день, когда мы позволили себе выспаться. Часов в 10 идем к Жорику. Пьем потрясающе вкусный чай, выращенный в Очамчыре, высушенный и нарезанный самим Жориком. Услышав наши отзывы, его жена насыпала нам сухого чая – бесплатно!
Рюкзаки собраны. Едем в Псоу. В целом – Алахадзы неплохое место, особенно для тех, кто хочет просто с семьей отдохнуть от всего. Особенно хорошо, если приехать сюда на машине.

Абхазия нам понравилась. Очень. Обязательно вернемся. Мы осмотрели только северный – Гагрский район. Очень хочется съездить дальше на юг – Гудаута, Новый Афон, Сухум…
Очень понравились люди…

…На границе опять 40 минут очереди… В Адлере нам еще больше 2-х часов ждать поезда (Адлер- Майкоп, 3 класс – 150 руб.)
Развернули карту. Люди к нам так и потянулись – выглядели мы и правда неплохо, со своими рюкзаками, флажками, одинаковой одеждой и картой…
…Домой приехали в пол-двенадцатого…чай…рассказы…фото…Все как обычно.
Все хорошо.

P. S.: Хочется поблагодарить Александра Славгородского, нашего главного отговорщика от крюка в Абхазию, за предоставленную нам палатку.

Большое спасибо Богу за этот поход, такой, каким он получился.

Молодцы!

Хорошее описание. Надо было еще в Абхазии пройтись, например через г. Мамзышха )