Горы мира > Западная Европа >

Автор: Светлана Гуцало, Латвия

Альпы 2006, Шамони.
Немного полезной информации о районе

В период с 16-го августа по 2 сентября двойкой альпинистов из Латвии была совершена экспедиция во французские Альпы (район Шамони) под вершину Grandes Jorasses. В связи с этим хотим изложить некоторую информацию о ройоне, добирании, жилье, ценах и прочих актуальных вещах для тех, кто туда собирается и кому эта информация может пригодится..

Во-первых, о погоде, ибо именно она является Проблемой с большой буквы в августе месяце. Погодкой, к сожалению, Франция нас не порадовала, и из 16-ти проведенных дней в горах более или менее солнечная погода держалась всего 4 дня, причем два из них – в день приезда и отъезда. Сложилось мнение о «точных» шамонийских прогнозах, которые сбывались процентов на 50...

О добирании:

География:
Долина Шамони находится во Франции, в районе Haute-Savoie (Высокая Савойя). Граница с Италией проходит всего в 11 км от центра Шамони и 16 км отделяют Шамони от швейцарской границы.

Расстояния до Шамони от разных городов Европы:

Бордо 1100 км
Москва (через Швейцарию) 2870 км
МОСКВА (через Италию 3010 км

- Милан, туннель Монблан)

Санкт-Петербург

(через Швейцарию
2722 км

(через Италию,туннель Монблан)
2870 км
Киев 2400 км

Как добраться:
Первый этап – самолетом до Женевы (мы летели с пересадкой в Амстердаме, но возможны и другие варианты). Стоит отметить, что шанс прилететь в Женеву поздно вечером довольно велик, соответственно встает вопрос о ночлеге. Поскольку во Франции цены на проживание и питание очень кусачие (в этом мы убедились, купив вечером в аэропорту пару шоколадок с лимонадом и заплатив за это 15 Евро), и оставлять сотню евро за одну ночь совсем не хотелось, мы просто перешли по подземному переходу из аэропорта на другую сторону шоссе, где был прекрасный огороженный со всех сторон заборами и перилами парк, нашли тихое место под деревцем у пруда и разбили там палатку. В принципе дешево и сердито, если учесть, что против особо никто не был..

Второй этап – автобусом либо поездом из аэропорта до Шамони (1037 м). Автобусы компании SAT отходят прямо от остановки аэропорта, самый ранний около 8 утра, и затем каждые 3 - 4 часа. Последний автобус в 6 вечера. Стоимость проезда 34 Евро в один конец. Остановка на вокзале в Шамони, откуда, поднявшись по невысокой лесенке направо, отходят красные двухвагонные «поезда», на которых можно подняться до станции Монтенверс (1914 м).

21-й век
Это – третий этап. Поезда ходят каждые 20 минут начиная с 9 утра. Стоимость – 13 Евро в один конец. Идет до верху он тоже где-то минут 20. Поезда ходят практически все время полные – огромное количество людей, хотящих поглазеть на горы. Причем альпинистов или людей хотя бы близко к этому относящихся примерно процентов 10.. Очень развиты групповые вылазки французких семейств. Дети с десятилетнего, а то и менее возраста лазят с отцами по леднику с ледорубами и в кошках..

Как вариант – можно подняться пешочком. Вдоль рельс идет широкая пешеходная тропа. Набор высоты где-то километр, идти часа 3. Поскольку рюкзаки у нас были ну очень тяжелые, все же решили приобщиться к технологиям 21-го века и проехаться на поезде.

Итак – мы приехали на станцию Монтенверс – далее куча указателей и табличек. Налево отходит спусковая тропа к знаменитому музею La grotte de glace. Туда идут основные массы людей. Вообще их там столько, что вначале это нас чуть-чуть шокировало. Чтобы пробраться к леднику людей приходилось расталкивать чуть ли не локтями.. Мы – с рюкзаками по 30 кг, явно выделялись на фоне разношерстного народа в джинсах, маечках и туфельках..(на обратном пути к нам даже подошел проконсультироваться какой-то англичанин с вопросом, можно ли в той кофточке и

а вы говорите - скалолазание
шортиках, что на нем надеты, подняться на Монблан или будет холодно J - во народ!)

Чтобы спуститься на ледник, надо от станции сразу повернуть направо и пройти минут 10 вниз, тропа упирается в лестницы, набитые на бараньих лбах, по которым можно спуститься прямо на ледник. Тут народу становится немного поменьше, потому что французы считают опасным спуск по этим лестницам, даже частенько вешают там страховку..

В районе довольно много хижин. Самая близкая – хижина Шарпуа (Charpoua 2841 м), находящаяся с южной стороны от одной из известнейших вершин Шамони – Пти Дрю (3730). Эта хижина самая старая из всех, и владелец ее – частное лицо, в отличии от других хижин, принадлежащих альпинистским клубам. Хижина Шарпуа расчитана на 12

Хижина Шарпуа
мест, внутри есть газовая плита, кран с водой, посуда, одеяла – в общем все необходимое для жилья. Французам вообще чуждо ношение палаток. За все время пребывания мы не встретили ни одного с рюкзаком более 40 литров, и кроме нашей на леднике не стояло ни одной палатки. Наша первая хижина оказалась бесплатной, т.к. с середины августа уже не считается восходительным сезоном, хозяин просто спустился вниз, и хижиной можно было пользоваться в свое удовольствие. Хотя прайс лист на стене висел. Цены варьируются от 25 Евро за ночь, членам альп. клубов – скидки вполовину, только надо иметь с собой соответствующее удостоверение о принадлежности к этим клубам.

Путь до хижины – Спустившись со станции Монтенверс на ледник по лестницам, наискосок направо пересечь ледник.

Couvercle Hut вблизи
На противоположной стороне на стене нарисован большой белый квадрат. От него начинается подьем к хижине. Вначале опять по лестницам и ступеням, потом по довольно крутой тропе. В целом очень напоминает подход в Теплый Угол в Безенги на Кавказе. С тяжелыми рюкзаками идти 4-5 часов, налегке – 3 - 3,5. Тропа очень хорошо промаркирована желтыми пятнами, турами и вешками.

Вторая хижина – Couvercle (2867 м). Она куда больше, двухэтажная, рассчитана на 130 человек.
Путь до хижины - можно «спуститься» от хижины Шарпуа. На тропе есть указатели, табличка и маркировка Однако спуском это назвать сложно, хоть она и находится ниже по высоте. Часа 3 идут подъемы по крутыми лестницам и ступеням которые при наличии тяжелого рюкзака выматывают донельзя.. Вообще к концу поездки ощущаешь себя профессиональным лазальщиком по металлическим лесенкам..
В целом идти и лезть часа 3-4. Второй вариант – идти от станции Монтенверс по леднику Mer de Glace и подниматься с ледника. 3 – 3,5 часа.
Для справки: в хижине можно купить газ, причем по цене даже ниже магазинной (а может быть нам просто повезло).

Третья хижина – Leschaus (2431 м). Читается как Лешо. Рассчитана где-то на 15 человек, платная до сентября. Цена за ночь – около 25 Евро. Есть электричество, так что в случае чего можно подзарядить мобильный телефон. Путь до хижины – от Couvercle есть спуск через ледник по хорошо промаркированой тропе с указателями, затем небольшой 15 мин подьем по лестницам. Идти около 2-х часов. Можно идти и напрямую от Мотенверса по леднику, что занимает 3,5 – 4 часа. Слева на скале перед подъемом с ледника нарисован большой красный квадрат с какой-то желтой звездочкой внутри. Пройти мимо очень сложно.
Вообще один из популярных трекинговых маршрутов у французких туристов – это прогулка от ледника Mer de Glace до хижины Шарпуа, потом до Couvercle и ночека в хижине Лешо с возвращением обратно в Шамони на следующий день. Эдакий треугольник.
Для справки: в хижинах кроме еды можно купить и алкогольные напитки, для любителей – вино или пиво, но бюджетным этот вариант не назовешь – бутылка вина или баночка пива стоят 12 и 5 Евро соответственно. Вообще куда выгоднее все продукты и напитки везти из Риги, тщательно продумав перед этим систему забросок, чтобы не пришлось тащить по 40 кг. Поскольку расстояния в Шамони небольшие, такая система работает хорошо. Вообще, не ночуя и не питаясь в хижинах, можно сэкономить кучу средств, тем более что палатки нигде «официально» не запрещено ставить. Единственное - желательно предупредить «гардиена» (человека, живущего и ответственного в близлежащей хижине) о планах. Обычно они смотрят в бинокль и в случае чего сами вызывают помощь. Какое-никакое КСП. В связи с этим – добрый совет – несмотря на предрассудки, страхуйтесь. Это не Кавказ, где денег не возьмут, но в любом случае помогут, а вызов вертолета будет стоить не одну тысячу... Кстати, в связи с этим не все компании занимаются страхованием альпинистов или страхуют, но дорого.

И еще для справки: описания маршрутов в хижинах тоже есть, правда, на французском , зато висят довольно хорошие качественные рисуки.

Прогнозы погоды можно узнать по мобильному телефону в любое время суток по автоответчику. Однако для этого нужно найти англоговорящего (а лучше русскоговорящего) француза, который согласится прослушать его для вас и сделать транстлайт. Насколько это эффективно – сложно сказать. Как показала практика, сбывчевость прогнозов очень относительна, тем более наверху, где погода вообще может поменяться за 20 минут..

Как выяснилось, август вообще не является восходительным периодом. За все время пребывания в Шамони мы вообще были единственными кто пытался куда-то залезть. Сложилось ощущение, что во Франции альпинисты либо вымерли, либо вдруг перестали ходить в горы.

Вообще, район Шамони отличается большим количеством скальных маршрутов. Но тут надо быть осторожным, т.к. после непогоды они становятся либо совсем непроходимыми, либо довольно опасными, и есть шанс, приехав, просидеть прождав погодных улучшений и никуда в итоге не сходить. Горы невысокие, но лазание довольно сложное и требует идеальных условий, сухих скал и хорошей технической и психологической подготовки. Если говорить о комбинированных маршрутах – ситуация похожа. Если на Кавказе погода стабильно - плохая после обеда, то тут идеально - синее небо в обед может вылиться в несколькодневный не прекращающийся буран. В том что так может произойти, мы убедились на собственном опыте, отсидев на двухметровой полочке 4 дня из-за непогоды. В целом, отношение плохих к хорошим дням в августе где-то 8:2, а самым «восходительным» месяцем все же считается июль.

Поездом на ледник..

На леднике (подход к перевалу
Hirondelles)

Grandes Jorasses

Walker - мы еще вернемся!