Горы мира > Каракорум >

Автор: Леонид Бутов

Экспедиция на Броуд Пик

Броуд Пик (8047 м) – двенадцатая по высоте вершина мира. Первовосхождение на Броуд Пик Фритца Винтерштеллера, Маркуса Шмука, Курта Димбергера и Германа Буля (Fritz Wintersteller, Marcus Schmuck, Kurt Diemberger, and Hermann Buhl) в 1957 г. было выдающеимся достижением – впервые восьмитысячник был пройден немногочисленной экспедицией и без использования высотных носильщиков. События развивались драматически. Когда после тяжелой многодневной работы восходители вышли на точку, которую принимали за вершину, к своему горькому разочарованию они обнаружили, что настоящая вершина просматривается сквозь облака в сотнях метров впереди. Набора по высоте оставалось всего метров двадцать, но приближалась ночь, силы были на исходе и восходители вернулись в базовый лагерь. Через несколько дней они предприняли вторую попытку, фактически прошли весь маршрут во второй раз и вновь оказались на предвершине во второй половине дня. На этот раз они решились на штурм и взошли на вершину. Герман Буль поднялся на вершину в 6-30 вечера в лучах заходящего солнца. В 1953 году этот легендарный альпинист в одиночку совершил первовосхождение на Нанга Парбат (8125 м) и провел холодную ночевку вблизи вершины. На восстановление ушло несколько лет и вот он снова на вершине в предверии ночи. Его напарник Курт Димбергер, взошедший на вершину часом ранее, вернулся на вершину и вместе они ночью пошли на спуск.

Прошло много лет с тех пор как я прочитал про это восхождение. И вот мы идем на Броуд Пик. Это была первая Российская экспедиция на Броуд Пик. До нас из россиян на вершину восходил Сергей Богомолов в составе экспедиции Казахстана. Для Сергея это был 12й восьмитысячник, для нас – первый. Сборы были недолгими. Мы шли маленькой группой – Александр Лутохин, Дмитрий Синев и Леонид Бутов – без высотных носильщиков, без кислорода и без предварительной акклиматизации. Впрочем, в качестве последней можно считать восхождение Саши на Эльбрус (5642 м) и мое на Уитни (4421 м). Но было это более чем за месяц до восхождения на Броуд Пик и настоящей акклиматизацией был 6-дневный переход от с. Асколе (3000 м) до базового лагеря (4800 м). Мы планировали сделать два акклиматизационных выхода с установкой двух промежуточных лагерей и затем выходить на штурм вершины. Получилось иначе. Через два дня после того как мы пришли в БЛ, мы вышли наверх и на восьмой день достигли вершины. Впрочем, по порядку.

5го июля мы вылетели из Москвы в Исламабад. В аэропорту нас провожала прошлогодняя компания, в которой в 2005 г. мы сходили на п. Корженевской. Жаль что по разным причинам в Пакистан удалось выбраться всего троим. 6го июля мы прошли формальности в Исламабаде и 7го перелетели в г. Скарду – столицу Балтистана. На следующий день перехали на внедорожниках в Асколе и 9го утром вышли на подход к БЛ. Организацией занимался тур-оператор Nazir Sabir Expeditions и, стоит отметить, что организовано всё было очень хорошо. После первых двух дней перехода по пустыне мы вошли в один из самых красивых горных районов мира, поражающий величественными стенами и пирамидальными вершинами. Район открывался стенами Транго, затем путь проходил мимо Машербрума и Мустага и вел к вершинам Гашербрум, Броуд Пику и К2.

Помимо участников в экспедицию входили офицер связи, гид, повар, помощник повара, а также 52 носильщика на пути к БЛ и 24 - на обратном пути. Для повара Нисара это была уже 98я экспедиция. Нисар - замечательный человек. Стоит рассказать одну историю. На пути назад наступающая темнота застала Сашу и Али посреди Конкордии - огромного ледяного поля на высоте около 4600 м. Найти путь до лагеря в этом лабиринте ледяных торосов в наступающих сумерках было практически невозможно для людей, впервые попавших а этот район. Теплой одежды у них не было и холодная ночевка могла бы оказаться очень неприятной. Нисар собрал носильщиков, нашел Сашу и Али и провел их в лагерь до наступления холодной ночи. Для нашего офицера связи майора Али это была первая экспедиция. Али явно болел за нас и делал всё возможное для успеха экспедиции.

В этом году в БЛ стояли около десятка экспедиций и на Броуд Пик поднимались 151 восходителей. 17 из них достигли вершины. Погода стояла хорошая и на третий день после прихода в БЛ мы вышли на гору. Мы планировали объединить два акклиматизационных выхода и установить Л2 (6300 м) и Л3 (7000 м) за один выход и спуститься в БЛ. Взяли продуктов и газа на 11 дней, две 2х местные палатки для Л2 и одну 3х местную для Л3. Рюкзаки получились за 25 кг. Первый день был тяжелый – с этими рюкзаками мы подошли из БЛ под начало маршрута и поднялись в Л1 (5600). Далее груз делился на две части, которые мы поднимали вверх по отдельности. На второй день мы подняли часть груза в Л2 и спустились ночевать в Л1. На третий день подняли оставшуюся часть груза в Л2 и заночевали в Л2. На четвертый день поднялись повыше в Л2а на 6400. На пятый день забросили часть груза в Л3 и спустились ночевать в Л2а. На шестой день подняли оставшуюся часть груза в Л3 и начали устраиваться там на ночевку. В этот день польско-испанская команда совершила восхождение на Броуд Пик и возвращалась в Л3. К наступлению темноты они спустились на перемычку между Центральной о Главной вершинами на 7800 м. Группе предстоял ночной спуск через снежные поля с ледовыми сбросами. На вечерней связи из БЛ Петр Пустельник, за несколько дней до этого взошедший на Броуд Пик, попросил встретить группу. Акклиматизации явно не хватало, но мы постарались сделать что могли. Набрав шоколадок и термосов с чаем, мы с Гори (испанский альпинист) вышли из Л3 навстречу группе. У Гори не пошлось и он вернулся. Пришлось продолжить подъём в одиночку. Ночью, среди незнакомого снежного поля с ледовыми сбросами было довольно-таки неуютно. Непонятно было как далеко надо будет подняться и сколько к тому времени останется сил. Путь между сбросами отмечал по gps чтобы найти дорогу вниз. Со спускающейся группой я встретился на 7350 м и к полуночи по gps намеченному пути мы благополучно спустились в Л3. На следующий день погода была хорошая и наша команда стала думать о возможности выхода вверх. Усталость и недостаток акклиматизации явно ощущались, но мы все таки решились на штурм. На восьмой день в 1-30 ночи мы пошли к вершине.

На предвершину (8030 м) мы поднялись около 5 вечера. Каждый шаг давался с трудом. Скорость все замедлялась и становилось ясно что, если идти дальше, то ночь застанет нас в районе вершины. Перед нами стояла дилемма первовосходителей, которую они решили по-разному во время первого и второго штурма вершины. Мы разделились. Саша решил не идти дальше середины гребня, а мы с Димой продолжили путь к вершине. Гребень делил мир на две совершенно разные части. Остроконечные горы с крутыми стенами и висячими ледниками на стороне Пакистана контрастировали с покатыми горами на стороне Китая. Разницу подчеркивала гамма красок – теплая слева и холодная справа. Ветра не было и тишина нарушалась только хрустом снега под ногами и сумасшедшим дыханием. На вершину мы вышли около 6 вечера. В лучах заходящего солнца открывалась фантастическая панорама – где-то далеко внизу погружалась в сумрак Конкордия, справа мягко отсвечивал Машербрум, а позади возвышался К2, который с этой высоты казался только ещё более величественным и неприступным.

Быстро стемнело и стало очень холодно. Нам предстоял длинный траверс ночью на 8000 м и затем спуск на километр к Л3. Дима был без пуховки. Жаркое дневное солнце обмануло его и сейчас ночью он стал замерзать. Я отдал ему свою полартековую куртку и, следует сказать, начал сильно мерзнуть. Надо было быстро идти вниз. Часам к 10 вечера мы спустились на перемычку. Там нас ждал Саша. Дима ушел вниз с перемычки первым и благополучно добрался до Л3. Для нас с Сашей приключения ещё не закончились. Понадеявшись на память, мы сбились с пути и выскочили на ледовые сбросы немного выше Л4 (7500 м). Пришлось доставать gps и искать по gps путь спуска. На это ушли последние силы. Часа в 3 ночи мы вышли к Л4, завалились в заброшенную палатку и провалились в сон. Сон был кошмарный. Сказывались холод и усталость. Часа через три рассвело и мы спустились в Л3. Там уже выспались по-настоящему – спали почти сутки. За это время Дима ушел вниз, так что мы с Сашей потихоньку пошли вниз вдвоем. По пути собрали наш мусор, палатку и прочие вещи из Л2. На спуске нас встретили участники команды Украины, только-что начавшей восхождение. В Л1 они напоили нас чаем, а от подножия горы забрали наши рюкзаки и отнесли в БЛ. Мы уже еле передвигали ноги и были им очень благодарны. Восхождение закончилось. Нам предстоял долгий путь домой.

Панорама с Конкордии

Перед отлетом.

Нанга Парбат. Вид из самолета.

На пути в Асколе. Река размыла
дорогу. Пересаживаемся в машины,
которые остались на стороне Асколе.
На переднем плане Али.
В машине Сергей Богомолов и Гия
Тортладзе, с которыми мы
встретились на подходе.

В Асколе.

Отбор носильщиков.

Переправа.

Лагерь Пайу (3500 м) на полпути подхода.

Транго и Кафидрал группы у входа на ледник Балторо.

Стены Транго из
лагеря Урдукас (4100 м).

Наша экспедиция в лагере Горо 2 (4300 м).

Гашебрум 4. Вид из Горо 2.

Убежище носильщиков

На переходе от Горо 2 до Конкордии после непогоды

Сирдар рассчитывается с носильщиками в БЛ

БЛ на фоне Конкордии

К2 из БЛ.

Броуд Пик из БЛ

Путь из БЛ к началу маршрута

Л1 у Лосиного Зуба.

К2 из Л2.

Вид вверх из Л2

На подъёме между Л2 и Л3.

Выходим к Л3.

Вид из Л3

На подъёме от перемычки (около 7900 м).

На пути к вершине

На пути к вершине (около 8000).

На вершине

На вершине.

К2 и Броуд Пик с Конкордии

На обратном пути. Здесь сходятся Гималаи, Каракорум и Гиндукуш.