Полезное > Снаряжение >

Автор: Павел Добринский, Москва

"Как без молотка лазать"

Я не доволен тем, как я лазаю ИТО (мое свободное лазание кажется мне еще более неуклюжим), но тем не менее хочется поделится своим опытом - может будет кому-нибудь полезно.

Zodiac, Yosemite, я думаю 7b или A2 (есть коперхеды)
Лазать без молотка, не забивая крючья мне показалось интересным занятием. Не портим скалу, нужно для свободного лазания и даже ИТО таким образом получается быстрее. Для свободного лазания это практически единственный способ лезть и получать адекватную страховку (страховаться через 7-8 метров я к примеру не могу :) ).

Рассказывать о закладках, камалотах, френдах и прочих устройствах подробно мне не хотелось бы. Я попробую рассказать как лазать без использования молотка там где обычно используются крючья. Но в тоже время ограничусь точками которые обеспечивают не только продвижение по маршруту но и страховку (скай,кам-хуков здесь не будет).

В основном, я использую все для ИТО

Что у нас есть:
1. Микростоппера.
2. Оффсетные (не знаю как по-русски назвать) стоппера.
3. Оффсетные френды.
4. Ball Nut.

Слева направо: Два микростопера BD,
два стопера HB brass nut (оффсетные разумеется),
два стопера DMM Peenut (крупные номера)
1. Микростоппера помогают везде.
Очень мне нравятся "Black Diamond". Прочные, хорошо держат рывок. Если трещина не ровная, закладка может лечь под углом к направлению нагрузки - жестко заделанный тросик немного переламывается и довольно быстро изнашивается, и, со временем, у мелких номеров рвется при рывке. Можно спасаться шок-абсорбером (например "Screemer" от "Yates"). Я ношу два комплекта таких стопперов - они очень легкие. Пару мелких номеров обычно сразу выкидываю - у меня даже когда веревка на карабине перещелкивается у них либо тросик рвется, либо стоппер режет скалу и вылетает.

2. Оффсетные стоппера.
Мелкие номера позволяют страховаться там где, кто-то бил крючья. Стоппер узкой стороной располагаем в трещине (туда, куда было направлено острие крюка). Также они хорошо работают в раскрывающихся трещинах. На фотографии у меня достаточно большие закладки, потому что, боюсь, мелкие не удастся рассмотреть.

HB oффсет - одиннадцатый номер... Других у меня нет
Даже если в трещину помещается только обычный микростоппер, иногда удается использовать оффсетный более крупный - у него тросик будет толще, а значит прочнее.

Я видел только два производителя таких стопперов это "HB" и "DMM"( модель "Peenut"). "HB" их уже не делает, хотя бывает, что они продаются а вот "DMM Peenut" можно легко купить. Угол у них немного отличается, поэтому я использую и те, и другие

Если купить не получается, оффсеты легко сделать с помощью напильника из обычных закладок :)
Есть еще крупные варианты... Отлично работают.

У нас популярно подбивание стопперов молотком. Я практически никогда так не делаю. На длинном маршруте закладок не хватит. Стараюсь экономить снаряжение. Тот, кто будет чистить питч, может потратить много времени на вынимание такого элемента.

CCH Allien Hybrid, рядом обычный BlackDiamond Camalot C4.
У CCH нижняя пара кулачков меньше верхней пары
3. Оффсетные френды.
Они помогают, когда приходится совсем туго.У них одна пара кулачков меньше другой. Из производителей знаю "CCH Alien", и "Wildcountry", последние не использовал. У "CCH" в комплекте 4 штуки (сейчас, по-моему, уже шесть). Стоят дорого. Область применения: открытые трещины либо неровные трещины, дырки из под крючьев.
Пользоваться очень удобно.

Вид сверху
Класть нужно аккуратно. Бывает, одна пара кулачков хоть и прижимается к стенкам трещины, но слабее, чем нужно, и при при резкой нагрузке френд выворачивает. Я использую "CCH Alien Hybrid".
Первые 10 веревок Salathe Wall (Yosemite, El-Capitan) проходятся лазанием. Можно страховаться пореже, тогда достаточно обычных некрупных камалотов. Трещины лазаю неуверенно, поэтому возможность страховаться практически везде ("CCH Alien Hybrid" очень хорошо располагается в трещинах) мне очень помогала. Даже обычные (не "Hybrid") "Alien" обеспечивают очень хорошую страховку, хорошо подобранный материал кулачков впивается в скалу и держит даже в плохих трещинах. Но бывает встаешь на лесенку и видишь, как у тебя на глазах "Alien" плавно едет из трещины :), но другие камалоты там просто не держат. В интернете очень много нареканий на "CCH" - говорят "гаражного" качества - так, что не говорите, что это я вам насоветовал ими пользоваться :)

Lowe Ball производства Trango
4. Ball Nut. Например Lowe Ball.
Многие пользуются... Мне не нравятся. Можно использовать там, куда забивают крупные лезвийные крючья либо мелкие Lost Arrow.

Как-то я вставил его в потолок, нагрузил, а потом нашел себя гораздо ниже :). Были попытки использовать подобные устройства на Марчеке. По рассказам, испытатель добился полного износа девайса после первого срыва.

В потолке было бы удобно использовать этот ball nut...
Плита сверху немного болтается и крючья держут плохо.
Камалоты туда уже не помещаются
Как правило, такое снаряжение рывок держит хуже, чем обычное, но обычное иногда не удается использовать. При любом снаряжении нужно лезть внимательно и аккуратно. Это не шлямбура. И не надо надеяться на единственный страховочный элемент, лучше иметь полноценную страховочную цепь - достаточно часто располагать точки страховки. Крупные страховочные элементы держат лучше мелких. На Гранд-Капуцине я повесил платформу на один камалот #4, страшно не было.

В раскрывающихся трещинах и дырках, из-под крючьев, точки держатся, бывает, не очень хорошо, и они могут выпасть либо перекосится/перевернуть при движении веревки нужно стараться располагать их аккуратно при необходимости, размещать точки напротив друг друга и соединять вместе, стабилизируя положение. При лазании соло можно подтянуть основной веревкой.

Можно не беспокоится о железе :) ...
На 35 метрах один шлямбур, 3-4 болта, одна дырка (скайхук).
Вариант (A2+ в моем гайде) начала маршрута Zodiac
Не стоит думать, что всё это Йосамитские приколы... и у "нас" это применять нельзя, "в наших трещинах это держать не будет" - держать будет. Я пользовался этим железом на Гранд-Капуцине зимой. Пару трещин на Elixier d'Astaroth на четвертом или третьем участке удалось даже забороть, камхуками страхуясь, камалотами и стопперами. Разумеется, чем выше качество гранита, тем лезть надежнее. Но в Каравшине гранит не хуже.

Буду благодарен за замечания. На истину не претендую, написал о том, чем пользуюсь сам.

P.S. Снимал сотовым телефоном моего коллеги. Поставил макрорежим. На фотографиях стоппера несколько крупнее чем есть на самом деле.