Горы мира > Западная Европа >

Автор: Анатолий Булычов

Восхожения в Альпах

На траверсе Монблана в июне 2004 года мы с супругой случайно познакомились с англичанами. Немного помогли им с бивуаком в непогоду, угостили чаем с шоколадом. Потом общались через интернет, собирались друг другу в гости. Наконец, в январе 2006 я и моя дочка Маша поехали в Великобританию, в графство Northants (150 км на север от Лондона). Маша училась в их колледже, а меня «проверяли» на стенах вершин Сноудонии (Уэльс). Естественным продолжением (ведь был пройден престижный маршрут “pulpiter” 7a/b на пик Трайфэн), тем не менее очень приятным, оказалось приглашение в сборную команду графства Northants с целью восхождений в конце мая - июне в Альпах.

Приземление в Женевском аэропорту, встреча как с давними друзьями – Кевин, Алан, Иан, как будто и не расставались. Видимо, дружба, рождённая в горах, действительно крепка. Короткое пересечение Швейцарии, и – долина Шамони, Франция.

Погода явно не весенняя: дождь, мрачные тучи. В горах сильно задержалась зима. Снежный покров около полутора метров, полмесяца непрерывно шли снегопады. Британцы скупают дома во Франции, вот и наша команда поселилась в доме Кевина Molly Blanc над городком Лезуш (рядом с Шамони). Прямо над нами – путь на Монблан. Но это вотчина туристов. Наши планы куда серьёзнее. Для акклиматизации поднялись на подъёмнике на Агюи дю Миди, переночевали на 3800м с целью разведки снеговой обстановки. Безрадостно: высокая лавиноопасность, никто не ходит на восхождения.

Поэтому решили из Франции переехать на юг, в Италию, в надежде, что там теплее и снега поменьше. В долине действительно тепло, но только приехали в Брюл, как ощутили ледяное дыхание с Маттерхорна (в Италии он называется Червино). Район вообще закрыт для восхождений, снег лежит даже на 2000м. Но упрямые британцы вышли на маршрут Лион (итальянская классика, сложность AD+, 4Б по-русски). Набарахтавшись в кулуарах в снегу по грудь, не смогли выйти даже на гребень – очень лавиноопасно, ума хватило отступить.

Ждать было бессмысленно, поэтому стали искать удачу в другом районе. Знаменитый Курмайор, Италия, хижина Бокалате. Мы – первые в районе. Видим предостережение горной жандармерии: выше 3000м не подниматься.

Но мы – команда британцев: отчаянные парни, чем-то они похожи на нас, русских. Выход на маршрут в 2 ночи, наст держит, пока движемся быстро.

Выход на гребень Репасуа – стенку 80м «проскакиваю» на одном дыхании по налипшему фирну: страшно, страховка условная. Далее большой кулуар с рыхлым снегом и скалы, покрытые фирном, на пик Вимпер массива Гранжорас.

Как лез по этим скалам, даже сейчас не могу понять: балансирование на снежных нашлёпках, страховка «мистическая».

Особенно впечатлил траверс Арет Рошфор – Дент ду Джеант: два километра острого гребня, в Италию нависает карниз метра 3 над пропастью, во Францию «падает» ледовая стена метров 800, двигаться можно по полосе сантиметров 20 шириной.

Страховка своеобразная: если кто-то подскальзывается, его напарник обязан прыгать в другую сторону от гребня, иначе оба улетят в пропасть. Такой вот «крутой» альпинизм. В хижине Торино, куда мы вернулись, встретили нас с явным недоумением. «Ну и ну…» - звучало бы это по-русски.

После снегов и страхов решили мы отдохнуть. Хижина Торино – это отель примерно 3 звёздочки: бар, ресторан, деликатесные блюда, уютные комнаты, душ, камины, только расположен этот отель на леднике на высоте 3800м. Прямо с Курмайора (примерно 800м) в хижину ведёт подъёмник с уютными вагончиками: 10 минут – и вы на 3 км выше.

Народу на леднике много, но в основном, это - гуляющие туристы. В Альпах при этом очень чисто, чего не скажешь о наших горах, особенно «замусорен» Алтай – явно не хватает у наших соотечественников элементарной культуры. В Альпах мусор собирают в большие баулы, которые вывозятся вертолётами с хижин.

Несколько дней мы просто «оттягивались» на тёплых скалах Марбрес около хижины Торино: как это здорово – не месить снег по пояс.

Уверовав в свои силы, вышли на приличное восхождение – отвесную Южную стену пика Дент ду Джеант. Это – французская классика, сложность TD, 5Б по-русски.

Вершина очень престижная: также как на Петит Дрю, на ней водружена Святая Мадонна.

Параллельно работала на соседнем маршруте двойка французских гидов.

Невольно замечаю большую разницу между русскими и европейским стилем альпинизма. Наши «идут» маршрут во что бы то ни стало, любые средства хороши, главное – «взять» вершину. Европейцы не «берут» вершину, это не главное, они наслаждаются процессом лазания.

Уровень свободного лазания у них явно выше, чем у нас. Если маршрут пробит крючьями, дополнительно бить свои не принято, не можешь пролезть – спускайся вниз и тренируйся дальше. Ходят совсем налегке, темп работы высокий, любые маршруты проходят за день. Если маршрут на 14-16 часов, стартуют с хижины в 2 ночи, но возвращаются в тот же день назад в хижину.

Безопасность - прежде всего: восходитель может по сотовому вызвать вертолёт, и через полчаса он его снимет со стены. Горные спасатели помогут в любой момент. Расходы покрывает страховая компания, при этом все восходители застрахованы в обязательном порядке. Членам горных клубов даются приличные скидки в хижинах, в сервисе.

Сильные альпинисты очень много тренируются: скальная подготовка, ледовая, кроссы по пересечёнке, поэтому они и «ходят» стены как боги.

У европейцев альпинизм – действительно спорт, а не «образ жизни» как у нас. Чистых профессионалов очень мало, в основном, все работают в какой-то сфере или имеют частный бизнес. И много тренируются, чтобы классно ходить в горах.

Поэтому мы очень старались на стене Дент ду Джеанта, понимая, что двойка французов за нами тоже наблюдает.

Лазание на всём протяжении стены 6а-6с, пара, другая коротких мест 7а, которые я с 3-4-й попытки всё же пролазил. Вершина! Банкет в Курмайоре с местными гидами, здорово!

Но нас ждал гвоздь программы, то, зачем мы прибыли в Альпы - юго-восточная стена Маттерхорна, сложнейший маршрут между Furggen и Abruzi, сложность TD+/ED, 6c, 6А по-русски.

Снова городок Брюл, Италия, снега поубавилось, появились надежды и амбиции. Стена сплошным пролётом начинается с 3480м и выводит почти на вершину 4477м.

Это была отличная работа сплочённой команды (полных трое суток от лагеря у подножия и обратно). Думаю, мы стали ещё больше друзьями, как-то роднее друг другу. Срывы на нависающих участках, лазание на пределе – всё было рабочим, нормальным продвижением вверх. А там...

Вершинный гребень метров 150 с рыхлым, зыбким, глубоким снегом. Очень опасно. Было реально всей командой рухнуть с карнизом в километровую пропасть и ещё 500м докатиться обрубками тел до базового лагеря на леднике.

Отчаянные британцы вновь меня поразили, на этот раз хладнокровным благоразумием: мы начали спуск по верёвкам вниз. Но стену мы всё же прошли…

Вернулись в Molly Blanc, дом Кевина во Франции. Снег сублимировался, форма отличная – и мы устроили забег на Монблан.

У британцев это модно: бег в гору (fellrunning). С 800м до 4807м мы «забежали» за 9 часов, неспешно «сбежали», посетив все хижины и ресторанчики, за 6 часов – Монблан вверх и вниз за один день (всё ногами от долины и обратно, никаких подъёмников), так-то!

Французские гиды окрестили нас “crazy Englishmen & Russian”, итальянцы добавили - “idiots”. Так и есть, конечно же, кто бы сомневался.

Но нам вместе было здорово. И хочется надеяться, что у каждого из нас другие «вершины ещё впереди».

Анатолий Булычов.

Желаю удачи!

Услышала сейчас по телевизору, ты на Мак- Кинли взобрался (если так уместно сказать) Очень рада за тебя...что занимаешься любимым делом...интересно ,а в пещеры спускаешься?...помнится вы с покойным Димой Южаковым и Володей Белобородовым пугали меня рассказами о "белом спелеологе"...а какие весёлые фильмы снимали в Хакасии...Удачи тебе.... Аля.