Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Цибанов Андрей, г. Москва

Дых-тау по правому Южному контрфорсу (5А)

Дых-тау- с пика Селлы

В июне 2006 альпинисты из Москвы Цибанов Александр и Цибанов Андрей совершили восхождение на в. Дых-тау главная по правому Южному контрфорсу, 5а к.тр., и готовы поделиться впечатлениями и фотографиями маршрута.

Как всегда, сначала планы были грандиозные. Собирались вчетвером на Дых-тау "по грузинам", . Маршрут Абалакова не рассматривался, поскольку только он единственный уже при нас дважды полностью накрывался ледопадом, а через месяц мне удалось заснять на камеру глобальный коллапс верхнего висячего ледника на Дыхе.

Приехали рановато -15 июня. В КСП дела ведет Панченко и сразу клизмирует двоих наших из команды за отсутствие альпкнижек, предлагает идти туристами. Снегу небывалое количество даже на южных стенах. Пока топтали снег на Брно и 4Б Миссес-тау, один участник сказал: "Это не моё!", другого элементарно загнали на Миссис, 4Б, двигаясь одновременно до плеча. «Зачем я буду кому-то что-то доказывать?" - сказал он после Миссес-тау и мы с братом остались в двойке. А надо было сразу идти и не распыляться по пустякам. Ну а мы с братом не из тех, кто долго ищет мотивацию восхождения, собрали вещи и пошли.

На Джанги-коше никого, кругом снег. Похоже мы тут первые в этом сезоне. Еще на Шхару хотели сходить что-нибудь оригинальное и безопасное, неистоптанное, однако наблюдателей нет, альплагерь пустой. Случись чего в двойке и что делать непонятно. Снега на скалах много, а веник мы не взяли. Решили не рисковать и пройти замечательный скальный маршрут на Дых-тау.

Контрфорс
В этот раз я готовился к сезону оригинально. Продукты на горы практически не брали, зато в межсезонье лично я в спортзалах набрал 8 кг, которые за два месяца пребывания в горах и 10 восхождений благополучно ушли. Со всего снаряжения было удалено страшное количество лейблов фирм и прочая пришитая ерунда. Результат - почти кило мусора. Вначале все смеялись надо мной, а после сами взяли в руки ножницы, и пошло-поехало. Все петли заменили на 8-10 мм. Ни пуховок, ни жилеток, никаких чехлов, запчастей и запасных вещей.

Почитали описание в лагере. Вроде сильная команда ходила маршрут 4 дня без подходов. Из лагеря до Джанги-коша они шли 3,5 часа, особо было отмечено, что на леднике обогнали 4 группы. Мы перлись 6 часов, топтали снег местами. А на следующий день с 3200 пришлось подниматься до 4750, в том числе 10 веревок крутого скального контрфорса до этой высоты. Общая крутизна этого участка, пожалуй, самая вертикальная в Безенгах, 70-80 градусов.

Веревки в основном 5 категории. Ключевое место - глухой вертикальный внутренний угол с участком 6 категории, в нашем случае еще и покрыт натечным льдом. Внизу станция с красноречивой дюльферной петлёй. Брат пролез без рюкзака, пару раз зацепившись руками за френду (лесенки мы в Безенги не берем), а я эту веревку бессовестно прожумарил с двумя рюкзаками, стыдно, конечно, но больше жумаром практически не пользовался.

Френды у нас клались в рельеф один за другим, особенно самые маленькие, крьючья не пригодились. Удивительно, но даже в сложных местах есть маленькие полочки для ног и зацепочки для рук, даже на бараньих лбах, зализанных от падения льда. Все они распределены равномерно, при желании можно идти одними ногами, иногда создается впечатление, что бог создал эти скалы для альпинистов.

1-ая ночевка

И вот, насладившись интересным лазанием по монолитным скалам, к 18 часам мы вышли на стык трех маршрутов с Юга, тут хорошо ставится палатка. Чудесный рассвет, а у меня замерз фотоаппарат, много кадров теперь испорчено. Кое-как фотографирую, снимаем на камеру и выходим в 7 утра.

Дальше контрфорс испорчен жандармами и полками. Легче от них не становится, а вот общая крутизна маршрута падает, уже и снега на скалах навалом, точки страховки приходиться откапывать. Уровень лазания теперь не более 4-ой категории, однако высота в 5000 м и рюкзаки все еще не дают расслабиться. Набор высоты идет медленно, и только к 16 часам ставим палатку под вершинной башней Дых-тау,набрав за это время 350 м по высоте.

Полочка шириной 120 см, альтиметр показывает 5100 м. Отсюда до вершины 3 веревки: первая - почти пешком, вторая - по сложному камину с натечным льдом в правой части башни, который потом превращается в пещеру. Пещера выводит в грот размером 4х4 метра, в который вваливаешься кувырком через голову, с идеально ровным полом и большим окном. Здесь можно жить и без палатки, ничего подобного я не встречал и еще веревочка пешком на вершину.

С погодой не повезло: снег валит, ветер, видимости нет, фоток, соответственно, тоже. Да и вообще на всех предыдущих пятитысячниках с погодой на вершинах не везло, только на Пушкине было ясно. К 19 часам сдюльферяли в палатку. Ночью холод страшный, промерзли до костей, вот что значит максимально облегчились. С утра веревки все колом, все обледенело, выпало 20 см снега, видимость 50 метров. Начинаем спуск в 7 утра.

Эльбрус с ночевок

Рассвет

Облака в ущелье

Шхара

Дюльфера идут по левой части центрального колуара, есть по 40 метров старые, есть по 50 новые. Всего их 20-25,не менее. Все засыпано снегом, поэтому приходилось скрести шакалами по камням, чтобы отыскать петли. Старые крючья и «морковки» надо добивать, поскольку за год их выдавливает вода, превращаясь в лед!

Местами может возникнуть желание плюнуть на дюльфера и пойти дальше пешком, особенно при плохой видимости. Так делать не стоит, можно пополнить список на стене в КСП, в кулуаре частенько попадаются сбросы и голый 60-ти градусный лед. Мы дюльферяли до самого низа, еще нашли заклинившуюся веревку питерцев и ее пустили на дюльферные петли. К 14 часам были в Джанги-коше сильно измотанные от топтания снега на леднике.

Дых-тау с Севера

Дых-тау с Юга

Утром с перевала " Кундюм"

Вечером на "Утюге"

Уже не раз различные группы пытались делать комбинации маршрутов с Юга на массив Дых-тау, типа траверса от Пушкина до Вост. Мижирги с подъемом с Юга и прочее, в надежде получить 5Б категорию за маршрут. Но получали 5А комбинацию для группы. Лично я считаю, что если захотеть и написать отчет по этому контрфорсу в нынешних символах УИАА, а не как раньше - вилами по воде, то 5Б дадут, только кому это сейчас надо? По крайней мере, рекомендовать такой маршрут можно альпинистам, у которых несколько 5А, а лучше и 5Б.

А разница между этим маршрутом и пятерками из Теплого угла, пожалуй, на категорию. Даже 5А на Мижирги не имеет ничего общего, там одни огороды и несколько веревок лазания. Вообще, судя по столь малому количеству оставленных крючьев и закладок на контрфорсе предыдущими группами, дюльферными петлями в ключевых местах, можно сделать вывод, что народ просто обходит эти контрфорсы по кулуарам. Так же, как это делается на Урале с Юга, где вместо пути первопроходцев 5Б все идут по гребню, сложностью не более 4Б, а в книжку записывают себе 5Б.

Вообще сложившаяся тенденция у квалифицированных альпинистов обсиживать "Теплый Угол" для закрытия 1 разряда, честно говоря, удивляет. Зачем это? Куда потом они повесят эти разряды? А маршруты на пятитысячники остаются в памяти на всю жизнь, пейзажи с этих гор поражают. Берите пример с иностранцев: что-то я их в Теплом углу не встречал :)

Под "Шлемом"
Еще одно хочется сказать. В июне безопаснее ходить сложные маршруты. Немного больше снега и холоднее, зато меньше ледовых обвалов и камнепадов, поскольку все еще лежит под слоем снега и не тает. Это мое личное наблюдение за 6 лет в Безенгах, кто-то может не согласиться. Большой плюс в том, что альплагерь почти пустой, весь персонал работает только для вас.

Душ с горячей водой круглосуточно, питание с добавкой, номера любые на выбор и прочее, но и пообщаться, конечно, есть с кем. В этом году я еще ходил тройки с группой третьеразрядников целую смену, так, для души и творчества.

Главный под"Шлемом"
А под занавес, как обычно, ночное восхождение на Восточную Эльбруса. Оно и безопаснее вечером выходить, поскольку под утро до скал Пастухова могут ратраком задавить особо выдающиеся альпинисты, которым лень лишние 500 метров протащиться. Правда, в этот раз было холодно, и ветер поднимал пургу, что-то тяжеловато шлось после 9-ти восхождений в Безенгах.

Но в целом сезон удался! Горы необработанных фото- и видеоматериалов, новые друзья, очищенный от столичной грязи организм. Что еще надо, чтобы скоротать время до будущего сезона?

!

Хрошо прошли. А те, что слиняли, скукожились или как?