Горы мира > Сибирь >

Автор: Владимир Марков, Краевой клуб альпинистов "Тихий Океан", г. Владивосток

Восхождение на столб «Шаман» (массив «Амурские столбы»)

Авторскую страничку Владимира Маркова

Отчет О восхождении на столб «Шаман», массив «Амурские столбы» (пос. Нижнетамбовское, Амурский район Хабаровского края).
Маршрут пройден 17–18 сентября 2002 года в рамках чемпионата Приморского края по альпинизму.

Руководитель:
Марков Владимир Семенович – 1 сп.р. по альпинизму.

Участники:
Ищенко Александр Витальевич – 3 сп.р. по альпинизму.
Грозецкий Сергей Александрович.

Марков В.С.

Ищенко А.В.

Гроздецкий С. А.

Чемпионат края подстегнул нас искать скальные районы за приделами Приморского края. Естественно, по рассказам туристов Хабаровска мы выбрали Амурские столбы.

Первоначально планировалось подниматься на Белый столб. Но судьба распорядилась иначе. В сентябре месяце мы пришли к столбу «Шаман». Тем составом, которым мы располагали в то время, Белый столб мы бы не прошли.

Итак столб «Шаман». Высота с платформы, то есть с востока - 30 м.
Мы просмотрели маршрут с запада, по северному ребру. Он был длиннее на 20 метров, что позволило без проблем пройти нам стену за два дня. И какую стену!

Первую веревку шли временами по «капусте», затем вышли на отвес, а потом на гладкую гранитную стену. Спиты вверху не лезли.
На второй день вышли на макушку, спускались на восток, прямо на платформу. Затем интересная, полная приключений дорога домой.
Погода все время стояла просто великолепная. Но по пути домой мы попали под проливной ливень. Сама дорога создала нам удручающее настроение. Место, где мы путешествовали – медвежий заказник.

Паспорт восхождения

Класс скальный.
Амурский район, Хабаровский край, столб "Шаман".
Северное ребро Восточной стены, через нависание.
Вольное название - "Шаман". Первопрохождение.
Протяжность маршрута - 82 метра.
Средняя крутизна маршрута 80 градусов
Использовано на маршруте
скальных крючьев - 9,
шлямбурных крючьев - 9\7,
коронки "Petzl" - 24\22,
закладных элементов - 0,
фрэндов - 0,
скай хуки по дыркам - 5\5.
Оставлено крючьев на маршруте:
скальных - 2,
шлямбурных - 9,
коронки "Petzl", без ушей - 24.
Общее время восхождения: 21 час.
Выход на маршрут:
Предварительная обработка – 17 сентября – 10 часов.18 сентября – 11 часов.
Вершина - 18 сентября 2002 года. После 11 часов работы группа поднялась на вершину. 24.00 - начался спуск с вершины.

Обзор района восхождения

Обзор района
Амурские столбы находится около пос. Нижнетомбовский, расстояние между ними около 25 километров, и главное препятствие – их разделяет река Амур. Подойти или подьехать к Амурским столбам можно или по дороге, или по реке на судне «Комета». Рядом с поселком проходит дорога с регулярным автобусным сообщением. По реке постоянное движение рейсовых теплоходов. Ветка для поездов заканчивается в этом направлении в городе Комсомольск на Амуре.

Активное движение с рюкзаком нужно начинать после переправы на катере на другую сторону Амура. Место называется "Опытное поле". Дома, есть колодец. Удобная поляна для размещения лагеря на берегу Амура.

Пути подьезда к месту экспедиции:
1. Город Владивосток – г. Комсомольск на Амуре. – (поезд сообщением г.Владивосток г. - Советская Гавань.)
2. Город Комсомольск на Амуре – пос. Нижнетомбовский – (рейсовый автобус.)
3. Пос. Нижнетомбовский – Опытное поле – (переправа на моторной лодке через р.Амур.)
4. Опытное поле – река Курга – кл. Малиновый – кл. Вяльти – до развилки (разваленный дом укажет на то, что в этом районе находится Белый столб. По правому ключу вы уходите на хребет и господствующую вершину. В этом районе находятся несколько Амурских столбов – Медведь, Шаман.

Теперь о самом маршруте

Северный гребень столба Шаман - наиболее интересное место для восхождения. Начало его находится ниже террасы в средней части столба, и поэтому маршрут значительно удлинняется.

Профиль маршрута

График восхождения

Схема UIAA

Нужно сначало пройти на восточную часть стены Шамана на удобную полку.

С этого места просматривается в средней части маршрута - сплошной монолит. Два весомых навесания значительно усложняют маршрут. По ним вы попадаете на наклонную полку, и по ней выходите к основной полке. В этом месте мы наладили удобное место для спуска со столба.

Описание маршрута по участкам

Схема маршрута
Отличительной особенностью матшрута является большое нависание в средней части маршрута. Сам характер стены похож визуально на Екатериновский массив. Но структура камня значительно отличается.

В верхней части маршрута спиты не идут. Для прохождения пользовались пробойником и укороченными шлямбурными крючьями на 10 мм.

Вся средняя часть маршрута проходится на искуственных точках опоры. Это плита монолит.

Весь маршрут был пройден с организацией первым перил и прохождением их остальными участниками с использованием зажимов. Первый работал с небольшим рюкзаком на двойной веревке.

(Восточная сторона.)
Участок RO – R1

На удобной полке внизу пробили станцию для страховки первого участника. Движение начинается по наклонной полке. Промежуточная страховка происходит при помощи вбитых двух спитов, крючья в этом месте не идут, скала разрушенная.

Через 4 метра первый участник выходит на полку. Затем по наклонной плите 40 градусов подходит к отколу. Протяженность участка 2 м. Крутизна 70 градусов. Страховка крючьевая.

Бьем отверстия для скай хука. Выход на полку. По внутреннему углу поднимаемся на нависание 95 градусов крутизной. Протяженность нависания 1м. Выходим на наклонную полку и через внутренний угол подходим к участку второго нависания. Протяженность нависания 15 м. Крутизна этого участка 110 градусов.

с ниткой маршрута
Свободным лазанием данный участок не проходится. Страховка первого участника проходит через серию набитых спитов. Пользуемся для прохождения крюконогами. В начале нависания для полной надежности вбит стационарный шлямбурный крюк. Первое нависание плавно переходит во второе. Крутизна второго участка - 100 градусов. Протяженность 6 м. Участок проходится при помощи вбитых спитов. Постоянно пользовались крюконогами.

Пройдя этот участок, делаем станцию для приема следующего участника. Забиваем два стационарных шлямбурных крюка. Первый участник принимает второго. Продолжаем работать на сдвоенной веревке.

Фотография профиля стены (справа)
Участок R1 – R2

Второй участок начинается с вертикальной, гладкой стены – плиты. Бить крючья и вставлять закладные элементы некуда. Характер скалы резко изменяется. Гранит очень крепкий.

Проходим плиту протяженностью 20 м. при помощи искусственных точек опоры. Крутизна данного участка 90 градусов. Продолжаем пользоваться спитами и только в верхней части плиты бьем стационарные шлямбурные крючья для прохождения первого участника.

В конце плиты выходим на две глыбы, лежащих друг на друге. В этом месте бьем крючья для прохождения первого участника. Выходим на наклонную плиту. По плите, нагибаясь от нависания сверху, проходим к верхней части столба. Протяженность участка 22 м.

Свободное лазание до
первого нависания
В конце плиты выходим на открытое место. Бьем два стационарных шлямбурных крюка. Делаем станцию для приема следующего участника. В этом месте хорошая площадка для спуска. Спуск осуществляется с продергиванием веревки на верхней станции. На станции остается спусковая петля. Маршрут закончен.

Впечатления после экспедиции на столб «Шаман»

Идея пойти в этот район зародилась у меня еще в начале 90-ых годах. Гера Ким мне много рассказывал об этом месте. Для туристов г. Хабаровска и Комсомольска на Амуре это был рай для лыжников и ад в летнее время - гнус не даст Вам покоя ни днем, ни ночью. Само место является "Медвежьим заказником". По рекомендации "бывалых" мы выбрали сентябрь.

По приезду в Комсомольск на Амуре сразу попали в лапы местных туристов. Основательно истерзанные на железнодорожной станции, обмотанные в транспаранты, на которых было написано: "Даешь Белый столб", мы, наконец, попали в логово пенсионера-лыжника Сергея Копылова.
Поесть у него я так и не смог. Должен был выложить, как партизан, всю требуемую от меня информацию, которую я не знал. В это время мои напарники поедали все, что лежало на столе.
Долго не засиживались. Вожди местных племен организовали нам машину до поселка Нижне-Тамбовское и переправу через реку Амур. Они проводили нас до самого Амура. Успели даже вечером показать на гребне сам столб Шаман.

После такого показа, я подумал, что нас просто дурачат. Столб Шаман не может быть такой маленький. В этот же день мы переправились на другую сторону реки. Рассчитывались за переправу как у индейцев племени "Дакота" - огненной водой.

Началась наша автономная жизнь. Палатку поставили на берегу реки. На этом месте зарыли "Пушнину" на обратный проезд. Мысль была пойти и раздобыть красной рыбы, но главная цель нашего путешествия отогнала эту мысль в сторону. Не до рыбы.

Утром мы поймали начало "Золотой осени". Когда планировалась экспедиция, число участников было шесть человек, что облегчало нам перенос группового снаряжения от Амура к месту восхождения. Когда мы утром втроем взвалили на себя рюкзаки, мои ноги мягко по колено вошли в песок.

Обзорная фотография столба «Шаман»
(Юго – восток, из Нижнетомбовского)
Вдали столбы «Медведь», «Охотник»
Все было ясно - шары не будет. Точное расположение "Белого столба" перед выходом нам так и не показали на карте. А разницу между "Белым столбом" и "Шаманом" я почувствовал во время экспедиции. Консультация была проста - ориентировочно держаться левого берега реки и в верховьях залезть на любой останец на пути. Визуально все станет ясно.

Я до самого конца придерживался другой логики и шел к группе камней, отмеченных на карте на самом гребне хребта.
Первый день шли по лесной, хорошо наезженной дороге. Но чем дальше удалялись от Амура вглубь, тем дорога становилась хуже. Во многих местах она полностью была уничтожена водой, в одном месте просто потерялась и дальше были сплошные заросли, что нас и смутило.

Мы пошли искать обходной вариант, потеряли минимум час. Переночевали у речки.

(C востока. C перевала при
движении в сторону «Белого столба»)
На следующий день, пройдя два километра, мы вышли обратно на свою дорогу. По ней дошли до остатков "сруба". По идее, в этом месте нужно было провести разведку боем. Но думать было некогда, мы шли к цели. По карте она была на гребне, а не на ключе внизу.

Так за полтора дня мы залезли на самую высокую часть гребня в верховье реки на котором увидели группу очень выделявшихся скал. Когда поднялись на одну из них - ахнули: впереди были незначительные скалы, минимум 20 метров высотой. Где "Шаман"?

Точку поставил Грозецкий Сергей. Он посмотрел вниз и опешил. В ущелье, по которому мы поднялись, стоял исполин. Размеры его просто поражают. Сомнений не было - это "Белый столб". Из поселка столб "Шаман" был виден на гребне. И останцы на карте показывали нам это.
Продолжили некоторое время путь по хребту и вышли к другому столбу.

Пройдя по гребню мимо двух столбов ("Медведь" и "Охотник"), мужики бросили рюкзаки. Больше, вроде, ничего рядом не было. Я без рюкзака направился вниз по хребту и через 15 минут дошел до столба солидного размера. Он стоял на каменной платформе. Одна его часть еще спускалась вниз по хребту. Было ясно, - этот столб мы и видели из поселка.

Вернулся к мужикам. Мы перенесли все вещи к столбу по гадкому стланнику. Сбоку столб напоминает рубку подводной лодки, но из поселка Нижне-Тамбовское его видели в виде высокого пальца с шапкой наверху. Если внимательно проанализировать фотографию "Белого столба", сделанную Муравиным, то можно еще поспорить, какому каменному исполину давать название "Шаман".

Лидер проходит нависание
Лагерь сделали под террасой. Палатку не ставили. На тропе удобно разместились в спальниках и провели 2 очень красивых дня на свежем воздухе.

Времени было очень мало, долго маршрут не выбирали. Все было налицо и вполне логично. Северная часть стены выглядела довольно сурово. Все вполне устраивало нас по сложности для участия в краевом чемпионате по альпинизму.

Итак, маршрут начинался не с террасы, а намного ниже с северо-восточной части столба. Утро первого дня прохладное и ветреное. Жарко не будет. Первым стал работать Александр Ищенко.

Пройдя участок плит до уровня платформы, он подошел к началу первого нависания и основной башни самого столба. На нависании после обеда мы с Грозецким его заменили. В первый день прошли семь метров нависания крутизной 110 градусов, - выдохлись. "Слесарили" на все 100. Набили кучу спитов. Я получил практику на 100 лет вперед. Настроение было хорошее, мышцы на руках, - что у кузнецов.

Работа в средней части столба
Появилась надежда на следующий день пройти остальную часть столба. Сначала, как обычно, первым пошел Александр Ищенко. Он начал работать на конце нависания, а затем на вертикальном участке стены. До обеда бил спиты. После обеда его заменили. Столб немного стал сдавать свои позиции.

Перед выходом на полку первый подарок - спиты совершенно не шли в гранит. Выручил пробойник на 10. Мы были подготовлены к этому. Выручили шлямбурные крючья на 10 мм. На вершину столба залезли поздно ночью.

На верхней площадке куча следов, оставленных раннее людьми. Нашли 5 копеек, датированные 50-ми годами. В неудобных местах, в тупиках терасс лежали ржавые консервные банки. Мы их не трогали - некогда было к ним лезть. Наверняка в них были оставлены записки.

Вид на место страховки
Сделали спусковую станцию и - вниз. Поздравляли друг друга внизу. Повод был не один. У Сергея на этот день выпали именины. Отметили день рождения как полагается. От клуба сделали скромный, но хороший подарок.

Итак, столб прошли за два дня. Цель достигнута. Внизу нас еще ждала разведка "Белого столба". Погода нам сопутствовала. Мы четко попали в полосу резкого перехода от лета в крутую осень. Лес менял цвет на глазах. Нужно было торопиться вниз. Время поджимало.

От столба до "опытного поля" нам было достаточно одного ходового дня, причем с заходом на "Белый столб". "Белый столб" нашли без труда, причем хитро. В лесу не искали. Решили дойти до разваленного дома на основном ключе. Я надеялся, что дом строили именно недалеко от "Белого столба". Тфк и оказалось. От дома минут 10 вверх, затем вдоль хребта вверх по ключу.

Сам столб просматривается среди деревьев только метров за 200. Грандиозность, с которой он смотрится, описать трудно - нужно увидеть. Первое впечатление поражает. Мы его обошли со всех сторон, сделали кучу снимков, посмотрели оставленные предыдущими группами шлямбурные дорожки. Наметили свой маршрут через основные карнизы.

Ходили раньше его по разному. Пальму первенства, конечно, нужно отдать Герману Киму. Как тщательно он готовился к своей второй экспедиции.

Судьба свела меня и с человеком, который ходил его при помощи шеста. Идея проста, делаешь станцию из двух шлямбуров и ставишь на нее шест, притягиваешь шест к стене при помощи веревки. Первый поднимается по шесту и на верху колотит следующую станцию.
Ваня Бенедых сейчас живет на Камчатке. При встрече со мной он поделился своими впечатлениями, когда срывался с шеста. Адреналина хватаешь выше крыши. Хорошо, что мы не пользуемся такой тактикой.

Лидер подходит к
предвершинному нависанию
Кто побывает у подножья столба, рвется к нему снова. А кто зашел на него, всегда бережно хранит память об этом восхождении. Мы хотим поддержать эту традицию.

От столба выход на дорогу не очень приятный: резкий сброс по заросшей тайге, но по дороге движение простое.

Немного отойдя от дома, я отстал от ребят. За поворотом случился "прикол". Вижу - мужики присели на дороге. И мне показывают жестами, чтоб я тише шел. Когда я поравнялся с ними, то услышал следующее: впереди по дороге шел медведь небольшого роста. Ребята не хотели его пугать. Но Мишка все равно их учуял. Мне так и не удалось его увидеть. Место подтвердило свое название - "Медвежий заказник".

Если бы нас было человек шесть, то рюкзаки мы бы и не чувствовали. А так они нам дали к вечеру о себе знать. У меня плечи отвалились. Возвращаясь, попали в полосу холодной осени. Ветер, дождь, холод на перекурах. Можно было и не идти до Амура, а поставить лагерь на дороге. Но настроения спать в сыром белье не было, и неизвестно, что нас ждало утром. Решили идти до упора.

Очень болезненно дались последние 2 километра пути. Ищенко, как истинный "Иван Сусанин" пророчил нам, что мы давно уже идем не туда. И прошли "Опытное поле". Я в свою очередь полностью доверился уверенными действиями Сергея.
Поздно вечером дошли до "Опытного поля" и заночевали в сарае, где раньше хранилось сено. Вагончик был без окон, продувался насквозь, но это было лучше, чем ставить палатку. Мы были мокрые насквозь. Готовить ужин не стали. Перекусили консервами, тушенка просто классно пошла.
Утром над головой увидели огромное осиное гнездо, причем это определенного размера "Шершни", три укуса - и тащить тебя ни куда не надо. Они рано начали свою трудовую деятельность. Одеваться с таким соседством было не очень приятно.

Откопали на берегу "пушнину", нашли катер и переправились на другой берег. Затем автобус, Комсомольск на Амуре, квартира Сергея Копылова. Покушали рыбки царской - "пескарь" у Комсомольчан называется. Переезд на поезде во Владивосток.

Вот вроде и все. Планы по этому району есть. Будем ходить на "Белый столб" пока хватает сил и водить туда молодежь. Нужно помнить своим трудом тех, кто впервые покорял этот исполин. Я им безкорыстно завидую. Столб классный.

Смета расходов для проведения данной экспедиции

Наименование затрат.

В один конец

В оба конца

На всех

на 1 чел.

3 человека.

Проезд на поезде Владивосток - Комсомольск на Амуре.

Постельное белье.

Питание в поезде.

Проезд автобус Комсомольск на Амуре - пос. Н. Томбовка.

Провоз багажа

Питание в автобусе.

Переправа через Амур (лодка.)

Питание в походе.

Проживание в городе - 1 день

Питание в городе - 1 день

Хоз. Расходы.(бензин,пленка.)

Закупка снаряжения

Оплата взноса за отчет на чемпионат.

Итого:

Примечание: в связи с тем, что долю расходов на снаряжение взял на себя клуб, а также добросердечно и безвозмезно отнеслись к нашей экспедиции туристы г. Комсомольска на Амуре, для участников
экспедиции поездка обошлась приблизительно в 1800 руб.