Горы мира > Сибирь >

Автор: Владимир Марков, Краевой клуб альпинистов "Тихий Океан", г. Владивосток

Первопрохождение маршрута «По Черному зеркалу» (массив Екатериновка)

Авторскую страничку Владимира Маркова

Отчет о частичном первопрохождении маршрута «По Черному зеркалу» массива Екатериновка (Партизанский район Приморского края).
Маршрут пройден в мае 2003 года в рамках проекта «Высокие стены Приморья».

Руководитель:
Марков Владимир Семенович, 1 сп.р. по альпинизму.

Участники:
Попов Александр Феликсович, 3 сп.р. по альпинизму.
Ищенко Александр Витальевич, 3 сп.р. по альпинизму.
Кожевников Алексей Владимирович, 3 сп.р. по альпинизму.

Марков В. С.

Попов А. Ф.

Ищенко А. В.

Кожевников А. В.

На стене Екатериновского массива постоянно бросались в глаза два глянцевых пятна темного цвета в середине стены.
Рядом проложены маршруты, а стена остается нетронутая.

Год мы оставляли эту затею на потом. И время пришло.
Два раз подходили под стену и внимательно смотрели на это место. В средней части стены, на окончании первой веревки, просматривается хорошая полка для ночевки. Выше, до слияния с маршрутом «Тройка», все проходится только на крюконогах.

Посмотрим сейчас, кто пройдет эти две плиты в скальных туфлях, свободным лазанием. Но изюминка была еще на первой веревке. Сейчас ее нет. На первой веревке проходят соревнования, трасса почищена. Кто-то имя «Мороз» написал. Поэтому мы начали наш маршрут немного левей, рядом с маршрутом «День Победы». Первая веревка идется свободным лазанием до полки. По словам Коли Трофименко, в начале 80–х годов это место проходили часто с крючьевой страховкой. На полке хоть ночуй.

Затем - самое интересное. Гладь стены, идется только при помощи крюконог. Выход на мелкую полку и второе зеркало. Логично на втором зеркале уходить нерезко направо. Вы попадаете на станцию последней веревки маршрута «Тройка».

В этом месте мудрить не надо. Идти лучше по трещине в середине стены и выходить на гребень.

Паспорт восхождения

Класс - скальный.
Партизанский район, Приморский край, массив "Екатериновский".
По центру Юго-Восточной стены, через две гладких плиты.
Вольное название - "По Черному зеркалу". (Ориентировочно) первопрохождение.
Протяжность маршрута - 125 метров.
Средняя крутизна маршрута - 80 градусов
скай хуки по дыркам - 37\37
Оставлено крючьев на маршруте:
скальных крюка - 2
шлямбурных - 5, 17 (коронки "Petzl", без ушей)
Общее время восхождения: 34 часа.
Выход на маршрут: Предварительная обработка – 1 мая – 7 часов. 2 мая – 8 часов. 3 мая – 11 часов. 4 мая – 8 часов.
Вершина – 4 мая 2003 года. После 7 часов работы группа поднялась на вершину.

Обзор района восхождения:

схема района
Екатериновский массив находится около пос. Екатериновка, расстояние между ними около 1 километра. Подойти или подьехать к Екатериновскому массиву можно или по дороге или на электропоезде. Рядом с массивом проходит основная ветка для поездов, и на ней находится остановка «Подстанция 95 км

Рядом с Екатериновским массивом находятся жилые дома, есть колодец. Удобная поляна для размещения лагеря находится в районе скал Пржевальского. В этом месте неоднократно проводились соревнования различного ранга, проводились соревнования и Российского масштаба. Проводятся регулярные тренировки по скалолазанию.

Подьезд на автомобиле:
1. Город Владивосток – пос. Шкотово – пос. Центральное – перевал – г. Партизанск- пос. Екатериновка – Водозабор - подстанция 95 км. - скалы Екатериновского массива.
2. Город Владивосток – пос. Шкотово – г. Находка – пос. Екатериновка – Водозабор - подстанция 95 км. – скалы Екатериновского массива.

Подьезд на электропоезде:
1. Город Владивосток – пос. Тигровый – г. Партизанск – пос. Б.Кузнецово – Подстанция 95 км. (Некоторые электропоезда на подстанции не останавливаются, тогда нужно ехать до пос. Екатериновка и возвращаться назад к скалам Екатериновского массива.)
2. Город Находка – пос Екатериновка – Подстанция 95 км.

Теперь о самом маршруте.

Схема. Профиль маршрута

Общая нитка маршрута

Схема UIAA

Обзорная фотография стены
Левая часть юго – восточной стены Екатериновского массива находится прямо над основной веткой железнодорожного полотна. Вам остается пересечь линию и двигаться вдоль стены по направлению к пос. Екатериновка (по ходу вы пройдете под маршрутом В.Шкарбона, Через гнездо, Супер, Тройка.) Хорошая привязка – маршрут начинается рядом с чищенными скалами и надписью на них «Мороз» Палатку желательно ставить не под маршрутом а на расстоянии 100 м. от него. Маршрут начинается с хорошей каменной полки. Страхующий находится в нише, что оберегает его от падающих с верху камней.

Описание маршрута по участкам

Отличительной особенностью маршрута является серия совершенно гладких плит с удобными полками для страховки между ними.

На самой нижней плите постоянно проводятся соревнования по скалолазанию. Весь нижний участок почищен. Поэтому мы начало маршрута сделали немного левей, по участку, который должен проходится свободным лазанием до первой станции.

Еще левей начинается маршрут «День Победы». Последняя веревка проходится по маршруту «Тройка».

Общая нитка маршрута

Профиль стены слева

Профиль стены справа

Весь маршрут был пройден при помощи организации лидером перил, и прохождения их остальными участниками с использованием зажимов.

Первый работал без рюкзака на двойной веревке.

Все участки по «зеркалам» пройдены при помощи техники ИТО с использованием скай-хуков.

Участок R0 – R1

Участники перед началом маршрута
Поднимаемся по осыпи на хорошую полку, на которой находится ниша. В этом месте страховка первого участника наиболее безопасная.

Начинается маршрут с внутреннего угла, уходящего вправо. Протяженность -14 м., крутизна 75 градусов, А1 категории сложности. (Страховка: скальные крючья, френды, закладные элементы.)

Для надежности страховки забито два шлямбурных крюка и несколько «Спитов». Угол проходится в середине через наклонную полку.

В этом месте первый участник смещается в право и выходит на огромную наклонную плиту. Попадаются кусты травы. Двигаться в этом месте легче всего в скальных туфлях.

Участок первой веревки
Страхующий на полке под нависанием
для большей безопасности
Протяженность данного участка примерно 20 метров, крутизна 80 градусов, А1 категории сложности.

Затем первый участник выходит к мощному тросу, который протянут поперек всего скального массива и служит для удобства навески веревок на соревнованиях.

По тросу участник доходит до удобной полки. В этом месте первый участок прохождения маршрута заканчивается.

Участник готовит стационарную станцию и принимает второго участника. Первый работал без рюкзака на двойной веревке. Вся веревка пройдена при помощи техники ИТО с использованием скай-хуков.

Я не советую последующим группам действовать так же. Все нужно идти свободным лазанием. Это будет и надежней и быстрей.

Участок второй веревки
Страхующий на удобной полке
Участок R1-R2.

Гладкая стенка с маленькими навесаниями. Протяженность участка 40 м., крутизна 80 градусов, А2 категория сложности.

Проходится при помощи отверстий для скай-хуков. Страховка осуществояется при помощи промежуточных точек страховки. Используются стационарные шлямбурные крючья, съемные шлямбурные крючь и спиты. Начинается чистая техника ИТО.

Участник прошел первое зеркало
Чистое первопрохождение данного участка. Вся вторая веревка имеет вид двух больших темных зеркал. Между ними есть маленькая полка, которая разделяет на две части данный участок.

С полки начинается нависание, и затем вы выходите на выполаживание вертикальной плиты. В этом месте начинается огромная зеленая полка. Не нужно спешить делать станцию для принятия второго участника, так как, немного пройдя дальше, вы попадаете на последнею станцию маршрута «Тройка».

Она пробита стационарными шлямбурными крючьями и находится в удобном месте для страховки.

Вся веревка пройдена при помощи техники ИТО, с использованием скай хуков. Первый работал без рюкзака на двойной веревке, второй участник использует при движении по перильной веревки два зажима–жюмара.

Участок R2-R3

Последний участок представляет собой заросший зеленый купол с внутренним скальным углом по середине. Протяженность последней веревки 30 метров.

Спуск участников дюльфером
после работы на маршруте
Неоднократно проходился альпинистами в 80-х годах. Крутизна 75 градусов, А1 категории сложности. (Страховка: скальные крючья, фрэнды, закладные элементы.) Стационарными шлямбурными крючьями не пользовались. Протяженность внутреннего угла 7 м. Крутизна 90 градусов, А1 категории сложности.

Внутренний угол заканчивается стенкой протяженность которой - 4 м., крутизна 90 градусов, А1 категории сложности. (Страховка: скальные крючья, фрэнды, закладные элементы.)

Наконец, выход на заросшую сыпучую полку и по ней на гребень. Маршрут закончен.

Впечатления участников экспедиции от маршрута "По Черному зеркалу"

Весь массив Екатериновка освоить очень трудно, на это нужно посвятить три-четыре года личной жизни. Но и сделав это, можно кануть в вечность, не оставив после себя ничего. Грех наших предшественников мы все очень хорошо знаем. Все ими излажено, и многое пройдено, но нет самого главного. Пройти и оставить после себя описания маршрутов - этого никто по-настоящему не сделал, что нас очень огорчает.

С самого начало освоения этого массива нашим клубом было введено правило: прошел маршрут - сделай описание, причем по правилам горовосхождений.

Уже пройдено на этом массиве несколько очень интересных маршрутов: Капитан, Натальи, Водопад, Трамплин, Илья Муромец.

Все маршруты делались, как школа. Так как мы осваивали новую технику для прохождения стен на ИТО, все делалось методом тыка, по записям в книгах, интернете. Рядом этого еще никто не делал.

Различные критические отзывы людей со стороны психологически действовали на клубовцев, но не на меня. И поэтому к маршруту «По Черному зеркалу» клубовцы подошли не полностью подготовленными психологически, тактически и по времени. Они были не настроены на продолжительную работу – до победного конца.

Я уже перед началом стены понял – пройдем маршрут, и дал людям перерыв минимум в пол года - там посмотрим.

График восхождения
Как обычно, вместо пяти– шести человек на стену вышли втроем.
Первый и второй день шли участок стены, который можно было пройти за 4 часа в скальных туфлях. Свидетелем этого был очень опытный альпинист, Коля Трофименко. Единственное что спасло ребят от полного словесного разгрома с его стороны – это молодость и неопытность лидеров восхождения. Он терпеливо все вынес, я думаю, это и правильно. У ребят 3 спортивный разряд по альпинизму. Не снес ничего только Кольцов Александр. Коронная его реплика на поляне, где спелеологи проводили свои соревнования, была такова: "Мужики вьют на стене гнездо". Сам Кольцов, кстати, в этот день отважился только предложить мне в двойке пройти маршрут Доллар. Коротенький, дежурный маршрут в начале массива Екатериновка...

Через два дня мы, наконец, вышли на полку. Полка представляет собой настоящую площадку, где можно делать все, что угодно, вплоть до шикарной ночевки. В этом месте наши коллеги еще в 80–х годах прокинули мощный трос для навески веревок при проведении соревнований по скалолазанию в этом районе. Началась настоящая работа на совершенно гладкой с нависанием стены более 30 метров. Подъехал Александр Попов. Как обычно, он приехал, чтоб посмотреть, как идет работа на стене. Потом понял, что если уедет, всем будет хана. Недолго думая, полез на стену. Другой первопроходимец, Кожевников Алексей, почувствовав лазейку, слинял домой, причем с самого интересного. Работа, по мужски оживилась.

За один день прошли 30-ти метровый участок и вышли на последнюю часть маршрута, которая начинается с большой наклонной полки и по внутреннему углу уходит по «зелени» на гребень. В этом месте мы вышли на последнюю шлямбурную станцию маршрута «Тройка». Все стало легче, казалось, немного поднатужиться, и можно закончить маршрут с триумфом.

Но пошла клоунада с веревками. Что творилось на маршруте - нужно было просто видеть. Ищенко превратился в человека, которого вроде и не стало на маршруте. Он мог себе позволить оставить внизу две веревки и в прямом смысле слова сдрыснуть вверх – все поделом. Люди перестали ценить все то, что делали до этого. Отношение к работе на стене на ИТО соседними клубами гнусно давило на мозг наших ребят. Вывод один – подальше от греха, нужно дать людям большой перерыв, чтоб все почувствовали, что они делали и от чего так глупо отказались.

Через пол года перестраиваемся, ребята съездят в горы, определятся в правильности своих действий по отношению к технике ИТО, команда обуется в скальные туфли, и начнем заново. Все то, что мы уже делали, и не цента больше. Чтоб перейти к другому уровню, нужно красиво закончить этот. Итак, впереди маршрут "ЭКС" и "Через нос". Действуем – злодействуем, господа.