Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Один Олег, г. Москва

Отчёт
о горном туристском путешествии 3 к.с. по Восточному Кавказу
(Республика Северная Осетия – Алания), август 2005

Содержание

1. Нитка маршрута
2. Состав группы
3. Сводная таблица препятствий
4. Сводная таблица по дням
5. Высотный график
6. Погранпропуска, заброски, транспорт, цены.
7. Техническое описание по дням
8. Приложение

Сроки проведения: 10 - 28 августа 2005года

Район проведения: РФ, Республика Северная Осетия – Алания, Центральный Кавказ.

Нитка маршрута: г. Владикавказ – с. Дунта – р. Сонгути-дон – л. Койсар – пер.Родина вост. (2А, 3919) – р. Цея-дон – пос. Бурон – р. Кошай-дон – пер. Урусти (2А, 3625) – (пер. Бад – в. Корона – пер. Встречный) (1Б, 3631) – р. Цмиком-дон – р.Ляй-дон – пер. Сталь южн. (2А, 3694) – р. Бугульта-дон – р. Дзамараш-дон – (пер.Реси южн. – в. Реси-узловая – пер. Реси вост.) (2А, 3777) – л. Мидаграбин – каньон р.Мидаграбин (1Б) – с. Даргавс.

Выпускающая МКК: МКК ТК “Вестра”, г. Москва.

М/К: 3/27 - 302

Руководитель: Один Олег Владимирович
т. +7-903-744-8350
e-mail: odin@westra.ru

Состав группы

Имя

Год рождения

Обязанности

  1. 1

Один Олег

1976

Руководитель, врач, фотограф

 

Будянская Лена

1984

Участник

 

Жигулёвцева Алёна

1982

Хронометрист, фотограф, GPS

 

Моргунова Настя

1981

Участник

 

Соболева Наталья

1982

Пропуска, фотограф, снаряженец

 

Логин Сергей

1982

Реммастер, оператор

 

Нефедова Ольга

1981

Завхоз

 

Борисов Павел

1982

Фотограф

 

Сюрсина Светлана

1964

Участник

 

Сводная таблица препятствий

Вид препятствия

Название

Категория трудности

Характеристика

Направление прохождения

1

Перевал

Родина Вост.

сн-лд-ос, 3919м

С - Ю

2

Перевал

Урусти

ск-лд, 3625м

З - В

3

Траверс

Пер. Бад – в.Корона – пер. Встречный.

ск-лд-ос, 3631м

З – В

4

Перевал

Сталь Юж.

2A

ск-лд, 3694м

З – В

5

Траверс

Пер. Реси Юж. – в Реси-узловая – пер. Реси Вост.

2A

ск-лд-ос, 3777м

З – В

6

Каньон

Мидаграбинский

ск-ос

-

Сводная таблица по дням

День и
Дата

Путь

Время

Ходо-вое время

Пройденное расстояние,км Сброс/ набор высоты, м

Способ передвижения

Погода

1

10.08

Владикавказ – Дунта

 

3.6

Машина, пешком.

Солнечно, вечером дождь

2

11.08

Дунта. Долина реки Сонгути-дон.

8.30-15.50

5ч. 05мин.

10.2

-20/750

пешком

Пасмурно, вечером дождь

3

12.08

Подход под перевал Родина Вост.

9.30-17.00

3ч. 10мин.

5

0/1000

пешком

Вечером дождь

4

13.08

Перевал Родина Вост.

7.00-15.30

2ч.

2.5

0/390

пешком

Солнечно

5

14.08

Спуск с перевала Родина Вост. Долина реки Цея-дон - Цей.

8.45-18.20

8ч. 10мин.

8.5

-1995/0

пешком

Ясно

6

15.08

Цей – Бурон – долина реки Кошай-дон.

8.00-16.00

5ч. 30мин.

22

-730/465

пешком

Солнечно

7

16.08

Долина реки Кошай-дон. Подъем к перевалу Урусти.

8.00-16.00

7ч. 35мин.

4

0/746

пешком

Солнечно, вечером дождь

8

17.08

Подъем к перевалу Урусти.

10.55-18.00

4ч. 45мин.

2

0/590

пешком

Солнечно

9

18.08

– Перевал Урусти –

8.00-20.40

10ч. 30мин.

4

-640/630

пешком

Солнечно

10

19.08

Перевал Бад – в. Корона – восточный гребень в Корона.

9.10-15.25

3ч. 45мин.

3.5

-40/645

пешком

Ясно

11

20.08

Перевал Встречный

8.00-10.20

1ч. 30мин.

0.3

пешком

Облачно, дождь

12

21.08

Спуск с перевала Встречный – долина реки Цмиком-дон – долина реки Ляй-дон – с.Ецна.

8.30-15.00

5ч. 05мин.

11

-2045/470

пешком

Сильный дождь

13

22.08

Долина реки Ляй-дон Подход под перевал Сталь Юж.

9.00-17.00

5ч. 25мин.

7

0/1350

пешком

Солнечно, вечером дождь

14

23.08

– Перевал Сталь Юж.–

9.00-18.00

8ч. 30мин.

4

-490/340

пешком

Солнечно

15

24.08

Долина реки Бугульта-дон – долина реки Дзамараш-дон.

10.00-16.00

3ч. 20мин.

17

-1190/60

пешком

Солнечно

16

25.08

Долина реки Дзамараш-дон – Подход под перевал Реси Юж.

9.30-17.30

4ч. 55мин.

9.5

0/1080

пешком

Переменная облачность, дождь

17

26.08

Перевал Реси Юж. – в. Реси-узловая – перевал Реси Вост.

8.30-16.30

5ч. 47мин.

6

-540/610

пешком

Облачно, дождь

18

27.08

Днёвка

-

0

-

Облачно

19

28.08

Мидаграбинский каньон – с. Даргавс

9.00-19.00

ч. мин.

23

-1816/0

пешком

Облака, вечером дождь

Итого 143км

Высотный график

 

Погранпропуска, заброски, транспорт, цены.

Погранпропусками по территории Осетии мы озадачились заранее (недели за 3 до появления первых наших участников там), решили связаться со всеми, с кем возможно.

Мы сделали:

Список группы (ПОЛНЫЕ паспортные данные, дабы исключить какие-либо нарекания),

Написали там же письмо-обращение к командиру части полковнику Прокошину А.В. от лица организации – нашего МГТК “Вестра” с клубной печатью. В погранотряде заявки от частных лиц не рассматривают, необходимо регистрироваться от какой-либо организации. Вроде поручительства получается.

Указали нитку маршрута, только надо быть осторожнее с объектами на ГКХ, мы не стали рисковать и проверять выдадут ли нам тогда пропуска – написали запасной путь по российской стороне.

Также указали ответственных за получение погранпропусков – часть народа ехала в Осетию раньше: развезти заброски, погулять, вот они и забирали все пропуска.

Написали и дату появления в РСО-Алания, сами пропуска действуют в течении 6 месяцев.

Всё это было в 1 экземпляре: у нас появилась возможность отправить список с альпинистами, уезжавшими во Владикавказ, и размножить к этому дню не успели. Но для погранотряда во Владикавказа, как оказалось, хватило и одного экземпляра, т.к. погранпропуска там выписали каждому личный, а не общий списочный, а к самому походу мы запаслись еще тремя экземплярами списка, дабы раздавать на погранзаставах всем жаждущим и не ждать, пока они перепишут все наши паспорта (нас на разных этапах путешествия по Осетии было от 5 до 18 человек!)

Во Владикавказе этот список у альпинистов забрал наш знакомый и отвез в погранотряд. В итоге наша заявка была зарегистрирована там от 29.06.2005. А первые люди из нашей группы, которые ехали в этот район и везли первые заброски, должны были появиться во Владикавказе 20.07. На самом деле, если вы услышите, что надо подавать min за 10дней, не рискуйте – подайте раньше, меньше проблем будет, т.к. все там регистрируется очень медленно.

По Осетии шли 2 группы с пересекающимися маршрутами. 20 июля во Владикавказ прибыли 3 человека (они сами потом собирались в а/л Дигория), которые согласились развести первые заброски (3 шт: 2 у одной, 1-а другой группы).

Как эти заброски везли поездом: всего заброски составляли около 100кг + еще у троих было по личному рюкзачку 27-30кг. В поезде можно везти 36 кг на человека бесплатно. Мы решили оформить все официально, но обойтись малой кровью. Поэтому мы взвесили часть заброски на вокзальных весах – около 50 кг, заплатили за этот перевес около 100р., нам выдали квитанцию. Уже с этой квитанцией и ВСЕЙ заброской погрузились в поезд. Ну и кто в поезде будет перевешивать все? Квитанцию надо оформлять на человека с билетом и паспортом, а отдавать проводникам.

Транспорт: Во Владикавказе очень просто найти транспорт: если выйдете с коробками-баулами и ищуще-блуждающим взглядом, то водитель вас сами найдут тут же. Наш будущий водитель сначала нашел ребят, которые в ожидании пропусков решили встретить нас с забросками на вокзале и помочь погрузиться.

Эти заброски необходимо было везти в Бурон, Цей и Ниж. Зарамаг либо Нар. Вроде с тем водителем обсуждалась цена в 2тыс. р. При нашей попытке найти др. машину за меньшую сумму (1,5 тыс.) на горизонте появился первый водила, быстро сказал что-то по-осетински и … все цены поднялись до 2тыс. В общем у них там “корпорация монстров” J , и все работаю по очереди. И… поехали мы на газели с первым водителем Юрой.

Сначала отправились в погранотряд – в Редант 2, туда как-то можно добраться на обычных маршрутках, но мы ими не пользовались, посему не знаем. Захватили ребят, что нас встречали. Приехали, поговорили с ребятами с автоматами, из каморки дневального позвонили в отдел пропусков, оттуда пришло разрешение подняться нам в штаб. Оформлением пропусков там занимается Наталья Николаевна. К сожалению, у нее произошла накладка, но она сказала, что исправит ее, но погранпропуска будут готовы только к вечеру. Мы договорились с ней, чтобы она оставила тогда их у дневального, а мы заберем утром на следующий день. Она же нам и сказала, что с этого года ужесточили выдачу пропусков, т.к. они теперь в ведении ФСБ, и процесс сильно затягивается, может и 10 дней не хватить. Далее мы все поехали на базу МЧС: у аэродрома между Владиком и пос. Гизель. Утром приехал наш водитель и отвез в погранотряд. Там мы получили свои погранпропуска и отправились развозить заброски.

Первым номером программы был Бурон (заброска отделения О. Одина). Поселок большой, находится на Транскавказской магистрали – прямая дорога в Юж. Осетию, аптеки нет, но есть медпункт, где мы пополнили запасы бинтов (….) – ассортимент медикаментов – не разгуляешься… Заброску там мы пристроили на почте – она работает не каждый день, но почтальон Лариса сказала, что живет на дальнем конце поселка и ее можно будет найти. Все там хорошо, за исключением мышей. Когда коробки уже забрали, то обнаружили, что мы остались без орехов – грызунам они пришлись весьма по вкусу. Оставили нам только хвостики от пакетиков. Некоторые продукты были только слегка понадкусаны мышами и в последствии отправились в урну.

Следующую заброску (отделение Н.Котоминой) думали сначала оставить в Ниж. Зарамаге, но водитель сказал, что там осталось 2,5 дома, т.к. строят ГЭС и это место будет затоплено. Поэтому приняли решение везти баул в Нар и оставить у МЧСовцев. Здесь нас встретили очень радушно и сказали, что давненько в этом районе не было групп.

Последнюю заброску (отд. Н.Котоминой) оставили в Цее – в ПСО МЧС, который недалеко от заброшенного пансионата “Горянка”. Весь Цей охвачен мобильной связью (работает Мегафон и МТС). Погранпропуска в Цей не нужны, в этом районе они нужны только выше с. Нар.

Вообще погранпропуска понадобились: отделению Н. Котоминой после пер. Скаазский где-то в районе пос. Нар, также местные говорили, что где-то в долине р. Ляйдон, за минеральными источниками. Затем погранцы есть в долине р. Дзамарашдон, а также в долине р. Геналдон у Кармадона. Мы везде показывали паспорта, пропуска и отдавали им списки групп с паспортными данными.

Надо отметить, что Цей – это часть заповедника, что теоретически может грозить осложнениями с егерями. Но мы с ними здесь не встретились… Хотя в процессе похода после пер. Сталь Юж. мы пересеклись с тремя мужчинами, которые что-то толковали от заповедной зоне и пропусках в нее, которые оформляются в Алагире, удивлялись, что нас еще в Цее не задержали, но мы как-то отмазались – прикрылись бумагой с письмом от клуба к погранцам, и вроде как “сами мы не местные”, “я не я, и лошадь не моя” - мы ж не знали, уверены, что у нас все оформлено. Денег им не платили. А в районе р. Дзамарашдон еще и охотохозяйство, с которым нам пришлось сцепиться, т.к. эти тоже требовали пропуска, которые оформляются еще где-то (во Владикавказе?) (а то мы “мусорим и пугаем зверей, на которых будут охотиться заезжие иностранцы”…), не пускали нас в сторону перевалов Динамо и Реси. Все егеря из местных… Они говорили, что наши бумаги только для погранцов, а они отдельное дело, др. пропуска… Мы жутко ругались, они до конца толком ничего не объяснили. Наш спор не разрешился, но мы отказались куда-либо ехать оформляться, платить деньги. Тут же и погранзастава была (обычно погранцы из русских) – с документами по их части у нас было все в порядке, у них к нам претензий не было. Пограничники же и помогли нам несколько сгладить противоречия с егерями из охотохозяйства. Вежливо их послали… Все отправились по своим делам, хотя и весьма раздосадованными.

По поводу оформления пропусков: женщина из погранотряд подсказала нам, как еще можно оформить пропуска. Связаться с МЧС (городское находится на пр. Коста, 273), отправить им заявку с данными по факсу, а они уж отвезут в погранотряд. Сколько это будет стоить – не знаем. Мы ж делали это лично, и нам это ничего не стоило.

Последнюю заброску для первых этапов мы оставили в Цее, а те, кто развозил ее, решили остаться здесь же: посетить 3 святилища Реком (мужское, девичье, женское). Посмотреть на Скаазский и Цейский ледники. В итоге водителю заплатили за все разъезды (2 дня) – 2500.

Об общественном транспорте: в Цей 2 раза в день ходит автобус (здесь много турбаз, а маршрут до Владикавказа пролегает далее по Транскаму, по которому расположено много поселков, в том числе и Бурон) - около 2,5-3 часов до места назначения. Где-то в 9.00 и 16.30 из Цея, из Владикавказа около 15.00 и ?. Время надо уточнять. Отходит в Цее от здания таможни. Стоит – 50р.(с рюкзаком?). В Дигорию ходит 1 автобус раз в сутки – 15.55 из Владикавказа, 6.00-6.30 из Стур-Дигоры. В лучшем случае вы будете добираться 4 часа, в худшем – 5. Стоит 50р. Багажного отделения нет, автобус – ПАЗик. Идет он до селения Стур-Дигора, но в расписании надо смотреть автобус на Дзинагу, т.к. раньше водитель был из этого селения (находится в соседнем ущелье) и сначала доезжал до Стур-Дигоры, а потом возвращался на несколько километров и ехел в Дзинагу, теперь же он из Куссу – это рядом со Стур-Дигорой теперь конечный пункт – Стур-Дигора или Куссу. Водитель здесь ночует. За Стур-Дигорой расположена турбаза “Россельмаш” (на ней вывеска “Дигория”), там работает много людей из Владикавказа, поэтому они скидываются и часто просят довезти до турбазы, если вам надо в а/л Дигория и Таймази, то вы можете попробовать доплатить. Еще иногда (если люди купили билеты) автобус заезжает и в еще одно ущелье (развилка от Мацуты) до Фаснала. Можно прямо на автовокзале найти частника, один предлагал место за 300р!

В Дигории мобильной связи нет.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

10 августа 2005 г. 1 день
Заезд.

Едем на Газели от базы МЧС под Владикавказом.

18.53 – прибыли в селение Дунта.

Ночевка в местном клубе: дележ продуктов, снаряжения.

11 августа 2005. 2 день
Дунта. Долина реки Сонгути-дон.


Фото 010. Долина реки Сонгути-дон
(назад от слияния)
8.30 – выходим из Дунты. Идем по грунтовой дороге правым берегом реки Сонгути-Дон. Проходим небольшой спуск дороги и вновь подъем. Дорога кончается. Вниз, к реке уходит тропа. Но спускаться по ней не надо – дальше по реке прижимы. Поднимаемся вверх по крутому травянистому склону. Выйдя на более пологую часть склона, траверсируем его. Еще за один переход, по спускаемся по крутому склону реке и устраиваем перекус. Фото 010

12.30 Доходим до слияния рек и поворачиваем налево по ходу. Поговорив накануне с местными жителями, мы узнали, что моста через р.Кайсар-дон нет. Перебродить реку не представлялось возможным. Было принято решение отказаться от перевала Уавси, так как в сложившейся ситуации его прохождение повлекло бы большие потери времени. Круто набираем высоту по травянистому склону, усыпанному ягодами брусники и черники. В верхней части подъема выходим на тропу, траверсирующую склон. Где она начинается нам не известно. По тропе мы выходим к обрыву. Напротив низвергается водопад. Коричневая масса срывается вниз, неся в себе камни. Через пятнадцать минут пути тропа выводит к ручью с чистой водой и там заканчивается. Переходим ручей и поднимаемся по склону. Через один переход встаём на ночёвку. 2534м. Слева течет ручей, в котором берём воду.

45мин. – до начала крутого подъёма
40мин. – подъём.
1ч. – до привала у реки.
20 мин. – до следующего подъёма.
1,5часа – до водопада.
50мин. – до места ночёвки.

12 августа 2005. 3 день
Подход под перевал Родина вост.


Фото 020. Долина реки Сонгути-
дон (подъем от места ночёвок)
9.30 – выходим. Переходим ручей по камням. Поднимаемся по травянисто-каменистому берегу реки фото 020 траверсируем склон чуть ниже гребня, периодически пересекая полосы камней. Далее, по сухому руслу ручья выходим правее по ходу на гребень. Переходим реку по камням. Привал. Здесь можно поставить палатки.


Фото 030. Ледник Сонгути-дон-
цете (вид назад с пути подъёма)
Пересекая несколько моренных валов, выходим к ручью, вытекающего из левого рантклюфта ледника Сонгути-дон, и, по его руслу выходим на открытый, но зачехленный ледник. Высота 3197м. Привал. За 35 минут пересекаем открытый ледник крутизной 10-15 фото 030, редко до 20 градусов. Местами встречаются трещины, которые легко обходятся или проходятся по хорошим мостам. За один переход, не дойдя до поворота ледника метров 600 встаем на ночлег на покровной морене. Высота 3533м, строим площадки.

40 мин – до стоянок между рекой и ручьём
1ч. – до ледника.
35мин. – по леднику.
15+40мин – до места ночёвки.

13 августа 2005. 4 день
Перевал Родина вост. (2А, 3919)


Фото 040. Ледник на подъёме на
взлёте перевал Родина
7.00 – выходим. Ледовые занятия.12.00 спускаемся.

13.20 – под перевалом Родина.


Фото 050. Седловина перевала Родина
В связках и кошках поднимаемся по открытому леднику с попеременной страховкой преодолевая многочисленные трещины шириной до 1,5 м. Крутизна ледника до 25град. фото 040 Перед седловиной ледник выполаживается и закрывается.

Выходим на перевал Родина. Седловина – неширокий осыпной гребень расширяется за счёт снега. Фото 050


Фото 060. Ночёвка на перевале Родина
Есть места для палаток. Фото 060

Спуск с перевала в сторону Цея представляет собой длинный узкий кулуар: местами осыпной, местами снежно-ледовый. Фото 062, 064


Фото 062. Спуск с перевала
Родина в долину реки Цея-дон

Фото 064. Вид спуска с перевала
Родина в долину реки Цея-дон

Кулуар весьма камнеопасен, простреливается насквозь.

Сняли записку группы туристов т/к “Вестра”, г. Москвы от 13.08.2005, рук. Н. Котомина. Ночуем на перевале.

30мин. – от стоянок под начало взлёта на перевал Родина.
1,5часа – подъём на перевал Родина.

14 августа 2005. 5 день
Спуск с перевала Родина вост. (2А, 3919) Долина реки Цея-дон.

Стою я на скалах в кошки обутый
То ли кошки не едут С.Л.
То ли палки бамбуковые Н.С.

8.45 – выходим.

Начали спуск без кошек. По ходу местами выступает лед, мы обуваем кошки и спускаемся дальше, стараясь миновать камнеопасные участки. Прохождение кулуара занимает 2 часа.

Логическим завершением этого этапа являются каменистые площадки, расположенные на осыпном склоне левее кулуара.

На площадках можно поставить 4–5 палаток.

Далее спуск представляет собой осыпной, а затем каменисто-травянистый склон. За один большой переход доходим до воды. Источник, с левого борта долины представляет собой обрыв снежника с водокапом. Ещё один большой переход по левому борту долины круто спускающейся в сторону долины реки Цея-дон.

Идём по гребням земляных валов между сухими руслами ручьев, заросших кустарником.

Перейдя несколько раз от одной полосы камней к другой, выходим на крутой травянистый склон, выводящий к большому камню с указателем – стрелкой. На левом орографическом берегу находим старую заросшую дорогу. Пройдя по ней метров 300, встречаем каменный завал. Перелезаем его, спускаемся в лес и обнаруживаем широкую хорошо набитую тропу.

За 1 большой переход доходим до ручья и таблички “проход запрещён”. Ещё один переход и мы у поворота на заброшенную турбазу “Горянка”, немного не доходя до МЧС. Ночуем на асфальте перед заброшенной турбазой.

2ч. – спуск до площадок.
1ч.40мин. – до привала у ручья.
2ч.40мин. – до большого камня со стрелкой.
30мин – до выхода на тропу.
40мин. – до таблички “проход запрещён” у реки.
40мин. – до турбазы.

15 августа 2005. 6 день
Цей – Бурон – долина реки Кошайком-дон.

8.00 – выходим из Цея.

Из Цея в Бурон ведёт дорога, спускающаяся серпантином. В Буроне забираем заброску с почты. Идём по обочине транскавказской магистрали. Проходим туннель и через переход делаем привал у моста через реку Ардон. Здесь в реку Ардон втекает река Кошай-дон. Непредвиденно, не выдержав тягот и лишений пути, сходят с маршрута Павел Борисов и Светлана Сюрсина.

По левому берегу реки Кошай-дон поднимаемся серпантинной дорогой до шахт. Здесь и ночуем в вагончике. Вечером перебираем запасы провизии. У шахтеров узнаем, что 2 недели назад сошёл сель, и тропы внизу нет. Некоторые из шахтеров оказываются охотниками, у них пытаемся выяснить как лучше идти дальше. Они дают нам несколько полезных советов.

3ч. – до Бурона.
2ч. – до моста.
30мин. – до шахт.

Далее >>
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru