Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчёт
о горном туристском путешествии 3 к.с. по Восточному Кавказу (Республика Северная Осетия – Алания), август 2005
Сроки проведения: 10 - 28 августа 2005года Район проведения: РФ, Республика Северная Осетия – Алания, Центральный Кавказ. Нитка маршрута: г. Владикавказ – с. Дунта – р. Сонгути-дон – л. Койсар – пер.Родина вост. (2А, 3919) – р. Цея-дон – пос. Бурон – р. Кошай-дон – пер. Урусти (2А, 3625) – (пер. Бад – в. Корона – пер. Встречный) (1Б, 3631) – р. Цмиком-дон – р.Ляй-дон – пер. Сталь южн. (2А, 3694) – р. Бугульта-дон – р. Дзамараш-дон – (пер.Реси южн. – в. Реси-узловая – пер. Реси вост.) (2А, 3777) – л. Мидаграбин – каньон р.Мидаграбин (1Б) – с. Даргавс. Выпускающая МКК: МКК ТК “Вестра”, г. Москва. М/К: 3/27 - 302 Руководитель: Один Олег Владимирович
Итого 143км
Погранпропуска, заброски, транспорт, цены. Погранпропусками по территории Осетии мы озадачились заранее (недели за 3 до появления первых наших участников там), решили связаться со всеми, с кем возможно. Мы сделали: Список группы (ПОЛНЫЕ паспортные данные, дабы исключить какие-либо нарекания), Написали там же письмо-обращение к командиру части полковнику Прокошину А.В. от лица организации – нашего МГТК “Вестра” с клубной печатью. В погранотряде заявки от частных лиц не рассматривают, необходимо регистрироваться от какой-либо организации. Вроде поручительства получается. Указали нитку маршрута, только надо быть осторожнее с объектами на ГКХ, мы не стали рисковать и проверять выдадут ли нам тогда пропуска – написали запасной путь по российской стороне. Также указали ответственных за получение погранпропусков – часть народа ехала в Осетию раньше: развезти заброски, погулять, вот они и забирали все пропуска. Написали и дату появления в РСО-Алания, сами пропуска действуют в течении 6 месяцев. Всё это было в 1 экземпляре: у нас появилась возможность отправить список с альпинистами, уезжавшими во Владикавказ, и размножить к этому дню не успели. Но для погранотряда во Владикавказа, как оказалось, хватило и одного экземпляра, т.к. погранпропуска там выписали каждому личный, а не общий списочный, а к самому походу мы запаслись еще тремя экземплярами списка, дабы раздавать на погранзаставах всем жаждущим и не ждать, пока они перепишут все наши паспорта (нас на разных этапах путешествия по Осетии было от 5 до 18 человек!) Во Владикавказе этот список у альпинистов забрал наш знакомый и отвез в погранотряд. В итоге наша заявка была зарегистрирована там от 29.06.2005. А первые люди из нашей группы, которые ехали в этот район и везли первые заброски, должны были появиться во Владикавказе 20.07. На самом деле, если вы услышите, что надо подавать min за 10дней, не рискуйте – подайте раньше, меньше проблем будет, т.к. все там регистрируется очень медленно. По Осетии шли 2 группы с пересекающимися маршрутами. 20 июля во Владикавказ прибыли 3 человека (они сами потом собирались в а/л Дигория), которые согласились развести первые заброски (3 шт: 2 у одной, 1-а другой группы). Как эти заброски везли поездом: всего заброски составляли около 100кг + еще у троих было по личному рюкзачку 27-30кг. В поезде можно везти 36 кг на человека бесплатно. Мы решили оформить все официально, но обойтись малой кровью. Поэтому мы взвесили часть заброски на вокзальных весах – около 50 кг, заплатили за этот перевес около 100р., нам выдали квитанцию. Уже с этой квитанцией и ВСЕЙ заброской погрузились в поезд. Ну и кто в поезде будет перевешивать все? Квитанцию надо оформлять на человека с билетом и паспортом, а отдавать проводникам. Транспорт: Во Владикавказе очень просто найти транспорт: если выйдете с коробками-баулами и ищуще-блуждающим взглядом, то водитель вас сами найдут тут же. Наш будущий водитель сначала нашел ребят, которые в ожидании пропусков решили встретить нас с забросками на вокзале и помочь погрузиться. Эти заброски необходимо было везти в Бурон, Цей и Ниж. Зарамаг либо Нар. Вроде с тем водителем обсуждалась цена в 2тыс. р. При нашей попытке найти др. машину за меньшую сумму (1,5 тыс.) на горизонте появился первый водила, быстро сказал что-то по-осетински и … все цены поднялись до 2тыс. В общем у них там “корпорация монстров” J , и все работаю по очереди. И… поехали мы на газели с первым водителем Юрой. Сначала отправились в погранотряд – в Редант 2, туда как-то можно добраться на обычных маршрутках, но мы ими не пользовались, посему не знаем. Захватили ребят, что нас встречали. Приехали, поговорили с ребятами с автоматами, из каморки дневального позвонили в отдел пропусков, оттуда пришло разрешение подняться нам в штаб. Оформлением пропусков там занимается Наталья Николаевна. К сожалению, у нее произошла накладка, но она сказала, что исправит ее, но погранпропуска будут готовы только к вечеру. Мы договорились с ней, чтобы она оставила тогда их у дневального, а мы заберем утром на следующий день. Она же нам и сказала, что с этого года ужесточили выдачу пропусков, т.к. они теперь в ведении ФСБ, и процесс сильно затягивается, может и 10 дней не хватить. Далее мы все поехали на базу МЧС: у аэродрома между Владиком и пос. Гизель. Утром приехал наш водитель и отвез в погранотряд. Там мы получили свои погранпропуска и отправились развозить заброски. Первым номером программы был Бурон (заброска отделения О. Одина). Поселок большой, находится на Транскавказской магистрали – прямая дорога в Юж. Осетию, аптеки нет, но есть медпункт, где мы пополнили запасы бинтов (….) – ассортимент медикаментов – не разгуляешься… Заброску там мы пристроили на почте – она работает не каждый день, но почтальон Лариса сказала, что живет на дальнем конце поселка и ее можно будет найти. Все там хорошо, за исключением мышей. Когда коробки уже забрали, то обнаружили, что мы остались без орехов – грызунам они пришлись весьма по вкусу. Оставили нам только хвостики от пакетиков. Некоторые продукты были только слегка понадкусаны мышами и в последствии отправились в урну. Следующую заброску (отделение Н.Котоминой) думали сначала оставить в Ниж. Зарамаге, но водитель сказал, что там осталось 2,5 дома, т.к. строят ГЭС и это место будет затоплено. Поэтому приняли решение везти баул в Нар и оставить у МЧСовцев. Здесь нас встретили очень радушно и сказали, что давненько в этом районе не было групп. Последнюю заброску (отд. Н.Котоминой) оставили в Цее – в ПСО МЧС, который недалеко от заброшенного пансионата “Горянка”. Весь Цей охвачен мобильной связью (работает Мегафон и МТС). Погранпропуска в Цей не нужны, в этом районе они нужны только выше с. Нар. Вообще погранпропуска понадобились: отделению Н. Котоминой после пер. Скаазский где-то в районе пос. Нар, также местные говорили, что где-то в долине р. Ляйдон, за минеральными источниками. Затем погранцы есть в долине р. Дзамарашдон, а также в долине р. Геналдон у Кармадона. Мы везде показывали паспорта, пропуска и отдавали им списки групп с паспортными данными. Надо отметить, что Цей – это часть заповедника, что теоретически может грозить осложнениями с егерями. Но мы с ними здесь не встретились… Хотя в процессе похода после пер. Сталь Юж. мы пересеклись с тремя мужчинами, которые что-то толковали от заповедной зоне и пропусках в нее, которые оформляются в Алагире, удивлялись, что нас еще в Цее не задержали, но мы как-то отмазались – прикрылись бумагой с письмом от клуба к погранцам, и вроде как “сами мы не местные”, “я не я, и лошадь не моя” - мы ж не знали, уверены, что у нас все оформлено. Денег им не платили. А в районе р. Дзамарашдон еще и охотохозяйство, с которым нам пришлось сцепиться, т.к. эти тоже требовали пропуска, которые оформляются еще где-то (во Владикавказе?) (а то мы “мусорим и пугаем зверей, на которых будут охотиться заезжие иностранцы”…), не пускали нас в сторону перевалов Динамо и Реси. Все егеря из местных… Они говорили, что наши бумаги только для погранцов, а они отдельное дело, др. пропуска… Мы жутко ругались, они до конца толком ничего не объяснили. Наш спор не разрешился, но мы отказались куда-либо ехать оформляться, платить деньги. Тут же и погранзастава была (обычно погранцы из русских) – с документами по их части у нас было все в порядке, у них к нам претензий не было. Пограничники же и помогли нам несколько сгладить противоречия с егерями из охотохозяйства. Вежливо их послали… Все отправились по своим делам, хотя и весьма раздосадованными. По поводу оформления пропусков: женщина из погранотряд подсказала нам, как еще можно оформить пропуска. Связаться с МЧС (городское находится на пр. Коста, 273), отправить им заявку с данными по факсу, а они уж отвезут в погранотряд. Сколько это будет стоить – не знаем. Мы ж делали это лично, и нам это ничего не стоило. Последнюю заброску для первых этапов мы оставили в Цее, а те, кто развозил ее, решили остаться здесь же: посетить 3 святилища Реком (мужское, девичье, женское). Посмотреть на Скаазский и Цейский ледники. В итоге водителю заплатили за все разъезды (2 дня) – 2500. Об общественном транспорте: в Цей 2 раза в день ходит автобус (здесь много турбаз, а маршрут до Владикавказа пролегает далее по Транскаму, по которому расположено много поселков, в том числе и Бурон) - около 2,5-3 часов до места назначения. Где-то в 9.00 и 16.30 из Цея, из Владикавказа около 15.00 и ?. Время надо уточнять. Отходит в Цее от здания таможни. Стоит – 50р.(с рюкзаком?). В Дигорию ходит 1 автобус раз в сутки – 15.55 из Владикавказа, 6.00-6.30 из Стур-Дигоры. В лучшем случае вы будете добираться 4 часа, в худшем – 5. Стоит 50р. Багажного отделения нет, автобус – ПАЗик. Идет он до селения Стур-Дигора, но в расписании надо смотреть автобус на Дзинагу, т.к. раньше водитель был из этого селения (находится в соседнем ущелье) и сначала доезжал до Стур-Дигоры, а потом возвращался на несколько километров и ехел в Дзинагу, теперь же он из Куссу – это рядом со Стур-Дигорой теперь конечный пункт – Стур-Дигора или Куссу. Водитель здесь ночует. За Стур-Дигорой расположена турбаза “Россельмаш” (на ней вывеска “Дигория”), там работает много людей из Владикавказа, поэтому они скидываются и часто просят довезти до турбазы, если вам надо в а/л Дигория и Таймази, то вы можете попробовать доплатить. Еще иногда (если люди купили билеты) автобус заезжает и в еще одно ущелье (развилка от Мацуты) до Фаснала. Можно прямо на автовокзале найти частника, один предлагал место за 300р! В Дигории мобильной связи нет. 10 августа 2005 г. 1 день Едем на Газели от базы МЧС под Владикавказом. 18.53 – прибыли в селение Дунта. Ночевка в местном клубе: дележ продуктов, снаряжения. 11 августа 2005. 2 день
12.30 Доходим до слияния рек и поворачиваем налево по ходу. Поговорив накануне с местными жителями, мы узнали, что моста через р.Кайсар-дон нет. Перебродить реку не представлялось возможным. Было принято решение отказаться от перевала Уавси, так как в сложившейся ситуации его прохождение повлекло бы большие потери времени. Круто набираем высоту по травянистому склону, усыпанному ягодами брусники и черники. В верхней части подъема выходим на тропу, траверсирующую склон. Где она начинается нам не известно. По тропе мы выходим к обрыву. Напротив низвергается водопад. Коричневая масса срывается вниз, неся в себе камни. Через пятнадцать минут пути тропа выводит к ручью с чистой водой и там заканчивается. Переходим ручей и поднимаемся по склону. Через один переход встаём на ночёвку. 2534м. Слева течет ручей, в котором берём воду. 45мин. – до начала крутого подъёма 12 августа 2005. 3 день
40 мин – до стоянок между рекой и ручьём 13 августа 2005. 4 день
13.20 – под перевалом Родина.
Выходим на перевал Родина. Седловина – неширокий осыпной гребень расширяется за счёт снега. Фото 050
Спуск с перевала в сторону Цея представляет собой длинный узкий кулуар: местами осыпной, местами снежно-ледовый. Фото 062, 064
Кулуар весьма камнеопасен, простреливается насквозь. Сняли записку группы туристов т/к “Вестра”, г. Москвы от 13.08.2005, рук. Н. Котомина. Ночуем на перевале. 30мин. – от стоянок под начало взлёта на перевал Родина. 14 августа 2005. 5 день
Стою я на скалах в кошки обутый 8.45 – выходим. Начали спуск без кошек. По ходу местами выступает лед, мы обуваем кошки и спускаемся дальше, стараясь миновать камнеопасные участки. Прохождение кулуара занимает 2 часа. Логическим завершением этого этапа являются каменистые площадки, расположенные на осыпном склоне левее кулуара. На площадках можно поставить 4–5 палаток. Далее спуск представляет собой осыпной, а затем каменисто-травянистый склон. За один большой переход доходим до воды. Источник, с левого борта долины представляет собой обрыв снежника с водокапом. Ещё один большой переход по левому борту долины круто спускающейся в сторону долины реки Цея-дон. Идём по гребням земляных валов между сухими руслами ручьев, заросших кустарником. Перейдя несколько раз от одной полосы камней к другой, выходим на крутой травянистый склон, выводящий к большому камню с указателем – стрелкой. На левом орографическом берегу находим старую заросшую дорогу. Пройдя по ней метров 300, встречаем каменный завал. Перелезаем его, спускаемся в лес и обнаруживаем широкую хорошо набитую тропу. За 1 большой переход доходим до ручья и таблички “проход запрещён”. Ещё один переход и мы у поворота на заброшенную турбазу “Горянка”, немного не доходя до МЧС. Ночуем на асфальте перед заброшенной турбазой. 2ч. – спуск до площадок. 15 августа 2005. 6 день
8.00 – выходим из Цея. Из Цея в Бурон ведёт дорога, спускающаяся серпантином. В Буроне забираем заброску с почты. Идём по обочине транскавказской магистрали. Проходим туннель и через переход делаем привал у моста через реку Ардон. Здесь в реку Ардон втекает река Кошай-дон. Непредвиденно, не выдержав тягот и лишений пути, сходят с маршрута Павел Борисов и Светлана Сюрсина. По левому берегу реки Кошай-дон поднимаемся серпантинной дорогой до шахт. Здесь и ночуем в вагончике. Вечером перебираем запасы провизии. У шахтеров узнаем, что 2 недели назад сошёл сель, и тропы внизу нет. Некоторые из шахтеров оказываются охотниками, у них пытаемся выяснить как лучше идти дальше. Они дают нам несколько полезных советов. 3ч. – до Бурона. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||