чисто", нужны: прохладная погода, запас времени для отдыха между верёвками, вода на станциях и, конечно, отличная спортивная форма..." />

Горы мира > Крым > Шаан-Кая

Автор: Евгений Кривошейцев, Одесса
Фотографии: Александр Демин

Шаан-Кая. Маршрут Атлант-М.

По долблёнкам на Шаан-Каю или третье прохождение мультипитча Атлант-М
Евгений Кривошейцев. Новости из Крыма
connection route на Красном Камне
Новые маршруты в Крыму - 2002. Интервью с Евгением Кривошейцевым, Татьяна Нилова
Скалолазные маршруты Крыма

Шаан-Кая
"Атлант-М", по моему мнению - самый cложный на сегодняшний день "мультипитч" в СНГ!

Два года назад, когда я только услышал от Андрея Веденмеера о его планах пробить новый, сверхсложный маршрут на Шаан-Кая, я даже не мог себе представить, насколько труден он будет!

Андрей Веденмеер
Андрею он стоил целого месяца изматывающей, тяжёлой работы по пробивке, очистке рельефа от камней и добавлению искусственных зацеп (там где без них пройти свободным лазанием было невозможно).

Оценить проделанное сможет лишь тот, кто хоть раз побывает на этом маршруте!

Хочу от всех скалолазов выразить огромную благодарность Андрею за этот великолепный подарок всем истинным любителям свободного лазания!

Андрей Веденмеер, 8б Атлант-М
"Атлант-М" всё ещё является тем самым твёрдым орехом Кракатук, для которого не нашёлся Щелкунчик, готовый пройти его свободным лазанием.

Первая попытка была предпринята в 2004 самим Андреем в паре с Мишей Шалагиным. Но по многим объективным причинам им не удалось пройти его чисто, без срывов.

Здесь сказалась усталость от опробывания и пробивки маршрута (Андрей только что закончил работу над ним), пожар, полыхавший над Шаан-Каей несколько дней и добавивший своё тепло к очень жаркой погоде, стоявшей в эти дни. А также пепел от пожара. Он засыпал все зацепы на стене, сделав их очень скользкими.

Тем более из собственного опыта я знаю, что, если сорвался в onsight один раз, или не прошёл одну верёвку на мультпитче без срыва – мотивация теряется, и дальше уже не особо стараешься!

Тем не менее, ребята прошли маршрут достаточно быстро – примерно за четыре с половиной часа.

Шаан-Кая
Вторая попытка чистого прохождения маршрута была сделана спустя месяц после первопрохода Андря - Миши, Сериком Казбековым и его воспитанником из Днепропетровска - Игорем Соловьем!

Они сразу договорились, что Серик будет пробовать лезть маршрут on sight, а Игорь его страхует и подымается на жумаре.

На первой, самой сложной верёвке (кстати, первое чистое прохождение этой верёвки было сделано Андреем Веденмеером только в июне 2006) у Серика возникли проблемы: он долго не мог раскусить ключ маршрута, и сделал много срывов.

Очевидно поняв, что прохождения этой верёвки "чисто" может занять слишком много времени, Серик полез дальше.

Ему удалось пролезть 7б,7б+,7с,7с+(8а),7б+ on sight!
Срывы сделал только на 8б ,7с/с+,и на последней 7б+.

Прохождение заняло около 7 часов. Спускались уже в темноте!

К Шаан-Кае
Забыл рассказать об ёщё одной важной особенности маршрута. Если вы предпринимаете попытку пройти этот маршрут on sight, огромное значение имеет, лазал его кто-нибудь незадолго до вас, или нет. Если нет – зацепки не замагнежены и никак не промаркированы. Пролезть сложные участки on sight будет очень сложно из-за обилия долбленок (доработанных сикадуром и часто просто сливающихся с рельефом). С этим я и столкнулся, сделав третью попытку прохождении маршрута в июле этого года.

Андрей предупреждал меня, что в такую жару (+30-32С в тени) маршрут будет лезть просто невозможно. Но я дождался обещанного интернетом похолодания до +24-25С, и поехал в Крым.

Кривошейцев Женя, 8б Атлант-М
В первый день, поднявшись под Шаан-Каю, я опробовал первую верёвку 8б, и пройдя её со второй попытки (несмотря на очень нелюбимое мной лазание по 1-2 пальцевым дыркам), я воодушевился и решил полезть весь маршрут на следующий день.

Андрей, с которым я планировал лезть "Атлант-М", оказался занят, но тут неожиданно мне предложил свою помощь Сергей Ковалёв – и я, зная его как опытного альпиниста и хорошего скалолаза (уровня 7с+/8а) сразу же согласился!

Сергей решил, что будет только страховать меня и тянуть весь груз- воду, одежду и пр. То есть предоставил мне редкую возможность лезть маршрут полностью налегке, в чисто скалолазном стиле! Сам он поднимался на жумаре, что также позволяло полностью отдыхать между подходами, не тратя силы даже на страховку!

Вообще, чтобы пролезть Атлант в паре (оба напарника- чисто), нужен как минимум ещё один человек, который принесёт обувь, воду и всё необходимое на вершину маршрута и встретит вас там. Очень тяжело представить лазание уровня 8б-8а-7с (особенно последние верёвки) с рюкзаком на спине.
В идеале даже нужно провесить пару бутылок с водой по ходу маршрута, например на 3-й и 6-й станциях!

Мы стартовали в 14.50. Ветер в этот день был очень сильный, на равновесных участках почти срывало с зацеп! Ветер пронизывал насквозь. Пока ждал Серёгу, подымающегося ко мне на жумаре, успевал даже замерзнуть, зубы стучали.

Первую верёвку прошёл с первого раза с развеской оттяжек. Это меня очень воодушевило! Весь маршрут лез с "Walkman" МР3, музыка – очень помагала :)

Следующие две верёвки по 30 м (7б+ и ) прошёл on sight. Без отмеченных долбленок это было очень сложно. Что не замедлило сказаться на следующей .

Уже почти прошёл ключ маршрута, начал подыматься на двух мелких подхватах и понял, что это тупик - не заметил довольно большую долбленку, которая осталась на уровне пояса. Вернуться не смог- срыв! Долго ругался по поводу незримых долбленных зацеп, но на таком бедном рельефе без них не получилось бы сделать маршрут.

Мотивация пройти чисто всё ещё была сильна. Долез до станции, дюльфернул вниз и продёрнул верёвку. Вторая попытка - удачно!

Следующая верёвка 35м по моим оценкам – . Сорвался в самом конце, опять долбленки! Руки тоже стали подводить – давно не лазал такого объема сложного лазания подряд. Провесил до конца, последние две оттяжки – сложное резистантное лазание, (по моему мнению – ключ маршрута - пройти без срыва эту 8а и следующую 7с/с+ веревку).

Опять спустился вниз к предыдущей станции, продернул верёвку и …срыв на предпоследнем перехвате! Вишу и понимаю, что времени ещё на одну попытку нет, руки уже сводят судороги, мышцы отказываются работать - нужно не меньше 40 минут отдыха перед следующёй попыткой. А до темноты пару часов, и впереди ещё 3 верёвки!

С трудом заставил себя подавить желание пройти этот маршрут чисто именно сегодня. Крикнул Сергею, чтобы подымался ко мне.

Следующие 3 верёвки были просто борьбой на выживание. Почти каждые 6-8 метров срывы, руки отказались работать полностью, надо было делать отдых между верёвками побольше!

Последняя верёвка 7б+. Остаётся 3 метра до вершины Шаан-Каи. И тут сюрприз - выход из под карниза к станции – болдеринг, причём с психологическим уклоном – берёшь мизер под правую руку, видишь станцию в одном метре над собой, а между ними совершенно покатая полка, где надо приложить кучу сил и техники, чтобы хоть на сантиметр продвинуться вперёд!

Пройти это место можно лишь лазанием, с оттяжки до цепи не достать! Каждый срыв - в пропасть, ты на карнизе (20 м. вынос от основания маршрута), под тобой 250 м, так что каждый полёт оставляет огромные впечатления.

После многочисленных срывов я сделал длинный траверс влево по краю карниза и достал до зацеп, за которые могли держаться мои, каждые 5 секунд отключающиеся руки.

Уф…. вот она вершина!

Наверх выбрались в 20.30, маршрут занял 5 часов 40минут, учитывая повтор двух верёвок по 35М. Итого 330 м., не так уж плохо для первого раза!

Огромное спасибо Сергею за его помощь, выносливость и терпение (всё снарягу и вещи тащил он!) при восхождении на "Атлант-М"!

Следующие два дня мог только загорать на пляже – всё тело в отключке.
Потом опять началась жара, и больше попыток пройти "Атлант-М" я не предпринимал. Решил вернуться в сентябре, когда жара хоть немного спадёт, и моя форма (надеюсь) будет лучше.

P.S. Моё мнение - чтобы пройти этот маршрут "чисто", нужны: прохладная погода, запас времени для отдыха между верёвками, вода на станциях и, конечно – отличная спортивная форма (выносливость)!

Те же требования (по скалолазной "форме") к партнеру. Пройти этот маршрут в паре "чисто" – это нечто!!!

Орешек "Атлант-М" ждёт своих героев!

Кривошейцев Женя, июль 2006 г.