Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Высотный Тянь-Шань.
Обзор района.

На Конкурс "Лучшее описание горного района"

Продолжение (Начало здесь)

А что же в Китае?

Перевал Хрищатого В. 3Б с ледника Дружба,
с запада.
Не знаю, почему такой грандиозный район до сих пор обходится вниманием альпинистского мира. Да, сюда сложно добираться – но в Гималаи не менее сложно. Дорого – но дешевле Гималайских экспедиций. Высоты небольшие – так какой рельеф – думаю, многие маршруты, в т. ч. и стенные, могут поспорить здесь с лучшими мировыми достижениями в этой области. А добавьте к этому имеющуюся на сегодня автономность, да погодные условия Тянь-Шаня – и полный букет «прелестей» всем любителям такой экзотики будет обеспечен. Первая наша экспедиция в район выявила одну из особенностей района – средняя крутизна хребтов, отрогов здесь – несколько больше, чем с «нашей» стороны – не намного, градусов на 5-10. Но как лихо это сказывается на окрестностях. Простых перевалов практически нет. Простых маршрутов на вершины – не видел. За два сезона мы прошли всего один простой перевал, еще один только просмотрели. Простые – это не сложнее 2Б. И огромные перепады высот – ледники лежат на высоте 3400-4000 м. Но – обо всем по порядку.

Дальше пойдет речь только о пройденном, или разведанном настолько, что последующее прохождение будет происходить с минимальным количеством вопросов. Зона, более-менее освоенная на сегодня, охватывает ледники Чонтерен, Кичиктерен, верховья ледника Тугбельчи, и немножко взглядов на ледник Темирсу. То есть можно говорить лишь о начале освоения района.

Перевалы

Не берусь рассматривать здесь скотопрогонные и им подобные перевалы, посещаемые охотниками и пастухами, тем более, что в высотной части района таковые отсутствуют. Но по имеющейся информации, которую собирал Антон Чхетиани, с большой долей вероятности можно утверждать, что все имеющиеся на сегодня категорийные перевалы в районе – это результаты работы наших экспедиций 2001, 2002, 2004 годов.

Северная стена перевала Пржевальского
3Б (подъем с ледника северный Иныльчек).
Начну с перевалов, соединяющих Китай и Киргизию. Самый северный из них - перевал Пржевальского 3Б-3Б*, 5800, в Меридиональном хребте, соединяет ледники С. Иныльчек и Тугбельчи.

Под северным перевальным
взлетом перевала Божья Коровка
Следующий – перевал Иныльчекский 3А-3Б, 5500, с ледника Демченко (Ю. Иныльчек) на ледник Тугбельчи, затем перевал В. Хрищатого 3Б, 5200, с ледника Дружба (лед. Ю. Иныльчек) на ледник Тугбельчи, и перевал Чонтерен 3Б, 5488, в хребте Кокшаалтау, с ледника Звездочка на ледник Чонтерен.

Кроме этих четырех перевалов в районе пройдены перевалы: Божья коровка 3А*, 5100, Плато 3Б, 5600, Уютный 3А*, 4700 – эти три перевала соединяют между собой западные притоки ледника Чонтерен перевал Тугбельчи 3Б*, 5100 – с ледника Тугбельчи на ледник Кичиктерен перевал Кичиктерен 2А, 4700 – соединяет ледники Чонтерен и Кичиктерен и радиально перевал Моренный 2Б, 5000, с ледника Моренный (Чонтерен) на ледник Темирсу. Вот и все.

Вид на южную стену Победы с гребня п. Кашкар.
Восхождения в районе совершались крайне редко, отметить можно успешную китайскую экспедицию на Томур (Победу) с юга в 1977 году, японскую на Белый лотос в начале 90-х, и наш траверс п. Кашкар в 2004. Было еще несколько неудачных экспедиций на вершины Томур (японцы) и Кашкар (французы).

Первые из них мы прошли в 2001 году. Как раз перевалы Пржевальского 3Б и Иныльчекский 3А в Меридиональном хребте. Пржевальского со стороны ледника С. Иныльчек – это приличная скально-ледовая стена на 16 веревок. Спуск в Китай до плато – относительно простой снежно-ледовый склон (2Б). Может быть лавиноопасен, да еще есть следы ледовых обвалов со склонов п. Пржевальского. Перевальные склоны перевала Иныльчекский с обеих сторон одинаковые, снежно-ледовые, на уровне 2Б.

Профиль ключевого участка
северной стены перевала
Пржевальского 3Б.

Шатер восточный и гребень перевала
Пржевальского, спуск к низшей точке перевала.

Перевал Пржевальского с юга, с ледника
Тугбельчи. Ледопад не пройден.

Перевал и пик Пржевальского с перевала
Иныльчекский 3А*.

Вниз на основное тело ледника Тугбельчи уходит грандиозный ледопад с перепадом высот в 1 км. Ледопад еще не пройден, прохождение его однозначно повысит категорию сложности этих двух перевалов до 3Б-3Б*. С плато можно так же подняться на седловину через отрог на восток, но есть ли там приемлемый спуск – не известно.

Вид с перевала Пржевальского
на юг. Ледник Тугбельчи, в.
6342, перевал Тугбельчи 3Б*.

Нижняя часть ледопада ледника
и перевала Тугбельчи с севера

В ледопаде перевала Тугбельчи

Южная сторона перевала Тугбельчи 3Б*. Спуск.

Спуск по стене на юг с перевала Тугбельчи.

Левобережный карман ледника
Кичиктерен (3600, на спуске с
перевала Тугбельчи). Вид в
сторону 1-го левого притока
ледника Кичиктерен.

В экспедиции 2002 года мы прошли в Меридиональном хребте еще один перевал – Валеры Хрищатого 3Б. Со стороны ледника Дружба он прост – на уровне 2Б (радиально посещался альпинистами на восхождениях на п. Дружба, фигурирует в альпинистских отчетах под названием перевал Дружба), основная сложность – со стороны Китая, на ледник Тугбельчи – карниз, крутой лед, скалы, ледопад. Участков, где требуется страховка (попеременная или перила) – на 16-17 веревок. Перепад высот на спуске больше километра.
Перевал интересный, и довольно безопасный. Название дано на правах первого сквозного прохождения.

Верхняя часть восточного склона перевала
Хрищатого В. (с промежуточного плато
ледника Тугбельчи).

Перевал Хрищатого В. 3Б с
ледника Тугбельчи, с востока

Ледник Тугбельчи с перевала Хрищатого В.

Перевал В. Хрищатого.
Начало спуска на восток.

Прохождение рантклюфта на
спуске с перевала В. Хрищатого

Перевал Чонтерен 3Б 5488 в хребте Кокшаалтау – самый простой перевал, соединяющий Киргизию и Китай. Мы даже подумывали дать ему категорию 3А, но потом решили оставить 3Б – на его прохождение все равно требуется 3-4 дня. Со стороны Киргизии он снежно-ледовый, по сложности – классическая 2Б. С юга же – это снежно-ледовый склон крутизной до 55 градусов, с карнизом сверху (7 веревок), и ледник Чонтерен, перед выходом на открытую часть которого – ледопад. К этому следует добавить, что большая часть ледопада и закрытого ледника (по времени это полтора-два дня пути) простреливается обвалами льда и лавинами, причем с обеих сторон. Обвалы и лавины со склонов В. Победы и ее южного отрога перекрывают весь ледник.

Перевал Чонтерен с севера, с ледника Звездочка

Перевал Чонтерен с юга, с ледника Чонтерен.

Вид из-под перевала
Чонтерен на ледник
Чонтерен. Лавина.

Все остальные пройденные перевалы сосредоточены в южных отрогах хребта Кокшаалтау. В первой части экспедиции 2002 года были пройдены перевалы Божья коровка 3А*, Плато 3Б, Уютный 3А* - все они в хребте, который выше был назван Кашкартау. А в 2004 году мы просмотрели еще несколько перевалов хребта Кошкартау во время траверса п Кашкар – на один из них, предварительно названный Моренный 2Б, мы поднялись в начале траверса, еще несколько, сложностью 3А-3Б*, просмотрели.

Названия перевалам Божья коровка, Плато, Уютный, Моренный давались очень просто. Всем западным притокам западной ветви ледника Чонтерен мы дали названия – для удобства, чтобы не писать потом – «2-й правый приток западной ветви…» и т. д. Поэтому самый северный, т. е. первый приток западной ветви получил название Моренный, следующий – Божья коровка, а еще ниже – Уютный. И три перевала, пройденные с этих ледников, получили свои названия. А перевал Плато – он выводит на обширное снежное плато на высоте 5550-5600 м. В 2002 году перевалы были пройдены последовательно, что позволило исключить из прохождения и южный склон перевала Божья коровка, и 600-метровый сложный ледопад ледника Божья коровка, который пришлось бы проходить при сквозном прохождении перевалов Плато, Уютный. Южный, а скорее юго-восточный склон перевала Божья коровка был пройден в 2004 году, на спуске с траверса п. Кашкар. Вероятно, хоть на этом спуске было провешено всего 9 веревок, этот спуск повышает сложность перевала до 3Б. Также до 3Б возрастает и сложность перевала Уютный при прохождении нижнего ледопада ледника Божья коровка. Перевал Моренный насквозь пока не пройден.

Итак, перевал Божья коровка, 3А-3Б. С ледника моренный – два ледопада (один – в устье ледника, перед слиянием с основным телом ледника Чонтерен, второй – на повороте к перевальному взлету), каждый из которых может отнять у вас до целого дня времени, затем – перевальный взлет – снежно-ледовый гребешок крутизной в верхней части до 60 градусов – и вы на седловине. Спуск на ледник Божья коровка – висячий ледник, проход, который мы нашли – по рантклюфту (до 60 град.) и скалам его левого борта, 7 веревок, далее связки, затем плато и ледопад часа на два на выходе на открытый ледник. Но ниже – еще один ледопад, проход – придерживаясь рантклюфта правого борта ледника, местами весьма неприятно.

Моренный 2Б с востока, с ледника

Южный склон перевала Божья
коровка 3А* (спуск с траверса
п. Кашкар)

Вид с промежуточного плато ледника
Божья коровка на одноименный перевал и перевал
Плато 3Б. Вершина Кашкар.

Вид на спуск с пика Кашкар и
перевала Божья коровка на
ледник Божья коровка.

Перевал Плато 3Б, 5600-5700. С ледника Моренный до седловины перевала Божья коровка путь подъема совпадает, далее по гребню, а затем склону п. Кашкар – вверх, на гребень п. Кашкар Ю. – это и есть седловина, с которой – пологий спуск на плато на высоте 5500 м. Далее на ледник Божья коровка ведет 1,6-километровый ледопад, разбитый снежным плато на две ступени на высоте 4500-4600. Пройдена пока только километровая верхняя часть ледопада. Работы здесь вполне достаточно, чтобы перевал обозначился категорией 3Б. Нижняя ступень, вероятно, прибавит к сложности «*». Так же, как и перевал Уютный с нижней этой ступенью скорее превратиться в 3Б.

Перевальный взлет перевала
Плато 3Б с перевала Божья
коровка.

Верхняя часть спуска/подъема с перевала
Плато 3Б.

Перевал Плато с юга, с плато 5500 м.

Вид с плато 5500 (перевала Плато)
на промежуточное плато и перевал Уютный 3А*

Пик Кашкар и перевал Плато 3Б с ледопада
ледника Божья коровка, на спуске с перевала
Плато.

Перевал Уютный 3А (без ледопада) – очень интересный перевал. С упомянутого выше промежуточного плато подъем идет по ледовому склону (бергшрунд) крутизной до 55 градусов, 5 веревок. Спуск вначале – снежный склон (спустили доску), который дальше обрывается скальной стеной – весьма внушительной – на ледник Уютный. Проход вниз идет над стеной, влево – перила, крючья, где-то пешком по осыпи. В общем, хорошая 3А.

Нижняя ступень верхнего

Уютный 3А* с промежуточ-
ного плато (4500-4600)
ледника Божья коровка.

Перевал Уютный с юга, с ледника Уютный.

Перевал Кичиктерен 2А – самый простой перевал в районе – пройден в южном отроге хребта Кокшаалтау, разделяющем восточную ветвь ледника Чонтерен и ледник Кичиктерен (этот отрог отходит на юг от п. Рапасова). Расположен между вершинами 5115 и 5710. Это самый простой путь между этими ледниками. 2А он весьма с натягом – нечто среднее между 1Б и 2А. Южнее проходимость имеющихся в этом отроге седловин проблематична – со стороны долины Кичиктерексу какие-то стены, каньоны, и прочие прелести.

Перевал Кичиктерен 2А,

Перевал Кичиктерен 2А,
восточный взлет с ледника
Кичиктерен

Вид на восток, на ледник
Кичиктерен с перевала

Перевал Иныльчекский 3А с
востока, с ледника Тугбельчи.

Перевал Иныльчекский 3А
с запада, с ледника Демченко
(южный Иныльчек).

Севернее перевала Кичиктерен есть возможность для прохождения 2-3 перевалов сложностью 3А-3Б*.

За две наши экспедиции 2002 и 2004 годов было намечено еще несколько седловин, прохождение которых представляется перспективным, и, вероятно, в следующей экспедиции часть из них будет пройдена.

Перевал левого борта
р. Кичиктерексу, не пройденный.

р. Кичиктерексу, не пройденный

Вид на восточный склон не