Горы мира > Сибирь >

Автор: Владимир Марков, Краевой клуб альпинистов "Тихий Океан", г. Владивосток

Первопрохождение стенного маршрута «Водопад» (Екатериновский массив)

Авторскую страничку Владимира Маркова

Отчет о первопрохождении по левой части Юго – Восточной стены массива Екатериновка маршрута «Водопад».
(Партизанский район, Приморский край.)

Маршрут пройден в мае 2002 года, в рамках проекта «Высокие стены Приморья».
После трагической смерти Александра Попова, маршрут был назван его именем: «А. Попова».

Руководитель:

Марков В.С. – 1 сп.р. по альпинизму.

Участники:

Попов А.Ф. – 3 сп.р. по альпинизму.
Кулаков А.А. – 1 сп.р. по скалолазанию.

Марков В. С.

Кулаков А. А.

Попов А. Ф.

После маршрута «Капитан» родилась идея пройти маршрут протяженностью более 100 метров по совершенно гладкой стене. Вариантов было много. Присмотрели маршрут на Екатериновском массиве. Походили под ним. Первый фактор, как обычно – безопасность. Второй – не переоценка своих сил. Просмотрели вероятность прохождения этой стены до нас.

Схема ниток маршрута
на скальном массиве Екатериновка
Сразу бросилась в глаза дорожка со шлямбурными крючьями и со звездочками под ними. Дорожка заканчивалась через 20 метров. А дальше гладь с нависанием и карнизом.
Короткие сборы, и мы на стене. Адреналину хапнули на все 100. Радовались тому, что в первые, за всю историю альпинизма в Приморском крае мы должны были использовать подвесную платформу, неоднократно опробованную самим Ручкиным.

Работа, проделанная на «Капитане», не прошла даром. Весь маршрут прошли за два дня. Забили только два стационарных шлямбурных крюка за весь маршрут. Шли на «скаях».

Ну и конечно была ночевка на стене, которая была неожиданно приятная. Что испытываешь, когда просыпаешься на платформе утром – об этом можно книгу написать. Остается поблагодарить Ручкина и готовиться на «Эль–Капитан».

Паспорт восхождения

Район - Партизанский р-он Приморского края, Екатериновский массив.
Название маршрута – по левой части юго-восточной стены.
Вольное название: «Каменный водопад».
Протяженность маршрута – 117 м.
Средняя крутизна – 85 градусов.
Предлагаемая категория сложности – 5/А2
Характер маршрута – Скальный.

Использовано на маршруте:

Крючья – 8/3 штук.
Стационарные шлямбурные крючья – 1/1 шт.
Спиты – 23/23 шт.
Использование скайхука – 45/45 раз.

Ходовых часов команды – 24 часа
Предварительная обработка: 20.04.2002 года – 4 часа. 10.05.2002 года – 11 часов.
Восхождение: 11 мая 2002 года – 9 часов.

Обзор района восхождения:

Схема маршрутов
на Екатериновском массиве
Екатериновский массив находится около пос. Екатериновка. Расстояние между ними около 1 километра. Подойти или подьехать к Екатериновскому массиву можно или по дороге или на электропоезде. Рядом с массивом проходит основная ветка для поездов, и на ней находится остановка «Подстанция 95 км

Рядом с Екатериновским массивом находятся жилые дома, есть колодец. Удобная поляна для размещения лагеря. В этом месте неоднократно проводились соревнования различного ранга, проводились соревнования и Российского масштаба. Проводятся регулярные тренировки по скалолазанию.

Путь подъезда на автомобиле:

1) Город Владивосток – пос. Шкотово – пос. Центральное – перевал – г. Партизанск-пос. Екатериновка – Водозобор - подстанция 95 км. - скалы Екатериновского массива.

2) Город Владивосток – пос. Шкотово – г.Находка – пос. Екатериновка – Водозобор - подстанция 95 км. – скалы Екатериновского массива.

Подъезд на электропоезде:

1) Город Владивосток – пос. Тигровый – г. Партизанск – пос. Б.Кузнецово – Подстанция 95 км. (Некоторые электропоезда на подстанции не останавливаются, тогда нужно ехать до пос. Екатериновка и возвращаться назад к скалам Екатериновского массива.)

2) Город Находка – пос Екатериновка – Подстанция 95 км.

Профиль стены «Водопад».
Первый участник проходит вторую веревку.
Второй участник находится на первой станции.
(Снимок сделан слева.)

Схема маршрута
в символах UIAA.
Маршрут
"Каменный Водопад"

Теперь о самом маршруте. Левая часть юго – восточной стены Екатериновского массива находится прямо над основной веткой железнодорожного полотна. Вам остается пересечь линию и двигаться вдоль стены по направлению к пос. Екатериновка (по ходу вы пройдете под маршрутами «В. Шкарбона», «День Победы», «Капитан».) Хорошая привязка – под маршрутом начинается крутой кулуар заканчивающий грудой камней.

Палатку желательно ставить не под маршрутом, а на расстоянии 100 м. от него. Не доходя к самому маршруту 100 м., вы увидите удобную безопасную поляну для бивуака

Описание маршрута.

Профиль стены.
Маршрут "Каменный Водопад"
Отличительной особенностью маршрута является его характеристика. Гладкая стена от начала маршрута через 70 метров заканчивается серией коротких навесаний крутизной 95 –110 градусов продолжительностью 20 м. в комплексе образуя приличный карниз. Весь маршрут был пройден с организацией первым перил и прохождение их остальными участниками с использованием зажимов. Первый работал без рюкзака на двойной веревки.

Обзорная фотография стены
с маршрутом «Водопад»
Участок RO – R1:

Начинается с 7-ми метрового стенного участка 70 градусов крутизной. Начало маршрута проходит с крючьевой страховкой. Есть видимые щели удобные для этого. Затем идет гладкая стена 90 градусов продолжительностью 4 м. В этом месте участник вынужден быть шлямбурные крючья (спит на 12 мм. – фирма Petzl) и отверстия под скайхук. Первый участник идет в пластиковой обуви и использует для прохождения крюконоги.
Пройдя навесаниеюю, первый участник продолжает двигаться по 15-ти метровой плите, крутизной 70 градусов. Формы рельефа заглаженные. Плита переходит на 22-ух метровый отвес 90 градусов крутизной. Движение происходит в этом месте при помощи скайхуков и крюконог, страховка первого участника проходит через шлямбурные крючья.
По прохождению этого отвеса первый участник забивает стационарный шлямбурный крюк на 12 мм. И спит на 12 мм. Налаживает станцию для принятия второго участника. Страховка висячая. В этом месте удобно вешать платформу. Мы это и сделали. Платформу повесили на 3 шлямбурных крюка – спита, ниже станции на 5 метров. Использовали дюльферную веревку.

Работа первого участника
в начале маршрута.
Отчетливо видно,
как восходитель при прохождении стены
пользуется крюконогами.
Профили стены на первой веревке
сфотографирован слева.
Рекомендации последующим группам: Данный маршрут очень удобен для тренировок по работе с платформой.. До этого мы пытались работать с платформой на других маршрутах, но рельеф не позволил нам использовать платформу. В этот раз платформа была установлена на 90 градусном отвесе по линии подъема первого участника.
Ночевка прошла без казусов, удобно питаться, снимать лишние вещи перед сном, спать. Меньше времени для сборов затрачиваешь утром, перед началом следующего рабочего дня.

Участок R1 – R2:

Начинаем движение по гладкой стене продолжительностью 15 м.. крутизной 75 градусов. Сложное лазание на ИТО. Первый участник движется в пластиковой обуви, применяет постоянно крюконоги. Страховка через шлямбурные крючья. Основном идется по дыркам на скайхуке. Заканчивается плита 2-ух метровым нависанием, крутизна 95 градусов, сложное лазание.

Переходим на 4-ех метровую стенку крутизной 80 градусов. За это место маршрут и получил название «Водопад» Рельеф напоминает застывший поток воды.

Каменные наплывы повсеместно. Идти свободным лазанием первому участнику не рекомендуем. Очень трудно при остановки налаживать страховку. Щелей для крючьев и закладных элементов нет.

Первый участник подходит
к ключевому участку
на второй веревке.
Второй участник находится
на висячей станции после первой веревки
и страхует первого участника
Повсеместно ребристый за лизанный рельеф скалы. Пройдя короткую стену, участник попадает на карниз – длинна участка 1 м. крутизна 110 градусов. Проходим его при помощи скайхука.

Выходим на стенку продолжительностью 5 метров, крутизна 80 градусов и попадаем на 2-ух метровое нависание крутизной 95 градусов. Прохождение на ИТО.

Нависание заканчивается 5-ти метровой стеной крутизной 65 градусов. Прохождение при помощи скайхука. По окончанию прохождения стены участник выходит на плиту крутизной 55 градусов.
В этом месте забивается стационарный шлямбурный крюк и спит на 12 мм. Первый участник делает станцию и принимает второго участника.

Лидер связки проходит один из
ключевых участков маршрута – нависание.
Работа идет на двух веревках.
Нависание пройдено при помощи техники
ИТО на крюконогах
Участок R2 – R3:

В этом месте маршрут выполаживается, но довольно круто. Много травы, кустарник, елки. За деревья удобно вешать оттяжки и делать промежуточную страховку. Первый участник проходит этот участок свободным лазанием, страховка налаживается при помощи крючьев.

Продолжительность участка 35 м. крутизна 55 градусов. Выходим на гребень, станция для приема второго участника происходит за дерево на гребне. Маршрут завершен.

Спуск к палаточному лагерю по гребню и тропе.

Впечатления от маршрута.

Начало маршрута было просто тяжелое и напряженное. И было с чего напрягаться. Четыре человека планировали приехать под стену. В результате к маршруту подошли двое: Марков В. С. и Попов А. Ф. Про остальных просто можно умолчать.

Решили идти. Подошли к стене. Просмотрели линию подъема. Стена безопасная.

Попов идет первым. Навесил на себя тонну снаряжения. Выпустив Александра, я стал просматривать маршрут.

Два участника заканчивают работу на маршруте.
Перила и страховка по приему всех восходителей
производятся при помощи деревьев на гребне.
Спуск прошел сначала по гребню
в сторону маршрута «В Шкарбона»,
затем по спусковой тропе до базовой по
Рядом с нашим маршрутом я увидел шлямбурную дорожку. Причем под первым шлямбуром была вбита стальная звездочка. Александр сразу узнал об этом. Он проследил выше ход дорожки и сказал мне, что через 20 м. она заканчивается.

Кто ее пробил, мы не знаем. Но что эту стену хотели пройти, не было сомнений. Это еще больше укрепило желание идти дальше.

Александр, первые 10 метров пользовался для проделки отверстия под скай Арсеньевским пробойником. Но тот быстро сломался. В самом неподходящем месте. Переходя на другой пробойник, произошел срыв. Александр сильно ушиб руку. Страховать уже не мог.

Решили прекратить баловать судьбу. Прошло немного времени. Приехали трое: Марков В. С., Попов А. Ф. и Кулаков А. А. Привезли платформу.

Решили пройти маршрут за два дня. Веревку после первой попытки на стене не оставляли. Я ее снял. Чудеса еще встречаются. Неизвестные лица прошли еще 5 метров и на верху оставили спит с алюминиевым ухом. В России все пиратское: кассеты, техника. Сейчас и маршруты. Мы не в обиде.

Итак, второй подход. Первый пошел Попов. Быстро прошел с нижней страховкой первые 30 метров. Вышел на вертикальный участок и обработал до конца первую веревку. Его сменил Кулаков. Страховку, первого участника, осуществлял Попов. Я в это время собрал платформу и занес к первой станции. С первого раза повесить ее не удалось. Неправильно были отрегулированы оттяжки.

Спустил платформу вниз, все перевязал. Шлямбурные крючья для подвески платформы пробивал при помощи дюльферной веревки. Подвесил платформу. К вечеру все было готово для ночевки на стене. Кулаков к этому времени прошел более 20 метров по стене вверх.

Наступил вечер, мы спустились вниз на ужин. Самое интересное было после. Ночевать на платформе не было у ребят желания. Я взял все для ночевки, перекус и полез на платформу. Ночь была просто изумительная. Перекусил, разложил постельные принадлежности и вскоре заснул.

График восхождения
Утром, завтрак и работа. Первый, на самый сложный участок маршрута, пошел Кулаков. Его ждал каскад нависаний и небольших карнизов. Работал Александр в этом месте надежно и уверенно. Что обеспечило группе до заката солнца выйти на гребень. Вообще, я за Александром наблюдал и на маршруте «Капитан». Ему по плечу еще более сложные задачи.

Итак, Кулаков прошел полную веревку. На выходе с каскада нависаний сделал стацию. Принял группу. Его сменил Попов. Ругаясь, он стал пробираться по капусте и живым камням к гребню. Страховку в этом месте удобно делать через деревья, елки. На гребне Александр станцию сделал вокруг дерева. Принял всех участников. Маршрут закончен.

Мне кажется это последнее восхождение (репетиция) перед Амурским столбом. Прошло восхождение классно. Благодаря своей средней части, маршрут получил название - «Водопад». Стена в этом месте своим рельефом напоминает падение воды.

После восхождения просмотрели еще раз весь массив Екатериновки. Конечно, нашли еще один маршрут. Он находится правее маршрута «Капитан». Жизнь продолжается

Приморский краевой клуб альпинистов «Тихий Океан»
www.pacificocean.da.ru
pacificocean@inbox.ru
Директор Директор клуба Марков Владимир.
г. Владивосток, 2002 год.