Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Высотный Тянь-Шань.
Обзор района.

На Конкурс "Лучшее описание горного района"

Продолжение (Начало здесь)

Освоение района

Исследование «советской» части района начато в 30-е годы, достаточно большим количеством групп, и по большому счету не закончено и поныне. Правда, утверждать, что район «обживался» все эти годы нельзя – и дело не только в Великой Отечественной, во времена СССР район был ограничен для доступа (оформление пропусков в погранполосу занимало несколько месяцев), а иногда просто закрывался для доступа на 5-10 лет. Поэтому, если изучать отчеты, что туристские, что альпинистские, можно определить «окна», когда доступ в район открывался. Сегодня попасть туда – не проблема, оформиться можно и самостоятельно (регистрация, оформление пропусков), или опять же через любую турфирму. За годы освоения в районе пройден не один десяток перевалов, сделаны восхождения на основные вершины, на многие из вершин проложено немало сложных маршрутов. Туристы перевалами охватили все хребты района, зона же альпинистских интересов в основном сосредоточена в хребтах Тенгритаг, Кокшаалтау, Меридиональном, редкие восхождения сегодня совершаются в хр. Сарыджаз, Иныльчекский. Попробую немного расписать эти хребты, давая оценку сложным перевалам, вершинам, двигаясь с севера на юг.

Несмотря на наличие простых (1А-2А) перевалов, сосредоточенных в основном в хребтах Терскей-Алатау, Адыртор, можно утверждать, что район этот годится только для походов высших категорий (5-6). Более простые маршруты строить здесь не имеет смысла – они будут либо по «окраинам» района, либо из разных радиальных выходов. Поэтому в дальнейшем постараюсь дать краткую характеристику разным перевалам, чуть подробнее – по тем, которые проходились под моим руководством.

Хребет Сарыджаз.

Несмотря на то, что в хребте отсутствуют вершины высотой более 6000 м (за исключением п. Плато на стыке хр. Сарыджаз и Меридиональный), этот хребет имеет приличное оледенение, большую часть вершин выше 5000-5500 м, перевалы выше 4000 м. На наиболее интересной части хребта (прилегающей к леднику С. Иныльчек) простых перевалов нет вовсе, простые перевалы сосредоточены в его западной части, и их совсем не много.

Река Чонташ – правый приток
р. Иныльчек.
На подходах в начале, или в конце маршрута изредка используются перевалы между р. Чонташ и р. Адыртор – это перевалы Пабло Неруды 2Б, Николая Рериха 2Б, Средний 2А, Чонташ 2Б. Из них мне доводилось ходить только перевал Пабло Неруды. Заход к этим перевалам с юга одинаков, т. к. река течет в каньоне – по тропе на гребне ее левого берега. Этим путем можно попасть непосредственно к перевалам Чонташ, Средний, к двум другим придется возвращаться по реке немного вниз. Мы же нашли проход по правому берегу, перевалив травянисто-осыпной короткий отрог (назвали перевал Подходной 1Б).

Перевал Пабло Неруды 2Б с юга,
со стороны р. Чонташ.
Заход к перевалу Пабло Неруды мы нашли прямо от реки, по несложным скалам (первопроходцы заходили в цирк перевала через боковые отроги от перевала Майбулак), к перевалу Рериха можно попасть только через боковой отрог от перевала Майбулак или из верхнего цирка перевала Пабло Неруды – непосредственно от реки цирк его заперт внушительной скальной пробкой и свисающей под ней сосулькой. Все эти перевалы посещаются очень редко – на перевале Пабло Неруды мы были вторыми после первопроходцев, а Рериха, я думаю, после первопроходцев никто не ходил – т. к. слишком он неудобен для доступа. Чонташ, Средний проходились чуть чаще, но в последние годы (лет уже 10-20) там тоже никого не было – возможность использования вертолета и малое количество групп в последнее время очень сильно сократило посещение многих перевалов.

Ледник и перевал Мушкетова 1Б
После перечисленных перевалов приличный участок хребта Сарыджаз еще ждет своих первопроходцев (там есть несколько самостоятельных и непростых седловин), а уже следующие пройденные перевалы начинаются от уровня озера Мерцбахера.

Вершина и перевал Пионер 3Б с ледника Мушкетова.
С ледника северный Иныльчек на ледник Мушкетова ведут перевалы – Мерцбахера 3Б, Пионер 3Б, Снежная лестница 3А, Пролетарской печати 3А, Томичей 3А, Пирамида 3А, Одесса 3А. Мерцбахера и Пионер были пройдены лишь единожды. Вполне допускаю, что при повторном прохождении их категория понизится до 3А. У этих перевалов, и еще у Снежной лестницы, северная сторона – снежно-ледовая, с юга – немного снега и льда, а затем длинные скально-осыпные склоны-кулуары к озеру Верхнее (верхняя часть озера Мерцбахера).

Снежная лестница 3А 5000, впервые пройден в 1991 году под моим руководством. Красивый и логичный перевал, в связи с чем за эти годы он был пройден как минимум 3 раза.

Перевал Снежная лестница
3А с ледника Мушкетова.

Перевал Снежная лестница 3А
со стороны оз. Мерцбахера

Вид на оз. Верхнее, Мерцбахера
с перевала Снежная лестница

Следующий на восток – перевал Пролетарской печати 3А 4750. Средняя частота прохождения – раз в 35 лет. Раньше был 3Б. Впервые пройден в 30-х годах, когда и получил свое название, повторно – Николаем Волковым в 1965 году, в третий раз - в 2001-м году (группой под моим руководством, с целью переоценки сложности перевала). Возможно, после снижения его сложности будут ходить чаще.

Справа – перевал Пролетарской
печати 3А с юга, с ледника
северный Иныльчек.

Верхний цирк перевала
Пролетарской печати 3А с юга.

Верхняя часть северного взлета
перевала Пролетарской печати.

Южный скальный склон перевала
Пролетарской печати 3А.

Пролетарской печати 3А с
севера, с ледника Мушкетова.

Перевал Томичей 3А* с юга, с ледника
северный Иныльчек.
Следующий на восток – перевал Томичей 3А 4800.

Собственно, перевал был пройден в 60-х годах, как перевал Пролетарской печати, и лишь через несколько лет удалось разобраться, что это разные перевалы. Тогда он и получил свое название по команде первопроходцев – Томичей. Тоже был 3Б.

Так же в 2001-м году мы его прошли с целью переоценки категории трудности. Но при этом следует знать, что если Пролетарской печати – довольно слабенькая 3А, то Томичей для 3А – очень хороший перевал. Мне известно порядка 7-ми прохождений этого перевала, в основном с ледника Мушкетова. Вполне вероятно, что в 2001-м году мы его впервые прошли в обратном направлении.

Ледник на пути к перевалу
Томичей с юга.

Ледопад на южной стороне
перевала Томичей 3А*.

Верхний цирк перевала
Томичей с юга.

Перевал Томичей 3А* с
севера, с ледника Мушкетова.

Верхняя часть северного склона
перевала Томичей.

На северном склоне п. Игнатьева. Видна
седловина перевала Одесса 3А.
Дальше идут перевалы Пирамида 3А, Одесса 3А, где-то там, рядом, вроде бы, был еще пройден перевал Севастополь 3А. Пирамида – один из старых перевалов района, когда-то проходился довольно часто, Одесса, Севастополь – это конец 80-х. Севастополь в перечне перевалов отсутствует – нет сведений. Первое, а возможно, единственное прохождение перевала Одесса совершено под руководством С. Чередникова из Одессы. Еще с ледника Мушкетова в том же 2001-м году нами был пройден интересный траверс с перевала Мушкетова через пик Игнатьева 5488 до перевала Опасный со спуском на ледник Краснова – это так же первопрохождение, 3А. По дороге, судя по всему, было совершено первовосхождение на пик Игнатьева по северному гребню, 3А, 5488.

Перевал Панорамный 3А с юга, с ледника Краснова.
Далее в хребте Сарыджаз идут перевалы Панорамный 3А и Опасный 3А, соединяющие ледник Семенова с ледником Краснова (С. Иныльчек). Эти перевалы с обеих сторон снежно-ледовые. Панорамный – «хитрый» перевал, спуск на юг с него проходит через боковой гребень п. Краснова. Если туда не перелезть – попадете в жуткий ледопад (мы пытались по нему спуститься), совсем не для 3А. Опасный же – это, наверно, самый безопасный перевал здесь. И довольно интересный к тому же.

Пик Семенова, перевал ЛКТ 3А, пик Один-
надцати, перевал Одиннадцати 2Б с юга,
со стороны ледника северный Иныльчек.
За пиком Семенова – перевал ЛКТ 3А, с ледника Семенова на ледник Одинадцати (приток С. Иныльчека). Этот перевал также был пройден лишь один раз – в 1988 году под руководством А. Ярошевского. Он односторонний, вся сложность – с юга.

Пик и перевал Одиннадцати, пик Баянкол,
перевал Н. Волкова 3Б с юга.
Остальные перевалы хребта Сарыджаз ведут на Баянкольские ледники – это перевал Одинадцати 2Б, перевал Н. Волкова 3Б, Карлытау 3А, Мраморная стена 3Б. Да, на Баянкольские ледники можно идти и с перевала ЛКТ, т. к. с севера подъем к нему идет с перевала Баянкольский. Перевалом Одинадцати часто пользуются для захода под северные склоны п. Хан-Тенгри. Это самый простой перевал верхней части хребта Сарыджаз.

Перевалы Карлытау 2Б и Мраморная
стена 3Б с юга.
Карлытау также раньше посещался довольно часто (мы его ходили в 1991-м году), перевал, если считать его 3А, довольно слабенький, по прохождению 1991-го года мы его оценили, как 2Б.

Перевалы же Волкова и Мраморная стена проходились не часто. Мраморная стена, вероятно – самый сложный перевал в хребте Сарыджаз, на прохождение перевальных склонов требуется 4 дня. Трижды он пройден с севера на юг, все три раза – разными маршрутами, один раз – с юга на север. Радиальные же выходы на него альпинистами совершались чаще – при восхождениях на в. Мраморная стена – причем и с севера, и с юга.

Северная сторона перевала
Карлытау 2Б.

Спусковой гребень перевала Карлытау
на север, на Баянкольский ледник.