Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Автор: Евгений Новосельцев, Екатеринбург

Ебург в Крыму-II

Читайте также на Mountain.RU:
Евгений Новосельцев, Сергей Дашкевич. Ебург в Крыму.

В рамках авторского проекта «От Массандры до Немирофф», с целью повышения спортивного мастерства и оздоровления организмов Евгений Новосельцев (Екатеринбург) и Андрей Шонин (Магнитогорск) предприняли недельный вылет на любимый полуостров.
Одной из задач мероприятия было закалбашивание нового маршрута на гору Шаан-каю, овеянную легендами и преданиями и немножко повернутую не под тем углом. Поработав до упора в пятницу 9 июня, в 15.00 сели в самолет, и, случайно выжив в этой шайтан-арбе, примерно к часу ночи, загруженные снаряжением и любимыми напитками, добрели до стоянок под Шаан-каей.

Шаан-кая

Вечерняя тренировочка

Базлаг - утро

Самурай - нижняя часть
Кто там не был, пусть знает – райское место, очень красиво и ни одного комара. Проблемы борьбы с 40-градусной жарой как-то не возникло… Не очень порадовали прозрачные спальники, отсутствие ковриков, шортики, маечки. Зато можно греться у костра, как обычно проспав все будильники.

В субботу, в час дня по местному времени, в качестве разминки полезли маршрут «Самурай» (Шелхаков – Попов 2001 г.), единогласно охарактеризованный крымским лазающим сообществом (это я слышал не раз с 2002 года) как маршрут, пройденный «неполиткорректно», то есть: сбитые и зашпаклеванные дырочки,

Самурай - серединочка
шлямбура не той системы (диаметра), скай-хуки особенные, не как у всех, - все это было крайне интересно и интригующе.

Потихоньку, не спеша, продвигаясь вверх, ожидал хоть петарду найти в дырочке шатла – не нашлась. И скай-хучьи норки присутствовали везде и даже чуть-чуть излишне – может, с попыток повтора набили. Не любит, видимо, сообщество 8 мм шлямбура, забитые не на всю глубину, а любит анкера-пятитонники на крымских альпинистских маршрутах.

Зуб - тут будет маршрут
И вот, заставив себя поджать важный орган альпиниста (ниже поясницы), авторы маршрута подверглись острой критике и наговорам несправедливым. Ну да ладно, оставим эту тему. Смачиваемые дождиком, в верхней части конкретно напряглись, выгребли на верхушечку Шаан примерно в два ночи и побрели вниз отсыпаться.

Надёжная станция
Идея проложить нитку нового маршрута совершенно отпала, потому как и существующие проходят крайне близко друг к другу, местами буквально в пределах 15 метров на три маршрута. Между ними не пробраться, т.к. глупо, а справа от «Самурая» бесконечная долбежка может и крута, но крайне трудоемка, небыстра и скучна, и нам, как ленивым отдыхающим, не по силам. Поэтому в воскресенье, наевшись жареных мидий, порешили пролезть первопроход на другую гору. Возник вариант Айи, но отпал – крайне тяжело после мускателя рюкзаки таскать, да и Зуб стоит рядышком, не сильно излаженный. И с началом рабочей недели как ответственные работники приступили к обработке маршрута в виде прямой линии немного левей рыжих подтеков стены западной экспозиции горы Зуб.

Зуб - начало второй веревки
Задачей прохода поставили минимизацию шлямбуров и скай-хучьих дырочек, сделанных пробойником. На 120 метров искусственного лазания оставили три 8-миллиметровых анкера глубиной 30 мм и 9 дырочек под 6-миллиметровый скай-хук. Что, где – приведу в описании, и прошу заметить, что метры маршрута соответствуют метрам, к примеру, на рулетке, что отличается от большинства маршрутов Крыма. Например, реальная протяженность маршрутов «Гиперборея» и «Самурай» не более 250 м/погонных.

Зуб - синее небо
Лезу я первую веревку, стараюсь как-нибудь так пробраться, чтобы пробойником не воспользоваться, к примеру, метров 15 на скай-хуках, в основном рельефных, разбавленных парой жидких стопперков.

Пришлось воспользоваться запатентованной технологией mcpa, т.к. по одной из версий при внезапном срыве альпинист своим «важным органом» способен перекусить металлическую арматуру диаметром до 10 мм.
Для избежания подобного перенапряжения и была применена данная технология, так и не опробованная в полной мере, потому как срывов удалось чудом избежать.

И вот лезу, напрягаюсь, а к Андрюхе подходит человек из Архангельска, критично осматривает нас, говорит, что ИТО ныне не модно, а вот свободное лазание – рулит. Андрей попытался предложить ему попробовать пролезть, человек осуждающе посмотрел и ушел.
Расстраиваться долго не стали, умели бы лазить, блин, 8 с – обязательно бы пролезли, если не всё, то хотя бы половину.

Зуб - станции Ясы

Зуб - концептуальная страховка

Обработали в первый день одну полную веревку (55 м.) и еще метров двадцать, на второй добили вторую веревку (40 м.) и еще одну полную (50 м.).

Зуб, "ДД" - миниатюра

коза

Красивый кадр

Назад дороги нет!
Вкратце приведу описание, так как выделять отдельно неохота и не имеет смысла из-за малой длинны маршрута. Начинается у выдолбленной стрелочки и «года 2006» прямо вверх без отклонений, на станции должна быть видна пластиковая бутылка. Первые 10 м. лазание, затем ИТО А3 метров 10, опять ИТО А4 метров 20 и снова ИТО А3 до станции. Станция на 8 мм анкере + стоппер + лепестковый крюк маленького размера, на первой веревке пять скай-хучьих дырочек 6 мм диаметром.

Вторая веревка четко вверх ИТО А3+, через 20 метров анкер, четыре скай-хучьих отверстий, после них без отклонений вверх опять А3+/АЧ до второй станции (анкер, якорный крюк). Со второй станции хочется увалить в сторону, но нужно опять четко вверх ИТО А3+ метров 10, затем А4 (15 м) до выхода на полочку, где начинается не сложное лазание десять метров до большой полки, затем сложное лазание, выводящее на вершинный гребень.

На прохождение затратили 16 часов, сложность участков А4 осмелился заявить применительно к сложности А3, заваленной на пройденных мною крымских маршрутах.

Вряд ли кто пролезет быстрее, чем за 16 часов (не считая злобных красноярцев). Рискнул бы присвоить маршруту рейтинг 6,8 балла как самому сложному, хоть и короткому, альпинистскому маршруту Крыма на сегодняшний день. Кстати, окрестили ДД (Директорский Директ).

нога

нога 2

Синий жумар на красной веревке

Спустившись во вторник вечером, собрали манатки и двинули под Форос, где на следующий день с оттяжками, в стиле «релакс», босиком пролезли простой мультипитчевый маршрут «Семерка», который почему-то считается альпинистским маршрутом 5Б к/с. Вспоминал я, вспоминал, так и не вспомнил ни одной горной пятерки, на прохождение коей хватило бы пяти оттяжек и получаса одновременного лазания.

Спустившись к церкви, познакомились случайно с прапорщиком НБУ, по совместительству пешим путешественником, панком и травокуром.

Недоброе утро
После двух бутылочек и трех часов разговора на разные темы, от политики до философских категорий, пришли к выводу, что сильно государство украинское, пока в нем есть такие люди.

Внезапно пришла смс-ка от Дашкевича о том, что Гениуш закончил новый маршрут на Марчеке, и стало ясно, что необходимо его пролезть в последний полный день нашего отдыха.

Хорошая страховка - сук
Самый сложный этап – подход – успешно завершили к ночи, почитали бортовой журнал за последние одиннадцать лет. Местами встречается интересный поток сознания, типа «крюконоги – это дорога в ад».

Начало "ДЛС", Морчека
Днем полезли. Порадовала первая страховочная оттяжка: за ветку сосны, растущей у маршрута. В целом маршрут непростой, с большим процентом искусственного лазания, заставляет мозги работать, - совершенно точно сложнее маршрута «Мачомбо».

Морчека, "ДЛС" - ключ мочит Андрюха
Прошли за 11,5 часов, консультируясь в процессе по телефону с Москвой о направлении нитки маршрута, так как автор своей рукой прочертил на фото только до середины стены.

Большое ему спасибо за маршрут – очень хорошо, когда постоянно делают новые маршруты.

В пятницу ероплан благополучно опустил нас на землю нашей исторической родины, мы вернулись в Екатеринбург.

Морчека, "ДЛС" - ноги
Следующим похождением в рамках проекта определили пролезание маршрута «Семилеткина» на «Корее» в нон-стоп режиме с ночевкой на гребне в декабре месяце. Ну и если кто предложит мегасжатый мегапроект на коротенькую мегастену - не откажемся, звоните!

Да, отдельное мегаспасибо генеральным спонсорам проекта, без их участия ничего бы не получилось: ООО «СК Промальп» в лице директора Новосельцева Е.Л. и ООО «Уралстройтехнология» в лице замдиректора Шонина А.В.

Удачных вам дырочек под скай-хуки.

Морчека, шлямбур не той системы