Основная часть нашего маршрута начиналась с ледника В. Кызылсу, но туда нужно как-то перевалить. Самый простой, но довольно длинный, путь использовали альпинисты во время восхождения на п. Курумды. Это примерно от места нашей высадки – на восток, через травянистый бугор и далее к языку ледника В. Кызылсу. К леднику сразу спускаться не надо, а идти левобережными карманами. Сложность этого пути – н/к-1А.
Второй по сложности путь – через перевал Транспортный 1А, 4100. Еще за время нашего мероприятия были пройдены перевал Экспедиционный 1А-1Б 4200 (чуть севернее пер. Транспортный), пер. Сырт 1А (через водораздел истоков р. Карасу) и еще один перевал на ледник В. Кызылсу – Карасу 2А. Теперь подробнее.
Перевал Транспортный 1А, 4100.
Расположен в северном отроге Заалайского хребта, который отходит от хребта между п. Чорку и ТуркВО, и разделяет ледники В. Кызылсу и Пр. Кичкесу. Этот отрог очень разветвленный, и в нем еще ожидают своего прохождения много перевалов. Все выше перечисленные перевалы пройдены в его самой восточной части. Перевал Транспортный расположен южнее в. 4276.
Соединяет: с запада - верховья р. Карасу, с востока – лед. В. Кызылсу (р. Кызылсу).
Под перевалом Транспортный 1А (слева за тр. бугром). Место, до куда можно доехать на машине
Пройден в обоих направлениях, семью вариантами (два варианта пути с запада, 5 – с востока).
Рекомендации по прохождению – с запада лучше идти траверсом вдоль отрога, высоко над рекой (вариант 1), т. к. вдоль реки получается более крутой взлет на перевал со снежником и болотом, а траверсом все это обходится по хорошей осыпи. С востока – спуск/подъем непосредственно с перевального цирка, никакие отроги пересекать не надо – это лишь лишняя трата времени.
Подъем. От бивака траверсом влево-вверх, в обход выше многочисленных промоин по осыпи 10-20 градусов выходим на перевал. 1 час 35 мин. Спуск вдоль реки налегке занял столько же времени. Вторая ходка на перевал – 1 час 40 мин.
Седловина довольно широкая, можно ночевать.
Спуск. На восток – небольшой снежник с карнизом (обходим вправо). Далее можно идти:
- прямо вниз по линии падения воды – осыпь мелкая и средняя, снежник в узком месте, осыпь и моренные гребешки до кармана ледника В. Кызылсу, участки крутизной до 40 градусов
- траверсом вправо на ближайший отрог и далее по гребню отрога (вариант 2) или по соседнему отрогу (вариант 3, 4) по конгломератам, травянистым склонам в тот же карман на 300 м дальше вдоль ледника (смысла нет никакого)
- с седловины на юг вверх через ближайшую вершинку и далее по гребню с выходом на любой из гребней (вариант 5, по времени дольше).
Время спуска – вариант 2-4) - 1 час 10 мин., вариант 1 – 30 мин. Подъема (налегке) – 1 час 30 мин. (вариант 2-3), 2 часа (вариант 5). На восточном склоне перевала нужны ботинки.
Перевал Экспедиционный 1А-1Б 4200, п/п.
На самом деле, уже покидая район, мы решили посмотреть маршрут захода альпинистов (рук. Губаев А.), но «промахнулись» и прошли седловину севернее п. 4276. Логики в ней мало, но для прогулок/акклиматизации вполне может подойти, тем более с нее элементарный выход на в. 4276. По времени – на несколько часов дольше, чем заход через Транспортный.
Перевал Экспедиционный 1Б с востока, от лед. В. Кызылсу
Расположен в северном отроге Заалайского хребта, севернее в. 4276.
Соединяет: с запада - верховья р. Карасу, с востока – лед. В. Кызылсу (р. Кызылсу).
Пройден с востока на запад.
Подъем. По левобережному карману лед. В. Кызылсу спускаемся почти до языка ледника и выходим к травянистому боковому ущелью. Сворачиваем в него и по траве а затем крупнокаменистой осыпи идем вверх. Не доходя до цирка перевала, начинаем подъем влево-вверх (как оказалось, на боковой отрог) и далее по гребню через вершину или траверсом выходим на седловину. Подъем непосредственно через перевальный цирк проще и быстрее. Время в пути:
- до поворота в ущелье – 1 час 20 мин.
- под взлет – 40 мин.
- на гребень – 30 мин.
- по гребню до перевала – 1 час.
Спуск. Тр-ос склон, конгломерат, 15-25 градусов, до реки – 1 час.
Перевал Сырт 1А 4050.
На перевале Сырт 1А. Спуск (западный склон), вид в сторону перевала Карасу 2А.
Думаю, в основном по нему ходят местные пастухи/охотники, а первыми из спортивной братии побывали здесь англичане во главе с Анатолием Мошниковым из Питера. Но записки на перевалах они не оставляли, поэтому какие-то названия этим перевалам мы все же дали.
Расположен в северном отроге Заалайского хребта, между в. 4304 и 3986, ближе к последней.
Соединяет: с запада - верховья р. Карасу, с востока – лед. В. Кызылсу (р. Кызылсу).
Пройден с востока на запад.
Подъем. Переправляемся через р. Карасу и поднимаемся на тр. бугор, и далее забирая вверх левее в. 3986 к осыпному гребню, по которому поднимаемся на водораздел. 1 час 45 мин.
Спуск – также травянисто-осыпной, прямо вниз довольно круто, нужно идти траверсом влево-вниз и далее к ручью. 25 мин.
Перевал Карасу 2А 4380, п/п.
Первыми на седловине перевала побывали, предполагаю, англичане во главе с Анатолием Мошниковым из Питера. На седловине они сложили большой тур, без записки. Думаю, что поднимались на него радиально, в период акклиматизации.
Северный взлет перевала Карасу 2А.
Расположен в северном отроге Заалайского хребта, между в. 4525 и 4713. №3 на карте 43-16, Транспортный-2-й по перечню А. Лебедева.
Вид вниз на юг с перевала Карасу 2А. Хорошо виден перевал Предвершинный 2Б.
Соединяет: с севера - верховья р. Карасу, с юга – лед. В. Кызылсу (р. Кызылсу).
Пройден с севера на юг.
Подъем. По руслу ручья затем по моренам подходим под перевальный взлет. 50 мин.
Взлет – снежно-ледовый склон 10-25 градусов, два небольших засыпанных бергшрунда, 300-400 м. Связки, кошки. До седловины – 1 час 20 мин.
Спуск. Пологий закрытый и открытый ледник (кошки), сброс на языке ледника обходится слева по конгломерату, или справа по льду и морене (мы шли слева). До языка – 35 мин. Далее крупнокаменистая морена, вниз и затем в правый угол, где по осыпи и конгломерату 35-40 градусов спуск к озеру в кармане ледника В. Кызылсу, фактически напротив ребра в. 6096. 50 мин.
Перевал Нура 3А 4760 п/п.
Расположен в северном отроге Заалайского хребта, который отходит в. Заря Востока, и разделяет бассейны р. Кызылсу (с запада) и Нура (с востока). Отрог на коротком участке тянется на север, а далее разветвляется в разных направлениях и двумя длинными отрогами тянется на восток. Восточнее в. 5068.
Соединяет: с севера - лед. В. Кызылсу (р. Кызылсу), с юга – 1-й лев. приток р. Нура.
Пройден с севера на юг.
Верхняя часть северного склона перевала Нура 3А, вид с запада.
Перевал задуман был, как альтернативный вариант прохождения пер. Ворота Нуры 2А. Прохождение его в будущем позволит ходить насыщенные технически акклиматизационные кольца, что повысит привлекательность района (на сегодня там пока пройдено немного перевалов). Планируемый нами еще один перевал восточнее в. 5368 (не ниже 3А) на лед. Нура после его прохождения повысит возможности данного района для интересных походов.
Перевал Нура 3А с запада, северный склон.
Подъем. От бивака под пер. Транспортный пересекаем зачехленный ледник в направлении пер. Ворота Нуры. 55 мин. Далее идем вверх по террасе вдоль левого реки из цирка пер. Ворота Нуры, затем переходим на правый берег и идем влево-вверх по травянистому ригелю крутизной до 25 градусов, затем по конгломератному кулуару. Крутизна резко возрастает и ведет к сбросу, ухдим траверсом вправо, через ручей и по крутому конгломерату поднимаемся на пологий ледник, вначале зачехленный, потом открытый. 1 час 20 мин. По моренам и льду идем в сторону видимого перевального склона нашего перевала. Взлет перевала Ворота Нуры уже не виден – за отрогом. Перед выходом практически под взлет начинаются раскисшие снежники – здесь бивак. Высота 4345 м. 1 час 45 мин. Утром по пологому закрытому леднику подходим под взлет. 1 час.
Взлет – снежно ледовый склон крутизной 25-45 градусов с несколькими сбросами и бергшрундами, 450-500 м. Прямо перед выходом на седловину – большой бергшрунд, обходим справа. Внизу связки, затем движение с промежуточными ледобурами, затем перила. Выходим на гребень на 100-150 м выше седловины. Спускаемся по гребню, перед выходом на седловину – неприятный (грязный) дюльфер прямо в мульду на седловине. Перила – 5 веревок по льду, 60 м простых вдоль гребня, дюльфер 25 м, 70 градусов. Всего 8 часов 45 мин.
Перевал Нура 3А с востока.
Спуск – скально-осыпной склон с участками льда, прорезанный кулуарами, 300-400 м, 40-25 градусов. В кулуарах камнеопасно – в основном из-под ног. Верхнюю часть желательно провесить, 2-3 веревки, но точки делать негде – сильно разрушенные скалы, которые сыплются черепицей. Слезаем с самостраховкой ледорубами. Весьма неприятно. В темноте все уже на морене, на которой удается выровнять площадку под палатку (крутизна градусов 20, внизу – лед). 40 мин.
Закрытый ледник (связки), затем открытый, далее зачехленный. Множество моренных валов, забираем правее, хотя идеальный путь спуска наметить здесь нельзя. Выходим в узкий конгломератный кулуар-каньон вдоль правого борта, по нему слезаем вниз к реке. Бивак на 3960. 4-5 часов. Здесь уже хронометраж условный, т. к. у нас больной участник. После ночевки вертолетом эвакуируемся в г. Ош.
Перевал – не очень сложная 3А, вполне полезная в этом районе.
Ребро в. 6096.
(м-т восхождения на п. Курумды до высоты 5700-5800).
М-т на п. Курумды. Вершина 6096 и ее сев. гребень, п. Курумды
Строго говоря, это, конечно, не гребень п. Курумды – просто известен так, поскольку был выбран в качестве первого (и пока единственного) пути восхождения на п. Курумды. На самом деле, это северный гребень п. 6096 – вполне самостоятельной вершины, откуда можно, естественно, пойти направо – к п. Курумды, или налево. Слева – в. 6384, еще не покоренная… Туда-то мы и собирались, хотя основной задачей было просто пройти перевал в Таджикистан с подъемом по указанному гребню. Южная сторона этого перевала, естественно, не проходилась.
Данное описание предлагается по той причине, что имеющуюся на сегодня информацию по прохождению самого ребра мы считаем довольно скудной, и вполне возможно, что оно окажется полезным для тех, кто соберется в этот район после нас.
Вершина 6096, виден весь сев. гребень, от подножия на лед. В. Кызылсу, п. Курумды и Курумды Зап. В нижней части гребня – начало маршрута по снежному кулуару.
Планировали мы пройти перевал через в. 6096 на юг, в Таджикистан, на ледник Курумды, а попутно сделать первовосхождение на в. 6384. До главного хребта маршрут подъема полностью совпадает с маршрутом 5А на п. Курумды 6613, впервые (и пока единственный раз) пройденный под руководством А. Губаева в 2001-м году (Бишкек). Перевал, когда он кем-то все же будет пройден, это получится еще одна хорошая 3Б* в этом районе. Можно заметить, что сквозных 3Б, пройденных со спуском на юг, здесь пока нет. Ребро в. 6096 – наиболее логичный и безопасный выход на гребень Заалайского хребта с ледника В. Кызылсу. Нечто подобное есть еще чуть восточнее – это маршрут спуска А. Новика с траверса п. Заря Востока, еще вариант, западнее, не пройденный – это невыраженный гребень с в. 6182, и гребень с перевала Четырех ледопадов (пер. А. Зотова, пройденный А. Новиком).
Бивак у начала маршрута. Снежный кулуар – участок 1, начало подъема на гребень 6096. Здесь участки 1-4 отчета Губаева.
Подход. От бивака в левобережном кармане лед. В. Кызылсу идем по карману, затем по гребню морены вдоль ледника в поисках приемлемого спуска (гребень на ледник обрывается крутым конгломератом, да и с той стороны ничего приятного не видно). Такой удобный выход промаркирован туриком, очевидно, предыдущими экспедициями. 30 мин. Здесь достаточно сползти по конгломерату метра четыре, а потом перепрыгнуть на пологий лед и уйти на тело ледника. Переходим на ледник, и начинаем его пересекать в направлении ребра, петляя в моренных холмах. Выход на противоположный борт – разломы и рантклюфт, лучше и быстрее обойти чуть выше по леднику. Мы же, поплутав, выбираемся в рантклюфт и из нег – на травянистый ригель под ребром. Здесь, фактически под началом подъема, бивак. 40 мин.
Снежный кулуар на выходе на гребень в. 6096.
Выход на ребро (гребень) п. 6096. Надо заметить, что издалека выход на гребень выглядит мало привлекательно, так что мы даже подумывали варианты другого начала. Но, похоже, выход на гребень по варианту первопроходцев более короткий. Можно на гребень выходить с востока, поднявшись по льду вдоль ледопада к скальному варианту подъема (он сложнее, но можно не копать снег с самого начала), или зайти в цирк там же за углом и подняться на гребень по осыпи – такая же малоприятная, как и вариант первопроходцев.
Итак, ранний выход, и мы начинаем подъем по осыпи на ребро. Сначала осыпь достаточно стабильна, и метров 100-150 проблем не вызывает, но выше начинает съезжать и движение превращается в неприятное испытание. Поэтому быстро траверсируем в снежный кулуар, который и является наиболее подходящим маршрутом выхода на гребень. Кулуар достаточно широкий, камни, особенно утром, летят редко, поэтому движение в нем достаточно безопасно.
М-т на Курумды. Участки 1 (верхняя часть) – 4 (участки 4-13 отчета Губаева).
Участок 1. Осыпь 10-20 градусов, затем снежники, далее снежный кулуар крутизной до 35 градусов, 250-300 м, далее вправо в осыпной кулуар и по простым скалам (скорее нагромождение скальных обломков, т. е. камней) выход на гребень, по простому скальному гребню 150-200 м к началу снежного гребня.
Профиль гребня в. 6096. Участки 1 (верхняя часть) – 4 (4-10 отчета Губаева)
2 часа. (Если по снежному кулуару идти дальше – пришлось бы страховаться, а предложенный вариант требует лишь ловкости и кошек на ледово-снежных участках). Здесь снова в кошки и по гребню 20-30 градусов вверх, до пологой части ребра. «Пимпочку» гребня решили срезать, и зря – тут же утонули в снегу, и пришлось пропахать верхнюю часть выше колена. Всего 600-700 м, 3 часа. (Соответствует участкам 1-4 отчета Губаева А.)
Снежный «нож» - первый участок движения в связках (участок 4 отчета Губаева)
Участок 2. Снежный гребень. Пологий снежный гребень, поля через в. 5015. Есть трещины, движение в связках. Накануне после обеда здесь не пошли – уже проваливались по пояс, так что состоялся короткий утренний переход к началу скального ребра и технической работы. Всего примерно 1 км. 1 час 25 мин. (Соответствует участкам 5-6 отчета Губаева А.)
Участки 3-4 гребня в. 6096 (участки 7-9 отчета Губаева)
По пути прошли место бивака – вероятно, первовосходителей. Сами пошли ближе к ребру и стали в удобной маленькой мульде под защитой скал одного из восточных боковых отрожков. День получился очень короткий, решили провесить пару веревок по скалам. На обработку ушли Леня с Вовкой. Ушли в начале одиннадцатого, вернулись около двух. Уже идет снег.
Гребень в. 6096 участок 4 примерно до 5500. Участки 8-10 отчета Губаева.
Наиболее технически сложный участок – это стенка в начале скального гребня, 35-40 м, до 70 градусов. В верхней части ее – метров 20 ледовый желоб, где можно вкрутить короткий ледобур. Больше ничего подходящего для промежутков здесь нет. За углом, метрах в 70-100 правее нашего подъема, висит веревка. Думал, первопроходцев, но Миша Михайлов потом сказал, что свои все они сняли. Вероятно, от англичан. Но зачем они туда полезли – не понятно. Очень неприятный траверс. По ощущениям - пытались обойти стенку, забирая вправо, и, в конце концов, там вылезли. А может, на спуске решили срезать.
Выход на гребень по стенке (уч. 3). Участки 7,8 отчета Губаева
Мы же поднимаемся прямо по гребню, практически в «лоб» (левее тоже можно идти – там короче, но чем более короткий кусок выбирается, тем он больше нависает).
Дальше, собственно, все можно описать одним участком – «комбинированный гребень», т. к. до верхней нашей точки мы его весь провесили, но все же технически он немного различный.
Участок 3. Стенка 35-40 м до 70 градусов, в верхней части 20 м ледовый желоб (правда, его еще раскопать надо). Это единственный относительно сложный технический участок на всем гребне.
Карнизы комбинированного гребня на уч. 9 отчета Губаева
С рюкзаком и продуктами на 12 дней маршрута отнимает много сил. (участок 7 у Губаева).
Участок 4. Комбинированный гребень. После стенки – 2-3 веревки по сильно разрушенному скальному гребню, местами попадаются остатки старых перил из 8-мм-й веревки.
Участок перед отметкой 5500. (уч. 10 отчета Губаева)
Выше этого скального гребня остатков чужой работы больше не встречали. А здесь еще нашли метровый алюминиевый швеллер – зачем он – непонятно. Далее выход на большой живописный карниз и далее по гребню с карнизами и выходами скал пробиваемся вверх.
Снега очень много, и каждый день добавляется еще. Идти с рюкзаком первому не получается, соответственно, идти просто в связках не выходит, и мы тупо вешаем перила все дальше и дальше вверх.
Темп совсем не быстрый – и отсутствие полноценной акклиматизации ощущается, и погода совсем не балует, и пахать приходится, как тракторам.
На выходе к 5700-5800. Участок 11 отчета Губаева
Попытка пройти с рюкзаком…
В общем, 1-й «перильный» день – 11 веревок, 2-й – всего 5, третий – около 10-ти. И еще пару провесили на завтра, через большой карниз, откуда уже открывался вид на в. 6096, которую до сих пор видно не было. Всего 1200-1300 м, участки 3-4 - 26 часов 40 мин. (Соответствует участкам 8-середина 11 отчета Губаева А.)
С рюкзаком не получилось. Опять перила, выход к 5700-5800.
Вершина 6096 и верхняя часть гребня (участки 10-11 отчета Губаева). Наш последний бивак – примерно посередине гребня.
Э… На этом наше знакомство с восточной частью Заалайского хребта было грубо прервано. Что сказать? Сожаление все равно осталось. А может и к лучшему – еще придется сюда вернуться. Началось все еще с эвакуации вертолетом. Причин вылета было две – больная участница, и развалившиеся у одного из участников ботинки. В результате – два дня и три ночи «отдыха» в Оше до приезда ботинок, потом повторный заезд в район и выход к ребру.
А здесь – новое событие. Место под последний бивак было никакое, мягко говоря… Сбоку от гребня рыть было негде, поэтому срыли узкий и крутой в этом месте гребень – но это лишь на пол палатки. Остальное пришлось «лепить» из рыхлого снега. Так что в итоге палатка стояла на гребне, на таком пьедестале, сверху упираясь в скалу, вниз и на запад – пьедестал и 30-градусные склоны, а на восток – градусов 60.
Что это было – стоковый ветер, или какой-то ураган – трудно сказать. На небе – звезды, что в этом сезоне бывало редко… И холод соответствующий. Началось это все в два часа ночи, как удар. Ну, держали ее по очереди, насколько это было возможно. Закреплена палатка была фактически на двух оттяжках, так что трепало ее изрядно. К четырем утра ветер усилился так, что упираясь головами держать стало невозможно, появилось ощущение, что нас потихоньку стаскивает на восток… «Мы съезжаем…» - сказал Вовка. Может быть… В общем, пришлось ее завалить и ждать рассвета…
Солнечное утро и ветер… Холодно, и только запаковавшись во всю имеющуюся теплую одежду, удается мерзнуть не сильно. Тент мы собрали, разбираемся с палаткой. Стойки сломаны в трех местах. Под пологом палатки устраивается «кузня», лечим стойки. Часам к 11-ти внутренняя палатка как-то криво, но стоит. Начинаем сборы наверх, разворачиваем тент… Он разорван до конька. Т. е., палатки у нас фактически нет. Взвесив все «за и против», решаем сворачиваться. Хотя в теории можно было попытаться сходить на гору с пещерой. Идти же с такой палаткой дальше было нельзя.
Верхняя часть гребня, перед выходом к последней ночевке. Карниз слева с гребешком – окончание наших веревок (5700-5800). Карниз справа – в. 6096.
Начинаем собираться, клеим тент. Как ни странно, заклеили. Выходим. Вчерашние веревки вниз (около 10-ти шт.) проходим за 55 мин. ночуем на нашем лучшем биваке (здесь у нас даже туалет вырыт), позавчерашние (5 веревок) утром прошли вниз за 35 мин. Вниз, естественно, ничего не вешаем – связки. Перила пошли перед выходом к скальному гребню, оставляем несколько петель. Гребень проходим быстро, потом последний дюльфер по стенке, и к обеду мы на своих же площадках. Не торопимся теперь никуда, поэтому ночуем. Тем более, опять все раскисло.
Утром по фирну уходим вниз и к обеду – уже на озере. Далее пошли через перевал Экспедиционный, уже описанный выше. На реке Карасу мы к обеду, а вечером за нами приходит машина – и стартуем в Ош.