Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
турклуб МАИ
Отчет
о горном туристском походе 6 к.с. по Китайскому Памиру (Кашгарские горы), совершенном с 30.07 по 06.09.2005.
ДНЕВНИК ПОХОДА И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ ЧАСТЬ 1 3.1. Заезд 25.07. В 21.30 вылетели из Домодедово на рейсе авиакомпании S7 (Сибирь) до Новосибирска. К сожалению, Южные Китайские авиалинии отменили ещё с зимы рейс Москва-Урумчи. Поэтому нам пришлось лететь с пересадкой в Новосибирске. 26.07. Рано утром встретили наших новосибирских участников - Петра Юдина и Марину Таракановскую. Потом долго ждали самолёта на Урумчи. Наш рейс перенесли с 11.40 до 16.00. В результате те, кто летел в Кашгар самолётом, опоздали на свой рейс. Южные Китайские авиалинии пошли нам навстречу и обменяли билеты на утренний рейс без взимания денег. Ночевали в Урумчи в гостинице. 27.07. Утром Андрей Лебедев, Юрий Максимович и Марина Таракановская вылетели в Кашгар, остальные выехали днём на поезде. Вечером праздновали день рождения Лебедева. На ночь остановились в центре города в People's Hotel в 100 метрах от площади Мао. 28.07. Весь день занимались закупкой продуктов. В три часа дня в гостиницу с поезда прибыли Владислав Каган, Дмитрий Чижик, Пётр Юдин и Олег Янчевский. Джан Хонг (наш туроператор) занимался оформлением пермитов и арендой транспорта. 29.07. Утром стартовали вместе с маёвскими альпинистами в горы. Ехали на 2-х машинах - в одной рюкзаки, в другой люди. На озере Каракуль оставили заброску в хозяйстве Сабута - владельца столовой. Вечером выгрузились в юго-восточном углу поляны Субаши на высоте 3800. Там же и заночевали. 3.2. Долина Тегерменсу.
31.07. Ясным прохладным утром мы продолжили свой путь с караваном вверх по Тегерменсу. Вода спала, броды давались легче, всего их у нас было в это утро 4 плюс прижим, который мы прошли по воде. Каньон закончился за первым левым притоком примерно в 7-8 км от устья Тегерменсу. Выше правого притока, спускающегося с перевала Ат-Бель, вдоль левого берега протянулась поросшая травой терраса.
После обеда мы скинули на ишака по 10 кило и за три перехода поднялись на заросшую травой правую морену ледника Тегерменсу. Высота 3824. 01.08. Утром пасмурно, горы в тумане. Потом пошёл мелкий дождь. Было ясно, что на перевал (4743) без последствий для своего здоровья мы в этот день не попадём, к тому же Пётр про перевал рассказывал страшные вещи, он как-то увидел его в разрыве облаков. На самом деле он увидел ледопад с соседней (более западной) седловины, но тогда мы об этом не знали. Провалявшись первую половину утра, мы решили сходить на разведку и заодно закинуть часть груза под перевал. Заброску оставили на морене ближе к левому борту ледника на высоте 4345. 3.3. Перевал Клармонта Скрина (4743, 2А, первопрохождение)
Перевал Клармонта Скрина расположен в водоразделе между бассейнами рек Тегерменсу и Каинсу между вершинами 5241 с запада и 4829 с востока. Перевал ориентирован с севера на юг и соединяет центральную ветвь ледника Тегерменсу (на севере) с ледником Тор-Баши (на юге). Место пересечения хребта находится в 200 метрах восточнее явной седловины, с которой на север спускается сложный ледопад. Перевал снежно-ледовый, односторонний. Определяющая сторона северная. Перевал назван в честь исследователя Кашгарских гор, английского дипломата и путешественника Клармонта Скрина, который первым посетил долины Тегерменсу и Каинсу и поднялся с юга на соседнюю (западную) седловину летом 1924г., см. приложение 6.1. На прохождение перевала из долины Тегерменсу в долину Каинсу требуется 1-2 дня. 02.08. Утром снова пасмурно, собрали лагерь и вышли в сторону перевала. Из долины Тегерменсу в её среднем течении перевала не видно. Оттуда хорошо заметна седловина к востоку от вершины 4829. Выше 3800 открывается вид на ледопад, стекающий с разведанной Скрином седловины, см. ф.3.4. И только у подножия ледопада слева обнаруживается полка, ведущая к подножию взлёта на пройденный нами перевал, см. ф.3.5. Путь к подножию ледопада проходит по спокойному леднику. На полке мы обошли несколько несложных разломов и поднялись к перевальному взлёту. Это была крутая (50-55 град.) 90-метровая ледовая стена. Мы поднялись (2 верёвки перил) между карнизом слева и скальными выходами справа. На седловину вышли вечером и встали на ночлег. Подъём на 4700 по 55-градусному льду с 16-дневным ресурсом на 4-й день похода оказался не слабым испытанием! 03.08. Ночью была гроза, сыпал снег. Утро ясное. На юг открывался замечательный вид на вершину Шивактэ-1 (5601), см. ф.3.7. "В один из дней я поднялся по леднику Тор-Баши на вершину узкого гребня в верховьях ледника Тегерменсу. Здесь на высоте 16100 фт на южном склоне хребта было значительное количество раскисшего снега и лишь с помощью киргизского паренька, помогавшего мне, со значительными усилиями я достиг макушки гребневого карниза. Оттуда я сделал замечательный снимок закованного в лед пика Шивактэ-1 (19400 фт), пронзающего облака напротив", - писал Клармонт Скрин о своём восхождении на водораздел между долинами Каинсу и Тегерменсу. Сравнивая наше фото с фотографией Скрина, см. ф. 3.8 и приложение 6.1, приходим к выводу, что точка съёмки у Скрина была чуть западнее, что соответствует "ледопадной" седловине - самой низкой и явной. Спуск с перевала на ледник Тор-Баши проходит по 300-метровому заснеженному осыпному склону крутизной 30-35 град., см. ф. 3.9. На леднике мы повернули на восток и по морене левого борта и по её карманам к обеду спустились в долину Каинсу. В долине Каинсу тоже имеется еловый лес, но мы спустились лишь до 3750, и побывать нам в том лесу, к сожалению, не довелось, см. ф.3.11. Река Каинсу мутная, но при желании около реки можно найти чистый родничок. После обеда мы перебродили реку, поднялись на высокую морену орографически правого берега и нашли там тропу. По этой тропе мы дошли до ледника под перевалом Кепек и по моренам и каменным завалам поднялись вдоль левого борта на зачехлённый ледник. На ночь встали около маленького озера на высоте 4123. 3.4. Перевал Кепек (4658, 1Б*)
04.08. Ясное утро. По открытому спокойному леднику подошли к протяжённому перевальному склону, который состоит из 2-х участков - до поворота направо и после поворота. Крутизна склона не превышает 25 градусов. До поворота шли по снегу вдоль скал орографически левого борта (осторожно, под кулуарами на снегу много камней). За поворотом также придерживались скал и осыпей левого борта. На седловину поднялись около 12 часов дня. При наличие льда в кулуаре за поворотом, могла бы потребоваться перильная страховка, т.е. перевал может усложниться до 2А к.с. С юга пологий закрытый ледник без взлёта плавно выходит на седловину перевала. Спускались вдоль левого борта. За переход дошли до зачехлённого открытого ледника и встали на обед. После обеда по центру ледника спустились с притока на основной ледник Кумтор. Далее шли сначала по моренам, а потом по тропе в кармане морены левого борта ледника. Заночевали ниже языка ледника на высоте 3590. Здесь из-под морены били ключи, их было много, и они сливались в полноводные ручьи с кристально-чистой водой. 3.5. Долина Чимгенсу
Прямо над стойбищем на седло морены ледника Чимген поднимается тропа, ведущая в летовку Утрак, которая находится в кармане левого борта центральной ветви ледника Чимген. На пересечение ледника по этой тропе ушло почти два часа. В кармане чуть ниже летовки встали на ночлег, высота 3734. 3.6. Юго-восточный гребень Конгура (5264, 2Б, первовосхождение).
06.08. Ясным утром мы поднялись до урочища Кайгасу (4100). Шли по тропе по травянистым склонам огромного кармана центральной ветви ледника Чимган. В урочище повернули по ходу направо и вдоль ручья Кайгасу дошли до его поворота на северо-запад. Только за поворотом мы стали уверены, что скрылись от вооружённых биноклями глаз местного населения, здесь мы расположились на обед и спрятали в камнях лишний ресурс, ненужный для радиального восхождения. После обеда по заснеженной ложбине с руслом ручья мы поднялись до входа в цирк между юго-восточным и южным гребнями вершины 5511. Заночевали на морене на высоте 4719.
07.08. Ясным утром поднялись по кулуару на юго-восточный гребень вершины 5511. Кулуар имел безопасный выкат со следами сошедших лавин, см. ф.3.15. Шли в кошках, под скалами перед сужением кулуара связались. Сначала шли одновременно, но перед выходом на седловину, где крутизна склона явно зашкаливала за 45, провесили одну верёвку перил. Большой жандарм (на ф.3.15 он слева от седловины) обошли с севера по наддувному снежному рёбру, см. ф.3.16 и 3.17. Затем снова вышли на гребень, но уже выше большого жандарма, см. ф.3.17. На север с гребня свисали карнизы. Шли в связках одновременно по глубокому снегу. На высоте 5264 узкий гребень расширяется и переходит в склон. Здесь перед разломом имеется нечто типа небольшой мульды, в которой можно разместить 2-3 палатки. К этому моменту снег совсем раскис, да и мы подустали. Поэтому мы решили установить лагерь, пообедать и после обеда налегке сходить на вершину 5511. После обеда снег раскис ещё больше. Желающих поддержать Петра в его стремлении пойти на вершину не нашлось. Восхождение отложилось до утра. Вечером погода испортилась, пошёл снег. 08.08. Всю ночь валил снег. К утру его навалило около 30 см. Снегопад продолжался, хотя, возможно и не такой интенсивный, как ночью. Стало очень лавиноопасно. Лавины пока ещё не сходили, но было ясно, что массовый сход лавин начнётся через несколько часов. О восхождении на 5511 не было и речи, и мы поспешили вырваться из снежного плена и отправились вниз.
В кулуаре спущенные нами "пробные" лавины прошлись по желобам и склона не сорвали. Я решил проверить лавиноопасность склона и с верхней страховкой сиганул с седловины на задней точке, проехав около 50 метров. Потом надвязали верёвку, и я проехал ещё 50 метров. Склон показался устойчивым, по-видимому, он ещё не "созрел". Основная опасность шла от лавин со скальных бортов кулуара. Поэтому желательно ускоренно проскочить кулуар. Мы развязались и быстро спустились по одиночке, обеспечивая наблюдение и сверху и снизу. К вечеру мы спустились на 4100 в урочище Кайгасу. Вся трава спряталась под снегом, но здесь было теплее, снег явно таял, и толщина его слоя не превышала 10 см.
Коротко о смысле предпринятой нами разведки и проблеме юго-восточного гребня Конгура. Фотоматериалы экспедиций СК МАИ 2000 и 2003 гг. не смогли пролить свет на переход между северо-западным гребнем вершины 5511 и юго-восточным гребнем Конгура. Оставалось не ясным, пробивается ли он лавинами с желоба, что рядом с ребром, или нет. Лучшая из отснятых ранее фотографий ф.3.19 не обладала достаточным качеством, чтобы ответить на этот вопрос. Мы надеялись всё разглядеть с вершины 5511, но по известным причинам нам это не удалось. Проблема была решена 09.08 с помощью видеосъёмки, которая проводилась на центральной ветви ледника Чимган с большим зумом. На склеенной панораме, см. ф.3.20, видно, что в промежутке между юго-восточным гребнем Конгура и северо-западным гребнем вершины 5511 имеется выпуклость, благодаря которой лавины из желоба сходят сбоку (северо-восточнее) всех этих рёбер.
Перевал Трамплинный расположен в восточном отроге пика Коксель (6715), разделяющем центральную и южную ветви ледника Чимген, между вершинами 5217 с запада и 5301 с востока. Перевал ориентирован с севера на юг и соединяет упомянутые ледников выше их ледопадов. Перевал снежно-ледовый, односторонний. Определяющая сторона северная. В названии перевала отражается характерная особенность профиля северного склона - чем выше, тем круче, как на трамплине. На прохождение перевала от урочища Кайгасу до плато южной ветви ледника Чимген требуется 2 дня.
09.08. Утро абсолютно ясное, морозное. Выше урочища Кайгасу ледник прижат, спускающимся с Конгура отрогом, карман морены обрывается на ледник, начинается ледопад. Поэтому мы спустились на ледник и пересекли его к центру, достигнув хорошо заметной чёрной полосы, см. ф.3.21. Мы надеялись пройти ледопад по этой каменной полосе. Сначала мы продвигались достаточно быстро, потом начали петлять между ледовыми грядами, иногда пересекали их, поднимались и спускались с коротких ледовых стенок на передних зубьях. К обеду мы подошли к взлёту, где ледопад особенно энергично сбрасывал высоту. Пока готовили обед связка разведчиков - Дима и Пётр нашла проход в рандклюфт, за которым угадывалось плато (точнее полка) под перевальным взлётом.
На пути к рандклюфту ледопад явно усложнился и тянул уже на крепкую 2Б или даже 3А. Хождение в "котлах", по острым перьям, подъёмы и спуски по 3-4 метровым отвесным ледовым стенкам, см. ф.3.23. Пару раз повесили короткие перила. К 19 часам мы, наконец, достигли рандклюфта. Ещё около часа или чуть более ушло на провеску 50 м перил, см. ф.3.24, и на подъём по перилам на маленькое плато под перевальным взлётом. На плато заночевали. Высота 4515. 10.08. Ясное утро. Подошли к перевальному склону, начали подъём. Склон перевала был располосован лавинными желобами. В желобах лёд, а между ними нечто типа снежных рёбер, см. ф.3.25. Для подъёма мы выбрали одно из таких рёбер, планируя максимально, насколько это возможно, подняться без перильной страховки, см. ф.3.27. При перепаде высоты 450 м (4550-5000) длина склона около 650-700 метров, т.е. 14 верёвок перил. Если бы с самого низа был голый лёд, то это, скорее, 3Б. Однако такое состояние склона кажется мало вероятным. Поэтому мы не предлагаем добавить к тройке А ещё и "звезду".
Поднявшись до середины склона, мы попали на лёд и начали вешать перила. Всего на ледобурах было провешено 8 верёвок по 50 метров. Последние две верёвки были особенно крутыми - около 60 градусов. Лидирующему Пётру здесь пришлось распрощаться с рюкзаком, см. ф.3.28. Наконец, он прорубил карниз и вылез на седловину перевала. Пока группа жюмарила на перевал, Марина и Пётр успели сварить супчик, так что на перевале мы пообедали. С перевала открывался замечательный вид на южную стену Конгура, см. ф.3.30. Спуск с перевала на левый приток южной ветви ледника Чимген проходит по очень пологому склону. Практически не теряя высоты, мы пересекли этот закрытый ледник, и вышли на седловину, с которой по осыпному 300-метровому склону спустились на плато южной ветви ледника Чимген, см. ф.3.31. Под склоном имеется небольшое озеро, здесь мы встали на ночлег. Высота 4840. 11.08. Серенькое утро. Мы пересекли плато, преодолев по снежным мостам несколько опасных разломов. В один из них провалился Пётр, но не глубоко. Недалеко от склона перевала Восточный Кызылсель разбили лагерь - туман не давал нам как следует рассмотреть перевальный взлёт, к тому же мы ещё ни разу не дневали. Высота 4947. В 2000 г. команда СК МАИ иначе поднялась на плато южной ветви ледника Чимген. От стойбища на Согато мы стали подниматься сразу по южной ветви, вошли в сложный ледопад и при первой возможности вылезли на северный борт ледника. Ещё более сложный крупноблочный верх ледопада мы обошли по притоку, на котором мы оказались сразу после перевала Трамплинного. Описанный путь составил перевал Ледопадный (3А). Путь 2005 г. через перевал Трамплинный выглядит более безопасным.
. 3.8. Траверс пика Кызылсель (6525,3Б)
В приложении 6.2 приводится переданный в ФАР отчёт о первопрохождении маршрута на пик Кызылсель по восточному гребню в 2000 г. В отчёте есть описание маршрута по участкам с их классификацией. Там же имеется общее фото вершины и другие фотографии. Тем не менее, мы сочли необходимым отразить специфику восхождения 2005 года в предлагаемом ниже повествовании. Прилагаемые здесь иллюстрации не имеют аналогов в отчёте 2000 г.
12.08. Ясное утро. Подъём на перевал Восточный Кызылсель мы начали с обхода ледопада. В 2000 г. мы проходили ледопад по центру, но 2005 г. ледопад стал походить на лестницу с отвесными труднопроходимыми ступенями, см. ф.3.33. Поэтому мы решили обойти ледопад по ходу слева, см. ф.3.32 и 3.33. По плато выше ледопада подошли к перевальному взлёту, преодолели бергшрунд и начали подъём по снежно-ледовому склону левее ледосброса. Рядом с ледосбросом угадывался разрыв в карнизе, см. ф.3.32 и 3.33.
Сразу над бергшрундом крутизна склона около 45 градусов, с подъёмом она быстро возрастает до 50. Несмотря на большую крутизну, склон здесь почему то удерживал снег, что отличает этот перевал от перевала Трамплинного. Шли на ледорубной страховке, всего провесили 9 верёвок перил. Особенно много снега оказалось непосредственно под седловиной. Здесь Диме пришлось прорыть траншею. При этом из-под его ног сошла доска, см. ф.3.35. Это произошло на повороте к верхушке ледосброса (там не было карниза), поэтому группа оказалась в стороне от лавины. На перевале разбили лагерь и встали на ночлег. Высота 5448. 13.08. Ясное утро, под нами море облаков. Ночью бушевал ураган. В связках одновременно мы двинулись по гребню на запад. На север с гребня свисали карнизы. По пути преодолели несколько 50-метровых 40-градусных взлётов. Перед "ножом" на высоте 5972 примерно в 15.00 разбили лагерь. Дальше идти не имело смысла, хорошего места не будет вплоть до вершины. К тому же Юра неважно себя чувствовал.
14.08. Ясное утро под нами море облаков. Ночью опять бушевал ветер. За лагерем миновали "нож" и начали подъём по склону пика Кызылсель к седловине между его восточной вершиной и северным плечом. После обеда под треугольным ледосбросом на 6350 мы вылезли на 40-градусный склон, в котором пришлось пробить 100-метровую траншею. Затем стало легче, пошёл жёсткий фирн в выводящей на гребень ложбине. А дальше просторы купола горы Кызылсель. Вершинок там много, мы обогнули восточную и двинулись сразу на главную. Заходящее Солнце отбрасывало длинные тени. Сгорбленные они медленно ползли по склону, поочерёдно заглушая и зажигая искры светящихся на закате кристаллов льда. На самую маковку Кызылселя (6525) мы поднялись почти в восемь вечера. Наша ночёвка прошла по плану уже за пиком Кызылсель между его главной и западной вершинами. Высота 6477.
15.08. Ясным утром мы перелезли через купол западной вершины пика Кызылсель и начали спуск по западному гребню. Открытого льда практически не было. Шли одновременно, изредка с попеременной страховкой. На сбросе гребня провесили 20 метров перил (сначала широкий разлом, ниже крутой склон). Далее, обходя ледовые сбросы и карнизы гребня, двигались то по северной, то по южной его стороне. Иногда преодолевали открытые и полузасыпанные трещины, выходы открытого льда, небольшие сбросы. К обеду мы достигли осыпной седловины 5400. Это первое приемлемое место для схода с гребня. После обеда повернули с гребня на юг. Часовой спуск по мелкой осыпи вывел нас в карман ледника. Здесь мы повернули на запад и пошли вдоль ручья в кармане ледника. К концу часового перехода ручей ушёл в каньон, поэтому мы поднялись на морены слева от ручья. Здесь множество бирюзовых озер. На берегу одного из них встали на ночлег. Высота 4450. 16.08. Ясное утро. Спустившись с морен, мы перебродили реку, которая вытекает из-под ледника между пиками Кызылсель и Коксель. Далее шли вниз вдоль реки, пока не наткнулись на дорогу. Эта дорога привела нас к мосту через Кенгшиберсу недалеко от озера Каракуль. Обедали мы уже у Сабута. Затем мы разбили на берегу озера лагерь, забрали у Сабута заброску и устроили праздничный ужин. Высота 3656. 17.08. На днёвке разбирали заброску. Юра отказался идти на 2-ю часть маршрута. На пике Кызылсель он неважно себя чувствовал, поэтому он не рискнул выходить в этом сезоне на 7000. Вечером мы простились с Юрой, загрузились в два УАЗика и проехали (14 км) к началу 2-й части маршрута. Выгрузились на джайляу Koqukalaq, которое находится к северу от Музтаг-Аты на высоте 4155. Этот переезд позволил избежать длинного и нудного подхода по пустынному берегу Кенгшиберсу. Далее: Дневник похода и описание перевалов. Часть 2 >> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||