Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технический отчет
о лыжном путешествии 6 к.с., совершённом в феврале-марте 2005 года по горному узлу Табын-Бóгдо-Óла (хребтам южного Алтая) 7.4. Паспорта первопрохождений перевалов и вершин в массиве Табын-Богдо-Ола
Паспорт перевала Пограничный (1Б, 3697м), первовосхождение со стороны р. Аргамджи и зимнее первовосхождение. Местонахождение. Перевал находится в хребте Южный Алтай (на границе РФ и КНР) между вершинами Табын-Богдо-Ола, 4082 и 3789, ближе к последней. Что соединяет: Соединяет левые истоки р. Аргамджи и лед. Халси Сев. (долина р. Сангадыр). Кем назван, когда и в честь чего. Назван уфимскими туристами группы Д. Шорникова летом 2003 г., в связи с характерным местонахождением перевала.
Прохождение перевала группой. Группа туристов из МГКТ под рук. Бездитко С. радиально поднялась на пер. Пограничный 15.02.05 г. со стороны р. Аргамджи. Снята записка первовосходителей (со стороны лед. Халси Сев.) – группа Д. Шорникова, лето 2003 г. Подъём из долины р. Аргамджи по моренам, далее по пологому, открытому, местами разорванному леднику. Перевальный взлёт короткий (около 100 м.), некрутой (до 20 гр.), сн.-лед., разорванный широкими трещинами, забитыми снегом. Подъём в связках около 40 мин. от цирка ледника. Седловина широкая, ясно выраженная, сн.-ос. Возможна ночёвка. Спуск на лед. Халси Сев. по крутому (до 40 гр.) сн.-ос. склону (100-150 м. высоты), далее по ровному закрытому леднику. .Спустились с перевала к лагерю за 15 мин. Наша группа затратила на подъем и спуск около 1,5 часов (от базового лагеря). Снаряжение. Зимой у каждого должны быть кошки, обвязки, верёвки, ледорубы - на всех обязательны. Опасности. Перевал может быть лавиноопасным с сев. стороны. Места ночевок.– на перевале и у его подножий.
Паспорт перевала Юленька >(Пограничный вост., 1Б, 3735м), первопрохождение 16.02.05 г. со стороны р. Аргамджи. Местонахождение. Перевал находится в хребте Южный Алтай (на границе РФ и КНР) между вершинами Табын-Богдо-Ола, 4082 и 3789, к востоку от пер. Пограничный, параллелен и аналогичен ему. Что соединяет: Соединяет левые истоки р. Аргамджи и лед. Халси Сев. (долина р. Сангадыр). Кем назван, когда и в честь чего. Назван московскими туристами группы С. Бездитко 16.02.2005 г., в связи с давним желанием Ю. Тилипенко побывать в этом районе.
Прохождение перевала группой. Группа туристов из МГКТ под рук. Бездитко С. поднялась на пер. Юленька 16.02.05 г. со стороны р. Аргамджи. Оставлена записка о первопрохождении. Подъём из верхнего цирка ледника по короткому (менее 100 м.) крутому (до 30 гр.) сн.-лед. склону. Подъём в кошках. Седловина широкая, лед.-ос. Возможна ночёвка. Спуск вдоль склонов ТБО в кошках по крутому (до 35 гр.) снежному кулуару (около 100 м. высоты), далее на лыжах по ровному закрытому леднику. Наша группа затратила на подъем из верхнего цирка л. Аргамджи 1 х/ч, спуск на лед. Халси Сев. около 0,5 х/часа. Снаряжение. Зимой у каждого должны быть кошки, обвязки, верёвки, ледорубы - на всех обязательны. Опасности. Перевал может быть лавиноопасным с сев. и юж. стороны. Места ночевок.– на перевале и у его подножий.
Паспорт перевала Именинников (2А, 3721 м), первовосхождение 20.02.05 г. и первопрохождение 21.02.05 г. Местонахождение. Перевал находится в хребте Монгольский Алтай (на границе МНР и КНР) между вершинами Снежная Церковь, 4073 и 3794. Что соединяет: Соединяет верховья правого (сев.) истока лед. Халси и правого (юж.) истока лед. Александры. Кем назван, когда и в честь чего. Назван московскими туристами группы С. Бездитко 21.02.2005 г., в связи с 40-летием С. Протасова и 30-тилетием Ю. Тилипенко.
Прохождение перевала группой. Группа туристов из МГКТ под рук. Бездитко С. радиально поднялась на пер. Именинников 20.02.05 г. со стороны лед. Халси для разведки. Подъём по пологому, закрытому, иногда разорванному лед. Халси до цирка под склонами в. 4073. Перевальный взлёт – крутой (30 гр., на коротких участках до 45 гр.) сн.-лед. кулуар в скальных стенах. Высота перевального взлёта более 200 м. Время подъёма около 2 часов. Седловина узкая, сн.-ск. Возможна ночёвка на ледовом бугре с монгольской стороны. Спуск на лед. Александры короткий, менее (50 м.) некрутой (15-20 гр.), разорванный сн.-лед. склон. Спуск пешком 10 мин., далее на лыжах по пологому, закрытому леднику, покрытому застругами. Снаряжение. Зимой у каждого должны быть кошки, обвязки, верёвки, ледорубы - на всех обязательны. Опасности. Перевал может быть камнепадоопасным с зап. стороны летом. В начале спуска на лед. Александры следует обходить бергшрунды и трещины под снегом. Места ночевок.– на перевале и у его подножий.
Паспорт перевала Слава Бурхану (Именинников Сев., 2А-2Б, 3710 м), первовосхождение 22.02.05 г. со стороны лед. Александры по варианту 1Б. Местонахождение. Перевал находится в хребте Монгольский Алтай (на границе МНР и КНР) между вершинами Снежная Церковь, 4073 и 3794, севернее пер. Именинников. (Параллелен и аналогичен ему, может рассматриваться как летний вариант его прохождения). Что соединяет: Соединяет верховья правого (сев.) истока лед. Халси и правого (юж.) истока лед. Александры. Кем назван, когда и в честь чего. Назван московскими туристами группы С. Бездитко 22.02.2005 г., в связи с подхалимской просьбой местному Божеству о хорошей погоде.
Прохождение перевала группой. Связка из группы туристов из МГКТ под рук. Бездитко С. радиально поднялась на пер. Слава Бурхану 22.02.05 г. со стороны лед. Александры для разведки. Подъём по пологому, закрытому, иногда разорванному лед. Александры до выхода на седловину. Определяющая сторона – западная. Представляет собой широкий лед. кулуар крутизной до 40-45 гр. и высотой около 200 м. Седловина узкая, глубокая, ск.-лед. Возможна ночёвка. На восток уходит короткий (менее 50 м.) некрутой (до 20 гр.) сн.-лед. склон, разорванный несколькими трещинами. В верхней части склона небольшой карниз. Спуск пешком 10 мин., далее на лыжах по пологому, закрытому леднику, покрытому застругами. Снаряжение. Зимой у каждого должны быть кошки, обвязки, верёвки, ледорубы - на всех обязательны. Опасности. Перевал может быть камнепадоопасным с зап. стороны летом. В начале спуска на лед. Александры следует обходить бергшрунды и трещины под снегом. Места ночевок.– на перевале и у его подножий.
Паспорт перевала Гранё (или что-то в этом роде, 2Б, 3660 м), зимнее первовосхождение со стороны лед. Александры (1Б) 22.02.05 г. Местонахождение. Перевал находится в хребте Монгольский Алтай к востоку от в. Снежная Церковь, 4073 между в. 4068 и и 3842, ближе к последней. Что соединяет: Соединяет верховья ледников Александры и Гранё. Кем назван, когда и в честь чего. Назван тульскими туристами группы С. Ульченко летом 2002 г.
Прохождение перевала группой. Связка из группы туристов из МГКТ под рук. Бездитко С. радиально поднялась на пер. Гранё 22.02.05 г. со стороны лед. Александры для разведки. То, что увидели мы, совершенно не соответствует описанию первопрохождения группы Ульченко, но других логических перевалов на этом участке хребта мы не увидели. На перевале обнаружен тур, однако записки в нём не было. Подъём со стороны лед. Александры по сн.-лед. склону с небольшими трещинами. Крутизна склона 15-20 гр., высота менее 100 м. Подъём в кошках. Время подъёма 0,5 х/ч. Седловина глубокая, сн.-ос., разделённая на 2 части ск.-ос. останцем высотой около 8-10 м. Возможна ночёвка на седловине. Более простой путь проходит через вост. седловину, здесь же стоит тур. Западная седловина выводит в странный ледовый желоб, спускающийся на лед. Гранё. Спуск полностью не просматривается, но особых проблем представлять не должен. Это не крутой террасированный сн.-лед. склон с большими, но редкими трещинами. Крутизна склона не более 20 гр., высота 100-150 м. По нашему мнению трудность перевала соответствует 1Б-2А к.т. и никак не более. Снаряжение. Зимой у каждого должны быть кошки, обвязки, верёвки, ледорубы - на всех обязательны. Опасности. Перевал может быть камнепадоопасным летом. Места ночевок.– на перевале и у его подножий.
Паспорт перевала 23 февраля (2А, 3720 м), первовосхождение радиально со стороны лед. Потанины-Мусен-Гол 23.02.05 г. Местонахождение. Перевал находится в хребте Монгольский Алтай восточнее в. 3962, между ней и в. 3760, ближе к последней. Что соединяет: Соединяет юж. исток лед. Потанина и сев. исток лед. Александры. Кем назван, когда и в честь чего. Назван московскими туристами группы С. Бездитко 23.02.2005 г.
Прохождение перевала группой. Связка из группы туристов МГКТ под рук. Бездитко С. радиально поднялась 23.02.05 г. на пер. 23 февраля со стороны лед. Потанина для разведки. Подъём из верхнего цирка лед. Потанина по сн.-лед. склону крутизной до 20-25 гр. (вверху на коротком участке до 45 гр.), разорванному 2 большими бергшрундами. Кошки, связки, попеременная страховка. Высота взлёта около 100 м. Время подъёма из цирка ледника чуть больше 0,5 х/ч. Седловина очень широкая, сн.-лед., на восточном краю небольшой ск.-ос. остров. Ночёвка возможна, но неудобна. Спуск на лед. Александры начинается от ск.-ос. острова и проходит по заснеженным осыпям крутизной до 30 гр., высотой до 200 м., или с центра седловины по сн.-лед., местами разорванному склону аналогичной крутизны и протяжённости. Снаряжение. Зимой у каждого должны быть кошки, обвязки, верёвки, ледорубы - на всех обязательны. Опасности. Перевал может быть лавиноопасным. Места ночевок.– на перевале и у его подножий. Паспорт траверса г. 4152 + пер. Затылок Найрамдала (Пограничный) (3986 м.), (зимнее п/п и первопрохождение траверсом, 3А) 24.02.05 г. Местонахождение. Вершина 4152 находится в хребте Монгольский Алтай южнее в. Найрамдал Вост., на границе МНР и КНР. Что соединяет: Соединяет лед. Потанина с лед Халси Центр. Кем назван, когда и в честь чего. Назван московскими туристами группы С. Бездитко 02.03.2003 г. после спуска с в. Найрамдал Вост.
Описание прохождения группой. Зимнее первопрохождение данного траверса совершено 24.02.05 г. группой московских туристов под руководством Бездитко С.В. Подъём на вершину по Ю.-В. гребню, спуск по С. гребню на пер. Затылок Найрамдала (Пограничный), оттуда спуск в баз. лагерь на лед. Потанины-Мусен-Гол. Выход на Ю.-В. гребень по крутому (40-45 гр.) сн.-лед. склону, разорванному несколькими бергами. Далее проходим ск.-ос. участок крутизной 45 гр. Дальнейший подъём по узкому сн.-лед. гребню крутизной до 35 гр. к предвершине и от неё по узкому ск.-лед. гребню к основной вершине. Записок в турах на вершине и предвершине не найдено. Спуск по С. гребню на пер. Затылок Найрамдала (Пограничный, 3986). Крутой (до 50 гр.) сн.-лед. склон. На китайскую сторону большие карнизы. Движение в связках с попеременной страховкой. Спуск в 3 такта. Седловина перевала широкая, сн.-ос. На китайскую сторону перевал обрывается ск. стеной, на монгольскую уходит некрутой лед. склон. Траверс вершины занял 2,5 часа, спуск с перевала до лагеря на лед. Потанина – 0,5 х/ч. Опасности. Может мешать сильный ветер, плохая видимость. Голый лёд заставляет страховаться на относительно пологих участках гребня. Снаряжение. Обязательно ледорубы, кошки, обвязки, жумары, карабины – у всех. На группу –40 м основной веревки (2-3), 10-15 ледобуров , айсбайль или молоток, ветрозащитные маски. Безопасность обеспечивается уверенной техникой движения в кошках по крутым склонам с ледорубом. Ночлеги можно организовать на седловине перевала Затылок Найрамдала, с которого наиболее удобный и простой вариант подъёма (2Б к.т.) на г. Найрамдал.
Паспорт перевала Дополнительный (1А, 3608 м), первопрохождение со стороны лед. Потанины-Мусен-Гол 24.02.05 г. Местонахождение. Перевал находится в хребте Монгольский Алтай, в Ю.-В. гребне в. Найрамдал к западу от отметки 3612. Самостоятельного значения не имеет, однако позволяет спуститься с Ю. истока лед. Потанина сразу под В. стену Найрамдала, минуя зону трещин и слияния, и не теряя высоты. Что соединяет: Соединяет юж. исток лед. Потанина и район В. стены Найрамдала. Кем назван, когда и в честь чего. Назван московскими туристами группы С. Бездитко 24.02.2005 г.
Прохождение перевала группой. Группа туристов из МГКТ под рук. Бездитко С. прошла 24.02.05 г. со стороны лед. Потанина в направлении урочища Найрамдлын-Оргил. Выход на перевал с Ю. истока лед. Потанина траверсом с небольшим набором по некрутому (до 15 гр.) сн.-лед. склону в обход зоны трещин. Седловина очень широкая, слабо выраженная, лед.-ос. Возможна ночёвка. Спуск короткий, менее 50 м. высоты, некрутой (15-20 гр.) ледовый склон, выводящий на лед. плато под В. стеной Найрамдала. Время прохождения чуть более 0,5 х/ч. Снаряжение. Зимой у каждого должны быть кошки, - на всех обязательны. Опасности. Нет. Места ночевок.– на перевале и у его подножий. Паспорт связки: пер. Потанина-Халси (4012 м.) + г. Табын-Богдо-Ола (4104 м.) (2А) Местонахождение. Вершина находится на стыке хребтов Южный Алтай, Монгольский Алтай и Сайлюгем. Стык границ России, МНР и КНР. Массив Табын-Богдо-Ола. Перевал находится в хребте Монгольский Алтай к югу от в. ТБО (4082-4104 м.) Что соединяет: Перевал соединяет верховья лед. Потанины-Мусен-Гол с лед. Халси Сев. Кем назван, когда и в честь чего: Перевал назван группой тульских туристов под руководством Миллера А.Э. 4.08.2002 г. в честь одного из исследователей Азии – Потанина Г.Н.
Описание прохождения группой. Зимнее первопрохождение данной связки совершено группой московских туристов под руководством Бездитко С.В.25.02.05 г. Из цирка под вост. склонами ТБО подъём на седловину к югу от вершины по сн.-лед. склону крутизной 15-20 гр., разорванному 2 широкими (3-4 м.) бергшрундами. Кошки, связки, попеременная страховка. Седловина широкая, слабо выраженная, лед.-ос. На седловине обнаруживаем тур, а в нём записку группы из г. Серпухова от 3 августа 2003 г. о том, что это пер. Потанина-Халси. По нашему мнению этот перевал находится ещё южнее, однако в условиях плохой погоды и ограниченной видимости проверить это предположение не представляется возможным. Подъём на вершину по широкому лед.-ос. ступенчатому гребню от седловины менее 20 мин. Вершина покатый ледовый купол с небольшой осыпной площадкой. В туре на вершине записки не обнаружено. Предпринимаем попытку спуска по С.-В. гребню на пер. Снежный. Туда ведёт крутой (до 40 гр.) лед. склон, разорванный несколькими трещинами. Из-за отсутствия видимости траверс не удаётся. Возвращаемся на вершину и спускаемся по своим следам. Общее время на траверсе – менее 2 х/ч. Группа шла только со снаряжением для траверса. Опасности. Может мешать сильный ветер, плохая видимость. Голый лёд заставляет страховаться на относительно пологих участках гребня. Снаряжение. Обязательно ледорубы, кошки, обвязки, жумары, карабины – у всех. На группу – 40 м основной веревки (2-3), 5 ледобуров, айсбайль или молоток, ветрозащитные маски. Безопасность обеспечивается уверенной техникой движения в кошках по крутым склонам с ледорубом. Ночлеги можно организовать на седловине перевала или у его подножий. Паспорт траверса: в. Русский Шатёр(4117 м.) + пер. Снежный(4044 м.) (2А, рад.) Местонахождение. Вершина находится на стыке хребтов Южный Алтай, Монгольский Алтай и Сайлюгем. Стык границ России, МНР и КНР. Массив Табын-Богдо-Ола. Перевал находится в хребте Монгольский Алтай к западу от в. Русский Шатёр. Что соединяет: Перевал соединяет верховья лед. Потанины-Мусен-Гол с лед. Аргамджи. Кем назван, когда и в честь чего:
Описание прохождения группой. Зимнее прохождение данного траверса совершено группой московских туристов под руководством Бездитко С.В. 25.02.05 г. Подъём из цирка у вост. склонов ТБО начинается по некрутому (15-20 гр.) лед. склону в направлении вершины. Ледник слегка разорван, движение в связках. Выше выходим на ос. склоны и по слабо выраженному ос. Ю.-В. ребру выходим на вершину. Вершина – огромное ос. поле. Тура не нашли. Спуск по пологому Ю.-З. ребру на пер. Снежный сначала по осыпям, потом по сн.-лед. гребню крутизной до 10-15 гр. Седловина перевала очень широкая, хорошо выраженная, ледовая. Возможна ночёвка. Тур на ос. островке ближе к склонам ТБО. Записки в туре нет. Спуск в Россию на лед. Аргамджи, по лед. склону крутизной 20-25 гр., слегка разорванному. Спуск в Монголию, на лед. Потанина, напрямую затруднителен – сильно разорванный ледник крутизной до 35 гр., полностью не просматривается. Спускаемся левым по ходу бортом ледника, вдоль Ю. ос. склонов в. 4117, в обход зоны трещин, далее напрямую в сн. цирк у подножия в. 4117 и ТБО. Общее время на траверсе – менее 2 х/ч. Группа шла только со снаряжением для траверса. Опасности. Может мешать сильный ветер, плохая видимость. Голый лёд заставляет страховаться на относительно пологих участках гребня. Снаряжение. Обязательно ледорубы, кошки, обвязки, жумары, карабины – у всех. На группу – 40 м основной веревки (2-3), 5 ледобуров, айсбайль или молоток, ветрозащитные маски. Безопасность обеспечивается уверенной техникой движения в кошках по крутым склонам с ледорубом. Ночлеги можно организовать на седловине перевала или у его подножий. Паспорт связки: пер. Халси Юж.(4100 м.) + пер. Халси Сев. (4150 м.) + в. 4192 (2Б, з/п/п, рад.) Местонахождение. Вершина находится в хребте Монгольский Алтай. Стык границ России, МНР и КНР. Массив Табын-Богдо-Ола. Перевалы находится в хребте Монгольский Алтай к югу от в. 4192 и к северу от в. Найрамдал. Что соединяет: Перевалы соединяет верховья лед. Потанины-Мусен-Гол с правым притоком лед. Халси. За счёт сложного, опасного и нелогичного спуска в КНР перевалы вряд-ли имеют самостоятельное значение. Кем назван, когда и в честь чего: Перевалы названы в августе 2003 г. группой Д. Шорникова при первопрохождении в связке с восхождением на в. 4192.
Описание прохождения группой. Зимнее прохождение данной связки совершено группой московских туристов под руководством Бездитко С.В. 25.02.05 г. Подход под перевал по некрутому 10-15 гр. леднику с частыми, но неширокими трещинами. Далее подъём на гребень около пер. Халси Юж. Сн.-лед. склон крутизной 45-50 гр. разорван широким бергшрундом. Переползаем его по снежному мосту крутизной до 60-70 гр., длиной около 10м. Перила. Выходим на широкую снежную седловину и по широкому ск.-сн.-лед. гребню траверсируем на пер. Халси Сев. и далее на вершину. Тура на вершине нет. На перевалах в турах записок нет, свои записки не оставляем из-за ураганного ветра. Гребень крутизной до 30 гр., движение в связках, кошки. Обратный путь по своим следам до пер. Халси Сев., откуда на лед. Потанина по крутому 45-50 гр., на коротком участке до 70 гр. сн.-лед. склону, разорванному широким бергшрундом. Преодолеваем его по обломкам снежного моста, с попеременной страховкой и выходим на ледник. Время от начала подъёма на Халси Юж. до спуска с Халси Сев. около 3 х/ч. Группа шла только со снаряжением для траверса. Опасности. Может мешать сильнейший ветер со стороны КНР, плохая видимость. Голый лёд заставляет страховаться на относительно пологих участках гребня. Снаряжение. Обязательно ледорубы, кошки, обвязки, жумары, карабины – у всех. На группу – 40 м основной веревки (2-3), 5 ледобуров, айсбайль или молоток, ветрозащитные маски. Безопасность обеспечивается уверенной техникой движения в кошках по крутым склонам с ледорубом. Ночлеги можно организовать на седловине перевалов или у его подножий.
Паспорт перевала Потанина-Аргамджи (1Б, 3733 м), зимнее первопрохождение со стороны лед. Потанины-Мусен-Гол 26.02.05 г. Местонахождение. Перевал находится в хребте Сайлюгем, между в. Терра, 4027 м. и 3901 м., Городов Героев. Что соединяет: Соединяет верховья лед. Потанины-Мусен-Гол и ледник в истоках р. Аргамджи Центр. Кем назван, когда и в честь чего: Ю. Братковым летом 1996 г. (?).
Прохождение перевала группой. Зимнее первопрохождение совершено группой московских туристов под руководством Бездитко С.В. 26.02.05 г. Подход к перевалу по открытому, весьма разорванному лед. Потанина. Подъём на перевал по короткому (менее 100 м. высоты) лед.-фирн. склону крутизной до 15-20 гр. Выход на седловину крутизной до 20 гр. Седловина очень широкая, ярко выраженная, лед-ос. Тур на осыпи в центре. Спуск по крутому до 30 гр. лед. склону, разорванному длинным бергшрундом, забитым снегом. Дальнейший спуск по некрутому, ниже закрытому леднику, потом по моренам вдоль русла ручья. Снаряжение. Зимой у каждого должны быть кошки, - на всех обязательны. Опасности. Нет. Места ночевок.– на перевале и у его подножий.
Паспорт связки перевалов: Карабулак (2955 м.) + пер.2750 (1А) зимнее первопрохождение со стороны урочища Карабулак 03.03.05 г. Местонахождение. Перевал Карабулак (1А) находится на плоскогорье Укок, к Ю.-З. от в. 3077. Что соединяет: Пер. Карабулак соединяет р. Карабулак и р. Байжигит (правые притоки р. Ак-Алаха). Также с пер. Карабулак возможен спуск на пер. 2750 (н/к), соединяющий р. Байжигит и р. Судабай (левый приток р. Жасатер). Кем назван, когда и в честь чего: местными жителями и группой Бездитко С. 03.03.05 г.
Прохождение перевала группой. Зимнее первопрохождение совершено группой московских туристов под руководством Бездитко С.В. 03.03.05 г. Подъём из верхнего цирка под склонами в. 3077 на широкую, слабо выраженную седловину перевала по пологому (10-15 гр.) короткому (менее 50 м. высота) снежному склону. Подъём занял около 0,5 х/ч. С перевала замечательный вид на г. Найрамдал, г. Белуха и Ю.-Чуйские белки. Седловина широкая, снежная. Записок в турах не обнаружено. Спуск в долину р. Байжигит затруднён небольшим карнизом на коротком крутом снежном склоне. Уходим траверсом крутого (25-30 гр.) сн.-ос. северного склона в. 3077, далее спускаемся на широкую сн.-трав. седловину пер. 2750. С перевала спускаемся в долину р. Судабай по широким снежным террасам крутизной 10-15 гр. Дальнейший спуск по р. Судабай затруднён многочисленными завалами в русле ручья. Снаряжение. Зимой у каждого должны быть кошки, - на всех обязательны. Опасности. Нет. Места ночевок.– на перевале и у его подножий.
Группой пройден ещё один интересный 23-дневный лыжно-горный спортивный маршрут по Южному Алтаю как зимний маршрут – первопрохождение. Впервые лыжный маршрут замкнул кольцом вершину Найрамдал в горном узле Табын-Бóгдо-Óла за пределами границ РФ. Впервые в зимнем походе совершены восхождения на вершины 4152 и 4192 м. горного узла Табын-Бóгдо-Óла. Впервые, по нашим сведениям, лыжная группа с полным весом и за небольшой срок сумела подойти к горному узлу Табын-Бóгдо-Óла, преодолев (спелеологическим образом) не хоженый ранее перелаз «Подгорный» высотой около 3000 метров. Таким образом, мы доказали, что зимой с территории России можно (и нужно!) осваивать глубинные участки Монгольского Алтая. Может быть, это самый важный, стратегический результат нашего похода. Мы сказали этим горам: “До свиданья”. Но в дальнейшем мы планируем проведение ещё двух походов на территории Монголии в 200-300 километрах южнее границы в массивах скопления четырёхтысячников Мунх-Хайрхан, 4362 м. и Цаст-Ула, 4208 м. Целеустремлённая реализация группой заявленных, достаточно амбициозных, планов привела к тому, что маршрут получился достаточно серьёзным и интересным, сложным комплексно, весьма впечатляющим по самым разным критериям. Техническая сложность. Группой пройдено 14 категорированных препятствий, набор категорий которых (3А альпинистская -1, 2Б -1, 2А -4, 1Б – 5, 1А -3) приближается к горному походу 5 категории сложности. Около 72 километров в кольце группа прошла на высоте более 3000 метров. Общий перепад высот в14 километров за 23 дня, также соответствует скорее горному походу. Оборотная сторона технически насыщенных походов – низкий километраж. Так, по погодным условиям наша группа не добрала 15 километров до положенных в лыжной шестерке нормативов в 270 км., хотя у нас при этом был значительный технический перебор по преодолённым препятствиям. Часть препятствий не пошла в зачет. Но, не выполненные в полной мере заявленные планы не позволяют нам назвать этот маршрут походом 6 к.с., хотя это и можно сделать по критериям оценки походов 6 к.с. Поэтому, будучи честными перед собой, мы оценили наше мероприятие как лыжно-горный поход 5 к.с. с элементами 6 к.с. Но при этом мы просим учесть других туристов, что наш маршрут далеко выходит за рамки походов 5 к.с. и рекомендовать его можно только лишь специально подготовленным группам туристов с горным уклоном. Такова уж специфика данного района, а не наш субъективный взгляд. Изредка мы встречали людей. Хочется поблагодарить пограничников заставы “Аргамджа” и «Джазатор», и особенно, население на российской территории Алтая за оказанный нам тёплый приём. Это существенно помогало в борьбе с холодовой усталостью, ведь температура была стабильно низкой: утро -25 -30С, день -15С, вечер -20-30С в среднем за 23 дня похода. На погранзаставе перед выездом в пос. Кош-Агач руководитель группы был официально предупреждён с составлением протокола за нарушение административного законодательства о просрочке в 2 дня при пребывании в погранзоне. Обращаем внимание, что по местному законодательству значительная часть территории Республики Алтай отнесена к пограничной зоне, что требует получения разрешения на её посещение в погранотряде. При этом проезд по Чуйскому тракту не требует такого разрешения. С точки зрения группы, маршрут даёт целостное представление о характере гор Южного Алтая и вызывает желание заглянуть за горизонт, ещё дальше на юг. Повторяем, что данный маршрут превышает эталон походов пятой категории сложности, поэтому он может быть рекомендован только очень сильным группам с горным опытом. В настоящем отчёте приведены некоторые новые сведения по району путешествия, в частности о совершённых нашей группой первопрохождениях интересных перевалов и вершин, а также тех участков маршрута, описания которых до настоящего момента отсутствовали в должном объёме в отчётах туристских библиотек МГЦТК и ТССР. По этим данным составлен новый классификатор пройденных перевалов и вершин в массиве Табын-Богдо-Ола. По итогам наших двух походов в данном массиве написана статья для сборника «Ветер странствий», которая помещена на сайты альпклуба им. Демченкои и клуба «Вестра», а также на сайт http://www.mountain.ru/. Также написана статья для сайта турклуба МАИ. Прохождение этого сложного лыжного маршрута подтвердило качество предпоходной подготовки всех участников и снаряжения. Успехи нашего путешествия, в определённой степени, были предопределены следующими его особенностями: · исключительно сильный, опытный и схоженный состав. · использование передовых концепций в области тактического построения маршрута и при его прохождении, а также выбор оптимальной экипировки · хороший картографический материал · серьёзное изучение туристской литературы по району путешествия
К недостаткам осуществлённого мероприятия можно отнести: · традиционное отсутствие спонсора и серьёзных деловых предложений по сотрудничеству со стороны каких-либо сторонних организаций · малое количество участников с высокой одновременно горной и лыжной подготовкой. Группам, планирующим маршруты в горном узле Табын-Бóгдо-Óла, рекомендуем посмотреть наши видеоматериалы, копии которых имеются у всех участников настоящего путешествия. Проведена общественно-полезная работа по пропаганде здорового образа жизни в форме туризма. В Алтайский погранотряд выслана бандероль с пособиями по обучению горной технике. Планируется участие в чемпионатах Москвы и России. Мы желаем туристам и альпинистам радости от общения с этими благословенными уголками Алтая.
1. Алтайский край / Сост. Г.М.Егоров. – М.: Профиздат, 1987. – 264 с. – (Туристские районы СССР). 2. Арефьев В.Е., Мухаметов Р.М. На ледниках Алтая и Саян, Барнаул, 1996 3. Горный Алтай / под редакцией В.С. Ревякина, изд-во Томского университета, 1971 4. Казакова Е.А. К вершинам Алтая, М., 1955 5. Камбалов Н.А. Исследователи Алтая, Барнаул, 1956 6. Отчёты библиотеки МГЦТК: (Южно и Северо-Чуйские
белки) 7. Отчёты библиотеки ТСС: 471 (Бeкетов, 1998, 6Л) 700 (Ульченко, 2000, 6П) 894 (Черник, 2002, 6В) 921 (Ульченко, 2002, 6П)8. Певцов М.В. Путешествие по Китаю и Монголии, М.: Государственное издательство географической литературы, 1951 9. Потанин Г.Н. Путешествия по Монголии, М.: Государственное издательство географической литературы, 1948 10. “Русский турист”/ нормативные Акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг., вып. 7, М.: 2001.- с. 44-46. 11. Сапожников В.В. По Русскому и Монгольскому Алтаю, М.: Государственное издательство географической литературы, 1949. – 579 с. 12. Селивёрстов Ю.П. Белое безмолвие /статья в журнале “Живописная Россия”, № 1, январь-февраль 2002 г. – с. 32-34. 13. Тронов Б.В. Каталог ледников Алтая, изв. ГГО, т.57, вып.2, 1925 14. Тронов М.В. Очерки оледенения Алтая, М.: Государственное издательство географической литературы, 1949 15. Тронов М.В. Восхождение на Белуху, Труды ледниковых экспедиций, вып.6, 1936 16. Троновы Б. и М. Восхождение на Белуху, Землеведение, кн. 4, 1915 17. Троновы Б. и М. Исследования в Южном Алтае - краткое сообщение о поездках на Алтай в 1912-16 гг., изв. ТГУ, т.24, Томск, 1924 18. Чихачёв П.А. Путешествия в Восточный Алтай, М.: Главная редакция восточной литературы, 1974
10.1. Перевальные записки
Перевал Пограничный (1Б, 3695 м., рад., з/п/п) В туре на этом перевале мы обнаружили записку группы Д. Шорникова из Уфимского турклуба «Урал» о первопрохождении перевала 21.07.2003 г. Перевал Затылок Найрамдала (Пограничный) (3А*, 3986 м.) В полуразрушенном ветрами туре на перевале мы обнаружили свою упаковку-пакет Раскладка.ру без записки, оставили в этом же пакете свою записку. Вершина Русский Шатёр (2А, 4117 м.) Тура в тумане не нашли. Перевал Снежный (2А, 4044 м.) В туре на этом перевале мы записки не обнаружили, оставили свою. Вершина Табын-Бóгдо-Óла (2А, 4082 м.) В туре на этом перевале мы записки не обнаружили, оставили свою. Перевал Потанина-Халси (2А, 4012 м., з/п/п) Перевал Потанина-Аргамджи (1Б, 3733 м., з/п/п) В туре на этих 2 перевалах мы обнаружили 2 бланка записок из ПТК «Путник» г. Серпухов от 3 и 2 августа 2003 г., рук. Кириллин Л.Е. Других записок в турах, особенно на вершинах 4152 и 4192 , мы, как ни странно, не обнаружили, оставили свои записки, или сложили новые туры.
10.2. Перечень использованных картографических
материалов
§ Карты масштаба 1: 500 000, издание 1987 г.: · М-45-Б (Акташ) · М-45-Г (Улэгей) § Карты масштаба 1: 200 000, издание 1989 г.: · М 45 ХVI, · М 45 ХХII, · М 45 ХХIII, · М 45 ХХVIII (Аргамджи). Все карты помещены на CD-диск, прилагаемый к отчёту. С помощью
пакета OziExplorer v.3.95.2 на карты нанесены: нитка маршрута, места
ночёвок, перевалы, вершины, точки, определённые на маршруте с
помощью GPS. Более подробно об этом – в приложении 10.13. “Работа с
GPS”. С помощью этого же пакета по картам просчитана точная
протяжённость маршрута, указанная в разделе “4. График движения”.
10.3. Адреса для справок и
консультаций
· Алтайский погранотряд: 659783 республика Алтай, Улаганский район, посёлок Акташ, в/ч 2080, командиру · Алтайский ПСО: г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, д. 26, кв. 2. Тел. 8-(388-22)-2-29-14 · Бездитко Сергей Васильевич: д.т. 8-(095)-124-97-26, м.т. 8-910-474-36-59.(bezditko@mail.ru) · Бeкетов Константин.( mail@kandid.ru) · Братков Юрий. р.т. 8-(095)-298-20-89 · Всероссийская библиотека отчётов: http://www.tourism.ru/ · Западно-сибирская региональная ПСС: 656016, г. Барнаул, ул. Микронная, д. 137. Тел. 8-(385-2)-43-60-09. Начальник Зюков Виктор Владимирович, заместитель начальника Дракин Георгий Валентинович, главный бухгалтер Акулова Надежда Дмитриевна · Московский городской центральный туристский клуб (МГЦТК): 109004 г. Москва, ул. Большая Коммунистическая, д. 17. Для телеграмм: "Москва Ж-4 Турклуб Рязанскому" · Обиденый Георий Валентинович: 125239 г. Москва, бульвар матроса Железняка, д. 13, кв. 34. д.т. 8-(095)-159-99-07 · Туристическая фирма “Алтурс”: г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 89. Тел. 8-(385-2)-23-16-98, 8-(385-2)-23-03-69. Руководитель Колчевников Михаил Юрьевич, д.т. 8-(385-2)-51-71-19. (трагически погиб при сплаве летом 2005 г.) · Туристическая фирма ООО «БийскАлтайТур», телефоны: (3854) 233111, 719600(диспетчер).E-mail: ivan@mail.biysk.ru bialtur@mail.biysk.ru . Руководитель – Замчалов Иван Юрьевич. · Туристско-спортивный союз России (ТССР): г. Москва, Студёный проезд, д. 7. Тел. 8-(095)-478-63-02.(tourism.sport.union@mtu-net.ru) · Черник Сергей Иванович. р.т. 8-(095)-729-50-55
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||