Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технический отчет
о лыжном путешествии 6 к.с., совершённом в феврале-марте 2005 года по горному узлу Табын-Бóгдо-Óла (хребтам южного Алтая)
6. Определение категории фактически пройденного маршрута Как уже было сказано выше, многое в пройденном группой маршруте в лыжной практике было сделано впервые. В связи с этим представляется интересным определить категорию маршрута по Методике, предложенной в переработанном виде в “Нормативных Актах по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2005-2009 гг.”, с одной стороны, и дать оценку самой Методики на примере нашего маршрута, с другой. Предлагаемая методика предназначена для оценки категории сложности лыжных маршрутов и может применяться при подготовке к походу, выпуске МКК группы на маршрут, составлении отчета о совершенном походе и его зачете, при уточнении «Перечня эталонных лыжных маршрутов», судействе чемпионатов по туризму и т.п. Распространяется на лыжные маршруты, проводимые только на территории материков, островов и прибрежных районов. Для маршрутов проходящих по ледовым участкам, имеющим трещины, разводья и поля торошения, категорирование проводится полномочной МКК путём экспертной оценки. Суть методики, заключается в оценке категории сложности маршрута, адекватной величиной, названной эквивалентной протяженностью (ЭП), определяемой по совокупности трех параметров: а) протяженности маршрута П (км), б) общего перепада высот В (км) и в) работы Т, затраченной на преодоление локальных препятствий (ЛП) и оцениваемой в баллах, пропорциональных протяженности (1 балл = 1 км). Объединим параметры В и Т в один, условно назвав его «технической суммой» (ТС), получим: ТС = В + Т (1) Таким образом, считаем ТС величиной, соответствующей пути, который можно было бы пройти, затратив на линейное перемещение работу, фактически затраченную на преодоление перепадов высот и локальных препятствий. Следовательно, величина эквивалентной протяженности (ЭП) любого маршрута в общем виде определяется выражением: ЭП = П + К х ТС = П + 5 х (B + Т) (2) где: К - эмпирический коэффициент, пропорциональный «потери» потенциального линейного перемещения при преодолении каждого километра перепада высот (вверх или вниз) или прохождения различных ЛП. Принимаем К = 5. Например: по табл.2, препятствие, имеющее трудность 2А, оценивается в 6 баллов, следовательно, преодоление этого ЛП эквивалентно 30 км линейного перемещения (К х Т = 5 х 6 = 30 км). Дальнейшие рассуждения проводим, приняв постулат о том, что диапазон ЭП одинаков для маршрутов равной категории сложности проводимых в различных географических районах (см. таблицу 5).
Последовательность определения сложности маршрута Оценка категории сложности маршрута проводится в следующей последовательности (при этом, необходимо учитывать требования и ограничения к маршрутам различных категорий сложности, которые приведены в Таблицах 1…4, п. 5 и 10): 1. Определяем протяженность маршрута П = кД, где: к - коэффициент, зависящий от рельефа местности и масштаба карты (для карт масштаба 1 см = 1 км, для районов с Т > 0 - величина к = 1.2, а для районов с Т = 0 – к = 1,1) Д - длина маршрута по карте. 2. В соответствии с величинами протяженности П и продолжительности t категорируемого маршрута (см. пп. 1 и 2, табл. 1) ориентировочно определяем его категорию сложности. 3. Построив высотный график маршрута, определяем суммарный перепад высот В на маршруте. Величину В необходимо подсчитывать включая все подъёмы и спуски, а затем суммировать (при этом перепады высот менее 100м не учитываются): В = SВi (3) 4. Составляем перечень всех локальных препятствий пройденных на маршруте и, проверяем соответствие их количества и сложности заявленному маршруту (см. таблицы 1 и 2). 5. С помощью табл. 2 и 3 определяем количество баллов за совершенную работу Т по преодолению зачетных ЛП на маршруте. При этом необходимо соблюдать следующие требования: 5.1. В зачет идут только те виды препятствий (классические), которые даны в Таблицах 3 и 4. Для ЛП других видов, по согласованию с МКК, их оценка проводится путём сравнения с классическими ЛП из Таблиц 3 и 4. С учётом опыта группы допускается включение в нитку маршрута других комбинаций ЛП, чем указанных в Таблице 2. При этом, допускается замена простых ЛП более сложными, но одно на одно. Например: в маршруте V к.с. можно заменить один перевал 2А одним перевалом 2Б, но не вместо двух перевалов 1Б включать один 2Б. 5.2. Категория трудности связки перевалов или перевала с односторонним прохождением оценивается по совокупности участков подъема и спуска как один перевал, при этом участок траверса (если он есть) оценивается отдельно. Если траверс хребта или прохождение связки перевалов включает восхождение на вершину, то при категорировании маршрута в зачет идет только одно, максимальное препятствие: траверс или вершина. Причём трудность вершины оценивается не от подножья (как при отдельном восхождении), а от одной перевальной седловины - начала подъема, до другой перевальной седловины - окончания спуска с вершины на линию хребта. При зачете восхождения на вершину от подножья, независимо от пути спуска, дается одна оценка в баллах, за восхождение, сложность которого определяется набором препятствий маршрута восхождения. При этом баллы за перевальные седловины и участок хребта между ними (если он есть) отдельно не учитываются. При значительном удлинении протяженности траверса, (свыше 9-10 км), без изменения характера технической работы на маршруте, допускается разбить траверс на участки с раздельной оценкой каждого из них, без увеличения категории сложности траверса. При этом делается запись: длинный траверс 1А+1Б(но не 2А), или 1А+1А(но не 1Б), или 1А+ 2А( но не 2Б), при условии, что каждая из составляющих соответствует критериям табл.5. Траверсы, включенные в альпинистские классификаторы берутся без изменения их категории. 5.3. При радиальных выходах перепад высот на подъёмах и спусках засчитывается полностью, а пройденный путь только в одну сторону. 6. Подсчитываем суммарную величину работы, затраченной на преодоление ЛП маршрута: Т = å Тi ≥ Тmin (4) 7. Проводим подсчет величины фактической «технической суммы»: ТС = В + Т ≥ ТСmin (5) 8. Сравниваем полученные значения Т и ТС с их минимальными значениями (п.4 и 6, Таблицы 1) для заявленной категории сложности маршрута. 9. Определяем фактическую величину эквивалентной протяженности маршрута ЭП (форм.2). 10. Сравниваем полученную величину эквивалентной протяженности маршрута ЭП с ЭП min, соответствующей заявленной категории сложности (п.7. Таблицы 1) и определяем фактическую категорию сложности пройденного маршрута.
При этом могут возникнуть следующие ситуации: 10.1. Полученные значения параметров маршрута соответствуют предъявляемым к нему требованиям - маршруту присваивается соответствующая категория сложности. 10.2. Параметр Т набрал меньшее количество баллов, чем это требуется для ориентировочно выбранной категории сложности маршрута. В этом случае маршруту присваивается категория, соответствующая баллам набранной величины Т. Исключение составляют районы, где отсутствуют ЛП (Т = 0). В этом случае, протяженность маршрута должна быть не менее величины ЭП min = П (см. п.7б. Таблицы 1). 10.3. Маршрут не удовлетворяет одновременно требованиям пп. 1…7 (Таблицы 1). При этом он классифицируется как маршрут меньшей категории сложности с элементами маршрута заявленной категории сложности, если они имеются. Например: заявив маршрут V к.с., группа прошла всё, кроме одного радиального ЛП трудностью 2А из двух заявленных - маршруту присваивается IV к.с. (с элементами V к.с.). 10.4. Для районов (типа Полярного или Приполярного Урала), где чередуются участки с Т ( 0 и Т = 0, а участки с Т = 0 составляют больше 30% протяжённости маршрута, суммарная величина ЭП min будет складываться из величин: ЭПmin = ЭП min Т (0) + ЭП min (Т = 0) (6) взятых пропорционально доли их протяжённости и определённых по таблице 1. 11. При оценке маршрута, необходимо дополнительно соблюдать следующие условия: 11.1. Допускаемое количество препятствий лыжного маршрута и соотношение сквозного их прохождения или во время радиальных выходов, должно соответствовать Таблице 2. 11.2. Только одно радиальное восхождение на вершину, перевал (включая траверс) или радиальное прохождение ледопада может быть зачтено в качестве ЛП каждой категории трудности, при этом на маршруте должно быть преодолено в режиме «сквозного прохождения» не менее сложное по трудности ЛП. Зачётное количество радиально преодолённых ЛП (по определяющей их трудность стороне) для маршрутов различных категорий сложности приведено в п.4 Таблицы 1. Радиальные выходы идут в зачёт только участвующим в них членам группы. 11.3. Допускается построение маршрута по линейно-кольцевой схеме. При этом колец может быть не более двух. Продолжительность каждого кольца может составлять от двух до пяти дней, при этом их суммарная протяжённость не должна превышать 40% от минимальной нормативной протяжённости маршрута заявленной категории сложности, а общее количество ЛП на этих кольцах не может превышать 2/3 от минимального количества ЛП, определяющих категорию сложности маршрута. 11.4. Верхней границей нормальной продолжительности похода заявленной категории сложности (tн), является минимальная продолжительность похода следующей, более высокой категории сложности (см. п.1 Таблицы 1 для маршрутов VI к.с. рекомендуется принимать tн = 24 дням). Для маршрутов начиная с IV к.с., при увеличении продолжительности похода больше нормальной (t > tн), необходимо увеличить соответствующее значение ЭПmin на величину ЭПл, равную произведению «лишних ходовых дней» на указанную в п.8 таблицы 1 протяженность дневного перехода (п). Увеличение протяжённости маршрута за счёт ЭПл, не переводит его в более высокую категорию сложности. При определении ЭПл берутся следующие величины протяженности дневного перехода для походов различной категории сложности а) при Т > 0, для маршрутов: 4 к.с.- 18 км 5 к.с. - 16 км и 6 к.с - 14 км б) при Т = 0, для маршрутов: 4 к.с… 6 к.с. - 26 км. Например: при ТС =0, для маршрута Vк.с. пройденном за 23 дня ЭПmin.ф = 390+3х26 = 468км 11.5. При проведении походов в конкретных районах, их категория сложности не может превышать максимально возможную категорию сложности для данного района (см. Таблицу 5) 11.6. Маршрут, проходящий в районе, не включенном в Таблицу 5, предварительно оценивается полномочной МКК как первопрохождение, с предъявлением к группе и руководителю соответствующих требований, а его категория сложности уточняется после рассмотрения отчета. 11.7. Для походов, проводимых в периоды, когда продолжительность светлого времени суток (максимального на маршруте) была меньше (равна) 6 часам, значения ЭПmin могут снижаться выпускающей МКК на 25 % 11.8. Если величина ЭП находится в интервале ЭПmax предыдущей и ЭПmin последующей (более высокой) категории сложности (или содержит ЛП характерные для более высоких категорий сложности), то такой маршрут оценивается предыдущей (более низкой) категорией, с элементами более высокой категории.
Таблица 1. Сводная таблица параметров маршрута
* - требуемый набор сложности ЛП смотри в таблице 2 ** - по согласованию с выпускающей МКК, учитывая опыт группы *** - носит ориентировочный характер
Таблица 2. Допускаемое количество препятствий лыжного маршрута для районов, где Т > 0
* - по согласованию с выпускающей МКК, учитывая опыт группы Таблица 3. Оценка классических локальных препятствий ( баллы )
* - включение более сложных ЛП разрешает и оценивает полномочная МКК ** - при невозможности более простого обхода - см. Таблицу 4, засчитываются только при сквозном прохождении, а при радиальных выходах на 1 балл меньше. Входящие в каньон ледопады оцениваются в совокупности с каньоном, а если ледопад является отдельным ЛП, то его сложность оценивается по аналогии, как элемент каньона.
Таблица 4. Оценка трудности ледопадов, каньонов и траверсов
* - для всех категорированных ЛП с учётом их сложности обязательно наличие: кошек, страховочных поясов (систем), карабинов, спусковых устройств, жумаров, верёвок, ледобуров и самосбросов
Таблица 5. Максимальные категории сложности лыжных маршрутов в различных районах
Следует отметить, что планирование маршрутов IV-VI категории сложности с Т< 0 или сочетающих участки с Т< 0 и Т> 0 разрешается только в районах, где многодневное пребывание (больше 10 дней непрерывно) в безлесной зоне вызвано объективной необходимостью. К ним относятся только арктические и горно-тундровые районы, а именно: - «пограничные» зоны тундры и лесотундры (типа стыка Приполярного и Полярного Урала и т.п.) - некоторые участки Приполярного Урала, Якутии, Чукотки, Камчатки, Восточного Алтая, Тувы Восточного Саяна и т.п. - Закавказье, Путораны, Памир и т.п. при прохождении безлесья ( дней непрерывно).
Пример 3. Оценить, соответствует ли пройденный группой по запасному варианту маршрут в Восточном Саяне, заявленной 5 к.с. Характеристики маршрута: П = 240 км, t = 19 дней, перепад высот В = 15 км, число ЛП = 6 (1А-1, 1Б-3, 2А-2), ТС > 0. 1. Соответствие минимальной протяженности: П = 240 км = П min 2. Соответствие минимальному количеству ЛП: ЛП = 6 = ЛП min (1Б заменяет 1А) 3. Совершенная работа: Т = (1х2) + (3х4) + (2х6) = 26 баллов 4. Соответствие минимальной технической сумме: ТС = ( В + Т ) = ( 15 + 26 ) = 41 > ТС min = 33 балла 5. «лишних дней» нет 6. Эквивалентная протяженность маршрута: ЭП = П + 5 х ТС = 240 + 5 х 41 = 445км > ЭП min = 400 км Вывод: по всем параметрам маршрут может быть классифицирован как маршрут 5 к.с.
Рекомендации по применению методики для судейства соревнований по походам Методика может применяться для судейства соревнований по лыжным походам как отдельно по категориям сложности, так и в абсолютном классе. Появляются возможности: 1.Определив фактическую величину ЭП получить конкретный параметр для оценки критерия «Сложность» маршрута: ΔЭП = ЭП - ЭП min (7) 2. Получить аналогичный параметр для чёткой оценки критерия «Напряжённость» маршрута: Н = ЭП / t
Таблица 6.1.
Оценить, соответствует ли пройденный группой по основному варианту маршрут в массиве Табын-Богдо-Ола в горах Южного Алтая, заявленной 6 к.с. Характеристики маршрута: П = 230 км, t = 23 дня, перепад высот В = 14 км, число ЛП = 15 (1А-3, 1Б-5, 2А-4, 2Б-1, 3А-1), ТС > 0. 1. Соответствие минимальной протяженности: П = 255 км меньшеП min в 270 км для 6 к.с. 2. Соответствие минимальному количеству ЛП: ЛП = 15, что больше ЛП min (11+) для 6 к.с. 3. Совершенная работа: Т = 59 баллов (см. таблицу 6.1) 4. Соответствие минимальной технической сумме: ТС = ( В + Т ) = ( 14 + 59 ) = 73 > ТС min = 63 балла для похода 6 к.с. 5. Продолжительность похода – 23 дня, вместо 24 дней для похода 6 к.с. 6. Эквивалентная протяженность маршрута: ЭП = П + 5 х ТС = 255 + 5 х 73 = 255 + 365 = 620 км > ЭП min = 580 км для похода 6 к.с.
Вывод: - по всем параметрам маршрут может быть классифицирован как маршрут 5 к.с. с элементами 6 к.с. (с учётом недобора в километраже, но перебора в технической сложности, хотя и без полного выполнения намеченного набора препятствий).
Эпиграф: «Ждать погоды лучше
Маршрут состоял из трёх частей. Первая (“заброска”) представляла собой заход по кратчайшему пути из посёлка Кош-Агач в район погранзаставы “Аргамджа”. Вторая (основная) часть – это кольцо в горном узле Табын-Бóгдо-Óла. Третья и заключительная (“отход на север”) состояла в выходе от границы России к пос. Джазатор, по кратчайшему и простейшему пути. Напомним, что категории перевалов и траверсов указаны туристские, а категории вершин – альпинистские.
a. Участок 1:
пос. Кош-Агач – шоссе “Кош-Агач – Джазатор” - рудник “Тёплый Ключ”–– перелаз-шахта Подгорная (н/к, 2850, п/п) – р. Калгуты – погранзастава “Аргамджа”
Дни –2, -1, 0 Поезд Москва-Бийск
10.02.05
События дня в хронологическом порядке: Выход в 13-00. Переменная облачность, местами снег. Температура днём – 15 гр., вечером – 27 гр.
Основным
препятствием оказался подъём со 2 на 3 горизонт выработки по
крутонаклонному штреку (крутизна 35-45 гр., перепад высот 60 м.,
весьма узкий и пыльный лаз, снабжённый деревянными поручнями и
кое-где ступенями (ф.2)).
В верхней горизонтальной галерее (ф.3) нам провели экскурсию по шахте с демонстрацией вольфрамово-молибденовой руды в окружении бериллов и потрясающих ледовых кристаллов. Далее челночим барахло по широкой, залитой льдом галерее ещё 700 м. до выхода на высоте 2820 м. в верховьях р. Калгуты. (ф.4) Под землёй мы находились примерно 1,5 часа. После отдыха на солнышке и прощания с шахтёрами (уж не знаем, кто кому доставил больше удовольствия) мы впрягаемся в санки и начинаем спуск в долину р. Калгуты.
Итого: х/ч – 4 км. – 13.
11.02.05
События дня в хронологическом порядке: Переменная облачность. Температура утром -25 гр., днём на солнце -10 гр., вечером -27 гр.
Ниже река покрывается мокрой наледью (ф.6), по левому берегу идёт дорога на погранзаставу Аргамджа, хорошо накатанная тяжёлой колёсной техникой. Переходим реку и идём по дороге, кто на лыжах, кто пешком. До дороги – 2 х/ч, по дороге – 2,5 х/ч. Встали на ночёвку прямо на льду реки, около дороги. Итого: х/ч – 4,5 км. – 14.
12.02.05
События дня в хронологическом порядке: Солнечно, ветрено. Температура утром -17 гр., днём на солнце -14 гр., вечером не мерили. Выход в 10-40. Продолжаем движение по дороге вниз по долине р. Калгуты. Дорога идёт сначала левым, потом переходит на правый берег. Через 3,5 ч. подходим к погранзаставе Аргамджа. Здесь долгий обед, ремонт, проверка документов и регистрация в погранзоне. С обеда уходим уже около 18-00, светового времени остаётся чуть больше часа. По этой причине принимаем решение сегодня не переходить на левый борт долины Калгуты, а ночевать в коше на правом берегу, чуть западнее погранзаставы. Идем по дороге правого берега. Дорога почти бесснежная, шуршим санками по камням. Скоро подходим к развилке – левая дорога идёт по долине реки и, возможно, выходит на дорогу к заставе Бертек. Правая идёт склоном долины и впоследствии уходит на седловину в правом отроге. Перед подъёмом уходим с дороги, и к кошу выходим по натоптанной стадом тропе. От погранзаставы чуть более 1 х/ч. В коше нам предоставляют ночлег, а так же ужин. Засыпаем в тепле и сытости. Итого: км. – 15 х/ч – 4,5.
13.02.05
События дня в хронологическом порядке: Солнечно, ветрено. Температура утром -23 гр., вечером -40 гр. Выход в 11-00. Уходим с гостеприимного коша. Пересекаем долину р. Калгуты, ориентируясь на устье р. Аргамджи Ценр. Плоская травянистая, местами кочковатая долина лишь слегка присыпана снегом. Движение на лыжах. Местами встречаются узкие неглубокие протоки, покрытые льдом и снегом. Преодоление не представляет проблем. На середине долины нас догоняют пограничники. После очередной проверки документов они советуют нам забирать левее, где идёт лошадиная тропа вверх по долине Аргамджи. Скоро мы подходим к этой тропе, но она оказывается очень неудобной для лыжника с саночками. От коша на правом берегу р. Калгуты – 2 х/ч. Возвращаемся к устью р. Аргамджи и поднимаемся немного вверх по ручью, и встаём на обед. От лошадиной тропы – менее 1 х/ч. Во время обеда формируем заброску и спорим о том, где её оставить. В это время к нам подъезжает всадник и рассказывает, что выше на ор. правом берегу ручья стоит кош, где нас с удовольствием примут. Решаем оставить заброску там. Подъём от места обеда около 0,5 х/ч. Побывав в коше и поговорив с его хозяином Эриком, мы решаем остаться ночевать здесь же, хотя световое время и позволяет двигаться вперёд. Однако к вечеру резко похолодало, поднялся ветер, и ночёвка в тепле представляла великое благо. (Совет всем туристам, путешествующим в этом районе: при любой возможности ночевать в тепле, используйте эту возможность с целью борьбы с холодовой усталостью! Это очень важно.) Итого: х/ч – 3,5 км. – 9. Далее >> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||