Люди и горы > Люди >

Подготовлено: Редакцией Mountain.RU

Сергей Ефимов, 8:0 в твою пользу

От редакции: Если говорить, как нынче принято, штампами, то Сергей Ефимов, тот самый, про которого вы читали в книге Юрия Роста “Эверест - 82”, живая легенда мирового альпинизма, человек, с легкостью раздвигавший горизонты, отчаянный мечтатель, доказавший, что границ нет, они в наших головах, рыжий, ироничный, неисправимый романтик.
80 лет, Серёжа, спасибо, что показал, что так тоже можно.

8:0

Более 30 восхождений высших к.тр.
Снежный барс — 1987
Все семитысячники Союза
Шестикратный чемпион Союза: 1979, 1980, 1983, 1985 гг. – в техническом классе, 1981 – в скальном классе, 1982 – в высотном классе. Призер чемпионатов 1972 и 1977. Вошел в первую пятерку лучших альпинистов 1988.

Знаковые восхождения:

• 1969 – пик Революции по восточному контрфорсу

• 1972 – пик ОГПУ по СЗ ст. 6 к.тр., бронзовая медаль в первенстве СССР в высотно-техническом классе

• 1974 – пик Ахмади Дониша, 6645м, по ЮЗ ст., 6б к.тр.

• 1977 – Мак-Кинли, Аляска
    пик Россия по центру западной стены

• 1979 - Замин Карор, 1-я западная вершина, 4303м. Первая золотая медаль на чемпионате СССР

• 1980 – пик Гуамыш, 5200м, по центру северной стены, 6А, вторая золотая медаль на чемпионате СССР

• 1981 – Ерыдаг, 1-я зап. вершина по «зеркалу», 3985м, 6А. Третье золото

• 1982 – пик Энгельса, 6510м, по северной стене, 6А к.тр. Четвёртая золотая медаль
    Эверест, 8848м, в составе первой советской гималайской экспедиции первопроход по юго-восточной стене. ЗМС и МСМК, орден Трудового Красного Знамени

• 1983 – пик А. Блока, 5239м, ущелье Ляйляк, по центральному бастиону северной стены, 6а к.тр. Пятая золотая медаль чемпионата СССР

• 1984 - пик Победы через Западную вершину

• 1985 - пик Свободной Кореи, 4740м, очный чемпионат СССР, шестая золотая медаль

• 1989 – тренер второй гималайской экспедиции. 3 мая Ефимов, Черный и шерпа Анг Бабу совершили восхождение на Главную вершину массива Канченджанги, 8586 м. Орден Знак Почета

• 1991 - руководитель первой советской экспедицией на Чо-Ойю. На вершину по непройденному восточному гребню поднялись пять человек: Богомолов, Виноградский, Першин, Плотников, Яковенко

• 1993 - руководитель российско-британской экспедиции на Дхаулагири, 8167м, по непройденному маршруту — центру северной стены в альпийском стиле и все без кислорода: Рик Аллен (англичанин), Богомолов, Ефимов, Лебедихин, Плотников, Седусов.

• 1995 - руководитель экспедиции на Барунцзе, 7129м, первопроход по центру западной стены. Первая российская номинация на Piolet d’Or

• 1997 - руководитель экспедиции на Макалу, 8463м, первопроход западной стены.
  • Первый российский Piolet d’Or

• Тренер сборной команды СССР, после распада СССР – старший тренер сборной команды свердловской области. 1987 – Заслуженный тренер РСФСР. 1989 – Заслуженный тренер СССР.
  • Сергей Ефимов. Цитаты разных лет

“Сейчас, через многие годы, мне стало интересно, а как складывался у меня путь к той или иной горе, к выбору пути на вершину. Раньше, когда надо было ходить классифицированными маршрутами, чтобы получить необходимый опыт, а с ним и допуск к следующей категории трудности, выбор горы как то был не актуальным.
    Все определялось тем, в какой альпинистский лагерь мы едем, и тем, какие маршруты там соответствуют нашей квалификации. В то время был интересен переход на новый уровень сложности.
    Первая «двойка Б», первая «четверка», и первая «пятерка». А потом оказалось, что уже можно идти на маршруты любой сложности и на любую гору. Начался другой альпинизм. Мы стали взрослыми. Можно было уже выбирать и вершину, и путь к ней, который складывался каждый раз по особому, находясь в цепи неслучайных событий моей альпинистской жизни.

Это состояние можно отнести к состоянию первой встречи, когда соединение взглядов всего на мгновение в суете обыденной жизни останавливает время, и ты понимаешь, что все, от этого уже не уйти, даже если начинает звучать сигнал тревоги, вой сирены – беги отсюда, потому что будет очень тяжело и больно, но все, что бы разум потом не говорил, ты уже обречен на встречу и дальнейшее развитие отношений.
    Да, от этого уже не уйти. И сердце замирает, и тревожно, и страшно, и заманчиво, и интересно, и все… Там твое будущее. Плохое ли, хорошее ли, тебе уже не выбирать, потому как это случилось. Все думы и мысли уже там.

Когда знакомство такого рода происходило у меня с девушками, разум сразу впадал в иллюзию собственных ожиданий. В дальнейшем это оборачивалось неизменным крушением придуманного образа. Ведь как сказал один колдун «человек не может соответствовать твоим ожиданиям» Я бы сказал еще жестче: человек должен разрушить твои ожидания. Это делается опять же «для твоего блага».
    Раз ты пришел в эту реальность, так живи ей, а не придумывай новую.
    С девушками у меня не получалось без иллюзий, а вот с горами знакомство шло в более правильном русле. Просто меня не научили, как надо знакомиться с девушками, а как подходить к выбору маршрута, меня обучали.
    Я всему верил и сейчас думаю, правильно делал, что так поступал.

Слева направо: Валерий Николаевич Хрищатый, Сергей Георгиевич Чепчев, Юрий Голодов, Вадим Смирнов, Владимир Сергеевич Балыбердин, Казбек Шакимович Валиев, Николай Дмитриевич Чёрный, Сергей Игоревич Бершов и Сергей Борисович Ефимов Фото из архива Казбека Валиева

Прежде чем соприкоснуться с горой, узнай о ней всё, что можно.
    Если есть описание маршрута, изучи его. Если найдешь людей, которые его ходили, поговори с ними. Если никто не ходил тем путем, что ты увидел, узнай, а почему этот путь никто не попробовал. Изучи все возможные фотографии и лучше с разных сторон, изучи характер будущего маршрута.
    Если это скальная стена, то посиди под ней, посмотри, когда она освещается солнцем и когда солнце с нее уходит. Обычно в это время усиливается камнепад.
    Изучи рельеф при разном освещении.
    Наметь характерные участки рельефа по ходу выбранного маршрута. На иной стене можно и заблудиться. Постарайся определить реальные расстояния между выбранными участками, потому что вид снизу дает искаженное представление о расстояниях нижней и верхней части маршрута. Наметь места отдыха или места ночевок, старайся в дальнейшем двигаться согласно намеченному пути.
    Ох, если бы меня так же научили подходить к знакомству с девушкой, прежде чем к ней прикоснуться, я бы мог избежать многих разочарований, но с другой стороны, как было приятно в начале встречи находиться в наваждении собственного разума”.

“Началась подготовка к восхождению на пик Ахмади Дониша по никем не пройденной юго-западной стене.

Пытаюсь сейчас вспомнить, какая мотивация управляла мной в выборе этой стены и вершины. Получается, что ничто иное как желание заявить о себе в альпинистском мире, как о команде, для которой мнение авторитетов — не аргумент.
    Желание попробовать себя в организации непосильной задачи и понять уровень нашей команды на фоне имеющихся достижений лидеров того времени. Сравнить себя в то время можно было, например, при участии в чемпионате СССР.

И все-таки сейчас понимаю, что определяющим в интересе к юго-западной стене для меня было не получение золотых медалей, не место в чемпионате, а совершение того, что почему-то никто не сделал и не пытался сделать.
    Определяющим было желание «распечатать» не тронутую никем гигантскую двухкилометровую стену.
    Сознание того, что там никто не лазил, что никто не мог сказать, можно ли там пролезть, сколько потребуется на это дней, есть ли места для организации безопасных ночевок, все это как то возбуждало на действие.
    В общем, сработала мотивация первооткрывателя.
    Кто к ней прикоснулся, тот может понять.
    Очень притягательная штука”.

“Что менялось в менталитете участников, мне трудно сказать. Мой менталитет менялся. Когда я был молодым, я хотел выступать в чемпионатах. Был кураж и хотелось только лазить. Была уверенность, что по другому и жить нельзя. Потом… стал «заслуженным» . Вылезли на первый план имидж, престиж и не только свой но и команды. Я стал организатором. Хотя организовывать было тоже интересно. Особенно экспедиции, целью которых было прохождение маршрутов, которые являлись проблемными для прохождения.
    Сами принципы организации экспедиций не менялись. Первое рождаешь идею и стараешься «красиво» ее оформить. Затем надо посеять ее в умах соратников и тех, кто дает деньги. Подождать, когда она созреет и начнет жить уже своей жизнью. И потом начинаешь преданно служить этой идеи. Становишься ее рабом. Забываешь о своей жизни и никуда не можешь от этого сбежать. Становишься заложником собственной идеи. И тут уж ничего не остается, как довести ее до реализации, и тем самым, от нее наконец то — освободиться. И вот тогда наступает счастье.
    Что касается менталитета альпинистов, мне кажется, он не меняется. Всегда были и есть лидеры и ведомые, Есть амбиции и страх. Есть желание быть значимым в своих собственных глазах и в глазах своего окружения. Менталитет обычного человека, который нашел способ самовыражения при движении по вертикале. Вертикальный менталитет. А его проявление меняется в зависимость от изменения социальных приоритетов. Коллективизм, индивидуализм, семейственность, спортивность, соревновательность…”

“В наших экспедициях я привык к четкому планированию восхождения и старался, чтобы каждый участник экспедиции знал, что ему предстоит и когда.
    Обычно план восхождения, акклиматизации, забросок составлялся заранее и обсуждался с членами экспедиции. Я, как руководитель, старался четко придерживаться намеченных сроков.
    Поэтому действия Дуга мне казались не совсем привычными, хотя разумом понимал, что не доверять Дугласу просто не разумно. Это известный всему миру альпинист, четверть века организующий и проводящий экспедиции, в том числе на Эверест и Канченджангу.

Наверное, он так всегда и делал и в этом он прав.
    Это его путь, а путей к одной цели может быть много. Сейчас он продумывает и ведет.
    Это его экспедиция. Это его путь. Чем он закончится и куда приведет? Кто может знать? А пытаться повлиять на ход экспедиции, которой не руководишь, всё равно что делать повороты на дороге, которую не видишь”.

“Я понял, что достигать результата можно совершенно разными методами, которые имеют полное право на существование. Настаивать на соблюдении одного из них – это глупость. Мы с Валерием Першиным были из системы Советского альпинизма, Дуг с его партнерами - чисто британскими альпинистами. Они работали немного по-другому. Мы же не понимали их стиля и методов взаимодействия. Нам казалось, что они делают неправильно. Я даже пытался обратить их в "свою веру", что вызвало раздражение. Но потом "спустился с небес на землю", осознав, что передо мной лидер мирового альпинизма Дуг Скотт, который прошел столько гор и маршрутов по всему миру – и остался жив! Значит его действия и понятия оправданы опытом. Кстати при этом он оставался простым парнем… Я понял, что профессионалам надо доверять.

Еще понял, что одна система не может вмешиваться в действия другой системы. Конфликт неизбежен”.

Там (у британцев) каждый – отдельная личность. А нас нет уважения к личности. А значит и к себе тоже. Все-таки это наследие крепостного права, рабства. Если ты не уважаешь другую личность, то не уважаешь себя. И чувствуешь себя хорошо лишь в коллективе.

“Я предложил в этой экспедиции не разделяться на группы, как было на Эвересте, Канченджанге и Чо Ойю, а работать единым коллективом. Как показал опыт, работа разными группами не создавала единства в экспедиции и порождала противостояние руководителей групп и самих групп. А это состояние потребляло дополнительную энергию. Любое мероприятие имеет ограниченный запас энергии, и лучше его не тратить на межличностные отношения.
    При работе на стене все работали в одном ключе, а вот жизнь в двух наших палатках различалась и характером взаимоотношений и привычками в быту”.

“Команда - само это понятие исключает рассмотрение межличностных отношений. Командный дух - это свой особый дух. Растворяясь в этом целом, каждый обретает что-то большее, чем свою индивидуальность. По этому нет желания ее (индивидуальность) выделять и сравнивать с другой. Это исключает многие излишние напряги”.

Я понял, что для меня всегда была определяющей личность коллектива, и подчинение себя этому образованию доставляло мне радость и удовлетворение от жизни в команде.

«Альпинисты верят в то, что горы живые.
    Считают, что каждая вершина как бы разрешает им побыть на ее высоте…
    Если это так, и некая одушевленность имеет место,
    то тогда эта странная Макалу, пленявшая не один десяток восходителей,
    выбирает тех, кого оставить у себя. Лучших среди лучших.
    Мощный сплав мечты и воли, вылившийся в полнейшую самоотдачу,
    - Макалу сделала этот выбор. Участь разгадывать неземные отношения,
    связывающие альпинистов и горы, выпадает близким…»

“Сейчас я пришел к выводу, что наше внутреннее состояние, с которым мы попадаем в горы, может оказывать воздействие на природные ситуации в горах. Усиливать или уменьшать опасности, которые связаны с горами. Важно не только приобрести хорошее снаряжение, освоить технику лазания по скалам и льду, научиться выживать в экстремальных условиях при холоде, ветрах, при недостатке кислорода, но важно и то, с каким чувством ты выходишь на восхождение. Если есть напряжение внутри себя, борьба с собой или внутри группы, то оно может быть усилено энергией гор и спровоцировать камнепад, лавину. Создать опасную ситуацию. Тот же выход на Нанга Парбат, который мы не так давно вспоминали на кухне у Валерия Першина, был сопряжен с постоянным чувством напряжения. В нашей тогдашней группе не было гармонии. Мы попали в камнепад. Чудом остались живы. Валера Першин и Шон получили сильные травмы. Экспедиция была свернута”.

“Когда ставится сверхзадача, то ее начинает питать сверхэнергия и люди начинают делать то, что казалось раньше невозможным. И это увлекает. Но всегда есть люди, которые привязаны к своему прошлому опыту. А то, что противоречит их опыту, то их раздражает”.

“Сейчас мне кажется, что причина любых ЧП в горах – это неготовность человека выйти на маршрут, либо выход на маршрут с целью доказать кому-то что-то, убежать от каких-то проблем. Если человек выходит, потому что он не может не выйти на маршрут, имеет огромное желание взойти на вершину просто так, не понятно почему, если нутром он понимает, что дальше жизнь у него будет продолжаться только после спуска с вершины, то с ним ничего не может случиться, ведь он выбирает жизнь. Если человек пойдет с желанием доказать свою «крутизну» или победить свой страх, опасности будут всегда”. \

Ефимову Сергею

Ахмади Дониш. Вызов авторитетам

Первопроход по центру северной стены Дхаулагири. Авантюрная экспедиция 1993

Нанга Парбат или каждая собака имеет свой день