Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет горном маршруте второй 2 к.с. по Киргизскому хребту, совершённому группой с 30 января по 11 февраля 2015 года
Справочные сведения о походе Паспорт спортивного похода
Нитка маршрута Маршрут пройден с использованием запасного варианта из-за лавинной опасности пути подъема на вершину Бокс.
Рисунок 1: Схема маршрута. Зеленой линией отмечена пройденная нитка, красной участок, не пройденный из-за лавинной опасности пути подъема на вершину Бокс. Черные точки обозначают места ночевок. Более подробная схема доступна на картах Google: https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=zrxPKDxENUiQ.kQPbueIpYTrg Определяющие препятствия
Состав группы Вводная часть и организационные сведения Характеристика района похода Тянь-Шань — одна из самых крупных горных систем в Центральной Азии, расположенная на территории четырёх стран: Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Китая. В систему ТяньШаня входят следующие орографические районы:
Название Тянь-Шань по-китайски означает «небесные горы». Здесь насчитывается более 30 вершин высотой более 6000 м. Высочайшей точкой горной системы Тянь-Шаня является Пик Победы (или в. Томур, 7439 м), расположенный на границе Кыргызстана и Китая. Thиргизский хребет расположен в северо-западной части Тянь-Шаня (на границе между Северным и Внутренним Тянь-Шанем), преимущественно на территории современного Кыргызстана и частично в Казахстане. Его широтная протяженность составляет около 400 км от г. Тараз (ранее Джамбул) до Боомского ущелья реки Чу. В средней части он примыкает к Таласскому хребту, а через водораздельную перемычку рек Каракол Западный и Восточный смыкается с хребтом Кара-Мойнок. Вершины хребта почти достигают отметки в 5000 м, наивысшая точка— пик Семенова-Тянь-Шанского (4895 м). Названа она в честь русского исследователя Петра Петровича Семенова, который впервые нанес Киргизский хребет на карты в середине XIX века. Кстати, тогда он был назван Александровским хребтом в честь российского императора Александра II, и только в 1933 был переименован в Киргизский. Рельеф хребта отличается сильно расчлененными, резко выраженными формами: глубокие ущелья, крутые склоны и острые пики вершин. Образование современного рельефа района — результат двухстороннего процесса: с одной стороны мощные тектонические движения приводят к горообразованию, с другой стороны происходят эрозионные процессы — вымывание реками и выветривание. В результате выветривания образовались мощные осыпи — весьма характерный здесь элемент рельефа, встречается много подвижных осыпей, сложенных из обломков различного размера. Часть продуктов выветривания выносится ледниками и водой в долины и отлагается в виде морен или галечных пойм вдоль русел рек. Отступающие ледники, большинство из которых относятся к каровому и долинному типам, повсеместно оставляют обширные моренные валы. Ледники текут, часто переламываясь ледопадами, ледосбросами и обширными зонами разломов. Языки ледников опускаются до 3000 м., скорость течения в среднем 30 м в год. Общая площадь оледенения около 300 км2. Скалы в районе в основном сильно разрушены, однако встречаются и монолиты на стенах, ребрах и контрфорсах. Киргизский хребет расположен к западу от Иссык-Куля, что определяет его достаточно сухой климат. В целом климат района континентальный, однако сложность и расчлененность рельефа вызывают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. Зима холодная, но не суровая. Наиболее холодный месяц — февраль: средняя температура на высоте 2100 м составляет -7,5 C. Общее количество осадков невелико (520-760 мм в год) и зависит от высоты. Летом их количество увеличивается с высотой, а зимой наоборот. Хребет отличается сильной асимметрией в направлении север-юг. На северных склонах наблюдается мощное оледенение, на южных склонах ледников почти нет. Таким образом с севера перевалы зачастую представляют собой снег и ледовые стенки, а с юга — осыпи и разрушенные скалы. На климат района оказывает сильное влияние циркуляционные процессы атмосферы над Западной Сибирью и Казахстаном, откуда в основном идет приток масс воздуха. Зимой преобладают холодные северо-восточные ветры из Сибири, что приводит к неравномерному распределению осадков в зависимости от экспозиции склонов. В результате северные и восточные склоны в зимнее время содержат обильное количество снега и могут представлять лавинную опасность. Растительный мир Киргизского хребта разнообразен, и в разных долинах может существенно отличаться друг от друга, в зависимости от их микроклимата. Например, в долине Аламедина растет арчовый лес, в то время как в соседней долине Ала-Арчи стоят огромные Тянь-Шанские ели. В районе находится большое количество перевалов любой категории сложности. Нельзя сказать определенно об оптимальной категории для похода в этом районе. Перевалы района весьма техничны и разнообразны по своему характеру: присутствуют и снежные, и ледовые, и скальные, и осыпные склоны. Большая часть классифицированных перевалов имеют высоту 3900 м и более. В походах по Киргизскому хребту характерны большие перепады высот (до 1 км в день и более) при относительно небольшом километраже, что необходимо учитывать при разработке акклиматизационного графика группы. Северные отроги Киргизского хребта выше и сложнее главного водораздельного хребта. Наиболее интересным для туристов и альпинистов является мощный и высокий центр оледенения — узел между долинами Ала-Арча и Аламедин («Аксайская подкова» с рядом вершин и ледников). Именно в истоках реки Аксай расположен п. Семенова-Тянь-Шанского. Наиболее освоен район реки Ала-Арча, где расположен одноимённый альпинистский лагерь. В 40 км на север (фактически у подножия наиболее высокогорной части Киргизского хребта) расположена столица Кыргызстана Бишкек, поэтому добраться до альплагеря можно очень быстро, удобно и недорого. Идея похода. Выбор маршрута Киргизский хребет — это один из любимых районов нашей секции. Тому есть множество причин, перечислим лишь некоторые из них. Близость альплагеря к цивилизации позволяет экономить время и деньги за счёт сокращения местных переездов. В районе относительно хорошие погодные условия (сравнительно высокая температура воздуха и небольшая лавинная опасность зимой). Присутствуют разнообразные по сложности и по характеру препятствия: ледовые, скальные и т.д. Компактное расположение препятствий позволяет экономить время и силы на переходах между ними. Наличие в районе малохоженых и ещё не пройденных перевалов даёт возможность для исследовательской деятельности (уточнения описаний, первопрохождения). Интенсивное туристское освоение района началось во второй половине 70-х годов, однако информация о многих перевалах до сих пор рассеяна и не систематизирована. Тем не менее отсутствие и неполнота информации по некоторым перевалам не только не остановила нас, но и побудила к прохождению исследовательского маршрут с целью сбора недостающей информации и закрытия некоторых белых пятен в описании этого прекрасного горного района. Более конкретно, нас интересовал узел ледников Голубина и Геофака, содержащий в классификаторе только перевалы 2А к.т. При рассмотрении космоснимков родилась идея нахождения пути перевала через основной хребет в районе данного узла не сложнее, чем 1Б. Маршрут изначально закладывался спортивным, то есть достаточно техничным для своей категории сложности, предполагаемая напряженность — 2 перевала за 3 дня. Многие участники раньше не бывали на Киргизском хребте, и для них несомненный интерес представляла природа этого района. Поэтому в маршрут сразу было заложено прохождение одной из самых красивых местных достопримечательностей — «Аксайской подковы». В качестве обзорной точки была выбрана вершина Байчечекей. В целом при разработке маршрута преследовались 4 цели: спортивная (прохождение зимнего спортивного маршрута 2 к.с.) созерцательная (обзор «Аксайской подковы» и прогулка по долинам рек Ала-Арча и Аламедин) педагогическая (повышение высотного и технического опыта участников к весенним и летним походам 3 и 4 к.с.) исследовательская (нахождение связки перевалов суммарной сложностью 1Б из долины р. Ала-Арча в долину р. Баш-Ала-Арча). Для уменьшения веса рюкзаков, и увеличения удовольствия от процесса, между «созерцательной» и «исследовательской» частями была запланирована заброска с продуктами в альплагере Ала-Арча. Подготовка к походу График тренировок
Предпоход в Актру В рамках тренировок к походу было решено обеспечить всех участников опытом прохождения препятствий 1Б. Для этого в период новогодних каникул был пройден короткий, но технически насыщенный маршрут на Алтае: а/л Актру вершина Купол (1Б, траверс) вершина Караташ (1Б, радиально) лед. Малый Актру а/л Актру пер. Значкистов (1Б, радиально) лед. Большой Актру (радиально) а/л Актру. Такая тренировка позволила проверить снаряжение, повысить опыт участников, а также пообщаться и лучше узнать друг друга.
Рисунок 2: Маршрут предпохода в Актру Акклиматизация В районе альплагеря Ала-Арча довольно проблематично заложить в маршрут правильный акклиматизационный участок с пилообразным набором высоты. Причина этому — резкие перепады высот. Однако в нашем случае группа совсем недавно сходила на Алтай, где ночевала на высоте 3340 м, что несомненно помогло участникам легко справиться с горной болезнью в начале похода. В качестве акклиматизационного перевала был выбран Восточный (1А, 3824). Чтобы дойти до него нам нужно было еще преодолеть перелаз с притока Ала-Арчи Кунтыбеса (а точнее — с его притока Карабулака) в долину Кашкасу. Предполагалось, что этот перелаз некатегорийный, а русло р. Кунтыбес пешеходное. Однако фактически мы встретились с элементами каньонинга и повесели несколько веревок. Таким образом этот перелаз заставил нас поработать и дал отличную акклиматизацию. Мы дали ему название пер. Занимательный (1А, 3320). Аварийные выходы и запасные варианты В целях повышения гибкости прохождения и безопасности группы на маршруте, были предусмотрены запасные варианты для потенциально технически сложных или лавиноопасных участков маршрута, а также аварийные выходы на случай чрезвычайной ситуации. Запасные варианты прохождения 1.Отказ от рад. выхода на п. Байчечекей в случае нехватки времени или плохой погоды. 2.Отказ от п. Бокс и пер. Симонова в случае лавинной опасности подъема на п. Бокс (спуск через стоянки Рацека). 3.Отказ от первопроходов при плохой погоде или их высокой сложности (спуск по пути подъема). 4.Пер. Туюксу Зап. (1Б, 4000) и дальнейший спуск в а/л Ала-Арча по лед. Новый в случае нехватки времени для выхода по р. Аламедин. 5.Пер. Шестерых (1Б, 3900) и дальнейший спуск в а/л Ала-Арча по лед. Манас в случае отказа и от п. Бокс и от первопроходов. Аварийные выходы с маршрута 1.Из-за основного хребта существуют 3 пути выхода: через перевал Алтынтор Вост., через п/п по пути подъема и через перевал Туюксу Зап. 2.Из ущелья Текетора существуют 3 пути выхода: через перевал Симонова, через вершину Бокс по пути подъема и через перевал Текетор. 3.Из любой точки оставшейся части маршрута возможен бесперевальный спуск по долинам рек Ала-Арча, Кунтыбес, Кашкасу, Чонкурчак, Аксай, Топкарагай, Туюксу. Из-за лавинной опасности пути подъема на п. Бокс был использован второй запасной вариант. Другие запасные варианты и аварийные выходы не потребовались. Связь на маршруте Из-за близости Киргизского хребта к Бишкеку, в районе во многих местах есть устойчивая сотовая связь. У нас появлялась связь в долинах рек Ала-Арча, Аламедин, Чонкурчак, а также в некоторых местах лед. Байчечекейский и в верховьях лед. Голубина (пользовались услугами компании Мегаком). Тем не менее для обеспечения высокой и надёжной безопасности у нас был спутниковый телефон Thuraya, воспользоваться которым ни разу не пришлось. Дневник похода Везде указывается местное время (Бишкек, UTC+6). В начале февраля светло становится около 08:00, темнеет около 19:00. Подъем обычно был общим, в 06:00, выход в 08:00. Указание сторон следует понимать орографически, если не указано или не очевидно обратное. Транспорт туда 30 января Всемером прилетаем в аэропорт Манас в 14:10. Вова встречает нас в аэропорту вместе с водителем микроавтобуса, он прилетел на день раньше и закупил необходимый в походе газ (в самолете газ можно провезти только как опасный груз, а это стоит дороже самого газа). После сибирских морозов на улице очень тепло, всего -5 C. По дороге в Ала-Арчу пообедали в кафе «Фаиза», в 17:30 были в альплагере. За въезд в парк с нашего микроавтобуса взяли 1000 сом. По приезду прогулялись вверх по Ала-Арче, чтобы с пользой провести оставшиеся полтора часа светлого времени.
Фото 1: Прогулка по Ала-Арче В лагере есть дешевая гостиница для альпинистов (то есть весьма комфортная по сравнению с палаткой), всего по 250 сом с человека за ночь. В каждом номере есть обогреватели. Есть также электрический чайник, позволяющий почти не тратить топливо в случае самостоятельного питания. Воду, кстати, можно брать в красивой новой гостинице, там же можно заказывать еду. Там мы переночевали, а также оставили заброску на второе кольцо. Цены за камеру хранения— 200 сом в сутки, если вещей много, и 150 сом в сутки, если 1-2 мешка (наш случай). К сожалению, в камере хранения могут оказаться мыши, важно учесть это при упаковке и размещении заброски, содержащей продукты. Акклиматизационная часть 31 января (1 ходовой день) От альплагеря до устья реки Кунтыбес — где-то 4км ходьбы по дороге. Машины, чтобы доехать, в лагере не оказалось, и мы преодолели это расстояние пешком примерно за час. В 09:00 начали подниматься по Кунтыбесу.
Фото 2: Спуск по дороге от а/л Ала-Арча до устья р. Кунтыбес
Фото 3: Вид на долину р. Ала-Арча от начала подъема по Кунтыбесу Предполагалось, что речка течет по обычному оврагу, и никаких элементов каньонинга не предвидится. Однако уже в 10:10 мы встретили замерзший водопад. Пришлось достать со дна рюкзака снарягу, которую сегодня использовать не планировалось, и повесить веревочку. Как оказалось, обвязки достали не зря, они пригодились в этот день еще не раз.
Фото 4: Первый водопад на р. Кунтыбес
Фото 5: Ущелье р. Кунтыбес, вид назад от первого водопада Вообще говоря, многие препятствия при подъеме по реке можно было бы облезть по склонам и обойтись таким образом без провески перил. Но в нашем случае люди получали акклиматизацию, и поэтому не все чувствовали себя одинаково хорошо. Наиболее бодрые ребята успевали снять перила, обогнать отстающих и навесить перила на следующем опасном участке. В 13:00 вышли на солнце и устроили обед, продолжили подъем в 14:20.
Фото 6: Вид назад с места обеда
Фото 7: Очередной водопад на р. Кунтыбес Далее наш путь пролегал по руслу правого притока Кунтыбеса — реке Карабулак. Изначально в этот день мы планировали перевалить отрог, разделяющий Карабулак и Кашкасу, но из-за обилия провешиваемых участков (8 штук), а может просто не желая перенапрягаться на акклиматизации, мы встали на ночевку, не дойдя до перевала.
Фото 8: Вид назад с места ночевки 1 февраля (2 ходовой день) На следующее утро мы продолжили наш путь и к 11:00 вышли на перевал. Перевальный взлет представляет собой пологий травянисто-осыпной склон, в некоторых местах покрытый снегом в нашем случае. Это наиболее приятный и простой участок подъема. При планировании этот перелаз закладывался как некатегорийное препятствие, однако, учитывая количество веревок, фактически провешенных при прохождении, можно с уверенностью дать ему 1А, именно за препятствия на реках Кунтыбес и Карабулак.
Фото 9: Вид назад с перевала Занимательный Спуск с перевала технической сложности не представляет, простой снежно-осыпной склон. Мы по-возможности старались пройти его траверсом, чтобы не терять высоту. Следует отметить, что этот гребень можно перевалить практически в любом месте. Если сделать это раньше, то подъем будет легче, а траверс на спуске труднее. Если сделать это повыше, можно сразу спуститься под перевал Восточный, но придется преодолеть участок неприятной сыпухи со стороны подъема. Мы выбрали компромиссный вариант, поднявшись по пологому склону и сбросив немного высоты на спуске. Можно еще пройти по гребню, но это выходит за рамки сложности 1А (гребень не совсем пешеходный).
Фото 10: Вид на перевал Восточный с перевала Занимательный
Фото 11: Перевал Занимательный с перевала Восточный Спустившись и найдя хорошее место среди моренных валов, пообедали, с 13:30 до 14:30. Погода испортилась, и мы решили сегодня только подойти под Восточный, а не пытаться перевалить его в отсутствии видимости. Надо отметить, что погода в первые дни похода стабильно портилась после обеда, обычно начинал идти снег. Мы поставили лагерь около 17:00 и решили вместо того, чтобы расслабляться (чего в период акклиматизации делать категорически не рекомендуется), сделать радиалку на расположенное рядом озеро. Неспешная прогулка заняла у нас около полутора часов.
Фото 12: Прогулка на озеро
Фото 13: Не следует думать, что штатив в походе являет собой только лишний вес. В частности, он снабжен уровнем, что позволяет установить палатку строго горизонтально. 2 февраля (3 ходовой день) С утра начали подъем на перевал Восточный. Если смотреть на хребет со стороны реки Кашкасу, просматриваются два пути подъема, эквивалентные по трудности: слева по широкой полке и справа по кулуару, выводящему прямо на седловину. Мы выбрали первый путь, он начинался приятным заснеженным кулуаром прямо от нашего лагеря.
Фото 14: Перевал Восточный из долины р. Кашкасу Подъем представляет из себя довольно приятную сыпуху со снежными островками. За две ходки дошли до седловины — поднялись в 10:10. Погода в этот день выдалась очень хорошей — ясно и почти безветренно, только над Бишкеком наблюдается низкая облачность.
Фото 15: Вид назад с перевала Восточный Нашли в туре записку группы т/к «Гадкий утенок» под руководством Шашкина В.В. от 22.08.2013. Ребята ходили радиалку с реки Чонкурчак в рамках похода 1 к.с.
Фото 16: Группа на перевале Восточный
Фото 17: Вид вперед с перевала Восточный Сварили на реакторе2 чай, съели перевальную шоколадку и начали спуск около 11:00. Нужно было обойти отрожек. Спуск представляет собой довольно пологий снежный склон. Снега много, но в силу однородной структуры лавинной опасности он не представляет. По-возможности идем ближе к проступающим осыпям, там снега поменьше.
Фото 18: Первая ступень спуска с перевала Восточный Первую часть спуска прошли в кошках. В начале попадались жесткие выветренные участки наста. После выполаживания снега стало примерно по пояс, и вторую часть спуска мы прошли в снегоступах.
Фото 19: Вторая ступень спуска с перевала Восточный После спуска еще немного поднялись по Чонкурчаку и устроили обед на пологом участке. Путь от седловины до места обеда занял у нас две ходки, сброс высоты составил около 600 метров. Солнечная погода позволила нам просушить палатку и спальники.
Фото 20: Обед на р. Чонкурчак После обеда вышли в 14:30. Идем по моренным валам левым бортом долины, преимущественно в снегоступах. Иногда встречаются поля крупного курумника, по которым без снегоступов идти было бы очень неприятно. На ночевку встали на морене, в прекрасном месте, защищенном от ветра с трех сторон.
Фото 21: Вид в сторону перевала Байчечекей с места ночевки Аксайская подкова, п. Байчечекей 3 февраля (4 ходовой день) С утра за 3 ходки дошли до ледника Байчечекейский. В 11:00 продолжили дальнейший путь в связках. Ледник пологий, в основном открытый. Основной проблемой при движении для нас стал ветер в лицо, от которого очки быстро и надежно запотевали, а идти без очков на солнце было не очень приятно.
Фото 22: Выход на лед. Байчечекейский Перевальный взлет год от года меняет свой характер от фирнового к ледовому. На этот раз он оказался по большей части ледовым. А так как у нас имелась информация о довольно большом количестве веревок, которое провешивалось предшественниками, шедшими «в лоб», мы предпочли спокойно зайти на перевал Байчечекей через перевал Аксай.
Фото 23: Лед. Байчечекейский, вид сверху Мы начали подъем с левого борта ледника, стараясь подняться как можно выше по снегу, а после выхода на сыпуху держаться как можно левее пхд (то есть выбрать для подъема наиболее близкий к Байчечекею кулуар, не требующий провески горизонтальных перил по льду). В верхней части подъема встречаются элементы простого скалолазания, уже около выхода на гребень повесели одну веревочку, за которую придерживались руками (без жумаров). На перевал Аксай вышли в 16:00.
Фото 24: Пер. Байчечекей с пер. Аксай Еще ходку занял траверс осыпного склона между пер. Аксай и пер. Байчечекей. Этот участок можно пройти подходя под самую вершину или же практически без набора высоты. В первом случае получится больший набор высоты, а во втором большие ледовые участки, требующие коллективной страховки. Мы выбрали компромиссный вариант: прошли в связках на высоте, где ширина ледовых участков была порядка нескольких метров.
Фото 25: Вид на Бишкек с места ночевки на пер. Байчечекей 4 февраля (5 ходовой день) Ветер, дувший всю ночь, к утру заметно усилился. Несмотря на отсутствие осадков, довольно холодно находиться на перевале даже в пуховках, поэтому было решено дождаться появления солнца (благо в палатке с газом все равно какая снаружи погода). Вышли в 09:30. Единственный технический участок — это камнеопасный скально-осыпной кулуар перед вершиной. Лезли его по одному, в то время как остальные ждали за скалами. Повесили 2 веревки: в кулуаре и на участке гребня между кулуаром и вершиной.
Фото 26: Верш. Байчечекей
Фото 27: Вид назад с подъема на верш. Байчечекей На вершину п. Байчечекей группа поднялась около полудня. Устроили фотосессию, виды отсюда в хорошую погоду открываются просто великолепные.
Фото 28: Группа на верш. Байчечекей Среди прочего отметили, что на пер. Текетор и в кулуаре, ведущем на п. Бокс с лед. Аксай, нападало довольно много свежего снега за несколько дней плохой погоды. В совокупности с информацией о погибших в лавинах на п. Бокс, эта картина заставила нас отказаться от восхождения на п. Бокс и от пер. Симонова, соответственно.
Фото 29: «Аксайская подкова» Спустились в лагерь к 14:00 по уже провешенным на подъеме веревкам. Пообедали, собрали лагерь и спустились к нижней седловине пер. Байчечекей, обойдя по дороге несколько жандармов. Сняли записку группы т/к МГУ под руководством Пономарёвой Е.В. от 30.07.2014. Спуск начали в 16:00, а в 18:15 дошли до хижины «Наука» на лед. Учитель.
Фото 30: Группа на пер. Байчечекей
Фото 31: Спуск с пер. Байчечекей по лед. Учитель Р. Аксай, р. Ала-Арча 5 февраля (6 ходовой день) Хижину недавно отремонтировали, ночевать в ней было весьма комфортно и уютно. От «Науки» за пару ходок можно дойти до Коронских стоянок (через перелаз Обходной). Но, так как мы решили отказаться от п. Бокс, смысла идти этот перелаз для нас не было, и в 8:30 мы продолжили наш спуск по лед. Учитель. Около 10:00 мы прошли стоянки Рацека и к полудню уже были в альплагере Ала-Арча.
Фото 32: Хижина «Наука»
Фото 33: Группа на ст. Рацека На спуске нещадно палило солнце. После освежающего Байчечекея особенно ярко ощущалось, что мы все-таки находимся в жаркой солнечной Киргизии. С тропы отлично просматривается долина р. Ала-Арча, по которой мы собираемся продолжить наш маршрут завтра. Ну а сегодня по плану — полудневка!
Фото 34: Панорама долины р. Ала-Арча Отличная погода позволила быстро высушить вещи на солнце. Достали заброску, провели инвентаризацию, а те, кому требовалось, починили снаряжение. Ближе к вечеру опробовали столовую. Еду надо заказывать где-то за полтора часа. В меню есть простые и не очень блюда. Мы обошлись пловом, мантами и салатом из овощей, который особо порадовал после походного провианта. Цены — такие же, как в Бишкеке.
Фото 35: Гостиница в а/л Ала-Арча Все чувствуют себя прекрасно, за исключением Маши, которая время от времени кашляет. Надо отметить, что Маша кашляла и до похода, и даже до тренировочного похода на Алтае, проводимого в рамках подготовки к данному. Этот кашель не влияет на ее работоспособность, но на высоте усиливается. Надеемся, что теплая ночевка внизу поможет. 6 февраля (7 ходовой день) Подъем в 05:00, выход в 07:10. Вверх по Ала-Арче идет, перебираясь по мостам с одного берега на другой, набитая тропа. Снега почти нет, под ногами видно старую автомобильную дорогу. После пары ходок стало понятно, что кашель Маши за ночь слабее не стал. А долгий кашель, даже в отсутствие болезни, приводит к механическим повреждениям дыхательных путей. Было решено не рисковать и отправить Машу вниз, все-таки впереди была вылазка за главный хребет и непонятно какая погода.
Фото 36: Группа на фоне п. Ала-Арча Проводив Машу, пообедали и вышли в 13:00 вверх по р. Туюксу, чтобы через перевал Голубина Восточный попасть на ледник Голубина.
Фото 37: Подъем по долине р. Туюксу Первая половина подъема на пер. Голубина Вост. представляет собой травянисто-осыпной склон, а вторая — по большей части курумник, причем в некоторых местах крупный и заснеженный настолько, что идти удобнее в снегоступах.
Фото 38: Пер. Голубина Вост., вид на автоматизированную метеостанцию На ночевку встали около 18:00 на ровной снежной площадке на морене. С одной стороны уже открывался вид на ледник Голубина, а с другой — на долину Ала-Арчи и метеостанцию, расположенную рядом на холме.
Фото 39: Ночная панорама с пер. Голубина Вост. Впереди у нас исследовательская часть маршрута, предполагающая прохождение связки перевалов с лед. Голубина на лед. Геофака суммарной трудностью 1Б. Все внесенные в каталог перевалы этого узла имеют трудность не менее 2А. Кроме того, есть информация о нескольких походах, в которых по ошибке путали эти перевалы. Нам не терпится прояснить эту ситуацию. Исследовательская часть: лед. Голубина, лед. Геофака 7 февраля (8 ходовой день) С утра наблюдали интересное явление — осциллирующую облачность. Она то поднималась до уровня чуть выше нашей стоянки, то опускалась метров на 50 ниже. Интересно наблюдать этот процесс, находясь чуть выше.
Фото 40: Наползающая снизу облачность В 08:30 проходили мимо заброшенной хижины гляциологов, находящейся в настоящее время в плачевном состоянии. Стены сильно потрескались, а пол и крыша перекосились. Половина печки лежит на полу в виде кирпичей, везде сквозные дыры на улицу.
Фото 41: Заброшенная хижина гляциологов на пер. Голубина Вост.
Фото 42: Панорама лед. Голубина Весь этот день мы поднимались по леднику Голубина. Левый борт ледника обрывается ледопадом, в то время как по правому можно пройти, не встретив трещин.
Фото 43: Ледопад на лед. Голубина
Фото 44: Пер. Ак-Дувал Ложный с лед. Голубина Подъем представляет из себя несколько ступеней в виде снежных плато. На одном из таких плато мы остановились на обед около 13:00. От ветра здесь конечно не спрячешься, но на солнце довольно тепло.
Фото 45: Панорама верхней части ледника Голубина. Посередине — пер. Ак-Дувал Заметим, что находясь с этой стороны, то есть переваливая главный хребет с лед. Голуби- на в долину р. Баш-Ала-Арча, ошибиться перевалом невозможно, нужную дырку в гребне (где находится перевал Ак-Дувал) видно издалека.
Фото 46: Обход гребня справа по пологому снежному склону
Фото 47: Лед. Голубина с пер. Тайный А вот пологого подъема на перевал Тайный невидно. То есть если идти перевал Вильнюс, например, то заходить за этот отрог не имеет смысла, а если идти Ак-Дувал, то подъем конечно виден, но совершенно неинтересен. Наша же идея была как раз в том, чтобы использовать пологий склон за отрогом для подъема на пер. Ак-Дувал ложный в обход определяющей его сложность (не ниже 2А) стороны.
Рисунок 3: Схема прохождения связки перевалов Тайный, Ак-Дувал ложный и Героевантифашистов с лед. Голубина на лед. Геофака
Фото 48: Группа на пер. Тайный Определяющая же сторона пер. Тайный — это спуск на лед. №240 (также не ниже 2А), поэтому вместо сквозного прохождения, мы прошли по пешеходному гребню до перевала Ак-Дувал ложный, откуда спуск гораздо проще и положе. Около 18:00 мы вышли на седловину перевала Ак-Дувал ложный, где и заночевали. Сняли записку группы т/к Вестра под рук. С.А. Гладилина от 20.07.2006, в которой этот перевал называется Ак-Дувалом. При слабой видимости кинули веревку на спуск, хотя по факту в этом не было необходимости (склон пологий, снег однородный).
Фото 49: Траверс гребня с пер. Тайный на пер. Ак-Дувал Ложный
Фото 50: Пер. Тайный с пер. Ак-Дувал Ложный 8 февраля (9 ходовой день) Спуск с пер. Ак-Дувал ложный ведет на лед. №240. Чтобы попасть на лед. Геофака нужно преодолеть разделяющий эти два ледника хребет. Сделать это можно в разных местах. Нижняя седловина (пер. Секретный на схеме) является наиболее простой. Верхняя же седловина (пер. Героев-антифашистов на схеме) немного сложнее, но менее лавиноопасна и намного более интересна в техническом плане. В нашем случае мы не были уверены в простоте спуска с нижней седловины (в ней мы убедились потом, посмотрев на перевал с той стороны), а с верхней седловины спускается пологий ледник (судя по космоснимкам), что и определило наш выбор.
Фото 51: Хребет, разделяющий лед. №240 и лед. Геофака, пер. Героев-антифашистов
Фото 52: Пер. Тайный (левее) и пер. Ак-Дувал Ложный с пер. Героев-антифашистов Провешав две веревки по скалам на подъем, в 13:00 вышли на перевал. Особенностью начала первой веревки стала тропежка с лопатой, вернее организация траншеи вдоль скальных выступов. На седловине собрали большой каменный тур.
Фото 53: Группа на пер. Героев-антифашистов
Фото 54: Спуск с пер. Героев-антифашистов, справа — перевал Вильнюс Спуск представляет из себя пологий снежный склон. Следует однако опасаться карнизов и идти не прямо вниз, а сначала в сторону перевала Вильнюс. Ледник Геофака имеет небольшие хорошо видимые зоны трещин, которые легко обходятся.
Фото 55: Лед. Геофака со спуска с пер. Героев-антифашистов Когда мы спускались с перевала была переменная облачность и ветер, поэтому мы решили отложить обед на 14:00 и пройти еще ходку по пологой части ледника. К обеду погода замечательным образом наладилась: ветер стих, а на небе не было видно ни облачка.
Фото 56: Пер. Туюксу Западный с места обеда Виды с ледника Геофака на юг в ясную погоду — просто потрясающие!
Фото 57: Панорама лед. Геофака
Фото 58: Спуск по лед. Геофака и подъем в цирк пер. Алтынтор Вост.
Фото 59: Цирк пер. Алтынтор Вост., путь подъема на перевал С этой стороны Киргизского хребта очень много снега, почти весь день мы прошли в снегоступах. Вечером, около 18:00, поднялись в цирк перевала Алтынтор Восточный. Пока группа наслаждалась закатом, двое участников сходили на перевал и выяснили, где расположена правильная седловина (почти самая крайняя слева).
Фото 60: Закат. Вид назад от места ночевки
Фото 61: Лагерь под пер. Алтынтор Вост. Ночью можно было наблюдать необычно большое количество звезд и весьма интересное и редкое астрономическое явление —зодиакальный свет.
Фото 62: Зодиакальный свет, вид с пер. Алтынтор Вост.
Фото 63: Туристы НГУ, наблюдающие за звездным небом Р. Алтынтор, р. Аламедин 9 февраля (10 ходовой день) С утра за полходки поднялись по вчерашним следам на перевал Алтынтор Восточный. С тура сняли записку группы Нижегородского горного клуба под руководством Е. Мутовкина от 08.09.2014. Спуск начали около 09:30.
Фото 64: Группа на пер. Алтынтор Вост. Как уже отмечалось, правильная седловина находится левее по ходу движения, чем самая нижняя. Правильность ее заключается в более пологом спуске. В нашем случае (однородный снег) лавинная опасность была минимальной. В менее же благоприятных снежных условиях при прохождении этого перевала имеет смысл рассмотреть траверс прилежащей вершины с организацией на спуск коллективной страховки за скалы.
Фото 65: Вид на долину р. Алтынтор с ложной седловины пер. Алтынтор Вост. Финальный участок спуска по р. Алтынтор включает в себя интересные элементы, такие как прохождение заснеженного курума и брод р. Аламедин в районе слияния.
Фото 66: Курумник в русле р. Алтынтор
Фото 67: Переправа через р. Аламедин в месте впадения р. Алтынтор Наградой за долгий спуск нам послужила травянистая полянка на берегу р. Аламедин, где мы с комфортом переночевали. Кстати, тут отлично работает сотовый телефон (Мегаком). 10 февраля (11 ходовой день) Этот день был посвящен спуску по р. Аламедин. Вышли в 08:15, сперва пытались идти по заснеженной тропе по правому берегу. Ниже на реке появились почти сплошные наледи. Мы поняли, что удобнее всего идти по ним и надели кошки. В 12:00 устроили обед на впадении р. Салык, где сварили чай с собранным тут же можжевельником.
Фото 68: Спуск по наледям р. Аламедин
Фото 69: Обед на впадении р. Салык в р. Аламедин под можжевеловым деревом
Фото 70: Сосульки на р. Аламедин После р. Салык по наледям идти становится некомфортно, переходим на левый берег (по правому чуть дальше прижимы, требующие большого набора высоты), где вскоре находим набитую тропу. В 15:00 дошли до б/о «Теплый ключ», встретились с Машей, помылись и искупались в бассейне с теплой водой из минеральных источников.
Фото 71: Группа на б/о «Теплый ключ» Транспорт обратно
11 февраля По дороге в аэропорт поужинали в кафе «Фаиза» и пошли прогуляться по городу. К сожалению, в Бишкеке практически отсутствует освещение улиц, пришлось ходить с фонариками. В аэропорт приехали около 22:00, вылет у нас был в 05:15, так что еще успели поспать. Фото 72: Аэропорт Манас. Ждем вылета Отметим, что в обе стороны мы летали авиакомпанией «S7». Самолет туда: S7 3293, 30.01.2015 в 11:10. Самолет обратно: S7 3294, 11.02.2015 в 05:15. Дешевый «promo»-тариф допускает провоз одного места багажа до 23кг и до 7кг ручной клади. В нашем случае этого вполне хватило, даже не пришлось одевать на себя пуховку и горные ботинки, как это часто бывает. Выводы и рекомендации Нашей группой пройден технически насыщенный зимний поход 2 к.с. по красивому и интересному району Тянь-Шаня — Киргизскому хребту. Все основные цели похода достигнуты: спортивная (пройден зимний спортивный маршрут 2 к.с.) созерцательная (увидели «Аксайскую подкову» с пика Байчечекей, посмотрели на бескрайние заснеженные просторы на юге от хребта, насладились природой долин Ала-Арчи и Аламедина) педагогическая (участники, особенно молодые, получили важный опыт жизни в горах зимой, а также технической работы на различных видах рельефа) исследовательская (был найден путь 1Б категории сложности из долины Ала-Арчи в долину Баш-Ала-Арчи, распутана история перевала Ак-Дувал Ложный). Погодные условия были в целом благоприятные, пурговать не пришлось. Температура воздуха соответствовала ожидаемой. Снежные условия были приемлемыми, лавинной опасности на пройденном маршруте практически не было. Однако из-за свежевыпавшего снега подъем на п. Бокс стал лавиноопасным. Запланированный маршрут включал два «кольца», разделенных заброской. Такая организация маршрутной нитки позволяет значительно облегчить вес рюкзаков и, следовательно, быстрее и надежнее пройти более спортивный маршрут. Перевал Занимательный (1А, 3320) пройден впервые. Перевал представляет собой хорошую 1А. Определяющий участок — подъем по рекам Кунтыбес и Карабулак. Связка перевалов Тайный (4235) и Ак-Дувал Ложный (4220), суммарной сложностью 1Б, пройдена впервые. Сложность определяется исключительно присутствием ледников. Перевал Героев-антифашистов (1Б, 4214) пройден впервые. Перевал представляет собой хорошую 1Б. Определяющий участок — скалы со стороны ледника №240. Проход сложности 1Б с ледника Голубина на ледник Геофака представляет собой связку из двух перевалов, которые имеют сложность 2А (перевалы Тайный и Ак-Дувал Ложный), но проходятся с неопределяющей стороны, и дальнейшее преодоление гребня одной из седловин сложности 1Б (перевал Героев-антифашистов или перевал Секретный). Теперь описания прохождения этих перевалов содержатся в данном отчёте. Высоты указаны по измерениям GPS. За 11 ходовых дней, слаженно работая, группа на технических участках провесила 16 верёвок, 14 из которых были на подъём. Итого, группа прошла 8 препятствий, из которых: 2 связки перевалов 1Б, 2 перевала 1Б, вершина 1Б радиально, 2 перевала 1А и 1 н/к перевал. Маршрут был пройден в зимнее время в неидеальных погодных условиях. Группа показала себя отлично психологически, физически и технически подготовленной и с честью прошла все выпавшие на свою долю испытания. В группе царили тёплые отношения и взаимоподдержка. Участники получили массу хороших впечатлений от гор и от похода, остались довольны, и готовы продолжать ходить в горы тем же составом Другая полезная информация Статистика движения по дням. Высотный график
Итого активными способами передвижения преодолено 80,6 км (без учёта пути, пройденного вторично) с горным коэффициентом 1,2 80, 6 96, 7 км. Общий набор высоты составил около 5,7 км, сброс — около 5,9 км.
Рисунок 4: Высотный график по данным Google Earth Материальное обеспечение группы Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к походам такого уровня. Рацион составлялся из расчета 600 г. на человека в день, учитывая топливо. Еду готовили всегда внутри палатки, в обычных котлах (не в скороварке) на газовых горелках. В обед кипятили чай, термоса не брали. Продуманная продуктовая раскладка — залог высокой работоспособности группы и хорошего настроения. Поэтому, складывая опыт завхоза, общие пожелания, советы опытных участников и здравый смысл, мы попытались сделать раскладку, которая позволяла комфортно себя чувствовать и не думать о еде на маршруте. Приведем здесь меню с некоторыми комментариями, но без подробного описания кол-ва всех видов продуктов (использовались стандартные нормы).
В меню были преимущественно молочные завтраки, горячий чай с перекусом в обед, мясные каши и супы на ужин. Также, участникам выдавались порции орехов, шоколада, конфет и иногда фруктовые батончики для перекуса в течение дня. В связи с использованием котлов вместо скороварки, все крупы были заменены на быстроразваривающиеся хлопья (марки Nordic, Увелка, Ясно солнышко). Исключение составляла чечевица, брали красную колотую чечевицу «Мистраль», время приготовления которой 10 минут. По желанию участников в раскладку была добавлена рыба в большем, чем обычно, количестве. Так, обед включал в себя красную соленую рыбу или колбасу, сушеную рыбу или сало (соленое и вареное), сыр, чеснок, лук, хлебцы. На ужин были добавлены супы с высушенной рыбой и курицей, что несколько облегчило раскладку (норма сушеного мяса (рыбы) в два раза меньше тушеного — 25 г/чел. на один прием пищи). Для повышения скорости передвижения и продуктивности работы группы, в сложные дни были предусмотрены мясные завтраки. На время акклиматизации (первые четыре дня) раскладка была облегчена (45 г крупы на завтрак вместо стандартных 60 и 50 г на ужин вместо 70), добавлен перетертый с сахаром лимон. В заключение отмечу, что все участники остались довольны питанием на маршруте. Записки, снятые с пройденных перевалов
Записка 1: Восточный
Записка 2: Байчечекей
Записка 3: Ак-Дувал Ложный
Записка 4: Алтынтор Восточный История «ложного» перевала При поиске пути с лед. Голубина на лед. Геофака 1Б к.т. просматривались как космоснимки, так и отчеты групп, маршруты которых пролегали в непосредственной близости. При изучении этих отчетов выяснилось, что перевал Ак-Дувал Ложный (наше название) многих вводил в заблуждение. Рассмотрим некоторые случаи.
Рисунок 5: Схема маршрутов групп, прошедших перевал Ак-Дувал Ложный с 1993 года по настоящее время. Сиреневым цветом нарисован маршрут Самборского 1993 года, красным — Букреева 1994 года, зеленым — Гладилина 2006 года, синим — наш маршрут. Оранжевым цветом изображен маршрут Деменева 2013 года, прошедшего настоящий перевал Ак-Дувал. В 1993 году группа туристов из Екатеринбурга (Свердловска) под руководством В. Самборского шла из долины реки Баш-Ала-Арча на ледник Голубина. В отчете отмечено, что подъем на перевал они начали 24 августа от морены ледника Геофака. Однако морены начинаются намного ниже ледников, а с ледника №240 стекает очень заметный ручей, вдоль которого группа видимо и поднялась. Таким образом вместо подъема на ледник Геофака и перевала Вильнюс, Самборский поднялся на ледник №240 и перевалил на ледник Голубина Ак-Дувалом Ложным. В 1994 году группа туристов из Новосибирска под руководством А. Букреева шла с перевала Алтынтор Западный на ледник Голубина. В отчете отмечено, что, спускаясь, группа преодолела два простых хребтика. Первый из них носит название Геофака. Видимо после этого Букреев решил, что он уже находится на леднике Ак-Дувал и 4 августа начал подъем на перевал. В результате вместо перевала Ак-Дувал группа прошла перевал Ак-Дувал Ложный. В отчете отмечается, что с седловины снята записка, в которой этот перевал назван Вильнюсом. Также автор выражает в выводах сомнения по поводу правильности пройденного перевала и рекомендует повысить его категорию до 2Б, если это перевал Ак-Дувал. К сожалению, эту информацию можно прочитать только в библиотеке НКТ, в Новосибирске, так как электронной версии отчета нет. В 2006 году группа туристов из Москвы (т/к Вестра) под руководством С. Гладилина шла из долины реки Баш-Ала-Арча на ледник Голубина. Судя по отчету, Гладилин, как и Самборский, поднялся 20 июля вдоль ручья на ледник №240 вместо ледника Ак-Дувал и перевалил на ледник Голубина Ак-Дувалом Ложным. В отчете отмечено, что в найденных в интернете описаниях этого перевала верхняя часть спуска пропущена. Действительно, ледового спуска с перевала АкДувал в сторону Голубина нет. В 2013 году группа туристов из Екатеринбурга (Свердловска) под руководством П. Деменева прошла перевал Ак-Дувал в обратном направлении. В отчете отмечено, что в имевшемся описании С. Гладилина упоминалось 300 метров крутого подъема на взлет перевала, что не соответствовало действительности. Группа была удивлена, выйдя на правильную седловину по пологому снежному склону. При подготовке к походу в процессе анализа космоснимков и фотографий из отчета Гладилина 2006 года у нас возникла гипотеза, что он прошел именно перевал Ак-Дувал Ложный, который мы собирались идти в связке с перевалом Тайный. Для нас наибольшую ценность представляла информация об отрожке, разделяющем ледники Геофака и №240. Мы обратились к Сергею за дополнительной информацией, однако он не нашел нужных нам фотографий. Мы чуть было не усомнились в нашей гипотезе, но все-таки нашли на просторах интернета одну фотографию подъема их группы по леднику №240 на фоне нужного нам хребтика. В итоге 7 февраля 2015 года мы сняли записку Гладилина с перевала Ак-Дувал Ложный.
Рисунок 6: Группа С. Гладилина в походе 5 к.с. 2006 года на леднике №240 на фоне перевала Героев-Антифашистов Возможно причина стольких ошибок, допущенных на этом перевале весьма опытными туристами, заключается в некачественных картографических материалах, использованных при планировании и прохождении маршрута. Ниже представлен фрагмент хребтовки, на которой едва ли можно различить ледники Ак-Дувал и №240. Что же, в таком случае мы можем только порадоваться за руководителей будущих походов по Киргизскому хребту, потому что сейчас есть не только хорошие хребтовки, но и Google Earth.
Рисунок 7: Участок хребтовки, содержащий узел лед. Голубина и лед. Геофака Смета похода
га к горелке. Так как на случай поломки специально брали с собой 3 горелки, этот инцидент никак не повлиял на прохождение маршрута, зато в очередной раз удалось убедиться в качестве китайских изделий. После похода оказалось, что купить новую горелку гораздо проще, чем починить эту. Видеоролик Видео, снятое в походе, можно посмотреть по адресуhttp://youtu.be/YuIexAdNd5E. Ссылки на отчеты
Группа выражает признательность: Нашим опытнейшим туристам Георгию Сальникову и Николаю Симонову, а также тренеру секции Владимиру Юдину за консультации по маршруту и подготовке Медицинскому работнику Екатерине Полянской за консультацию по составлению походной аптечки и готовность в любой момент консультировать по телефону во время прохождения маршрута Другу Секции горного туризма НГУ в Бишкеке Ильшату Даутову за организацию транспорта в Кыргызстане и за помощь сошедшей участнице Новосибирским туристам Олегу Мешкову, Антону Романькову, Александру Селютину и Антону Щербакову за предоставленное на время похода личное снаряжение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||