Автор: Екатерина Бирючева, г.Москва

Отчет о горном походе 3 категории сложности, проведенном на Высоком Алае горной системы Памиро-Алай с 3 по 22 июля 2021 года. Часть 2

Перевал Надежда

4568 м

ЮЗ - СВ

Характер юго-западного склона

открытый ледник с трещинами, ледопад с короткими стенками по 20 метров, закрытый ледник, заснеженный осыпной перевальный взлет

Характер северо-восточного склона

пологий закрытый ледник с небольшими крутыми участками до 20°

N 39.61433° E 71.50169°

соединяет долину Янги-Дабан и ледник Абрамова

Александровой Л.А. от 24.08.2018

Выводы и рекомендации.

Красивая, сложная и эффектная 2А за счет ледопада и возможности в нем полазить с западной стороны перевала. При желании ледопад можно обойти, но можно и пролезть. Нам удалось обойтись всего двумя веревками, но иногда их требуется больше. Также требуется высокая ледовая техника от участников для обеспечения скорости прохождения. Остальные трещины и ледопады идутся в связках. Проходить перевал рекомендуем с запада на восток, но это вопрос вкусовщины.

13 день, 16 июля

Начальная высота: 3870 м

Максимальная высота: 4210 м

Высота ночевки: 4210 м

Перепад высот: + 360 м, - 20 м

Километраж: 2,7 км

Погода: пасмурно, дождь

7.48 -8.35

боковая морена ледника, ведущего к Надежде

боковая морена с очень пологим набором, ее склоны от 15° до 70°

9.35 -10.00

ледник перед ледопадом перевала Надежда

открытый ледник с крупными трещинами, до 5°

10.10 -17.30

ледопад перевала Надежда - место ночевки

в касках, в связках, перильные веревки, ледобурная дорожка

ледопад до 90°, закрытый ледник до 10°

подробное описание в отчете

Утром вышли на гребень правой боковой морены ледника, стекающего с перевала Надежда, и пошли по гребню в сторону перевала (фото 9.1). Гребень довольно узкий, редко встречаются места, где могут два человека идти рядом (фото 9.2). Через две ходки вал боковой морены начал «разрушаться», частично сливаясь с правым осыпным бортом долины, частично полого спускаясь к леднику. Мы хотели применить наши навыки ледолазания, приобретенные в этом сезоне, поэтому мы выбрали путь через ледопад. Мы сошли вниз к леднику, связались в связки и за ходку подошли к ледопаду (фото 9.3, 9.4). Практически сразу же перед нами встал короткий участок ледовой стены (около 20 метров), обойти который мы способа не нашли. На верх участка вела косая полка, так что мы выбрали лидера и на страховочной веревке выпустили его наверх. Всего он вкрутил 6 промежуточных точек на бурах (фото 9.5, 9.6).

Лидер провесил нам три ветви перил. Страховочную веревку для лидера снимал участник, двигаясь по ней с жумаром (фото 9.7).

Далее был участок ледопада, который мы прошли в связках, иногда вкручивая буры ледобурной дорожки (порядка 300 метров, фото 9.8). В очередной раз, пытаясь распутать лабиринт трещин, мы вышли на неширокий ледовый мостик (фото 9.9), после которого виднелся примерный путь движения, но в мостике оказалось две трещины.

Первая трещина оказалась небольшой, так что все участники смогли перепрыгнуть (так как не было уверенности, что все допрыгнут, по краям трещины мы расположили буры ледобурной дорожки). А вот вторая трещина была широкой настолько, что о прыжках пришлось забыть.

Лидер перепрыгнул трещину на страховке со станции и без рюкзака. Затем мы сделали вторую станцию на бурах на противоположном краю трещины и повесили сильно провисшие перила. Остальные участники перебрались через трещину по перилам, даже не вывязываясь из связочных веревок (фото 9.10). Последний человек разобрал станцию, передал на второй берег свой рюкзак и так же перепрыгнул через трещину на страховке.

С места вторых перил был хорошо виден правый борт долины: боковая морена окончательно рассосалась, уступив место крутому конгломератному и осыпному склону. Если бы мы решили обойти ледопад по правому борту, то нам пришлось бы метров 50 попотеть на осыпном склоне, но, в целом, безопасный обход существует (фото 9.11).

Дальше мы пошли распутывать ледопад в связках и на ледобурной дорожке уже без приключений: спокойно пошатавшись вдоль трещин поперек течения ледника, мы вышли на ровный ледник. Встреченные ледовые мосты мы проходили на ледобурных дорожках (фото 9.17).

Стоит уточнить, что над ледником пошел дождь примерно в районе нашей первой перильной веревки, и шел этот дождь непрерывно, из-за сильного ветра горизонтально и вплоть до нашего выхода за пределы ледопада. Времени было уже около 17 часов, так что мы пошли к орографически правому борту ледника, присматривая себе место под лагерь. В целом, такое место мы нашли среди немного зачехленной правой стороны ледника, но место это было очень ограничено: недалеко зияли трещины, поэтому далеко от лагеря мы не уходили. Перед ужином участник вскрыл свой сюрприз - огромный шоколад. Почти сразу же выглянуло солнце, и стало ясно, что жизнь прекрасна.

Счастливые, мы пошли сушиться в палатки (кроме дежурных, конечно же).

14 день, 17 июля

Начальная высота: 4210 м

Максимальная высота: 4570 м

Высота ночевки: 3910 м

Перепад высот: + 400 м, - 710 м

Километраж: 9,5 км

Погода: пасмурно, временами солнце и дождь

9.08 -11.38

место ночевки - перевал Надежда

закрытый ледник до 10°, трещины, присыпанная снегом осыпь до 35°

потеряли кошку в снегу, возвращались

перевал Надежда

12.05 -14.40

спуск по леднику Абрамова до открытой части

закрытый ледник до 15°, в одном месте до 30°

снежное болото

17.05 -17.42

открытый ледник Абрамова - правая боковая морена

открытый ледник до 15°

17.52 -18.40

боковая морена ледника Абрамова - место ночевки

средние камни, боковая морена до 15°

Погода с утра была приятненькой, мы собрались и вышли в 9 утра. Подъем был пологий, мы шли, прижимаясь к правому борту ледника (фото 9.18) и обходя второй ледопад - маленький и практически нечитаемый под снегом). Под небольшим (с поправкой на предыдущие дни похода) ветром мы подошли к перевальному взлету (фото 9.19, 9.20), в очередной раз убедились в том, что в этом году все перевалы снежные, и вышли на седловину.

Тур на седловине оказался хорошо читаем, но, к сожалению, плотно набит чужим мусором в виде груды консервных банок. Мы оставили только одну банку, в которую спрятали записку, остальное же забрали с собой. Перед нами лежал ледник Абрамова - огромное белое поле.

Сразу после седловины перевала Надежда действительно очень хорошо виден перевал Снежный горб - к нему точно не надо идти (фото 9.26). Также после перевала Надежда есть небольший нунатак - его можно обходить с любой стороны мы обошли справа (фото 9.27).

Не сказать, что мы шли по леднику, придерживаясь какой-то стратегии: мы связались в связки и пошли примерно в направлении нашей заброски (фото 9.25). Видя крутые склоны, пытались их обойти. Один раз съехали со склона крутизной градусов 30 и протяженностью метров 20, используя альтернативные методы передвижения по снегу. Трещины на леднике встречались, и довольно широкие, были также ледопадные участки. Заблудиться на таком леднике нестрашно - путей обхода микроледопадов масса. По ощущениям, мы смогли собрать все выходы льда и трещин на своем пути, так что будущим туристам лучше заранее построить трек на карте, если они хотят идти поспокойнее.

Так-то ледник крайне пологий и относительно безопасный.

Настроение было до неприличия бодрое: солнце, огромный красивейший ледник и заброска впереди - словом, мы мчались к нашей еде на всех парах. Вокруг, тем временем, открывались панорамы ледника Абрамова: перевалы окружали нас со всех сторон (фото 9.28).

Решив, что хотим заобедать на открытой части ледника, мы припустили к ее розоватой области. Нас постигло жесткое разочарование: мы основательно вляпались в снежное болото (фото 9.30). Подобно леднику, оно жило своей загадочной жизнью: среди небольших островков сухого льда текли огромной сетью ручьи довольно большой глубины (сантиметров 30) иногда под давлением извне откуда-то из-под снега закрытой части ледника выбрасывался мощный поток воды, и он шел по ручью, толкая перед собой мешающий ему снег, словно прорванную плотину. Наблюдая разливы этого спонтанного ледохода и их масштабы, мы только очень надеялись на то, что очередной ручеек не затопит наши сушащиеся вещи на островке льда.

Благополучно просушившись и пообедав, мы уже без связок пошли по леднику прямо в направлении правой боковой морены ледника Абрамова. Забравшись на гребень морены, мы пошли вдоль него, подыскивая место под ночевку. В целом, мы даже приглядели себе пляж из снежника и озера среди камней, но потом увидели вдалеке зеленую поляну (фото 9.32). Предвкушая сухую и теплую ночевку среди цветов, мы добежали до полянки и поняли, что из наших ожиданий оправдались только цветы: поляна была сплошным болотом. Активно тающие снежники на склоне наводнили поляну почти целиком, оставив нам ровно два пятачка земли под палатки и тент. Решив больше никуда сегодня не бежать, мы сочли эти пятачки приемлемыми и поставили лагерь. В целом, нам было известно, что примерно в километре впереди есть более сухое место для ночевки, но завтра нам предстояло вернуться на ледник Абрамова, и мы решили сегодня уже никуда не идти.

Забор заброски

15 день, 18 июля

Начальная высота: 3910 м

16.29 -19.15

закрытая часть ледника Абрамова - подход под перевал Джаманкырчин Восточный

закрытый ледник до 10°

пара людей траванулись чем-то из заброски, пошли медленнее

Максимальная высота: 4350 м

Высота ночевки: 4350 м

Перепад высот: + 750 м, - 300 м

Километраж: 10,8 км

Погода: облачно с прояснениями, вечером снегопад, гроза

Наутро отправились за второй заброской. По пути прошли через метеостанцию, ну то есть через то, что от неё осталось (фото 10.1). С этим местом связана одна кажущаяся сейчас невероятной история! Станция (на самом деле она больше гляциологическая, чем метео) была построена в 1966 году. Здесь было несколько зданий и различная техника, регулярное сообщение вертолётом с «цивилизацией». В общем, комфортные условия для работы исследователей со всего Союза. Но однажды, уже после распада СССР, в августе 1999 года на станцию пришли террористы! Радикальные исламисты пробрались из Таджикистана, буквально в кроссовках перейдя перевал Гедейюлы, да ещё и с парой лошадей! Они захватили сотрудников станции в заложники, но на следующий день отпустили. А саму метеостанцию - взорвали. После этого они отправились обратно в Таджикистан, по пути захватив ещё и группу туристов. По словам участников этих событий, террористы проводили для новобранцев

«курс молодого бойца», в рамках которого и организовали данную вылазку...

(подробнее об этой истории можно почитать тут http://extremal.uz/forum/viewtopic.php?f=64&t=8295)

Далее мы поднялись на верхнюю поляну метеостанции (фото 10.2 - 10.4), как же много техники тут было! Пофотографировав и ещё раз вспомнив историю станции и связанные с ней события, наконец забрали заброску чуть ниже по склону и вернулись в лагерь.

Перевал Джаманкырчин Восточный

4530 м

ЮВ - СЗ

Характер юго-восточного склона

пологий открытый ледник, пологий закрытый ледник

Характер северо-западного склона

N 39.60197°

E 71.52407°

соединяет ледник Абрамова и ледник Джаманкырчин

Александрова Л.М. от 01.08.2018

Выводы и рекомендации.

Спокойная, хорошая 2А с небольшим элементом лазания по скальной щели на перевальном взлете. Перевал расположен на границе Киргизии и Таджикистана и соединяет два крупнейших и красивейших ледника района. Ледолазная техника не требуется.

Разобрав заброску и основательно потребив чипсы и шпроты, мы накинули наши не особо потяжелевшие рюкзаки и вышли в сторону ледника Абрамова в 13.30. Обратно мы шли каким-то другим путем, так что в какой-то момент наткнулись на лыжи, еще видевшие метеостанцию Абрамова целой (фото 11.2, 11.3). Оставив их стеречь память ушедших лет, мы спустились с боковой морены к леднику, надели кошки и пошли в направлении перевала Джаманкырчин Восточный, что так хорошо был виден с нашего места ночевки (фото 11.1). На выходе на закрытый ледник мы связались и далее уже шли в связках.

Со всех сторон на нас опять смотрели перевалы этого огромного ледника. Особо хитрого маневрирования там не было, мы просто шли примерно в направлении перевала, обходя излишне крутые склоны. Под перевальным взлетом мы встали на ночевку.

Вечером нас настигла адская гроза судя по задержке между вспышкой и громом, молнии били аккурат в хребет, который нас окружал почти со всех сторон. Ночью порывом ветра положило дугу нашей палатки, держащей тамбур, на внутреннюю палатку.

16 день, 19 июля

Начальная высота: 4350 м

подробное описание в отчете

перевал Джаманкырчин Восточный

12.10 -14.00

спуск от перевала до места обеда на леднике Джаманкырчин

закрытый ледник до 15°, на небольшом участке до 30° спуск на три такта

кто-то хотел сам себе формировать ступени на три такта, так что задержались на склоне

16.06 -17.40

подъем под перевал Подарок

закрытый ледник до 20°

Высота ночевки: 4500 м

Перепад высот: + 360 м, - 220 м

Километраж: 2,9 км

Погода: ясно, переменная облачность, адская жара

Вариантов подняться на перевал Джаманкырчин Восточный всего два: на южную и северную седловину. С востока на южной седловине крутой снежный склон, на северной - подвижная осыпь (фото 11.1).

В 10 утра на южной седловине обвалился карниз и приехал вниз лавиной (фото 11.10). Мы задумчиво оценили наши перспективы и вышли на северную седловину, осыпь которой оказалась привычно укрыта снегом.

Оказалось, что наверху северной седловины, над осыпью нужно проскрестись по узкой щели в скале примерно метров 15 (фото 11.11). После скалы уже относительно несложно по живым камням можно выйти к перевальному туру. В этом туре тоже оказалось дофига мусора, но уже в виде проржавевших баллонов с газом. Их мы тоже забрали с собой вниз.

Спуск с западной стороны перевала Джаманкырчин Восточный очень короткий, по осыпи вдоль скалы и метров 15 по высоте. Спустившись, мы все вместе посмотрели на пик 4912 (фото 11.14).

Если честно, после череды снега, дождя, ветра и вчерашней грозы мы смотрели на это упорно сидящее на пике облако и отчаянно не хотели туда идти. Понятно было, что снега будет очень много. Возможно, даже, лавиноопасно. Понятно было, что будет опять мокро, ветрено и ничего не видно. Словом, сильная мотивация была только у одного из нас, и еще семеро уверенно не хотели подниматься наверх. Мы связались и пошли в сторону перевала Подарок (фото 11.16).

Мы выбирали путь, исходя из нежелания терять высоту, однако в итоге вышли на довольно крутой склон, откуда спускались вниз на три такта. Так что если кто будет использовать наш трек в своих походах, при обходе пика 4630 лучше придерживайтесь траектории, смещенной сильнее на юго-запад метров на 150: сбрасывать все равно придется, но так хотя бы будет приятнее.

Перевал Подарок

соединяет ледник Джаманкырчин и ледник Гедейюлы

Александровой Л. от 21.08.2018

Выводы и рекомендации.

Хороший «подарок» группе, идущей поход второй категории сложности, если внезапно так ляжет нитка маршрутка. Для своей категории 1Б неожиданно, хотя и недолго требует ледолазную технику приличного уровня. Проходить рекомендуем с запада на восток, но это вопрос вкусовщины.

В 16:06, пообедав и связавшись, вышли в сторону перевала Подарок (1Б). Идем траверсом по снежно-ледовому склону, обходя снизу скальные выходы, находящиеся слева по ходу движения. Ниже виден волнистый, усыпанный мульдами ледник Джаманкырчин (фото 11.20).

Солнце печет не жалея, наконец-то дождались памирской погоды. Дабы не упороться и не получить солнечный удар, идем в комфортном темпе, периодически обтираясь снегом и попивая водичку.

Примерно к 17:00 забираемся на большую ступень перед перевалом, которую хорошо видно на фото (12.1) и с которой открывается потрясающий вид на запад (фото 12.2) и перевалы ледника Джамакырчин и в 17:40 подходим под перевал.

Перевальный взлет небольшой, около 15 м и крутизной до 70 градусов в верхней части участок льда, в нашем случае хорошенько заваленного снегом. План поледолазить вечерком провалился. Льда замечено не было, а вот снег хорошо раскис, так что была достаточно высока вероятность его схода, хотя и не в больших количествах. Сходить и лететь было куда, слева по ходу движения от перевального взлета вытаял глубокий рантклюфт. Поэтому было принято решение идти перевал утром.

Поставили лагерь под перевалом (фото 12.3), место для него было достаточно уютное и защищенное от ветра, с перевала снег на лагерь не сошел бы, так что место было признано безопасным.

На запад открывался крутой вид на перевал Гедей (фото 11.20) и ледник Джаманкырчин.

С правой (по ходу движения) стороны от перевального взлета скалы бежал маленький ручеек, поэтому выпустили участника с точки на ледорубе за водой (фото 12.3). Вечером наблюдали за грозовыми тучами где-то вдали на западе.

17 день, 20 июля

Начальная высота: 4510 м

Максимальная высота: 4520 м

Высота ночевки: 4330 м

Перепад высот: + 80 м, - 260 м

Километраж: 3,4 км

Погода: переменная облачность, снегопад в середине дня, ясно, снегопад вечером

10.15 -11.20

16.30 -17.30

выход на перевал Бокбаш Северный

закрытый ледник до 10°

Подъем в 6:00-6:30. Совместили сбор лагеря и выход, сэкономили время (нет). Отправили участников делать станцию внизу. Выкопав метр снега и не добравшись до льда, сделали станцию на ледорубе. Около 10:15 начали техническую работу. Отправили лидера с нижней страховкой, бурами (а вдруг найдет лед), и двумя ледорубами делать станцию наверху (фото 12.4).

План был следующий: часть перильной веревки на подъем и часть перильной веревки на траверс на перевал (фото 12.5).

В верхней части перевального взлета лидер таки нашел лед. Лидер сделал пару промежуточных точек по пути движения и станцию на двух ледобурах наверху, с которой повесил перильную веревку. Участок веревки на траверс был закреплен на скальном выходе перевала (фото 12.6). Следующий участник повесил второй коридор на подъем.

Также за время работы под перевалом один из участников уронил в рантклюфт свой прусик (или кордалету?). Сделали вторую станцию на ледорубе, участник благополучно спустился за прусиком. Прусик был спасен.

В 11:20 группа вышла на перевал. Это был интересный опыт необычной 1Б с технической работой, спасибо Сергею Мукаилову за то, что посоветовал нам этот перевал. В 2012 году перед выходом на седловину был жесткий бутылочный лед. В наш снежный год проблем с выходом на седловину не было.

Сразу за выходом на перевал, с его восточной части начинается ледник Гедей.

Делаем перевальное фото (фото 12.9), еще одно перевальное фото (фото 12.10), снимаем записку, поедаем перевальный шоколад, связываемся и в 12:20 выходим в сторону перевала Гедейюлы по пологому леднику.

Перевал Гедейюлы

4471 м

ЮЗ - В

Характер юго-западного склона

закрытый ледник, осыпной перевальный взлет

Характер восточного склона

N 39.59280° E 71.54883°

соединяет ледник Гедейюлы и ледник Абрамова

не обнаружена

Выводы и рекомендации.

Аккуратный, несложный перевал 1Б. Является самым простым путем через границу Киргизии и Таджикистана и включает в себя обходы трещин и ледопада в связках.

От перевала Подарок до перевала Гедейюлы мы дошли за одну ходку. Ледник пологий, несложный, так что мы просто обошли мульду между перевалами слева по ходу движения и подошли под перевальный взлет.

Здесь к нам, как всегда, пришла непогода. Резко упала видимость, повалил снег. Мы натянули тент и сели обедать. За время обеда тучи разнесло, стало опять просто облачно, и мы вышли на перевал.

Перевал и в самом деле оказался пешеходным. Категорию 1Б он имеет, если пытаться использовать его для прохода от долины до долины (на леднике Абрамова есть небольшой ледопад со стороны перевала), а не как в нашем случае. Однако же даже такой перевал доставил сложности террористам в далеком 1999 году: где-то здесь они потеряли свою лошадь в трещине. Выйдя по короткому осыпному склону на седловину перевала (фото 13.2), мы и здесь обнаружили отголоски далеких событий: проржавевший механизм с шестеренками. Туров на седловине было несколько, но все оказались пустыми. Вдоволь потусив на перевале, мы пошли в сторону перевала Бокбаш Северный.

Перевал Бокбаш Северный

4330 м

С - Ю

Характер северного склона

Характер южного склона

закрытый ледник, короткая конечная морена, трава

N 39.58907° E 71.56686°

соединяет ледник Абрамова и долину Кутурган

не обнаружена

Выводы и рекомендации.

Аккуратный, несложный перевал 1Б, включающий в себя обходы трещин и ледопада в связках. Соединяет долины Кек-Суу и Ок-Суу.

На этот перевал мы спускались, а не поднимались. Пройдя в связках по ровному снежному полю, мы вышли на седловину нашего последнего перевала (фото 14.1).

И все-таки ледник Абрамов огромен. Для своего места. Не сразу становится очевидно, что это тот же самый ледник, по которому мы шли два и три дня назад.

У перевала Бокбаш Северный оказалась очень широкая снежная седловина, и тур искать мы не стали. Потом несколько ребят поднялись на соседнюю маленькую осыпную вершинку, нашли тур, но записки в нем не было (фото 14.4).

18 день, 21 июля

Начальная высота: 4330 м

9.38 - 10.11

спуск по леднику с Бокбаша Северного на юг

11.08 - 11.44

спуск по конечной морене ледника

средние камни, морена до 15°

12.04 - 12.50

спуск по траве до поворота долины Кутурган на юг

пологий травянистый склон, потом травянистый спуск к воде до 30°

17.10 - 18.53

спуск до места ночевки

грунтовая дорога до 10°

Заночевать мы решили прямо на перевале, чтобы с рассветом полюбоваться на хребты к югу от нас. В целом, план удался: утром мы увидели не семитысячники, но белеющий далеко впереди пик Москва (фото 14.2). Видимость на Памирские хребты, конечно, в этом районе шикарная - главное, залезть повыше.

На перевале Бокбаш Северный оказалась первая и последняя ночь, где смерзлись ботинки: не одна минута была потрачена на их надевание. Хотя ночевка не была ни самой высокой, ни самой холодной.

Связались в связки и побежали вниз. Ледник неоднородный, но как идти - очевидно. Мы старались прижиматься к правому борту, потому что по отчетам справа было приятно идти.

Ледник довольно быстро закончился, мы прошли короткие моренные валы и оказались на траве (фото 14.7). Впервые за много дней нам было сухо, тепло и солнечно. Почти одновременно вместе с травой появился скот: лошади и коровы.

Мы шли по тропам скота, и они нас поднимали все выше и выше. И в один прекрасный момент на повороте долины Кутурган на юг мы обнаружили себя на довольно крутом травянистом склоне, сквозь который начали проступать скалы. Аккуратно, на цыпочках спустились обратно к реке - и нашли человеческую тропу. Так что в месте, где долина Кутурган меняет свое направление с восточного на южное, нужно идти вдоль реки.

Дальше мы уже шли по тропе широкой зеленой долины. Примерно через два километра после поворота Кутургана на юг мы по мосту перешли реку Кутурган и оказались в местном маленьком временном поселении домов на пять. В поселении были только женщины и дети, и между нами состоялся великий обмен пищи: молоко, сыр и лепешки были выменяны на сушеное манго, конфеты и чье-то так и нетронутое КП (фото 14.9, 14.10)... Дав женщине обещание прислать ей наше совместное фото в мессенджере, мы пошли дальше. Сразу от селения началась автомобильная грунтовая дорога, так что в теории можно было заказать машину прям отсюда.

На слиянии долин Кутургана и Ок-Суу находится погранзастава: нас радушно встретили сладостями, но решительно не знали, что с нами делать. В результате часовых переговоров по рации у нас сфотографировали паспорта и отпустили дальше по дороге.

Селения стали встречаться все чаще и все крупнее. Дети, если не стеснялись, получали от нас сладости. Наиль, например, отдал огромное свое КП не менее огромной толпе детей (фото 14.11).

Дойдя до местного пикникового места, мы встали на ночевку. Сразу стало видно, что мы спустились в тепло: в наших палатках хотели заночевать коровы, нашу еду пытались штурмом взять какие-то насекомые, а Наиль нашел светящуюся гусеничку. Все вокруг нас пахло цивилизацией.

19 день, 22 июля

Начальная высота: 2490 м

9.17 - 11.50

место ночевки - автобус

грунтовая дорога

День мог бы быть описан скучным «шли-шли по дороге и пришли к машине», если бы не неприятная ситуация.

Когда мы с утра уже собрали лагерь, к нам подъехала машина с толпой людей: один мужчина, несколько женщин и детей. Они нас окружили, сначала приветливо развели нас на разговор, потом шутливо стали требовать подарок, потом требовать стали настойчиво. Хватали за рюкзаки, интересовались содержимым. Не сразу до нас дошло, что это местные цыгане. Ушли мы без потерь, но и не без труда: они не особо-то хотели нас отпускать.

Ну а дальше все было прозаично: грунтовая дорога, цветущие маки, грохот реки в прижиме и мороженое в магазине рядом с тем местом, где нас забрали. Поход был окончен, и мы спешили домой!

Заключение

Хотелось бы пару слов написать про общее впечатление от похода.

Во-первых, почти для всех из нас (кроме Паши) Памиро-Алай был новым районом. Может быть, по цифрам он напоминал предыдущий наш поход на Киргизском хребте (высоты, размеры долин...), но он показался как будто взрослее, масштабнее.

Особенно благодаря ледопадам и леднику Абрамова.

Мы немного подмокли в этом районе, хотя именно Высокий Алай и Дугобу описывают районы с отличной погодой. Такая погода была примерно во всех горах этим летом, так что обижаться бессмысленно.

Хотим напоследок сказать пару слов будущим гостям этого района. Первым делом мы смело рекомендуем Ладу Хасанову как местного туроператора. Она хорошо разбирается в районе, ответственный и внимательный человек. Она также сотрудничает с Юрой Траченко, так что вопрос газа становится автоматически решенным.

С вопросом страховки, к сожалению, помочь не можем, да и разный он год от года: сильно зависит от расположения вертолетов в Киргизии. Обычно вертолет предоставляет фирма Ак-Сай, так что можно и нужно перед походом уточнять эти вопросы у нее.

Хорошо бы ехать в этот район с достаточным высотным опытом у группы. Если забрасываться неопытной группой сразу высоко в горы, то горная болезнь становится вопросом времени. В нашем случае высота 4500 на четвертый день похода оказалась избыточной. Так что идея двухдневной акклиматизации с разносом забросок мы считаем крайне удачной затеей. Из достопримечательностей рекомендуем заглянуть к метеостанции и посмотреть на оригинальные мосты каньона Кек-Суу.

Конечно, нам очень понравились ледопадные перевалы: Музыкантов, Мечта, Илликсу, Надежда. Крайне рекомендуем их при достаточной ледовой технике группы. Также в копилку к ледолазной технике можно отнести перевал Подарок, хотя он и без ледопада. А вот перевал Чапаева оставил гнетущее впечатление своей лавинной опасностью. В менее снежные годы он, безусловно, становится интересным перевалом хотя бы своей геометрией, но в снежный надо быть крайне осторожным на нем.

Очень рекомендуем к посещению сам ледник Абрамова: он очень красивый и большой для своего района.

В плане снаряжения нам пригодилось все, что мы взяли: ледорубы, ледобуры, кошки, кордалеты... О снегоступах мы мечтали только один раз на довольно крутом склоне, где, скорее всего, они не особо-то и применимы. В остальных случаях снег был неглубокий, максимум до середины икры, и это в наш снежный год! Погода была временами очень ветреная, так что палатки надо брать устойчивые к такой погоде. Спутниковый телефон Турайя с симкой МТС ловил везде, но не посылал смс-ки абонентам Билайна. Звонки проходили все. Спутниковый трекер от компании Иридиум давал нечеткие координаты в узких долинах, что является нормальной для него ошибкой (против физики нечего возразить).

В общем и целом мы готовы честно сказать, что нам район понравился. Очень надеемся, что если судьба занесет нас сюда еще раз, то погода окажется более благосклонной.

Записки с перевалов

Мы не нашли записок на перевалах Музыкантов, Илликсу, Гедейюлы и Бокбаше Северном. Записка на перевале Чапаева немного пострадала от вложенных вместе с ней мармеладок.

Краткий финансовый отчет

Общий список затрат на поход (в рублях)

Медицинская страховка от СОГАЗ

Пропуск в погранзону + регистрация в Оше

20400

Трансфер туда [БУС (Ош - Сары-Могол) + 3 джипа (Сары-Могол - Кок-Суу-Кара-Казык)]