Автор: Александр Парфёнов, Новосибирск
Пик Военных Топографов. Рабочие будни
Всю ночь посыпало снегом. Между стенкой палатки и склоном насыпало и утрамбовало снег на три четверти нашего домика. Хорошо, что мы растянули на бурах дно и запустили самку внутрь палатки: за ночь нас может подвинуть с полки.
Сегодня рельеф ИТОшный и работает снова Леха. Ему нужно доработать зеркало, подойти под нависающую бровь, зацепиться за щель в основании брови, по ней добраться до внутреннего угла, образованного гиганстским отщепом и по нему выйти на полку (надеюсь, она есть).
Примерно за час-полтора проходим обработанные перила, Ратмир и Лёха полезли, я за кинооператора. В этот День Лёха так усердствовал, что сломал пробойник, - в горах не надёжен ни камень, ни лёд, ни скала, ни фирмовое ***** железо. Но, к счастью, всё в горах можно отремонтировать с помощью армированного скотча, а если не все, - то мало взяли скотча. Примотали сверло к пробойнику и опять за своё. Угол со щелью под нависающей бровью не то чтобы прибавил скорости: кромки трещины покрыты трухой, местами живые камни. Да, это вам не Каравшин, здесь вообще от начала времен никто не был.
К вечеру выбрались на полочку, уставшие, но довольные: опять возвращаться в располагу уже не хватило бы веревок. Завтра лидирует Ратмир: рельеф вроде бы лазательный, надо ускориться: форекаст и трекер вангуют ж@пу с 5 на 6е, и полную ж@пу 7го.
И я (с ограничениями) и Леха можем передвигаться по пятёрочному рельефу лазанием в кошках, но смотреть, как лезет Ратмир, - просто песня! Кажется, он будто вообще не напрягается, только изредка в лучах слепящего солнца разглядывает, куда поставить ногу. Ещё до обеда выбрались на большую полку. Впереди опять нависание. Слева гигантский карниз, но вроде можно не рубиться, а пролезть по серии нависающих внутренних углов. До следующей полки явно не успеваем, поэтому оставляем Леху на хозяйстве: сушить подмокшие за 3 дня спальник, палатку и прочее шмотьё. До конца дня обработали две полные растянутые веревки или 5 участков по 25-30м.
Когда вечером вернулись на полку, нас ждали сухой спальник, горячее питьё и идеальный порядок. Девчонки, рекомендую: Леха))
По традиции в мой день мокрый снег и гладкая стена. И всё бы ничего, но в середине дня разболтался отремонтированный скотчем пробойник и при очередной смене рук единственный бур улетел к началу маршрута. У меня легкая паника. Неужели всё? Дюльферять, не доработав до крыши 30 метров?!
Таак… Что мы можем сделать? Пробить 30 дырок фифой и якорями, - ну вряд ли… Остаётся качать маятники: справа есть щель, заканчивающаяся под карнизом, по ней можно набрать метров 12 высоты и уйти ещё правее: там вроде есть ещё какая-то складчатость. После второго маятника удаётся зацепиться за полку, шириной в полстопы, по ней можно двигаться в подхват. Прохожу 7метров. Впереди ещё один траверс по гладкой плите, с зацепками уровня 6с, дальше хороший рельеф под свободное лазание. Предлагаю Ратмиру смениться. Леха, матерясь и бросая на маятниках точки, подходит ко мне, делает перила для Ратмира. Передаю железо, меняемся. Ратмир набирает по простому рельефу метров 10, затем перетанцовывая по микрозацепам уходит к более простому рельефу, дальше без проблем идёт вверх по расщелине, затем по камину и Эврика!,- он вышел на полку, с которой начинается скальный гребень, уже южной экспозиции.
Весь следующий день мы работали гребень. Примерно до 6520 снежно-ледовые участки сменяются V-V+ лазанием. Вишенка на торте — стометровый участок пятёрочного лазания на высоте 6500! После такого можно уже проситься в гималайские экспедиции! Когда вышли на снежные поля, тропить вызвался Лёха,- он умеет идти по лавиноопасному склону и не бояться. К вечеру 6го дня мы выбрались на западный гребень. Впереди, метрах в 300 Западная вершина Военных Топографов. А прямо перед нами великолепная, ровная площадка в мульде под скальным карнизом, — награда за 6 дней болтания ногами в пустоте.
Утром снегопад и туман. С востока ветром приносит облака, и они просыпаются на нашем пути снегом, а иногда снежной крупой, похожей на пенопласт. Только бы не успело зарядить склоны на спусковой 5А! Вначале доходим до западной вершины, снимаем записку Нилова-Головченко 2021 года. Бросаем часть снаряжения здесь, идём в молоке до главной вершины. Вязкое, тягучее пространство. Высота и 6 дней стены дают о себе знать. Передвигаю ногами как робот. А в голове, в качестве мотивации, прокручиваю меню кафешек и баров Бишкека, где официантка в морском кителе и фуражке поджигает В-52, первый, но не последний за вечер. Так доходим до участка, где гребень поворачивает и идёт вниз. В короткое окно видим Китай и ничего выше нас на Востоке. Странно, ведь должен же быть где-то тур.. Но раздумывать некогда, время и погода играют против и похоже заходят с козырей: из-под ног на склоне уже начинают сходить лавины. Идём не связываясь. После того как прошли жандарм «Зуб» и сбросили высоту, разъяснилось. Как будто даже снега здесь выпало меньше. Из тумана слева выплыла громада Победы, а справа показался Хан с нетрадиционного ракурса. На дюльферах пришлось бросать якоря. Последний дюльфер на подушку стоил нам моей новенькой динамики: веревка застряла на сложной 15тиметровой стенке, и, учитывая состояние группы, спасы веревки решили не устраивать.
На плато, перед перевалом начали проваливаться в снег по колено. На кошки налипает и с антиподлипом и без. Снова налетело облако, мы в тумане. После 2-3 шагов на ботинок приклеивается 1,5-2 кг мокрого снега. Вкупе с тропежкой и отсутствием видимости это очень замедляет. На перевальной седловине оказались только к 4м дня. Откопали рюкзак, выкопали площадку под палатку. Снег валит хлопьями. Прячем по рюкзакам все: железо, веревки, кошки. Мокрые, забиваемся в палатку. Пока готовим, несколько раз приходится вылезать, откапывать вход и борта палатки, - иначе нас просто засыпет в яме и схлопнет каркас палатки. Даа… веселый спуск завтра предстоит!
Просыпаемся в 2 ночи, кипятим, собираемся, подходим к перегибу и… никуда не идём: нет видимости, лицо сечет снежная крошка, поднимаемая ветром с долины по трамплину перевала. Ждём до рассвета. Видимость то появляется, то исчезает. В короткие разрывы намечаем конечную точку на длину веревки и спускаемся к ней, и так каждый раз. Вчера не смогли сдёрнуть веревку и поэтому сегодня последний у нас спускается лазанием с нижней страховкой. Снежные поля проходим осторожно, первый тропит, мы готовы в любой момент поймать поехавшего Леху. Склон некрутой, вероятность схода низкая, но чем черт не шутит: свежего снега выпало выше колена.
Итак, в этот, 10-й день, мы проделали 20 километров по леднику «Звёздочка», прежде чем оказались в столовой почти что родного Дома, - лагеря Южный Иныльчек, где девчонки-поварихи любезно оставили ужин и два термоса кипятка и где впервые, под завывание метели, пока осторожно и вдумчиво (как это бывает у мужчин) прозвучало слово «Огре»?!
Читать дальше >>>>>
Читайте на Mountain.RU:
|