Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Галина Терентьева, Красноярск

Самые яркие впечатления о Каравшине

Основной маршрут на который мы нацеливались изначально - Перестройка крэк 5Б, пик Слесова 4240м. Культовая трэдовая линия (та самая, ради которой полазать сюда съезжаются европейцы и американцы), 24 веревки 800м, и нам удалось пройти этот маршрут в женской двойке с Олей Лукашенко свободным лазанием лидера.

Изначально планировалось сделать это восхождение в тройке, с Женей Алексеевой, но она приболела.

Слесова находится в очень красивом ущелье Ак-Су, и конечно же, сама башня (европейцы называют Слесова russian tower) впечатляет. На подходе задираешь голову и видишь 800 м. грандиозных стен - неужели мы туда сейчас полезем? Монолит, щели, камины, распоры и даже немного техничных катушек - именно за таким лазанием мы и ехали в Каравшин.

С уверенностью могу сказать, что это приключение — самое сложное испытание которое я когда-либо переживала, и физически и морально, и до конца не было уверенности в том, что всё задуманное получится.

Если у Оли уже имелся большой опыт высотно-технического альпинизма в сильных командах, то для меня это первые настоящие горы, до этой экспедиции я не была выше 2300 (Ергаки). Оле в отличие от меня привычна и понятна сложная командная работа: принятие решений, выходы из сложившихся внештатных ситуаций, физически она привыкла находиться и интенсивно двигаться на стенах по несколько дней и более.

Да, я прекрасно понимала, что уметь лазать 7ки трэдом в комфортных, тепличных условиях - это одно, но когда ты на высоте 4 тыс. погода, твое состояние и другие факторы могут меняться непредсказуемо, и это уже совсем другая история, тут уже как повезет. Кроме того, лезть такие категории с приличным утяжелением: 2,5 набора френдов, тянуть за собой две веревки, короче это мягко говоря не совсем трэд и привычный мне скальный класс, осознавала что тут всё будет жёстче.

Работа вторым номером очень трудозатратна и местами экстремальна, рюкзак 13-15кг с биваком, участки с траверсами и контроль многих вещей одновременно. Подсознательно я понимала, что если что-то пойдёт не по плану, каждый из нас готов работать и первым и вторым, но идея фикс - пролезть маршрут свободным лазанием прочно сидела в голове.

Если бы не командный дух, подпитываемый Олиным опытом, оптимизмом и драйвом, мне было бы куда сложнее, наверное я бы и вовсе решила отступить. Слишком уж пугал дискомфорт ограничений, мокрая скала исключала возможность свободного лазания в принципе, но это ерунда по сравнению с перспективой встрять посреди стены в непогоду, все эти мысли мелькали на первой ночёвке, на плече (4я верёвка), после того как по рации нам передали что прогноз поменялся - обещают кратковременные ливни во второй половине дня. Следовательно изначальный план пролезть все 20 веревок, за один день и дюльферять сразу рано утром - становится невозможным, придется устраиваться на дополнительную ночевку, запаса еды и воды - совсем нет (в итоге на последние сутки у нас оставалось примерно 0.5л. воды на двоих).

Переносить восхожденение тоже не было возможности, ведь мы готовились, и очень хотелось испытать свои силы.

Хорошо помню что в момент моего колебания и сомнений на первой ночёвке Оля сказала: "по утрам точно ясная погода, мы успеем до дождя залезть до большой полки, почему-то мне кажется что все будет классно, надо решаться".

Две ключевые веревки 7а и 7а+ идут друг за другом (15-16 питчи) примерно на высоте 4000, к ним морально я готовилась и настраивалась на борьбу, и их получилось пролезть чисто он-сайт. Первая 7а далась надёжно, слабое нависание в начале, хорошая заклинка, но дальше был хитрый 3d выход в лежачий внутренний угол, в котором было страшно - запомнились не очень хорошие точки.

А на второй 7а+ я буквально цеплялась изо всех сил, на пределе. Вковыривала пальцы в узкую щель под одну фалангу, этот участок из серии лезь или страхуйся, внутренний угол, зацепки - они же места под тотемы, срываться очень не хотелось. Спасло пассивное ребро, на котором удалось нашарить и зажать мелочь, и чудом выйти в удобное положение, помню что долго стояла и не могла отдышаться. Да и в самом конце этого питча ещё было не просто: неожиданный траверс по лежачке с мелкими активниками в щели и плохими ногами.

Но не всё было идеально, к большому сожалению, в первый день оплошала на 10-11й верёвке 6b+/с. Недооценила этот большой вертикальный угол, нижняя часть была совсем простой, но к середине ребро, по которому лезла в откидку в одном месте как-то резко стало хуже. Чуть потеряла контроль, сорвалась пролетев три метра (Оля всегда была на чеку), точки стояли часто, пятерка - надёга. Спустилась, встала полочку, выдернула верёвку и пролезла заново этот участок. Такой эпизод немного приземлил меня, четко осознала что даже к 6б+ на этом маршруте надо относиться внимательнее.

Хочется отметить, что встречалось много интересных движений на относительно простых питчах, очень много. Разнообразие радовало: помимо вездесущих заклинок, упоры, распоры, была пара бодрых карнизиков и конечно офф-виды с каминами. Не ожидала что шестерочные веревки будут держать в таком напряжении. Особенно запомнилась красивая 250метровая щель в самом начале, верхний питч которой требовал страховаться исключительно камалотами 3 (другие не подходили), так и лезла передвигая друг за другом две тройки, но на станциях были шлямбура.

Да, почти все наши оставались в ущелье Кара Су, связь туда не добивает, но с Денисом и Мариной переговаривались практически во все часы связи. Они в эти же дни совершали первовосхождение за несколько км от Слесова. Прогноз переданный ребятами сбылся, но без предполагаемых катаклизмов.

Оба дня как по расписанию около 15.30 включали осадки. К этому времени мы успели долезть до удобной большой полки (12ая веревка) и поставить палатку, там и остались на ночевку. Усталость не успела накопиться в этот день. А в заключительный день было по-другому: после того как выложилась на ключевых семерочных верёвках, приходилось терпеть даже на простых, и эта усталость накатывала как будто бы волнами, вроде бы пролез пару веревок бодряком, а потом опять страдаешь. Под самым верхом от щелей и заклинок уже начинало подташнивать, в общем в конце темп упал и подлезли к вершинному гребню когда пошел снег и вокруг громыхало. Но снег - не дождь, пройти последние 50 метров пятерочного лазания не составило большого труда.

На вершине мы были около 5 вечера, добывать воду было опасно - не хотелось тусить там долго во время грозы. Поставили палатку, пожевали сублиматы, переночевали. На утро ещё раз полюбовались красотами и масштабами с вершины уже при ясной видимости, наковыряли и вскипятилм немного льда, и со свежей головой начали долгий спуск дюльфером по пути подъема.

Да, на предыдущем восхождении у меня уже был опыт 15 дюльферов, но там мы спускались в группе, и лично я шла в середине по готовым перилам. Другими словами, в отличие от Оли, для меня дюльфера с таких вершин - новый опыт и отдельное испытание, 20+ питчей... именно потому спускаться хотелось исключительно утром, чтобы минимизировать возможность ошибки на фоне утомления. Оля была за главного. Трудно было в это поверить, но веревки при сдергивании не застряли нигде ни разу. Спуск занял примерно 8 часов и к 16.30 на земле уже встретили испанцев, которые подходили под старт маршрута. Они преподнесли нам самый желанный подарок - бутылку воды с изотоником, кажется ничего вкуснее в жизни мы не пили. За эти три дня восхождения мы заметно усохли во всех измерениях, одежда стала сильно свободнее, мерзлявость повысилась, но иммунитет ещё не сдавал позиций.

Думаю что все сложилось удачно по ряду причин.
Каждому из нас предоставилась возможность сделать хорошо, то, на что изначально ты был настроен и к чему привык, то есть специализация.

И конечно, оптимальная форма и бодрое самочувствие. Подошли к Перестройке с хорошей акклиматизацией после ряда других восхождений: в первые дни ходили ногами на 4000, чуть выше Наковальни, провели там две ночи в палатках, потом расшевелились по нарастающей: в тройке с Женей и Олей за один (долгий) день сходили 4Б (бывшую 5А) Диагональ на Жёлтую стену и через несколько дней простую 5Б Горбенко на Асан с восточной стороны, с ночёвкой на вершинном гребне. Оба этих маршрута прошли также, свободным лазанием лидера. Кроме того, пару раз устраивали тренировки в лагере, на фингере и мувмент сейшн, и один раз даже дружно полазали траверсы-хитрушки на большом камне в лагере Кара Су. Мы с Олей захворали только по пути вниз, уже на выброске.

Хочется сказать спасибо более опытным товарищам и наставникам, которые бывали тут уже не раз (Денис, Марина, Жека), всей нашей красноярской команде и тем, кто присоединился к ней, Валерию Викторовичу Балезину который мониторил ситуацию и кормил нас самым вкусным пловом, всем кто в эти дни оказался в Кара Су, создавая дружную позитивную атмосферу и движ.

Спасибо напарницам: Жене, которая к сожалению в этот раз не смогла пройти с нами самое интересное, и конечно, Оле с ее фантастическим неиссякаемым запасом оптимизма, энергии, конского здоровья - кажется мы прекрасно сработались!

Это было мощно, эпично, незабываемо!

Экспедиция стала возможной благодаря федерации альпинизма Красноярского края и Академии зимних видов спорта.

AZTEC скалодромы и зацепы для скалолазания Сублиматы "СНЕДКИ". Еда в поход и путешествие АльпИндустрия|Красноярск

Каравшин 2023. Первопроход (первовосхождение?) 6А/6Б на безымянный пик

Каравшин 2023

Каравшин. Попова-Прокофьев. Возможно, первопроход

Успешный сезон в Каравшине для женских команд