Автор: Александр Парфёнов, Новосибирск
Обвязка и техника для транспортировки рюкзака
Я предпочитаю рюкзак массой до 15 кг транспортировать подвешенным за грузовую петлю обвязки, а не за спиной, особенно это актуально на вертикали и в безопорном пространстве (при прохождении нависания), - так можно разгрузить спину и не подтягивать себя, вместе с рюкзаком к перильной веревке при каждом движении. Если рюкзак висит на силовой петле, блокирующей пояс и бедерные охваты обвязки, это комфортнее с точки зрения нагрузки на тело, но с каждого движения теряется 12-15см хода, либо вы вынуждены каждый раз поднимать рюкзак на это расстояние одной рукой, вместе с верхним зажимом.
Поэтому я люблю транспортировать рюкзак, закреплённым на задней грузовой петле. При таком подвесе сильно страдают бока в районе тазовых косточек, но зато движение выходит правильным и экономичным. Только вот проблема, большинство обвязок не имеет задней грузовой петли, либо на ней написано 0kN.
Очевидный выход - нашить. По началу страшно: силовая петля. А потом так и не уймешь)) То же самое с дополнительными накопителями. Я, например, перенёс петли, куда я убираю лесенки и крепление молотка в верхний ярус беседки. То же самое и со слотами под каритулл: я нашил их за передней парой штатных накопителей.
Те, кто регулярно ходит в горы, особенно те, кто участвует в очных соревнованиях, понимают, что хорошо настроенный жумарный комплект - пол дела. Настройка подразумевает регулировку привязей и педалей под свой рост. Ситуацию, когда жумарный ус слишком длинный, вы повисли в пустоте и не можете дотянуться, рассматривать не будем, надеюсь такое в прошлом и все прошли через это. Актуальная задача так вымерить длины всех веревочек, чтобы жумарить максимально эффективно и быстро, чтобы ничто не путалось, не соскакивало и без потери страховки.
Мое жумарное включает один полноценный жумар, один зажим без ручки (basic), две педали к обеим ногам и привязь жумара, зашитую на жумаре и ввязываемую полусхватывающим или более сложным узлом, не стягивающим ножную и поясную силовые петли.
Привязь жумара из дайнемы, статичного материала, чтобы не зависеть от вытягивания веревки и узлов. Педали сделал из кевларового шнура, диаметром 5,5мм, с нейлоновой оплёткой. Поскольку педаль-вещь не силовая, то можно использовать сервисные карабины для встёгивания в зажим и крепления к ноге. Я предпочитаю крепить педаль в районе голеностопа, крюконоги фирмы Cheeky Salmons это позволяют. На крюконогах, где это не предусмотрено, можно крепить прямо за крючок или специальную петельку над крючком. Хотя такой способ мне не нравится, потому что больше нагрузки идёт на колено. Обычно длину педалей я выбираю так, чтобы короткую педаль можно было повесить на бедерный охват системы, а длинную на накопитель беседки.
Техника такая: на положительном рельефе жумарю с двумя педалями, делая небольшие, но частые шажки, сантиметров по 20, при переходе на вертикаль отстёгиваю длинную педаль, либо у стопы, либо отстёгиваю от устройства и креплю на накопитель.
Существенно облегчить транспортировку груза на многодневном маршруте помогает блок-ролик.
С помощью него можно вытягивать баул массой до 50 кг и более, развивая вдвое меньшее усилие (конечно не вдвое, потому что есть потери в ролике, но около того).
Механизм прост. На перильной веревке, той же, по которой вы жумарите к станции, закрепляете как показано на схеме блок-ролик, подвешиваете баул, свободный конец перил, чтобы не упустить закрепляете на себе.
Как происходит подъём груза. Делаете серию движений на зажимах (жумары), затем подтягиваете за свободный конец перил баул, закреплённый через блок-ролик. Физика для средних классов школы: проигрываем в перемещении (приходится выбирать в два раза больше веревки, чем перемещение груза по вертикали), выигрываем в силе: не слишком напрягаясь я могу выбирать баул массой 30-50 кг весь день. Главное, не давать веревкам перекрутиться, или баулу лечь под карниз.
Мы обсудили, что рюкзак на вертикальных перилах и в безопорном пространстве удобнее переносить подвешенным под собой. Теперь разберемся с подвесом.
Подвес лучше всего делать на трёх точках, так он будет меньше болтаться и тереться о скалу.
Сейчас многие рюкзаки сразу снабжены минимум двумя точками для подвешивания, на фронтальной панели. Третьей точкой может быть ручка на спинке рюкзака или лямка. Кстати, самое надёжное место для силового крепления рюкзака,- это лямки. Все остальные элементы могут быть выполнены в различной степени облегчёнными, а лямки по любому должны держать вес рюкзака.
Подвес можно выполнить из репшнура любой толщины, даже 2мм и 3мм реп, тем более сложенный втрое, будет держать нагрузку с запасом. Кроме подвеса, сделайте обязательно самостраховку, так, чтобы её можно было встегнуть, не снимая рюкзак со спины или подвеса.
|