Автор: Виктор Байбара, СПб
О Kiwi Mountaineeris в юбилейный год «Эвереста»
У меня была большая библиотека. В студенческие годы я часто бывал в букинистических магазинах, а в Публичной библиотеке Ленинграда ходил на встречи с писателями, которые тогда назывались «В гостях у библиофилов». Через много лет, когда семья уехала в другую страну и я переехал с набережной Фонтанки в небольшую квартиру, я задумался – а что будет с моими книгами без меня? И я стал скрепя сердце расставаться с книгами: передавал их в школы, библиотеки медицинских и научных институтов, театральную библиотеку. Книги по альпинизму передал в библиотеку Военного института физкультуры. Недавно передал книги М. Эрцога «Аннапурна» и В. Шатаева «Категория трудности» с автографами авторов своим друзьям в Швейцарии для Музея Альпинизма в Берне.
Но есть несколько книг, которые я никому не отдам. Одна из них – «Дневник капитана» Р. Скотта, издание 1934 года – ее подарила мне А. Е. Кирьякова, сотрудница Зоологического института АН СССР, которая вместе с создателем отечественной паразитологии академиком Е. Н. Павловским ездила в экспедиции. Тяжело переболела клещевым энцефалитом, занимаясь изучением клещей. Она дружила с моей женой – аспиранткой этого института – и однажды, в мой день рождения, принесла мне эту книгу. В одном из залов Британского музея под стеклом одной из витрин лежит и последняя тетрадь дневника Скотта, раскрытая на той странице, где умирающий полярный исследователь посылает вопль своей души через моря и океаны в далекую Англию: «РАДИ БОГА, НЕ ОСТАВЬТЕ НАШИХ БЛИЗКИХ!».
В этом юбилейном году «Эвереста», когда количество погибших восходителей на его склонах исчисляется двузначными цифрами, я снова перечитал книгу Д. Кракауэра «В разреженном воздухе» в блестящем высокопрофессиональном переводе альпиниста С. Калмыкова. После этого посчитал, что просто обязан напомнить о гидах коммерческого агентства Новой Зеландии «ADVENTURE CONSULTANTS», которые приложили много усилий для продвижения проекта «ЭВЕРЕСТ» НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ЭЛИТНЫХ АЛЬПИНИСТОВ. Я их знал. Эверест дарил им и счастье, и горе при восхождениях с горовосходителями из разных стран.
В 1986 году три новозеландских альпиниста Gary Ball, Colin Monteath и Bill King прилетают в Москву, где их встречает представитель МАЛ Николай Черный, и затем они направляются в МАЛ «Памир» с планом подняться на пик Коммунизма с Поляны Москвина. В этом сезоне я был начальником филиала МАЛ «Памир» в этом месте. Познакомились, провели стандартную консультацию по району. Эта команда, где лидером был G. Ball, не сразу определилась с маршрутом на пик Коммунизма и подумывала о подъеме по маршруту Черного. По нашей рекомендации для акклиматизации они ушли на пик Четырех. Уже в сумерках, когда хотели ставить палатку, неожиданно встретили группу наших туристов, где был заболевший. Новозеландцы сразу изменили свои планы и подключились к транспортировке больного вниз. В 4 часа утра они привели-принесли туриста на Москвина, где ему дали кислород. В этой группе, кажется, с Урала, была врач, которая у меня училась в Первом мединституте в Ленинграде. Она мне сказала, что ее удивило, как быстро Gary Ball назвал диагноз больного – отек мозга – и скомандовал: «Скорее тащим вниз!». Утром вертолет увез туриста, а альпинисты страны KIWI из-за нарушенного графика акклиматизации приняли решение подниматься на пик Коммунизма по маршруту Бородкина. Когда они стартовали, я ушел с ними до первого лагеря. Дальше я идти не мог – мне нужно было быть в базовом лагере. Но благодаря этому выходу я попал в рекламный журнал «ADVENTURE CONSULTANTS», где было несколько прекрасных снимков, связанных с пиком Коммунизма, которые сделал Colin Monteath.
На переднем плане Gary Ball
Для меня поведение новозеландцев в ситуации с туристом – это индикатор морального альпинистского профессионализма, и это стало основой моих дружеских связей с ними в последующие годы. G. Ball после возвращения домой с Памира посылает мне письма, сообщая мне о своей работе гида на Эвересте с Rob Hall и о своих многочисленных восхождениях по всему свету. Зная о моей мечте побывать в Антарктиде, он пишет, что поедет туда со мной, если я приму решение о поездке.
В 1987 году Роб Холл организует первую международную встречу альпинистов в национальном парке Mt. Cook. Из СССР приезжают 4 человека: представитель МАЛ Ю. Райский и альпинисты Л. Добровольский, В. Шатаев и В. Иванов.
Роб Холл, Л. Добровольский, Ю. Райский, В. Шатаев, В. Иванов
В жизни горных гидов много непредсказуемого. Это коснулось и Gary. В октябре 1993 года он отправляется вместе с Rob Hall для восхождения на Дхаулагири. Во время восхождения у Gary случился отек мозга, от которого он умирает 6 октября на большой высоте на руках Холла, который похоронит его, спустив тело в трещину. Рядом были жена Холла Jan Arnold и альпинистка Helen Wood.
Письмо от родителей Гэри
G. Ball, C. Monteath, V. Baybara, B. King – поляна Москвина, МАЛ «Памир»
Для меня Дхаулагири – это гора печали. В 1990 году не вернулся с вершины и тоже в октябре мой друг Дайнюс Макаускас («Легенда о Макайбаре или в Антарктиду 19 лет спустя»).
Я по натуре не очень контактный человек, но, когда погибают альпинисты, всегда думаю об их родственниках и по возможности стараюсь морально поддержать их. Мое отношение к «Дневнику капитана» Скотта отнюдь не спонтанное. Робу Холлу я написал соболезнование в связи с потерей его друга. Роб, как истинный профессионал, осознающий риски своей профессии – как физические, так и материальные – продолжает руководить «Adventure Consultants» в одиночку. Он пишет мне о своих планах, приглашает в Новую Зеландию и Антарктиду для восхождения на Mt. Vinson.
Наступил 1996 год, и сезон восхождений на Эверест оказался жутко трагическим. Об этом много написано. Для меня лучшее изложение всех событий – в книге Кракауэра «В разреженном воздухе» (тот, кто не приемлет эту книгу, должен задуматься – а была бы написана книга «Восхождение» А. Н. Букреева и Г. В. де Уолта, если бы не была написана книга Кракауэра?). Мне кажется, что перед поездкой в составе коммерческой экспедиции неподготовленным участникам следует прочесть книгу Кракауэра.
Роб Холл послал мне из базового лагеря под Эверестом открытку, которую я получил УЖЕ после трагических событий.
После гибели Роба директором «Adventure Consultants» становится его соратник – высокопрофессиональный гид, классный альпинист Guy Gotter, от которого я получил письмо.
В 1999 году, когда в Новой Зеландии была зима, я отправился туда, чтобы в одиночку подняться на Mt. Cook. Моя самоуверенность подвела меня. Плохо подготовился: не изучил особенности погоды, не был готов к тому, что в это время бывает много снега. В первый же день подъема я выдохся через 4 часа, и состояние снега было таково, что меня могла накрыть лавина. Принял решение спускаться на ледник и попрощаться с горой. И все же в свой день рождения поднялся на бесснежную вершину в другом регионе. У меня оставалось время, и я поехал к жене Роба (перед смертью Роб Холл попрощался с беременной женой по спутниковому телефону). Их дочери Sarah было около 3 лет. Я привез ей сувениры. Дом закрыт. У дома отпечатки ладони и подошвы стопы Sarah. В окне портрет Холла. Подходит соседка и говорит, что пару дней назад Jan Arnold с дочкой улетели в Канаду. Прошу соседку передать сувениры.
Жена Роба Jan Arnold с дочкой
Член группы новозеландцев, приезжавших на Памир в 1986 году, Colin Monteath – журналист-фотограф и альпинист – очень тепло встретил меня в своем доме. У дома – нарты, старые лыжи, каяк. Первое, на что я обратил внимание – это на его библиотеку. ФАНТАСТИКА!! Книги по Антарктиде и о горных районах нашей планеты. И множество изумительных фотографий. Антарктида – это его жизнь. Colin подарил мне свою книгу «Hall+Ball».
Смотрим его отличные слайды по Памиру. Его фотографии есть в журнале «GEO», №9, 1998 год.
Colin рассказывает, что его жена сейчас в Лондоне с Э. Хиллари – помогает с изданием его книги. Вспоминаем Роба и Гэри. Говорит, что родители Гэри ждут меня. Colin передает мне записку с телефоном Jan Arnold в Канаде, которая просит позвонить ей ночью.
Было очень трудно при встрече с матерью Гэри Mary и отцом Des первые минуты. Они ждали меня, и чувствовалось, что они были тронуты моим визитом. Показывали фотоальбомы с Гэри и рассказывали о нем. И, хотя прошло много времени после гибели Гэри, разговаривать было нелегко. У него осталась дочь. Она инструктор по горным лыжам во Франции. При прощании оставляют добрые слова на книге «Hall+Ball».
С Des Ball, отцом Гэри
В 2004 году я получил от Guy Gotter статью из газеты N. Z. HERALD.
Мемориал G. Ball в Новой Зеландии
В 2005 году директор фирмы, где я работал, зная о моем увлечении альпинизмом, сказал мне, что оплатит мою поездку в горы. Я его об этом не просил. У меня было два варианта: Эверест и Антарктида. Я принял решение – Mt. Vinson, Антарктида. В 2006 году осуществил свою мечту и поднялся на эту вершину. Это случилось через 34 года, как я прочитал «Полярные были» В. Санина, посвященные А. Ф. Трешникову, нашему легендарному полярнику, академику, с которым я встречался. А. Ф. Трешников подарил мне свою книгу, которую несколько лет назад я отдал Сергею Калмыкову – он до того, как перевести Кракауэра, совершал прекрасные восхождения с В. Мошниковым.
В Антарктиде познакомился с гидом «Adventure Consultants» Dean Staples, нам было, о чем поговорить.
С Robert Stein (USA) после восхождения на Mt. VINSON
В 2011 году я лечу по маршруту Тель-Авив – Франкфурт – Сингапур – Крайстчерч с тем, чтобы показать моему внуку прекрасную страну Новую Зеландию, с которой меня связал альпинизм. В аэропорту называю таксисту отель, и он, в недоумении от такого заказа, говорит, что не может туда отвезти. Выясняется, что после землетрясения отель не работает, так как оказался в зоне разрушения. Отель оплачен. Звоню гиду Dean Staples, и снова сюрприз – он отвечает мне… из Антарктиды! Чудеса цивилизации! Памятник Р. Скотту в Крайстчерч (копия памятнику, установленному в Лондоне) возвращает меня к экспедиции Р. Скотта, о которой рассказываю моему внуку.
В моей квартире у входной двери можно увидеть фото Гэри и Роба, которые вошли в мою жизнь благодаря целому ряду обстоятельств, о которых я рассказал.
Читайте на Mountain.RU:
|