Автор: Роман Шилин, г. Дзержинский

Отчет о горном походе 5-ой к.с. по Центральному Памиру совершённом с 29.07 - 29.08.2022 г. Часть 2

Перевал Абдукагор

День 14. 13 августа

3:00 Подъем дежурного. 6:00 Выход группы. Ясно.

Начинаем движение по центру ледника в сторону перевала Абдукагор.

Все трещины обходятся по краям или по мостам. За пять переходов доходим до условной точки перевала. Время 9:20. Ничего примечательного на данном участке пути нет. Тура тоже нет.

Ледник Федченко, подход к перевалу Абдукагор

Группа на перевале Абдукагор (2А, 5075)

Пройдя в. Сент-Экзюпери, в обход трещин пробираемся к гребню пика Малыш. Из этой точки начинается спуск в обход ледопада.

Трещин много, сбрасываем высоту и постепенно, после уменьшения разрывов, уходим к правому борту ледника. Там необходимо попасть в ранклюфт и по нему уже спускаться дальше. Ориентиром служит огромный белый камень. Прохождение ледопада не самое простое, есть где поплутать. Но мы использовали трек с прошлого года и память руководителя. Поэтому достаточно быстро дошли до необходимого места.

Обход разрывов, перед началом спуска, под пиком Малыш

Траектория движения после окончания разрывов на спуске

Место спуска в ранклюфт

На против большого камня, в углублении скалы, делаем станцию на крючьях. Вешаем одну веревку. Сначала она идет по ледовому склону, потом обходит провал и выводит на камень-трамплин. Он высотой 1,5 м, надо прыгать. Обходить снизу менее приятно. Рюкзаки принимаем отдельно. Девочкам помогаем спуститься. В 14:15 группа в полном составе внизу.

Веревка в ранклюфт, в обход провала

Камень трамплин

Снимаем кошки и дальше идем ножками. Движение по ранклюфту. Выходим на морену, под нависающим ледником. Пройдя его, сбегаем в моренный карман и встаем на обед. Время 15:20. На месте обеда, находим памятную табличку. Вода есть, но пришлось ее поискать.

В 17:25 выходим с обеда и идем вниз к нашим зеленым ночевкам. Как только оказываемся на травянистом склоне, надо не упустить заход в кулуар, который выведет в моренный карман. Почти сразу после выхода из кулуара будут первые места под стоянки. Здесь протекает ручей, но мы идем на нижние стоянки.

Подход к месту спуска

Заход в устье высохшего ручья

19:30 За две ходки по 55 минут доходим до лагеря. Начинает темнеть. Но самое большое разочарование, это высохшее русло ручья, протекающего мимо лагеря! За водой приходится возвращаться обратно около 15 минут.

Выход к лагерю

Выводы: Перевал Абдукагор соответствует категории 2А. Имеет большую популярность среди туристов из-за своей логичности и простоты. Рекомендуется для прохождения в походах 3 к.с. и выше. Основная сложность заключается в прохождении ледопада и поиска пути в нём.

Общая характеристика четырнадцатого ходового дня

15,4 км

8 ч 40 мин

13 ч 30 мин

3951 м

5079 м

254 м

1189 м

День 15. 14 августа

Сегодня по плану забор заброски с геологической базы Дальнее. Девочек оставляем в лагере восстанавливать силы, а четверо мужиков выходят из лагеря в 8.00. Погода ясно.

Спуск за заброской можно поделить на 3 этапа:

Первый, это проход по моренному карману до реки стекающей с ледника Шумный.

До 12 часов она проходится по камушкам. А вот потом уже будет необходимо обходить по леднику.

Переход реки, стекающей с ледника Шумный

Второй, это спуск по карману между ледником и мореной до выхода на ровную поверхность. Здесь идется по среднему и большому курумнику. Прекрасно, как по ступенькам.

Третий, это перегон по зеленке с постоянным поиском троп и дорог, которые постоянно теряются.

До заброски приходим в 11:40. Быстрый перекус, фасовка и возвращаемся обратно. Время выхода 12:45.

В 16:10 поднялись до реки с Шумного. Уровень воды поднялся и перейти ее стало проблематично. Обошли по леднику. После этого, необходимо сразу начать подниматься по конгломератному склону на гребень морены и падать обратно в карман. Потому что дальше склон будет более крутой и сложный.

Обход реки с Шумного по леднику

В 18:50 вся группа в лагере. Отдыхаем.

Общая характеристика пятнадцатого ходового дня

17,4 км (8,7 км в зачёт)

8 ч 15 мин

10 ч 50 мин

3194 м

3953 м

928 м

Третья часть. Высотная. Перевал Ребро (3А, 5450)

День 16. 15 августа

Сегодня по плану полуднёвка и подход к леднику Каскадный. 14:50 выходим с м/н. Поднимаемся на правобережную морену ледника Абдукагорский. Спуск по конгломератному склону средней сложности. За 20 минут вышли на ледник. Начинается дождь.

Линия движения группы при пересечении ледника Абдукагорский

Спуск с маренного гребня по конгломератному склону

Начинаем его распутывать, придерживаясь направления к леднику Каскадный. Полностью его пересекать не стали, шли ближе к центральной части. Ориентируемся на рыжую часть зачехленного ледника.

Направление движения к леднику Каскадный

Упёрлись в ледовые вымоины и провалы, по которым течёт река. Уходим правее по ходу, прижимаясь к леднику с пика Дорофеева. Таким образом обходим все препятствия и разломы.

Обход ледовых промоин ручья, преграждающего дорогу

В 17:50 встаем лагерем на последней осыпной морене ледника Каскадный. Здесь имеется много песка для строительства и есть вода рядом. Как показал следующий день, решение было правильным, на верхней ступени ледника с водой были проблемы.

Общая характеристика шестнадцатого ходового дня

3,6 км

2 ч 30 мин

3 ч 00 мин

3952 м

4124 м

175 м

5 м

День 17. 16 августа

2:30 Подъем дежурного. 5:15 Выход из лагеря. Ночью шел дождь со снегом.

Пересекаем маренный вал по большим камням и подходим под ледовую ступень ледника Каскадный, на которую необходимо взобраться.

Траектория движения от м/н к началу подъема на гребень перевала Ребро

Забравшись на его верхнюю часть начинаем распутывать трещины и двигаемся влево к началу перевального взлёта. В 6:15 подходим к месту начала подъема.

Ранний выход обусловлен тем, что необходимо, как можно быстрее пройти камнеопасный участок и зайти в кулуар, ведущий на гребень.

Подъём до нужного кулуара и точки остановок команды

Начинаем подъем по снежнику, после которого выходим на участок с травой, пробивающейся сквозь камни. Потом, по мелкой и средней осыпи, в сторону нужного нам кулуара. Здесь нужно быть внимательным и не перепутать их! В прошлом, в одном из соседних кулуарах произошёл НС. Будьте внимательны.

Начальный участок подъёма

7:55 Делаем первую остановку на склоне. Прячемся под скальной стенкой, в безопасном месте.

10:00 Делаем вторую остановку, не много не доходя до поворота в наш кулуар. Также прячемся под защитой скальной стенки. Начинается дождь, садится туман. Ждем просветления. В 9:55 начинают лететь камни, но мы уже прошли самое опасное место.

Вторая точка отдыха

Участок между первой и второй точкой отдыха. Траверс склона

Как только появилась видимость, заходим в наш кулуар и начинаем по нему подъем. За 1:50 минут доходим до ребра. Кулуар протяженный, не сложный, но утомительный. Средняя и мелкая осыпь. От места выхода на ребро проходим не много наверх и упираемся в скальный бастион, который обходится с правой стороны. Время 12:20, делаем обед, а лидеры отправляются провешивать и разведывать путь. Провешиваем 3 веревки. Участок интересный, как технически, так и по впечатлениям после его прохождения.

Кулуар, выводящий на гребень

Обход первого бастиона

Первая верёвка

В 17:50 группа в полном составе на гребне. Удобных и подготовленных площадок нет. Строим свою. Позже, чуть выше на склоне, мы нашли площадку под одну палатку. Но наш пик влез бы на неё с трудом. С этого места, как раз начинается обход второго бастиона.

Места для установки палатки между первым и вторым бастионами

Лагерь на гребне, фото сделано со вторых мест под палатку

Общая характеристика семнадцатого ходового дня

3,0 км

8 ч 40 мин

12 ч 35 мин

4139 м

5017 м

917 м

43 м

День 18. 17 августа

4:00 Подъем дежурного. Завтракаем. На улице дождь со снегом. Решаем, что лидеры пойдут провешивать веревки без рюкзаков. В 6:00 лидирующая связка выходит на обработку склона в обход второго жандарма. За два часа провесили 2 веревки.

Начало обхода второго жандарма

Первая идёт траверсом, по ней группа движется на скользящем карабине.

Вторая в лоб, по снежному склону, крутизной до 40°

В 11:00 группа в полном составе на полочке.

Траверс к снежному склону

Дальнейшее движение идет по скальному контрфорсу на гребень. Возможно, имеет смысл провесить здесь еще две веревки, для подстраховки, т.к. на пути будет пару неприятных мест, которые мы прошли на личной технике, спортивным лазанием.

Фото с полочки, после снежного подъема, в сторону кулуара, ведущего на гребень

Характер рельефа, ведущий на ребро

Перед самим выходом на гребень вешаем одну веревку по снежно-ледовому склону и еще одну в обход скального выступа на гребне, выходим на снежное ребро. В 14:30 устроили быстрый обед.

Финальные веревки в обход второго жандарма

Гребень широкий, для прохождения удобный. НО двигаться по нему необходимо в связках, потому что выше, будет один участок, где гребень сужается и есть вероятность срыва участника. Склон там крутизной 45°, длиной метров 7, а выводит он на маленькую каменную полочку, которая оканчивается обрывом.

Общий вид гребня, ведущего под перевал

Короткий участок сужения гребня

Пройдя этот участок, спускаемся на широкую снежную поляну, на которой можно разместить множество палаток. Решаем встать на ней лагерем, а одну связку отправить провешивать подъем на ледовый пупырь. Время 16:40.

Общая характеристика восемнадцатого ходового дня

1,0 км

7 ч 10 мин

10 ч 40 мин

5013 м

5279 м

294 м

34 м

День 19. 18 августа

4:00 Подъем дежурного. 6:30 Выход из лагеря.

С вечера было провешено 2 верёвки. Начинаем по ним подъем, а потом ножками выходим к большой трещине, последнему препятствию перед выходом на перевал.

Выход на снежно-ледовый пупырь

Место ночёвки на гребне

В 7:50 первая связка подошла к верхней большой трещине и начинает её обходить. Вешаем 2 веревки в левой части бергшрунда. Половина идет через трещину по мостам, вторая половина на склон. И еще одна веревка на полную длину, выводит прямо к перевальной седловине. В теории, в более снежный год, возможен проход и с правой стороны, но снежный мост там показался ненадёжным.

Обход верхнего берга

Финальная веревка на седловину

В 10:10 группа в полном составе на перевале Ребро (3А, 5450 м). Здесь на скале мы находим 2 турика. (второй в последствии разбираем, чтобы не путались будущие путешественники).

Снимаем записку т/к МГУ, под руководством Артёма Мартьянова, от 9.08.2021. И записку группы туристов МО, под руководством Мартынова В.В., от 24.08.2011.

Группа на перевале Ребро (3А, 5450м)

10:30 выходим в сторону ледника Федченко и Большой Фирновой Мульды.

Ради следующих двух-трех дней пути, мы брали с собой снегоступы. Но в этом случае, снежная обстановка сыграла нам на руку, и мы ими не воспользовались.

Направление движения к БФМ

Спуска с перевала, как такого нет. Плавный сброс высоты по закрытому леднику. Трещин нет. Идти не сложно, но высота и палящее солнце высасывают все силы.

За три перехода по 40 минут доходим до середины ледника Федченко и встаём на обед.

Вид на перевал со стороны БФМ

В 15:40 выходим с обеда и идем в сторону перевала Паустовского. Движемся в связках и любуемся невероятными красотами вокруг. Никакой сложности в данном перегоне нет.

За две ходки доходим, практически до начала подъема, который выводит к ледопаду. 17:00 лагерь.

БФМ

Выводы: Перевал Ребро соответствует образцово показательной категории 3А. Очень интересный и технически разнообразный. Рекомендуется к прохождению в походах 5 к.с.

Общая характеристика девятнадцатого ходового дня

7,4 км

6 ч 50 мин

10 ч 30 мин

5183 м

5453 м

270 м

282 м

Перевал Паустовского (3А, 6228)

День 20. 19 августа

4:00 Подъем дежурного. 7:00 Выход группы. Ясно. Температура 16° Начинаем движение в сторону перевала Паустовского. Не много набираем высоту и подходим под ледопад. Он обходится слева по ходу.

Траектория движения к точке обхода ледопада

8:50 Подошли под начало взлёта. Подъем осуществляем в связках. Крутизна склона местами до 35° За 45 минут ЧХВ выходим на верхнюю часть ледопада. Снега мало, шли зигзагами, обходя трещины.

Возможно более логично идти сначала до второй трещины, потом до третьей трещины, а там уже искать проход и выходить на выполаживание.

Линия движения группы при обходе ледопада

Продолжаем движение в цирк перевалов Паустовского и Омара Хайяма.

Идётся тяжело. Солнце сильно печёт.

Направление движения в сторону перевала, после прохождения ледопада

Подход к точке начала подъема на перевал

С 13:30 16:15 Обедаем. Дальше идём до перевального взлёта. На протяжении всего пути закрытый ледник. 17:50 Лагерь.

Место ночёвки, под перевальным взлётом

Общая характеристика двадцатого ходового дня

5,9 км

6 ч 00 мин

10 ч 20 мин

5284 м

5954 м

669 м

0 м

День 21. 20 августа

Траектория движения группы по снежной лопате, на перевал Паустовского (3А, 6188)

4:00 Подъем дежурного. Туман, видимости нет. Ждём просветления.

7:40 Выход группы.

За 15 минут прошли дюну, ведущую к перевалу Омара-Хайяма, и спустились к началу подъема по снежной лопате, ведущей к перевалу Паустовского.

Выход к снежной лопате

Сделав ходку в 30 минут, опять сел туман. Приходится ждать и просматривать дальнейшую траекторию движения. Через 30 минут продолжаем подъем. За 40 минут подходим ко второму снежному пупырю. Он достаточно крутой, крутизна до 40° Снега по колено.

Выход к началу подъема по снежной лопате

Забравшись на него, нас ждет еще один небольшой подъем, который выводит к большой забитой трещине. Проходим ее тактикой «связка по связке».

Лидер, при прохождении забитого бергшрунда

После прохождения берга, идет спокойный выход на основную седловину перевала Паустовского. В 11:10 группа в полном составе на седловине. Снимаем записку группы Мартынова В.В. от 26.08.2013 (Руководитель был участником данного похода).

Основная идея прохождения данного перевала, была в поиске самого оптимального пути, на который можно затратить наименьшее количество сил. Поэтому, вместо того, чтобы повесить 4 веревки на спуск, мы начинаем траверсировать склон к условной седловине Овчинникова/Рыжанкова, которая находится левее.

11:40 - Старт группы. Траверс идет по западной стороне гребня. Сначала выходим на заснеженные скалы, после них попадаем на снежно-ледовый склон, крутизной 30 40° На этом отрезке, можно провесить верёвку, для подстраховки. В нашем случае уровень личной техники участников был достаточен, для прохождения в связках. Что мы и сделали, перекидывая верёвку, через выступающие скальные отроги.

Траверс от основной седловины к альтернативной

В 12:30 группа в полном составе на альтернативной седловине перевала Паустовского. Тура нет. Свой делать не стали. Высота 6228 м. Есть места под палатки, воды нет.

(Групповое фото сделать забыли)

В 13.50 начинаем спуск. Практически от самой седловины вешаем веревку через верхний бергшрунд. (При просмотре снизу видно, что возможно, можно было его обойти слева, метрах в 50 70 от седловины). Далее уходим влево по ходу и упираемся еще в один разлом. Здесь кидаем еще одну веревку. Средняя крутизна склона 25 35°

Две веревки, при прохождении бергшрудов

После сбора группы, продолжаем движение влево, обходя следующий разлом. После него забираем строго вниз. Упираемся в нижние разломы. Но здесь нам удается их пройти справа по ходу, без провешивания перил. Выходим на выполаживание. Время 17:00.

Линия движения группы, после второй веревки

Сделав еще одну ходку, уйдя подальше от склона, разбиваем лагерь. Время - 17:40.

Траектория спуска группы с перевала Паустовского (3А, 6228)

Выводы: Перевал Паустовского соответствует слабой 3А. Нами было провешено не так много веревок, за счёт высокой личной техники. При других условиях, группы могут провесить минимум на 3 веревки больше. Если проходить данный перевал на подъем, то можно вообще не провесить ни одной веревки, главное правильно выбрать линию движения. (Что сделала группа Мартьянова в 2021 г., и группа Овчинникова соответственно.) При спуске, сделать это более проблематично. Сам спуск оказался более изнуряющим и тяжелым физически, нежели провешивание четырёх веревок по ледовому склону с основной седловины. Отсюда следует, что на спуск, лучше дюльферять, а подниматься можно по снежному склону, через альтернативную седловину.

Общая характеристика двадцать первого ходового дня

3,7 км

6 ч 30 мин

10 ч 40 мин

5763 м

6226 м

357 м

546 м

Связка перевалов Бартанг + Железнодорожников (2Б, 5420)

День 22. 21 августа

4:00 Подъем дежурного. 7:00 Выход группы. Ясно, ветрено.

На вечернем дежурстве мы решили подсчитать какое количество бензина мы имеем в распоряжении. И оказалось, что на следующие 5 дней, у нас осталось 1,3 литра. Что катастрофически мало, учитывая, что следующие 2 3 дня мы будем находится в зоне, где воду придется топить. Взвесив все ЗА и ПРОТИВ, было принято решение отказаться от перевала Челябинцев (3А) и как можно скорее сбегать вниз. Запасным вариантом была связка перевалов Бартанг + Железнодорожников (2Б, 5420 м). Так мы экономим один день и появляется возможность найти воду. Что мы успешно и сделали.

От м/н мы выдвинулись по леднику Грум-Гржимайло, в сторону перевала Бартанг. Шли по закрытому леднику, придерживаясь левого борта.

Движение по леднику Грум-Гржимайло

По мере приближения к скальному выступу, крутизна склона увеличивается, а значит начинают появляться трещины. Осмотревшись, мы понимаем, что слева прохода нет. Поворачиваем направо и выходим на центр ледника.

Грум-Гржимайло сильно разорван. Приходится очень много петлять, т.к. не все трещины можно перепрыгнуть или обойти по мостам.

Обход ледопада, выход к озеру и путь на перевал

Наконец, распутав все лабиринты, мы спустились к ледовому озеру.

Выдолбив лунку смогли пополнить запасы воды.

Дальнейшее движение было напрямик к перевалу. Поднимаемся на снежную дюну, траверсируем её под снежно-ледовой стенкой справа по ходу, чтобы сильно не сбрасывать высоту и подходим к перевальному взлёту.

Подъем пологий 10 20°

В 12:00 группа на перевале Бартанг (2А/2Б, 5420 м) - в зависимости от вариантов выхода в долину Хабарвивхац. Седловина широкая. Воды нет. Тур находится слева на скалах.

Сняли записку группы туристов г. Казани, под руководством Дмитрия Мансурова, от 31.07.2022 г.

Группа на перевале Бартанг (2А*/2Б, 5420 м)

Спуск проходит вдоль скал слева по ходу. Начинается практически от перевального тура. Идём по кальгаспорам, как по ступенькам. Очень комфортно. Движемся в связках, это хоть не очень удобно, т.к. веревка постоянно норовит зацепиться, зато гораздо спокойнее, ведь склон местами до 35° Спускаясь ниже, кальгаспоры уже не ледяные, а снежные, нужно быть внимательным при их прохождении.

Спуск с перевала Бартанг, фото от перевального тура

В определённый момент, упираемся в ледопад. Разломы большие и не проходимые. Здесь необходимо уходить левее по ходу под скальные выступы. Отсюда есть два варианта выхода. Первый это идти еще левее и искать обход берга по мосту. С нашей снежно-ледовой обстановкой, это затруднительно, т.к. много мест с открытым льдом. Второй провесить одну верёвку. Спрятавшись под защитой скальной стенки, решаем провесить перила. Выставляем наблюдателя, есть следы падения камней.

Перила через трещину

В 15:20 сдергиваем веревку и продолжаем движение вниз. Выходим на ледник Башурвдара. Он еще более разорван. С трудом находим подходящее место под палатку, недалеко от лужи с водой. В 16:30 ставим лагерь.

Траектория движения группы при спуске с перевала Бартанг

Фото перевала Бартанг, с ледника Башурвдара

Общая характеристика двадцать второго ходового дня

5,9 км

6 ч 00 мин

9 ч 20 мин

5284 м

5954 м

669 м

0 м

День 23. 22 августа

4:00 Подъем дежурного. 7:00 Выход группы. Погода снег, дождь, туман. Видимость 400 м.

Двигаемся по разорванному леднику. Поворачиваем за скалу направо по ходу. Мы не стали сбрасывать высоту на основание ледника, а продолжили движение, траверсирую склон по его верхней части.

Дошли до начала подъема к перевалу Челябинцев. Решение не спускаться вниз было верным. Внизу ледник сильно разорван. Из этой точки, мы плавно спускаемся на основание ледника, ведущего к перевалу Железнодорожников.

Время 8:20.

Траектория движения в обход разрывов в нижней части ледника

Перевал Челябинцев (3А, 5482 м)

Дальнейшее движение идет по закрытому леднику, крутизной 5 10°

Проходим два лавинных выноса с гребня пика Советских альпинистов и останавливаемся перед перевальным взлётом.

Перевальный взлёт

В 11:00 группа в полном составе на перевале Железнодорожников (1Б, 5175 м).

Поднимались по склону траверсом. В верхней части есть пара трещин, которые без проблем обходятся. Седловина снежно-скальная. Возможно поставить пару палаток. Воды нет.

Сняли записку группы турклуба МГТУ им. Баумана, от 21.08.2019, под руководством Болотина Игоря.

Делаем ранний обед.

Группа на перевале Железнодорожников (1Б, 5175 м)

В 13.00 начинаем спуск с перевала по скально-осыпному склону. За 15 минут сбегаем вниз. Связываемся, т.к. дальнейшее движение по разорванному леднику.

Западный склон перевала Железнодорожников

За 40 минут ЧХВ доходим до нужного спускового кулуара. Двигались по левому борту ледника. Строго по границе скал и льда. Таким образом обошли все трещины.

Движение группы к нужному кулуару

В 14:25 начинаем спуск. Кулуар не крутой, идется хорошо, но местами есть участки, которые проходятся спортивным лазанием. В 15:00 подходим к «водопаду», здесь необходимо провесить одну веревку. В 15:50 вся группа внизу, продолжаем движение.

Спусковой кулуар

Верёвка по «водопаду»

Буквально через 5 минут упираемся в еще одни скальные сбросы. Их начинаем обходить сверху, слева по ходу. Потом по выступу уходим вправо, полтора метра спортивным лазанием с гимнастической страховкой и обратно в левую часть по полочке. Это место проходили без рюкзаков и помогали на спуске. Для групп с не сильной личной техникой, рекомендую провесить перила.

Дальнейший спуск ничем не примечателен. В 16:30 находим стоянки, на которых ночевали группы Мартынова А. и Болотина И. Рядом с местом стоянки есть большой камень, на котором мы выложили турик. Воду нашли чуть ниже в камнях.

Точное место расположения лагеря показать проблематично

Выводы: Связка перевалов Бартанг + Железнодорожников соответствует категории слабенькой 2Б. Является логичным препятствием перед выходом в долину реки Хабарвивхац. При прохождении перевала Железнодорожников есть порядка 5 участков, которые проходятся с гимнастической страховкой или спортивным лазанием.

Общая характеристика двадцать третьего ходового дня

341 м

643 м

Долина реки Хабарвивхац Савноб

День 24. 23 августа

5:00 Подъем дежурного. 8:30 Выход группы. Всю ночь шел снег.

Место выхода из кулуара

По скально-осыпному склону двигаемся в сторону ледника Хабарвивхац. Подходим к нему в 10:00.

Спуск к леднику Хабарвивхац

Наша задача выйти к правобережному маренному карману. Выходим на центральную часть ледника, здесь меньше разрывов. Как только поравнялись с точкой захода в карман, поворачиваем в её направлении.

Выход на ледник

Место захода в правобережный маренный карман

Заход в карман представляет собой конгломератный склон средней сложности. В 12:30 группа перед началом подъема. За 45 минут ЧХВ поднимаемся на марену и спускаемся на площадки. Здесь останавливаемся на обед. Время 13:30.

Конгломератный склон, выводящий в маренный карман

15:10 продолжаем движение вниз. За две ходки по 55 минут доходим до озера. Пройдя его, спускаемся в долину по высохшему ручью.

Правобережный карман ледника Хабарвивхац

Мутное озерцо в кармане

Кулуар, выводящий в долину реки Хабарвивхац

Спустившись в долину реки Хабарвивхац, в 17:20 разбиваем лагерь на шикарных песочных площадках.

Место ночёвки

4601 м

59 м

1229 м

День 25. 24 августа

5:00 Подъем дежурного. 7:45 Выход группы. Облачно, временами дождь.

Начали движение по среднему курумнику, чуть-чуть набирая высоту. К реке не спускаемся.

Находим тропу и идем по ней.

Продолжая движение, выходим к верхним заброшенным кошам. Здесь необходимо найти и выйти на первую верхнюю тропу. Ориентиром служат два дерева, одиноко стоящие на склоне.

Движение по долине реки Хабарвивхац

Кружком отмечен ориентир захода на верхнюю тропу

Периодически пересекаем ручьи, вытекающие со склона. После очередного выходим на зеленую поляну, на которой есть множество мест под палатки. За ней еще одна поляна, но более заболоченная.

Места для стоянок

Еще через некоторое время доходим до следующих кошей и стойла. Здесь важно опять найти верхнюю тропу на склоне.

Стойло и разрушенный кош

Выход на очередную верхнюю тропу

Набираем высоту по тропе. Обходим промоину. Рядом со следующим разрушенным кошем, встаем на обед. Время 13:00.

После обеда, продолжаем идти по тропе и упираемся в большую вымоину. Выбиваем ступени в конгломератном склоне и спускаемся вниз. Здесь надо быть внимательными, сверху могут лететь камни.

Спуск по кулуару на нижнюю тропу

По кулуару спускаемся вниз, практически до реки. Выходим на нижнюю тропу и продолжаем движение по ней.

Нижняя тропа

В 16:50 доходим до поворота, ведущего в сторону кишлака Савноб. Здесь есть два пути. Первый по нижней тропе, уходящей на ровное плато. Второй среднему черному курумнику на склоне. Лучше выбирать именно этот вариант.

Поворот на верхнюю тропу, ведущую в Савноб

Заход на верхнюю тропу

Далее дорога выводит на несколько холмов и прямиком в Савноб.

18:00 группа в полном составе собирается в кишлаке. Поход окончен.

Кишлак Савноб

Местные жители очень гостеприимны. Нас приглашают в дом, кормят и дают расположиться на ночь. Машина должна была приехать как раз к 18 часам, но дорогу на пути размыло. В итоге мы выехали только в 11 утра следующего дня.

Общая характеристика двадцать четвёртого ходового дня

16,8 км

6 ч 20 мин

10 ч 15 мин

2666 м

3546 м

778 м

1542 м

Выводы и рекомендации

Туристский клуб «Вершина» при МБУ «Молодежный Центр «Лидер» г. Дзержинский в количестве 6 человек прошла горный маршрут пятой категории сложности по Центральному Памиру, с 31 июля по 24 августа 2022 года.

Поход получился насыщенным - за 25 ходовых дней пройдено 8 препятствий: 4 перевала 2А, 1 связка перевалов сложностью 2Б и 3 перевала 3А. У группы не было ни одного дня отсидки и полноценной днёвки.

Было совершено две попытки первопрохождений. От одного перевала мы отказались сами, но изучили его с не определяющей стороны, а также получили представление об изменении характера склона в зависимости от погодных условий. Второй был пройден в режиме первопрохождения, но оказался пройденным в 1979 году. Еще нами был изучен нехоженый цирк недалеко от перевала Сюрприз, с потенциальным первопроходом.

Всего пройдено 210,7 км, с учётом вычета дублированных участков пути. При этом суммарный набор высоты - 13 218 м. Таким образом, пройденный маршрут соответствует походу 5 категории сложности.

За весь поход команда провесила 45 веревок.

Трансфер в район утомительный, но весьма удобный. Возможны форсмажорные обстоятельства, если смоет или завалит какую-то часть пути.

В походе каждый из участников проявил себя с наилучшей стороны - как в техническом, так и в психологическом плане. Группа показала себя сплоченным коллективом, что неоднократно радовало руководителя. Основной костяк команды был сформирован в прошлых сезонах, но и новых участников была добрая половина. Не смотря на это атмосфера в группе была очень дружественная, не было ни малейшего намёка на конфликты или споры. С технической точки зрения группы была готова, чтобы пройти поход 5 категории сложности. Но и про обучение и контроль мы не забывали.

Для укрепления внутренней мощи и постижения общего смысла жизни всем без исключения участникам группы рекомендуются пройти поход более высокой категории. Отдельным участникам рекомендуется попробовать свои силы в подготовке новичков и руководстве походом начальной категории.

Используемая литература.

Отчёт о горном маршруте шестой категории сложности по Центральному Памиру сборной команды Москвы в период с 17 июля по 15 августа 2021 года. Потапенко А.В.

Отчёт о спортивном походе пятой категории сложности, проведённом на Центральном Памире с 18 июля по 11 августа 2021 года. Мартьянов А.К.

Отчёт о горном маршруте 5 к.с. по Центральному Памиру, командой Московской области под руководством Игоря Болотина, совершённом в августе 2021 года

Отчёт о спортивном походе 5 категории сложности по Центральному Памиру проведенном с 26 июля по 26 августа 2018 года. Резонтов А.В.

Отчет о походе (Варгафтик Г. М., 5 к.с., Памир, 2019)

Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Памиру в июле 2015 года. Мартынов А.В.