Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00


Автор: Роман Шилин, г. Дзержинский

Отчет о горном походе 5-ой к.с. по Центральному Памиру совершённом с 29.07 - 29.08.2022 г. Часть 1

Справочные данные о походе

Паспорт маршрута

Район путешествия

Центральный Памир

Вид туризма

Горный

Спортивная организация

т/к «Вершина», г. Дзержинский

Категория сложности

Пятая

Количество участников

Шесть

Руководитель

Шилин Роман Дмитриевич

Выпускающая МКК

МКК ФСТ-МО

Маршрутная книжка

36/2022

Сроки активной части похода

31.07 24.08.2022

Продолжительность активной части похода

25 дней

Длина маршрута без учёта коэффициента

210,7 км (с учётом повторений + 29,5 км)

Суммарный набор высоты

13 218 м

Максимальная высота

6228 м

Средняя высота ночёвок

4500 м

Ночёвки выше 4500 м

4887, 4753, 4500, 5200, 4960, 4890, 4915, 5016,5276,5284, 5960, 5760, 4908,4602 м

Состав группы

ФИО

опыт

высота

должность

1

Шилин Роман Дмитриевич

6ГУ(4), 4ГР

7439

Руководитель

Снаряженец

Штурман

Хронометрист

2

Гракович Дмитрий Леонидович

5ГУ

7134

Реммастер Видеограф

3

Емельяненко Наталья Владимировна

4ГУ

4550

Завхоз

4

Залётов Максим Владимирович

4ГУ

5642

Медик

Чтец

5

Персиков Олег Александрович

4ГУ

5642

Эколог

Финансист

6

Сартан Елизавета Александровна

4ГУ

7134

Фотограф

Список пройденных перевалов

N

Название

Высота

к.с.

Примечание

1

Кашал-Аяк

4330

2

Шмидта

4880

3

Сюрприз

5200

4

Старт

5250

Перевал был пройден в режиме первопрохождения. Снята записка 1979 г.

5

Абдукагор

5079

6

Ребро

5450

Подъем совершали с ледника Каскадный

7

Паустовского

6228

8

Бартанг + Железнодорожников

5420

Связка перевалов

Маршрут в электронном виде

https://nakarte.me/m=15/38.73437/72.20226&l=T/Q&nktl=8KaFbZcANNii8yRWLXBPFQ Карта с нанесённым на неё маршрутом:

Высотный график

Календарный график движения

Дата

N

Наименование участка пути

Расстояние

(Не идет в зачёт)

29.07 30.07

-

Самолёт Москва - Куляб Куляб - кишл. Поймазар

-

31.07

1

Кишл. Поймазар - тросовая переправа

-

01.08

2

м/н - Геол. База Дальнее (Заброска №1) - м/н

10,7 км (+10,7)

02.08

3

м/н - ледн. РГО

9,2 км

03.08

4

м/н - ледн. Красноармейский (Заброска №2) - подход под пер. Кашал-Аяк

9,6 км (+0,5)

04.08

5

м/н - ночевки на «Улице Горького» - пер. Кашал-Аяк (2А, 4330)

3,6 км

05.08

6

м/н - пер. Кашал-Аяк (2А, 4330) - седловина пер. п/п (4995)

5,7 км

06.08

7

м/н - ледн. Кашал-Аяк - ГМС - ледн. Федченко

15,3 км (+1,6)

07.08

8

м/н - ледн. Елены Розмирович - пер. Шмидта (2А, 4880) - ночевки

9,8 км

08.08

9

м/н - лед. Красноармейский - Забор заброски-2 - м/н

7 км (+3,1)

09.08

10

м/н - под. пер. Сюрприз

6,8 км

10.08

11

м/н - пер. Сюрприз (3А, 5200)

3,1 км

11.08

12

м/н - ледн. Аккадемии Наук - под пер. Старт

9,5 км

12.08

13

м/н - пер. Старт (2А, 5250) - л. Контейнерный - ледн. Федченко

8,8 км

13.08

14

м/н - пер. Абдукагор (2А, 5079) - нижние зеленые ночевки

15,4 км

14.08

15

м/н - Забор заброски-1 - м/н

8,7 км (+8,7)

15.08

16

м/н - слияние ленд. Обвалов и ледн. Каскадный

3,7 км

16.08

17

м/н - начало подъема на пер. Ребро - выход на ребро - обход первого жандарма

3,0 км

17.08

18

м/н - обход второго жандарма - подход под перевальный взлёт

1,0 км

18.08

19

м/н - пер. Ребро (3А, 5450) - Северная Мульда - ледн. Федченко - Большая Фирновая Мульда

7,4 км

19.08

20

м/н - под пер. Паустовского

5,9 км

20.08

21

м/н - пер. Паустовского (3А, 6228) - ледн. Грум-Гржимайло

3,7 км

21.08

22

м/н - ледн. Грум-Гржимайло - пер. Бартанг (5420) - ледн. Башурвдара

9,8 км

22.08

23

м/н - пер. Железнодорожников (связка 2Б, 5150)

6,7 км

23.08

24

м/н - ледн. Хабарвивхац - р. Хабарвивхац

8,3 км

24.08

25

м/н - кишл. Савноб

16,8 км

25.08

Машина Савноб - Куляб

-

26.08

27.08

28.08

Свободный день

-

29.08

Самолёт Куляб - Москва

-

Длина маршрута 210,7 км (без учёта повторений - 29,5 км).

Соответствие заявленного и пройденного маршрута

Поход пройден с незначительными отклонениями, относительно заявленного маршрута:

Руководитель отказался от сквозного прохождение пер. п/п (2Б, 4950). Группа спустилась по пути подъема и решила потратить один день запаса и посетить историческое место ГМС им. Горбунова. То место, в которое многие участники команды хотели попасть.

Для принятия данного решения было несколько причин, а именно:

  • Сильно изменился рельеф, относительно 2021 г. (в котором руководитель лично фотографировал и нашел потенциально интересное первопрохождение). Спуск планировался по снежно-ледовому склону вдоль скального гребня. В нашем же году, снег полностью вытаял, оголив скалы. Из-за этого, было бы необходимо оставить на спуске большее количество расходных крючьев и прочего вспомогательного снаряжения, относительно предполагаемого количества. Осмотрев место спуска, стало понятно, что впереди нас ждет пара веревок 70 80° по разрушенным скалам, которые рассыпаются в руках. Чем обусловлена сложность в организации надежных точек страховки. Так же по линии спуска был обнаружен небольшой водопад.
  • Увеличилась возможность получения травм или НС в команде, т.к. это был первый в походе технически сложный перевал. Рисковать здоровьем участников не хотелось.

Вместо прохождения пер. Челябинцев (Четвертой по счёту 3А), принято решение пойти по запасному варианту связке пер. Бартанг + Железнодорожников (2Б).

Основной причиной отказа от его прохождения послужила резкая не хватка бензина, которая обнаружилась в предыдущий день. Видимо, была совершена ошибка в расчётах. В результате чего, на пять дней выхода с района у группы оставалось 1,3 литра бензина. Что очень мало, если учитывать, как минимум двое суток, в которые пришлось бы топить снег. Поэтому было решено следующим днем пройти перевал Бартанг, оказаться на леднике Башурвдара на день раньше, и искать там воду. (Что мы успешно и сделали).

Группа была готова к прохождению данного перевала, как физически, так и морально. И даже не много расстроилась от того, что не удалось закончить техническую часть маршрута таким красочным перевалом.

Элементы новизны на маршруте

В походе было заложено несколько первопрохождений. В случае с п/п 4950, была произведена разведка нехоженого цирка и состоялся подъем на перевальную седловину с неопределяющей стороны. После чего, принято решение её не идти, о чем написано в предыдущем пункте.

Во втором случае, был пройден перевал п/п 5180, в режиме первопрохождения, но, оказавшись на седловине, был обнаружен тур с запиской от 1971 г. Командой из г. Запорожья. Данная седловина имеет название Старт (2А, 5180). Никаких данных о ней руководителем найдено не было. Препятствие пройдено насквозь. Появилась информация о леднике Контейнерный.

По просьбе членов МКК была совершена разведка одного из цирков хребта Академии Наук. Между пер. Сюрприз и ледником Медвежий. Фотографии и выводы о возможных первопроходах будут представлены в отчёте.

Трансфер

В Куляб группа в полном составе прилетела на самолёте:

Рейс U6 8969 Москва Куляб, с аэропорта Домодедово. Отправление 29.07 в 22:00, прибытие 30.07 в 04:20.

Трансфер группы из Куляба в кишлак Поймазар, организовывали через фирму Pamir Peaks Team, Давлата Хабибова (телефон +992918610189 (WhatsApp) или +992487010333, +992935001111, почта info@pamirpeaks.tj ).

Из Поймазара до тросовой переправы доехали на «шашиге» (Газ-66). Она имеется у местного жителя по имени Махамат (+992 88 088 0469 WhatsApp)

У него же можно отдохнуть на топчане. Очень гостеприимная семья. Правда цену за трансфер изначально он заломил почти в 2а раза больше (140$), чем в 21 году (80$). Но поторговавшись, договорились на 100$.

В целом, взаимодействие с Давлатом оставило приятное впечатление, работаем с ним не первый год.

На выезде произошел один неприятный момент, о котором расскажем ниже.

Возвращение в Москву:

Трансфер из кишлака Савноб в Куляб у нас также был заранее обговорен с фирмой Pamir Peaks Team. Цена 350$ c машины. Но водитель, который вёз нас обратно, потребовал увеличить оплату до 500$ c каждой машины, ссылаясь на то, что с Давлатом у них была договоренность именно на эту сумму. Получив отказ, он через некоторое время пришел к нам в номер гостиницы, попросил поговорить с руководством по телефону. Давлат признал свою ошибку и попросил перекрыть недостающую сумму, если есть такая возможность. Договорились, что мы добавим 100$ сверху, а все остальные издержки возьмет на себя он. На том и разошлись.

Основная часть группы в Москву возвратилась 29 августа. А Шилин Роман и Залётов Максим, остались в Таджикистане, чтобы встретить группу Саши Новосёлова.

Безопасность

Группа прошла предпоходную проверку на местности, участвовала в кросспоходе и выпускалась маршрутно-квалификационной комиссией МКК ФСТ МО.

Каждому участнику была оформлена страховка на 45 000$. Пользовались услугами страховой компании Ингосстрах.

У команды был опытный куратор, который имел доступ ко всей информации и документам, а также знал порядок действий при НС.

Документы

Для поездки на Памир, нужен следующий набор документов:

  • Миграционная карта: выдают в аэропорту, нужно поставить печать при оформлении регистрации и потом вернуть пограничникам при покидании страны.
  • Регистрация: необходимо получать всем прибывшим в страну в течение 3 дней (Оформляли через Давлата).
  • Разрешение на проезд в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО) (Оформляли через Давлата).

Официально документы можно оформлять только по будням. Учитывайте национальные праздники, например, Курбан Байрам. Однако, реально можно оформить и в выходные, но будет дороже и это обязательно надо обговорить заранее.

Пропуск в национальный парк. Оплатили на месте, в доме у Махамата 100$. Сказали посчитать нам за 6 дней + 30$ дали на лапу. Проверяющего скорее всего вызванивает сам хозяин, хоть и никогда в этом не признается.

Описание маршрута.

Первая часть. Акклиматизация и заброски.

Заезд, тросовая переправа, заброски №1 и №2, пер. Кашал-Аяк, п/п 4920, ГМС, пер. Шмидта

День 1. 31 июля

На самолёте, в 04:20 прибыли в Куляб. По приезду нам было необходимо отдать документы для оформления регистрации и пропусков. В 8 утра машина с нашими паспортами отправилась в Душанбе. В 15.00 все документы были в Кулябе, мы загрузились в две машины и выехали в Поймазар. Изначально, заезд именно через Куляб был выбран ради того, чтобы меньше времени потратить на организационные вопросы, и как можно скорее выдвинуться к началу маршрута. Оказалось, что все документы делаются в Душанбе и смысла прилёта в Куляб нет. Только на 2 3 часа меньше сидеть в машине на пути в горы.

В ожидании документов, возле аэропорта в Кулябе

Дорога заняла 12 - 13 часов, с учетом одной остановки пообедать и пару раз сходить в магазин. Но необходимо учесть, что водители не останавливались на отдых и отлично знали путь.

Все продукты, бензин и общественное снаряжение были упакованы, взвешены и распределены по участникам заранее.

Около 03:00 часов приехали в Поймазар. Остановились в доме Махамата. До утра нас расположили на топчане. В 8 утра нас накормили завтраком, пришел сборщик податей за нац. парк и в 9 утра мы на «шишиге» выехали в сторону тросовой переправы. Дорога заняла 1 час 10 минут.

Точка высадки группы возле тросовой переправы

Одеваем обвязки, подстраховываем все рюкзаки и сумки с едой, начинаем перебираться на другую сторону. Переправу осуществляли непосредственно по железному тросу, для этого из Москвы был привезен большой стальной карабин с косым открытием муфты. Через 50 минут вся команда была на другом берегу.

Крайний участник проходит переправу

Переправа продуктов и общественного снаряжения с помощью «трамвайчика»

Дальнейшие планы на день были прозаичны. Разбить лагерь, проверить всё снаряжение, подогнать его под себя, раскидать заброску и отдыхать.

С первого дня Памир начал дарить нам уникальные пейзажи. Двойная радуга

Общая характеристика первого ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

0,1 км

1ч 00 мин

1ч 00 мин

2600 м

2600 м

День 2. 1 августа

5:00 Подъем дежурных. 7:00 выход с м/н. Погода ясная. Движемся по дороге в сторону ледника Медвежий. Временами дорога/тропа теряется, но потом снова появляется.

Вид от места ночевки в сторону долины реки Абдукагор

Не доходя до языка ледника, необходимо выйти на верхнюю дорогу. Она позволит с наименьшими трудозатратами выйти к точке пересечения ледника Медвежий. ЧХВ до места пересечения 120 мин.

Выход на верхнюю тропу

Ледник Медвежий примерно раз в 10 12 лет выпрыгивает, становится сильно разорванным и на его прохождение может уйти целый день. Последний раз подвижка была в 2010 г. (или около того). Это необходимо учесть, при построении маршрута и предварительно связаться с гляциологами для уточнения информации (Сергей Денисов).

Нам же повезло, мы без особого труда пересекли его чуть выше по долине, даже не надевая кошки. ЧХВ на пересечение ледника 1,5 часа.

Пересечение ледника Медвежий

На турье озеро, находящееся по левому борту ледника (которое в этом году полностью пересохло), мы пришли в 11:25, не много отдохнув продолжили движение по тропе, к геологической базе Дальнее. Через 60 минут ЧХВ мы были возле верхнего домика, в котором и спрятали нашу заброску. Для защиты от медведей использовали уксус и красный перец. Мишка, не приходил, а вот мышки попробовали конфетки на вкус.

Сделав быстрый перекус, в 13:50 начали движение к лагерю. Начался небольшой дождь. Стоит отметить, что возвращаться в лагерь необходимо не позднее 14 часов, чтобы успеть затемно.

В 15:40 прошли ледник Медвежий в обратном направлении. И за 2 часа 15 минут ЧХВ вернулись в лагерь. Время 18:15.

Геологическая база Дальнее

Общая характеристика второго ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

21,4 км (10,7 км в зачет)

6 ч 30 мин

11 ч 5 мин

2630 м

3200 м

1000 м

1000 м

День 3. 2 августа

4:30 Подъем дежурного. 7:05 Выход из лагеря. Переменная облачность, ясно.

В этот день у группы были самые тяжелые рюкзаки за весь поход. Т.к. мы несли еду на 1-е и заброску на 2-е кольцо. Вес рюкзаков у мужчин 36 37 кг, у девушек 26 кг.

В течение всего похода продолжительность ходок была различной. Она менялась в зависимости от тяжести рюкзака, сложности рельефа и крутизны подъема/спуска. Ходовое время варьировалось от 20 минут до 1,5 часов. В этот и следующий день все ходки были по 20 минут.

От места ночёвки начали движение по дороге вдоль зеленого холма, который выводит на ледник РГО.

Место захода на бугор никак не обозначено, выбираем более пологое и удобное. Попадаем на небольшую поляну, забираем влево и ищем точку подъема на гребень. Оказавшись на нём появляется маркированная тропа. Место спуска на ледник отмечено большим туром, сложенным из камней.

Выход на гребень, выводящий на ледник РГО

Продолжаем движение по леднику. Примерно, в районе реки, вытекающей изпод пер. Арчевый Верхний, уходим в ранклюфт, справа по ходу движения. Идется хорошо.

Движение по ранклюфту левого борта ледника РГО

Через 2,5 перехода начинаются прижимы. Уперевшись в ледниковые обвалы, забираем влево по ходу и выходим на центр ледника, чтобы обойти разрывы.

Обход разорванной части ледника РГО

Обойдя разрывы, продолжаем движение по центру ледника, по границе красной и серой морены.

Через 2 ходки встаем на обед. Время 13:00.

Группа двигается по границе двух морен

В 14:45 продолжаем движение. Двигаемся по центру ледника. в 17:45 Находим замечательно место под палатку. Мелкоосыпной гребешок, который быстро ровняется. В 18:45 палатка стоит и готовится ужин. Воду берем из мелких струек, стекающих с ледника.

Лагерь на леднике РГО

Общая характеристика третьего ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

9,2 км

5 ч 30 мин

11 ч 40 мин

2635 м

3110 м

550 м

80 м

День 4. 3 августа

4:30 подъем дежурного. 6:45 выход группы. Переменная облачность / ясно.

От места ночёвки движемся по центральной части ледника, немного прижимаясь к его левому борту, где ледовые выходы соприкасаются с зачехленным ледником.

Ледник РГО

Не доходя до долины ледника Красноармейский, забираем вправо по ходу и попадаем в ранклюфт. Не много идем по нему, пока не упремся в ледовые обвалы. С этой точки опять забираем к центру и по пологой части поднимаемся на ступень.

Выход к слиянию ледников РГО и Красноармейский

В 11:00 группа доходит до места, откуда будет заноситься заброска № 2.

11:35 Оставляем девочек дежурить, а сами выходим на ледник Красноармейский. Обойдя основную зону разрывов, оставляем заброску. В 12:10 поворачиваем обратно к месту обеда.

12:30 команда возвращается к рюкзакам.

14:15 Выход группы, после обеда. Движение держим по центру ледника. Периодически, широкие вымоины преграждают путь. Спускаемся и идем по ним. Пройдя от точки обеда около 500 м, резко поворачиваем влево, на 90° и движемся по срединному белому леднику.

Движение группы по леднику РГО. Подход под пер. Кашал-Аяк

Через некоторое время, в районе слияния ледников Дарвазский и РГО, путь преграждает широкая трещина, обойти или перепрыгнуть которую не получается (хотя в 2021 г. проход был). Приходится уходить влево по ходу и забираться на срединную морену, по гребню которой проходим несколько больших разломов и возвращаемся на открытый ледник.

Подходим максимально близко к началу подъема на пер. Кашал-Аяк. Находим место для лагеря на леднике. Время 18.00.

Лагерь под перевалом Кашал-Аяк

Выводы: Ледник РГО не самый приятный в прохождении, придерживаться какойто определенной линии пути и строго идти по координатам GPS смысла нет. Для его успешного прохождения, впереди группы должен идти лидер, который быстро производит разведку и направляет всех участников в нужную сторону. Возможны проблемы с выбором площадок под лагерь, в границах между языком ледника и пересечением с ледником Красноармейский. Это необходимо учитывать и заранее начинать искать подходящие места.

Общая характеристика четвёртого ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

10,1 км (9,5 км в зачёт)

5 ч 30 мин

11 ч 15 мин

3110 м

3480 м

460 м

90 м

Перевал Кашал-Аяк (2А, 4330) и попытка п/п (4920)

День 5. 4 августа

4:30 Подъем дежурных. Выход 7:00. Ясно / переменная облачность. От места ночевки держим курс к правому борту ледника. Подойдя к началу подъема, одеваем кошки. Двигаемся вдоль линии черной зачехленной морены, оставляя ее по правую руку.

Путь подхода к «ул. Горького», выводящей на пер. Кашал-Аяк (2А)

Упираемся в разломы, разведка к центру ледника успехов не приносит. Забираем налево по ходу и выходим на осыпуху под скалами. По ней обходим основные большие трещины и возвращаемся на ледник.

Обход больших разломов, по осыпи правого борта ледника

10:00 Лидеры начинают провешивать веревку к полочке, с которой начинается выход на «ул. Горького». С этого же места можно вешать дальше вверх, тогда перевал будет иметь сложность 2Б.

Прохождение технического участка. Синим перила. Красным ногами.

Данный участок пути можно пройти без провешивания перил, если руководитель уверен в уровне личной техники каждого участника. В нашем случае было важнее вспомнить работу с веревкой и технические моменты. Группой была провешена одна перильная веревка, а второй участок проходился через ледобурную дорожку.

Необходимо учесть возможность обрушения верхней части ледопада. Проходить опасный участок нужно быстро. Всей командой не собираться на нижней станции.

Лидеры провешивают первую веревку.

11:15 группа в полном составе перед заходом на «ул. Горького». Снимаем кошки. Начинаем подъем по средней скальной осыпи. Местами спортивное лазание.

В 13:10 выходим на первые площадки. Обедаем.

Выход на «ул. Горького»

Начинает чувствоваться высота. Некоторым участникам становится тяжело идти. Темп падает. Принимаем решение плавно акклиматизироваться и заночевать в тепле. Воду добываем из мелких струек, вытекающих из-под снежника.

С места обеда поднимаемся чуть-чуть наверх, где находятся более удобные площадки и открывает великолепный вид.

Лагерь на верхних площадках по «ул. Горького»

Общая характеристика пятого ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

3,6 км

5 ч 40 мин

9 ч 00 мин

3475 м

4036 м

615 м

50 м

День 6. 5 августа

4:00 Подъем дежурного. 6:20 Выход группы из лагеря. Ясно.

От места ночевки, двигаемся по тропе, идущей вдоль скал над обрывом. За 20 минут доходим до снега, одеваем кошки, начинаем выходить на ледник.

Тропа вдоль скал от стоянок на «ул. Горького»

Еще 25 минут идем вдоль скал по открытому леднику. Все трещины видны и без проблем обходятся. Но пройдя еще некоторое время связываемся. Появляются мосты, по которым быстрее и спокойнее проходить со страховкой, а не петлять в разные стороны, находя места обхода трещин. Двигаемся к центру ледника.

Так как перевальная седловина очень условная и никакого тура нет, мы останавливаемся на отдых, делаем фотографию и двигаемся дальше.

Группа на пер. Кашал-Аяк (2А, 4330)

Заход в нужный нам цирк начинаем с правой по ходу стороны. Поднимаемся на первый снежный склон, по которому выходим на верхнюю ступень ледопада. Сам ледопад у нас остается по левую руку, мы же ближе прижимаемся к склону.

Уклон около 15°, трещин нет.

Заход в цирк пер. п/п (4920). Обход ледопада.

Обойдя ледопад и оказавшись над ним, двигаемся по закрытому леднику в сторону перевального взлёта. Угол наклона 5 10° Подойдя под начало подъема, делаем остановку и оцениваем ситуацию. Выбираем линию подъёма.

Линия подъема на гребень пер. п/п (4930)

За 55 минут, группа поднимется на снежный склон (25 30°) и оказывается в зоне трещин. Разломы большие и длинные, практически от борта, до борта. Но петляя между ними, всегда находится место, где их можно обойти.

(Фото следующего дня). Первая связка приближается к зоне трещин

В 13:50 группа в полном составе на широком гребне, выше перевальной седловины. Седловина широкая, есть множество мест под палатки. Вода в луже у скал. Лагерь ставим здесь, под защитой скал от ветра. Сам перевал и точка спуска с него, находятся правее и ниже по гребню.

Высота лагеря 4950 м. Высота перевала 4930 м. У участников чувствуется горная болезнь, но проходит она в штатном режиме, без каких-либо осложнений. Все по классике.

Точка спуска с перевала находится ниже лагеря, ближе к скальному контрфорсу

После разведки места спуска с перевала, было принято решение отказаться от его сквозного прохождения.

Причин для отказа было несколько: Во-первых, характер склона изменился, относительно 2021 г. Снежно-ледовый склон, по которому планировался спуск полностью растаял. Что означало, увеличение расходных крючьев и петель при организации страховочных станций, увеличилась камнеопасность. Во-вторых, сложность в выборе места для организации безопасных точек для станций. Скалы сыпучие и разваливаются в руках, что сильно задержало бы группу при прохождении данного препятствия, т.к. это был первый технически сложный участок в походе. В-третьих, в самом начале, спуск должен осуществляться по стекающему ручью, что могло послужить промоканию участников и их болезни в будущем. Организм и так находится в стрессовом состоянии и адаптируется к высоте, не стоит его еще перегружать борьбой с простудой.

Группа на гребне, чуть выше перевала (4930 м)

Исходя из разведочных данных, приняли решение спускаться на следующий день по пути подъема. Потратить один день запаса, но побывать на станции ГМС Горбунова.

Выводы о перевале п/п (4930) и вариантах его прохождения:

Спуск планировали осуществлять с нижней точки перевальной седловины. Сначала идёт 2 3 веревки по разрушенным скалам, уклон 60 80° Возможны трудности с выбором безопасных точек для станции. Вроде бы просматривались места, где от камней можно спрятаться за углом скалы. По спусковому кулуару течет ручей. Далее выход на скально-снежно-ледовый склон, здесь 3 5 веревки на бурах (если есть лёд) или на скалах вдоль гребня. Угол наклона 20 40° Перевал потенциально камнеопасен (исходя из следов на склоне). После выхода на выполаживание идет спуск в связках, нижний ледопад распутывается прижимаясь к правому борту ледника (см. отчет Потапенко от 2021 г.)

С ледника Елены Розмирович от 8 августа 2022 г.

Фото с пер. Фетисова, от 2021 г. Зеленым планируемая линия спуска

Вид спускового кулуара с седловины 4930

Общая характеристика шестого ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

5,7 км

4 ч 30 мин

7 ч 20 мин

4130 м

4922 м

796 м

41м

ГМС им. Горбунова

День 7. 6 августа

4:00 Подъем дежурных. 6:30 Выход группы. Погода ясно.

Начинаем спуск по пути подъема. За 30 минут прошли зону трещин и спустились с перевального взлёта.

Спуск с не пройденного перевала (4930)

Еще через 45 минут вышли на плато Кашал-Аяк. Здесь, отказываемся от движения по пути подъема, чтобы не делать крюк назад. Решили идти напрямик через ледопад, прижимаясь к левому борту ледника. Снизу было видно, что там всё идется ножками. Так и оказалось, был только один участок 5 метров, которые прошли на три такта. Оказавшись внизу увидели, что по правому борту ледника есть еще более логичный спуск.

Обход разрывов на ступени ледопада

За 60 минут сбросили высоту и подошли, практически, к слиянию с ледником

Федченко. Ледник разорван. Много петляем и ходим по снежным мостам. Здесь оставляем рюкзаки и идем на экскурсию в ГМС им. Федченко.

Гидрометеорологическая станция находится на леднике Федченко, на высоте 4200 м. Люди на ней работали в свое время с 1933 до 90-хх годов, до тех пор, пока она вдруг перестала быть кому-то нужной. Немного грустное, но очень атмосферное место!

В 12:10 вернулись к рюкзакам. На подъем ушло 45 минут. На спуск 30 минут.

ГМС им. Горбунова

От места хранения рюкзаков, сделали еще одну ходку, и пересекли срединную марену, выйдя на ледник Елены Розмирович. Встали на обед в 13:05. На слиянии ледников имеются разломы и ледовые завалы. Всё обходится, при правильном выборе направления движения.

Красным - линия движения группы. Зеленым - более простой и логичный путь

Двигаемся в сторону перевала Шмидта. Ледник сильно разорван. Трещины от одной срединной марены, до другой. Приходится много петлять. Возможно более оптимально было бы перейти на другую сторону второй срединной морены и по ней уже двигаться вперед. (по крайней мере по карте видно, что там разрывов нет).

Ночуем напротив п. Шпора на рыжей морене. Изначально хотели пройти выше и остановиться на льду, но потом передумали и вернулись на камушки. В 17:15 нашли место для лагеря. В 18:10 уже стоит палатка и готовится ужин.

Мн на рыжей срединной морене, напротив безымянной вершины 5085 и п. Шпора 4792

Общая характеристика седьмого ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

16,9 км (В зачёт 15,3 км)

5ч 40мин

10ч 45мин

4076 м

4920 м

429 м

1072 м

Перевал Шмидта (2А*, 4940 м)

День 8. 7 августа

4:00 Подъем дежурных. 6:20 Выход группы. Погода Ясно. Продолжаем движение по леднику Елены Розмирович. Ледник открытый, трещин нет. Идем в кошках с палками, без связок.

Линия движения группы к цирку перевалов Наука, Розмирович и Шмидта

Подходим к ступени ледопада, которая выводит в цирк перевалов Наука, Розмирович и Шмидта. Связываемся. Усиливается ветер. Подъем осуществляем между ледопадом слева и скалами справа. За 60 минут поднимаемся до выполаживания. В верхней части левого борта ледника большие разрывы.

Обходим их, прижимаясь к правому борту.

Линия подъема на верхнюю ступень ледопада

Как только заканчивается зона трещин, поворачиваем направо по ходу и идем напрямик к перевалу Шмидта. Не много не доходя до перевального взлёта встаем на обед. Время 12:05

В 12:30 лидирующая связка выходит обрабатывать склон. Было провешено 2 веревки. Первая для подстраховки через берг в нижней части склона. Вторая напрямик на гребень, ведущий к перевалу. Станции на бурах. Возвратились ребята в 14:20.

Относительно 2021 г. в районе очень мало снега. Местные жители утверждают, что это самый сухой и жаркий год за последние десятилетия. К примеру, на этот же перевал в прошлом году лидирующая связка зашла пешком. В этом же году перевальный взлет был полностью из льда. Снега не было совсем.

Подъем на гребень, ведущий к седловине перевала Шмидта

Перевальная седловина широкая. Есть несколько подготовленных мест под палатки. Вода тоже имеется в луже. Тур посреди перевальной седловины на скалах.

Снята записка группы Андрея Потапенко, от 24 июля 2021 г.

Перевальная седловина

За 60 минут ЧХВ группа в полном составе на перевале Шмидта (2А*, 4940 м)

Групповое фото на пер. Шмидта (2А, 4940 м)

Спуск начинаем в 16:40. За 15 20 минут спускаемся до выполаживания. В верхней части склона мелкая осыпуха. В нижней снег со льдом, крутизной 20° Нижнюю часть проходили на личной технике. Так же не стоит забывать про берг, который находится прям перед выполаживанием. Его прошли по засыпанному мосту.

Путь от перевала до стоянок

Западный склон перевала Шмидта

Далее, не много пройдя по ледовым полям, выходим к месту ночевки. Время 17:25. Шикарные виды, есть подготовленная площадка под 1 палатку пик. Ночью поднялся сильный ветер, который заставил руководителя понервничать, но палатка выдержала это испытание, что позволило дальше не переживать за ее ветроустойчивость.

Восхитительные ночёвки возле пер. Шмидта

Таблица 8. Общая характеристика восьмого ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

9,8 км

5 ч 30 мин

11 ч 00 мин

4243 м

4956 м

742 м

235

День 9. 8 августа

5:00 Подъем дежурного. В 7:10 Выход группы. Погода Ясно. За 25 минут от места ночевок доходим до гребня, который выводит к спусковому кулуару.

Движение группы в сторону спускового кулуара

Далее по границе скал и снега, мелкой и средней осыпи подходим к месту от которого необходимо провесить пару веревок.

Точка начала перил

В 8:20 начинаем работу по провешиванию перил. Две веревки на скальных крючьях. Кулуар крутизной до 45°

В 9:55 вся группа собралась внизу.

Первая веревка на спуск

Линия спусковых перил. Участники находятся на станции, под защитой скальной стенки

За два перехода по 50 минут, спускаемся вниз до ледника Красноармейский. Характер склона различный, сначала мелкая и средняя осыпь, потом выходили на снег, но для обхода трещин, требовалось опять возвращаться на осыпь. В нижней части выходим на травянистый склон, и по руслу пересохшего ручья спускаемся до ледника. В 12:00 находим место для лагеря, ставим палатку и готовим обед.

Линия движения группы, после прохождения перил

Снизу на путь движения группы

Подготовка площадки под палатку. Ледник Красноармейский

В 15:10 за заброской выходят 4 человека. Девушек оставляем в лагере, что бы они восстановили силы и смогли устроить себе банные процедуры. За 70 минут ЧХВ доходим до заброски.

В 16:35 начинаем движение обратно в лагерь. На это уходит 1 час 45 минут ЧХВ.

При движении по леднику Красноармейский необходимо держаться его центральной части. Ближе к слиянию ледников начинаются разрывы и провалы. Их тоже лучше распутывать по центру, не прижимаясь к краям ледника.

Мужики выходят за заброской. На фоне пик Комакадемии 6419 м.

Вывод: Перевал Шмидта соответствует категории 2А*. Рекомендуется для прохождения групп от 4 к.с. и выше. Определяющим участком является спуск в долину ледника Красноармейский и подъем на гребень перевала с восточной стороны.

Общая характеристика девятого ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

10,1 км (В зачет 7,1 км)

6 ч 50 мин

11 ч 10 мин

3259 м

4752 м

403 м

1539 м

Вторая часть. Исследовательская.

Перевал Сюрприз (3А, 5200)

День 10. 9 августа

4:00 Подъем дежурного. 6:30 Выход группы. Погода Ясно.

Начинаем движение в сторону перевала Сюрприз по срединной морене. Стоит отметить, что солнце в долине ледника Красноармейский выходит поздно, а заходит рано. Это стоит учесть на полуднёвке, если есть планы постираться и просушиться. Лучше это сделать до 15 16 часов.

Движение по леднику Красноармейский

За две ходки по 20 минут доходим до натёчного льда, надеваем кошки. Ледник открытый, трещин нет.

Держим курс на гребень, ведущий в верхний цирк перевала Сюрприз. По этому гребню обходится ледопад. Еще за две ходки по 20 минут подходим к началу разрывов перед подъемом на гребень. По пути надо будет перейти на другую сторону ручья. Он достаточно глубокий и полноводный. Следует тщательно выбрать место для его пересечения.

Красным отмечен путь группы. Зеленым линия движения разведывательной связки

Подойдя практически вплотную к началу подъема, начинаем распутывать трещины и искать выход к нужному нам кулуару. За 35 минут поднимаемся на гребень.

В этой точке команда делится на две группы. Руководитель с напарником по связке уходит в соседний цирк, дабы выполнить задание МКК и сфотографировать наличие потенциальных первопроходов. Вторая часть группы продолжает движение по гребню, выходит на ледник и движется к точке штурмового лагеря под перевальным взлётом. Связь между группами осуществляется по рации.

Разрывы вблизи гребня, ведущего в цирк перевала Сюрприз

Скальный гребень в обход ледопада

За 90 минут ЧХВ связка возвращается к рюкзакам и выдвигается за основной группой. Время 12:00. Еще через 30 минут проходим гребень и оказываемся на снежно-ледовом плато. Двигаемся вдоль ледопада, оставляя его разрывы слева по ходу. Идем по закрытому леднику. Основная группа приходит на место стоянок в 13:00. Мы же доходим до ребят в 14:15. Ставим лагерь на безопасном расстоянии от склона, примерно в 200 метрах.

После принятия пищи лидирующая связка идёт обрабатывать склон. Провесили 3 веревки.

Цирк перевала Сюрприз и Красноармейский

Итоги разведки:

Курс движения в сторону нехоженого цирка держали по пологой части склона. Здесь, ледник местами закрытый. Связываемся, трещин достаточно. В верхней части есть участки, которые проходим на три такта. Выбрались на одну из полочек, с которой открывается обзор всех окружающих нас гор. Дальше решили не идти, да и проход нам преградила большая трещина. Высота 4430 м.

Более логичный и простой подъем в данный цирк стоит осуществлять по левому борту ледника.

Линия движения разведывательной группы (фото со скального гребня)

Западный цирк одного из отрогов хребта Академии Наук

Перевал интересный, на первый взгляд перепад высот около 600 800 м. Снежно-ледовый склон. Видны следы падения камней. В верхней части узкий кулуар. Нижняя часть склона подрезана бергом. Карниза нет.

С обратной стороны спуск по снежному склону.

Восточная сторона потенциального первопрохода

Общая характеристика десятого ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

7,8 км

5 ч 20 мин

7 ч 45 мин

3614 м

4479 м

888 м

29 м

День 11. 10 августа

2:30 Подъём дежурного, 4:50 Выход первой двойки. Далее, по мере готовности, вся группа подтягивается к началу перил. Почти на каждой веревке имеется промежуточная точка, которая позволяет быстрее проходить перила и подносить веревку лидерам.

В 5:00 группа начала работать на участке.

Траектория движения группы при подъеме на перевал Сюрприз (3А, 5200)

Характер склона снежно-ледовый. Средняя крутизна 45°

От начала подъема вешаем две верёвки до снежной лопаты. Есть небольшая вероятность падения камней. С вечера, при провешивании перил, лидеры сказали, что камушки летали.

Начало подъема, первые две веревки

Далее движение строго вверх. Практически на протяжении всего подъема вешались перила. Угол наклона 30 40°

Веревки 3 5. Подход под большую трещину.

Верёвки 6 7

Есть несколько важных контрольных точек: Первая это большая трещина. Её мы обошли левее по снежным мостам.

Обход большого берга по снежным мостам

Сразу после неё начинается вторая точка это снежный пупырь, крутизной до 60° Сложности особой нет, просто на этом участке увеличивается крутизна склона. Лидер провесил перила с рюкзаком.

Третья это верхний берг. Мы смогли найти проход слева по ходу. По мосту, над бездной. Очень красивое место. Под ним имеется еще одна трещина поменьше.

В 2021 г. проходили ледовую стенку в лоб и потратили очень много времени и сил на то, чтобы вытащить рюкзаки.

Верхний берг. Ключевой участок.

Здесь, при желании можно поставить палатку. Многие группы так и делают, т.к. сильно устают к этому моменту. Мы были под бергом в 17:00. И пока ждали замыкающего, у группы было время отдохнуть.

В этот момент лидеры нашли проход и провесили ключевой участок до начала финального взлета.

Обход трещины «над бездной» по мосту

Дальше еще пару веревок по снего-льду и пешочком на перевальную седловину.

Группа в полном составе на перевале в 20:00. В сумме было провешено 19 веревок.

Цирк перевалов Сюрприз и Красноармейский

Седловина перевала широкая, есть много мест под палатки. В других отчетах написано, что имеется вода. В нашем случае либо ручейки уже замерзли, либо мы их не обнаружили. Турик находится на скалах, на 5 м выше седловины.

Седловина перевала Сюрприз (3А, 5200)

Выводы: Перевал Сюрприз, это очень сильная 3А. Технически интересный, требует много сил и выносливости. Рекомендуется для прохождения в походах 5 к.с. Обязателен ранний выход.

Общая характеристика одиннадцатого ходового дня

Всего пройден

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

3,1 км

14 ч 00 мин

15 ч 00 мин

4473 м

5208 м

1038 м

312 м*

* Откуда взялись на GPS данные по сбросу высоты в 312 м загадка! Да и суммарный набор вызывает подозрения.

Перевал п/п (2А, 5180)

День 12. 11 августа

5:00 подъем дежурного. 8:20 выход группы. Ясно.

Спускаться с седловины начали вправо, под ледовую стенку. По мостам проскакиваем берг. Всё проходим в связках. Далее выходим на снежную горку и спускаемся на плато. Время 9:00.

Известно, что некоторые группы спускались траверсируя склон влево по ходу. И через метров 100 проходили трещину или вешали одну веревку вниз с седловины. Уходить влево точно не было смысла, т.к. снега мало, есть выходы льда и без страховочных перил это было бы не безопасно.

Линия спуска с пер. Сюрприз

Двигаемся по закрытому леднику в сторону нашего следующего первопрохода. Впереди натыкаемся на замершее озеро. Решаем набрать воды, но безуспешно. Зато устроили фотосессию и повеселились.

Движение по леднику Академии Наук

Отпуск!

Двигаемся ближе к правому борту ледника. Прижимаемся к склону и вдоль него обходим первые ледовые разрывы, оставляя их по левую руку. Продолжаем обходить разрывы чуть-чуть сдвигаясь к центру ледника. После того, как оказались на ровном участке, встаем на обед. Время 12:30.

Обход ледовых трещин вдоль вершины (5248)

После обеда поднимаемся на снежный склон к гребню, по которому в 2021 г., мы обходили ледопад и поднимались к пер. Песня. Время 14:30. Начинается второй участок больших разломов. Много трещин. Распутывать ледник было не просто, но интересно. Много снежных мостов. Так и шли ближе к левому борту ледника, пока не закончились разрывы. После чего повернули налево по ходу и на прямик пошли к нашему перевалу.

Выход к месту стоянки, после прохождения второго участка ледовых разрывов

Лагерь поставили в 450 м от перевального взлёта, т.к. выше и ближе к началу подъема, менее удобные и ровные места под палатку. Время 16:40.

Направление движения к перевальному взлёту

В 17:00 лидирующая связка пошла на разведку, обрабатывать склон и попробовать выйти на перевальную седловину. Но пролезть в этот день ключевой скальный участок не удалось. Провесили 2 веревки по снежно-ледовому склону и 1 веревку в скальный кулуар. В кулуаре можно идти ножками, но двух веревок по 60 м, не хватило, чтобы дойти до камней.

Для прохождения перевала, мы выбрали левый кулуар. Лидирующая связка за работой.

Общая характеристика двенадцатого ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

9,5 км

5 ч 00 мин

8 ч 20 мин

4707 м

5210 м

254 м

501 м

День 13. 12 августа

4:00 Подъем дежурного. 6:15 Выход группы. Ясно/переменная облачность.

В порядке готовности выходим в сторону перевала. В нижней части нужно пролезть небольшой бергшрунд. Дальше ледовый склон, крутизной 35 45° После чего заход в кулуар. Там движение по камням, под скальную стенку. Возможно, следующим группам имеет смысл разведать выходы на перевал через другие кулуары. Наш самый короткий путь, но на нём ключевой участок вертикальных скал в 4 м

Подход группы к перевальному взлёту от м/н

Кулуар, выводящий к ключевому участку

Скальную стенку лидер пролез в кошках и с инструментами. При выходе на седловину было много мелких камней, которые постоянно сыпались, когда ёрзала веревка или ступал человек. Хоть они и не успевали развить большую скорость, это необходимо учитывать будущим группам. На седловине станция вокруг большого камня.

Лидер на ключевом участке

До начало веревок от м/н 20 мин. Вся группа на перевале в 9:30. Участники уже начали выкладывать из камней турик, но руководитель заметил на середине гребня уже сложенный... Открыв его, обнаружили записку 1979 г., восходителей из Запорожья, под руководством Резниченко. Они дали название перевалу «Старт». Конечно мы не много расстроились, потому, как ни один из двух заложенных первопроходов не состоялся, но зато теперь страна будет знать своих героев. История.

Группа на перевале Старт (2А, 5180)

Перевальная седловина не очень широкая. При желании можно поставить одну палатку. Воды нет.

Перевальный гребень

Спуск с перевала идет по снежному склону. В начале уклон 5°, доходим до первого верхнего берга. Обходим его, прижимаясь к левому борту. Далее путь преграждает большая трещина, от борта до борта. По центру мы нашли проход по снежному мосту. Отсюда крутизна склона возрастает до 20 25° Идем в связках.

С правого склона видны следы большого ледового обвала. (На фотографиях 21 г., которые руководитель изучал перед походом, они тоже были.) Слева со склона периодически летят камни.

Линия движения группы с перевала Старт, по леднику Контейнерный

На выполаживании попадаем в снежное болото. Забираем левее по ходу и по частично зачехленному леднику движемся к слиянию ледников Контейнерный и Федченко.

В 12:40 встаём на обед на леднике Федченко.

Характер склона, после прохождения большой трещины

15:30 выход группы. Двигаемся в сторону перевала Абдукагор. В районе цирка перевалов Космонавта Волкова и Песня, ледник сильно разорван. Приходится идти зигзагами. Потом еще забираемся в снежное болото. Его длина около 100 м. После его прохождения делаем еще одну ходку и встаём на ночевку. Время 17:00.

Выводы: Перевал Старт должен иметь категорию сложности 2А*. Интересный и логичный. Нашей группой был пройден в режиме первопрохождения. Ключевой участок скальная стена, высотой в 3 4 м. Рекомендуется к прохождению группам от 4 к.с. Всё-таки в тройке могут возникнуть проблемы.

Общая характеристика тринадцатого ходового дня

Всего пройдено

ЧХВ

Время в пути

Высота мин.

Высота макс.

Сумм. набор

Сумм. сброс

8,8 км

6 ч 10 мин

10 ч 45 мин

4735 м

5185 м

395 м

462 м


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Сортировать по: дате рейтингу

Отчёт, район и поход интересны - спасибо, ребята!

Радует участие в сложном походе двух девушек. Редакторам: надо бы исправить небольшую ошибку в названии отчёта - поход был по "Центральному Памиру", а не по "Центральному Походу" - это очевидно.
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100